Vii ступень лада это
Ладом называется система устойчивых и неустойчивых звуков, объединённых тяготением к единому устойчивому центру – тонике. Лад является одним из главных понятий в музыкальной системе, поскольку объединяет звуки в функционально взаимосвязанную систему. Звукоряд – это тоже система звуков, но в отличие от лада звукоряд не определяет то, как звуки взаимодействуют между собой в мелодическом и гармоническом плане.
Знание функционирования ладов вместе с практическим опытом даёт музыканту мощный инструмент для анализа и понимания гармонии в музыке, что помогает найти выход из ситуаций, когда из-за недостаточно развитого слуха сложно понять, насколько хорошо звучит мелодия, аккомпанемент или импровизация. В системе лада определены функции, понимание которых позволит сочинять красивую и гармоничную музыку.
Ладов в музыке существует большое количество, но среди всего их множества наибольшую популярность завоевали два лада – мажорный и минорный, а также их разновидности. Эти лады состоят из семи диатонических ступеней, расположенных таким образом, что между соседними ступенями образуется тон или полутон. Диатонику понимают как ряд звуков, которые можно последовательно расположить по чистым квинтам (квартам) или как последовательность через тон (диа тонос), в отличии от хроматики, в которой ступени отстоят друг от друга на полутоны.
Ступени лада имеют собственные названия, а некоторые ещё и буквенное обозначение, которое в мажоре является заглавной буквой, а в миноре прописной. Порядковые номера ступеней обозначаются римскими цифрами:
I ступень (T, t) – тоника (основной тон).
II ступень – полунапряженный нисходящий вводный звук
III ступень (M, m) – медианта или верхняя медианта (от латинского media — средняя, поскольку находится посередине между тоникой и V ступеней выше тоники).
IV ступень (S, s) – субдоминанта (латинская приставка sub обозначает под)
V ступень (D, d) – доминанта (от латинского «господствующий»). Данный звук является самым высоким из устойчивых звуков
VI ступень (SM, sm) – субмедианта или нижняя медианта (находится посередине между IV ступени ниже тоники и тоникой)
VII ступень – напряженный восходящий вводный звук
Если расположить тонику в центре, а все остальные звуки вокруг неё, то получится следующая картина:
IV — V — VI — VII — I — II — III — IV — V
Все устойчивые звуки (выделены жирным) расположены выше тоники, а субдоминанта, находящаяся ниже тоники, является как бы зеркальным отражением доминанты. Центральное положение тоники как раз и отражает тот факт, что она является самой устойчивой ступенью лада и центром притяжения всех остальных ступеней.
Каждая ступень лада характеризуется разной степенью устойчивости. Неустойчивость звука на слух выражается в том, что при его появлении возникает напряженность, которую хочется устранить путём игры устойчивого звука. Неустойчивость можно представить в виде мяча на наклонной плоскости внутри воронки, который стремится скатиться в центр воронки, где он окажется в устойчивом состоянии покоя. Но это не значит, что мелодия или вся музыкальная композиция обязательно должна оканчиваться на устойчивых звуках. В конце предложения чаще всего ставится точка, но может быть и задумчивое многоточие. Окончание рассказа, фильма, сериала и др. также не обязано иметь понятное завершение. Неразрешенность в конце музыкальной композиции или песни обладает сильным эффектом, который может либо смазать все впечатление, либо глубже передать смысл ранее сыгранного.
Устойчивым звуком является первая ступень лада – тоника. Также к устойчивым ступеням (особенно если они берутся одновременно с тоникой) относят третью ступень и пятую. Остальные ступени являются неустойчивыми.
Стремление неустойчивых ступеней в устойчивые называют тяготением, а сам переход в устойчивый звук – разрешением.
Устойчивые и неустойчивые ступени в семиступенных ладах показаны ниже.
Рис. 1. Устойчивые и неустойчивые ступени лада.
