Винтовая лестница (фильм, 1946) — The Spiral Staircase (1946 film)
Винтовая лестница | |
---|---|
Режиссер | Роберт Сиодмак |
Произведено | Дор Шари |
Сценарий от | Мел Динелли |
На основе | Некоторые Must Watch по Этель Лина Уайт |
В главной роли | |
Музыка от | Рой Уэбб |
Кинематография | Николас Мусурака |
Отредактировано | |
Распространяется | Снимки Радио РКО |
| 84 минут |
Страна | Соединенные Штаты |
Язык | английский |
Бюджет | 750 000 долл. США |
Театральная касса | 2,8 миллиона долларов (аренда в США) |
Винтовая лестница — американский психологический фильм ужасов 1946 года, снятый Робертом Сиодмаком, с Дороти МакГуайр , Джорджем Брентом и Этель Бэрримор в главных ролях . Адаптированный по мотивам британского романа Этель Лины Уайт « Some Must Watch» (1933) сценариста Мела Динелли , фильм повествует о немой молодой женщине в городе Вермонт начала 20 века, которую терроризирует серийный убийца, нацеленный на женщин-инвалидов. Роман был адаптирован для радиопостановки с Хелен Хейс в главной роли до выхода на экран.
Премьера фильма состоялась в Нью-Йорке 6 февраля 1946 года. За свою роль в фильме Бэрримор была номинирована на премию Оскар за лучшую женскую роль второго плана .
СОДЕРЖАНИЕ
Сюжет
В маленькой деревне в 1906 году Вермонт , то немой Хелен посещает немой фильм растрирования в гостиной местной гостинице. Во время просмотра женщина-калека, остановившаяся в гостинице, была убита в своей комнате мужчиной, прячущимся в туалете; ее убийство — третье в череде серийных убийств в обществе. Доктор Парри, друг Хелен, отвезет ее в дом Уорренов, большое поместье за городом, где Хелен работает компаньонкой сожительницей для прикованной к постели миссис Уоррен. В доме также проживают пасынок миссис Уоррен Альберт, местный профессор; ее сын Стивен; и прислуга: миссис Оутс, домработница; ее муж мистер Оутс, разнорабочий; Бланш, секретарь, у которой роман со Стивеном; и медсестра Баркер, медсестра миссис Уоррен, подвергавшаяся словесным оскорблениям.
В доме фигура в плаще наблюдает из леса, как Хелен поднимается по подъездной дорожке. Внутри Хелен находит миссис Оутс на кухне; она обсуждает убийство и выражает опасения за Хелен, поскольку убийца, похоже, нацелен на «беззащитных» женщин. Поднимаясь по лестнице, Хелен останавливается перед зеркалом, чтобы рассмотреть себя, и при этом взгляд неизвестного человека наблюдает за ней из тени. В разгар ливня констебль останавливается и предупреждает Альберта, чтобы тот следил за Хелен. После того, как миссис Уоррен теряет сознание, доктора Пэрри вызывают домой. Медсестра Баркер обнаруживает, что пропала бутылка с эфиром , и Альберт отправляет мистера Оутса за ней в город. Тем временем миссис Уоррен приходит в сознание и убеждает доктора Парри взять с собой Хелен. Он предлагает привезти Хелен в Бостон и помочь ей справиться с травмой, вызванной смертью ее родителей, которая спровоцировала ее немоту. Она соглашается пойти, и доктор Парри планирует вернуться позже вечером после очередного посещения дома.
После спора со Стивеном Бланш спрашивает Хелен, может ли она уехать с ней той ночью. Хелен соглашается, и Бланш идет в подвал, чтобы забрать свой чемодан, где на нее нападают и убивают. Позже Хелен находит свой труп в подвале и сталкивается со Стивеном. Испугавшись, что он виноват, она запирает его в чулане и убегает наверх. Она пытается разбудить миссис Оутс, потерявшую сознание от бренди . Хелен пытается позвонить доктору Парри, но не может поговорить с телефонным оператором.
