Лестнично-лифтовой узел. Схемы лестнично-лифтовых узлов и прямых и поворотным блок-связок в зданиях различной этажности
Автор: Administrator
11.10.2010 12:57
Лестнично-лифтовой узел объединяет все элементы здания от наружного входа до входа в квартиру. В него входят: крыльцо, тамбур, вестибюль, лестничная клетка, лифты, мусоропровод с камерой мусороудаления и поэтажные коридоры, или «карманы», связывающие вход в квартиру с лестничной клеткой, а в зданиях выше девяти этажей— и с отдельными лифтовыми холлами. Помещения лестнично-лифтового узла в уровне первого этажа (вестибюль, колясочная — сквозной проход через здание и т. п.) могут быть размещены за счет жилой площади.
Камера мусороудаления размещается в лестничной клетке или цокольном этаже. На чердаке или над крышей расположены машинные помещения лифтов. Приведенные на листах 4.01 и 4.02 схемы показывают примеры компоновки и состава помещений лестнично-лнфтового узла в зависимости от этажности и место, занимаемое им в типовой жилой секции здания для посемейного расселения. При дальнейшем совершенствовании типового проектирования лестнично-лифтовой узел выделяется в самостоятельную блок-связку, располагаемую между блок-квартирами различного состава. Такая система позволяет архитектору более гибко компоновать типовые элементы плана с учетом конкретных условий возведения здания.
Лестнично-лифтовые блок-связки могут быть прямыми и поворотным и. Прямые блок-связки располагаются на линейных участках плана, в прямоугольном и Т-образном сочленениях, поворотные— на углах в 30—45°. В этом случае отпадает необходимость поворотных блок-квартир с трапецеидальными, примыкающими к поворотам комнатами. Вертикальный ствол лестнично-лифтового узла или блок-связки составляют:
в коттедже — внутриквартирная лестница;
в двухэтажном многоквартирном здании — лестница в изолированной лестничной клетке, желательно из трудносгораемых конструкций;
в трех-пятиэтажном здании — лестница в лестничной клетке из несгораемых конструкций с пределом огнестойкости в 1 ч; мусоропровод для всех зданий в пять и выше этажей;
в шести-девятиэтажных зданиях к лестничной клетке примыкает шахта пассажирского лифта грузоподъемностью от 320 кг (иногда она располагается в самой лестничной клетке между маршами).;
в десяти-шестнадцатиэтажных зданиях — лифтовой холл, шахты грузопассажирского и пассажирского лифтов грузоподъемностью соответственно от 500 и от 320 кг, эвакуационная незадымляе-мая лестница, оборудованная автоматически включающейся вытяжной вентиляцией, сообщающаяся с лифтовыми холлами через воздушный шлюз и имеющая непосредственный выход на улицу;
в зданиях высотой более 16 этажей — те же устройства, причем количество лифтов и режим их работы (лифты-экспрессы, останавливающиеся только на определенных этажах) выясняются расчетом их движения исходя из среднего времени ожидания и пользования лифтом в пределах 2 мин.
Основной элемент вертикального ствола лестнично-лифтового узла зданий высотой до девяти этажей — лестница для повседневного пользования, связывающая этажи и имеющая непосредственный выход на улицу.
Вход в подвал или техническое подполье (высота помещений соответственно от 1,9 м и 1,6—1,9 м) в зданиях выше трех этажей изолирован от лестничной клетки и устраивается непосредственно с улицы через приямок или с общего крыльца, но через отдельную дверь. Вход на чердак с выходом на крышу размещается в одной из лестничных клеток, а в протяженных зданиях — в лестничных клетках со сквозным проходом. Сквозные проходы на первом этаже располагаются с интервалом до 90 м, сквозные проезды для пожарной машины — с интервалом до 180 м при периметральной застройке и до 300 м — при застройке с разрывами.
