Задачи воспитания и обучение детей дошкольного возраста
Журавлёва Светлана Евгеньевна
Задачи воспитания и обучение детей дошкольного возраста
Задачи воспитания и обучение детей дошкольного возраста.
Сегодня среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду все большую актуальность и остроту приобретает обучение родному языку. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильной речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.
В общей системе речевой работы в детском саду обогащение словаря, его закрепление и активизация занимает очень большое место. И это закономерно. Слово – основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Вместе с тем словарная работа в детском саду тесно связана с познавательным развитием.
Исследованием речевого развития занимались такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты как К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Е. А. Флерина, Д. Б. Эльконин. Все они утверждали, что обогащение словарного запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение является средством не только речи, но и мышления. Каждый автор в своей работе рассматривает и выделяет различные средства развития словаря дошкольников: словесные игры, сказки, специальные занятия. Однако дидактическим играм как средствам развития словаря детей старшего дошкольного возраста часто исследователи отводят второстепенное место.
Недостаток: недостаточное использование дидактической игры в развитии словаря детей старшего дошкольного возраста.
Именно поэтому возникает противоречие между развитием словаря детей старшего дошкольного возраста и недостаточным использованием дидактической игры для решения поставленных задач.
Проблема: Какие возможности есть у дидактической игры для развития словаря детей старшего дошкольного возраста?
Выделенная нами проблема дает возможность сформулировать тему нашего исследования: «Дидактические игры как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста».
Цель нашего исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования дидактической игры как средства развития словаря детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Объект: развитие словаря детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: дидактическая игра как средство развитиясловаря детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: дидактическая игра будет эффективным средством развития словаря детей старшего дошкольного возраста если:
— будет составлен комплекс занятий с использованием дидактических игр для развития словаря детей старшего дошкольного возраста;
— дидактические игры будут усложняться по мере расширения словарного запаса детей.
Задачи:
1. Провести теоретический и практический анализ состояния проблемы развития словаря детей старшего дошкольного возраста;
2. Определить особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста;
3. Выявить уровень сформированности словаря детей старшего дошкольного возраста;
4. Разработать и экспериментально проверить комплекс занятий с использованием дидактических игр как средства развития словаря детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, беседа, эксперимент.
База исследования: МБДОУ Детский сад №221
Теоретическая значимость данной работы состоит в определении особенностей развитии словаря детей старшего дошкольного возраста, в выявлении возможностей использования дидактической игры как средства развития словаря детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость данной работы состоит в разработке комплекса занятий, который может быть использован воспитателем и логопедом общеразвивающего детского сада для развития словаря детей старшего дошкольного возраста.
Фотоотчет о семинаре-практикуме «Проблемы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу поделиться своими впечатлениями о моем посещении семинара, который проходил на базе детского сада.
Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста» Для экологического воспитания детей дошкольного возраста используются различные методы и средства. Известным педагогом Николаевой Н. С. рекомендуется.
Мини-музей как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста Аннотация. В данной статье представлен педагогический опыт работы по использованию мини-музея «Деревянная игрушка» в поликультурном воспитании.
Обучение детей старшего дошкольного возраста рисованию портрета Актуальность проблемы: противоречие между достаточно разработанной теорией художественного творчества и недостаточным количеством разработок.
Основные задачи в области экономического воспитания детей дошкольного возраста Каждый человек, находясь в обществе, руководствуется моральными нормами, которые отражают общий тип поведения, регулирующий отношение человека.
Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Гирфанова Татьяна Борисовна — воспитатель высшей.
Рабочая программа учителя-дефектолога «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» Рабочая программа учителя-дефектолога (разделы: развитие речи, развитие слухового восприятия и обучение произношению, формирование элементарных.
Творческий отчет воспитателя «Организация экологического воспитания детей дошкольного возраста» Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, а нарастающие в мире экологические проблемы побуждают специалистов.
Уголок патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста Цель и задачи: формирование чувства патриотизма у старших дошкольников; воспитание любознательности, расширение кругозора детей; систематизация.
Этические беседы как средство воспитания честности и правдивости у детей дошкольного возраста В нравственном воспитании одним из важнейших качеств личности является честность, начала которого закладываются в дошкольном детстве. Моральный.
Источник
Вопрос № 10 цели и общие задачи обучения детей в дошкольном возрасте
1)Цель: системная передача взрослыми и усвоение детьми элементов общественно-исторического(социального)опыта.