Альберт находит Хелен в ярости, и она пишет в блокноте, что Бланш убита. Следуя за Хелен вверх по лестнице в комнату миссис Уоррен, Альберт признается, что убил Бланш из ревности. Затем он раскрывается как серийный убийца, заявляющий о своей цели убить «слабых и несовершенных мира сего». Хелен в ужасе убегает, запираясь в спальне миссис Уоррен, где она находит миссис Уоррен без сознания. Тем временем констебль возвращается в дом, и у входной двери ему отвечает Альберт; он оставляет сообщение для Хелен, сообщая ей, что доктор Парри не может вернуться той ночью, и что им придется ехать в Бостон на следующий день. Когда констебль уходит, Хелен пытается привлечь его внимание, разбивая окно спальни, но он не слышит этого из-за ветра и грома. Хелен возвращается в подвал, чтобы освободить Стивена, но находит скрывающегося Альберта. Он преследует ее, когда она поднимается по лестнице на второй этаж, но их встречает миссис Уоррен, вооруженная пистолетом. Миссис Уоррен несколько раз стреляет Альберту в грудь, убивая его, и посреди выстрелов Хелен кричит от ужаса.
Миссис Уоррен приказывает Хелен забрать Стивена, и она освобождает его из туалета в подвале. Миссис Уоррен обнимает Стивена и умирает на лестнице у него на руках. Внизу, Хелен эмоционально звонит доктору Парри по телефону — теперь она может полностью говорить.
Бросать
- Дороти Макгуайр, как Хелен
- Джордж Брент, как профессор Альберт Уоррен
- Этель Бэрримор, как миссис Уоррен
- Кент Смит, как доктор Парри
- Гордон Оливер в роли Стивена Уоррена
- Ронда Флеминг в роли Бланш
- Эльза Ланчестер в роли миссис Оутс
- Сара Олгуд в роли медсестры Баркер
- Рис Уильямс в роли мистера Оутса
- Джеймс Белл в роли констебля
- Эрвилл Олдерсон в роли доктора Харви (в титрах не указан)
- Роберт Сиодмак — Глаз убийцы (в титрах)
Анализ
С момента своего выпуска «Винтовая лестница » стала предметом серьезной кинокритики и научных дискуссий, особенно в отношении визуальных мотивов фильма и смешения ужасов и кино нуар . Несмотря на то, что современная пресса характеризовала этот фильм как «мистический роман», современные критики отметили его яркими элементами готического ужаса. Он также упоминается как один из многочисленных прародителей слэшера , особенно из-за его женского актерского состава и кинематографии с точки зрения точки зрения, развернутой во время сцен, в которых убийца преследует своих жертв.
Киновед Эми Голден отмечает в фильме несколько значительных визуальных намеков, таких как « Андалусское сердце» Луиса Бунюэля (1929) и « Сетки дня» Майи Дерен (1943). Голден называет этот фильм «типичным примером ужасов 1940-х годов». Сценарист Денис Грюнес в 2007 году предположил, что фильм является «фактически замаскированной аллегорией перехода немого кино в звук», сославшись на затруднительное положение немого главного героя в качестве доказательства. Это понятие было также предложено киноведом Эми Лоуренс в ее книге 1991 года « Эхо и Нарцисс: женские голоса в классическом голливудском кино» .
Производство
Зачатие
По мотивам романа Этель Лины Уайт « Надо смотреть» (1933) «Винтовая лестница» стал первым сценарием сценариста Мела Динелли . RKO Pictures приобрела права на производство фильма у независимого продюсера Дэвида О. Селзника , который сам приобрел права на роман Уайта; Изначально Селзник задумал экранизацию с Ингрид Бергман в главной роли. Селзник продал права на проект (вместе с несколькими другими, которыми он владел) RKO, чтобы помочь финансировать Western Duel in the Sun (1946). По условиям продажи, Селзник получил конечную часть доходов от фильма, а впоследствии дал звезде Дороти МакГуайр кабриолет в качестве бонуса за появление в фильме. Первоначальное рабочее название проекта было «Молчание Хелен МакКорд» .
