- Воспитание фгос 2 ступень
- Search, View and Navigation
- Проект Центра ДПО «АНЭКС» Адрес: Санкт-Петербург, Звенигородская ул., д. 28 литер А. Телефон: (812) 956-67-42
- ФГОС ступеней обучения: преемственность и развитие
- Новый ФГОС третьего поколения: изменения стандартов
- Что такое ФГОС
- Какие бывают ФГОС
- Три поколения стандартов
- Первое поколение ФГОС
- Второе поколение образовательных стандартов
- Третье поколение ФГОС
- Новый ФГОС 2020
- Другие грядущие изменения
- Шахматы в начальной школе
- Второй иностранный язык
- ЕГЭ по иностранному языку
- ЕГЭ по истории
- Модернизация
- Резюме
Воспитание фгос 2 ступень
Search, View and Navigation
Проект Центра ДПО «АНЭКС» Адрес: Санкт-Петербург, Звенигородская ул., д. 28 литер А. Телефон: (812) 956-67-42
- Вы здесь:
- Главная
- Публикации
- ФГОС второго поколения
- ФГОС ступеней обучения: преемственность и развитие
СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ
Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.
ФГОС ступеней обучения: преемственность и развитие
Иксанова Татьяна Александровна,
учитель математики ГБОУ школы № 345
Невского района Санкт-Петербурга
Статья
ФГОС ступеней обучения: преемственность и развитие
Иксанова Татьяна Александровна
С вступлением в силу Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, все мы должны перестроиться и начать работать по-новому. Чтобы понять, что мы должны изменить в своей работе, давайте разберемся в принципиальных отличиях новых стандартов.
Все стандарты приняты и утверждены по ступеням общего образования.
ФГОС начального общего образования утвержден приказом Минобрнауки РФ № 373 от 06.10.2009 г.
ФГОС основного общего образования утвержден приказом Минобрнауки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.
ФГОС среднего общего образования утвержден приказом Минобрнауки РФ № 413 от 17.05.2012 .г
Попробуем сравнить ФГОС ООО и ФГОС НОО.
Основной принцип всех стандартов – это принцип преемственности и развития. Для осуществления преемственности при введении ФГОС НОО и ФГОС ООО мы с вами должны знать основные принципы стандартов начальной и основной ступеней образования.
ФГОС как общественный договор.
На каждой ступени образования заключается договор с родителями и школой, который определяет взаимоотношения сторон, возникающие в связи с получением Обучающимся в Школе бесплатного образования на каждой ступени начального, основного, среднего (полного) общего образованияв соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
Меняется цель образования.
Если главной целью образования, согласно ФГОС 1 поколения 2004 года было усвоение знаний, умений и навыков (т.е. он был ориентирован на предметные результаты: цель — формировать и давать знания), то ФГОСы 2 поколения ставят своей целью общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся (ориентация на личность ученика, главными стали не сами знания, а умения ими пользоваться).
Приоритетной целью образования становится научить учиться. Способность самостоятельно ставить задачу. Проектировать пути ее реализации. Контролировать и оценивать свои достижения.
Если сравнивать приоритетные цели ФГОС НОО и ФГОС ООО, то целью стандарта НОО стало – учить ученика учиться.
Цель стандарта ООО – учить ученика учиться в общении. Т.е. развивать универсальные учебные действия. Здесь как раз соблюдается принцип преемственности и развития стандартов двух ступеней обучения (цель общего образования дополнена).
При этом: в начальной школе – должны закладываться первичные навыки самостоятельного поиска знаний.
В основной школе – самостоятельная навигация по основным предметным знаниям при решении конкретных задач.
В старшей школе – применение полученных знаний в учебной, проектной и учебно-исследовательской деятельности на предпрофессиональном уровне подготовки.
Изменяются и требования к результатам обучения.
Если в Стандарте 2004 года — это знания, умения и навыки, то сейчас на первом месте: личностные, метапредметные (в том числе и универсальные учебные действия (УУД)) и предметные результаты обучения. Обратите внимание на порядок. Именно личностные результаты обучения стоят на первом месте, а предметные на последнем.
Личностные – формирование ответственного отношения к учению, уважительного отношения к труду, уважительного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные (УУД)– умение учиться, совокупность способов действий учащегося и способность их использовать в практике (организовывать свою деятельность; добывать информацию в разных источниках, пользоваться словарями, составлять схемы, модели, таблицы; умение общаться, взаимодействовать с людьми)
Предметные – формирование системы научных знаний о живой природе, овладение системой функциональных понятий, овладение геометрическим языком, читать историческую карту, определять и объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям, личностям в истории и давать им оценку.
