Внеурочная деятельность театральные ступени

Драматический кружок «Театральные ступеньки»
рабочая программа (5 класс) на тему

Программа внеурочной деятельности для 5-6 класса

Скачать:

Вложение Размер
programma_teatralnye_stupenki.docx 44.54 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности

Аудитория – учащиеся 5-6 класса

Автор-составитель: Севастьянова Ирина Никитична, учитель русского языка и литературы МБОУ средней общеобразовательной школы № 108 городского округа Самара

I. Обоснование содержания

…Таланты будущих поколений могут быть охраняемы только путем развития и воспитания юных талантов; для этого же необходимо их раннее узнавание.

Современная педагогическая наука, смотрящая на образование, как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности. По мнению современных ученых, педагогов, психологов, исследующих проблемы школьного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств.

Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания школьников средствами театрального искусства и позволил нам обратиться к театральной деятельности не только как к самостоятельному разделу художественного воспитания детей, но и как к мощному синтетическому средству развития их творческих способностей. Театр – это уникальный вид искусства, так, как он синтетический. Занимаясь театральным творчеством, ребенок развивается всесторонне. Театр развивает не только речь и такие качества, как внимание, фантазию, воображение, память, чувство ритма, пластичность тела, но и пробуждает в человеке разум и совесть, вовлекает в сотворчество.

Ориентируясь на вышесказанное, можно отметить высокую степень значимости театральной деятельности для развития творческих способностей ребенка и утверждать необходимость и целесообразность создания программы деятельности с одаренными детьми.

Актуальность программы заключается в том, что через знакомство и приобщение детей к театральному искусству обеспечивается совершенствование процесса развития и осуществляется подъем духовно-нравственной культуры обучающихся.

Театр — искусство коллективное, и творцом в театральном искусстве яв​ляется не отдельно взятый человек, а коллектив, творческий ансамбль, который, по сути, и есть автор спектакля. Посему процесс его коллективной подготовки, где у каждого обучающегося — своя творческая задача, дает ребятам возможность заявить о себе и приобщиться к коллективному делу. Поэтому это направление художественного творчества вызывает вполне закономерный интерес у детей.

Основная идея программы внеурочной деятельности подростков в сфере художественного творчества состоит в том, что внеурочная художественная деятельность нацелена в первую очередь на духовно-нравственное развитие и воспитание школьника, а уже потом на развитие специальных предметных способностей художественного творчества. Именно поэтому внеурочная деятельность подростков в сфере художественного творчества строится на основе синтетического вида художественного творчества – театра, позволяющего вывести подростка на проблему управления социокультурным пространством своего существования за счёт таких инструментов, как сценирование (этюд, мыслительный эксперимент или аналогия). Сценироване – это «сборка круга предлагаемых обстоятельств ситуации, постановка целей и задач её участников и реализация этих целей в сценическом взаимодействии, определёнными средствами, доступными персонажами истории» (А.В.Гребёнкин).

Школьники, проиграв этюд-эксперимент, могут практически побывать в любой ситуации и проверить на своём жизненно-игровом опыте предположения и варианты проведения и решения проблемы в подобной ситуации.

Отличительная особенность программы «Театральные ступеньки» в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.

Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей.

Программа «Театральные ступеньки» строится на следующих концептуальных принципах:

Принцип успеха . Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.

Принцип динамики . Предоставить ребенку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.

Принцип демократии . Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.

Принцип доступности . Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.

Принцип наглядности . В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.

Принцип систематичности и последовательности . Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.

Срок реализации программы – 2 года. Выполнение программы рассчитано на 136 учебных часов.

1-й год обучения — начальная ступень «Первые шаги» — основная цель этой ступени – выявление и развитие общих исполнительских способностей детей, формирование интереса к актерскому творчеству. В течение первого года воспитанники получают первоначальные знания и умения в области театрального искусства, открывают для себя поведение (действие) как основной материал актерского мастерства, закладывается фундамент для углубленного представления о театре как виде искусства. Основной формой работы на первом этапе являются театральные игры и упражнения- импровизации.

2-й год обучения – расширенная ступень «Тропинками творчества» – основная цель – углубленное изучение и овладение актерским мастерством с ориентацией на исполнительскую деятельность. В течение второго года обучения происходит закрепление и расширение знаний, полученных на первом этапе, продолжают совершенствоваться выразительность и яркость поведения в выступлении актера перед зрителем. Формы работы — тренинги, репетиции.

В работе по программе принципиально важным является ролевое существование воспитанника на занятиях: он бывает актёром, режиссёром, зрителем.