Степень тяготения неустойчивых ступеней II, IV, VI и VII к устойчивым различна. Она зависит от:
- степени устойчивости звука. Тяготения к тонике сильнее, чем к III и V ступени
- интервала, образованного между неустойчивым и устойчивым звуком. Полутоновое тяготение проявляется сильнее тонового. Полутоновое восходящее тяготение VII ступени к I является наиболее сильным, что нашло отражение в названии VII ступени VII. II ступень имеет более сильное тоновое тяготение вниз к тонике. Тоновое тяготение слабее полутонового, по причине чего вторая ступень называется полунапряженным звуком.
По функциональности ступени лада делятся на главные и побочные. I, IV и V — это главные ступени лада, а II, III, VI и VII – побочные. Главными они называются по той причине, что от них строятся трезвучия (аккорды из трёх звуков, расположенных по терциям), имеющие наклонения лада: в мажорном ладу это мажорные трезвучия, а в минорном – минорные, на чём мы ещё остановимся.
Рис. 2. Главные и побочные ступени лада
Мажорным ладом называется семиступенный лад, устойчивые звуки в котором образуют мажорное трезвучие
Минорным ладом называется семиступенный лад, устойчивые звуки в котором образуют минорное трезвучие
Оба этих лада имеют три основных вида: натуральный, гармонический и мелодический.
Гармоническим мажором называется мажорный лад пониженной VI ступенью, а мелодическим – с пониженными VI и VII ступенями.
Гармоническим минором называется минорный лад с повешенной VII ступенью, а мелодическим – с повышенными VI и VII ступенями.
Каждый вид лада имеет определённую последовательностью тонов и полутонов (тоновое строение лада). Например, тоновое строение натуральных видов выгядит так:
, где т – тон, а п – полутон
Увидеть это легко, если посмотреть на расположение белых клавиш от ноты до (для мажора) и ля (для минора).
Для лучшего понимания структуры мажорных и минорных ладов примем во внимание тот факт, что они состоят из двух тетрахордов. Тетрахордами называются четырёхступенные лады в пределах кварты. Они были широко распространены в древности, а с развитием музыкальной практики и необходимости расширения диапазона ладов два тетрахорда стали соединять вместе. Применительно к мажорным и минорным ладам нижний тетрахорд определяет наклонение лада, а верхний – вид лада.
В натуральном мажоре нижний и верхний тетрахорд имеют одинаковое строение:
Знание этого факта поможет гитаристам быстро комбинировать тетрахорды для более удобной игры.
Если сравнить тоновое строение тетрахордов в семиступенных диатонических ладах, то можно увидеть, что при помощи них задаётся тот или иной характер звучания, который может быть мажорным, минорным, иметь яркий восточный оттенок или более напевный и мелодичный.
Понижение шестой ступени в гармоническом мажоре придаёт верхнему тетрахорду восточное звучание, а понижение седьмой ступени в мелодическом мажоре с одной стороны ослабляет тяготение её в тонику, а с другой стороны устраняет увеличенную секунду, в результате чего получается мелодичное звучание с минорным оттенком, из-за появления малой терции между пятым и седьмым звуком.
Гармонический минор широко используется в различных стилях эстрадной (и не только) музыки. Есть музыкальные стили, в которых гармонический мажор используется в подавляющем большинстве песен. «Дворовые аккорды» Am, Dm и E, при помощи которых можно много всего сыграть, как раз и задают аккордовый аккомпанемент в гармоническом миноре.
Для устранения трудно интонируемой увеличенной секунды в гармоническом миноре, которая образуется между VI и повышенной VII ступенями, решили повысить и шестую ступень, в результате чего получился более напевный и мелодичный минор, откуда и произошло его название.
Помимо мажорных и минорных ладов существуют и другие семиступенные лады, которые необходимо рассмотреть, но, для более простого их запоминания отложим их рассмотрения до следующей темы, в которой речь пойдёт о том, что необходимо для использования ладов на практике.
Источник
Главные ступени лада: как их различать, и зачем они нужны
Тема о главных ступенях гаммы очень важна в музыкальной теории, но перед тем, как переходить к изучению «начинки», следует исследовать саму поверхность пирожного: лад — взаимодействие устойчивых и неустойчивых ступеней, последовательность которых определяет его разновидность.
