Золотая лестница что это

34. Бёрн-Джонс. Золотая лестница

ИЗ СБОРНИКА «РАССУЖДЕНИЯ О ЖИВОПИСИ».

ГЛАВА — 34. БЁРН-ДЖОНС. «ЗОЛОТАЯ ЛЕСТНИЦА».

Хотелось бы показать побольше работ символистского направления или, в крайнем случае, выбрать достаточно характерное произведение. Поэтому трудно было выбрать, какое же произведение поставить в заголовок. Ну, пусть будет это, — «Золотая лестница» (если нужно, увеличьте компьютером). Характерные атрибуты художественного символизма здесь представлены очень наглядно.

Мы видим не просто ассоциативный образ, а целый набор таких образов. Их много в картине, — куда ни глянь.

Сам образ лестницы, усиленный вертикальной вытянутостью картины. Откуда она и куда? Не ясно. Пусть зритель сам додумывает, или лучше сказать – «дочувствывает». Лестница золотая. Почему золотая? Что означает здесь золото? Прекрасные одухотворённые девушки в старинных одеяниях движутся по лестнице сверху вниз. Движение кажется бесконечным. Смысл и цель этого движения непонятны. В руках – древние музыкальные инструменты, некоторые девушки увиты лавром. Какие-то ассоциации здесь, конечно, могут быть, но, вероятно, у каждого свои. Простор для воображения зрителя очень широк. Вверху – маленький кусочек чистого неба и голуби. Изящные, плавные, но иногда тревожные, позы. Какая-то отрешённость от земного. Что это? О чём это? Главный образ, судя по названию, — золотая лестница. Но в чём его значение? Картина создаёт впечатление гармоничной красоты и загадочности, но одновременно – и какой-то тревоги. Посмотрите на взгляд последней девушки внизу, той, которая уже готова войти в раскрытую золочённую дверь. В отличие от остальных, её глаза неотрывно устремлены прямо на нас с каким-то напряжённым выражением. Что хотел этим сказать автор?

Читайте также:  Кровати для детей двухэтажные с лестницей ящиками

Вот он – символизм, во всей полноте своего проявления. Бездна ассоциаций; утончённая игра света и линий, приковывающая внимание; целое «дерево» многократно разветвлённых образов. И в то же время – отсутствие ответа, неопределённость, непонятность.

Хорошо это или плохо? Наверное, на эту тему можно спорить. Может быть, это личное дело вкусов разных зрителей? Может быть, навязывать свою оценку нельзя?

У Маяковского есть такие строчки. Говоря о том, что в боях жизни мы вынужденно делим искусство на полезное нам, «правильное» и на неполезное, «неправильное» и не можем не делить из-за этой борьбы, — говоря это, Маяковский далее пишет о вкусах далёкого будущего:

«Когда ж прорвёмся сквозь заставы
и праздник будет за болью боя,
мы ВСЕ украшенья расставить заставим, —
любите любое!»

Может быть, это и верно. Люди далёкого будущего, выйдя из рамок сегодняшней злободневности, смогут позволить себе более широкие взгляды на разные направления прошлого искусства. Но глядя не из будущего, а из сегодняшнего дня, невозможно не видеть в некоторых художественных направлениях того, что достойно критики.

Речь идёт не о положительной символистичности всякого искусства, которая обогащает творчество, а о конкретном явлении – европейском символизме конца 19-го века. А идеи, лежащие в основе того символизма, навряд ли можно назвать правильными.

Реализм банален, — говорили основатели этого направления. – Реализм исчерпал себя. Та действительность, которая ощутима и видима для нас, это не главное, это только слабое следствие великого и главного, которое невидимо. Художник должен не только отойти от реальной действительности, но даже и противопоставиться ей и сделаться посредником между этой внемировой силой и людьми, постичь невидимое и донести его людям в сложных зримых образах.

Как видим, здесь не просто использование ассоциативного приёма, а целая мистическая «теория».