Содержание итогового занятия: спектакль или открытое занятие, включающее: упражнения на коллективную согласованность действий и исполнение воспитанниками работ из своего чтецкого репертуара.

Распределение форм и методов по годам и темам программы

Приёмы и методы

Групповые занятия по усвоению новых знаний, игровые групповые занятия, практические занятия, творческая лаборатория, заочная экскурсия,

Метод игрового содержания, наглядный, объяснительно-иллюстративный, метод импровизации, репродуктивный,

Беседы, игровые формы, занятие-зачёт

Метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.

Групповые, игровые, занятие-зачёт.

Метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации

Метод ступенчатого повышения нагрузок, метод плотных нагрузок, метод взаимообучения

Работа над пьесой

Практические, творческие лаборатории, репетиции.

Метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации, эвристический, проблемный, объяснительно-иллюстративный, метод импровизации, метод полных нагрузок.

Мероприятия и психологические практикумы

Вечера, праздники, конкурсы, практикумы.

Эвристический, метод полных нагрузок

Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность занятий, повышает интерес учащихся к учебному процессу.

В процессе обучения применяются такие формы занятий: групповые занятия, индивидуальные, теоретические, практические, игровые, семинары, творческие лаборатории, соревнования, конкурсы, устный журнал, экскурсии, занятие-путешествие, занятия зачёты, экзаменационные показы.

В зависимости от поставленной цели: обучающей, воспитывающей, развивающей используются различные формы работы:

II. Цель: обеспечение возможности учащимся проявить себя, творчески раскрыться в области театрального искусства.

Цель будет достигнута при решении следующих задач :

— расширить общий и художественный кругозор учащихся подросткового возраста, общей и специальной культуры, развивать эстетические чувства и художественный вкус;

— развивать физические природные задатки (мышечная свобода, пластика тела, дикция) и психические свойства (память, внимание, воображение, фантазия и др.), помогающие достижению успеха в театральном виде творчества;

— формировать способность «прочтения» жизненной ситуации межличностного взаимодействия по аналогии с художественным текстом, сценирования как рефлексивного управления ситуациями межличностного взаимодействия;

— развивать диапазон управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоить способы создания ситуаций гармоничного межличностного взаимодействия, тренировать сенсорные способностей.

1. Развитие творческих способностей детей, формирование творческой личности с богатым воображением, инициативой.

2. Духовное развитие детей.

3. Речевое, социальное и интеллектуальное развитие детей.

IV. Формируемые УУД

Личностные универсальные учебные действия

— усвоенный и принимаемый образ Я во всем богатстве отношений личности к окружающему миру;

— чувство адекватности и стабильности владения личностью собственным Я независимо от изменений Я и ситуации;

— способность личности к полноценному решению задач, возникающих на каждой из возрастных стадий развития.

Регулятивные универсальные учебные действия

— анализ учащимися собственной деятельности;

— формирование навыков саморегуляции в процессе учебного сотрудничества учителя и учащихся.

Познавательные универсальные учебные действия

— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия

— слушать и слышать друг друга;

— спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое;

— вступать в диалог, а так же участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

— понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной;

— готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции;

— умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор;

— умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом.

— определение цели и функций участников, способов взаимодействия;

— планирование общих способов работы;

— обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

— способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

— управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение убеждать.

— устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

— интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

— обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;

— уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого;

— адекватное межличностное восприятие;

— готовность адекватно реагировать на нужды других; в частности, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

-стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания, способность к эмпатии.

Источник

ФГОС. Внеурочная деятельность. «Театральные ступеньки»
рабочая программа по теме

Театральный кружок в школе предназначен обучать и воспитывать одаренных к творчеству детей и подростков. Даная программа базируется на психологических особенностях детей 11-17 лет. Темы программы сочетают в себе определенный понятийный материал с многообразными формами практической творческой работы. При этом программа предусматривает развитие театрально-творческой активности учащихся в едином процессе освоения ими знаний и представлений об искусстве театра. Вместе с тем эти темы могут помочь учителю в подготовке литературно — драматических композиций, театрализованных программ и спектаклей.

В занятиях с данной возрастной группой первостепенное значение имеет опора на имеющийся уже у учащихся опыт общения с театральным искусством. Задача учителя – мобилизовать этот заранее приобретенный опыт, помочь им заново его осмыслить, чтобы на этой основе пробуждать их творческую активность, эмоциональную память и воображение.

Структура программы предполагает возможность творческой интерпретации ее содержания. Учитель вправе выстраивать свою работу, исходя из потребностей и возможностей данного школьного коллектива.

