Узлы для пожарных лестниц

Активный туризм на Юге России

«Пожарная лестница» (рис. 8).

В повседневной деятель­ности моряков, верхолазов-монтажников, строителей, по­жарных, горноспасателей и скалолазов нередко возникает необходимость в использовании так называемого шкентеля с мусингами. Шкентелем на флоте называют вертикально висящий растительный трос, закрепленный за что-нибудь верхней частью, а мусингами — утолщения на нем, впле­тенные в него в виде узлов, через равные промежутки. С помощью таких тросов матросы садятся в стоящие у борта корабля шлюпки. Но изготовленный шкентель с мусингами не всегда оказывается под рукой, когда срочно нужно спу­ститься по тросу за борт или подняться по отвесной стенке, если нет ни лестницы, ни штормтрапа. Представьте себе, например, такую ситуацию. С палубы стоящего в порту судна в воду упал человек. На палубе лежит свободная бухта растительного троса. Если вы бросите упавшему ко­нец, то едва ли он сможет по нему подняться на борт: трос может оказаться синтетическим, а в порту на поверхности воды обычно есть слой нефти. Руки упавшего за борт чело­века будут скользить по тросу, не имеющему мусингов. В такой ситуации выручает «пожарная лестница».

Читайте также:  Облицовка уличных ступеней нескользящими материалами

Как уже упоминалось, простой узел является составным элементом многих полезных узлов. «Пожарная лестница» состоит из серии простых узлов, которые очень быстро вя­жутся один за другим (за полминуты можно завязать 20 узлов). Она великолепна своей простотой и эффективно­стью, но требует навыка и четкости в выполнении.

Вязка этого узла начинается с формирования опреде­ленного числа калышек, заведенных друг за друга. Возьми­те в левую руку ходовой конец троса, отступя от его края 15—20 сантиметров. Сделайте первую калышку диаметром не более 10 сантиметров таким образом, чтобы коренной конец троса был снизу. Затем сделайте точно такую же ка­лышку и прижмите большим пальцем левой руки к кончи­кам остальных. Точно таким же образом сделайте 5—7 ка­лышек, ровно уложенных одна на другую. Чтобы они не съезжали и не перепутывались, наденьте их на вытянутые вверх пальцы (кроме большого) левой руки. У вас полу­чится своего рода веревочный «стаканчик». Осторожно сни­мите его с пальцев так, чтобы он не рассыпался и не сплю­щился. Теперь ходовой конец, который вы держали в левой руке, пропустите внутрь этого «стаканчика» и выведите его наружу с другой стороны. Положите «стаканчик» на левую ладонь и обхватите его со всех сторон пятью пальцами. За­гнутыми кончиками пальцев правой руки придерживайте верхний шлаг «стаканчика» и медленно, без рывков, тяни­те за ходовой конец троса, торчащий из «стаканчика», вверх. По мере вытягивания этого ходового конца на нем будут завязываться простые узлы. Их число будет соответ­ствовать числу сделанных калышек, а расстояние между ними — длине их окружности.

Описанным способом узлы можно быстро завязать, за­крепить один конец веревки за батарею, за ножку кровати (стола), другой конец выбросить в окно и при необходимо­сти спуститься по веревке вниз (например, в случае по­жара).

Читайте также:  Чем меньше угол подъема у лестницы

Возможна и такая ситуация. Нужно вытащить застряв­ший в грязи автомобиль. Есть длинная веревка и люди, го­товые оказать помощь. Чтобы им было удобнее тянуть, за­вяжите на земле «пожарную лестницу» с таким расчетом, чтобы узлы шли примерно через каждый метр.

Источник

7 практичных и полезных узлов, которые пригодятся в повседневной жизни

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. Узел «Пожарная лестница»

Узел лучше всего выполнять, держа веревку навесу. Для этого один ее конец фиксируем в левой руке, а второй будем перемещать правой. Правой рукой делаем захват свободно весящей веревки и полученную петлю фиксируем в левой руке. Повторяем действие до тех пор, пока вся веревка не будет сложена подобным образом.

