Все ступени образования обществознание

Образование. Уровни и система образования.

Уровни образования.

Общее образование:

  • дошкольное
  • начальное
  • основное общее
  • среднее (полное) общее
  • дополнительное

Профессиональное образование:

  • начальное
  • среднее (лицей, колледж)
  • высшее (вуз)

Система образования.

В систему учреждений образования входят:

  • дошкольные образовательные учреждения
  • школы
  • средние (профессионально-технические) учебные заведения
  • высшие учебные заведения
  • специальные (коррекционные) учреждения для детей с отклонениями в развитии
  • учреждения дополнительного образования
  • учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и др.

Система образования как институт включает следующие компоненты:

  • Органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации.
  • Сеть образовательных учреждений (школы, колледжи, гимназии, лицеи, университеты, академии и т.д.), включая институты повышения квалификации и подготовки преподавателей.
  • Творческие союзы, профессиональные ассоциации, общества, научные и методические советы и иные объединения.
  • Учреждения инфраструктуры науки и образования: проектные, производственные, клинические, медико-профилактические, фармацевтические, культурно-просветительские предприятия, типографии и др.
  • Образовательные программы и государственные образовательные стандарты разного уровня и направленности.
  • Учебники и учебно-методические пособия для преподавателей и учащихся.
  • Периодические издания, включая журналы и ежегодники, отражающие самые последние достижения научной мысли.

Источник

Опорный конспект по обществознанию для подготовки к ОГЭ по теме «Образование: понятие, ступени образования»

Образование. Понятие. Ступени образования в России.

Внимательно прочитайте опорный конспект, представленный ниже, и ответьте на вопросы после него.

Образование – один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков, развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов как семья, школа, средства массовой информации. Цель – приобщение человека к достижениям человеческой цивилизации, сохранения ее культурного достояния.
Согласно Закону РФ «Об образовании» образование представляет собой целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития в интересах чело­века, общества и государства. В современном быстро изменяющемся обществе важно непрерывное образование на протяжении всей жизни.

Читайте также:  Ступеньки центр детского развития

Самообразование – знания, умения и навыки приобретаемые человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц..

Согласно Закону РФ «Об образовании», п раво на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования :

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование (1-4 класс)

3) основное общее образование (5-9 классы)

4) среднее общее образование (10-11(12) классы).

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования :

1) среднее профессиональное образование (получают в учреждениях среднего профобразования (СПО) — училищах, техникумах, колледжах); можно поступать как после 9 класса, так и после окончания 11 классов (в этом случае сокращается срок обучения)

2) высшее образование – бакалавриат (получают в учреждениях высшего профобразования (ВПО) – университетах, академиях, институтах). Обучение продолжается в течение 4 лет. Поступать в учреждения высшего образования можно только при наличии у абитуриента среднего общего или среднего специального образования.

3) высшее образование — магистратура. Осуществляется там же, продолжается 2 года после окончания бакалавриата. Магистратуру можно закончить в другом университете или в том, где учился на бакалавра. Важна для тех, кто хочет в будущем заниматься наукой или расширить сферу знаний.

4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации. Осуществляется в аспирантурах при университетах

Существует иная классическая форма получения высшего образования – специалитет. (5 лет с получением диплома о высшем образовании).

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. Осуществляется в учреждениях дополнительного образования (кружки, секции), на базе учреждений СПО и ВПО (получение дополнительной специальности к уже полученной специальности).

Формы образования: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, самообразование, экстернат, семейное образование .

Образование. Понятие, уровни образования.

1. Анна учится в 8 классе общеобразовательной школы. Дополнительно она посещает музыкальные занятия по классу гитары в Центре детского творчества. На какой ступени образования находится Анна?

высшее профессиональное образование

основное общее образование

среднее профессиональное образование

среднее общее образование

2. Одиннадцатиклассник Роман готовится к сдаче выпускных экзаменов. Какой уровень образования завершает Роман?

основное общее образование

среднее профессиональное образование

среднее общее образование

А. Образование способствует развитию личности.

Б. В современном обществе важно непрерывное образование на протяжении всей жизни человека.

Источник

Образование. Понятие, структура, система и функции образования.

Понятие образования.

Образование, согласно словаря Ушакова, — это процесс усвоения знаний, обучение и просвещение.

Обществознание изучает образование с трех основных аспектов:

  • как систему знаний;
  • как процесс обучения и формирования знаний;
  • как систему социальных институтов общего и профессионального обучения.

В широком понимании образование можно охарактеризовать как процесс формирования интеллектуальных, психологических и физических способностей человека.

Система образования.

Система образования состоит из:

  • дошкольных образовательных учреждений (детский сад);
  • общеобразовательные учреждения (школы);
  • учреждения высшего профессионального образования (вузы);
  • учреждения среднего специального образования (ПТУ);
  • частные образовательные учреждения (лицеи, колледжи, спецшколы);
  • дополнительное образование (институты повышения квалификации).