Элементы соц. Опыта:
-система знаний о себе и окружающем
-опыт творческой деятельности детей на основе научных знаний,умений,навыков.
-опыт эмоционально-целостного отношения детей к окружающему миру,себе другим людям.
Усвоение этих элементов начинается в доу и продолжается на протяжение всей жизни.
2)цель видоизменяется в задачах хар-ка целей и задач обучения определяется:
— возрастными и индивидуальными особенностями детей.
-видами деятельности в образовательном процессе(занятия,экскурсии,дидактические игры)
-местом занятия в общей дидактической системе
— особенностями и возможностями педагога ДОУ,уровнем его профессиональной компетентности.
-материально – технической базой доу и другими факторами
3) основные задачи обучения дошкольников:
— формирование системных представлений ребенка о себе и окружающем
-развитие общего кругозора детей
-формирование общих и специальных умений и навыков,позволяющих ребенку включаться в разные виды деятельности(двигательную,художественно- эстетическую,познавательную,игровую,трудовую,конструктивную)
-развитие познавательных процессов(ощущение,восприятие,мышление,память,внимание) и мыслительных операций,анализ,синтез,обобщение,класификация,сравнение)
-формирование способности дошкольника организовать свою познавательную деятельность(готовность место для занятия,планировать последовательность действий,оценивать ход и результаты деятельности,работать совместно и индивидуально)
-формирование умений ребенка слушать,отвечать и задавать вопросы,действовать по инструкции,принимать и выполнять учебную задачу,сохранять произвольность в процессе обучения на занятиях
-развитие любознательности и позновательных интересов
-развитие способности творчески интегритировать полученые занятия,умение и навыки
-воспитание положительно эмоционального отношения к учебно-познавательной иследовательской деятельности,овладениями навыками знаний и опытом.
-формирование общей и специальной готовности детей к обучению.
Задачи умственного воспитания:
-формирование познавательной деятельности(функция)
-развитие мыслительной деятельности(овладение мыслительными операциями)
-воспитание любознательности,познавательных интересов
-формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни,как условие умственного роста.
4) SENSUS(лат) чувство
Часть умственного и физического воспитания,направленная на развитие его ощущение и восприятие через органы чувтв.
13.Цели и задачи обучения детей старшего дошкольного возраста:
Целью обучения в дошкольный период является системная передача взрослыми и усвоение детьми элементов общественно исторического (социального)опыта
Элементы соц. опыта:
-система знаний о себе и окружающем.
— опыт творческой деят-ти детей на основе полученных знаний,умений,навыков.
— опыт эмоционального-ценностного отношения детей к окр.миру,себе,другим людям
Цель видоизменяется в задачах.характер целей и задач обучения определяется
-возрастными и индивидуальными особенностями детей
-видам деятельности в образовательном процессе(занятия,экскурсии ,дидакт игр)
Цель воспитания — это ожидаемый результат деятельности, направленной на формирование личности человека. Цель выступает мотивом такой деятельности.
Реальной целью воспитания детей дошкольного возраста является воспитание эмоционально благополучного, разносторонне развитого счастливого ребенка.
Задачи воспитания отражают стороны воспитания: нравственное, умственное, физическое, эстетическое, трудовое.
Задачи умственного воспитания:
— сенсорное воспитание (развитие);
— развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями);
Задачи физического воспитания:
оздоровительные задачи: охрана и укрепление здоровья, закаливание, развитие движений.
воспитательные задачи: формирование нравственно-физических навыков, формирование потребности в физическом совершенстве, воспитание культурно-гигиенических качеств.
образовательные задачи: формирование представлений о своем организме, о здоровье; формирование навыков выполнения основных движений; формирование представлений о режиме, об активности и отдыхе.
Задачи социально-нравственного воспитания:
В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи формирования его механизма: представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения.
Вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребуемыми качествами.
Задачи эстетического воспитания:
Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему.
Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.
Задачи трудового воспитания:
Все задачи трудового воспитания условно можно разделить на 2 группы:
1-я группа направлена на формирование элементарных трудовых умений и навыков.
2-я группа – на развитие определенных качеств.
14.Содержательный компонент процесса обучения. Содержание процессва обучения в соответствии с фгт:
Содержательный компонент процесса обучения по Лернеру это пед.адаптированная система знаний,умений,навыков,опыта творческой деятельности и эмоц.ценностью отношения к миру,усвоение которых обеспечивает формирование всесторонне развитой личности готовой к воспроизведению и развитию культуры .
