Замки с винтовыми лестницами

Винтовая лестница в спирали истории

Ажурная винтовая лестница – вот что первое приходит в голову, когда говорят об обязательных атрибутах замка. Действительно, расцвет строительства винтовых лестниц пришёлся именно на период Средневековья, когда активно возводились замки, крепости, форты, дворцы и монастыри. Такой тип лестниц лучше всего подходит для уединенного подъёма на высокие башни и спуска в подземные лабиринты темниц. Помимо того, что зодчим Средневековья было удобно возводить такие высокие спиралевидные конструкции для трех- или четырехэтажных укреплений (типичная высота для военных конструкций того времени), винтовые лестницы имели еще и стратегическое значение: подниматься по узким пролетам можно было только поодиночке. А это значит, что во время осады, хозяевам замка не придется отбивать удары противника со всех сторон — они столкнутся с врагом лицом к лицу прямо у лестницы.

Кстати, большая часть винтовых лестниц по умолчанию рассчитаны на правшей и «закручиваются» в право. Но некоторые зодчие пренебрегали этой традицией в угоду заказчикам. Известно, что в родовом гнезде шотландского клана Керров все лестницы закручиваются влево. Дело в том, что члены этой семьи были левшами и архитектор намеренно «повернул» лестницы, чтобы дать хозяевам преимущество при штурме замка. Считалось, что фехтовальщикам-правшам было сложнее подниматься по этой лестнице и одновременно отражать удары противника-левши. Шотландцы не единственные, кто додумался до такого архитектурного трюка: подобные конструкции можно встретить в замках графа Альбрехта Валленштейна в Богемии.

Читайте также:  Люди шагают по лестнице

На самом деле винтовые лестницы появились гораздо раньше. Одна из самых древних – ее возраст превышает 2 500 лет — находится на острове Сицилия в археопарке античного города Селинунт.

А первое упоминание о винтовой лестнице датируется 560-550 годами до нашей эры – ориентировочный возраст создания Третьей книги Царств. И согласно тексту находилась она … в Храме Соломона. Возможно, именно поэтому в 1505 году папа Юлий II поручил архитектору Донато Браманте построить винтовую лестницу для Апостольского дворца. Лестница с двойной спиралью не имела ступенек и позволяла запряженным повозкам подниматься на верхние этажи. Сейчас доступ к знаменитой лестнице Браманте закрыт – для туристов в 1932 году была построена современная лестница, которая также носит имя архитектора. Архитекторы взяли идею двойной спирали от оригинала, чтобы люди могли двигаться в обоих направлениях, не сталкиваясь друг с другом.

Любопытно, что большинство средневековых мыслителей и художников эпохи Возрождения сходятся на том, что знаменитая Вавилонская башня была построена именно по принципу винтовой лестницы. Тема возведения одной из самых загадочных библейских достопримечательностей многократно использовалась художниками и скульпторами. В конце XVI века это стало одной из излюбленных тем для живописцев. После известного полотна Питера Брейгеля-Старшего, написанного в 1563 году, все остальные художники, возвращавшиеся к этой теме, «цитировали» Вавилонскую башню великого нидерландского живописца. Впоследствии сам Брейгель неоднократно воссоздавал свой знаменитый сюжет.

Надо сказать, что во времена Средневековья винтовая лестница в обычных домах тоже не была просто дизайнерским видением хозяина – иметь у себя дома такую архитектурную конструкцию разрешалось исключительно высшей гильдии мастеровых.

Наверное, самой оригинальной винтовой лестницей стала конструкция в китайской провинции Линчжоу. Высота лестницы Тяйхань составляет 91,5 метра. Она была специально построена, чтобы повысить туристическую привлекательность района. И идея местной администрации сработала — миллионы туристов приезжают на горный хребет, чтобы взобраться на высокую лестницу и сделать головокружительное селфи. Чтобы преодолеть тяйханьскую лестницу нужна железная сила воли, сдаться на полпути не получится, – лестница узкая и ваши соседи сзади будут категорически против. Экстрима добавляет сильный ветер, который качает лестницу. Говорят, что наверху горы порывы могут в прямом смысле этого слова сбивать с ног. Чтобы избежать инцидентов на таком аттракционе, был установлены определенные правила: «альпинисты» должны быть не старше 60-ти и у них не должно быть проблем с сердцем.

Источник

ВИНТОВАЯ ЛЕСТНИЦА – ОТ РЫЦАРСКОГО ЗАМКА ДО КОТТЕДЖА

В период Средневековья вместе с широкомасштабным возведением замков и крепостей повсеместное распространение получают винтовые лестницы – надо же было как-то подниматься на замковые башни или спускаться в темный лабиринт подземелий.

Помимо неоспоримой компактности, крутая и узкая лестница в башне служила также еще и конструктивным элементом защиты. Подниматься снизу вверх враги могли только поодиночке, принимая бой одон на один.