Когда останется небольшой свободный конец веревки, его нужно продеть в образованные петли, фиксируем в руке, а всю сложенную веревку отпускаем вниз. Она самостоятельно сложится в узелки, расположенные на равном расстоянии. С помощью такой импровизированной «лестницы» можно спуститься из дома через окно или с крыши гаража. А еще ее удобно использовать, когда нужно что-то вытянуть: узелки не позволят веревке скользить в руках.

2. Узел «Удавка»

Чтобы сделать этот узел, нужно взять веревку и для начала выложить ее английской буквой «z». После этого одним из свободных концов необходимо сделать несколько оборотов вокруг сложенной части веревки: сначала один оборот, второй оборот накрест и еще два рядом. Затем свободный конец продеваем в петлю. Узел затягивается с помощью рабочей петли. Такая затягивающаяся петля очень надежна, поэтому с успехом может использоваться в бытовых вопросах. Например, с ее помощью можно на веревке зафиксировать банку или бутылку, любых размеров и веса, которые нужно поднять или опустить. Также этот узел весьма полезен на стройке, где посредством него можно перемещать даже крупногабаритные вещи.

3. Узел «Булинь»

Этот узел позволяет достаточно быстро и очень надежно закрепить веревку на какой-либо опоре. Для начала концом веревки с правой стороны делаем обмотку вокруг опоры. На длинной части веревки, которая впоследствии будет держать нагрузку, нужно сделать маленькую петельку. Затем в нее же продеваем ту же часть веревки, немного отступив и сложив край вдвое. Продевать веревку в петлю нужно снизу вверх. Эти действия помогут образовать надежную петельку на правой части веревки, которая будет держаться там без дополнительной помощи. В нее нужно продеть свободный конец веревки, который находится слева. Теперь узел «Булинь» можно затягивать. Чтобы обеспечить ему дополнительную надежность, нужно обязательно обычным узлом еще раз зафиксировать свободный короткий край веревки.

4. Узел «Бочечный»

Этот узел активно используют высотники, которым нужно безопасно и без лишних сложностей поднять груз. С его помощью можно с удобством перемещать ведра, кондиционеры, стройматериалы. Чтобы сделать узел, сначала раскладываем веревку на столе, а сверху ставим груз. Концы веревки поднимаем вверх и завязываем поверх груза обычный узел. После этого петлю узла растягиваем и надеваем на стенки предмета. Готово! Таким образом даже можно фиксировать несколько предметов, например, пару банок или цветочных горшков, кастрюль, одну над другой.

5. Узел «Встречный»

Таким узлом очень удобно скреплять две веревки одинакового диаметра. Для начала на одной из веревок завязываем обычный узел. Другой веревкой направленной навстречу этой необходимо просто повторить рисунок узла. После этого необходимо потянуть за два свободных конца веревок и утянуть узел. Теперь две веревки будут прочно соединены. Этот лайфхак пригодится, как дома, так и на огороде или на стройке для самых различных целей.

6. Узел «Констриктора»

Сначала по центру веревки делаем закрытую петлю. Один край опускаем вниз, чтобы получилось две петли. Опустив вниз от основной веревки две петли, получаем готовый узел в свободном формате. Подготовленное кольцо узла можно набросить на любую основу и затянуть. Основная основа узла «Констриктор» заключается в том, что после того как его затянут, его невозможно ослабить изнутри. Таким образом очень удобно затягивать мешки и пакеты, чтобы их содержимое не просыпалось даже под сильным давлением.

7. Узел «Срединный проводник»

Создание узла «Срединный проводник» — очень полезный лайфхак. Его можно использовать для различных целей, например, чтобы укрепить веревку, которая начинает протираться в одном месте. Для этого слабое место берем за центр, а оставшиеся края опускаем вниз. Теперь делаем прокручивание веревки на 360 градусов. Расправив верхнюю петельку, опускаем ее вниз, накладывая на скрученное место. Протертую часть веревки продеваем в образовавшуюся петлю снизу вверх. Теперь, потянув за два конца веревки, можно затянуть узел, который будет находиться под ослабленным местом. Прочная фиксация позволяет не переживать за то, что веревка не выдержит нагрузки и порвется.

