Ступени йоги
0 Comments
Ступени йоги — 8 основополагающих принципов, которые дал нам великий йог Патанджали. Чтобы быстро и уверенно достигнуть какой-либо цели, нужно позаботиться не только о конечном результате и о плодах достижения. Так же нужно принять во внимание и средства достижения поставленной задачи, потому что благодаря средствам она достигается. Патанджали выделяет средства, которые он называет восемью ступенями йоги, ведущими по пути духовного совершенствования.
Они следующие:
1. Яма (моральные законы общего характера)
2. Нияма (контроль над речью, телом, умом и поведением в целом)
4. Пранаяма (контроль и накопление энергии в теле посредством дыхательных упражнений)
5. Пратьяхара (ступень йоги освобождение сознания от желаний и чувственных удовольствий)
6. Дхарана (концентрация)
7. Дхьяна (медитация)
8. Самадхи (определенное состояние сознания, которое наступает благодаря глубокой концентрации и медитации на объекте, когда индивидуальное сознание человека сливается с объектом медитации).
Две первые Ступени йоги ( Яма и Нияма) направляют ум на контроль эмоций и страстей, способствуют жизни в гармонии с окружающими, вести себя гибко и адекватно в любой ситуации.
К ступени йоги Яма относятся следующие принципы:
К ступени йоги Нияма относятся следующие принципы:
Ступень йоги Асана направлена на развитие тела, обретение контроля над низшей природой (тамас) и развитие божественной (саттва). Обретя контроль над телом, человек обретает контроль над энергиями в нем; это дает возможность выполнять более сложные и продвинутые практики, при выполнении которых, взятое под контроль тело становиться помощником, а не помехой. Со временем тело должно стать храмом, в котором обитает душа. Яма, Нияма и Асана являются внешними ступенями (балиранга садхана).
Следующие Ступени йоги, Пранаяма и Пратьяхара, помогают регулировать дыхание и контролировать ум. Способность накопления праны и ее последующий контроль способствуют завершению духовного поиска и обретению освобождения от сансары. Они именуются духовным поиском (антаратма сахдана).
Правильная Дхарана и наступающая за ней Дхьяна — данные Ступени йоги приводят ищущего к единству познающего, познания и познаваемого. Созерцание, созерцающий и созерцаемое нераздельны и не существуют одно без другого. В процессе практики йогин сливается с Творцом, обретая свою естественную природу. Это именуется Самадхи.
Подробнее: Яма, Нияма, Пратьяхара
Яма – символической нагрузкой данной ступени йоги Патанджали является имя бога смерти в индийской мифологии – Ямы . Говорится именно о нанесении смертельного удара порокам, позаимствованным из социума (курение, брань, алкоголь, наркотики, поведение, неправильное мышление). Данная ступень подразумевает установление гармонии с внешним миром, так как социум играет основную влиятельную роль воздействия на человека.
Для того, чтобы освободится от всяческого влияния извне, следует начать с принятия себя и всего окружающего. Благодаря избеганию психологических срывов, эмоционально-отрицательных ситуаций, практикующий постепенно устанавливает необходимую ему «связь». Он, со временем, откидывает все приобретенные ранее комплексы, не стыдливо переносит сделанные им поступки, освобождается от «служения» вредным привычкам. Тело и сознание ученика пребывают в равновесии.
Данная Яма-ступень подразделяется на 5 этапов:
— Ахимса – никого не обижая (слова, дела, мысли), Вы должны избегать проявления злости и ненависти. Относитесь ко всем так, как бы Вы хотели, чтобы относились к Вам. Проявляйте Любовь всему миру, препятствуя лишь проявлению зла внутри человека, не борясь именно с ним.
— Сатья — Соблюдение искренности во всем – в делах, словах, возникающих мыслях. Исходящие от человека ложь, оскорбление, клевета способны искажать реальность, не давая ученику полностью осознавать происходящее. Не обманывайте – поступайте правильно и именно поступками «говорите» о возможности разрешения того или иного вопроса.
— Астейя – нестяжательство. Искоренение алчности, уход от соблазнов, прекращение «дружбы» с завистью – огромный положительный эффект. Необходимо навсегда избавиться от мыслей (слов, дел) о воровстве – присвоении чего либо.
