Какой он — современный урок на первой ступени обучения
статья по теме
Какие требования предъявляет время к уроку, его структуре и содержанию, а так же к личности учителя. Обсуждение темы с коллегами на педагогическом совете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennyy_urok.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Школа, как один из социальных институтов общества реализует и обеспечивает одну из основных потребностей социума в образовании и воспитании подрастающего поколения, непосредственно обеспечивает передачу традиций, общественных ценностей. Среди всего многообразия образовательных услуг, предоставляемых школой, первостепенной является обучение подрастающего поколения. Ведущей формой предоставления этой услуги вот уже более 350 лет является – урок. Урок — это « традиционная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит познавательной, коллективной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников». (Виталий Александрович Сластёнин).
Учителя – люди беспокойные и беспокоятся они о многих вещах, в частности, нас (учителей) беспокоит вопрос, насколько современен тот или иной запланированный и подготовленный урок. Позволю себе предложить вам свой взгляд на вопрос о «современном» уроке.
Прежде всего оговорюсь, что предлагаю разделить составляющие урока на две части: неизменную (базисную) и вариативную.
К базисной части я бы отнесла: структуру уроков, их дидактическую и воспитательную направленность, триединство дидактических целей и задач с точки зрения целей и задач современной школы, место конкретного урока в образовательной системе, методически грамотная подача учебного материала. Т.е. это та необходимая и достаточная часть организации деятельности учащихся и учителя, превращающая их совместное времяпрепровождение в урок.
Вариативная часть – это то, что делает классический урок современным, с учетом возможностей и требований времени его проведения. Остановимся здесь подробнее.
Анализ современной педагогической литературы и периодики выявляет следующие показатели вариативной части «современного урока»:
- Техническое оснащение уроков. Обеспечивает принцип наглядности обучения.
♦ Наиболее современное средство, подходящее для фронтальной работы в классе – это электронные доски , которыми в настоящее время активно комплектуются московские школы. В начальной школе электронная доска позволяет:
— использовать ее прежде всего, как большой экран для просмотра того или иного видео материала;
— позволяет выполнять фронтальные задания, на основе готовых программных продуктов, типа дидактических игр, игр-тренажоров и т.д.
— позволяет демонстрировать наглядный материал, самостоятельно подготовленный учителем, специально для сопровождения темы урока.
— некоторые доски дают возможность работать непосредственно с экраном выполняя прямо на нем задания типа: исправь ошибки, выбери правильный ответ, обведи или наоборот сотри лишнее и т.д.
♦ Различные современные технические средства: телевизоры с DVD магнитофонами, компьютеры с возможностью выхода в интернет, аудио проигрыватели Mp3-кассетные-флеш. Их эпизодическое использование в ходе урока.
♦ Использование электронных плакатов и пособий, например из серии «говорящий плакат». Дает возможность весело и непринужденно закреплять речевой материал, проводить игры-«угадайки».
♦ Использование дидактических «подвижных» пособий . Это пособия на печатной основе, или изготовленные самими учителями, приспособленные под нужды урока, как многофункциональные, так и специализированные. На этих пособиях быстро и своевременно изменяется информация и иллюстративный материал. Например: календари природы, наборные полотна, разрядные таблицы и т.д.
- Тщательный отбор содержания конкретных заданий и их иллюстративного материала.
♦ Требование к наглядным пособиям – иллюстративный материал должен быть максимально приближен к реальности. Фотографии предпочтительнее, нежели рисунки. Изображения предметов должны соответствовать реально существующим вещам (например, изображение реально существующих монет, при составлении условия задачи).
- Принципиальное отличие в подходе к личности учащегося во время проведения урока .(Проникновение психологии в педагогику). Изучение особенностей учащихся, для достижения учащимися наилучших результатов обучения.
♦ Все чаще в литературе упоминается, что во время урока учителю необходимо обращать внимание на особенности усвоения учащимися учебного материала, для этого рекомендуется выделять среди учащихся группы детей, приблизительно совпадающим по уровню обученности и способности к овладению материалом. Подбирать разноуровневые задания, проводить индивидуальную работу во время урока со слабыми учащимися.
