Восемь ступеней пути будды

Восемь ступеней пути будды

редакция перевода: 14.10.2009
Перевод с английского: Рупасири Перера

источник:
Лекции, прочитанные на конференции,
посвященной памяти Салара Джунга
в музее Салара Джунга,
Хайдерабад, Индия 7 февраля 1999 г

Благородный восьмеричный путь

    Мудрость
    1. Правильный взгляд.
    2. Правильное намерение

Моральная дисциплина
3. Правильная речь
4. Правильное действие
5. Правильный образ жизни

Сосредоточение
6. Правильное усилие
7. Правильное внимание
8. Правильная сосредоточенность

Правильный взгляд (Самма Дхитти)

Правильное намерение (Самма санкаппа)

    1. Намерение отречения
    2. Намерение не проявления злобы, или доброжелательности
    3. Намерение не насилия, или сострадания.

Правильная речь (Самма Вача)

    1. Воздерживайтесь от неправедной речи, то есть лжи, пытайтесь говорить правду.
    2. Воздерживайтесь от клеветы, утверждений, сеющих вражду между людьми. Последователь пути должен произносить только слова, утверждающие среди людей дружбу и гармонию.
    3. Воздерживайтесь от грубости, от речей злых и жестоких, ранящих сердца других. Речь человека должна быть спокойной, нежной и любящей.
    4. Воздерживайтесь от праздных разговоров и сплетен. Ибо каждый должен произносить только значимые, существенные и важные слова.

Правильное действие (Самма Камманта)

    1. Воздерживайтесь от разрушения жизни, то есть от убийства других живых существ, включая животных и прочих. Воздерживайтесь от охоты, рыбной ловли и пр.
    2. Воздерживайтесь брать то, что не было вам дано, то есть от воровства, обмана, использования чужого труда, накопления богатства неправедными и преступными путями и пр.
    3. Воздерживайтесь от совершения сексуальных проступков, таких как супружеская неверность, соблазн, изнасилование и пр. Для посвященных в духовный сан необходимым условием является соблюдение обета безбрачия.
    ٭ Воздержание от убийства включает в себя обязательство сострадания, уважения жизни других существ.
    ٭ Воздержание от воровства – обязательство честности и уважения прав на собственность других людей.
    ٭ Воздержание от лжи – обязательство говорить правду.

Правильный образ жизни (Самма Аджива)

    1. Деятельность, связанная с мясом (напр. мясник)
    2. Деятельность, связанная с ядами.
    3. Деятельность, связанная с оружием.
    4. Деятельность, связанная с работорговлей и проституцией.
    5. Деятельность, связанная с отравляющими веществами, алкоголем и наркотиками.

Правильное усилие (Самма Ваяма)

    1. Усилие избегать ещё не возникших вредных состояний сознания
    2. Усилие оставления возникших вредных состояний сознания
    3. Усилие развития не возникших благих состояний сознания
    4. Усилие по поддержанию возникших благих состояний сознания

1.Пытайтесь избегать возникновения еще не проявившихся вредных состояний.

2.Пытайтесь оставить возникшие вредные состояния.

3.Развивайте неразвитые здравые состояния.

4.Усиливайте и совершенствуйте существующие здравые состояния.

Правильное внимание (Самма Сати)

    1. Быть внимательным к телу
    2. Быть внимательным к чувствам
    3. Быть внимательным к состояниям разума
    4. Быть внимательным к мыслям и их содержанию

Правильная концентрация (Самма Самадхи)

Умиротворенный ум – путь к мудрости

Значение просветления Будды.

Путь – действительно важный способ пробуждения.

Два вида Благородного восьмеричного пути.

Источник

Восьмеричный Путь


(санск. арья ашпанга марга), также называют Благородный Восьмеричный Путь — набор методов данных Будда для достижения Просветления или прекращения страданий.

Восьмеричный путь может практиковаться как монахами, так и мирянами в обычной жизни и поэтому иногда называется Срединным путем, так как на нем нет крайностей.

Содержание

Понятие восьмеричного пути

После достижения Просветления примерно в 5 веке до нашей эры Будда дал первые поучения, в которых рассказал Четыре благородные истины, которые стали основой мировоззрения буддистов всех направлений, традиций и школ.