Эвакуацию населения при пожаре из домов высотой более девяти этажей обеспечивают незадым-ляемые лестницы. Каждая квартира должна иметь выход на одну лестницу, которая не может быть задымлена в условиях пожара. Кроме наружных пожарных лестниц, в том числе и стальных стремянок, размещаемых между балконами или лоджиями, к ним могут быть отнесены внутренние лестницы с поэтажным воздушным шлюзом, образуемым проходом через лоджию или балкон. Вход с этажа на эвакуационную лестницу — через этот же шлюз. Выход из эвакуационных лестниц должен быть непосредственно наружу, минуя входной вестибюль. Жилая площадь этажа, обслуживаемого незадымляемой лестницей, не должна превышать 300 м 2 . Все входы с этажей на незадымляемые лестницы— через трудносгораемые двери с пределом огнестойкости 0,6 ч. Направление открывания дверей: поэтажных — в сторону лестницы, с улицы — в сторону лестницы (вследствие возможного образования наледи или наноса снега). В четырехквартирных секциях таких зданий незадымляемость эвакуационной лестницы может быть обеспечена без воздушного шлюза, приточно-вытяжной вентиляцией, включающейся автоматическими датчиками, установленными на каждом этаже. Для сокращения задымляемого объема (от огня в нижних этажах) лестничный ствол разделяется в середине высоты здания на два изолированных объема расположенной между маршами рассечкой.
Источник
Строительство гражданских и промышленных зданий
Лестнично-лифтовой узел. Схемы лестнично-лифтовых узлов и прямых и поворотным блок-связок в зданиях различной этажности
Автор: Administrator
11.10.2010 12:57
Лестнично-лифтовой узел объединяет все элементы здания от наружного входа до входа в квартиру. В него входят: крыльцо, тамбур, вестибюль, лестничная клетка, лифты, мусоропровод с камерой мусороудаления и поэтажные коридоры, или «карманы», связывающие вход в квартиру с лестничной клеткой, а в зданиях выше девяти этажей— и с отдельными лифтовыми холлами. Помещения лестнично-лифтового узла в уровне первого этажа (вестибюль, колясочная — сквозной проход через здание и т. п.) могут быть размещены за счет жилой площади.
Камера мусороудаления размещается в лестничной клетке или цокольном этаже. На чердаке или над крышей расположены машинные помещения лифтов. Приведенные на листах 4.01 и 4.02 схемы показывают примеры компоновки и состава помещений лестнично-лнфтового узла в зависимости от этажности и место, занимаемое им в типовой жилой секции здания для посемейного расселения. При дальнейшем совершенствовании типового проектирования лестнично-лифтовой узел выделяется в самостоятельную блок-связку, располагаемую между блок-квартирами различного состава. Такая система позволяет архитектору более гибко компоновать типовые элементы плана с учетом конкретных условий возведения здания.
Лестнично-лифтовые блок-связки могут быть прямыми и поворотным и. Прямые блок-связки располагаются на линейных участках плана, в прямоугольном и Т-образном сочленениях, поворотные— на углах в 30—45°. В этом случае отпадает необходимость поворотных блок-квартир с трапецеидальными, примыкающими к поворотам комнатами. Вертикальный ствол лестнично-лифтового узла или блок-связки составляют:
в коттедже — внутриквартирная лестница;
в двухэтажном многоквартирном здании — лестница в изолированной лестничной клетке, желательно из трудносгораемых конструкций;
в трех-пятиэтажном здании — лестница в лестничной клетке из несгораемых конструкций с пределом огнестойкости в 1 ч; мусоропровод для всех зданий в пять и выше этажей;
в шести-девятиэтажных зданиях к лестничной клетке примыкает шахта пассажирского лифта грузоподъемностью от 320 кг (иногда она располагается в самой лестничной клетке между маршами).;
в десяти-шестнадцатиэтажных зданиях — лифтовой холл, шахты грузопассажирского и пассажирского лифтов грузоподъемностью соответственно от 500 и от 320 кг, эвакуационная незадымляе-мая лестница, оборудованная автоматически включающейся вытяжной вентиляцией, сообщающаяся с лифтовыми холлами через воздушный шлюз и имеющая непосредственный выход на улицу;
в зданиях высотой более 16 этажей — те же устройства, причем количество лифтов и режим их работы (лифты-экспрессы, останавливающиеся только на определенных этажах) выясняются расчетом их движения исходя из среднего времени ожидания и пользования лифтом в пределах 2 мин.