♦ Кроме того есть ряд показателей, по которым рекомендуется группировать учащихся: гендерный признак, «рукость» учащихся, сенсорные предпочтения (модальности). В связи с особенностями учащихся учителю рекомендуется подбирать задания и способы подачи материала.
- Использование здоровьсберегающих технологий. Это приоритетное направление призванное снизить нагрузку на учащихся в ходе урока, разнообразить деятельность учащихся.
♦ Учителя используют на уроках физкультминутки в стихах, физкультпаузы, подвижные игры.
♦ Использование различных «зарядок», «разминок» и «гимнастик»: пальчиковых, артикуляционных, дыхательных.
♦ Использование различных упражнений, направленных на смену деятельности учащихся и развитие ППП (психических познавательных процессов): игры на внимание, игры на запоминание и воспроизведение материала, игры и задания на воображение.
♦ Паузы, организованные по принципу аутотренингов, медитативные техники. Обычно проводятся под музыку с погружением внутрь себя, сосредоточение на внутренних силах учащихся, направлены на расслабление, освобождение сознания от напряжения.
- Личность учителя. Современный урок во многом зависит от личности учителя. Современный учитель активен, имеет творческий подход, обладает явно выраженным индивидуальным стилем деятельности, высокой профессиональной мобильностью, владеет искусством профессионального общения, педагогическими технологиями, умеет свободно мыслить и брать на себя ответственность за решение поставленных перед ним задач. Современный учитель заинтересован в том, чтобы его урок соответствовал требованиям, предъявляемым обществом к современной школе.
Т.о. современный учитель в сложившихся социально-экономических условиях и с учетом ведущей научной парадигмы, опираясь на опыт и традиции проведения уроков с точки зрения их методологии имеет возможность создавать урок отвечающий требованиям времени как со стороны внешнего оформления, так и с содержательной точки зрения.
Присутствующие здесь сегодня активные, имеющие творческий подход, обладающие явно выраженным индивидуальным стилем деятельности, высокой профессиональной мобильностью, владеющие искусством профессионального общения, педагогическими технологиями, умеющие свободно мыслить и брать на себя ответственность за решение поставленных перед ними задач учителя специальной (коррекционной) школы, по мере возможностей, мы проводим уроки, отвечающие современным тенденциям в образовании.
Источник
Система работы по организации преемственности учебного процесса школы I и II ступеней
Необходимость адаптации учащихся при переходе на новую ступень обучения возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения. У пятиклассников изменяется социальное окружение, система деятельности (новая учебная ситуация новой ступени образования). Ситуация новизны является для любого человека в определённой степени тревожной.
Попадая в школу II ступени, ученик встречается со следующими проблемами:
- Адаптация к “многоголосице” требований учителей;
- Введение самоконтроля;
- Увеличение количества предметов;
- Кабинетная система;
- Изучение предметов в начальной школе по разным программам, приводящее к разноуровневой подготовке учащихся: традиционные системы обучения, “Школа 2000”, “Гармония”;
- Принятие новой позиции – ученик второй ступени.
С педагогической точки зрения этот период в жизни ребёнка характеризуется:
- Низкой организованностью;
- Учебной рассеянностью и недисциплинированностью;
- Снижением интереса к учёбе у значительной части пятиклассников вследствие рассогласованности образовательного процесса в начальной и основной школе на организационном, содержательном и методическом уровнях.
С психологической:
- Снижением самооценки;
- Высоким уровнем ситуативной тревожности.
Не менее важным процесс адаптации становится и для учителя, который, не зная своих учеников, не может успешно привлекать их самоуправлению и самообслуживанию, индивидуализировать и дифференцировать обучение. Педагог сталкивается с необходимостью корректировать свою собственную педагогическую позицию относительно класса и отдельных ребят.