При написании сценария Динелли получила предложения от Доре Шари , которого рекомендовал Селзник. На ранних этапах написания Динелли было решено изменить сеттинг с Англии на Новую Англию в Соединенных Штатах, что, как решили Динелли и Шари, придаст истории готический тон. Винтовая лестница, показанная в сценарии (от которого и произошло название фильма), также фигурирует в оригинальном романе Уайта.
Экранизация
Фильм снимался с августа по октябрь 1945 года на территории студии RKO в Лос-Анджелесе , штат Калифорния. Для съемок фильма был нанят оператор Николас Мусурака ; ранее он снял несколько малобюджетных фильмов для Вэла Льютона в RKO, таких как « Люди-кошки» (1942), «Седьмая жертва» (1943) и «Проклятие людей-кошек» (1944).
Мусурака использовал несколько техник для создания композиций фильма, вдохновленных светотенью , которые включали съемку под низкими углами, чтобы добиться появления глубоких теней на экране. Чтобы скрыть личность убийцы, Мусурака снял глаза режиссера Сиодмака на кадры крупным планом, на которых убийца наблюдает за Хелен. 10 октября 1945 года, ближе к концу съемок, умер помощник режиссера фильма Гарри Скотт.
Релиз
Премьера «Винтовой лестницы» состоялась в Нью-Йорке 6 февраля 1946 года. За этим последовал национальный театральный показ, во время которого фильм демонстрировался в различных городах Соединенных Штатов в конце зимы и начале весны 1946 года. Кинотеатр собрал 885000 долларов.
Критический прием
Variety написала: «Это гладкая постановка очевидного, хотя и тревожного триллера об убийстве, с умелой постановкой и постановкой. Настроение и темп хорошо настроены, а история захватывает все». Босли Кроутер из «Нью-Йорк Таймс» писал: «Это шокирующее, ясное и простое, и какие бы претензии он ни имел к психологической драме, можно рассматривать просто как уступку популярной в настоящее время фантазии». Во время местных театральных тиражей фильм получил отзывы в местной прессе: в обзоре Pittsburgh Press фильм назван «кровавой мелодрамой . сделанной так хорошо, за исключением того, что временами она бывает утомительной, а не напряженной. , он настолько неспешен, что вызывает немалое напряжение «. В « Беатрис Дейли Сан» из Беатрис, Небраска , было отмечено: «Гениальный сюжет и работа великолепных актеров придают особенность « Винтовой лестнице », причем фильм в конечном итоге считается« захватывающим ». Обзор, опубликованный в Corvallis Gazette-Times из Корваллиса, штат Орегон , резюмировал:
Винтовая лестница — одна из главных мистических драм сезона . это захватывающее предложение RKO Radio разворачивается в городе Новой Англии на рубеже веков . Напряжение нарастает, когда угроза приближается к беспомощной героине, которая является не может сбежать от пугающей семьи своего работодателя. Кульминация, потрясающая по своему воздействию, заставила вчерашнюю аудиторию задыхаться и напряженно.
Согласно агрегатору интернет-обзоров Rotten Tomatoes , фильм имеет рейтинг одобрения 87% на основе 23 рецензий со средневзвешенным рейтингом 8/10. Современный писатель и кинокритик Леонард Малтин наградил фильм тремя с половиной из четырех возможных звезд, назвав его «Превосходный триллер в стиле Hitchock с незабываемым исполнением МакГуайра». Полин Кель похвалила создание персонажей в фильме, отметив, что в нем «есть все атрибуты жанра . но психопаты — довольно презентабельные люди, и это, плюс умелое и быстрое руководство, делает ужас убедительным».