Виды лада
Существует два основных типа ладов, которые знают даже люди, далекие от музыки:
- мажор (по латински — dur);
- минор (по латински — moll).
Для новичков существует определение попроще, объясняющее их так:
- веселое настроение;
- грустное настроение.
Ступени лада и их взаимосвязь
Как уже было сказано ранее, лад — это взаимоотношения ступеней. Но что же такое эти ступени?
- Ступень — звук, входящий в одну октаву (октава состоит из 7 нот и 8-я повторяет первую = 7 ступеней + одна повторяющаяся).
Расположение каждой ступеньки зависит от ее высоты: чем выше звук, тем больше ступень.
Лады можно составить от любого звука. Самый знакомый для нас всех — нота До.
От лидера До выстраиваем в последовательность остальных подчиненных: Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си; и закрываем ряд таким же ответственным лицом — нотой До, но уже другой октавы. Таким образом создается гамма.
- Гамма — цепочка из звуков, где первый и последний одинаковы по названию, но расстояние между ними равно одной октаве.
Главные ступени лада и их названия
Перед нами гамма До мажор:
Слева расположены названия нот, а справа — те самые ступени.
Однако, как и в жизни, все выполняют свои роли. Кто-то ведет за собой толпу, кто-то является ее фундаментом, кто-то же трудится на благо остальных.
Так, лидером музыкального движения (гаммы До мажор) является нота До, она же и является главной ступенью лада — I. Это очень просто запомнить с помощью названия гаммы: если ее имя До мажор, значит, первой ступенью будет являться нота До; если же Ми мажор, то начальником станет нота Ми, и подобный принцип работает всегда и во всех гаммах.
Именно I ступень является ориентиром для построек всех остальных аккордов и трезвучий. Однако руководителю всегда нужна «правая рука» или его заместитель. У нашего директора таких руки сразу две: IV и V ступени.
Оставшись на все том же примере До мажора, под IV номером идет нота фа, под пятым — соль. Подобным образом музыканты высчитывают остальные главные две ступени.
Как и все остальные термины, они также имеют свои собственные имена:
- I ступень — тоника (сокращенно по лат. «T»);
- IV ступень — субдоминанта (S);
- V ступень — доминанта (D).
Следует уточнить: в минорном ладе сокращенные названия пишутся с малых букв: t, s и d, это упрощает ситуацию во время выяснения, к какому ладу принадлежит ступень или аккорд.
Для чего они нужны?
Тоника — главная ступень лада. Ею оканчиваются практически все произведения, будто бы ставя точку в конце музыкальной истории. Ее роль — фундамент и база.
Субдоминанта служит некой «дверью», с помощью которой можно уйти в другие тональности (изучается на уроках сольфеджио и гармонии) или же подготовиться к переходу в доминанту.
Доминанта — преданный друг своего начальника, с помощью которого тоника самоутверждается, как полноправный лидер гаммы. Такая ситуация чаще всего происходит в последних завершающих аккордах произведения.
Но как известно: у каждого работника, даже если и не занимающего самую высокую должность, есть своя команда. Этой самой командой в музыке являются трезвучия.
Аккорды
- Трезвучие — аккорд, состоящий из трех звуков.
Но чем так важны трезвучия главных ступеней лада в музыке?
Данный аккорд может строиться от любой ноты, но если он главный, то его «основанием» будут: I, III и V ступени. Их важная заслуга заключается в том, что именно они определяют вид лада.
Так, в мажоре они будут ярко выражено звучать светлым торжественным тембром, в миноре же, наоборот, опечаленным и скорбным.
- Трезвучия главных ступеней лада — показатели, на которые следует ориентироваться в вопросах мажора, минора и других существующих ладов.
Как строится?
Следующий вопрос, который должен идти по логической цепи: какова же структура трезвучия и каким образом его строят?
Ответ заключен в самом названии: ТРЕзвучие опирается на 3 звука, построенных на расстоянии терции (интервал, включающий в себя 3 ступени).
Если с главными ступенями лада все более менее понятно, то как же называются остальные?
- Главные — I, IV, V;
- Производные — II, III, VI, VII.