Таким образом, возникновение проблем в реализации успешной адаптации пятиклассников к учебному процессу в средней школе имеет следующие причины:
- Неполнота или отсутствие полных, объективных данных о выпускниках начальной школы;
- Несоответствие оценок выпускников начальной школы реальным результатам обучения;
- Неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста
- Неадаптивность методики преподавания к возможностям детей раннего возраста;
- Скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методам обучения;
- Рассогласованность в содержании учебных курсов начальной и средней школы;
- Непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступление в противоречие с ранее изученным в начальной школе;
- Неподготовленность к восприятию усложнённого материала;
- Неспособность учеников адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников;
- Недостаток самостоятельной работы учащихся на учебных занятиях в начальной школе
- Зачастую низкий уровень сформированности общеучебных умений и навыков у учащихся выпускных классов начальной школы.
Кроме того, в последние годы школа сталкивается с дополнительными проблемами, а именно:
- Увеличение количества детей с хроническими заболеваниями;
- Существенным изменением родительского отношения к школе (равнодушие, неприятие, агрессивность);
- Дети из числа малообеспеченных семей, социально-обездоленные дети.
Исходя из этого, суть преемственности в обучении состоит в установлении необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения, т.е. в последовательности, систематичности расположения материала, в опоре на изученное и на достигнутый учащимися уровень развития, в перспективности изучения материала, в согласованности ступеней и этапов учебно-воспитательной работы, в готовности педагогов работать с данной группой учащихся и знание ими психологии развития ребёнка данного возраста.
Следовательно, для успешного прохождения периода адаптации необходимо определить и реализовать следующие задачи:
- Адаптация к “разноголосице” требований учителей;
- Введение самоконтроля;
- Принятие новой позиции – ученик второй ступени школы.
получить качественные данные об учащихся, об успешной адаптации к новому виду деятельности;
получить качественные показатели динамики развития учащиеся, в том числе и дезадаптированных;
сформировать навыки и внутренние психологические механизмы, необходимые для успешного обучения в средней школе.
Внедрение программы обеспечит:
- построение учебно-воспитательной работы в системе с возможностью последовательно отслеживать результаты;
- своевременное выявление и исправление недочётов;
- успешную адаптацию учащихся в переходный период.
Адаптационный период – это время, когда школа работает в особом режиме, и здесь очень важна согласованность целей и действий всех работающих звеньев. Поэтому цель работы административной команды- обеспечение организационной стороны, т.е. создание условий для целенаправленного и эффективного проведения такого периода.
I этап: подготовительный (апрель, май, июнь);
II этап: собственно адаптационный (сентябрь-октябрь);
III этап: аналитический (октябрь-ноябрь).
Методические и организационные условия, обеспечивающие успешную адаптацию школьников при переходе из начальной школы в основную:
- Урок остаётся основной, но не единственной формой организации учебного процесса учащихся в 5 классе. На уроке ученику предоставляется право работать в собственном темпе и получать задания в соответствии с уровнем обученности. Важно использовать другие формы организации обучения:
- экскурсии, цель которых расширение чувственного опыта детей, формирование умений наблюдать и на основе наблюдений самостоятельно делать выводы;
- игру, необходимую для развития умений действовать в соответствии с правилами, сотрудничать, предвидеть последствия своих действий;
- диспуты, дискуссии с целью развития умений дискутировать, отстаивать своё мнение, приводить аргументы;
- практические работы, как необходимое условие развития умений планировать свою деятельность, ставить цели и реализовывать их, и использовать полученные теоретические сведения в практической деятельности;
- минилекции с целью формирования умений концентрировать внимание, воспринимать со слуха достаточно длительный по времени текст, следить за логикой и последовательностью в изложении учебного материала и др.
- Понятия должны осваиваться классом не только и не столько на репродуктивном уровне(запомни и воспроизведи) и не только с одной, единственно правильной точки зрения. Школьники должны участвовать в обсуждении проблемных вопросов, ставить, доказывать выдвинутые предположения.
- Единство требований к контрольно-оценочной деятельности. Развитие контрольно-оценочной самостоятельности школьников. На период адаптации целесообразно сохраниь систему контроля и оценки со стороны учителя и учащихся в режиме начальной школы.
