Вверх по лестнице ведущей вниз аннотация

Бел Кауфман. Вверх по лестнице, ведущей вниз

Аннотация

Эта книга несколько месяцев занимала первое место в списке бестселлеров; она получила множество премий, была переведена на многие языки и оказала влияние на жизнь многих людей. Роман о школьниках и их учителях, детях и взрослых, о тех, кто идет против системы. Книга начинается словами «Привет, училка!» и заканчивается словами «Привет, зубрилка!», а между этими двумя репликами письма, письма, письма – крики людей, надеющихся, что их услышат.

Бел Кауфман – американская писательница, чье имя хорошо известно читателям во всем мире. Славу Бел Кауфман принес роман «Вверх по лестнице, ведущей вниз».

«Я никогда в жизни не собиралась писать роман, и уж тем более роман, который будут называть «классическим романом о школе». Думала ли я, что произвожу переворот в школьном образовании, – мне просто казалось, что я пишу о любви.»

Роман о том, как самоотверженно одна-единственная учительница пытается изменить судьбу хотя бы одного-единственного подростка, которая бунтует против всего мертвящего и уничтожающего человеческое достоинство, что есть в школьной системе, и хотя бы штрихами обозначить жизнь ребят вне школы. «Его мать не может прийти будучи умершей. Пожалуйста, извините», – сообщалось в одной из родительских записок.

Мнение владельца

Замечательная книга. Острая, психологически тонкая, написанная с деликатностью и юмором. Особо отмечу оригинальный стиль автора, никогда ничего подобного не встречала. И что самое интересное — любимыми персонажами стали абсолютно все герои романа. Даже весьма не симпатичные на первый взгляд.

Читайте также:  Классические прихожие с лестницами

«Мои герои выкристаллизовывались, обретали плоть и кровь: остряк, потешающий весь класс; карьерист; рано созревшая девушка, терзаемая сексом; черный паренек-задира; пуэрториканец, которому в конце концов удается преодолеть свою застенчивость; некрасивая девочка, которая понемногу начинает обретать себя. Чтобы дать им возможность высказывать свои мысли, я придумала «Ящик пожеланий»; одинокий мальчик положил в него письмо, в котором поздравил себя с днем рождения.

Об учениках: » Больше всего меня пугает их бездумное восприятие всего, чему их учат. Они не протестуют против авторитетов, хотя вечно протестуют, и притом бурно, а против чего, сами не знают! И им не приходит в голову подумать.»

Об учителях: » Есть у нас несколько хороших, трудолюбивых, выдержанных педагогов. Несколько блестяще одаренных учителей, которые – никому не известные и никем не воспетые – творят чудеса в своих классах. Есть и такие, кто искренне любит молодежь. Остальные, как мне кажется, либо вообще сдались, либо вымещают свое зло на учениках.»

» Учителя стараются дать нам почувствовать, что мы ниже их. Может быть, это потому, что они чувствуют себя ниже других людей.»

«Почему нельзя раскидать экзамены на разные дни, чтобы не заставлять нас учить несколько предметов в один вечер. Кому это надо?»

«Я написал одно и то же сочинение для двух разных учителей в прошлом семестре, один поставил мне 91, а другой – 72. Пойди разберись.»

«Пигмалион был скульптурой из мифа. Он был тип мужчины, который особенно не любит женщин, но рассказ это изменил. Однажды он сделал статую из своей будущей жены и прибавил туда все, что ему хотелось, и когда она была окончена, он хотел жениться на ней, но, поскольку она не была живая, он этого не смог. Что делать? Молиться, конечно. Что он и сделал богине любви, и она оживила ее. Вот откуда появилась «Моя прекрасная леди» и другие»

«Но я не знал какое счастье когда были вы, пока нам не дали эту идиотку вместо вас. Она не знает толка, а преподает его.»

Источник

Бел Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз»

Вверх по лестнице, ведущей вниз

Up the Down Staircase

Язык написания: английский

Перевод на русский: Е. Иванова, С. Шайкевич (Вверх по лестнице, ведущей вниз) , 1989 — 2 изд.

