- Виды и уровни развития способностей
- Способности, их виды и уровни развития
- Какие бывают способности у человека — виды и их характеристики
- Что такое способности человека и откуда они берутся
- Происхождение и их структура
- Какие бывают, виды в психологии и их характеристики
- Как развивать способности
- Уровни развития способностей
Виды и уровни развития способностей
Способности можно разделить на:
1) природные (естественные) способностями — в своей основе биологически обусловлены, связаны с врожденными задатками и являются общими для человека и животных, особенно высших (восприятие, память, способность к элементарной коммуникации). Мышление с определенной точки зрения также можно рассматривать как способность, которая характерна не только для человека, но и для высших животных.
2) специфически человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.
Специфически человеческие способности, в свою очередь, принято подразделять на:
а) общие, которые определяют успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (мыслительные способности, уровень интеллекта, развитые память и речь, тонкость и точность ручных движений и др.) и специальные способности, которые определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие (музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и др.). Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных способностей, и наоборот. Общие и специальные способности взаимно дополняют и обогащают друг друга.
б) теоретические способности, определяющие склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, и практические, лежащие в основе склонности к конкретным практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям.
в) учебные, которые определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков, формирование качеств личности, и творческие, связанные с возможностью открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры и др.
г) коммуникативные (способности к общению, взаимодействию с людьми) и предметно-деятельностные способности, связанные с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д.
В психологии чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность.
В зависимости от того, существуют или отсутствуют условия для развития способностей, они могут быть потенциальными и актуальными. Под потенциальными способностями понимаются те, которые не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий. К актуальным способностям относят те, которые необходимы именно в данный момент и реализуются в конкретном виде деятельности.
Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью.
Одаренность — своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности и выделяют его среди других людей, обучающихся этой же деятельности или выполняющих ее в этих же условиях.
От одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность достижения успеха в той или иной деятельности, реализация же этой возможности определяется тем, в какой мере будут развиты соответствующие способности и какие будут приобретены знания и навыки.
Характеризуя способности человека, часто выделяют такой уровень их развития, как мастерство — совершенство в конкретном виде деятельности. Мастерство в любой профессии предполагает психологическую готовность к творческим решениям возникающих проблем.
Талант — высокая степень одаренности, предполагающая наличие внутренних условий для выдающихся достижений.
Талант – это обладание уже развитыми способностями, а не только задатками. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Талантливый – это человек, который больше усваивает новых знаний и на практике доказал, что может вполне успешно справляться с данным видом деятельности, если добился в ней значительных успехов, т.е. выполняет ее на высоком уровне, превосходящий средний уровень других людей. Одаренным может быть ребенок, человек, который только еще приступает к освоению соответствующей деятельности, а талантливым – взрослый человек, ученый, писатель педагог, бизнесмен и т.д.
Высший уровень развития способностей называют гениальностью. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры.
Гениальность – наивысшая ступень проявления творческих сил человека.
Гениальных людей очень мало. Принято считать, что за всю пятитысячную историю цивилизации их было не более 400 человек. Среди гениев, добившихся подобного универсализма, можно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р. Декарта, Г. В. Лейбница, М. В. Ломоносова.
Источник
Способности, их виды и уровни развития
Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Они не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, однако обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.
Способности, считал Б. М. Теплов, не могут существовать иначе как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем утрачивается.
1. Природные, или естественные, способности (в основе своей биологически обусловленные)- являются общими для человека и животных, особенно высших. Связаны с врожденными задатками, формируются при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения – типа условных рефлекторных связей.
2. Специфически человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивают жизнь и развитие в социальной среде. Они подразделяются на:
1) Общие и специальные способности. Общие – те, которые определяют успехи человека в самых различных видах деятельности. Например, в данную категорию входят мыслительные способности, тонкость и точность ручных движений, память, речь и ряд других. Специальные — те, которые определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и др. Общие и специальные способности не конфликтуют, а сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.
2) Теоретические и практические способности. Теоретические – предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, практические – к конкретным практическим действиям Большинство людей обладает или одним, или другим типом способностей. Вместе они встречаются крайне редко, в основном у одаренных, разносторонне развитых людей.
3) Учебные и творческие способности. Учебные способности определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков, творческие способности определяют возможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры и др.
4) Способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности: связаны со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественным образом и т.д.
В психологии чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность.