В обзоре, опубликованном в путеводителе по фильму Time Out, фильм назван «превосходным триллером», в котором говорится: «Хичкок не мог бы улучшить случайное мастерство, с которым начало определяет не только время и место (маленький город, рубеж веков), но и темы вуайеризма и провокации «. Киновед Эндрю Спайсер высоко оценил кинематографию фильма, назвав его «самым красиво созданным из фильмов Сиодмака, в котором великолепно проработано напряжение, постоянно накапливающееся в интенсивности, чему способствует выразительная кинематография Николаса Мусурака». Том Милн из Time Out Film Guide назвал фильм «одним из несомненных шедевров готического стиля».
Домашние СМИ
«Спиральная лестница» была выпущена на видеокассете и DVD в 2000 году компанией Anchor Bay Entertainment . Он был переиздан на DVD компанией Metro-Goldwyn-Mayer в 2005 году после того, как студия и ее каталог были приобретены Sony Pictures . В 2018 году фильм был выпущен на Blu-ray в США компанией Kino Lorber .
Адаптации
«Спиральная лестница» была адаптирована как получасовая радиопостановка 25 ноября 1949 года для трансляции спектакля «Театр режиссера» с Дороти МакГуайр в главной роли.
В 1964 году вышла телеадаптация с Элизабет Монтгомери и Лилиан Гиш в главных ролях . Он был снова переделан в 1975 году как «Винтовая лестница» с Жаклин Биссет и снова как телевизионный фильм 2000 года «Винтовая лестница» с Николетт Шеридан .
Источник
Винтовая лестница \ The Spiral Staircase (1946) – реж. Роберт Сьодмак
Давно собиралась посмотреть «Винтовую лестницу». По главной причине – люблю триллеры на историческом фоне 19 века. Идеалом в этом жанре является для меня «Газовый свет». В нём есть всё необходимое, чтобы заставить меня дрожать за судьбу героини, проживая вместе с ней все её душевные терзания и страхи. Я, наивная, приготовилась, что получу такое же удовольствие от «Винтовой лестницы» – столько восторгов со стороны зрителей и критиков!
Мой любимый американский критик Леонард Молтин, например, поставил картине три с половиной звезды (четыре – максимум по его классификации). Он пишет: «Великолепный триллер в духе Хичкока с незабываемой игрой МакГуайр в роли немой прислуги в жутком поместье, где, вероятно, обитает убийца».
К сожалению, в который раз, у нас с ним радикально разошлись мнения. Радикально.
Давно не встречала фильмов с таким нагромождением клише, как в «Винтовой лестнице».
Немая девушка Хелен (Дороти МаГуайр) смотрит немой фильм в небольшой гостинице. На экране происходит то, что в ближайшие часы придётся пройти самой Хелен.
Параллельно мы видим, что творится на этаже свыше – убийца, спрятавшись за платьями в гардеробе, наблюдает за хромой девушкой, потом набрасывается на неё и душит. Нам показывают театрально заломленные руки. Как в самом плохом водевиле. Стук тела о пол в момент финала картины, зрители вскакивают. Констебль поднимается в номер, констатируя: «Ещё один труп». Узнаём, что задушенных было несколько и все девушки с «уродствами». Значит, на очереди Хелен. Она немая, она в зоне риска. Полицейский говорит ей прямо: «Бегите домой пока светло, убийца на свободе». И, тем самым отправляет её прямиком в логово убийцы.
Но не сразу. Надо выстроить любовную линию. И даже у немой девушки есть воздыхатель. Это доктор Перри (симпатяга Кент Смит), он недавно приехал в городок и уже наступает на пятки местному врачу, который ревностно следит за своей клиентурой.
Доктор Перри свято верит, что Хелен обязательно заговорит – только бы получить хорошенький стресс. Она его получит! И непременно заговорит. Поместье Уорренов, где работает Хелен, похоже на замок Дракулы где-нибудь в Трансильвании, но никак не в Новой Англии, что подразумевается по сюжету.