Четвертая истина говорит о том, что есть путь прекращения страданий. Это и есть Восьмеричный путь — набор методов, которые Будда давал после первого поучения.

Этапы Восьмеричного Пути

Восьмеричный путь предполагает три этапа

  • мудрости (санкс. праджня)
  • нравственности (или соблюдения обетов, санск. шила)
  • сосредоточения (санск. самадхи) — то есть психопрактики.

Первый включает в себя две ступени, остальные по три, всего восемь ступеней.

Этот путь называют также постепенным, так как в нем развитие происходит постепенно, как объяснял Будда: «Сначала следует утвердиться в благих состояниях, то есть в очищении моральной дисциплины и правильных взглядах.

Затем, когда моральная дисциплина очищена, а взгляды выпрямлены, следует упражняться в четырех основах внимательности»[Сутта нипата 47.3.]. Имея «правильное намерение» легко выделить время в «правильном поведении» для «правильного сосредоточения» (медитации).

По мере углубления медитации (правильного сосредоточения) растет все большее убеждение в правильности Учения Будды (правильного воззрения), тогда практика медитации (правильное сосредоточение) не прекращается даже в повседневности (правильное поведение).

Таким образом все элементы пути важны и взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Мудрость

Правильное воззрение

Путь начинается с «правильного воззрения» — понимания Четырех Благородных Истин, которое приводит к размышлениям о взаимозависимом существовании, и уме как единственной реальности, в которой возможно освобождение.

Путь к освобождению лежит в сознании — это преодоление неведения и порождаемых им омрачений посредством мудрости.

Правильное намерение

Постигнув посредством Правильного воззрения, что источник страдания находится в его сознании, человек должен изменить свои желания-намерения и привычки. В буддизме рекомендуется изменить в своём сознании следующие намерения: намерение чувственных наслаждений заменить на непривязанность к мирским вещам и посвящение себя духовному пути; намерение злобы заменить на доброжелательность; намерение вреда или жестокости к окружающим заменить на сострадание. По мере углубления практики и осознания изменчивости бытия, зависимость от наслаждений, богатства, власти и славы отпадает сама собой. Воспринимая мир как целое, последователь Буддадхармы переживает чувство единства с ним и всеми существами, что побуждает к доброжелательности и состраданию.

Нравственность

В буддистской этике зафиксированы Пять Заповедей:

не лги, не убивай, не бери чужого, что не было дано, не причиняй вреда путем полового насилия, не употребляй наркотических веществ.

Соблюдение этих Заповедей ведёт к благополучию на всех уровнях. Моральная дисциплина — основа для всего дальнейшего пути совершенствования в сосредоточении и мудрости.

При дальнейшем углублении осознавания запреты, служащие для сдерживания аморальных действий в начале Пути, переходят во внутреннюю потребность приносить благо, учитывать чувства других существ.

Правильная речь

  • воздержание от лжи;
  • воздержание от речей, сеющих распри ;
  • воздержание от грубых слов;
  • воздержание от пустословия.

Правильное поведение

  • Воздержание от желания убивать других существ, от убийства как ремесла.
  • Воздержание от взятия того, что не дано: от воровства, обмана и пр.
  • Воздержание от прелюбодеяния: от супружеской неверности, соблазнения, изнасилования и пр. Для посвящённых в духовный сан — соблюдение целибата, обета безбрачия.

Правильный образ жизни

Здесь внимание обращено на способы получения средств к существованию, поскольку труд занимает важное место в жизни человека. Следует стремиться зарабатывать на жизнь в соответствии с буддийскими ценностями.

Так говорится, что необходимо воздерживаться от работы в следующих сферах деятельности: -связанными с торговлей живыми существами, людьми или животными: работорговля, проституция; -так или иначе связанными с изготовлением и продажей оружия и инструментов для убийств.

Но буддизм не запрещает мирянам служить в армии, поскольку армия рассматривается как средство защиты живых существ в случае агрессии, тогда как торговля оружием провоцирует конфликты и создаёт предпосылки для них;

-связанными с производством мяса, поскольку для получения мяса требуется убийство живых существ; -связанными с одурманивающими веществами: производство и торговля алкоголем, наркотиками; — любая деятельность, связанная с обманом, накоплением богатства неправедными и преступными путями: гадание, мошенничество.