Основной элемент вертикального ствола лестнично-лифтового узла зданий высотой до девяти этажей — лестница для повседневного пользования, связывающая этажи и имеющая непосредственный выход на улицу.
Вход в подвал или техническое подполье (высота помещений соответственно от 1,9 м и 1,6—1,9 м) в зданиях выше трех этажей изолирован от лестничной клетки и устраивается непосредственно с улицы через приямок или с общего крыльца, но через отдельную дверь. Вход на чердак с выходом на крышу размещается в одной из лестничных клеток, а в протяженных зданиях — в лестничных клетках со сквозным проходом. Сквозные проходы на первом этаже располагаются с интервалом до 90 м, сквозные проезды для пожарной машины — с интервалом до 180 м при периметральной застройке и до 300 м — при застройке с разрывами.
Эвакуацию населения при пожаре из домов высотой более девяти этажей обеспечивают незадым-ляемые лестницы. Каждая квартира должна иметь выход на одну лестницу, которая не может быть задымлена в условиях пожара. Кроме наружных пожарных лестниц, в том числе и стальных стремянок, размещаемых между балконами или лоджиями, к ним могут быть отнесены внутренние лестницы с поэтажным воздушным шлюзом, образуемым проходом через лоджию или балкон. Вход с этажа на эвакуационную лестницу — через этот же шлюз. Выход из эвакуационных лестниц должен быть непосредственно наружу, минуя входной вестибюль. Жилая площадь этажа, обслуживаемого незадымляемой лестницей, не должна превышать 300 м 2 . Все входы с этажей на незадымляемые лестницы— через трудносгораемые двери с пределом огнестойкости 0,6 ч. Направление открывания дверей: поэтажных — в сторону лестницы, с улицы — в сторону лестницы (вследствие возможного образования наледи или наноса снега). В четырехквартирных секциях таких зданий незадымляемость эвакуационной лестницы может быть обеспечена без воздушного шлюза, приточно-вытяжной вентиляцией, включающейся автоматическими датчиками, установленными на каждом этаже. Для сокращения задымляемого объема (от огня в нижних этажах) лестничный ствол разделяется в середине высоты здания на два изолированных объема расположенной между маршами рассечкой.
Источник
Лестнично-лифтовые узлы и противопожарные мероприятия, применяемые в многоэтажных жилых домах
Лестнично-лифтовой узел имеет большое значение в планировочной структуре многоэтажного жилого дома.
Решения вестибюля и поэтажных холлов в жилых домах тесно связаны с противопожарными требованиями. В настоящее время установлены правила, обеспечивающие наиболее быструю и безопасную эвакуацию жителей многоэтажного жилого дома во время пожара. Лестнично-лифтовой узел многоэтажного жилого дома должен включать: лестницу, лифты, на первом этаже — вестибюль и мусоросборник, а в типовых этажах — лифтовые холлы, отделенные дверями, из которых можно попасть в коридоры, ведущие ко входам в квартиры, на незадымляемую (или обычную) лестницу, а также к мусоропроводу (рис. 3, а, б).
Планировка лестнично-лифтового узла жилых домов секционного типа при этажности до девяти — десяти этажей не требует применения особых противопожарных мероприятий. Квартиры должны иметь выход на од ну лестницу (обычную) и переходы по балконам из секции в секцию при наличии наружных лестниц в торцевых секциях или при добавлении лестницы третьего типа.
В жилых домах с этажностью более девяти этажей значение лестнично-лифтового узла возрастает и изменяется устройство лестничной клетки.