Уоррены – это их мать (Этель Бэрримор, бабушка Дрю Бэрримор) и её два сына. Альберт, неродной (Джордж Брент), профессор, очень нравственный.
Стив (Гордон Оливер) – родной, но праздношатающийся.
У Альберта есть секретарша Бланш, с которой откровенно развлекается Стив. Всё это сразу должно настроить против такого порочного типа. Но не меня. Я – тёртый калач.
Миссис Уоррен прикована к постели.
Это просто ход конём в партии, которую разыгрывает режиссёр Роберт Сьодмак. Ясно, что леди долго там не задержится. Хозяйка на всех нагоняет страх своими пустопорожними угрозами, но Хелен её не боится и ведёт себя абсолютно фривольно в её присутствии. Миссис Уоррен заклинает девушку бежать из этого дома, потому что её здесь ждёт смерть. Однако на улице разразилась гроза. Куда в такую погоду побежишь? Смерть так смерть. Нам, наконец, показывают пресловутую винтовую лестницу, символ полной умственной аберрации.
Почему в таком роскошном особняке вдруг объявилась металлическая лестница понятно – ради символического жеста, чтобы всё было красиво и многозначительно. Раскаты грома, ночь, злодей в доме (даже я догадалась) – несколько раз был показан вылупленный глаз, наблюдающий за бестолковым семейством (вроде бы это глаз самого режиссёра этого непутёвого триллера).
Все спускаются и поднимаются по лестнице, туда-сюда, в руках, естественно, свечи, пламя фотогенично колышется, и на стенках скачут причудливые тени. Полный экспрессионизм. Полный Мурнау.
В напряжённой атмосфере дома (а она воссоздана замечательно!) нашлось местечко и для нескольких сцен с потугой на юмор – кухарка миссис Оутс (Эльза Ланчестер) капитально прикладывается к бутылочке, и с трудом различает, кто уронил её на лестнице – убийца или домашний пёс.
Муж кухарки – воплощённый серийный убийца, но он – отвлекающий манёвр, пусть на нём тот же дождевик, что и на человеке, который шёл за Хелен в дождь. Я не поверила ни на секунду. Хелен в исполнении Дороти МакГуайр очень достоверно мучается и боится за свою жизнь. Самое весёлое, её по поводу и без повода отправляют к телефону вызывать то полицейского, то доктора. И что она может сказать по телефону? Она же немая. Не теряю надежды, что Хелен вот-вот заговорит. Только поднажать. Маловато страха и напряжения. Почему Сьодмака называют вторым Хичкоком? Не нашла связи. Да, атмосферно снято, хорош дом в готическом стиле. И все эти тени, как же я люблю чёрно-белый формат! Но слабовато для второго Хичкока.
Наконец Альберт проявляет свою сущность. Он истинный сын своего отца, он – серийный убийца. Он убивает калек, чтобы процветали только здоровые и сильные. Намёк на Гитлера – прямо лопатой по голове. Если держать в голове дату создания картины и факт из биографии режиссёра, покинувшего Германию после прихода к власти фашистов. Если этого не знать, то мотив убийцы покажется притянутым за уши.
Вскоре миссис Уоррен хватается за оружие. Она когда-то отлично стреляла – об этом она сообщает в своих предобморочных разговорах с Хелен. Если по системе Станиславского, то скоро выстрелит. Так и случилось. Слава богу, мамочка разобралась, наконец, кто из её сыновей маньяк. Выстрелила без промаха, как и положено бабушке на эфире.
Хелен в итоге заговорила! Да ещё как! Доктору Перри нет необходимости везти её в Бостон, чтобы показать знаменитому отоларингологу, он просто пригласит её в местную церковь. Она заслужила своего принца. Ночь в поместье Уорренов была на редкость жуткой.
Источник