Помимо ладовой классификации, существует еще одна, определяющаяся состоянием ступени:
- устойчивые — I, III, V;
Все три ступени входят в состав тонического трезвучия (в музыке формулировка — Т53). Они звучат устойчиво и уверенно, не требуя какой-либо поддержки извне. Отдельно следует выделить III ступень, так как именно она определяет лад: традиционная нота Ми характерная для До мажора, но если опустить ее на полтона ниже (Ми бемоль), то звучать уже будет именно До минор;
- неустойчивые — II, IV, VI, VII;
Их звучание не подкреплено опорой, существует вечное ощущение недосказанности и желание во что-нибудь перейти (разрешиться), свое путешествие они завершают в устойчивые ступени лада.
Источник
Классификации ступеней лада
1. В ладу выделяют устойчивые (на которых можно завершить движение) и неустойчивые (требуется дальнейшее продолжение) ступени. Как правило, все неустойчивые ступени разрешаются (переходят) в ближайшие устойчивые в нисходящем направлении (за исключением VII).
Устойчивые ступени – I, III, V, неустойчивые VII – II – IV – VI. Одновременное сочетание 3-х устойчивых ступеней образует тоническую функцию.
2. В ладах выделяют также главные и побочные ступени:
На этих ступенях строятся 3 главных трезвучия, необходимых для элементарного сопровождения к мелодии.
Все остальные ступени называются побочными. На них строятся побочные трезвучия:
Без этих трезвучий можно обойтись в сопровождении, но они разукрашивают произведение, делают его более выразительным.
Название ступеней лада:
I — тоника (основная, главная) Т, t
II — нисходящий вводный тон II
III — медианта (средняя – между Т и D) III или М или TD (выполняет роль T или D)
IV — субдоминанта (нижняя доминирующая) S, s
V — доминанта (доминирующая) D, d
VI — субмедианта (нижняя средняя – между Т и S) VI или SM или TS (выполняет роль T или S)
VII — восходящий вводный тон VII
Мажорный лад
Мажор ( от итал. больший, старший) – семиступенный лад, между I и III ступенями которого б.3.
Все обозначения, связанные с мажором, в классическом обозначении пишутся с большой буквы: в эстрадно-джазовом – заглавной латинской:
Наиболее часто в музыкальной практике применяются 3 вида мажора:
1) натуральный – в нем встречаются только ключевые знаки;
2) гармонический – возникает путем понижения VI ступени на ½ тона. Звукоряд получает «восточный оттенок». Понижение этой ступени влияет на звучание S, превращая ее из мажорного трезвучия в минорное.
3) мелодический(встречается реже) – возникает путем понижения VI и VII ступеней.
Минорный лад
Минор ( от итал. меньший) – семиступенный лад, между I и III ступенями которого м.3.
Все обозначения, связанные с минором, в классическом обозначении пишутся с маленькой буквы: в эстрадно-джазовом – заглавная латинская + лат. m:
Наиболее часто в музыкальной практике применяются 3 вида минора:
1) натуральный (встречается в русской народной, православной духовной музыке, в старинной европейской музыке) – соответствует структуре;
2) гармонический – возникает путем повышения VII ступени на ½ тона. Звукоряд получает «восточный оттенок». Повышение этой ступени влияет на звучание D, превращая ее из минорного трезвучия в мажорное.
Это самый распространенный вид минора.
3) мелодический– возникает путем повышения VI и VII ступеней при движении #, а при движении $ повышение отменяется при помощи соответствующих знаков альтерации и звучит натуральный вид минора:
Правило построения: а) определить по таблице тональностей ключевые знаки и записать их после ключа; б) записать ноты подряд по звукоряду от тоники до следующей тоники; в) если гамма не натуральная, определить по таблице ладов ее структуру и внести необходимые изменения.
ЛАДЫ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ
Наряду с мажором и минором, существуют другие диатонические (т. е. натуральные) семиступенные лады, получившие название лады народной музыки (в части применения).
Их названия пришли из Древней Греции, так назывались области в этой стране.
Различают лады мажорного и минорного наклонения в зависимости от того, какое трезвучие образуют I – III – V ступени этих ладов.