Правильный образ жизни предполагает независимость от материального, разумную, здоровую жизнь без излишеств и роскоши, благодаря чему можно избавиться от зависти и других страстей и связанных с ними страданий.

Сосредоточение

Правильное усилие

Приходится непрерывно совершенствоваться, постоянно стремиться к освобождению от жестких идей и убеждений. Поскольку ум не может оставаться пустым, его стоит стремиться заполнять позитивными идеями, закрепляя их в уме. Такое четырёхстороннее постоянное старание признается правильным.

Правильное направление мысли

тело — как тело, ощущение — как ощущение (чувства), ум — как ум, состояние сознания — как состояние сознания (*на пали здесь используется термин dhammesu) Вместо «Это- я», или «это -мое» Иначе тело, ум, ощущения и умственные состояния воспринимаются как нечто постоянное и ценное. Отсюда появляется чувство зависимости от них, переживание несчастья.

Правильное сосредоточение

Они ведут к прекращению страданий — к личному Освобождению, или Малой Нирване, которую выражает состояние архата.

Литература: Абаева Л. Л., Андросов В. П., Бакаева Э. П. и др. Буддизм: Словарь / Под общ. ред. Н. Л. Жуковской, А. Н. Игнатовича, В. И. Корнева. — М.: Республика, 1992. — 288 с. Жуковский В. И., Копцева Н. П. Искусство Востока. Индия: Учеб. пособие. — Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2005. — 402 с. Лысенко В. Г. Ранний буддизм: религия и философия. Учебное пособие. — М.: ИФРАН, 2003. — 246 с. Роберт Ч. Лестер Буддизм/Религиозные традиции мира. Том 2 — М: Крон-пресс. 1996 г. Стр. 324

Источник

ВОСЕМЬ СТУПЕНЕЙ ГАУТАМЫ

ВОСЕМЬ СТУПЕНЕЙ ГАУТАМЫ

Прежде всего поймите, что вы — универсальная, бессмертная Высшая Сущность.

Путь к Высочайшей Истине был подразделен Гаутамой Буддой на 8 ступеней:

1. Истинное распознавание. Человек должен почувствовать Божественный План и действовать в гармонии с ним. Нужно осознать существование вечного закона причинно-следственных связей, закона Кармы. Дурные действия никому не сойдут с рук — они неизбежно вовлекут человека в несчастья и страдания. Ведь цель жизни — прогресс, эволюция души, и Божья Воля в том, чтобы человек с каждой жизнью становился благороднее, добродетельнее и возвышеннее.

2. Истинное мышление. Прежде всего требуется, чтобы люди думали о том, о чем нужно думать, — всегда должны иметься в запасе высокие и прекрасные мысли. Кто предан Учителю, тот постоянно держит мысль об Учителе в глубине своего сознания, и во время любой передышки среди труда и забот будней, мысль об Учителе сразу выступает вперед и заполняет весь ум. К тому же каждый может излучать мысленную помощь, сочувствие, любовь, добро. «Из трех видов дурных действий, — говорил Будда, — наиболее губительное не слово, не телесный поступок, а плохие помыслы». Мысли людей становятся вещами. Мир изменяется в ту или иную сторону путем изменения мыслей человека в ту или иную сторону.

Истинная мысль должна быть определенной, сконцентрированной, не размытой, и без малейшего оттенка зла. Суть ее еще и в том, что она обязана заключать в себе правду и только правду. Таков уж человеческий обычай, что большинство людей фиксирует основное внимание на дурном, на желаемом, а не на хорошем. Но плохая мысль о человеке, помимо того, что немилосердна, чаще всего и не правдива. К тому же, сосредотачивая внимание на дурном, человек поощряет и усиливает это дурное, тогда как посредством истинной мысли он мог бы укрепить хорошую сторону природы другого.