Задача администрации в данный период – обеспечение чёткой работы по координации работы педагогического коллектива.
Методические и организационные задачи, решаемые коллективом в адаптационный период:
- обеспечение преемственности в развитии общеучебных умений и навыков, способов деятельности. Проведение анализа сформированных умений и определение необходимых путей коррекции;
- организация работы по сохранности и развитию основных способов и форм организации образовательного процесса в школе первой ступени;
- организовать поиск новых форм организации учебного процесса и взаимодействия, позволяющих решать задачи развития учащихся, учитывая их критический возрастной этап;
- создание эмоциональной обстановки в классе, близкий к начальной школе
- своевременное назначение директором школы классных руководителей 5-х классов с учётом соответствия доминирующего стиля работы классного руководителя, учителей-предметников;
- проведение психологами школы совместно с заместителем директора по ОП семинара для будущих классных руководителей;
- привлечение заместителем директора по ОП к работе учителей-предметников к решению задач адаптационного периода;
- организация мероприятий совместно с учителями-предметниками и руководителями кружков итоговых мероприятий параллелей 4-х классов (методическая декада).
В методическую декаду по преемственности между начальной и основной школой проводятся следующие мероприятия:
- Посещение уроков учителями-предметниками;
- Открытые уроки учителей 4-х классов (русский язык, математика, окружающий мир);
- Психологические тренинги и игры;
- Родительское собрание совместно с учителями – пердметниками и классными руководителями – которые будут работать в 5-х классах “Впереди у вас – пятый класс”;
- Согласование учебных программ с учителями-предметниками;
- Посещение будущими классными руководителями уроков внеклассных мероприятий;
- Передача материалов диагностик учащихся, характеристик классного коллектива будущему классному руководителю;
- Диагностика сформированности общеучебных умений и навыков;
- проведение итоговых психолого-педагогических консилиумов.
- Педагогический совет “Совершенствование преемственности образовательного процесса”
Организационно-содержательная модель деятельности:
Административная направленность: определение учителей-предметников и классных руководителей с учётом особенностей классного коллектива и учителя, работающего в начальной школе.
Социально-психологическая, психолого-педагогическая направленность: посещение уроков, наблюдение за детьми. Изучение индивидуальных особенностей учеников 4-х классов. Изучение психологического климата в ученических коллективах, распределение ролей, выявление лидеров, выявление детей с трудностями в общении и поведении с целью разработки мероприятий для своевременного оказания помощи в социальной адаптации. Разработка программы социально-психологической адаптации пятиклассников с учётом особенностей конкретных классов. Проведение психологических диагностик. Проведение тренинговых занятий и развивающих психологических игр. Консультативная работа с педагогами и родителями. Разработка программы диагностики уровня готовности выпускников начальной школы к обучению в среднем звене: постановка проблемы и задач диагностики, подбор и подготовка диагностических материалов. Совместно с заместителем директора школы планирование и проведение диагностических мероприятий. Обработка данных диагностики. Проведение психолого-педагогического консилиума по вопросам адаптации пятиклассников к новой ситуации обучения и жизнедеятельности в школе. Поддержка работы классного руководителя – консультативная, методическая, организационная (в течение учебного года).
Педагогическая направленность: взаимопосещения уроков учителями-предметниками с целью поисков путей преодоления содержательных и методических “разрывов” в программах I и II ступеней. Составление плана внеурочных педагогических мероприятий для пятиклассников. Совместный круглый стол на тему “Единые педагогические требования к обучению и поведению пятиклассников” активная работа классного руководителя по формированию детского коллектива.
Технологическая направленность: обеспечивается отбором общих средств обучения, выработка общих подходов к организации воспитательно-образовательного процесса, когда обучение осуществляется на основе специфических для данного возраста видов деятельности.
Начальная ступень школьного образования | Средняя ступень школьного образования |
Основная форма обучения | |
урок | урок |
Ведущая деятельность | |
Учебная деятельность с использованием игровых приёмов | Учебная деятельность с дидактическими играми |
План работы по обеспечению преемственности между первой и второй ступенями обучения
Источник