Структура образования.

Образование – это социальная система (социальный институт), которая по своей структуре состоит из нескольких образовательных ступеней. В Российской Федерации образование состоит из трех ступеней, которые, в свою очередь, могут делиться на подвиды:

  1. Дошкольное образование (ясли и детский сад).
  2. Общее образование (школа):
    • начальное (1-4 класс школы);
    • основное (5-9 класс);
    • среднее (10-11 класс).
  3. Профессиональное образование:
    • начальное (ПТУ, профессиональный лицей);
    • среднее (техникум, колледж);
    • высшее:
      1. бакалавриат (I-IV курс вуза);
      2. специалитет (V курс);
      3. магистратура (V курс).
    • послевузовское:
      1. аспирантура;
      2. докторантура.

Есть также еще две обособленные ступени, не входящие напрямую в эту структуру:

  • дополнительное образование (курсы, кружки);
  • самообразование (самостоятельное обучение).

Кроме того, образование может иметь пять форм обучения:

  • очная;
  • заочная;
  • экстернатура;
  • индивидуальный план;
  • дистанционная форма.

Функции образования.

При изучении функций и целей образования социологи выделяют пять основных аспектов:

  1. Воспитание (выработка культурных и моральных ценностей).
  2. Собственно, обучение.
  3. Подготовка квалифицированных специалистов.
  4. Приобщение к продуктам культуры и технологиям.
  5. Социализация (привитие образцов поведения, социальных норм и ценностей).

В повседневной жизни образование чаще всего подразумевает под собой обучение, как педагогический процесс интеллектуального образования обучаемого. Главную ценность образования (обучения) определил еще Пифагор: образованием можно поделиться с кем-нибудь, при этом не утратив его самому.

Образование – еще один ключевой элемент системы человеческого общества, отличающий его от животных.

Источник

Ступени образования в РФ

Что представляет собой система образования в России?

Система образования в РФ представляет собой совокупность взаимодействующих:

  • преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов (ГОС) различного уровня и направленности;
  • сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
  • органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

ГОСы разрабатываются и уточняются не реже одного раза в 10 лет (ст 7 закона «Об образовании»), а ГОСы ВПО фактически 1 раз в 5-6 лет.

На основании ГОСов, в которых приводится обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной или профессиональной образовательной программы, разрабатываются соответствующие образовательные программы. ГОСы являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

Образовательные программы

Содержание образования определенных уровней и направленности (например: биология, химия, физика и т.п. для системы высшего образования) определяют образовательные программы (ОП), которые подразделяются на:общеобразовательные (основные и дополнительные) профессиональные (основные и дополнительные)

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, создания основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К общеобразовательным относятся программы:

  • дошкольного образования;
  • начального общего образования;
  • основного общего образования;
  • среднего (полного) общего образования.

Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.

К профессиональным относятся программы:

  • начального профессионального образования;
  • среднего профессионального образования;
  • высшего профессионального образования;
  • послевузовского профессионального образования.

Формы получения образования

С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении — в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования,самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования.

Типы образовательных учреждений:

  • дошкольные;
  • общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
  • учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского образования;
  • 4) учреждения дополнительного образования и другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Ступени образования

Остановимся на понятии ступени образования. В ст. 14 п.2 закона «Об образовании» говорится: «Содержание образования должно обеспечивать … формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира».

Выделяются ступени образования:

  • начального общего,
  • основного общего,
  • среднего (полного) общего,
  • начального профессионального образования,

на которые осуществляется прием всех граждан, проживающих на данной территории и имеющих право на получение образования соответствующего уровня. Таким образом из этих статей закона можно понять, что «ступени» и «уровни» образования здесь используются как синонимы.

В п.5. ст.27 закона «Об образовании» говорится: «В РФ устанавливаются следующие образовательные уровни (образовательные цензы)

  • основное общее образование
  • среднее (полное) общее образование
  • начальное профессиональное образование
  • среднее профессиональное образование
  • высшее профессиональное образование
  • послевузовское профессиональное образование»

В этой статье уже не упоминается начальное общее образование (как в ст. 16). По-видимому, разработчики закона его рассматривают как ступень (уровень) образования, но ни как образовательный ценз.

Таким образом, если еще раз прочитать преамбулу к закону «Об образовании», п.5 статьи 27, и п.2 статьи 14 то можно сделать вывод, что образовательный уровень, ступень образования и, в какой то степени, образовательный ценз – синонимы.

Интересен присутствующим по-видимому будет и п.21 статьи 50 Закона «Об образовании»:«Правом на отсрочку от призыва на военную службу на время обучения на дневном отделении в образовательном учреждении профессионального образования данного уровня (ступени) обладают обучающиеся, поступившие в образовательные учреждения следующего уровня (ступени)».

Источник

Оцените статью