Юность как жизненная ступень

Глава II. Юность как стадия жизненного пути

II. 1. Онтогенез и жизненный путь

Теоретико-методологические принципы комплексного изучения юности, как и других этапов жизненного пути, в советской психологии были сформулированы Л. С. Выготским.

Согласно его теории развития высших психических функций, конкретизировавшей положения К. Маркса о социальной сущности человека, «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва — социальном, потом — психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая» ( Выготский Л. С. История развития высших психических функций. — В кн.: Развитие высших психических функций. М., Изд-во АПН РСФСР, 1960, с. 197-198).

Однако в отличие от социогенетических концепций, рассматривавших развитие ребенка как результат воздействия «внешней», социальной среды, Л. С. Выготский подчеркивал, что среду надо рассматривать не как «обстановку развития», которая извне определяет развитие ребенка; воздействия среды сами меняются количественно и качественно, в зависимости от того, через какие ранее возникшие психологические свойства, включая возрастные особенности ребенка, они преломляются.

Принцип единства социального и индивидуального четко выражен в предложенном Л. С. Выготским понятии «социальной ситуации’ развития». «Этим термином он обозначал то особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа и обусловливает и динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу» ( Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Просвещение, 1968, с. 152).

Становление человека как индивида и личности, по Выготскому, предполагает диалектическое взаимодействие двух относительно автономных, но неразрывно связанных друг с другом рядов развития — натурального и социального.

Читайте также:  Жан батист ламарк лестница существ

В основе натурального ряда лежат биологически обусловленные процессы созревания и вообще онтогенеза. Но становление человека как субъекта деятельности и как личности осуществляется только в процессе его социализации. Социализацией марксистская социология называет те влияния «среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей» ( Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., Прогресс, 1969, с. 51).

Фазы жизненного пути накладываются на этапы онтогенеза настолько тесно, что мы нередко не замечаем их различия и даже называем «возрастными» такие понятия, как «дошкольник» или «старший школьник», которые в действительности соотносятся с принятыми сегодня ступенями общественного воспитания, образования и обучения. Но эти два ряда изменений не тождественны. Как пишет Б. Г. Ананьев, «наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость), личности (гражданская), субъекта познания (умственная зрелость) и труда (трудоспособность) во времени не совпадает, и подобная гетерохронность зрелости сохраняется во всех формациях» ( Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Изд-во ЛГУ, 1968, с. 109).

Для переходного возраста гетерохронность развития особенно важна, так как именно из нее вытекают основные противоречия юношеской психологии. Эта гетерохронность не только объективный факт, детерминирующий положение и деятельность подростка, она должна рассматриваться также в связи с тем значением и личностным смыслом, которые она имеет для самой формирующейся личности. Важную роль при этом играет самосознание и «внутренняя позиция» личности. «Внутренняя позиция» складывается из того, как ребенок на основе своего предшествующего опыта, своих возможностей, своих ранее возникших потребностей и стремлений относится к тому объективному положению, какое он занимает в жизни в настоящее время и какое положение он хочет занимать. Именно эта внутренняя позиция обусловливает определенную структуру его отношения к действительности, к окружающим и к самому себе. Через эту внутреннюю позицию и преломляются в каждый данный момент воздействия, идущие от окружающей среды» ( Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Просвещение, 1968, с. 174).

Читайте также:  Люк противопожарный металлический чердачный с лестницей

Таким образом, чтобы содержательно раскрыть психологию юношеского возраста, нужно, во-первых, выделить возрастные особенности юности в натуральном ряду развития; во-вторых, осмыслить особенности социального положения юношества как возрастной группы и юности как специфической фазы социализации; в-третьих, рассмотреть, как эти два ряда процессов преломляются в психике и поведении личности.

Ресурс кулинарных хитройстей для всех на планшете.