А из этих идей, из этого ухода в «великую потусторонность» и все их художественные средства, устойчиво повторяющиеся у разных авторов. Чтобы выразить через видимое изображение невидимый, «скрытый для непосвященных», смысл, символисты переполняли свои картины мифическими сюжетами, идеализированным средневековьем, колдунами, демонами, рыцарями, магическими знаками, лунностью, причудливо изогнутыми деревьями, небывалыми цветами, изображениями ночи, масками, непонятно откуда исходящим светом, сочетанием лучей и тьмы, прекрасного и безобразного, — и тому подобными странностями воображения.

Да, смотреть на такие картины бывает интересно, особенно если они сделаны талантливым мастером. Но постоянное навязывание каких-то смутных, непостижимых идеалов – разве таким «хлебом» надо кормить живых людей?

Поймите эту мысль правильно. Никто не отрицает необходимости разнообразия творчества, никто не возражает против символичности в искусстве, против сложных ассоциаций, против метафоричности. Но суть вопроса в том, что это за метафоричность, куда она ведёт. Вперёд и вверх? Или «вбок и вниз»?

Разве нельзя с помощью сильных метафор и глубоких ассоциаций открывать сложность реальных явлений и действительный смысл нашей жизни? Конечно, можно. И нужно. Пусть это тоже называется символизмом, не жалко. Но это будет другой символизм. Этот символизм всей силой сложной поэтичности поведёт людей к жизни, а не от неё.

Да, может быть, и правда, что смысл скрыт и художник должен быть посредником. Но где он скрыт? – вот в чём дело. Если он и скрыт, то не в какой-то «потусторонности», а здесь. Здесь его и надо открывать. Вот тогда такой символизм будет крупным, великим явлением искусства. А символизм мистический, при всей своей красивости формы, всё же по содержанию мелок.

Некоторые произведения известных символистов неожиданно показывают замечательный прорыв в новое, правильное искусство. Видимо, мистика мистикой, но они живые люди и жизнь временами берет своё, как, например, на картине «Война» известнейшего, — так и хочется сказать, махровейшего, — символиста Арнольда Бёклина (если захотите, самостятельно найдите её в интернете).

Нельзя не признать, что европейский символизм наработал очень много увлекательных приёмов. Нельзя не признать, что лучшие мастера этого направления чрезвычайно интересны своим тонким и богатым воображением. Как было бы хорошо применить все эти наработки действительно во благо.

Источник

Золотая лестница космосов.

Золотая лестница космосов.

В стране Кеми — древнем Египте — существовало две касты жрецов и три отличавшихся друг от друга учения.

Одно из них было внешним, предназначенным для народа, и гласило, что после смерти человека его душа переселяется в другое тело в зависимости от того, какую жизнь вел этот человек. Если он вел себя благородно, то в своей последующей жизни он мог подняться на более высокую общественную ступень, воплотиться в жреца и даже фараона; если же он вел себя недостойно, нарушал законы, то его душа должна была возродиться в теле слуги, раба, животного или растения.

Однако сами жрецы в это не верили. Они полагали, что переселение душ совершается не на нашей земле, а на других небесных телах, куда те переносятся в зависимости от поступков предыдущей жизни.

Но среди верховных жрецов была группа посвященных, которые знали, что наш мир — мир желтых солнц — всего только песчинка в мироздании; что существуют иные вселенные, иные космосы. Их количество бесконечно, их разнообразие безгранично, как безграничны космические пространства, их разделяющие. И все эти миры — только светильники у подножия Бога Элоима, расположенные по «Золотой лестнице», идущей к престолу Бога Великого и Неизреченного.

И учили жрецы, что ступенями этой Золотой Лестницы являются космосы, которые населяют снизу вверх люди, Леги, Арлеги, Араны, Отблески, Нирваны и Нирваниды, духи Инициативы, духи Силы, духи Познания, духи Гармонии, духи Света и, наконец, Зоны3. В некоторых из указанных разрядов Духов существуют еще свои подразделения. Так Леги делятся на вестников, магов стихийных сил, магов потухших солнц, водителей планет, богов лун и туманностей, звезд знания и проводников света. Арлеги делятся на начала, власти, силы, господства, многоочитых, престолы (троны), керубов, серафов и так далее.

Вот как возникла населяемая нами бесконечность.

Однажды в ней появились два Элоима (В данном случае подразумеваются два демиурга (творца). — А.Н.), чтобы создать вселенную. Элоим Верха выделил Логос, из которого вверх поднялась эманация Слова и океан душ высших. Элоим Низа выделил Хаос и океан душ низших. Элоим Верха поместил свое творение внизу, а Элоим Низа — наверху.

