Все по иорданскую лестницу

Иорданская лестница Зимнего дворца

Аудиогид

Фотографии

Так же, как Иорданская галерея Зимнего дворца, эта лестница в XVIII веке носила более торжественное название – Посольская. Как явствует из названия, именно по этой лестнице поднимались императорские гости и иностранные делегации, послы разных стран начинали по ней путь к различным парадным залам для аудиенций с российскими царями.

В XIX веке название лестницы было изменено – она стала называться «Иорданской». По ней спускались участники крестного хода на праздник Крещения к скованной льдом Неве с прорубью для водосвятия – «иорданью». В этих торжественных «походах на иордань», начинавшихся от Большой церкви, традиционно принимали участие члены царской семьи.

В 1837 году страшный пожар, уничтоживший внутреннее убранство Зимнего дворца практически целиком, не пощадил и Иорданскую лестницу. На протяжении полутора лет после этого бедствия архитектор Владимир Стасов «по горячим следам» полностью восстановил ее интерьер, сохранив изначальный замысел и художественный принцип Франческо Растрелли. Сегодня лестница предстает перед нами практически в первозданном своем виде – в стиле «русского барокко». Она украшена белым мрамором и декорирована скульптурными композициями. Восстановлена была и растреллиевская позолота.

Читайте также:  Лестница бена ханта пример

«Ступени истории» – так несколько метафорично называют Иорданскую лестницу некоторые искусствоведы. Будучи кратчайшим путем в покои императрицы, она помнит и осторожную поступь Екатерининских фаворитов, и крестные ходы к святой воде, а во время «Зимних балов» на ее площадках накрывались столы, за которыми ужинали высокие гости. Тяжелые шаги революционных матросов, немецкие снаряды во время Великой Отечественной войны… Их тоже помнят эти ступени.

Посольская лестница по-прежнему является главной парадной лестницей дворца, и сегодня по ней поднимаются посетители Эрмитажа. Которые, к слову сказать, тоже способны наносить урон. В 80-х годах прошлого века на перилах появилось несколько надписей образца «здесь был Вася», в результате чего в 2011 году была проведена очередная реставрация.

Источник

Иорданская лестница. Путь к славе

Первое впечатление. Никто не будет отрицать значимость этого постулата. Потом можно подправить, откорректировать, изменить окончательное мнение, но первые впечатления остаются с нами навсегда. Иорданская лестница, или, как ее называли изначально, Посольская, призвана была создавать мнение о Великом Российском государстве. Могучем, богатом, масштабном.

Создание шедевра

Елизавета, как истинная дочь Петра, понимала важность внешних атрибутов империи, подчеркивающих ее мощь и статус. Поэтому повелела снести предыдущую резиденцию российских государей, которая после многочисленных перестроек имела малоторжественный, не парадный вид. Возвести дворец, отвечающий требованиям Великой Самодержицы, поручено в 1752 году Растрелли (Бартоломео Франческо). Вдохновленный задачей, легендарный строитель Санкт-Петербурга создал творение, каждое помещение и элемент которого — отдельный шедевр архитектуры и интерьерного дизайна. Иорданская лестница — не исключение. Помня об особых функциях, именной ей была отведена роль: произвести правильное первое впечатление. Результат получился истинно грандиозным.

решительно единственная в Европе по красоте расположения и обширности

— так описывал главную лестницу зимней резиденции А.П. Башуцкий.

Стилевое решение

К концу XVIII века волна барокко, накрыв собой континентальную Европу от Италии до Германии и Польши, докатилась до России. Основные компоненты стиля — помпезность и торжественность — создаются за счет особой пышности декора, игры света и тени, театральных приемов, причудливых пропорций и изогнутой динамики линий. Это делает стиль узнаваемым с первых мгновений. Вычурность барокко пришлась по вкусу жителям Северной столицы. Византийское прошлое внесло свои дополнения в европейское видение, что получило название «русское барокко». Иорданская лестница Зимнего Дворца — яркий представитель этого стиля. Интерьер парадной лестницы был разработан и полностью воплощен Б.Ф. Растрелли. К работе над оформлением других помещений привлекались Монферан, Кварнеги, Росси.