  • Жанры/поджанры: Реализм
  • Общие характеристики: Социальное | Психологическое
  • Место действия: Наш мир (Земля)( Америка( Северная ) )
  • Время действия: 20 век
  • Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
  • Линейность сюжета: Линейно-параллельный
  • Возраст читателя: Любой

«Привет, училка! Привет, зубрилка!» — этот диалог стал, говоря современным языком, слоганом книги.

Роман в фразочках, письмах, записках, отрывках из сочинений и канцелярских циркуляров о молодой учительнице литературы и ее не самых легких в общении учениках. Роман, в котором смех сквозь слезы и, не смотря ни на что, оптимистичный финал.

Elessar, 6 февраля 2013 г.

Милая, но наивная и абсолютно ненастоящая книга. То ли время сейчас другое, то ли ещё что, вот только вопреки обещаниям во вступлении я так и не узнал в героях ни себя, ни какие-то знакомые мне со школьных времён реалии. Видимо, учителя вроде мисс Сильвии понемногу вымерли, а никто и не заметил. Это же на самом деле сизифов труд, вот сами подумайте: на одного только Джо Фероне у героини уходит уйма нервных клеток, а добиться от него толку так и не получилось. Бедная Сильвия так трогательно пытается хоть что-то сделать в своём классе, хоть чуть подтолкнуть своих учеников на правильную дорогу. Но против её трогательных надежд и стараний — целый жестокий мир по ту сторону разбитого школьного окна. Некрасивую девушку так и будут называть дурнушкой, чернокожий паренёк не избежит дискриминации, симпатяга пуэрториканец со всеми своими талантами и тягой к чтению неминуемо попадёт на фабрику и будет работать день и ночь, чтобы было, на что кушать. Семестр непрерывной борьбы за сердца детей — и что на выходе? Аморфная масса мелькающих безликих имён, пара-тройка запомнившихся читателю учеников, волчонок Фероне, которому прямая дорога в уличную банду. А ведь Сильвия сделала всё, что могла, от и до. Нелепо требовать от учителя большего — почти сорок человек пару часов в день, где уж тут разглядеть в каждом личность, добраться до живой настоящей души.

Книжка, конечно, подкупает этой своей умилительностью, но примерно так же, как сказка, где непременно «жили они долго и счастливо». Так не бывает. Те немногие, что пытаются всерьёз делиться с учениками теплом — выгорают, срываются. Безликий профессионал, который способен только качественно учить — уже здорово. У меня были психи, алкоголики, отыгрывающиеся на детях за какие-то свои неудачи истерички. И была именно что такая же средненькая школа, где не лучше — не хуже, а всё как у всех. Школа — такой конвейер, где всё живое прогребено под тоннами рапортичек и канцелярщины. Допускаю, что в колледже, куда совесть так и не позволила сбежать Сильвии, всё совсем не так. Там и диалог с учениками на равных, и маленькие семинарские классы на восемь человек, где действительно есть возможность донести нечто большее, чем материал из плана. Там нет равнодушия и пустоты, а есть настоящие учителя и наставники. Может быть. Но в школе, на которую героиня обрекает себя, этого точно не будет. Ей и её классу осталось — сколько? Год — другой, и всё, ученикам пора на выпуск, а ей новую порцию косноязычных лоботрясов. Повезёт — дослужится до привилегии преподавать способным ученикам, как её старшая подруга Беа. Но это ещё нескоро, а пока долгие годы наедине с очередными фероне. И никакой личной жизни (алкоголик Барринджер не в счёт, конечно), и никаких перспектив в науке, хотя всё когда-то было в руках. Однажды бедняга Сильвия просто потухнет, как тот же умница Бестер. В жизни сказки кончаются именно так. Но книга всё же хороша и формой, и языком, хотя и насквозь идеалистична.

nomill, 12 июня 2017 г.

Сам работаю учителем — пусть и преувеличенно, но описанное в книге действительно изображает нашу реальность. Дети, у которых в одном месте моторчик и не могут усидеть даже минуту спокойно. Документация, которой настолько много, что если всю ее делать, не хватит и 24 часов в сутках для 100% заполнения. Начальство, требующее от учителей всего и сразу: заполните то, укажите это, предоставьте отчет и в таком духе, а правильное воспитание и обучение остается на последнем месте. Коллеги с опытом уже давно стали равнодушными к школьным будням, а молодые, так сказать «зеленные» учителя — постоянно в истерике и панике.

