Устойчивые ступени мажорных гамм с двумя знаками при ключе

МАЖОРНЫЕ ГАММЫ С ДВУМЯ ЗНАКАМИ ПРИ КЛЮЧЕ

Лад. ТОНАЛЬНОСТЬ. ТОНИКА. ЗВУКОРЯД. ГАММА. ТЕТРАХОРД

Лад – это система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми ступенями.

Существует 2 основных лада: мажор и минор.

  • Мажор – лад светлого, радостного, твердого характера.
  • Минор – лад грустного, лирического, мягкого характера.

Тональность – это высота лада.Например:

Название тональности определяет её тонику.
Тоника – I ступень лада, самая устойчивая, самая главная.Например:

  • В тональности До мажор тоника — ДО.
  • В тональности ля минор тоника — ЛЯ.

Звукоряд тональности – это последовательность ступеней тональности в восходящем движении (вверх) или в нисходящем движении (вниз).

Звукоряд мажорной и минорной гаммы начинается и заканчивается тоникой и образует гамму.

Гамма – это звукоряд из 8 ступеней.

Половина гаммы образует тетрахорд.

Тетрахорд – это звукоряд из 4 ступеней.

Между ступенями гаммы образуется определённое расстояние: полутон или тон.

Полутон (П) – расстояние между двумя ближайшими клавишами:

. . . .

(Отсюда значит, что полутон = 1 /2 тона, или 0,5 тона: П= 1 /2т; П=0,5т)

Строение гаммы – это определенная последовательность тонов и полутонов.

верхний тетрахорд

Строение мажорной гаммы: Т – Т – 0,5т – Т – Т – Т – 0,5т

нижний тетрахорд

Гамма До мажор:

Строение минорной гаммы: Т – 0,5т – Т – Т – 0,5т – Т – Т

III III IV V VI VII I

I II III IV V VI VII I

В любой гамме есть устойчивые ступени – I, III, V.

Неустойчивые ступени – II, IV, VI, VII. Неустойчивые ступени тянутся в устойчивые. При этом II, IV, VI – вниз, а VII — вверх (при записи они закрашиваются, стрелочкой обозначается тяготение).

Вводные ступениII, VII. Вводные ступени окружают тонику.
Гаммы со знаками при ключе

От ноты «до» по белым клавишам образуется гамма До мажор.

Чтобы построить мажорную гамму от другой ноты, нужны знаки – диезы (#) или бемоли (b).

МАЖОРНЫЕ ГАММЫ С ОДНИМ ЗНАКОМ ПРИ КЛЮЧЕ

Если от ноты «соль» идти вверх, соблюдая строение мажорной гаммы: Т–Т–0,5т–Т–Т–Т–0,5т,

то по пути встретится всего один знак – фа#.

Его надо записать при ключе и соблюдать во всем музыкальном произведении.

Получится гамма Соль мажор– гамма с одним ключевым знаком – фа#:

От ноты «фа» строится гамма Фа мажор – гамма с одним бемолем при ключе – сиb.

Знаки в гаммах появляются в определенном порядке.

Порядок диезов при ключе: фа#-до#-соль#-ре#-ля#-ми#-си#.

Порядок бемолей при ключе: сиb-миb-ляb-реb-сольb-доb-фаb.

МАЖОРНЫЕ ГАММЫ С ДВУМЯ ЗНАКАМИ ПРИ КЛЮЧЕ

От ноты «ре» строится гамма Ре мажор – гамма с двумя диезами при ключе – фа# и до#.

От ноты «сиb»строится гамма Сиb мажор – гамма с двумя бемолями при ключе – сиb и миb.

Каждому мажору соответствует свой минор, в котором знаки будут те же.
Тональности с одинаковыми ключевыми знаками, но разной тоникойпараллельные.

Чтобы найти от мажора параллельный ему минор, надо опуститься от тоники через одну ступень вниз (на его VI ступень). Например, Соль мажору параллелен ми минор, в нем тоже один диез – фа#..

Фа мажору параллелен ре минор, в нем тоже один бемоль – сиb.

И наоборот: чтобы найти от минора параллельный мажор, надо подняться от тоники через одну ступень вверх (на его III ступень). Например, си минору параллелен Ре мажор, в нем тоже два диеза – фа# и до#.

Источник

Устойчивые и неустойчивые ступени. Тоническое трезвучие

8. Устойчивые и неустойчивые ступени. Тоническое трезвучие

Ступени делятся на устойчивые (опорные) и неустойчивые.

К устойчивым относятся: I, III, Y ступени. Они образуют тоническое трезвучие. (Т 5|3)

К неустойчивым относятся: II, IY, YI, YII ступени. Они стремятся перейти в устойчивые.

I II III IY Y YI YII I

II и YII ступени являются вводными звуками, окружающими тонику.

9. Полутон и тон

Полутон – это расстояние между двумя ближайшими звуками. (1|2т)

Тон – это два полутона. (1т)

Тоны и полутоны в гамме До мажор:

1т 1т 1/2т 1т 1т 1т 1/2т

Кроме того, полутоны образуются между рядом расположенными белой и черной клавишами. Например: до-до#, фа-фа#, миЬ-ми и др.

Тоны образуются между двумя рядом расположенными черными клавишами.

Например: до#-ре#, фа#-соль#, ляЬ-сиЬ и др.

Строение мажорной гаммы: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.

Строение минорной гаммы: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.

10. Диез, бемоль, бекар

Диез – знак повышения ноты на полтона.

Бемоль – знак понижения ноты на полтона.

Бекар – знак, который отменяет действие диеза или бемоля.