Великолепная и неповторимая

Великий итальянец с южным темпераментом воплотил барокко в окончательном образе Иорданской лестницы, использовав все возможности стиля. Центральный элемент, гармонично соединяющий все многообразие убранства — лестница, разделена на два марша, изогнутая геометрия которых, словно стекающие струи воды, определяет динамику остального пространства. Нижний из двух ярусов лестницы, как основа, держит всю композицию. Верхний ярус из-за обилия настоящих и ложных зеркальных окон «распахивает» перспективу, визуально раздвигая пространство. Все это венчается изящной колоннадой и плафоном, живописным продолжением неба. Характерное для барокко увлечение античными статуями нашло свое подтверждение и здесь. У входа в Невскую анфиладу, как верные стражи, застыли фигуры Марса и Аполлона. В центральной нише нижнего яруса расположилась «Власть», чаще называемая «Владычица». На северной стене — «Справедливость» и «Меркурий». На восточной — «Величие» (Афина), «Мудрость» и «Верность». На южной стене — «Правосудие» и «Муза Эрато». Пышность интерьеров невозможна без соответствующих материалов. Позолота лепнины, мрамор и гранит подчеркивают государственный статус Иорданской лестницы.

Великий пожар

Человеческий фактор, незакрытый отдушник, едва не уничтожил творение гениальных мастеров. Запах дыма был замечен еще утром того злополучного декабрьского дня 1837 года, но до вечера так и не смогли установить источник огня. Высушенные за почти столетие деревянные конструкции Дворца горели более 2-х дней. Иорданская лестница в Эрмитаже, как и прочие интерьеры, была уничтожена.

Восстановление поручили В.П.Стасову. Трепетно и ответственно подойдя к работе, он восстановил Посольскую лестницу.

И снова пишет А.П. Башуцкий, свидетель оригинальной версии Растрелли, отмечая, что убранство:

не отступая в формах своих от стиля, превосходно облагорожено новым понятием искусства относительно чистоты рельефа и правильности рисунка

Изменившееся время потребовало современного взгляда на историю. Основной цвет первозданного интерьера — розовый — сменили на строгий серый и классический белый цвет. Золотая кованая решетка сменилась резной воздушной мраморной балюстрадой, добавилась военная оружейная тематика. Классицизм уверенно потеснил барокко.

Иорданская или Посольская?

Как в Эрмитаже найти Иорданскую лестницу? Нужно вспомнить историю названия. Строилась она как Главная, долгое время исполняла обязанности Посольской. Иорданской она становилась только раз в году, когда императорская семья спускалась по ней к иордани — вырубленной в Неве проруби. Последнее название закрепилось, как ни странно, в советское время. Попасть на нее можно, пройдя через Иорданский (Посольский) подъезд Зимнего Дворца, ближайший к Неве. Иногда этот подъезд называют Экскурсионным. Большинство гостей Эрмитажа проходят в Зимний дворец именно через него. Свою основную задачу — производить первое впечатление — главная лестница музея выполняет исправно и по сей день, привлекая туристов.

Источник

Маршрут № 1 по Главному музейному комплексу (вход с Иорданской лестницы)

При выборе этого маршрута вам для посещения будут в первую очередь доступны Парадные залы Зимнего дворца, а также экспозиции Старого и Нового Эрмитажа. Этот маршрут следует выбрать, если вы хотите при посещении сделать упор на осмотр западноевропейского изобразительного искусства и картинной галереи Эрмитажа, а также познакомиться с античными коллекциями музея.

Продолжительность сеанса посещения – 2 часа. Мы рекомендуем прибыть к входу в музей за 15 минут до начала сеанса. Проход на экспозиции должен быть осуществлен не позднее 30 минут после начала сеанса, после этого времени билет аннулируется и не подлежит возврату.

В маршрут входят временные выставки:

  • «Искусство Средневековья. Шедевры из собрания Национальной Галереи Умбрии»
  • «Святой Благоверный Великий Князь Александр Невский Образы и символика»
  • «Трансфигурации. Маски Африки XIX–XX веков»
  • «Печать сюрреализма. Книги из собрания Марка Башмакова»
  • «Оман – страна ладана»

В рамках маршрута можно посетить Запасную галерею европейской живописи XVII‒XVIII веков из фондов Государственного Эрмитажа. В составе новой экспозиции, которая охватывает девятнадцать залов, расположенных на третьем этаже Зимнего дворца, более двухсот произведений европейских художников. Здесь показаны живописные произведения Питера Пауля Рубенса и его мастерской; шедевр Хендрика Голциуса ‒ огромный рисунок на холсте «Вакх, Венера и Церера»; картины художников-караваджистов; полотна кисти Луки Джордано, Антона Рафаэля Менгса, ГюбераРобера, Бернардо Белотто и другие.