И стал Хаос опускаться на Логос душ высших, чтобы соединиться с ним. Но насколько опускался Хаос, настолько же уходил вниз Логос, так что соединение оказалось невозможным. Тогда переместили свои творения Элоимы, так что Логос душ высших стал опускаться на Хаос, который недвижно ожидал его. Казалось, сольются они, но при дальнейшем сближении слияние оказалось невозможным: Хаос не допускал до себя Логос бушеванием стихийных сил.

Элоим Низа захотел создать новое начало, которое, слившись с Хаосом, стало бы началом посева, а Элоим Верха водил создать духов, которые разложили бы Хаос на его составные части и тем упорядочили бы его. И согласился Элоим Низа. Оба Элоима вне сферы прежнего творчества создали новую сферу, в которую упали семена Логоса. От них произошли прекрасные и могущественные духи Света, которые начали жить в этом космосе. Но когда Элоимы предложили им разложить Хаос, те отказались, говоря: «Это вам надо, чтобы появились другие духи. Но творить стоит только равных нам или более совершенных. А поскольку лучше нас вы уже ничего не создадите, то и творить не следует». И стали подниматься в верха, откуда пришли Элоимы.

Тогда в новую сферу были брошены другие семена Логоса, давшие начало духам Гармонии, Познания, Силы, Инициативы. Эти духи стали выполнять волю Элоимов, изменяя Хаос. Духи Гармонии реют над Хаосом, смиряя его, а духи Познания, Силы, Инициативы разлагают его на свет абсолютный с прослойками света простого, на свет обыкновенный, на огонь, воду, движущийся воздух, материю земель, пространство, время. Они выделили из Хаоса мир безумия, куда вошел самый страшный элемент Хаоса, мир тьмы, мир мглы, мир причинности и все, что только есть в мирах тяжелого и материального.

Когда духи Гармонии увидели разложенный Хаос, их так восхитил свет абсолютный с прослойками света простого, что они решили сохранить его, зная, что свет абсолютный не потерпит в себе никакого мрака и отразит его. Для этого отразили они свет абсолютный в спокойной поверхности водного зеркала и увели воду. А в отраженное начало упали семена Логоса и появился в нем свет Логоса, превратившийся в непобедимых Аранов.

В свете простом появились Арлеги и Леги, соответствующие нашим представлениям об архангелах и ангелах. Четыре основные стихии вместе с прочими началами образовали земли, на которых нашли приют воплотившиеся души людей и животных. Океан душ высших дал людей, а океан душ низших — животных. Из других семян Логоса появились духи Времени и Причинности.

Во мгле, извлеченной из Хаоса, зародились лярвы, а там, где мгла соприкасается с тьмой, возникли лярвы, подобные Легам. Семена Логоса падали и в абсолютную тьму, и во тьму простую, и там возникали могучие духи, которые тотчас же начинали борьбу с мглой и тьмою, не желая оставаться в этих началах и стремясь подняться, чтобы занять место рядом с Элоа. Это были темные Арлеги, Князья Тьмы, и темные Леги. Они поднимались очень быстро, так что по своей мощи темные Арлеги стали превосходить светлых Арлегов. Но на своем пути восхождения они не научились различать добра и зла, неся в себе неизжитые элементы Хаоса.

Так поднимались они до тех пор, пока не встретились с Аранами.

Араны зародились из семян Логоса, упавших в отражение света абсолютного. Но уведенная духами Гармонии стихия воды постоянно возвращалась в космос Аранов, заливая вновь созданный мир. На помощь Араны призвали стихию огня, который изгнал воду, и часть его осталась в их космосе. Из этого огня в сплаве с огнем мистическим, в водной стихии отраженным, выковывают свои огненные мечи Араны.

Но Элоимы продолжали создавать все новых и новых духов, и духи эти в поисках, где бы им поселиться, появлялись в космосе Аранов. К ним приходили духи Причинности, Времени, Кармы, даже духи Темного Царства. Но когда ворвались к ним духи Безумия, истощилось терпение Аранов, и потребовали они от Элоима Низа, чтобы он оградил их от порождений Хаоса. Но тот не ответил Аранам, и они прокляли Элоима Низа за его творения, так что тот вынужден был покинуть нашу вселенную вместе с главными духами стихий Хаоса.