З. Истинная речь. Человек должен говорить о других так, как хотел бы, чтобы они говорили о нем. Речи о скверных делах других очень часто не правдивы. Но даже если история правдива, ее лучше не муссировать, не выставлять напоказ чужие ошибки и промахи. (Причем обычно это делается с преувеличениями и неточностями). Истинная речь должна быть доброй, сильной, умной. Не следует предаваться пустой болтовне из чувства ложной вежливости — для поддержания разговора. Праздное слово, ведущее к потере времени, очень кармично. Если говорить, то уж что-либо полезное или ободряющее.

4. Истинное действие. Если мы думаем только о хорошем, то и говорить о дурном не станем, ибо в разговоре мы выражаем наши мысли. А если наши мысли и речи хороши, то и дела должны быть хорошими. Искусство истинного действия в быстроте, стремительности, точности, энергии. Но вместе с тем действовать следует обдуманно, а не сломя голову. И главное — действия не должны быть эгоистичными: больше заботы о других!

5. Истинные средства к жизни. Это средства, не наносящие вреда ни одному живому существу. Ясно, что всякая нажива, сопряженная с обманом других, не даст истинных средств к существованию. Работа на скотобойнях, несущая муки и смерть животным, торговля алкоголем, сигаретами, ростовщичество, сдача в наем, эксплуатация труда других людей, жизнь на проценты — не дадут человеку истинных средств к жизни. Только свой собственный добросовестный и радостный труд, несущий благо другим, порождает истинные средства к существованию.

6. Истинный труд. Здесь имеется в виду не растрачивание силы впустую, а ее полезное и творческое применение. Во главу угла опять-таки ставится труд на общее благо людей.

7. Истинная память. Последователи Будды часто понимали под этим память о прошлых воплощениях, память, которой Гаутама владел в совершенстве. Однако большинство людей этим даром пока еще не обладает. Для нас, не помнящих свои прошлые жизни Истинная память — это прежде всего собранность. Мы должны постоянно помнить, кто мы, помнить, что мы — души, а не тела; помнить, зачем мы здесь и в чем наш долг. С каждым из нас в жизни случается всякое — и хорошее, и плохое. Мудрый человек будет помнить лишь хорошее. Даже ошибки свои стоит помнить только лишь для того, чтобы не повторять их. Но терзать постоянно ими свою душу неразумно.

8. Истинное сосредоточение. Оно относится не только к медитации: следует сконцентрироваться на любом добром деле, на жизни с пользой для других, на любой помощи людям и животным.

В сутолоке дня трудно постоянно удерживать сознание на высоком плане, но пусть высокое проявляется в сознании хотя бы тогда, когда ум не занят другим. И сама жизнь сделается медитацией о благородном и высоком.

Поскольку существует притяжение сходных вибраций, то, в конце концов, вокруг чистого человека соберется группа единомышленников на физическом плане, способствующая духовному продвижению окружающих. А так как нет непреодолимой стены между нашим миром и Тонким, то лучшие из тонких существ будут привлечены нашими высокочастотными вибрациями. Среди Высоких Существ также могут быть светлые стихиали (духи природы) и Ангелы. Так что при истинной концентрации мы будем пронизаны добрыми и святыми энергиями.

Таковы преподанные Буддой «8 Ступеней».

Учитель сурово порицал нелепые самоистязания аскетов, не имеющие никакого отношения к духовности. Осуждал Он и чувственную распущенность. Он указывал именно на Путь Восьми Ступеней, способствующий достижению шести совершенств: 1. Сострадания; 2. Нравственности; 3. Терпения; 4. Мужества; 5. Концентрации; 6. Мудрости.

Будда настаивал на законе целесообразности, Он говорил: «Не нужно быть ни меньше, ни больше». Учитель имел в виду гармонию, а последователи из этой формулы соизмеримости сделали скучную «золотую середину».

Человек рассматривался в буддизме как индивидуальность, проходящая многие существования в личностных проявлениях. Это Колесо Жизни, Колесо Закона. «Колесо благого Закона в неизменном вращении неустанно дробит, отделяя отбросы от золотого зерна. Рука Кармы направляет Колесо, его обороты отмечают биение сердца Кармы».

Смены форм имеют одну цель — достижение Нирваны, то есть полного развития всех возможностей человека.

Будда объявил, что каждый человек — вне зависимости от своего происхождения — может добиться освобождения от круга рождений и смертей. Этим Он очень поколебал авторитет высших каст, особенно касты священнослужителей — браминов.