В примерных программах по учебных предметам появились слова: знать/понимать, научится и получит возможность научиться (вместо привычных знать и уметь).
Сравним портреты выпускников начальной и основной школы.
На первом месте везде стоят личностные характеристики.
Позиции, характеризующие ученика основной школы, — это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы.
Но при таком приоритете личностных характеристик в стандарте прописана и система оценки достижения результатов. При этом все контрольно-измерительные материалы (тесты, контрольные и проверочные работы направлены не только на проверку предметных, но и метапредметных результатов обучения).
Изменяется и подход к проведению уроков.
Стандарт пропагандирует переход школы от информационно-транслятивной к деятельностной.
Сравним традиционный урок и урок по ФГОС.
Традиционный урок. Учитель главный на уроке. Он проверяет домашнее задание, объявляет и объясняет новую тему, проверяет, как его поняли ученики. Вся информация исходит только от него. Ученики выступают в роли исполнителей. Это урок – монолог.
Урок по ФГОС. Создается проблемная ситуация, для разрешения которой нужно вспомнить и выполнить некие действия. С помощью учителя после выполнения этого действия называется тема урока. Ученикам предлагается самим попробовать ответить на главный вопрос урока, либо с помощью учебника или учителя. Таким образом открывается новое знание. И это уже урок – диалог. На котором главными становятся ученики.
Одновременно формируются сразу все результаты обучения: личностные: повышается мотивация к обучению и познанию; предметные: ребенок получает новые научные знания; универсальные учебные действия: в том числе и метапредметные, например если дать детям поработать в парах, группе (обсуждение чего-либо) — это умение общаться, развивать свою речь, умение организовать свою деятельность, а если попросить найти нужную информацию, используя учебник, словарь, другую справочную литературу — умение результативно мыслить и работать с информацией в современном мире — все это и будет формирование универсальных учебных действий.
Поэтому на уроке по ФГОС одновременно с предметными формируются сразу и метапредметные и личностные умения. Конечно такие уроки требуют более тщательной продуманной подготовки со стороны учителя.
Меняется роль учителя на уроке.
Если раньше Учитель транслировал, а ученик получал уже готовую информацию.
Сейчас Учитель организует деятельность ученика, направляет, выступает в роли тьютера, советчика.
Ученик осуществляет поиск, выбор, анализ, систематизацию и презентацию информации.
Все это происходит в режиме деятельности: работа в парах, обсуждение, доказательства, диспуты.
Всем нам хорошо знакомое развивающее, проблемное обучение. Это и есть системно-деятельностный подход — основа ФГОС второго поколения (развитие деятельности происходит в системе, предложенной учителем).
Обязательной составляющей урока является рефлексия (подведение итогов). В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов. (рефлексия (самоанализ) эмоционального состояния и настроения (обычно настроение ребенка в начале и конце урока, комфортно, все понятно), рефлексия деятельности на уроке (был ли я активен, чем я был занят на уроке), рефлексия содержания учебного материала (незаконченное предложение: я смог, было трудно, было понятно (не понятно).
Рассмотрим учебный план по ФГОС.
Кроме учебных предметов появились предметные области. Обратите внимание на область математика и информатика; физическая культура и ОБЖ (количество часов в которых должно быть распределено между двумя предметами).
По-прежнему учебный план делится на инвариантную (неизменяемую часть) и часть, формируемую участниками образовательного процесса.
Инвариантная часть из года в год становится на 1 час больше (за счет введения новых предметов), следовательно вариативная сокращается на 1 час (вместо 5ч до 4ч).
В 5 классе появляется обществознание, природоведение (2ч) делится на географию (1ч) и биологию (1ч).
Меняется и распределение часов между русским языком и литературой. Общее количество остается неизменным (8ч). Русский язык – 5 часов (вместо 6ч), а литература – 3 часа (вместо 2ч).
В 6 классе добавляется 1 час на русский язык.
Новый раздел — внеурочная деятельность.
Также как и в начальной школе в учебном плане появляется внеурочная деятельность.
Также как и в начальной школе организуется она по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное и общекультурное. Объем внеурочной деятельности на уровне начального и основного общего образования до 10 часов в неделю.
Требования к условиям реализации ФГОС ОО
Такие же как и в начальной школе
- Нормативное обеспечение введения ФГОС ОО: в соответствии с ФГОС корректируются нормативные документы (договор с родителями, должностные инструкции, положения, ООП ООО).
