Выдвижной механизм пожарных лестниц

Конструкция, испытание и установка трехколенной выдвижной лестницы

Тушение пожара может происходить на большой высоте, и для этого применяют специальные лестницы. Работник службы МЧС должен знать, что при установке выдвижной пожарной лестницы необходимо соблюдать определенные правила, действовать максимально быстро и слаженно.

Предназначение

Если высота строения превышает два этажа, для тушения пожара используют трехколенную выдвижную лестницу (ВПЛ). Ее делают из алюминиевого проката, что обеспечивает легкость при транспортировке. Конструкция позволяет быстро установить, выдвинуть и зафиксировать секции.

Можно встретить название лестницы – Л-60. Оно пришло с тех времен, когда снаряжение делали из дерева, а цифра 60 обозначала массу в килограммах.

Лестницы включают в комплект пожарного автотранспорта. В случае тревоги машина выезжает на вызов, и в арсенале спасателей всегда находится средство, позволяющее залезть в окно третьего этажа или на крышу (чердак) двухэтажного дома. С ее помощью они поднимают наверх оборудование, спасают людей и домашних животных.

Конструкция

Стандартная выдвижная пожарная лестница состоит из трех частей (колен), соединенных между собой особым механизмом (телескопическим). Счет происходит сверху, то есть самое верхнее колено считается первым, среднее – вторым, а нижнее – третьим. Колена могут выдвигаться и прочно фиксироваться.

Размер и конструкция ВПЛ строго регламентированы. В сложенном виде ее длина составляет 4 метра 38 см. Если же полностью выдвинуть все секции, то длина увеличивается до 10 м 70 см. Масса не должна превышать 48 кг. Зачастую производители выпускают изделия массой около 46 кг.

Читайте также:  Забежные лестницы с коваными перилами

Несущая часть лестницы – тетива. Каждое колено состоит из тетивы (2 штуки, расположены параллельно) и 12 ступеней. Ступени закреплены в отверстиях тетивы способом развальцовки. Расстояния между ними составляет 35 см.

На третьем колене предусмотрена особая деталь фиксации, которая называется «останова». За вилку (крюки) остановы цепляют ступень 2-ого колена, что позволяет его зафиксировать.

Секции соединены между собой блоками и канатами (пеньковый и металлический), и выдвигаются вручную. В современных моделях пеньковый канат заменяют металлической цепью. В рабочем состоянии секции должны ходить свободно, ни за что не цепляясь.

Механизм работает следующим образом. Когда цепь тянут вниз, среднее и верхнее колено лестницы выдвигается, усилие каната передается крюкам остановы, проворачивая их на 20°. Ближайшая ступенька среднего колена заскакивает на крюки. Верхнее колено оказывается висящим на стальном тросе.

Важно! Если цепь (пеньковый канат) оборвется в процессе выдвигания секций, то это не позволит лестнице полностью сложиться. Под действием пружины сработают крюки остановочного механизма и подхватят ступень средней секции.

Нижние опоры называются башмаками. Вверху предусмотрены стенные упоры. Для прочности конструкции тетивы скреплены стяжками. Ступени делают из рифленых труб.

Как испытывают выдвижную лестницу

Поскольку все инструменты пожарного должны быть в боевой готовности, их регулярно проверяют. Не является исключением и выдвижная пожарная лестница. Раз в год она проходит испытания.

Существуют Нормы пожарной безопасности НПБ-171-98 с дополнениями от 1999 года, в которых описывается порядок проверки выдвижных лестниц. Испытания на прочность снаряжения в рабочем состоянии проходят следующим образом.

  • Лестницу устанавливают на твердой поверхности и полностью выдвигают.
  • Прислоняют к стене под углом 75°. Такой угол получается, если нижние опоры находятся на расстоянии 2,8 м от стены.
  • К последней ступени каждого колена подвешивают контрольный груз массой 160 кг.
  • Грузы держат на протяжении 2 мин.

После испытания трехколенная лестница должна быть в рабочем состоянии, без деформаций и разрыва каната (цепи). Все ее колена должны выдвигаться без заедания. Секции должны сдвигаться под тяжестью своего веса, без человеческих усилий. Цепь или пеньковый канат выдерживает нагрузку в 200 кг и при этом не растягивается, не скручивается и не лопается.

Существуют и другие разновидности проверок, при которых проверяется масса, размеры, комплектация. Проводится испытание лестницы кручением и присоединением к ступеням грузов в 100 кг. Степени не должны расшатываться и поворачиваться.

Самая первая проверка происходит на производстве после выпуска серии, когда из партии выбирают несколько изделий и тестируют. Их зажимают в специальных приспособлениях и нагружают тетиву или ступени. Заложенный ресурс, которым должна обладать трехколенная лестница, составляет 3 тысячи циклов.