— Брахмачарья – сдержанность, отказ, умеренность в каждом проявлении (мысль, слово, дело). Достижение гармонии возможно лишь при освобождении от служения собственным чувствам-эмоциям.
— Апариграха – отказ от дара, в котором вы не нуждаетесь. Не следует принимать, хотеть чего-либо, в чем нет необходимости. Принимая незаслуженные подарки (поощрение, похвала,…) мы становимся зависимыми от предлагающего их человека.
Несоблюдение данных описанных истин несет за собой порождение воровства, лживости, насилия, жадности, привнося лишь разрушительный хаос.
Нияма – пути (качества), по которым необходимо, с максимальной продуктивностью, плодотворно продвигаться.
После освоения первой ступени (опустошенное сознание), ученик начинает познавать Нияму – пять ее основных принципов: Шаучу – чистоплотность, Сантошу – довольствие, Тапасью – самоограничение, Свадшаучухьяю – интроспекцию, Ишвара пранидхану — набожность.
Существуют также и семь » вспомогающих » уровней Ниямы:
— Мантра-вид – обознанность в области заклинаний;
— Дамсанавант – обладание неземной силой;
— Нишпратидвандва – неимение врагов;
Основные принципы Ниямы:
Соблюдение чистоты в уме, теле и окружении дает возможность говорит о гармонизации энергии ученика. Свами Читананда посещая Ананду, увидев лейку с ржавчиной, сказал: «Вам необходимо покрасить ее. Низшим сущностям свойственно притягиваться к мусору». Достижение безупречной чистоплотности говорит о приобретении качества безразличия к материальным вещам.
Второй принцип Ниямы — Сантоша
Принимая вещи такими, какими они есть, довольствоваться этим – Вы обретаете силу высшей степени блаженства (безупречное довольствие).
Третий принцип Ниямы — Тапасья
Необходимо взять контроль над постоянно-возникающими «хочу — не хочу» или «буду — не буду», а также – всегда заканчивать все свои начинания. Данный этап предназначен для развития способности самосовершенствования.
Четвертый принцип Ниямы — Свадхъяя
Постоянная, повседневная интроспекция даст возможность разглядеть, принять Бога в самом себе. Не следует подвергаться осуждению своих чувств и поступков, нужно лишь быть осознанным в каждом действии. Интроспекция должна присутствовать ежедневно, ей необходимо уделять около 15 минут.
Пятый принцип Ниямы — Ишвара Пранидхана
Путь к Богу – набожность. Благодаря достаточно сильной вере в Бога, возможен вариант достижения цели не прибегая к определенной технике. При безупречно «развитом» пятом принципе мы говорим о состоянии самадхи.
Пратьяхара, на санскрите, образуется из двух слов: прати (противоположность) и ахара (возвращать). Учитывая данный перевод, значение Пратьяхары будет следующим: отказ восприятия внешних проявлений посредством органов чувств (зрение, обоняние, вкус, прикосновение, слух). Они способны дестабилизировать уравновешенное состояние ума, вызывая ненужное волнение практикующего.
Изначальной сутью пратьяхары является контроль с последующим отказом от принятия извне поступающих чувственных данных. Чувственное восприятие, таким образом, остается без всякого рода «подпитки» – «отключение чувств».
Практически все время наш ум и восприятие заняты анализом–реагированием на поступающую «чувственную» информацию (раздражитель) посредством соответствующих органов. При достижении йогом пратьяхары, его восприятие «уходит» внутрь ума, что дает возможность практикующему воспринимать ум на разных уровнях. При пратьяхае отключения внешнего восприятия йог овладевает первой стадией антар мауны (дословно: молчание внутри).
Смысл пратьяхары не заключается лишь в уходе от внешнего чувственного восприятия. Всеобъемлющей сутью данной ступени выступает состояние полного отсоединения восприятия от мыслительных процессов. Достижение совершенства на «пятом» этапе говорит о превосхождении над процессами мышления и чувственным восприятием. После достижения выше описываемого, практикующий переходит к следующей ступени – дхаране (концентрация).
Овладение пратьяхарой даст возможность говорить о дальнейшем продвижении на пути – готовности к медитации. Без прохождения пратьяхары, что довольно трудоемко, не возможен и переход к медитативной практике. Используя неверные методы, приемы Вам будет довольно сложно погрузиться в процесс медитации. Антар мауна – комплекс, позволяющий систематично заниматься и «укрощать» Ваш ум.