-получают систематизированные представления об окр.мире,себе ,др.людях.
-осваивает способы деят-ти (умения и навыки)обучения,самообслуживания,игровые,позноват,труд,двигательные идр,
-приобретают опыт творческой деят-ти-опыт применения имеющихся знаний, умений ,навыков в разных нетипичных ситуациях жизни.
— вырабатывают первое ценное отношение к себе,окружающим,у них складывается личностные качества,основы характера, опыт самопрезентации.
Содержание определенно гос.образовательными стандартами,фед.гос.требованиями программами обучения дошкольников.
Принципы построения программ:
2)Экологизация-формирование чел. и природы.
Источник
Задачи обучения дошкольников.
1. Формирование системных представлений ребенка о себе и окружающем.
2. Развитие общего кругозора детей.
3. Формирование общих и специальных умений и навыков, позволяющих ребенку включаться в разные виды деятельности (двигательную, художественно-эстетическую, познавательную, игровую, трудовую, конструктивную и др.).
4. Развитие познавательных процессов и мыслительных операций.
5. Формирование способности дошкольников организовывать свою познавательную деятельность (готовить место для занятий, планировать последовательность действий, оценивать ход и результаты
деятельности, работать совместно и индивидуально).
6. Формирование умения ребенка слушать, отвечать и задавать вопросы,
действовать по инструкции, принимать и выполнять учебную задачу.
7. Развитие любознательности и познавательных интересов детей.
8. Развитие способности творчески интерпретировать полученные знания,
умения и навыки.
9. Воспитание положительного эмоционального отношения к учебно-
познавательной деятельности, к овладению новыми знаниями и
опытом, к взаимодействию с педагогом в процессе обучения.
10. Формирование общей и специальной готовности детей к школьному
Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого и ребенка – основа современного обучения дошкольников.
• Учебно-дисциплинарная модель взаимодействия взрослого и ребенка
Цель:вооружить детей ЗУНами, привить послушание.
Задача:реализовать программу, удовлетворить требованиям руководства и контролирующих инстанций.
Лозунг– «Делай, как я».
Способы взаимодействия:наставления, разъяснения, запрет, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик. Активность детей подавляется.
Тактика –диктат и опека.
Результат:взаимное отчуждение взрослых и детей.
• Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого и детей – основа обучения дошкольников (Ш. А. Амонашвили, В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.)
Цель: содействовать становлению ребенка как личности.
Задачи: развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования, формирование начал личности, развитие индивидуальности).
Принцип взаимодействия: «Не рядом и не над, а вместе».
Способы взаимодействияпредполагают умение встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции (переход от монолога к диалогу). Взгляд на ребенка как на партнера.
Тактика –сотрудничество.
Ожидаемые результаты:расширение прав ребенка; преодоление возможного эгоцентризма детей, формирование коллектива; развитие познавательных и творческих способностей, раскрепощение воображения и мышления.
Основные принципы обучения детей дошкольного возраста:
1. Принцип воспитывающего обучения. В основе единства воспитания и обучения – идея обогащения духовного мира ребенка.
2. Принцип развивающего обучения. Предполагает обучение на высоком уровне трудности, с опорой на зону ближайшего развития с использованием приемов активного обучения.
3. Научности. Согласно исследованиям А. П. Усовой, в обучении дошкольников нельзя ограничиваться эмпирическими знаниями о внешних качествах и свойствах предметов и явлений без выделения их существенных признаков; следует давать теоретические знания, которые отражают общие зависимости между явлениями.
4. Наглядности. Соответствует основным формам мышления дошкольников (наглядно-действенное, наглядно-образное).
5. Активности и сознательности. Использование занимательного и игрового материала, включение в ход обучения разнообразных действий ребенка (обследование, игровые действия, упражнения с материалом), чередование обучения детей рациональным способам решения задач с выполнением заданий творческого характера.
6. Систематичности и последовательности. Последовательность обучения заложена в программе по каждому разделу (постепенный переход от одних знаний к другим, их расширение, усложнение).
7. Прочности. Необходимо постоянное повторение с целью лучшего запоминания, использование разнообразных методов.
8. Доступности. Соотнесение содержания, объема знаний с уровнем развития, подготовленности детей.
9. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Источник