Для развития способностей изначально должно быть определенное основание, которое составляют задатки. Под задатками понимаются анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей. Например, в качестве врожденных задатков могут выступать особенности развития различных анализаторов. Развитие задатков – это социально обусловленный процесс, который связан с условиями воспитания и особенностями развития общества. Задатки развиваются и трансформируются в способности при условии, если в обществе возникла потребность в тех или иных профессиях, в частности, где нужен именно тонкий музыкальный слух. Вторым существенным фактором развития задатков являются особенности воспитания.
Способности могут быть потенциальными и актуальными.
Под потенциальными способностями понимаются те, которые не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий. К актуальным способностям, как правило, относят те, которые необходимы именно в данный момент и реализуются в конкретном виде деятельности.
Никакая отдельная способность не может сама по себе обеспечить успешное выполнение деятельности. Успешность выполнения любой деятельности всегда зависит от ряда способностей. Одной лишь наблюдательности, как бы она ни была совершенна, недостаточно, чтобы стать хорошим писателем. Для писателя первостепенное значение имеют наблюдательность, образная память, ряд качеств мышления, способности, связанные с письменной речью, способность к сосредоточению внимания и ряд других способностей.
Следующим уровнем развития способностей является одаренность. Одаренностью называется своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности. Одаренность определяет только возможность достижения успеха в той или иной деятельности, реализация же этой возможности определяется тем, в какой мере будут развиты соответствующие способности и какие будут приобретены знания и навыки.
Индивидуальные различия одаренных людей обнаруживаются главным образом в направленности интересов. Одни люди, например, останавливаются на математике, другие – на истории, третьи – на общественной работе. Дальнейшее развитие способностей происходит в конкретной деятельности.
Мастерство, т. е. совершенство в конкретном виде деятельности. Когда говорят о мастерстве человека, в первую очередь имеют в виду его способность успешно заниматься производительной деятельностью. Мастерство в любой профессии предполагает психологическую готовность к творческим решениям возникающих проблем.
Следующий уровень развития способностей человека – талант. Слово «талант» встречается в Библии, где имеет значение меры серебра, которую ленивый раб получил от господина на время его отсутствия и предпочел зарыть в землю, вместо того чтобы пустить в оборот и получить прибыль (отсюда и поговорка «зарыть свой талант в землю»), В настоящее время под талантом понимают высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных и т. д.). Так же как и способности, талант проявляется и развивается в деятельности. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода.
Высший уровень развития способностей называют гениальностью. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Гениальных людей очень мало. Принято считать, что за всю пятитысячную историю цивилизации их было не более 400 человек. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности. Среди гениев, добившихся подобного универсализма, можно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р. Декарта, Г. В. Лейбница, М. В. Ломоносова. Однако это не означает, что все индивидуальные качества гения развиты в одинаковой степени. Гениальность, как правило, имеет свой «профиль», какая-то сторона в ней доминирует, какие-то способности проявляются ярче.
Тема 8. Темперамент и характер
Основные вопросы:
1. Понятие о темпераменте. Виды и свойства темперамента.
2. Характер, его формирование и проявление в жизнедеятельности человека.
Источник
Какие бывают способности у человека — виды и их характеристики
Что такое способности человека и откуда они берутся
Способности — это совокупность врожденных и приобретенных качеств человека, обеспечивающих его успешность в том или ином виде деятельности.
Большой вклад в изучение психологии способностей внес отечественный ученый Борис Теплов. Он выделял 3 главных компонента в понятии «способность»:
- Отличия. Способности — это индивидуальные психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Свойства и качества, в которых люди примерно равны, не считаются способностями.
- Успешность. Способностями могут называться только те специфические качества личности, которые способствуют успешному выполнению одного или нескольких направлений деятельности.
- Способности не равны навыкам. Способности нельзя сводить к опыту, приобретенному человеком в конкретном виде деятельности. Знания, умения и навыки могут приобретаться, даже если у человека нет предрасположенности к данной сфере.
Критерии наличия у человека способностей:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
- быстрота — выражается в более высокой скорости овладения новой информацией и меньшим временем, необходимым для выполнения деятельности;
- легкость — при прочих равных условиях человек выполняет профессиональные задачи с меньшими усилиями, чем другие люди;
- успешность — человек более успешен в конкретной сфере, чем остальные;
- оригинальность — проявляется в генерировании неожиданных, новых, нестандартных идей и их воплощении.
В разных видах деятельности необходимы различные виды способностей.
Примеры по профессиональным сферам применения:
- тонкий музыкальный слух и хорошая музыкальная память — у певцов, дирижеров, музыкантов;
- умение видеть множество цветовых оттенков, пространственное воображение — у художников;
- эмоциональная память, наблюдательность — у писателей;
- коммуникативные способности, эмпатия, социальный интеллект — у педагогов.