Полезная информация: Еще одно полезное качество узла «Срединный проводник» заключается в том, что с его помощью можно нагружать веревку сразу в три направления.

В том числе и такую задачу, как починку бегунка молнии, можно решить дома, без похода в мастерскую.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Узлы для пожарных лестниц

Это вспомогательный узел, применяемый в туризме или спасательных работах для подъема или спуска человека по отвесной стенке при отсутствии лестницы.

Он, по сути дела, представляет собой систему простых узлов, завязанных на одинаковом расстоянии друг от друга. Его основное преимущество – скорость и простота вязки (достаточно подготовленный человек в состоянии сформировать за полминуты до двадцати узлов на одной веревке).

Последовательность завязывания узла пожарная лестница

1. Ходовым концом веревки, отступив от края 10–20 см, сформировать несколько калышек диаметром до 10 см, наложенных одна на другую. Корневой конец веревки при этом должен находиться внизу, под ее ходовым концом.

2. Ходовой конец веревки пропустить через полученные петли. Аккуратно и без рывков, не допуская смещения петель, тянуть за ходовой конец веревки. По мере вытягивания ходового конца на нем будут завязываться простые узлы.

Похожие книги из библиотеки

Бомбардировочная эскадра «Эдельвейс». История немецкого военно-воздушного соединения

Эскадра «Эдельвейс» в последний год войны стала первым подразделением, оснащенным революционно новыми реактивными истребителями «Мессершмит-262». Автор рассказывает об их преимуществах и проблемах ввода в бой недостаточно испытанного самолета. Дает всестороннее представление о составе и работе экипажей, конструкции и вооружении самолетов, осуществлении связи немецких бомбардировочных соединений.

В своей книге командир экипажа обер-лейтенант Вольфган Дирих рассказывает о немецкой бомбардировочной 51-й эскадре «Эдельвейс». Из всех соединений немецкой авиации 51-я эскадра имела наиболее интересную историю.

Истребитель Де Хэвилленд «Вампир»

Данный выпуск знакомит с английским реактивным истребителем Де Хэвилленд «Вампир».

Лёгкий танк LT vz.35

Номер 4 (49) за 2003 год журнала «Бронеколлекция» — приложения к журналу «Моделист-конструктор». В номере рассказывается об истории создания и опыте боевого применения чешского лёгкого танка LT vz.35.

Оружие Победы

Долгие годы в истории Нижнего Новгорода не существовало одной из главных страниц. Она была помечена грифом «Совершенно секретно». Это страница о том, как в городе и области ковалось современное оружие. Сегодня гриф секретности с нижегородского арсенала снят. Эта книга — одна из первых попыток охватить историю создания оружия, которое прославилось на фронтах Великой Отечественной войны и в мирное время.

В книге собраны уникальные материалы из рассекреченных архивов и воспоминания тех, кто создавал оружие, и тех, кто им владел.

Не будем забывать, что после окончания Великой Отечественной войны было военное противостояние, названное «холодной войной», которое тоже требовало оружия. И в этой войне была одержана победа. К ней тоже приложили свои трудовые руки нижегородцы.

Многое из того, о чем рассказано в этой книге, вы узнаете впервые.

Источник

Виды пожарных узлов

Часто при работе на охваченном огнем объекте пожарным приходится выполнять задачи на высоте. Нередко такие мероприятия связаны с эвакуацией людей, потому необходима страховка. С этой целью используются специальные огнеупорные веревки.

Рассмотрим, как с их помощью обеспечить нужный уровень безопасности, методы крепления, которые используют спасатели.

Предназначение пожарных узлов

В разных ситуациях возникают задачи, которые невозможно решить без дополни-тельных приспособлений, один из которых – пожарная огнеупорная веревка.

Она используется сотрудниками МЧС для:

  • страховки и самоспасения;
  • эвакуации пострадавших;
  • подъемов рукавных линий;
  • организации дополнительных емкостей для переноса оборудования за спиной («рюкзак»).

Для того чтобы правильно воспользоваться огнеупорным шнуром, надо уметь надежно его крепить. Для этого всех спасателей учат вязать пожарный узел.