Мажорное наклонение: 1) ионийский (белые клавиши от до) 2) лидийский (- « — фа) 3) миксолидийский (- « — соль) | Минорное наклонение: 4) эолийский (- « — ля) 5) дорийский (- « — ре) 6) фригийский (- « — ми) |
7) Особняком стоит локрийский лад (— « — си), не имеющий наклонения, т.к. I – III – V ступени образуют уменьшенное трезвучие (диссонанс).
Лады строятся от всех звуков в соответствии со структурой, для чего применяют необходимые знаки альтерации.
Определение лада в данной мелодии:
— найти тонический звук (либо последний, либо наиболее часто встречающийся в конце построений);
— от него выстроить звукоряд вверх из использованных в мелодии звуков с учетом всех знаков альтерации (и ключевых, и случайных);
— по структуре определить вид лада.
Пентатоника — звукоряд без полутонов, состоящий из 5 звуков. Встречается в музыке народов Дальнего Востока (Китай, Япония, Монголия, Корея), Татарстана, Башкирии, Чувашии, а также в Шотландии, Скандинавии, иногда в музыке кантри (Америка).
В пентатонике основным звуком (тоникой) может быть любой звук. В результате возникают следующие ее варианты (по принципу обращения):
Параллельно-переменный лад – совокупность параллельного мажора и минора, объединенных в одну систему, тоники которых равноправны в данном произведении.
Признаки:1) начало в 1-ой из 2-х параллельных тональностей, окончание в другой;
2) переходы (отклонения) внутри построения из 1-ой тональности в другую с возвращением в первоначальную.
Мажор с 2 увеличенными секундами – возникает при использовании 2 пониженных ступеней – II и VI (дважды гармонический мажор).
Минор с 2 увеличенными секундами – возникает при повышении IV и VII ступеней (дважды гармонический мажор).
Целотонный звукоряд состоит только из тонов.
Существуют некоторые авторские лады, встречающиеся в произведениях композиторов, придуманные ими для создания определенного образа. Например, у Н. А. Римского-Корсакова есть звукоряды: а) тон – полутон; б) полутон — тон
мажорные лады | минорные лады |
натуральный 1 + 1 + ½ + 1 + 1 + 1 + ½ | натуральный 1 + ½ + 1 + 1 + ½ + 1 + 1 |
гармонический VI – | гармонический VII + |
мелодический ↑VI – , VII – ; ↓ нат. мажор | мелодический ↑VI + , VII + ; ↓ нат. минор |
пентатоника без IV и VII | пентатоника без II и VI |
дважды гармонический II – , VI – | дважды гармонический IV + , VII + |
лидийский IV + | фригийский II – |
миксолидийский VII – | дорийский VI + |
ТОНАЛЬНОСТЬ
Тональность – это высота, на которой расположен лад. Название складывается из ноты, от которой строится звукоряд данной тональности и вида лада.
В буквенной системе слово мажор меняют на dur, минор — на moll. Слоговое обозначение ноты заменяется соответствующей буквой латыни. Все мажорные обозначения пишутся с большой буквы, минорные – с маленькой.
Знаки альтерации, требующиеся для образования той или иной тональности, называются ключевыми (пишутся после ключа, действуют на протяжении всего произведения).
Знаки альтерации, появляющиеся внутри произведения дополнительно к ключевым, называются случайными (действуют только в одном такте!).
Параллельные тональности – мажор и минор, в которых одинаковые ключевые знаки. Тоника параллельного мажора находится на м.3 выше тоники параллельного минора и наоборот.
Одноименные тональности – мажор и минор, в которых одинаковая тоника.
Энгармонически равные тональности – тональности, расположенные на одной высоте (одинаково звучащие), но различные по названию.
Определение тональности произведения:
1) в одноголосном произведении посмотреть на самую последнюю ноту, в многоголосном – посмотреть на самый нижний звук в последнем такте. Чаще всего это I ступень тональности. Например:
2) определяя I степень, смотреть на ключ и ключевые знаки.
3) по таблице проверить знаки в 2х возможных тональностях (мажоре и миноре), найдя нужную.
Источник