В общем, автор ярко показала учебную структуру во всей ее красоте.

sam0789, 20 марта 2018 г.

Каждый из нас учился в школе. Был учеником. Нам знаком этот мир. Но только с одной стороны! Честно – никогда не задумывалась, как видят школу учителя? Ведь не только ученики выживают, но и, получается, что учителя….

Очень необычное повествование… Переписка учителей, служебки, записки учеников, письменные ответы учеников.. Но не теряешься во всем этом!

Пришла новенькая учительница, мисс Баррет. Она только только окончила учебное заведение, опыта у нее еще никакого. Она полна иллюзий! Но может именно это и помогло ей сблизиться со своими учениками! Она смогла наладить с ними связь, она смогла понять их… А дети – они всё чувствуют 🙂 И пусть по своему, но они любят мисс Баррет 🙂

Очень улыбнул момент когда у учительницы – плановое школьное собрание! А она не успела толком познакомиться со всеми своими учениками! И вот к ней подходит мама, и спрашивает об успехах своего сына! А мисс Баррет не может его вспомнить 🙂 Начинает говорить общими фразами, на ходу пытаясь вспомнить о каком же учение речь?! А оказывается ученик вообще не её 🙂 На самом деле это улыбает потом, когда сидишь и маме/подруге вечером это рассказывавешь 🙂 Можно представить это чувство, если поставить себя на место мисс Баррет – ведь все мы попадали в какие-нибудь неловкие ситуации 🙂

И очень тронуло, как дети писали учительнице в больницу, просили вернуться. А тут еще мисс Баррет нашла себе место в другой школе….

Книга получилась очень интересная! Погружающая по полной в школьную жизнь.

Источник

Вверх по лестнице, ведущей вниз

Бел Кауфман

Бел Кауфман — американская писательница, чье имя хорошо известно читателям во всем мире. Славу Бел Кауфман принес роман «Вверх по лестнице, ведущей вниз». Роман о школьниках и их учителях, детях и взрослых, о тех, кто идет против системы. Книга начинается словами «Привет, училка!» и заканчивается словами «Привет, зубрилка!», а между этими двумя репликами письма, письма, письма — крики людей, надеющихся, что их услышат.

АААА.
Перечитала и поняла, что эта книга еще более стОящая, чем я ее считала.
Она — многогранна. И бездонна.
Когда я ее читала впервые, только-только начиная свой педагогический путь, — буквально упивалась юмором и грустью, вздыхая и мечтая о том, как же сложится именно моя учительская судьба.
А сейчас, когда позади более десяти лет работы в школе и после восьмилетнего перерыва я опять решила приступить к любимому делу, — я, взявшись за книгу, которую, казалось, помнила наизусть, буквально в КАЖДОМ слове, в КАЖДОМ образе видела или предупреждение, или напоминание, или настоящий удар по лицу — совсем по-новому, более остро и узнаваемо.

Книга о том, как и почему нужно обязательно помнить, что все мы — люди. И учителя, и ученики. И что все мы очень и очень зависимы друг от друга. И что в наших руках — очень многое.

Поскольку я наконец-то купила себе эту книгу, то сбудется моя мечта — я смогу сделать ее настольной.
Чего и желаю всем-всем педагогам.

АААА.
Перечитала и поняла, что эта книга еще более стОящая, чем я ее считала.
Она — многогранна. И бездонна.
Когда я ее читала впервые, только-только начиная свой педагогический путь, — буквально упивалась юмором и грустью, вздыхая и мечтая о том, как же сложится именно моя учительская судьба.
А сейчас, когда позади более десяти лет работы в школе и после восьмилетнего перерыва я опять решила приступить к любимому делу, — я, взявшись за книгу, которую, казалось, помнила наизусть, буквально в КАЖДОМ слове, в КАЖДОМ образе видела или предупреждение, или напоминание, или настоящий удар по лицу — совсем по-новому, более остро и узнаваемо.

Книга о том, как и почему нужно обязательно помнить, что все мы — люди. И учителя, и ученики. И что все мы очень и очень зависимы друг от друга. И что в наших руках — очень многое.