Скачать:

Вложение Размер
programma_teatralnogo_kruzhka.doc 94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Ястребовская средняя школа»

На заседании ШМО

От «28» августа 2017 г.

_________ /А. Н. Козлова

_____ /Т. А. Безбокова /

от 30.08.2017 № 03-02-45

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Иващенко Татьяна Алексеевна

учитель начальных классов

2017 – 2018 учебный год

Театральный кружок в школе предназначен обучать и воспитывать одаренных к творчеству детей и подростков. Даная программа базируется на психологических особенностях детей 11-17 лет. Темы программы сочетают в себе определенный понятийный материал с многообразными формами практической творческой работы. При этом программа предусматривает развитие театрально-творческой активности учащихся в едином процессе освоения ими знаний и представлений об искусстве театра. Вместе с тем эти темы могут помочь учителю в подготовке литературно — драматических композиций, театрализованных программ и спектаклей.

В занятиях с данной возрастной группой первостепенное значение имеет опора на имеющийся уже у учащихся опыт общения с театральным искусством. Задача учителя – мобилизовать этот заранее приобретенный опыт, помочь им заново его осмыслить, чтобы на этой основе пробуждать их творческую активность, эмоциональную память и воображение.

Структура программы предполагает возможность творческой интерпретации ее содержания. Учитель вправе выстраивать свою работу, исходя из потребностей и возможностей данного школьного коллектива.

Общие методические принципы работы педагога по программе театрального кружка:

Занятия проводятся с обучающимися 5-11 классов. Оптимальное количество обучающихся на занятиях 15 человек. Занятия проводятся после школьных занятий в просторном помещении, рекреация 2 этажа (сцена).

Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей.

Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого активных совместных поисков. Ход занятия характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. В основу заложен индивидуальный подход, уважение к личности обучающегося, вера в его способности и возможности. Педагог стремиться воспитывать в обучающихся самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше запрограммированности в деятельности обучающихся, тем радостней атмосфера занятий, тем больше удовольствия получать они от совместного творчества, тем ярче и красочней становится их эмоциональный мир

Программа реализуется в течение одного года по одному часу в неделю.

Данная программа не предполагает буквального выполнения, она ориентирует педагога на создание условий для активации у обучающегося эстетических установок, как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Использование программы позволяет стимулировать обучающихся к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Обучающийся учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействует фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.

Основными задачами курса являются:

— развитие эстетических способностей;

— развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;

— активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;

— овладение навыками общения и коллективного творчества;

Основная цель заключается в следующем:

Формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека готового к творческой деятельности в любой области.

· развивать чуткость к сценическому искусству;

· воспитывать готовность к творчеству;

· развивать умение владеть своим телом;

· развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;

· оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными;

· развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;

· развивать воображение и веру в сценический вымысел;

· учить действовать на сценической площадке естественно и оправданно;

· развивать умение одни и те же действия выполнять в разных обстоятельствах и ситуациях по разному;

· развивать умение осваивать сценическое пространства, обретать образ и выражение характера героя;

· дать возможность полноценно употребить свои способности и само выразится в сценических воплощениях;

· привлечь знания и приобретенные навыки в постановке сценической версии;

· научить осмысливать: как же рождается произведение, формируется и предстаёт перед нами таким, какое оно есть. Понять, как рождается сюжет

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Обучающиеся получают необходимые азы актёрского мастерства, законов драматургии, стилей и жанров музыкальных произведений, а также познакомятся с профессиями художественного направления в театре.

По окончании обучения обучающиеся получат возможность:

-узнать — специфику работы следующих цехов в театре: музыкальном, декораторском, костюмном и реквизиторском.

-научиться — вести свою линию роли в совместном проекте (небольшом драматургическом произведении, написанном самими учащимися); соподчинять свои творческие амбиции общему замыслу спектакля.

-овладеть — навыками репетиционной работы.

Способами определения результативности являются участие в праздниках, проводимых учреждением. Успехи, достигнутые обучающимися, демонстрируются во время проведения творческих мероприятий и оцениваются сообучающимися, педагогами и родителями. В течение всего курса обучения ведется наблюдение и корректировка усвоенного материала.

Формой подведения итогов реализации данной программы являются праздники и спектакли, на которых дети представляют свое творчество.

  • Интерес к новым театрализованным представлениям, понимание причин успеха/неудач в театрализованной деятельности.
  • Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.
  • Установка на здоровый образ жизни.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Использовать предложения и оценки для создания нового, боле совершенного результата.

Осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников(включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета.

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Допускать возможность существования у людей других точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой общения.

Источник

Читайте также:  Рисуем комнату с лестницей
Оцените статью