Тогда сплотились Араны против оставшихся и изгнали их из своего космоса, поклявшись не пропускать в верха ничего, что несет в себе элементы Хаоса.

А в верхней части Логоса появились Зоны, облекшиеся в абсолютный свет. И хотя находились они выше всех других космосов, но добровольно переместили свой космос между космосами Аранов и Арлегов, чтобы стать ближе к тем, кто нуждается в их помощи.

Когда Элоим Низа удалился из нашей вселенной, с ним ушли не все духи, обитавшие во мгле и во тьме. Узнав, что существуют более высокие космосы и что им придется долго и мучительно подниматься из тьмы к свету, эти духи, не считаясь с волей Элоа, захотели силой прорваться в верха. Но тут несокрушимой преградой встали на их пути Араны, поклявшиеся не пропускать в верха элементы Хаоса.

Встретив несокрушимую преграду, Темный Арлег, предводитель темных духов, обратился к Элоиму Верха с требованием пропустить их к себе. Но Элоим Верха не ответил темным, а Араны заявили, что даже если бы Элоа приказал им пропустить темных духов, они бы не выполнили такой приказ.

Тогда-то и объявили духи Тьмы войну Элоа, но не в силах подняться, заменили ее войной с теми духами, которые стремятся подняться к Свету. Они совлекают их с истинного пути, отвлекают в сторону, увлекают обратно во тьму, уверяя, что Света и Верхов не существует. Главное же, напускают на земли людей лярв, животных своих миров, которые развращают людей, вносят хаос и тьму в их сознание, толкают на путь зла. Лярвы и встают перед людьми, препятствуя им в восхождении по Золотой Лестнице космосов к Богу Великому, которая открыта для всех духовных сущностей.

Космосы, по Золотой Лестнице расположенные, — это те, о которых говорит нам мистика. Принимая наш мир, мир людей, за мир четырех измерений, космосы Золотой Лестницы кратны квадрату измерений предыдущего. Так космос Легов имеет 16 измерений, космос Арлегов — 256 измерений, космос Аранов — 65536 измерений, и так далее. Существуют как бы «промежуточные» космосы пяти, семи, двенадцати и другого количества измерений, а также «привходящие» космосы — времени, пространства, блуждающих духов, меняющихся образов, теней, звуков и пр.

Космосы, расположенные по Золотой Лестнице, более гармонизированы, более завершены в своих проявлениях, чем космосы промежуточные, поскольку в космосе, скажем, пяти измерений имеются большие возможности для развития его обитателей, чем в космосе людей, но, благодаря отсутствию в нем совершенной гармонии, в него чаще врывается Хаос.

Примером космосов меньшего количества измерений, чем мир людей, могут служить космосы звуков, теней, зеркальных отражений, меняющихся образов и так далее. В этих космосах нет ничего постоянного, там происходят непрестанные изменения: цветок через мгновение может стать книгой, червяком, бабочкой, деревом… И все эти космосы не изолированы, а проникают друг друга.

Причиной перехода духовной сущности из одного космоса в другой является изменение силовых линий, проникающих вселенную, и карма. А кажущиеся бесконечными пространства, разделяющие эти космосы (хотя они и проникают друг друга) служат для встреч их обитателей, которые не могут иначе проникнуть в иной космос, кроме как приняв на себя действие его законов, преображающих сущность до неузнаваемости.

Читайте также

Лестница

Лестница Лестница в доме чрезвычайно важна, поскольку она соединяет потоки ци верхнего этажа с нижним. Следует тщательно обдумать количество ступеней на лестнице. Традиционно ступени считаются либо по три, либо по четыре. Счет ступеней по три – это так называемый цикл

ЛЕСТНИЦА ДУШ

ЛЕСТНИЦА ДУШ Рассуждая о таинстве рождения, или вхождения эго в сферу воспроизводства, халдеи, а за ними египтяне и греки описывали процесс нисхождения душ через различные сферы, составляющие тело мира. Символически изображая божественного человека в виде прекрасного