Двигаясь по часовой стрелке, вооруженный мечом захватчик не мог наносить сильные удары справа налево, поскольку пространство для замаха ограничивала расположенная справа от него несущая колонны башни, да еще к тому же на пути его оружия оказывался собственный щит.

Однако подобная винтовая лестница в виде левой спирали характерна не для всех замков. Так в родовом замке графов Вальдштейнов (на немецкий лад Валленштейнов) лестницы были закручены наоборот – против часовой стрелки.

Изучив историю этого знатнейшего рода Богемии, исследователи пришли к выводу, что причина кроется в таком, незначительном на первый взгляд, факте – среди рыцарей преобладали левши, а все преимущества для защитников «стандартной» закрутки винтовой лестницы распространяются только на правшей. Сооружение винтовой лестницы требовало проведения предварительных математических расчетов, что привело к появлению гильдий лестничных мастеров, которые ревниво оберегали свои профессиональные секреты от непосвященных.

Впрочем уже в позднем Средневековье с появление и развитием осадного вооружения, особенно после появления пушек, замки перестали быть надежным форпостом, когда даже небольшой гарнизон мог предотвратить продвижение преобладающих сил противника. Битвы переместились в чисто поле, а замки стали усадьбами для родовитой знати. Теперь, когда во главу угла ставилось не повышение уровня защищенности, а комфорт и красота сооружения, винтовые лестницы стали важным элементом архитектурного дизайна.

Но «родилась» винтовая лестница задолго до того времени, когда начали возводить замковые башни. Первым письменным источником, в котором встречается упоминание о винтовой лестнице, считается одна из четырех исторических книги Ветхого Завета — Третья книга Царств (560-550 гг. до н.э.).

Приведенное в ней описание Храма Соломона сообщает потомкам, что «По круглым лестницам восходили в средний ярус, а от среднего в третий». Самая древняя из винтовых лестниц, о которой можно не только прочесть, но и увидеть воочию, находится в археологическом парке Селинунт (Selinunte) возле деревни Маринелла (Marinella) на южном побережье о. Сицилия.

Более 2500 лет назад на этом месте процветал античный город Селинунт, от которого до наших дней дошли величественные руины древних храмов. Поскольку, каким именно богам возводились эти храмы доподлинно неизвестно, археологи для их обозначения используют буквы. Именно среди остатков колон и мраморных глыб возведенного в 480 г до н.э. Храма А сохранилась легко узнаваемая часть самой старой винтовой лестницы.

А вот для того, что бы увидеть самую старую винтовую лестницу, которая и спустя десятки веков в полной мере выполняет «обязанности», возложенные на нее архитектором при создании, необходимо отправится в Рим, куда, как известно, ведут все дороги.

А вот для того, что бы увидеть самую старую винтовую лестницу, которая и спустя десятки веков в полной мере выполняет «обязанности», возложенные на нее архитектором при создании, необходимо отправится в Рим, куда, как известно, ведут все дороги.

В далеком 113 году под руководством величайшего архитектора империи грека Аполлодора Дамасского в центре форума императора Траяна была воздвигнута колонна в честь победы того же императора над даками.

С того времени колонна стоит на одном и том же месте практически без изменения, только бронзового орла на ее вершине сменила сначала статуя императора Траяна, а в 1588 году по повелению папы Сикста V – апостола Петра.

Снаружи ствол этого 38 метрового сооружения из каррарского мрамора огибает каменная «лента» барельефов, изображающая в камне подробную летопись о двух войнах Древнего Рима с Дакией. А вот внутри находится интересующий нас объект – винтовая лестница из 185 ступеней, ведущая из вестибюля в постаменте колонны к смотровой площадке на капители.

Благодаря оригинальному архитектурному приему в светлое время суток для перемещения по лестнице нет необходимости в использовании факелов. Хорошую освещенность обеспечивают 42 отверстия (по одному на каждую четверть поворота спирали), наружная площадь которых не превышают журнальную страницу, но резко расширяется внутрь колонны.

Сегодня благодаря применению различных природных и искусственных материалов и развитию технологии их обработки винтовая лестница может приобретать как степенный солидный, так и причудливый сказочный вид. Но, учитывая специфику подъема и спуска по подобной лестнице, ее редко когда используют в качестве основной для частого перемещения. Во внутреннем убранстве помещения винтовая лестница играет в основном роль изюминки дизайна интерьера.

Источник

Гениальная причина из-за которой лестницы в средневековых замках строились только по часовой стрелке.

Если вы поклонник истории, исторических произведений, средневековой архитектуры или фильмов о средневековье, то вы, вероятно, могли заметить, что многие замки имеют похожие особенности. Начиная от больших мостов и внушительных каменных стен, заканчивая башнями, сводчатыми потолками и винтовыми лестницами — всё это является настоящими произведениями искусства, а также и впечатляющими инженерными достижениями.