Такова суть Учения Будды. Оно было дано человечеству два с половиной тысячелетия назад в июльское полнолуние в Сарнате (около Бенареса). А представителями человечества в то памятное полнолуние были всего пятеро преданных учеников Будды.

Был ли усеян розами путь Будды? Отнюдь нет. Аскеты, которых Он порицал за их изуверства в отношении собственного тела, ненавидели Его и опасались, что Будда, подорвав веру людей в их избранность, лишит их привычного заработка. Брамины же ненавидели Его, поскольку Он отказывался признать их право на социальные преимущества и на знание истины от рождения.

Порой толпа не желала слушать проповедей Будды и расходилась, осыпая Его насмешками. Учитель стойко переносил хулу.

Не менее стойко переносил Гаутама и физические страдания, связанные с недугами. Известно, что Он мучился от хронических болей в спине. Эта подробность делает облик Его еще более живым и человечным.

Со временем, ценой упорного труда, Будда создал Общину. К пяти преданным Ему ученикам присоединились 600 последователей аскета Касьяпы вместе с их главой.

Они бродили по земле с чашей для подаяний, неся людям слово откровения об избавлении от страданий. Ни самоистязаний, ни потакания своим вожделениям! Верна лишь срединная стезя — благородная и чистая!

Очень благосклонно отнесся к Будде царь Раджагрихи. Один же из его придворных подарил общине загородную бамбуковую рощу — с домами, беседками, кладовыми и прудами. И царь Косалы тоже был приверженцем Учения Будды. Столица Косалы Сравасти явилась очагом нового Учения в северной части Ганга, в то время, как Раджагриха — в южной. Один из купцов подарил Будде рощу и в окрестностях Сравасти. Будда очень полюбил ее и проводил в ней чаще всего сезон дождей.

Нашлось много сил, противоборствовавших распространению Учения Будды. Как уже было сказано, его истово охаивали брамины — они не могли смириться с утверждением Будды, что высокие духовные качества нарабатываются самим человеком, а не достаются ему по праву рождения.

Откровенную вражду выказывали Будде в связи с Его Учением, отличавшимся новизной и оригинальностью, главы разных философских школ — в них говорил ревнивый дух соперничества, и к тому же они боялись потерять своих последователей. Порой устраивались ожесточенные диспуты, но Будда, прирожденный боец, всегда выходил победителем. Новое духовное слово требовало активной защиты.

В ход были пущены обращенные против Гаутамы Будды интриги. В результате некоторые цари издали грозные эдикты, направленные против Его Учения. Брамины исключали из своей касты тех, кто ходил слушать поучения Будды.

Учитель все сносил мужественно — даже раскол в среде своих учеников и предательство двоюродного брата Девадатты. Тот с юности был соперником Сиддхарты. Одаренный от природы мощной энергией, умом, красотой, но вместе с тем — неуемным честолюбием, он не мог смириться с тем, что ему в общине Гаутамы приходилось подчиняться брату. Девадатта даже несколько раз пытался убить Гаутаму. Однако Учитель после нападений брата всегда отделывался незначительными травмами и через некоторое время выздоравливал. В конце концов, Девадатта создал свою секту, построенную на более сурово-аскетических началах. Девадатта — первое лицо, внесшее раскол в Учение Гаутамы Будды.

Несмотря ни на что, община Будды росла и крепла. Учение — благодаря доступности проповедуемых Гаутамы Буддой принципов — распространялось вширь. Будда обращался ко всему народу без различия каст, что было совершенно новым явлением. Проповеди Будды велись на народном наречии. Тогда как проповеди браминов использовали санскрит — малопонятный простым людям язык прачеловечества, язык Вед.

Гаутама говорил о строгих и чистых этических правилах, и первый же применял их к жизни. Людей привлекали в Будде сострадание к несчастным и угнетенным, проповедь равноправия и солидарности.