Пожарные нормы предусматривают три типа незадымляемых лестничных клеток, из них в жилых домах используют только два. Первый тип лестничной клетки должен иметь вход через наружную воздушную среду — по балконам, лоджиям, открытым переходам, галереям. Второй тип Лестничной клетки имеет в своем объеме устройство, при помощи которого осуществляется подпор воздуха при пожаре (рис. 4, а, б). Считается, что повседневно жители этих домов пользуются для вертикальных передвижений только лифтом, лестница предназначена для аварийного использования. В целях незадымляемости лестничной клетки первого типа во время пожара предусмотрена ее полная изоляция от всех коммуникационных помещений жилого дома. Она должна быть связана непосредственно только с внешней средой, а выход из нее в первом этаже должен вести прямо на улицу, что и делает ее использование безопасным.
В секционных домах выше девяти этажей обычно применяют лестничные клетки первого типа, но разрешается использование лестничной клетки второго типа с искусственным подпором воздуха без выхода на балкон. В дополнение к этой системе эвакуации во время пожара должна быть предусмотрена возможность перехода из одной секции в другую по соединенным между собой балконам или лоджиям. Из угловой секции можно достичь наружных эвакуационных лестниц, находящихся в торцах жилого дома и опускающихся до уровня пятого этажа.
Меры пожарной безопасности, применяемые в многоэтажных жилых домах секционного типа, вызывают ряд неудобств бытового характера (проходные балконы из секции в секцию, холодный переход в незадымляемую лестницу), а также затрудняют решение фасадов обязательным использованием горизонтальных рядов балконов, для перехода из секции в секцию. В дополнение к изложенным выше правилам пожарной безопасности (СНиП 2.08.01—89) возможно вместо переходов по балконам использовать наружные, открытые, одно- или двухмаршевые лестницы с уклоном 1:1, с выходом на них из поэтажных холлов при лестничных клетках (рис. 4, в).
В секционных домах коридоры, ведущие к входам в квартиры, имеют небольшую длину, в коридорных жилых домах они превращаются в главные горизонтальные коммуникации большой протяженности. Из соображений пожарной безопасности их длина ограничена: расстояние от входа в квартиру до лестнично-лифтового холла (и до незадымляемой или обычной лестницы) не должно превышать 40 м, рассто- яние между ними 80 м. а длина тупика коридора не должна быть более 25 м. Если коридорный жилой дом до десяти этажей и общая площадь квартир на этаже менее 500 м , допускается выход на одну лестничную клетку (обычную), при этом в торцах коридора следует предусматривать выходы на наружные лестницы.
В коридорных жилых домах более десяти этажей, с общей площадью — квартир, выходящих в коридоры, более 500 м должны быть предусмотрены выходы не менее чем на две незадымляемые лестницы, одна из них должна быть первого типа, другая — может быть второго типа, в которой осуществляют подпор воздуха. На эту лестницу допускается устройство поэтажных входов из коридора.
Общее число лестничных клеток первого типа в коридорном доме должно быть не менее 50 %.
Применение определенного типа лестниц зависит от ряда факторов: высоты здания (этажности), его планировочной структуры и климатических особенностей района строительства.
Незадымляемые лестничные клетки могут быть: отапливаемые, находящиеся в теле жилого корпуса, и холодные, пристроенные к длинной или торцевой стене дома с незастекленными тремя или двумя стенами, которые обеспечивают их незадымляемость. Неотапливаемые (открытые) лестничные клетки применимы в южных районах (III и IV климатические зоны). Для северных районов нашей страны (I климатическая зона) кроме незадымляемой лестницы с входом в нее через открытую воздушную среду, предлагается применять вторую обычную лестницу или две лестницы с подпором воздуха различных типов (например, одномаршевые, расположенные друг над другом), устройство которых обеспечивает сохранение тепла в доме, что более соответствует суровым условиям Севера (рис. 4, г).