Хотя знаменитые средневековые винтовые лестницы в башнях необязательно могли быть расположены по часовой стрелке в каждом телешоу или фильме, которые вы могли посмотреть за свою жизнь, но в реальности такие лестницы обычно только так и строились.

Почему средневековые строители и инженеры строили винтовые лестницы в замках только по часовой стрелке?

Подробнее расскажем в нашей новой статье:

Смысл в постройке винтовой лестницы, расположенной по часовой стрелке — гениально прост

В европейских замках конца 13 века обычно не было отдельной крепости. Вместо этого одна из башен замка была намного крупнее других и в ней находились спальни для лорда или иногда для короля и его семьи.

Жизнь в средневековье никогда не была размеренной и мирной. Очень быстро спокойные годы сменялись войнами и штурмами замков. Именно для защиты правителя замка и его семьи, cредневековые архитекторы строили винтовые лестницы в башнях, которые располагались строго по часовой стрелке. Делалось это для того, чтобы поставить в невыгодное положение любых атакующих врагов, которые могут подняться по этим лестницам, чтобы защитники могли как можно дольше и успешнее держать оборону башни.

Такой дуговой дизайн лестницы, расположенный по часовой стрелке, очень сильно мешал атакующим солдатам, которым приходилось подниматься по ней и встречать яростное сопротивление от обороняющихся.

Такая лестница сильно благоприятствовала защитникам замка по нескольким причинам:

Во-первых, как мы уже писали выше, расположившись на такой лестнице, обороняющиеся могли наносить удары своими мечами по дугам, совпадающим с изгибами внешней стены, и даже использовать внутреннюю стену как частичный щит, поскольку их левая часть тела была полностью защищена лестницей. А атакующим, напротив, приходилось открываться сильнее и пытаться нанести удар под правильным углом, чтобы не зацепиться и не ударить правой рукой по внешней стене. В то время, чтобы наиболее успешно штурмовать средневековый замок, атакующим пришлось бы набрать как можно больше солдат-левшей, в другом случае, взять такую башню захватчикам было очень тяжело.

Во-вторых, помимо направления лестницы по часовой стрелке, конструкция каждой отдельной лестницы замка также играла защитную роль; лестницы были спроектированы с неровными ступенями, например, одни были выше, другие — короче. Это позволяло любому, кто был хорошо знаком с замком, уверенно подниматься и спускаться по лестнице в случае нападения. Однако для атакующих, снаряженных в массивную броню, лестничные неровности могли создать серьезную опасность, поскольку они были незнакомы с этим замком и могли неправильно распределить вес и упасть, что давало огромное преимущество защитникам. Дизайн таких лестниц сильно увеличивал вероятность того, что атакующие споткнутся или потеряют равновесие. Кроме того, спуск по лестнице всегда менее трудоемок, чем подъем по такой лестнице.

Строительство лестниц и тактика ведения боя — именно это и было причиной спиральных лестниц, строящихся по часовой стрелке.

Источник

10 знаменитых винтовых лестниц в старинных зданиях

Трудно объяснить почему, но в идеальных формах винтовых лестниц есть что-то настолько увлекательное, что трудно отвести от них взгляд. Интересно, что винтовые лестницы были введены относительно поздно в архитектуру из-за их сложной конструкции. Хотя первые упоминания «круглых лестниц» встречается ещё в Ветхом завете, первые примеры датируются 5 веком до нашей эры, а первой полноценной винтовой лестничной конструкцией, дошедшей до наших дней, считается мраморная лестница в колонне Трояна в Риме. Она была построена в 113 году нашей эры, но сейчас закрыта для просмотра и посещения.

Наш рейтинг включает 10 самых ярких примеров винтовых лестниц в исторических зданиях. Когда мы подбирали «номинантов», то старались делать акцент на жилых зданиях, а не на церковных или общественных, так как последние имеют свою специфическую монументальную архитектуру, а наш журнал посвящён в значительной степени домашним интерьерам. Также мы стремились сделать выборку максимально разнообразной: показать различные инженерные конструкции и варианты оформления.

1. Двойная лестница в замке Грац, Австрия

Основная деталь архитектуры замка Граца, ради которой сюда приезжают туристы — это знаменитая двойная винтовая лестница, построенная в 1499 году. Имя архитектора, к сожалению, не сохранилось, но безусловно, столь сложная конструкция была настоящим шедевром своего времени. Перед нами две винтовых спирали, соединённые в одну общую лестницу. Вероятно, для исполнения такого проекта потребовалось выполнить сложнейшие расчёты на прочность, что говорит о высочайшей квалификации древнего мастера.