Источник

Юность как стадия жизненного пути

Юность — период жизни после отрочества до взросло­сти (возрастные границы условны — от 15-16 до 2 1 -25 лет). В юности у молодого человека возникает пробле-ма выбора жизненных ценностей. Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к се­бе («Кто Я?», «Каким Я должен быть?»), по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям.

Выбор внутренней позиции — весьма многотрудная ду­ховная работа. Молодому человеку, обратившемуся к анализу и сопоставлению общечеловеческих ценностей и своих собственных склонностей и ценностных ориента­ции, предстоит сознательно разрушить или принять исто­рически обусловленные нормативы и ценности, которые определяли его поведение в детстве и отрочестве.

Как бы страстно ни была направлена юность на поиск своего места в мире, сколь бы ни была она интеллек­туально готова к осмыслению всего сущего, многого она не зна е т — ещ е нет опыта реальной практической и,ной жизни среди близких и других людей. Кроме того, именно в юности по-настоящему пробуждается данное природой стремление к другому полу.

При переходе от подросткового возраста к юношескому происходит изменение в отношении к будущему: если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша смотрит на настоящее с позиции будущего.

Развитие человека в период юности может идти не­сколькими путями.

Юность может быть бурной: поиски смысла жизни, свое­го места в этом мире могут стать особенно напряженны-

Flju

75. Когнитивные изменения ■ ЮНОСТИ

Отвлеченно-философская направленность юношеского мышления обусловлена развитием формально-логиче­ских операций и особенностями эмоционального мира ранней юности.

Широта интеллектуальных интересов часто сочетается в ранней юности с разбросанностью, отсутствием систе­мы и метода. Многие юноши склонны преувеличивать уровень своих знаний и особенно умственных возможно­стей.

Развитие внимания характеризуется противоречивы­ми тенденциями. Объем внимания, способность длитель-но сохранять его интенсивность и переключать его с од­ного предмета на другой с возрастом увеличиваются. Вместе с тем внимание становится более избиратель­ным, зависящим от направленности интересов.

Развитие интеллекта тесно связано с развитием твор­ческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации-, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового.

Важнейший интеллектуальный компонент творчества -преобладание дивергентного мышления, которое пред­полагает, что на один и тот же вопрос может быть мно­жество одинаково правильных и равноправных ответов (в противоположность конвергентному мышлению).

Творческие достижения по результатам многих иссле­дований статистически не связаны с успешностью учеб­ной деятельности в школе.

Умственное развитие старшеклассника заключается не столько в накоплении умений и изменении отдельных свойств интеллекта, сколько в формировании индиви­дуального стиля умственной деятельности.

76. Учебно-професс!ЫШЯЫ1ая деятельность как ведущий вид деятельности старшеклассника

В юности человек стремится к самоопределению как личность и как человек, включенный в общественное про­изводство, в трудовую деятельность. Поиск профессии —важнейшая проблема юности. Основой для адекватного профессионального выбора является формирование по­знавательных интересов и профессиональной направлен-ности личности.

Интересы, достигшие высокого уровня развития, пред­ставляют собой основу для формирования профессио­нальной направленности личности и адекватного, зрелого профессионального выбора. Профессиональная направ­ленность имеет достаточно выраженную половую специ­фику: у мальчиков чаще встречается техническая направ­ленность, у девочек — социальная и художественная.

Этапы становления профессионального само­определения

Первый этап — детская игра, в ходе которой ребенок проигрывает разные профессиональные роли.

Второй этап — подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем привлекательной профессии.

Третий этап — предварительный выбор профессии (подросток и юноша), виды деятельности сортируются и оцениваются с точки зрения интереса, а затем с точки зрения ценностей.

Четвертый этап — практическое принятие решения, собственно выбор профессии — включает два главных компонента: определение уровня квалификации будуще-

ми. Некоторые старшеклассники плавно и непрерывно продвигаются к переломному моменту жизни, а затем от­носительно легко включаются в новую систему отноше­ний. Возможны и резкие, скачкообразные изменения, ко­торые благодаря хорошо развитой саморегуляции не вызывают сложностей в развитии.

