- Образование. Уровни и система образования.
- Уровни образования.
- Система образования.
- Опорный конспект по обществознанию для подготовки к ОГЭ по теме «Образование: понятие, ступени образования»
- Образование. Понятие, структура, система и функции образования.
- Понятие образования.
- Система образования.
- Структура образования.
- Функции образования.
- Ступени образования в РФ
- Образовательные программы
- Формы получения образования
- Типы образовательных учреждений:
- Ступени образования
Образование. Уровни и система образования.
Уровни образования.
Общее образование:
- дошкольное
- начальное
- основное общее
- среднее (полное) общее
- дополнительное
Профессиональное образование:
- начальное
- среднее (лицей, колледж)
- высшее (вуз)
Система образования.
В систему учреждений образования входят:
- дошкольные образовательные учреждения
- школы
- средние (профессионально-технические) учебные заведения
- высшие учебные заведения
- специальные (коррекционные) учреждения для детей с отклонениями в развитии
- учреждения дополнительного образования
- учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и др.
Система образования как институт включает следующие компоненты:
- Органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации.
- Сеть образовательных учреждений (школы, колледжи, гимназии, лицеи, университеты, академии и т.д.), включая институты повышения квалификации и подготовки преподавателей.
- Творческие союзы, профессиональные ассоциации, общества, научные и методические советы и иные объединения.
- Учреждения инфраструктуры науки и образования: проектные, производственные, клинические, медико-профилактические, фармацевтические, культурно-просветительские предприятия, типографии и др.
- Образовательные программы и государственные образовательные стандарты разного уровня и направленности.
- Учебники и учебно-методические пособия для преподавателей и учащихся.
- Периодические издания, включая журналы и ежегодники, отражающие самые последние достижения научной мысли.
Источник
Опорный конспект по обществознанию для подготовки к ОГЭ по теме «Образование: понятие, ступени образования»
Образование. Понятие. Ступени образования в России.
Внимательно прочитайте опорный конспект, представленный ниже, и ответьте на вопросы после него.
Образование – один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков, развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов как семья, школа, средства массовой информации. Цель – приобщение человека к достижениям человеческой цивилизации, сохранения ее культурного достояния.
Согласно Закону РФ «Об образовании» образование представляет собой целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития в интересах человека, общества и государства. В современном быстро изменяющемся обществе важно непрерывное образование на протяжении всей жизни.
Самообразование – знания, умения и навыки приобретаемые человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц..
Согласно Закону РФ «Об образовании», п раво на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования :
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование (1-4 класс)
3) основное общее образование (5-9 классы)
4) среднее общее образование (10-11(12) классы).
В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования :
1) среднее профессиональное образование (получают в учреждениях среднего профобразования (СПО) — училищах, техникумах, колледжах); можно поступать как после 9 класса, так и после окончания 11 классов (в этом случае сокращается срок обучения)
2) высшее образование – бакалавриат (получают в учреждениях высшего профобразования (ВПО) – университетах, академиях, институтах). Обучение продолжается в течение 4 лет. Поступать в учреждения высшего образования можно только при наличии у абитуриента среднего общего или среднего специального образования.
3) высшее образование — магистратура. Осуществляется там же, продолжается 2 года после окончания бакалавриата. Магистратуру можно закончить в другом университете или в том, где учился на бакалавра. Важна для тех, кто хочет в будущем заниматься наукой или расширить сферу знаний.
4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации. Осуществляется в аспирантурах при университетах
Существует иная классическая форма получения высшего образования – специалитет. (5 лет с получением диплома о высшем образовании).
Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. Осуществляется в учреждениях дополнительного образования (кружки, секции), на базе учреждений СПО и ВПО (получение дополнительной специальности к уже полученной специальности).
Формы образования: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, самообразование, экстернат, семейное образование .
Образование. Понятие, уровни образования.
1. Анна учится в 8 классе общеобразовательной школы. Дополнительно она посещает музыкальные занятия по классу гитары в Центре детского творчества. На какой ступени образования находится Анна?
высшее профессиональное образование
основное общее образование
среднее профессиональное образование
среднее общее образование
2. Одиннадцатиклассник Роман готовится к сдаче выпускных экзаменов. Какой уровень образования завершает Роман?
основное общее образование
среднее профессиональное образование
среднее общее образование
А. Образование способствует развитию личности.
Б. В современном обществе важно непрерывное образование на протяжении всей жизни человека.
Источник
Образование. Понятие, структура, система и функции образования.
Понятие образования.
Образование, согласно словаря Ушакова, — это процесс усвоения знаний, обучение и просвещение.
Обществознание изучает образование с трех основных аспектов:
- как систему знаний;
- как процесс обучения и формирования знаний;
- как систему социальных институтов общего и профессионального обучения.
В широком понимании образование можно охарактеризовать как процесс формирования интеллектуальных, психологических и физических способностей человека.
Система образования.