Лестнично-лифтовые узлы и лестничные клетки многоэтажных жилых домов полностью унифицированы по размерам. В лестничном марше типового этажа — 8 проступей (ширина проступи 26 см) и 9 подступенков (высота подступенков 15,45 см); ширина марша — 105 см, расстояние между маршами 10 см, внутренние габариты лестницы 480X220 см. Кроме этих, часто используемых параметров лестниц, предусмотрены и другие варианты, которые могут быть использованы в различных ситуациях (лестницы, ведущие в подвал, на чердак, при нестандартной высоте этажа, при необходимости изменений плана лестнично-лифтового узла и т. д.).
Лифты устанавливаются в жилых домах высотой более пяти этажей, с отметкой пола верхнего этажа от уровня планировочной отметки земли более 14 м. Во избежание шума в квартирах не допускается расположение шахты лифтов у стен, граничащих с жилыми помещениями. Двери лифтов открываются в вестибюль и в поэтажные холлы.
Необходимое число лифтов, их грузоподъемность и скорость принимаются в зависимости от этажности жилого дома и нагрузки на лифт, которая определяется суммарным размером общей площади квартир, находящихся на этаже секции или коридора. Ширина площадки пред лифтом должна быть не менее120 см (для лифтов грузоподъемностью 400 – 320 кг) и 160 -210 см (для лифтов грузоподъемностью 630 – 500 кг). Торцевое расположение лифта требует большей глубины площадки перед ним.
Камера мусоросборника располагается под мусоропроводом в первом этаже, изолированно от вестибюля, с дверью, выходящей непосредственно наружу. Не допускается расположение мусоросборника под жилыми комнатами или смежено с ними.
6.Устройство первых этажей многоэтажного жилого дома (нежилые помещения, используемыедля учреждений обслуживания и технического назначения).
Современные многоэтажные жилые дома имеют в своем составе помещения, предназначенные для общественного обслуживания. Они могут быть рассчитаны на обслуживание только жильцов данного дома (закрытое обслуживание) или являться частью системы общественных учреждений, предназначенных для обслуживания города (открытое обслуживание).
Минимальный набор обслуживающих помещений проектируется в любом многоэтажном жилом доме — это вестибюль с помещением для детских колясок, велосипедов и набором почтовых ящиков. Вестибюль должен быть предусмотрен в каждой секции жилого дома и при входе в коридорные (галерейные) дома, в местах расположения лифтов. Его площадь определяется из расчета 0,4 м 2 на каждые 100 м’ 2 общей площади квартир, которые им обслуживаются.
В отдельных случаях состав рассматриваемых помещений может быть больше, если проектируется жилой дом с закрытым или «приближенным» обслуживанием, рассчитанным на самообслуживание. Различные виды обслуживания, имеющие функции городского, торгово-культурно-бытовые (открытое обслуживание) чаще всего располагаются в первых этажах жилых домов.
Функциональное использование первых этажей жилых домов различно в зависимости от санитарно-гигиенических и экологических условий, свойственных городской территории, на которой они находятся.
Различают три вида городских ситуаций. К первой группе относятся межмагистральные территории с наилучшими условиями микроклимата. К ним относятся территории вблизи микрорайонных садов, вдоль пешеходных аллей. В ряде случаев квартиры связывают с участками земли перед домом, давая выход из общей комнаты или кухни непосредственно на участок. Этот прием часто используется за рубежом.
В первых этажах жилых домов, расположенных на жилых улицах с ограниченным движением транспорта, могут располагаться помещения, предназначенные для «приближенного» обслуживания населения. В их состав входят: помещения бытового обслуживания (приемные пункты прачечных, химчистки, проката, стол заказов), торговые (для торговли товарами первой необходимости), помещения для общественной Деятельности жителей (самообслуживания), детские, кружковые, для любительских занятий, спортивные, а также детские сады. Гаражи* индивидуальных машин располагаются в подвале (рис. 7).