После проверки составляется акт, в котором указывают, можно ли применять лестницы в соревнованиях или при исполнении служебных обязанностей. Если лестница не прошла проверку, то ее снимают с пожарного боевого вооружения.

Проверка перед заступлением на дежурство и обслуживание

Перед тем как заступить на дежурство, лестницу снимают с пожарной машины и под наблюдением командира устанавливают и выдвигают. Производят внешний осмотр тетивы и ступеней, проверяют, присутствуют ли упоры. Проверяют затяжку гаек, целостность канатов (троса и цепи). Все неподвижные детали должны быть надежно соединены, не расшатаны, без трещин, выбоин и коррозии.

Блоки должны быть в рабочем состоянии, концы канатов правильно заделаны. Секции должны выдвигаться и становиться на место без заедания.

После использования на соревнованиях или после тушения пожара лестницу надо очистить от грязи, смазать оси блоков и стальной канат.

Если присутствует какая-то неисправность, то ее устраняют. Ремонт надо проводить своевременно, не затягивая.

Как устанавливать

Чтобы установить трехколенку выдвижную, требуется 2 человека. Это неудивительно, ведь ее длина превышает 4 метра, а масса 40 кг. Лестницу принимают на вытянутые руки, ее нельзя бросать на землю, ударять.

С осторожностью следует передвигаться по скользкой дороге и при поворотах. В непосредственной близости от места установки не должно быть линий электропередачи, за которые можно случайно зацепиться. Если близко проходят провода, то требуется третий работник пожарной службы для страховки.

Разработана последовательность действий, которую надо четко соблюдать. В этом случае установка пройдет максимально быстро.

  • Оба башмака должны упираться в горизонтальную поверхность, чтобы обеспечивать устойчивость.
  • Башмаки надо устанавливать на расстоянии от стены около 2 метров, что соответствует углу наклона 80°.
  • Первый пожарный держит лестницу за тетиву 3-его колена.
  • Второй пожарный тянет за пеньковый канат вниз, выдвигая колено до нужной высоты.
  • Затем цепляют ступень 2-го колена на крюки остановы. Для этого немного ослабляют натяжение каната, чтобы он подался вверх.
  • 2-ое колено вытолкнет 1-ое, которое будет свисать на стальном тросе.
  • Лестницу прислоняют к стене или другой вертикальной поверхности, и первый пожарный, который придерживал ее, взбирается вверх по ступеням.

Когда пожарный тянет канат, нельзя допускать его накручивания на руку и сильных рывков. Нельзя также захватывать руками тетиву за внутреннюю сторону, иначе могут травмироваться пальцы или кисти рук.

Складывать лестницу надо в обратной последовательности.Чтобы развить навыки и не потерять сноровку, между частями пожарной охраны регулярно проводят соревнования. Все действия должны быть доведены до автоматизма.

Как работать на выдвижной лестнице

Прислонять лестницу надо так, чтобы над подоконником или верхней кромкой здания возвышалось минимум 2 ступени. Это обеспечивает большую устойчивость. Один пожарный постоянно поддерживает снаряжение снизу за тетиву.

Поднимаясь или опускаясь по ступеням, пожарный должен смотреть перед собой. Если он будет смотреть вверх или вниз, то может закружиться голова, что приведет к падению или замедлению движения.

Нельзя раскачиваться на ступенях и оставлять снаряжение в разобранном виде без присмотра. Нельзя также передвигать лестницу, когда на ней находятся люди, без предупреждения. На одном колене может находиться только один человек.

Если возникает необходимость работать с инструментом, держать в руках пожарный ствол, топор, то необходимо прикрепить себя к ступеням карабином. Бросать инструмент вниз или допускать его падение нельзя.

Перед соревнованиями по пожарному спорту следует уточнить правила и особенности допуска лестниц. Тщательное изучение конструкции, правил установки и регулярная тренировка позволят достигнуть лучших результатов.

Источник

Ручные пожарные лестницы

Ручные пожарные лестницы – часть базового инвентаря, входящего в состав ПТВ пожарного автомобиля. Основное их назначение – использование при проведении боевых действий и АСР на высотах.

Виды ручных пожарных лестниц

Область применения ручных пожарных лестниц – работа на высоте 2-3 этажа и чердаках. На вооружении ПС в России используют три вида такого оборудования:

  • палка;
  • штурмовка;
  • выдвижная трехколенная.
Параметр Палка Штурмовая Выдвижная трехколенная
Ширина, мм 346 400 485
Длина в сложенном виде, мм 3400 4100 4400
Длина в разложенном виде, мм 3100 10700
Количество ступеней 8 13 35
Межступенчатый шаг, мм 340 340 350
Вес, кг 10,5 9,8 48

Устройство ручных пожарных лестниц

Палка

Основа эксплуатации ручной пожарной лестницы-палки (ЛП) – доступ в помещения через оконные проемы.

Конструкционно это две опоры-тетивы с шарнирными соединениями на 8 ступеней. Тетивы складываются до почти полного смыкания. Это облегчает перенос оборудования при работе на объекте.