Для этого следует лишь обратиться к «запоминающей» функции вашего мозга и дать ей команду внести в «архив» данную последовательность: пратьяхара дхарана-дхьяна. Доводя каждую из восьми ступеней йоги до совершенства, Вы будете направляться по верному, приносящему результат, пути!
Источник
Йоги Патанджали
Патанджали в трактате «Йога-сутры» дает йоге наименование – аштанга, перевод которого означает «восемь ступеней» («ашта» — восемь, «анга» — ступень, ветвь, конечность).
Восемь ступеней аштанга-йоги можно рассматривать в качестве руководства, как прожить полную и, главное, счастливую, жизнь, помогая человеку приблизиться к духовным граням природы.
Совокупность этических норм поведения, определенным образом упорядочивающих наши отношения с другими людьми.
Ее трактуют еще и как универсальный закон, который сводится к золотому правилу нравственности: не поступай по отношению к другим так, как ты бы не хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе.
Всего известно пять ям:
Апариграха – не стяжательство,
Брахмачарья – воздержание,
Астейя – не воровство,
Сатья – правдивость,
Ахимса – ненасилие.
Самодисциплина, а также к духовная сфера в целом. На деле она проявляется в регулярном посещении храмов, личных медитационных практиках, созерцательных прогулках и пр.
Пять ниям:
Ишвара Пранидхана – сдача на милость Бога,
Свадхьяя – исследование самого себя и изучение священных текстов,
Тапас – религиозное рвение и пыл,
Самтоша – удовлетворенность,
Шауча – чистота.
Это система техник, обучающих контролю над дыханием в процессе установления связи между ним, умом и эмоциями. «Пранаяма» дословно переводится как «расширение жизненной энергии». И это вполне закономерно, ведь занятия пранаямой – отличный способ омоложения организма и продления его жизни.
Отвлечение от внешних объектов. На этом этапе человек направляет свои усилия на то, чтобы обратить сознание в себя и не нарушить внутренней сосредоточенности. Крайне важно при этом не отвлекаться на внешние раздражители.
После того как чувства прекратят свои брожения от одного предмета к другому, человек получает возможность пристальнее посмотреть на самого себя, разглядеть те исходные установки, которые предопределяют его жизнь и мешают внутреннему росту.
Каждая ступень аштанга-йоги – это подготовка перед следующей. На стадии пратьяхары создаются все условия для овладения дхараной – концентрацией.
Практика концентрации учит замедлению мыслительного процесса благодаря сосредоточению на каком-либо ментальном объекте: звуке, божественном образе, энергетическом центре в теле и др. Предполагается, что в процессе освоения предшествующих трех стадий человек обрел определенные навыки концентрации.
Однако в асане и пранаяме внимание, хоть человек и концентрируется на своих движениях, продолжает блуждать. На стадии пратьяхары человек наблюдает сам себя, в дхарне же внимание обращено в одну точку.
Источник
8 ступеней Аштанга-йоги – руководство для счастливой жизни и духовного развития
Первые четыре ступени помогают обрести контроль над телом.
Автор Йога-сутр Патанджали в своем трактате называет йогу аштангой, что буквально означает йога «восьми ступеней» (ашта – восемь, анга – конечность, ветвь, ступень).
Восемь ступеней аштанга-йоги – это руководство к тому, как прожить полную и счастливую жизнь. К ним относятся предписания нравственного и этического характера, наставления о том, как поддерживать физическое и психическое здоровье, а также о том, как прикоснуться к духовным граням человеческой природы.
Первые четыре ступени аштанга-йоги Патанджали помогают совершенствовать свою личность и обрести контроль над телом. Это готовит нас ко второму этапу внутреннего путешествия, в ходе которого нам предстоит познакомиться со своими чувствами и умом и в результате достичь высшего состояния сознания.
Первая ступень, яма – это совокупность этических правил поведения, регулирующих наши отношения с другими людьми. Яма – это универсальный закон, который можно свести к золотому правилу нравственности – «не делай другому того, чего не желаешь себе». К пяти ямам относятся: Ахимса – ненасилие, Сатья – правдивость, Астейя – неворовство, Брахмачарья – воздержание, Апариграха – нестяжательство.