Происхождение и их структура
Взгляды на сущность способностей человека в значительной мере различаются. Большая часть споров вызваны разным пониманием, какие факторы являются доминирующими в формировании и развитии способностей.
- Биологические или генетические. Ряд исследователей предполагает, что способности в большей степени определяются биологическими или генетическими факторами. В качестве доказательства данной версии обычно приводят биографии гениальных музыкантов. Моцарт проявил талант к музыке уже в трехлетнем возрасте, а с 5 лет уже самостоятельно сочинял музыкальные произведения. В роду Бахов было около 60 музыкантов, многие из которых были очень одаренными, а Иоганна Себастьяна Баха считают музыкальным гением. Также существуют семейные династии цирковых артистов, врачей, педагогов.
- Социальные. Многие ученые полагают, что в большей мере на успешность человека влияют социальные факторы, в первую очередь воспитание и образование. В XVII веке английский мыслитель Джон Локк провозгласил, что человеческий разум — это «tabula rasa», то есть «чистая доска», на котором можно записать все что угодно. Его идеи развил французский философ XVIII века Клод Гельвеций, утверждавший, что гениальность можно сформировать посредством воспитания.
- Роль волевых усилий и самоорганизации. История знает немало примеров, когда человек, не имеющий с детства предрасположенности к тому или иному виду деятельности, добивался потом в ней больших успехов. Так, косноязычный и болезненный Демосфен развил в себе гениальные ораторские навыки. Один из основателей абстракционизма Василий Кандинский начал карьеру художника в 30 лет.
В настоящее время большинство отечественных психологов признает, что способности формируются на протяжении всей жизни человека, но при этом подчеркивают, что появляются они не на «пустом месте». Развитию способностей предшествует наличие задатков.
Задатки — врожденные особенности функционирования нервной системы, имеющие физиологическую основу.
Пример: у музыкантов имеется врожденная высокая чувствительность рецепторов органов слуха.
Существуют разные схемы структуры способностей.
По мнению отечественного психолога Владимира Шадрикова структура способностей состоит из:
- функциональных;
- операционных;
- мотивационных механизмов.
С этой точки зрения развитие способностей заключается в развитии данных механизмов.
Американский психолог Роберт Стернберг выделял в структуре 2 основных компонента:
- вербальный интеллект — выражается в речи, словарном запасе, эрудиции, умении понимать прочитанное;
- практический интеллект — умение добиваться конкретных поставленных целей.
Английский психолог Чарльз Спирмен предлагал в структуре способностей выделять групповые факторы интеллекта:
- арифметические;
- механические;
- лингвистические.
Американский психолог шведского происхождения, один из основателей психометрии, Луис Терстон разработал 12-факторную модель структуры интеллекта. В ее основе лежат психические качества человека, такие как:
- скорость восприятия;
- числовой фактор;
- ассоциативная память;
- речевая беглость и др.
В широко распространенной в США модели Джоя Пола Гилфорда 120 факторов. Это трехмерная модель, которая графически рисуется с помощью компьютерных программ. В ее основе лежит схема:
- стимул;
- латентная (скрытая) операция;
- реакция.
Какие бывают, виды в психологии и их характеристики
Используется большое количество классификаций способностей.
Во широте применения:
- Общие — используются во всех видах деятельности. Примеры: речь, память, интеллект.
- Специальные — определяют успехи человека в специфических видах деятельности. Примеры: музыкальный слух, артистизм.
Общие способности в свою очередь делятся на:
- элементарные — способность к психическому отражению действительности, восприятию;
- сложные — способность к обучению, труду, игре и др.
В зависимости от происхождения выделяют:
- природные — генетически обусловлены и напрямую определяются имеющимися анатомо-физиологическими задатками;
- специфически человеческие — обусловлены социализацией и обеспечивают развитие личности в общественной среде.
Перечень по сферам применения:
- математические;
- лингвистические;
- музыкальные;
- художественные;
- спортивные;
- организационные;
- коммуникативные;
- театральные;
- инженерно-технические и др.
По уровню реализации:
- потенциальные — не использующиеся, но способные проявиться при создании подходящих социальных условий;
- актуальные — уже реализующиеся в конкретной деятельности.
По психическим функциональным системам:
- сенсомоторные — восприятие внешних явлений мира по их основным характеристикам (форма, цвет, размеры и др.) и адекватная двигательная активность;
- мнемические — успешность запоминания, сохранения и воспроизведения информации;
- имажитивные — развитость воображения;
- перцептивные — чувственное восприятие окружающего мира;
- мыслительные — скорость и глубина протекания мыслительных процессов;
- аттенционные — умение концентрировать и распределять внимание;
- коммуникативные — успешность во взаимодействии с другими людьми.