На самом деле существует огромное количество плетений, предназначенных для применения в различных ситуациях. Но когда вокруг бушует огонь, видимость ограничена, нет времени на раздумья, ведь от быстро и правильно выполненного крепления зависит как чужая, так и своя жизнь.

Поэтому четкому и быстрому вязанию узлов посвящены многочисленные занятия, постоянные тренировки, сдачи временны́х нормативов. Способов крепления существует свыше двух десятков, но есть наиболее часто используемые.

Виды пожарных узлов

Основные методики крепления веревки пришли в пожарную охрану из альпинизма.

На вооружение были взяты самые надежные соединения с многократным запасом прочности, при этом требующие минимальных затрат времени в критических условиях.

«Срединный проводник»

Это универсальный пожарный узел, используемый при больших нагрузках на крепежный шнур.

С его помощью можно соединить оборванную или перегоревшую веревку, организовать грузоподъемное устройство.

Большой плюс «Срединного проводника» в том, что он быстро завязывается и развязывается, надежный, не смещается даже на замерзшем шпагате. Но не позволяет менять размер крепежного элемента после затягивания.

Для выполнения этого узла первым шагом надо сделать петлю из фрагмента шнура. Затем на необходимом расстоянии дважды повернуть веревку по кругу.

Получилось 2 петли, сверху и снизу. Кольцом, находящимся сверху, накрыть концы шпагата, поднять с обратной стороны верхнюю петлю через нижнюю. После чего потянуть за концы шнура в разных направлениях, фиксируя конструкцию.

«Грейпвайн»

Один из самых надежных способов создания петли и крепления веревок одного размера. Не требует формирования контрольных конструкций. Высокая безопасность такого узла омрачается относительной сложностью его создания, трудностью развязывания и необходимостью использования длинного куска веревки.

Для получения «Грейпвайна» берется два шпагата, которые складываются вместе, концы направлены в противоположные стороны. Затем свободная часть одной веревки дважды по часовой стрелке оборачивается вокруг свободного конца второй и пропускается в получившуюся обмотку со стороны другой веревки.

Такие же действия проделываются концом второго шпагата. Единственное отличие – обороты производятся в обратном направлении, после затягиваем узел, потянув концы в противоположные стороны так, чтобы переплетения (спирали) сблизились.

Для ликвидации такого узла надо действовать в обратном порядке. Сначала развести намотки, затем развязать одну часть, выдернуть шпагат из второй.

Другое название этой системы – узел пожарного. Используется при спуске людей с высоты, обеспечивает притормаживание движения.

Практически не требует времени на завязывание, легко скользит внутри карабина, для крепления которых чаще всего применяется. Но при этом не обеспечивает жесткой фиксации, возможна прокрутка шнура.

Схема исполнения такая. Сначала надо вставить конец шпагата снизу вверх в открытый карабин. Затем свернуть шнур в виде кольца над карабином, после чего «встегнуть» в карабин петлю.

«Наручники»

Применяются для фиксации рук и ног спасаемого при его эвакуации. Узел легко реализуется, так же быстро снимается. Главный недостаток – может смещаться на скользком шнуре.

Для выполнения «наручников» складываем из веревки две петли, как крылья бабочки, концы располагаются зеркально. Накрываем одно «крыло» вторым и пропускаем друг в друга. Формируем нужный размер и завязываем обыкновенный узел для фиксации величины петель.

«Булинь»

Очень легкий в плетении узел в виде петли используется для доставки необходимого оборудования на нужную высоту, в качестве страховки людей, при креплении троса. «Булинь» опасен тем, что имеет тенденцию к ослабеванию, развязыванию, поэтому необходимы для использования контрольные конструкции.

Для создания этого узла отступаем от края веревки на расстояние, достаточное для петли, и формируем ушко, в которое вставляем ходовой конец со стороны коренного.

После этого ходовым концом обводим коренной и просовываем обратно в ушко. Затягиваем узел, разводя концы.

«Простой встречный»

Применяется при необходимости соединения шпагатов разного типа, диаметра, веревки и ленты. Характеризуется высокой надежностью, можно не выполнять контрольный узел. Отличается относительной сложностью исполнения и создает проблемы при его ликвидации.