Поскольку я наконец-то купила себе эту книгу, то сбудется моя мечта — я смогу сделать ее настольной.
Чего и желаю всем-всем педагогам.

..А также задавайте более новые книги или перепишите «Одиссею», чтобы там были и более современные события.
Неудачник.
* * *
Заставьте мел не скрипеть.
Нервный.

Я не знаю, сколько ещё лет эта книга будет свежа и актуальна. Пока Х будет пытаться научить У отличать а от б и героя нашего времени от образа женщины в произведении того и сего.
Циркуляры «об эпидемии перерасхода клея», служебные записки «игнорировать нижеследующее», внутренняя учительская переписка, письма от учеников (И непонятно, зачем писать сразу и точку и запятую. И несправедливо, что меня всё время вызывают) и родителей, обрывки дневников, разговоров и сочинений — удивительно, но всё это в целом — стройный сюжет. О взаимопонимании, о том, как научить и научиться самому, как любить и понимать не абстрактных детей, а реальных, как не утонуть в водовороте канцелярщины и услышать. Хотя бы попытаться.
Честно скажу, таких учителей, как Сильвия Баррет, у нас не было. Была Золушка — математичка в высоком белом парике и на шпильках, была учительница русского языка, которая могла в порыве швырнуть стулом или жвачку изо рта выдрать, была вкрадчивая и жуткая историчка, которую боялись до дрожи как минмум два поколения учащихся, вечно выпивший трудовик по кличке «Прудовик», сумасшедшая «англичанка» с крючковатым носом, которая была зациклена на картиночках и карточках со словами, жилистая физкультурница, презирающая меня за общую хилость, физичка, которая была настолько коварна, что могла зверски убить твоего тамагоччи пока ты был у доски.
Сейчас не лучше.
Дочка знакомой получила грамоту за второй класс, потому что мама обеспечила класс шкафом. Причём это было приподнесено как «Ну что вам, трудно шкаф сделать? Берёте досточки, гвозди, молоток — пять минут дела!». А ребёнок в итоге доволен и не знает подробностей. Понятно, что шкаф не мама сколачивала под покровом ночи, но всё же.
Или вот Дневник учащейся третьего класса.

Я офонарела, когда увидела. Эти картиночки клеят сами учителя — как знак поощрения, в дополнение к оценкам. Когда ребёнок соберёт достаточное количество каких-то определённых картинок, ему разрешат наклеить на обложку дневника гигантскую собачку. Это высший пилотаж, никто пока не удостоился, зато стимул. Меня бы за такое четвертовали, я помню, как нас ругали за дневник со стереографической картинкой с дельфином на задней обложке. А тут Барби, сердечки, цветочки. Мимимизация процесса обучения? Индустрия гнусных наклеек берёт реванш за счёт учителей младших классов?

«Вверх по лестнице, ведущей вниз» — это самая правдивая книга о школах, которую я когда-либо читал. А также самая грустная, несмотря на попытки автора улыбаться сквозь слёзы. Для человека, в жизни которого школа была только на этапе обучения, здесь, вероятно, будет много поводов посмеяться, но мне тяжело представить себе учителя, который смеялся бы над тем, что для него было или есть печальной реальностью.