Ко второй группе городских территорий относятся улицы я магистрали городского и районного значения. Первые этажи жилых домов, расположенные на красных линиях этих улиц, непригодны для жилья. Они должны быть использованы. Для помещений нежилого назначения, предназначенных для городских видов обслуживания: торговых (магазины различного профиля), культурно-бытовых (выставочные залы, библиотеки), общественного питания (столовые, кафе), для аптек, отделений связи и других учреждений. Первые этажи этих домов могут быть использованы также для помещений приближенного обслуживания.
К третьей группе городских территорий относятся те, которые находятся в зонах городских центров и в центрах планировочных районов. В жилых домах, расположенных на этих территориях, реовые этажи занимают городскими видами обслуживания в соответствии с условиями, сложившимися для их использования.
В зависимости от функционального назначения и размера учреждений, находящихся в первых этажах жилых домов, принимается их планировка и конструктивная система. Можно назвать несколько схем расположения основных помещений учреждений обслуживания, которые наиболее часто осуществляются в первых этажах жилых домов.
Обслуживающие помещения обычно занимают один или два этажа по высоте; а в плане для них используется либо пространство, находящееся под домом (встроенное помещение), либо присоединяется объем, пристроенный к фасаду жилого дома (Пристроенное помещение). Небольшие магазины и учреждения бытового обслуживания, не требующие ни большой высоты помещений, ни больших площадей, размещают в конструктивной системе жилого дома сравнительно просто (рис. 8, а, б). Но в тех случаях, когда большие зальные помещения магазинов или ресторанов необходимо разместить под жилыми квартирами, должна быть изменена конструктивная система в пределах первых (одного или двух) этажей жилого дома. В этих этажах применяется каркасная система опор с перекрытием по ригелям. На колоннах или рамах воздвигается железобетонный «стол», который и служит опорой для стеновой конструкции жилого дома (рис. 8, в). Обычно в структуре «стола» размещается технический этаж, где осуществляется объединение вертикальных систем коммуникаций жилого дома (канализационные, водопроводные и другие стояки) для пропуска их через первый этаж в меньшем числе и в местах, удобных для планировки размещенных там помещений.
Для решения первых этажей жилых домов, особенно на крупных транспортных магистралях, часто применяется второй вариант планировочной структуры, когда залы магазинов и предприятий питания располагаются в пристроенной части здания, а подсобные помещения в два этажа — под жилым домом, где они легко вписываются в его ячеистую структуру. Положительно в этом приеме также то, что жилой дом может быть отодвинут от красной линии, а наличие выступающего объема перед его фасадом служит преградой для распространения транспортного шума хотя — бы для нескольких нижних этажей.
Технические помещения жилого дома используют для размещения инженерного оборудований и прокладки технических коммуникаций. Они могут быть расположены в нижней части жилого дома (техническое подполье), в верхней части (технический чердак) или на промежуточных этажах (при большой этажности жилого дома). Высота технических этажей назеачается в каждом отдельном случае в зависимости от видов оборудования и коммуникаций с учетом их эксплуатации. Высота помещений в местах прохода обслуживающего персонала (в чистоте) до выступающих конструкций должна быть не менее 1,9 м.
Чердаки могут быть теплыми и холодными» Теплый чердак не должен содержать инженерное оборудование, его ограждающие конструкции должны быть утеплены, а обогрев помещения должен происходить за счет теплого воздуха, удаляемого из квартир при помощи вытяжной вентиляции.
Высота подвальных и цокольных помещений принимается не менее 1,9 м (до выступающих конструкций). В подвале можно располагать стоянки для индивидуальных машин и мотоциклов при высоте помещения не менее 2 м.
Анализ условий и требований, полученных на основе изучения ситуации, в которой находится многоэтажный жилой дом, является важным этапом проектирования. От правильной ее оценки зависит выбор основных параметров жилого дома (этажность, тип дома и его объемное решение, конструктивная система), которые должны быть увязаны между собой и составлять гармоническое целое.