Нияма
Нияма, вторая ступень йоги, относится к сфере духовности и самодисциплины. Регулярное посещение храмов, личные медитационные практики, привычка к созерцательным прогулкам – все это нияма в действии.
К пяти ниямам относятся: Шауча – чистота, Самтоша – удовлетворенность, Тапас – пыл, религиозное рвение, Свадхьяя – самоисследование и изучение священных текстов Ишвара Пранидхана – сдача на милость Бога.
Асана
Асаны – это специальные позы, практикуемые в йоге. Они являются третей ступенью йоги. С точки зрения йогинов, тело является храмом души, и забота о нем – важная стадия духовного роста. Практика асан делает нас более дисциплинированными и формирует способность к концентрации. И то, и другое необходимо для медитации.
Пранаяма
Четвертая ступень аштанга-йоги – это пранаяма, контроль над дыханием. Она включает в себя техники, которые учат контролировать дыхание в процессе обнаружения связи между дыханием, умом и эмоциями. Дословный перевод слова «пранаяма» – «расширение жизненной энергии». Это неудивительно – пранаяма не только способствует омоложению организма, но и продлевает жизнь. Пранаяму можно практиковать как отдельную технику (т.е. в положении сидя выполнять ряд дыхательных упражнений) или же включить ее в регулярную программу занятий йогой.
Пратьяхара
Пратьяхара, пятая ступень аштанга-йоги, означает отвлечение чувств от внешних объектов. На этой стадии мы прилагаем усилия, чтобы направить сознание внутрь себя и сохранять внутреннюю сфокусированность, не отвлекаясь на внешние объекты. Состояние, в котором чувства перестают блуждать от одного предмета к другому, помогает нам пристальнее присмотреться к самим себе и разглядеть установки, которые определяют нашу жизнь и – не исключено – препятствуют внутреннему росту.
Дхарана
Каждая ступень аштанга-йоги готовит нас к последующей. Так и пратьяхара создает условия для овладения дхараной – концентрацией. Научившись отвлекаться от внешнего мира, мы теперь в состоянии справиться со своим умом – тем, что отвлекает нас внутри. Практика концентрации учит нас замедлять мыслительный процесс путем сосредоточения на каком-то ментальном объекте. Это может быть энергетический центр в теле, образ божества, звук. Разумеется, мы уже развили определенную способность к концентрации в ходе предыдущих трех стадий. Но несмотря на то что в асане и пранаяме мы концентрируемся на своих движениях, внимание блуждает. Пытаясь разобраться с малейшими нюансами позы или дыхательного упражнения, мы то и дело смещаем фокус внимания. В пратьяхаре мы наблюдаем самих себя, а в дхаране фокусируем внимание на одной точке. Продолжительные периоды концентрации рано или поздно приводят к медитации.
Дхьяна
Медитация или созерцание, седьмая ступень аштанга-йоги, предполагает непрерывный поток концентрации. Между концентрацией (дхараной) и медитацией (дхьяной) существует тонкое различие. В то время как дхарана предполагает однонаправленное внимание, дхьяна – это состояние осознанности, при котором фокус как таковой отсутствует. На этой стадии ум уже успокоен и в своей безмятежности не рождает мыслей. Чтобы достичь этого состояние нужны сила и выносливость. Но не отчаивайтесь! Помните, йога – это процесс, и каждый этап нашего внутреннего путешествия ценен сам по себе.
Самадхи
Патанджали описывает заключительную стадию аштанги как состояние блаженства. Здесь медитирующий сливается с объектом и выходит за границы собственного я. Он начинает осознавать глубокую связь с божественным, взаимосвязь со всеми живыми существами. Вместе с этим приходит «мир, который превыше всякого ума», переживание блаженства и единения со всей вселенной. Для кого-то это прозвучит слишком громко и будет казаться далеким от реальной жизни. Но задумайтесь на минутку: чего именно вы хотите от своей жизни? Разве ваши мечты, надежды и желания не об одном и том же – не о радости, самореализации, свободе? То, что Патанджали описал как прохождение восьмиступенчатого пути, на самом деле есть то, к чему стремится каждый из нас – к миру. Заключительная ступень йоги – это просветление – то, чего нельзя купить и чем нельзя владеть. Просветление можно только переживать и цена за это переживание – бесконечная преданность, с которой вы осуществляете свою практику.
Источник