Вся система образования – это безумие. Научите детей, но вот вам учебники, которые давно пора отправить в мусорный бак, желательно вместе с автором, который никогда в жизни, судя по всему, с детьми не работал. Заполните, пожалуйста, эти сто тысяч формуляров на вчера, но распечатайте где-нибудь ещё, потому что в школе снова закончилась бумага. Мел, кстати, тоже закончился, не забудьте купить. Было бы неплохо, если бы вы немного и для школы принесли. Вы решили забрать домой контрольные, чтобы проверить в спокойной обстановке? О, но ведь это же значит, что вы в выходной свободны, какая удача! Придите, пожалуйста, помочь с проводкой, покраской стен, поклейкой обоев, раскопкой динозавров, бессмысленным переносом старых парт из одного кабинета в другой, потому что выкинуть жалко. Вы любите семинары? Это чудесно, сходите, пожалуйста, вместо учителя N и послушайте какую-то совершенно не нужную вам информацию про вычисление интегралов, а то учитель N идёт вместо учителя NN слушать про преподавание литературы африканским аборигенам. Ну и что, что у нас нет африканских аборигенов? Зато там дадут сертификат, который можно будет подшить в личное дело! В конце недели у нас будет, кстати, проверка из района, из города, из области, из Министерства образования внеземных цивилизаций, санэпидемстанция, пожарные, цирк, театр и культпоход. Что вы говорите? Так много проверок, что кажется, будто мы занимаемся наркоторговлей или ночами грабим банки? Кстати, о банках. В этом полугодии каждому придётся брать несколько дней за свой счёт. Ну так, немножко, по недельке в месяц, что вам стоит? Но работать мы будем ходить и дальше, сами ведь понимаете, нужно страну поддерживать. А, и ещё, я тут такую штуку классную придумал: сегодня у нас будет педсовет, на котором часть учителей будет читать доклады, которые им совершенно не хочется читать, а вторая часть будет их слушать, хоть им и совершенно не хочется слушать. А в следующий раз поменяемся! Здорово же, как разнообразит монотонную жизнь коллектива! А после двух часов выступлений мы ещё проведём совещание, чтобы вы по пути домой могли полюбоваться звёздами. Что ж вы расстраиваетесь сразу? Помните: это всё для детей, только для детей. Нет, я пока не готов ответить, как именно это поможет детям, но не ваша задача об этом думать, ваша задача помнить, что дети – наше будущее. И что деньги на 8 марта нужно сдать до вторника.

Это своеобразный тест, который позволяет определить, работали вы или не работали в школе. Если это вам покажется забавным или неправдоподобным, скорее всего, ваше общение со школой ограничилось учёбой и вы до сих пор живёте с мыслью, что работа учителя – это рай на земле, в котором работают всего часов до 3 дня и отдыхают на каникулах. Если же вы понимаете, как всё обстоит на самом деле, поздравляю, вы учитель. И если вы всё ещё не читали книгу Бел Кауфман, то самое время это сделать.

Я проработал в одной из гимназий города три года и около 70% книги были для меня подобны возвращению в прошлое. И это при том, что наше учебное заведение считалось довольно неплохим, всегда входившим в тройку лучших района, что подразумевает, что и дети у нас были хорошие. Были, конечно, и неблагополучные семьи, были дети, которые требовали особого, аккуратного отношения из-за проблем со здоровьем, но до всех можно было достучаться, и к чести людей, которые работали со мной, хочу сказать, что многие действительно делали всё, что могли.

Сейчас, уже полгода проработав в совсем другом месте в условиях полной свободы действий и творчества, не обременённой бумагомарательством, довольно тяжело было мысленно возвращаться к тем людям, которые до сих пор пытаются бороться с нашей системой образования. Иначе это не назовёшь. Бел Кауфман, конечно, рисует условия школ, в которых всё гораздо хуже, чем было в моей практике. Плюс – часть проблем непривычна для наших реалий, как, скажем, расизм. Но всё остальное – это правда. А что самое ужасное, правда не только для нас и не только для американцев, а для всего мира.

Я своими глазами видел, как в полных энтузиазма людях просто убивали тягу к профессии. Если быть до конца откровенным, то, уволившись, я и сам был уверен, что больше никогда не свяжу свою жизнь с обучением. Всё решила воля случая, а скольким из нас случай понять, что может быть иначе, что можно действительно любить свою работу, не выпадает? Не понятно лишь, зачем это делают со школами, да ещё под лозунгами «всё для детей», которые больше похожи на «всё, чтобы добить учителей». Как бы там ни было, после прочтения я жалею лишь об одном: книга, которая в своё время произвела фурор, не смогла изменить мир. Сколько времени прошло с 65-го года? Около 50 лет, а книга всё ещё актуальна. Прискорбно, что наша реальность всё ещё слишком напоминает движение вверх по лестнице, ведущей вниз.

Здесь стоило бы писать больше о книге и меньше о личном опыте, и массу чудесных рецензий вы найдёте здесь. Но, извините, бывают произведения, рецензии на которые становятся неизбежно личными.

Источник

Оцените статью