- Кадровое обеспечение введения ФГОС ОО (укомплектованность кадрами, аттестация пед. кадров, прохождение курсов повышения квалификации).
- Учебно-методическое обеспечение введения ФГОС ОО (учебники, фонд дополнительной литературы, программы по учебным предметам, программы внеурочной деятельности).
- Материально-техническое обеспечение введения ФГОС ООО (общешкольное оснащение и оснащение кабинетов средствами обучения, соблюдение требований санпин, пожарной и электробезопасности).
- Организационное обеспечение введения ФГОС ООО (создается рабочая группа по внедрению ФГОС, разрабатывается план и модель внеурочной деятельности).
- Информационное обеспечение введения ФГОС ООО (информирование родителей на родительском собрании, размещение информации на сайте, в Публичный доклад по итогам учебного года вводится раздел о введении ФГОС ООО.
В помощь учителю в издательстве «Просвещение» вышла вся необходимая учебно-методическая литература, посвященная Стандартам второго поколения начального общего и основного общего образования. От примерных программ по учебным предметам до рабочих программ в соответствии с ФГОС по всем предметам учебного плана.
- Основное общее образование: федеральный государственный стандарт: сборник нормативно-правовых. – 2-е из., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 152 с. – (Современное образование).
- Начальное общее образование: федеральный государственный стандарт: сборник нормативно-правовых. – 2-е из., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 152 с. – (Современное образование).
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 235 с. – (Стандарты второго поколения).
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 342 с. – (Стандарты второго поколения).
Источник
Новый ФГОС третьего поколения: изменения стандартов
Все учебные заведения ориентируются на образовательные стандарты, которые разрабатывает государство. В грядущем году нас ждёт обновление этого важного документа. Рассмотрим ожидаемые изменения во ФГОС и что они будут значить для школьников и их родителей.
Что такое ФГОС
ФГОС — это федеральные государственные образовательные стандарты. Они представляют собой совокупность требований к программам образования.
По ФГОС пишут учебники и методички, определяют, сколько времени уделить тому или иному предмету, решают, как проводить аттестации и какие задания будут на ЕГЭ. Словом, ФГОС — это фундамент образовательного процесса.
Основной задачей ФГОС является создание единого образовательного пространства по всей России. Считается, что оно обеспечит комфортные условия обучения для детей при переезде в другой город или, к примеру, при переходе на семейное обучение.
ФГОС также обеспечивает преемственность образовательных программ. Предполагается, что каждый ученик на предыдущей ступени обучения получает все знания, необходимые для перехода на следующую. Иначе говоря, нельзя перейти в пятый класс, не владея знаниями и умениями начальной школы.
ФГОС должны соблюдать образовательные учреждения любого уровня, начиная с детского сада и заканчивая курсами повышения квалификации. Под эту необходимость попадают не только государственные, но и частные учебные заведения. Ведь все они подчиняются закону «Об образовании в Российской Федерации».
Актуальный текст государственных образовательных стандартов можно почитать на официальном сайте fgos.ru.
Какие бывают ФГОС
На каждой ступени образования — свои стандарты. Школьникам необходимо руководствоваться следующими документами:
- ФГОС начального общего образования (1-4 классы),
- ФГОС основного общего образования (5-9 классы),
- ФГОС среднего общего образования (10-11 классы),
- ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Три поколения стандартов
ФГОС принято делить на три поколения — в зависимости от того, в каких годах они применялись.
Первое поколение ФГОС
Были приняты в 2004 году и назывались государственными образовательными стандартами. Аббревиатура ФГОС ещё не использовалась. Основной целью Стандарта 2004 года был не личностный, а предметный результат, ввиду чего Стандарт быстро устарел. Во главу ставился набор информации, обязательной для изучения. Подробно описывалось содержание образование: темы, дидактические единицы.
Второе поколение образовательных стандартов
ФГОС второго поколения разрабатывались с 2009 по 2012 год и действуют до 2020 года. Акцент в них сделан на развитие универсальных учебных умений, то есть способности самостоятельно добывать информацию с использованием технологий и коммуникации с людьми. Фокус сместили на личность ребёнка. Много внимания уделено проектной и внеурочной деятельности. Предполагается, что обучающиеся по федеральным государственным стандартам 2 поколения должны любить Родину, уважать закон, быть толерантными и стремиться к здоровому образу жизни.
Третье поколение ФГОС
Переход на новые образовательные стандарты третьего поколения будет осуществлён в сентябре 2021 года. Обсуждение новых ФГОС началось ещё весной 2018, и с тех пор прорабатывается их грядущее внедрение. Рассмотрим подробнее отличия ФГОС второго и третьего поколения.