Система образования состоит из:
- дошкольных образовательных учреждений (детский сад);
- общеобразовательные учреждения (школы);
- учреждения высшего профессионального образования (вузы);
- учреждения среднего специального образования (ПТУ);
- частные образовательные учреждения (лицеи, колледжи, спецшколы);
- дополнительное образование (институты повышения квалификации).
Структура образования.
Образование – это социальная система (социальный институт), которая по своей структуре состоит из нескольких образовательных ступеней. В Российской Федерации образование состоит из трех ступеней, которые, в свою очередь, могут делиться на подвиды:
- Дошкольное образование (ясли и детский сад).
- Общее образование (школа):
- начальное (1-4 класс школы);
- основное (5-9 класс);
- среднее (10-11 класс).
- Профессиональное образование:
- начальное (ПТУ, профессиональный лицей);
- среднее (техникум, колледж);
- высшее:
- бакалавриат (I-IV курс вуза);
- специалитет (V курс);
- магистратура (V курс).
- послевузовское:
- аспирантура;
- докторантура.
Есть также еще две обособленные ступени, не входящие напрямую в эту структуру:
- дополнительное образование (курсы, кружки);
- самообразование (самостоятельное обучение).
Кроме того, образование может иметь пять форм обучения:
- очная;
- заочная;
- экстернатура;
- индивидуальный план;
- дистанционная форма.
Функции образования.
При изучении функций и целей образования социологи выделяют пять основных аспектов:
- Воспитание (выработка культурных и моральных ценностей).
- Собственно, обучение.
- Подготовка квалифицированных специалистов.
- Приобщение к продуктам культуры и технологиям.
- Социализация (привитие образцов поведения, социальных норм и ценностей).
В повседневной жизни образование чаще всего подразумевает под собой обучение, как педагогический процесс интеллектуального образования обучаемого. Главную ценность образования (обучения) определил еще Пифагор: образованием можно поделиться с кем-нибудь, при этом не утратив его самому.
Образование – еще один ключевой элемент системы человеческого общества, отличающий его от животных.
Источник
Ступени образования в РФ
Что представляет собой система образования в России?
Система образования в РФ представляет собой совокупность взаимодействующих:
- преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов (ГОС) различного уровня и направленности;
- сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
- органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
ГОСы разрабатываются и уточняются не реже одного раза в 10 лет (ст 7 закона «Об образовании»), а ГОСы ВПО фактически 1 раз в 5-6 лет.
На основании ГОСов, в которых приводится обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной или профессиональной образовательной программы, разрабатываются соответствующие образовательные программы. ГОСы являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.
Образовательные программы
Содержание образования определенных уровней и направленности (например: биология, химия, физика и т.п. для системы высшего образования) определяют образовательные программы (ОП), которые подразделяются на:общеобразовательные (основные и дополнительные) профессиональные (основные и дополнительные)
Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, создания основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
К общеобразовательным относятся программы:
- дошкольного образования;
- начального общего образования;
- основного общего образования;
- среднего (полного) общего образования.
Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.
К профессиональным относятся программы:
- начального профессионального образования;
- среднего профессионального образования;
- высшего профессионального образования;
- послевузовского профессионального образования.
Формы получения образования
С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении — в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования,самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования.
Типы образовательных учреждений:
- дошкольные;
- общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
- учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского образования;
- 4) учреждения дополнительного образования и другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
Ступени образования
Остановимся на понятии ступени образования. В ст. 14 п.2 закона «Об образовании» говорится: «Содержание образования должно обеспечивать … формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира».
Выделяются ступени образования:
- начального общего,
- основного общего,
- среднего (полного) общего,
- начального профессионального образования,
на которые осуществляется прием всех граждан, проживающих на данной территории и имеющих право на получение образования соответствующего уровня. Таким образом из этих статей закона можно понять, что «ступени» и «уровни» образования здесь используются как синонимы.
В п.5. ст.27 закона «Об образовании» говорится: «В РФ устанавливаются следующие образовательные уровни (образовательные цензы)
- основное общее образование
- среднее (полное) общее образование
- начальное профессиональное образование
- среднее профессиональное образование
- высшее профессиональное образование
- послевузовское профессиональное образование»
В этой статье уже не упоминается начальное общее образование (как в ст. 16). По-видимому, разработчики закона его рассматривают как ступень (уровень) образования, но ни как образовательный ценз.
Таким образом, если еще раз прочитать преамбулу к закону «Об образовании», п.5 статьи 27, и п.2 статьи 14 то можно сделать вывод, что образовательный уровень, ступень образования и, в какой то степени, образовательный ценз – синонимы.
Интересен присутствующим по-видимому будет и п.21 статьи 50 Закона «Об образовании»:«Правом на отсрочку от призыва на военную службу на время обучения на дневном отделении в образовательном учреждении профессионального образования данного уровня (ступени) обладают обучающиеся, поступившие в образовательные учреждения следующего уровня (ступени)».
Источник