  • Фасад замка, здание много раз перестраивалось

Лестничная башня, вид со двора

Стык спиралей, вид сверху

Вид снизу

2. Парадная лестница в замке Шамбор, Франция

Необычный замок Шамбор – это один из знаменитых дворцов Луары, считающийся выдающимся памятником архитектуры периода французского ренессанса XVI в. К внутреннему фасаду замка пристроена специальная башня внутри которой находится парадная винтовая лестница, состоящая из двух спиральных секций, но расположены они не рядом как в Граце, а совершенно по другому: они совмещены по одной оси.

Автор проекта доподлинно неизвестен, но слухи и легенды ходят разные. Когда было начато строительство при дворе короля жил и работал уже пожилой Леонардо да Винчи. Хотя достоверно неизвестно, что именно спроектировал в замке Леонардо и занимался ли он этим проектом вообще, но популярная версия гласит, что такую уникальную лестницу мог придумать только он.

Уникальность лестницы заключается в том, что она состоит из двух винтовых секций. Первая предназначена для спуска, а вторая для подъёма, соответственно. На рисунке показана лестничная башня в разрезе, одна секция окрашена в красный цвет, а другая в жёлтый.

Лестничная угловая башня

Вершина башни, вид изнутри

Вход в лестничную башню из замка

3. Замок Хартенфельс, Германия

Возведение этой княжеской резиденции было начато в конце XV века. Винтовую самонесущую лестницу построили под руководством Конрада Кребса в 1533-1537 годах. Она расположена в специальной башне, в соответствии с канонами архитектуры того времени. Высота Большой башни (Grober Wendelstein) составляет 20 метров.

Уникальность конструкции придаёт центральная извилистая колонна с фигурной резьбой. Если посмотреть снизу, то видно, что колонна как бы закручивается в спираль. На каменных плитах (ступеньках) высечен простой линейный орнамент с нижней стороны, такой постой рисунок создаёт невероятной красоты образ, напоминающий улитку или шляпку лесного гриба.

Вид снизу вверх

Вид снизу, центральная ость

4. Лестница «Scala Regia» на Вилле Фарнезе, Италия

Вилла построена в XVI веке архитектором Якопо Виньёло, интерьеры представлют собой смесь итальянского палаццо и французского замка.

Внушительная, но элегантная Scala Regia является настоящим архитектурным шедевром. Она опирается на парные колонны, имеет широкие ступени, а ее своды и окружающие стены украшены фресками работы Антонио Темпесты.

Название «Scala Regia» переводится на русский язык, как «царская лестница».

Фрески на стенах и потолке лестницы

Вид снизу, из центра

5. Фрески в аббатстве Мельк, Австрия

Эта лестница 18 века в здании аббатства Мельк ведёт в церковь Петра и Павла, её главная особенность — это уникальная художественная роспись с орнаментом, который создаёт иллюзию рельефной лепнины. Криволинейная поверхность усиливает визуальный эффект оригинального рисунка.

Некоторые туристы приезжают в Мельк специально, чтобы увидеть только этот шедевр.

Автор фресок: Пауль Троггер (1698-1762)

6. Главная лестница в замке Шадау, Швейцария

Замок был построен в XIX веке архитектор Карл Пьер Дюсильон. В то время в Европе было модно строить загородные резиденции подражая архитектурным традициям прошлых веков. За основу были взяты стили английской готики и позднего барокко.

Лестница имеет явные готические элементы: главным образом — декоративный орнамент масворк, использованный для декорирования. В старых замках винтовые лестницы прятали обычно в специальные башни, но здесь она расположена сразу у главного входа и является полноценной частью общего интерьера. Она стала одной из первых готических лестниц спроектированных таким образом.

В наши дни замок стал популярен у новобрачных, а лестницу называют «лестницей влюблённых», сюда приезжают молодые супруги, чтобы сделать памятное свадебное фото – это своеобразный новый ритуал.

Читайте также статью: Лестницы в готическом стиле

Резной готический орнамент на перилах лестницы в Шадау

Перила лестницы, резьба по камню

Вид со второго этажа

7. Сказочная лестница замка Бори в Секешфехерваре, Венгрия

В конце XIX века в Европе стало чрезвычайно популярно новое направление искусства – историзм. Суть этого направления в архитектуре заключалась в стремлении возродить старинные, позабытые архитектурные традиции. Новые здания строились и оформлялись в соответствии с принципами готической, романской, византийской архитектуры. Иногда, художники и дизайнеры просто придумывали интерьеры, т.е. создавали их исходя из того какими они могли бы быть 1000 лет назад. В результате было построено много зданий, которые люди и сейчас называют сказочными. Именно к таким относится замок Бори, созданный венгерским архитектором Йено Бори для своей любимой жены Илоны.

Строго говоря, стиля в котором создана эта лестница не существует, он был выдуман автором.

Роспись на перилах

Вид с первого этажа

Источник

Оцените статью