Выбор профессии и типа учебного заведения неизбеж­но дифференцирует жизненные пути юношей и девушек, закладывает основу их социально-психологических и ин­дивидуально-психологических различий. Учебная дея­тельность становится учебно-профессиональной, реали­зующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и под­готовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим обра­зованием и самообразованием.

рессии ведут себя как «тревожные», быстро утомляются, снижается творческая активность. При хорошем настрое­нии — как гипертимные.

7.Демонстративное™. Люди, у которых сильно вы­ражен эгоцентризм, стремление быть постоянно в центре внимания («пусть ненавидят, лишь бы не были равнодуш­ными»). Склонны носить яркую, экстравагантную одежду.

8.Возбудимость. Склонность к повышенной импуль­сивной реактивности в сфере влечения.

9.Дистимичность. Склонность к расстройствам на­строения. Противоположность гипертимности. Настрое­ние пониженное, пессимизм, мрачный взгляд на вещи, утомляем, предпочитает одиночество.

10. Экзальтированность. Склонность к аффективной
экзальтации (близко к демонстративное™, но там из-за
характера, а здесь идут те же проявления, но на уровне
эмоций, т. е. от темперамента).

го труда, объема и длительности необходимой подготов­ки к нему, т. е. выбор конкретной специальности. Однако ориентация на поступление в вуз формируется раньше, чем созревает выбор конкретной специальности.

Важную роль в принятии решения играет оценка своих объективных возможностей — материальных условий семьи, уровня учебной подготовки, состояния здоровья и т. п.

Важнейшими психологическими предпосылками ус­пешного профессионального самоопределения являются сформированный интеллектуальный потенциал, адекват­ная самооценка, эмоциональная зрелость и саморегуля­ция личности.

Характерное приобретение ранней юности — форми­рование жизненных планов. Жизненный план как со­вокупность намерений постепенно становится жизненной программой, когда предметом размышлений оказывает­ся не только конечный результат, но и способы его дости­жения. Главное противоречие жизненной перспективы юношей и девушек — недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей.

Индивидуальный стиль деятельности, по опреде-

лению Е. А. Климова, есть «индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознатель­но или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности». В познавательных процессах он выступает как стиль мышления, т. е. устойчивая совокупность инди­видуальных вариаций в способах восприятия, запомина­ния и мышления, за которыми стоят различные пути при­обретения, накопления, переработки и использования информации (Коган Н.).

Развитие различных учебных умений при работе с текс­тами, литературой, отработка формально-логических операций и т. п. дает возможности интеллектуального продвижения в юношеском возрасте.

Г________________________ • од.

77. Становление самосознания в юношестве ‘

Самосознание не изначальная данность, присущая че­ловеку, а продукт развития. По мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только от­крываются все новые стороны бытия, но происходит бо­лее или менее глубокое переосмысление жизни. Процесс ее переосмысления, проходящий через всю жизнь чело­века, образует самое сокровенное и основное содержа­ние его внутреннего существа, определяющее мотивы его деятельности и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни. Юношеству свойственна переори­ентация с внешнего контроля на самоконтроль и рост по­требности в достижении конкретных результатов.

Одним из механизмов формирования самосознания яв­ляется самооценка. Юношеская самооценка, отличаю­щаяся повышенно оптимистическим взглядом на самого себя, на свои возможности, имеет следующие особенно­сти: относительная устойчивость, высота, сравнительная бесконфликтность, адекватность.

Одно из достижений юношеского периода — новый уро­вень развития самосознания, который характеризуется следующими фактами:

-открытие своего внутреннего мира во всей его инди­видуальной целостности и уникальности;

-стремление к самопознанию;

-формирование личной идентичности, чувства инди­видуальной самотождественности, преемственности и единства;

— самоуважение;
-становление личностного способа бытия, когда во

многих жизненных коллизиях юный человек может вслух сказать: «Я лично отвечаю за это!»

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Источник

Оцените статью