11. Тональность Соль мажор

Соль мажор – мажорный лад с одним диезом при ключе, в котором тоникой является звук соль

I II III IY Y YI YII I Т5|3 YII I II

12. Тональность Фа мажор

Фа мажор – мажорный лад с одним бемолем при ключе, в котором тоникой является звук фа.

I II III IY Y YI YII I Т5\3 YII I II

Транспозицией называется перенесение мелодии из одной тональности в другую.

Паузой называется знак молчания в музыке. Длительности пауз равны длительностям нот.

Восьмая пауза

Четвертная пауза

15. Музыкальная фраза

Фразы – это части, на которые разделяется мелодия. Ритмические остановки в мелодии называются цезурами. Обозначаются значком \/ и указывают на окончание музыкальных фраз.

Репризой называется знак повторения в музыке. Повторяться может вся мелодия или ее часть.

Знак репризы:

17. Басовый ключ

Басовый ключ – это знак, который указывает, что звук фа малой октавы записывается на четвертой линии нотоносца.

Расположение нот в басовом ключе:

до ре ми фа соль ля си до

18. Тональность ля минор

Ля минор – минорный лад, в котором тоникой является звук ля. Как и тональность До мажор, не имеет ключевых знаков.

I II III IY Y YI YII I t5|3

19. Тональность ми минор

Ми минор – минорный лад с одним диезом при ключе, в котором тоникой является звук ми.

I II III IY Y YI YII I t5|3

20. Тональность ре минор

Ре минор – это минорный лад с одним бемолем при ключе, в котором тоникой является звук фа.

I II III IY Y YI YII I t5|3

Интервалом называется расстояние между двумя звуками.

Всего восемь интервалов. Каждый интервал заключает в себе определенное количество ступеней.

Названия интервалов: 1. Прима 4. Кварта 7. Септима

2. Секунда 5. Квинта 8. Октава

3. Терция 6. Секста

1 2 3 4 5 6 7 8

1. Перечислить названия октав на клавиатуре

2. Скрипичный ключ

3. Длительности звуков

4. Мажор и минор. Тоника

5. Перечислить изученные тональности. Указать их ключевые знаки, устойчивые и неустойчивые ступени

6. Назвать изученные размеры. Показать схемы дирижирования. Привести примеры группировки в тактах

Источник

Мажорные гаммы, интервалы, устойчивые ступени, опевание (Урок 3)

На этом этапе освоения Самоучителя игры на пианино мы продолжим изучать мажорные гаммы, точнее, оставшихся мажорных гамм, играющихся от белых клавиш. Надеюсь, вы уже достаточно освоились с сольфеджио и фортепианной клавиатурой, так как теперь вам придется подбирать гаммы, которые будут записаны именно в виде нот.

В уроке № 2 вы узнали о До мажорной, Фа мажорной и Соль мажорной гаммах. Осталось выучить еще 4 гаммы: Ре, Ми, Ля и Си мажорные. По сути, все они играются по одинаковой и уже известной вам схеме: Тон – Тон – Полутон – Тон – Тон – Тон – Полутон. При написании на нотном стане их отличия будут заключаться в том, какие черные клавиши (диезы и бемоли) будут использоваться в той или иной гамме.

Для начала попробуйте, ориентируясь на схему 2 Тон – Полутон – 3 Тон – Полутон и на собственный слух, подобрать гаммы.

Ре-мажор

Ми-мажор

Ля-мажор

Си-мажор

Вам остаётся только выучить гаммы и научиться играть их быстро и ритмично. Практика, практика и ещё раз практика!

Интервалы – это расстояние между двумя нотами, без их знания невозможно впоследствии будет импровизировать.

Напоминаю, что полтона (0,5 тона) – это движение на одну клавишу, тон (1) – движение на 2.

Так интервалы будут выглядеть на нотном стане (с примы по октаву)

В музыкальных школах, играя интервалы, ученикам предлагают определить их на слух. Конечно, в домашних условиях это труднореализуемо, но вы можете, играя интервалы, самостоятельно пробовать запоминать их звучание. Также в музыкальных школах практикуют нотные диктанты и пение, которые необходимы для развития слуха. Преподаватель играет определенные ноты, и ученикам сначала требуется понять, что он сыграл – гамму, устойчивые ступени или опевание (впоследствии вариантов будет намного больше), после этого ученикам нужно определить количество нот в такте и расставить тактовые черты, в самом конце даётся задание транспонировать (то есть из До мажорной гаммы переписать весь диктант в Си мажор, например).

Устойчивые ступени необходимы для построения аккордов. 1-3-5 играемые ноты – так называемые устойчивые. В До мажорной гамме это ноты До – Ми – Соль, в Ре мажорной: Ре – Фа # – Ля.

Опевание – здесь всё просто, необходимо просто пропеть ноты, которые соседствуют с той, что вам дали. Опевания бывают сверху и снизу. В опевании сверху ноты До все будет выглядеть следующим образом: Ре-Си-До; снизу: Си-Ре-До. С нотой Ре опевание сверху будет таким: Ми-До # (пропевать слово диез не нужно) – Ре; снизу: До (#) – Ми – Ре.

К сожалению, это – один из тех случаев, когда пригодилась бы помощь учителя, однако если у вас нет такой возможности, то пусть у вас будут хотя бы общие знания о таких небесполезных вещах. На устойчивые ступени и интервалы обратите особое внимание, потом без них будет не обойтись. Не забывайте играть гаммы, и путь к успеху вам обеспечен!

Ну, а если вы – прилежный ученик и хорошо усвоили материалы урока (после многочасовых упражнений), милости просим на следующий, четвертый, урок под названием Запись и воспроизведение нотного текста.

Источник

Читайте также:  Thermobaby детскими сиденьями для унитаза со ступенькой
Оцените статью