По билетам по специальному предложению можно посетить экспозиции, входящие в маршрут № 1, со вторника по воскресенье. Сеансы: 11.30, 12.00, 14.00, 15.00, 16.30, 17.00. Вход осуществляется через Малый Эрмитаж (Шуваловский проезд, Миллионная, 37/Дворцовая наб., 36). Более подробная информация о специальном предложении в разделе «Правила посещения».

Источник

Вечный студент

Сайт, посвященный культуре, гуманности, истории и самопознанию

Подписаться на блог по эл. почте

Поиск

Финалист конкурса «На Благо Мира»

Изображение

Аранжировка на заказ

Профессиональный композитор принимает заказы на аранжировку музыкальных произведений любых стилей, жанров и сложности.

Обращаться alexandrkars547@gmail.com

Группа «Время и времена» ВКонтакте

Популярные записи и страницы

Онлайн агентство «Вектор мастерства»

Финалист Московской литературной премии

Facebook

Метки

Иорданская лестница

Самая парадная, самая роскошная лестница в Зимнем дворце Санкт-Петербурга носит название Иорданской. Почему?

Праздник Крещения, или водосвятия был одним из самых красивых на Руси. Особая русская изюминка его в том, что приходится он на самые морозные дни года, когда реки и озера наши покрыты крепким льдом.

В водоеме вырубалась прорубь в виде большого креста. Края ее укреплялись деревянными помостами, чтобы священнослужители не поскользнулись. В их задачу входило освятить эту воду в проруби, опустив в нее большой золотой крест.

Изголовье проруби украшалось огромным деревянным крестом, укрепленным во льду. Эта деревянная перекладина обливалась на морозе водой много раз, чтобы образовался ледяной нарост. Такой крест, особенно на солнце, сверкал,как хрустальный. Искусные мастера умудрялись вырезать из ледяных глыб фигуры для украшения: светильники, голубей, цветы, даже библии.

Очень важным издревле компонентом этого праздника было сооружение Иорданской сени. Она представляла собой искусно изукрашенную часовню, которую ставили у проруби, а после окончания праздника убирали до будущего года.

На Неве с 18 века Иорданская прорубь создавалась в специально установленном месте, у Зимнего дворца, напротив входа со стороны набережной. В праздник Крещения по парадной лестнице спускалась императорская семья со всей свитой. И, перейдя набережную, спускалась через Иорданскую сень к проруби.

На этой фотографии хорошо видно место, где стояла когда-то Иорданская сень. Видите парадный вход, от него ведет зебра через проезжую часть к голубому речному трамвайчику? Вот на месте этого речного трамвайчика и стояла когда-то Иорданская сень в праздник Крещения. Потому лестница, ведущая на набережную, и получила название Иорданской.

И Иорданской прорубью связано одно мистическое событие в петербургской истории начала ХХ века.

Помните о кровавых событиях 9 января 1905 года?

А 6 января Россия праздновала Крещение. Момент Водосвятия, то есть погружения креста в прорубь, отмечался по традиции салютом с Петропавловской крепости, как раз напротив.

Крест погрузился в воду, грянул залп!… И на Иорданскую сень и Зимний дворец посыпались картечные заряды. Было выбито несколько стекол в Зимнем дворце. Вероятно, были и пострадавшие. Во всяком случае, один осколок упал прямо у ног Николая.

Торжество было испорчено. Тут же началось следствие. Все это выглядело покушением на Николая. В ходе следствия выяснилось, что в одном из орудий Петропавловки оказался старый заряд картечи, который второпях не заметили.

Очень странная история. Когда в последний раз стреляли картечью с этих стен ? Когда в петровское время ждали шведов? Откуда взялось это орудие, из которого целый век не стреляли?

Конечно, виноватым разгильдяям грозил трибунал, но Николай II, не увидев злого умысла, простил виноватых, и они получили только дисциплинарное взыскание.

Но обстрелянное некими потусторонними силами Крещение 6 января 1905 года выглядит пророчеством последовавших кровавых событий.

Источник

Оцените статью