Как развивать способности
Способности нельзя свести только к одному врожденному качеству. Это комплекс компонентов, обеспечивающих успешность в освоении какой-либо деятельности.
Например, в структуре математических способностей выделяют следующие компоненты:
- логика;
- склонность к быстрым и широким обобщениям;
- формализованность восприятия;
- гибкость мышления в математической сфере;
- рациональность;
- математическая память.
Способности необходимо развивать с раннего возраста.
Схема развития способностей:
- Определение врожденных задатков, склонностей ребенка. Для этого используют наблюдение, тестирование, опытную деятельность, помощь психолога.
- Игра. Ведущим типом познания мира в дошкольном возрасте является игра. В игровой деятельности ребенок моделирует «взрослый мир», примеряет на себя разные роли, осваивает разнообразные виды познавательной и двигательной активности.
- Этап роста. После того, как выявлены основные задатки, необходимо создать условия для их развития. Это реализуется с помощью разнообразной сети образовательных учреждений через выбор школы, учителя, секции, кружка, театральной студии и т.д. Важно и в семье поддерживать благоприятную среду для развития детской одаренности: психологическая поддержка, материально-техническое оснащение, правильный подбор литературы и других обучающих ресурсов.
- Этап мастерства. Если ребенок под руководством родителей и педагогов проделывает систематическую работу по развитию способностей, то к определенному моменту он достигает высокого уровня мастерства. Это выражается в победах на конкурсах и соревнованиях, в общественном признании. Очень важно не остановиться на этом этапе, а продолжать самосовершенствоваться. Если к данному этапу ребенку не привили навыки самообучения и самоорганизации, то в последующем он может забросить тот вид деятельности, который так успешно осваивал в детстве.
- Этап профориентации и профессионального роста. Важно не просто развить способности, но и найти им практическое применение. Это происходит на стадии вхождения человека в профессию. На этом этапе ведущую роль играет труд и терпение. Многие одаренные люди не реализуют свои способности из-за недостаточных усилий по практической реализации в конкретном виде деятельности.
Уровни развития способностей
Обычно используется 2 схемы по уровню развития способностей.
По преобладающему типу мышления:
- Репродуктивный — воспроизводящий уровень. Способности реализуются в рамках выполнения деятельности по заданному образцу. Блестяще освоив технику, приемы, азы своего дела, человек становится профессионалом. Он мастерски конструирует здания или виртуозно исполняет музыку, но при этом следует установленным рамкам и шаблонам. Большинство людей развивает способности только до этого уровня.
- Креативный или творческий — этот уровень развития предполагает наличие у человека творческого мышления. С его помощью делаются научные открытия, придумываются технические изобретения, создаются авторские музыка и картины.
По степени способности к творчеству:
- Одаренность — это потенциальная способность к достижению успеха в каком-либо виде деятельности за счет наличия определенной психической предрасположенности и задатков. Одаренность часто проявляется в раннем возрасте, когда дети обнаруживают сильную тягу к тем занятиям, к которым они способны. Например, некоторые из них могут часами рисовать, другие — играют с цифрами или очень рано осваивают чтение, предпочитая книгу игре. Например, первая в мире женщина, ставшая профессором математики, Софья Ковалевская с юных лет рассматривала формулы и вместо обычных для девочек занятий решала математические задачи.
- Талант — под талантом обычно понимают сочетание способностей с их успешным применением в конкретной творческой деятельности. Реализация таланта зависит не только от врожденных задатков, но от долгого и кропотливого труда. Например, автор всемирно известной картины «Явление Христа народу» Александр Иванов делал сотни набросков и этюдов к своим картинам.
- Гениальность — проявляется в степени воздействия не просто на отдельных людей, но на целую эпоху. Гениальные личности создают новые направления в науке и искусстве, заставляют пересмотреть устоявшуюся картину мира. Гением были Александр Пушкин, стоявший у истоков русского литературного языка и создавший целую галерею национальных образов. Гениальные открытия Альберта Эйнштейна изменили представление о времени и пространстве. Универсальным гением был Леонардо да Винчи, создавший не только уникальные картины, но и технические изобретения, опередившие эпоху.
Талантливые и гениальные люди творят с помощью вдохновения. Это особое психическое состояние человека, для которого характерны:
- ясность мысли;
- высокая производительность;
- обостренность чувственного восприятия;
- интенсивность протекания всех мыслительных процессов;
- творческий подъем;
- проникновение в глубину вещей;
- кратковременность.
Источник