Для того чтобы его сделать, надо завязать обычный узел на конце шпагата, не затягивая и не перекручивая веревку. Второй конец вставляем в узел в месте выхода ходового конца из него и полностью повторяем завязанный узел. При этом концы смотрят из связки в разные стороны, длина каждого не менее пяти сантиметров, затягиваем конструкцию.

«Глухая петля»

Самый простой вариант для карабинов, соединения натянутой веревки и снаряжения, хранения и переноса предметов, в которых присутствует отверстие. Надежность крепления обеспечивается только при фиксировании обоих концов шпагата.

Для создания узла выполняется петля, вставляется в карабин. Затем в ту часть веревки, которая прошла через карабин, пропускаются оба конца шпагата, потянув за них, фиксируем систему.

«Карабинная удавка»

При необходимости изменения петли после ее закрепления на конструкции, продергивания шпагата используется данное плетение.

Для его выполнения на веревке вяжется «восьмерка», к которой пристегивается карабин. Затем шнур обносится вокруг детали, на которой производится крепление, и фиксируется карабином. При этом рабочий конец без задержек перемещается внутри карабина.

Под нагрузкой узел затягивается. Если же освободить рабочий конец и потянуть за карабин, то он поползет вдоль веревки. Петля вокруг конструкции будет увеличи-ваться или уменьшаться, а шнур продернется.

«Прямой»

Это простой способ соединения двух одинаковых шпагатов. Используется при транспортировке оборудования на большую высоту (15 м и выше). Из-за невысокой надежности требует фиксации контрольными плетениями.

Чтобы соединить два шпагата, складываем их с образованием петель на сгибах. Вставляем одно кольцо в другое, после чего концы шпагата, из которого выполнена обхватывающая петля, продеваем в ушко вставленной. Для фиксации узла тянем в разные стороны за концы.

«Восьмерка»

Другое название этой конструкции – фламандская петля. Применяется для фиксации шпагата на конструкции при обустройстве систем страховки.

Узел прост в исполнении, надежен при натяжении веревки, но требует правильности исполнения и использования большой части шпагата.

Вязка пожарных узлов такой конструкции начинается с создания петли на веревке, которую оборачиваем вокруг концов и пропускаем в получившуюся закрытую петлю.

Четыре способа вязания

При работе на возгорании применяются специальные команды, регламентирующие поведение спасателя и методы его работы.

Приказ Действия Используемые узлы
Веревку на (указание места или конструкции) закрепить Сотрудник должен зафиксировать шнур Пожарный (№1), позволяющий сдернуть шпагат после обратной команды

Штык со шлагом (применяется для фиксации натянутой веревки)

По веревке вниз Пожарный крепит шпагат и по нему без рывков, соблюдая технику безопасности, спускается Пожарный

Булинь

Для спасения пострадавшего по наружной стационарной лестнице марш Первый сотрудник страхует эвакуируемого человека при помощи спасательной петли, второй принимает его на земле и освобождает от веревки Булинь
Двойную спасательную петлю связать Готовится указанный узел для перемещения человека, находящегося без сознания: одна петля крепится на талии, вторая фиксирует ноги Булинь

Наручники

Спасательную веревку размотать Пожарный крепит шнур за конструкцию и сбрасывает свободный конец в указанное место Пожарный

Восьмерка

Как видно из таблицы, среди всех пожарных узлов 4 способа выделяются особенно.

Это основные методы крепления веревки к конструкциям:

В частях МЧС специально отводится время для тренировки с этими видами крепления.

Где обучиться вязанию узлов

Умение правильно и надежно крепить тросы, веревки, шпагаты может пригодиться в жизни. Такой навык получают на курсах по подготовке пожарных. Этому учат и в альпинистских секциях.

Если же времени на посещения дополнительных занятий нет, то освоить виды пожарных узлов можно по многочисленным видео в интернете. Специалисты медленно показывают порядок действий, подробно объясняя суть каждого шага.

Другое дело в том, что можно запомнить схему манипуляций, распечатать ее и иметь при себе, но без тренировок создать надежное крепление быстро в критической ситуации не получится. Для правильной, безопасной вязки пожарных узлов необходимо постоянное поддержание навыка.

Источник

Оцените статью