Читайте также

ВОСЕМЬ СТУПЕНЕЙ

ВОСЕМЬ СТУПЕНЕЙ Древнеиндийский философ и йог Патанджали, живший предположительно во втором веке до нашей эры, в своей книге «Йога Сутры» систематизировал имеющиеся к тому времени знания по йоге. Патанджали описал восьмиступенчатый путь развития человека. Эта

Приложение 4. Принципы Йамы-Нийамы и восемь ступеней совершенства в Йоге

Приложение 4. Принципы Йамы-Нийамы и восемь ступеней совершенства в Йоге В приведенной выше (см. раздел 2.1) таблице йог Аштанга-йога занимает особое положение. Она базируется на знаменитой Йога-сутре Патанджали [632;631], который всесторонне систематизировал разнообразные

ВОСЕМЬ СТУПЕНЕЙ

ВОСЕМЬ СТУПЕНЕЙ Древнеиндийский философ и йог Патанджали предположительно во втором веке до нашей эры в своей книге «Йога Сутры» систематизировал знания по йоге. Патанджали описал восьмиступенчатый путь развития человека. Эта восьмеричная система тренировок

ВОСЕМЬ СТУПЕНЕЙ

ВОСЕМЬ СТУПЕНЕЙ Желание — это костер, который разгорается до огромных размеров, если подбрасывать в него все новые дрова. Другой риши — философ и йог Патанджали, достигший соруба-самадхи предположительно во втором веке до нашей эры, в своей знаменитой книге «Йога Сутры»

ОБЩИНА ГАУТАМЫ

ОБЩИНА ГАУТАМЫ Радостное выражение лица способствует сохранению спокойствия. Нужно быть свободным от роскоши, от всего показного.В числе учеников Гаутамы Будды были главы различных духовных школ со своими последователями, философы и ученые, люди знатного

АФОРИЗМЫ ГАУТАМЫ БУДДЫ

АФОРИЗМЫ ГАУТАМЫ БУДДЫ Ушел из земной жизни Гаутама Будда, Великий посланник Шамбалы, указав нам один из путей к Самадхи — Нирване, оставив нам свое гуманистическое учение, свои благородные истины, афоризмы и высказывания. Вот некоторые из них: Четыре благородные истины

Первая часть Восемь ступеней к богатству

Первая часть Восемь ступеней к богатству Необычный новый год Говорят, что с судьбой не поспоришь. Быть может, это и в самом деле так; но мне больше нравится другая поговорка: ленивого судьба тащит, а храброго – ведет. Храбрость эта порой заключается в простом выборе. Или

Глава 6 Десять ступеней

Глава 6 Десять ступеней Перепросмотр, как говорилось, процесс природный, так что запускается он далеко не одним-единственным методом. В первой части книги достаточно сказано о возможности спонтанного процесса, который проявляется в различных жизненных

ВОСЕМЬ СВОБОД И ВОСЕМЬ СВЯЗАННЫХ С НИМ ЗАПРЕТОВ

ВОСЕМЬ СВОБОД И ВОСЕМЬ СВЯЗАННЫХ С НИМ ЗАПРЕТОВ К концу шестнадцатого столетия Джордано Бруно взбудоражил сонный мир, призывая его направить взгляд далеко за пределы планетных орбит. Он предположил, что космос простирается до бесконечности — без края. Само по себе это

20.5.1. Взаимодействие ступеней

20.5.1. Взаимодействие ступеней В мироздании есть только Творец и Его главное творение – человек, поэтому все, что ощущает последний, – это только Творец, ведь кроме Него перед человеком нет более ничего. Если человек ощущает не самого Творца, а нечто вокруг себя, как

Глава 4 Метафизические приключения принца Гаутамы

Глава 4 Метафизические приключения принца Гаутамы Перевал Нашу: вход в ТибетОдин из перевалов, по которым можно попасть в Тибет, – это Нату в нескольких километрах от Чангу. Надо перейти мрачную, каменистую седловину в окружении унылых зазубренных гор. Наверху перевала

Все 16 ступеней

Все 16 ступеней Как основу для sati можем использовать любую телесную активность. Чем в большей степени эта активность является необходимой и существенной для жизни (подобно дыханию), тем лучше. Во-первых, следует узнать эту активность со всех сторон. Во-вторых, нужно увидеть

Источник

Читайте также:  Изготовление ремонт деревянных лестниц
Оцените статью