65 Золотая лестница Князей Тьмы

65 Золотая лестница Князей Тьмы Когда Князья Тьмы, с Христом из ада на землю вышедшие, поднялись в Тёмное Царство, насмешками встретили их тёмные Арлеги:«Зачем вы на землю спускались, — говорили они, — разве мало вам примера тёмных Легов: сорвали с них повязки Многоочитые,

РУССКАЯ ЛЕСТНИЦА

РУССКАЯ ЛЕСТНИЦА Рассказывая о Тропе, о чем бы ни шел разговор, я все равно пытаюсь понять то, что делает меня русским, то есть одним из ста пятидесяти миллионов, считающих себя единым народом. Кстати, еще один вопрос о самоопределении: кого считать русскими – тех, кто в

II. Лестница молитвы

II. Лестница молитвы 1. Нет у молитвы ни начала, ни конца. Она — часть жизни. Однако она меняется по форме и с постижением растет, покуда не достигнет своего бесформенного состояния и не сольется в полном общении с Богом. В своей форме просьбы ей вовсе не нужно обращаться к

V. Лестница кончается

V. Лестница кончается 1. Молитва — путь к истинному смирению. Здесь снова она медленно восходит вверх и разрастается в любви, и в святости, и в силе. Позволь ей оторваться от земли — начала ее подъема к Богу, и истинное смирение наконец облагодетельствует разум, считавший

Лестница Иакова

Лестница Иакова 06.12.34 Космический Разум есть Иерархия Света, или Лестница Иакова[9]. Причем Венец этой Иерархии состоит из Духов или Разумов, завершивших свою человеческую эволюцию на той или иной планете, в той или иной Солнечной системе, так называемых Планетарных Духов,

ЛЕСТНИЦА ИАКОВА

ЛЕСТНИЦА ИАКОВА Немало параллелей в вопросах об Аватарах существует не только между эзотерикой и наукой, но и между эзотерикой и религиозными учениями.Не только саму идею Аватаров, но и отголоски эзотерических знаний о существовании Иерархии Света можно найти

ЛЕСТНИЦА В НЕБО

ЛЕСТНИЦА В НЕБО Все дороги, ведущие в царство чувственного опыта — кривые. Только медитация ведет к БогуДорогие читатели, вы уже знаете, что Тот-Гермес, когда строил Пирамиду совместно с братьями-плеядеанцами, то расположил ее на Земле определенным образом. Пирамида

ОГНЕННАЯ ЛЕСТНИЦА

ОГНЕННАЯ ЛЕСТНИЦА Другая краснодарская газета, «Советская Кубань», в номере от 25 мая 1990 года сообщила: «Житель Краснодара, ветеран труда, уважаемый в коллективе человек Василий Александрович Плешаков в 2 часа ночи 19 ноября 1989 года был свидетелем необычного явления, о

Лестница восхождения в Светлые миры Слави и Прави и лестница нисхождения в Тёмные Навные и Пекельные миры

Лестница восхождения в Светлые миры Слави и Прави и лестница нисхождения в Тёмные Навные и Пекельные миры Необходимо сразу понять, что, согласно древнему ведическому знанию, мы все очень похожи, если брать внешний физический аспект строения физического тела, и все мы

РУССКАЯ ЛЕСТНИЦА

РУССКАЯ ЛЕСТНИЦА Рассказывая о Тропе, о чем бы ни шел разговор, я все равно пытаюсь понять то, что делает меня русским, то есть одним из ста пятидесяти миллионов, считающих себя единым народом. Кстати, еще один вопрос о самоопределении: кого считать русскими – тех, кто в

2. Чудесная Лестница

2. Чудесная Лестница Мы должны желать по-настоящему измениться, если хотим освободиться от этой скучной рутины, от этой исключительно механической утомляющей жизни. Сначала мы должны как следует понять, что каждый из нас, будь то капиталист или рабочий, человек из высшего

Лестница йоги

Лестница йоги Разные виды духовных практик называются йогами. Йога в переводе с санскрита означает «плюс Бог», «связь с высшим уровнем». На разных уровнях восприятия жизни рекомендуются разные практики, поднимающие нас на ступеньку выше. Список практик различного

Источник

Оцените статью