Лестница часто используется как таран при завалах, демонтаже перегородок и дверей. В разложенном виде заменяет носилки для пострадавших.

Работа с ручными пожарными лестницами-палками предполагает выполнение основных правил:

  • передний конец лестницы при ее переносе должен быть приподнят вверх;
  • в ограниченном пространстве оборудование переносят в вертикальном положении;
  • установка к стене проводится только при полном разведении тетив;
  • если раздвижение тетив затруднено, лестницу приподнимают на 40 см от пола и резким ударом башмаков о землю производят разъединение;
  • минимальное расстояние нижних концов ЛП от стены – 1 метр;
  • верхние концы плотно прилегают к стене;
  • лестницу запрещено ставить на скользкую поверхность;
  • запрещено находиться на ЛП больше одного человека.

Ежегодно или после каждого ремонта проводят испытания. ЛП с повреждениями основных частей использовать нельзя. Протокол испытаний:

  • установка оборудования к стене под углом 75° к горизонтальной поверхности;
  • крепление к середине лестницы нагрузки из расчета (1,2±0,05) кН для деревянных конструкций и (2,0±0,1) кН для металлических;
  • нагрузка сохраняется в течение 130±10 с.

Если после нагрузки не фиксируют деформацию и подтверждают сохранение функциональности, испытания считают пройденными.

Штурмовые ручные лестницы

Штурмовые ручные пожарные лестницы (ЛШ) предполагают использование на наружных вертикальных стенах при вскрытии кровли и при работе на склонах. Они представляют собой две параллельные тетивы с опорными ступенями и крюком фиксации на опоре. Могут быть сделаны из дерева или металла.

Крюк у ЛШ имеет особую форму, которая позволяет обеспечить равномерную прочность независимо от усилий. Для предупреждения скольжения по поверхности у крюка предусмотрены зубья.

Деревянные штурмовки по обеим сторонам ступеней в пазах имеют стальные канатики, предупреждающие поломку самих ступеней при деформации и изломе тетив.

Правила безопасности предполагают:

  • подвешивание ЛШ на полный крюк;
  • работая на подоконнике, необходимо сохранять визуальный контроль положения крюка;
  • недопустим спуск лестницы скольжением по рукам;
  • на ЛШ может работать только один человек;
  • установка на металлическую кровлю допустима только при обесточивании объекта.

ЛШ также показана ежегодная проверка.

  1. Испытание тетив предполагают подвешивание к зубьям крюка, расположенным ближе к тетивам, нагрузка (2,0±0,1) кН в течение 130±10 с.
  2. Испытание крюка – за большой зуб. При этом на обеих тетивах на высоте второй ступени подвешивается нагрузка (1,6±0,05) кН в течение 130±10 с.

Испытание считается пройденным только при соблюдении всех норм по обоим параметрам.

Выдвижная трехколенная лестница

Назначение этого вида ручных пожарных лестниц – доставка ПТВ на высоту 2-3 этажа здания или чердак, расположенный на этом же уровне. Конструктивно «трехколенка» – соединенные между собой телескопические колена из 12 ступеней, закрепленными методом завальцовки. Для прочности фиксация колен сделана посредством стальных скоб.

Чтобы зафиксировать конструкцию на определенной высоте, используют механизм останова, который представляет собой направляющий уголок и упор. Сам механизм закреплен на нижней части тетивы второго колена.

Эксплуатация «трехколенки» предполагает участие не менее 2 человек. При условии расположения вблизи объекта ЛЭП для подстраховки в бригаде должно быть 3 человека. Из всех ручных пожарных лестниц это оборудование самое тяжелое, поэтому при снятии его с машины работают в команде, принимая «трехколенку» на вытянутые руки и блокируя самопроизвольное раздвижение.

При установке лестницы необходимо:

  • следить за равномерным распределением нагрузки на оба башмака;
  • выдерживать расстояние от стены до основания минимум 1,5-2 метра с соблюдением угла наклона 80-83°;
  • придерживаться правила равномерного выдвижения колен;
  • поддерживать равновесие всей конструкции при выдвижении колен;
  • фиксировать положение в выдвинутом состоянии.
  • устанавливать в местах, удаленных от линий электропередач;
  • установка на металлической кровле допустима только после обесточивания объекта.

Испытания предполагают проверку выдвижного механизма, системы фиксации колен и прочности.

  1. Испытания выдвижения колен проходит под действием собственной массы.
  2. Фиксирующий механизм проверяют на любой допустимой высоте.
  3. При испытании на прочность постепенно к ступеням каждого колена подвешивают нагрузку из расчета (1,0±0,05) кН для деревянных конструкций и (2,0±0,05) кН в течение 130±10 с.

Положительный результат испытаний – отсутствие остаточной деформации и повреждений деталей.

Источник

Оцените статью