Новый ФГОС 2020
Федеральные государственные образовательные стандарты обновляются примерно раз в 10 лет. Новые ФГОС будут утверждены в конце 2019 года, а во втором квартале 2020 года завершится работа по обновлению основных школьных программ. Окончательный переход на новые ФГОС запланирован на сентябрь 2021 года. Чем они отличаются от предыдущих?
Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена конкретизация требований к обучающимся. Дело в том, что в предыдущей редакции Стандарт включал только общие установки на формирование определённых компетенций. Учебные учреждения сами решали, что именно и в каком классе изучать, поэтому образовательные программы разных школ отличались, а результаты обучения не были детализированы. Предполагается, что новые ФГОС 2020 года определяют чёткие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине.
«Действующие стандарты недостаточно конкретизированы. Есть, конечно, общие посылы, но содержание отсутствует. Получается, что у нас есть ЕГЭ с конкретными вопросами по результатам, которые не прописаны».
Министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева
Основные изменения, внесённые в проекты современных ФГОС:
- Чётко прописаны обязательства образовательного учреждения (в частности, школы) перед учениками и родителями.
- Сделан акцент на развитие «мягких» навыков — метапредметных и личностных.
- Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи).
- Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков (проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности и так далее).
- Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников (сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно и тому подобное).
- Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определённый год обучения. Содержание тем по новому ФГОС не рекомендовано менять местами (ранее это допускалось).
- Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Главное, чтобы ребята не были перегружены. Кроме того, в последнем образовательном стандарте уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ. Определено базовое содержание программы воспитания, уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
Предполагается, что образовательные стандарты третьего поколения улучшат современную образовательную систему и конкретизируют её задачи.
Другие грядущие изменения
Шахматы в начальной школе
Увеличится количество школ, в которых занятия шахматами станут обязательными для начальных классов по новому стандарту образования. Они заменят третий урок физкультуры. Для первоклассников нагрузка составит 33 часа в год, для остальных учеников — 34 часа. Учителя проходят дополнительную подготовку.
Второй иностранный язык
Помимо шахмат, обязательным предметом во многих школах станет второй иностранный — он вводится в рамках реализации новых ФГОС. Сейчас школы решают эту задачу поэтапно. За один день повсеместно ввести второй иностранный не получится.
ЕГЭ по иностранному языку
В 2020 иностранный язык не будет обязателен для сдачи на ЕГЭ, но по новому стандарту образования его планируется включить в перечень обязательных предметов с 2022 года. Экзамен будет разделён на два уровня: базовый и профильный. Возможно, в 2021 году будет проведена первая массовая апробация. Скорее всего, обязательным иностранным станет английский — язык международного общения.
ЕГЭ по истории
Вопреки опасениям школьников и родителей, обязательного ЕГЭ по истории в 2020 году не будет. Более того, нет ни одного документа или стандарта нового поколения, предполагающего включение этого предмета в число обязательных и в более отдалённой перспективе. Подобное изменение в части любого предмета потребует несколько лет для разработки и обсуждения экзаменационной модели для обязательного экзамена, её апробации и доработки. Такая работа не ведётся в настоящее время ни по одному из предметов, кроме иностранного языка.
Модернизация
В школах 50 регионов России в следующем году планируют открыть более 2000 классов с современной техникой: 3D-принтерами, интерактивными панелями, конструкторами по робототехнике и VR-очками. Планируется, что к 2024 году таких центров в российских школах будет 16 тысяч.
Резюме
ФГОС важны как для педагогов, так и для школьников. На государственных стандартах строится весь учебный процесс. Они помогают обеспечивать единство образования на территории России: выдвигают требования к содержанию программ, условиям реализации и ожидаемым результатам учеников.
Стандарты нового поколения унифицируют темы и подходы преподавания. Благодаря этому школьник сможет получить все необходимые знания и навыки в любом образовательном учреждении каждого региона страны. А педагог может быть уверен, что его учебная программа подойдёт даже для ученика, который только перешёл из другой школы.
В 2021 году завершится переход на новейшие стандарты третьего поколения. Сейчас продолжается их разработка и совершенствование, а главным отличием от предыдущих стандартов станет конкретизация и чёткость.
Помимо реализации новых ФГОС, образовательную систему ждут и другие обновления. Так, в некоторых школах введут урок шахмат. Классы будут оборудованы новейшей техникой. Постепенно вводится второй иностранный язык.
Источник