- Второй септаккорд. Разрешение в тонику и доминанту
- Второй септаккорд II7 и его обращения
- Строение Второго септаккорда
- Разрешение второго септаккорда в тонику
- Разрешение второго септаккорда в
- доминанту
- Какое построение у уменьшенного септаккорда 2 ступени?
- Уменьшённый септаккорд и его секреты
- Уменьшенный септаккорд второй ступени
- Уменьшенный септаккорд второй ступени
- Строение, обращение, разрешение вводного септаккорда (МVII7, УмVII7).
- Уменьшённый вводный септаккорд
- Малый вводный септаккорд
- Обращение вводных септаккордов
- Разрешение вводных септаккордов
- Проверка:
- Тестовое занятие
Второй септаккорд. Разрешение в тонику и доминанту
Второй септаккорд II7 и его обращения
Септаккорд второй ступени II7 — представляет субдоминантовую группу.
II7 и его обращения могут стоять в любом месте построения. Этот аккорд является усложненной субдоминантой, поэтому перед ним может стоять любая простая субдоминанта (IV53 и обращения, II6, VI53). Разрешаться он может в тонику или доминанту.
Строение Второго септаккорда
II7 объединяет в себе трезвучия 2 и 4 ступеней.
В мажоре — м3+б3+м3
В гармоническом мажоре и миноре — м3+м3+б3
Разрешение второго септаккорда в тонику
При разрешении II7 в аккорды тонической группы следует помнить, что в разрешениях удваивается квинтовый тон.
II 43 → I 64 развернутый
Для примера я написала разрешение второго септа в тонику в Соль мажоре.
разрешение второго септа в тонику
» data-medium-file=»https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/05/второй-септ.jpg?fit=300%2C111″ data-large-file=»https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/05/второй-септ.jpg?fit=832%2C308″ src=»https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/05/%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B9-%D1%81%D0%B5%D0%BF%D1%82.jpg?resize=832%2C308″ alt=»» width=»832″ height=»308″ srcset=»https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/05/второй-септ.jpg?resize=1024%2C379 1024w, https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/05/второй-септ.jpg?resize=300%2C111 300w, https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/05/второй-септ.jpg?resize=768%2C284 768w, https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/05/второй-септ.jpg?w=1664 1664w, https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/05/второй-септ.jpg?w=2496 2496w» sizes=»(max-width: 832px) 100vw, 832px» data-recalc-dims=»1″/>
Разрешение второго септаккорда в
доминанту
Второй септ и доминантсептаккорд имеют два общих звука: II и IV ступени. Они остаются на месте, другие два идут по правилу ладового тяготения. Ниже представлена схема разрешения II7 в аккорды доминанты и далее в тонику.
II7 → V43→ I53 развернутое
II43 → V7 → I53 неполное
Например, разрешим второй септаккорд и обращения в Ре миноре. Разрешим его в аккорды доминантсептовой группы и далее в тонику.
Источник
Какое построение у уменьшенного септаккорда 2 ступени?
На второй ступени НЕТ уменьшенного септаккорда.
В мажоре на 2-й ступени строится малый минорный септаккорд.
В миноре — малый с уменьшенной квинтой.
Уменьшенный мог бы получиться в миноре, если понизить тонику — но тоника не понижается, это дикость 🙂
Также, уменьшенный септаккорд можно получить, альтерируя обычный септаккорд 2-й ступени. Например, в мажоре есть такая разновидность двойной доминанты — септаккорд 2-й ВЫСОКОЙ ступени, плюс повышена 4-я в нем. Это — ум7, действительно. И разрешается он в обычный Д7 этой тональности, а затем уже в тонику.
Еще — как вариант — на 2-й ступени может быть квинтсекстаккорд уменьшенного вводного 7-й ступени. Он является обращением, но звучит все равно как обычный ум7. Просто это свойство такого аккорда — все его обращения звучат одинаково.
Данный Септаккорд является представителем субдоминанто-иой группы. Встречается в натуральных и гармонических видах мажора и минора. Сокращенное обозначение: II7.
Он бывает двух видов. В натуральном мажоре — это малый минорный септаккорд. В натуральном миноре, гармоническом миноре и гармоническом мажоре — малый уменьшенный септаккорд.
Как всякий септаккорд, септаккорд II ступени имеет три обращения: квинтсекстаккорд, терцквартаккорд и секундак-корд. Они строятся, соответственно, на IV, VI и I ступенях.
Разрешаются П7 и его обращения двумя способами: I) непосредственно в аккорды тонической группы (при плавном голосоведении) или 2) сначала в аккорды доминанты, а уже затем в тонику.
Источник
Уменьшённый септаккорд и его секреты
Эта статья посвящена прикладной теории музыки для гитаристов.
Итак, уменьшённый септаккорд — это «четырёхзвучие» (как и любой септаккорд), построенное исключительно по малым терциям. Если представить себе хроматическую гамму, содержащую, как известно, двенадцать звуков, в виде некоего «циферблата», можно получить такую схему:
Как видно, если мы попытаемся построить уменьшённый септаккорд от ноты ля, он будет состоять из звуков ACE♭G♭. Важнейшее свойство этого созвучия — оно «симметрично» или «равномерно» заполняет всю октаву одинаковыми интервалами малой терции. Из этого свойства вытекают важные заключения.
Первое: за основной тон уменьшённого септаккорда может быть принят любой из его звуков. Действительно, приведённый на рисунке выше аккорд можно записать как Аo (ACE♭G♭), Co (CE♭G♭B♭♭), D♯o (D♯F♯AC) или F♯o (F♯ACE♭). Разумеется, возможны и любые другие записи с помощью энгармонизмов — E♭o, G♭o и так далее, вплоть до двойных или тройных знаков альтерации. Формальная разница всех этих аккордов будет состоять только в том, какой звук расположен в басу, но и здесь появляется масса вариантов записи одного и того же аккорда: например, Аo/C — это то же самое, что и Co, и так далее.
Второе: перемещение всех звуков аккорда на малую терцию в любом направлении (любое количество раз) неизбежно приведёт в точности к тому же самому составу звуков по их названиям. Отсюда следует, что «действительно разных» уменьшённых септаккордов на свете существует всего три штуки. Оставшиеся два приведены на картинках ниже:
Далее приведём четырёхзвучные аппликатуры этого аккорда, удобные для пальцевого стиля. Схемы не содержат номеров ладов, потому что любой аккорд может быть взят на любом ладу. Буквенно-цифровая запись любого из этих аккордов фактически зависит только от того, какая нота была взята в басу.
Источник
Уменьшенный септаккорд второй ступени
См. также решение задач на тему «Септаккорд II ступени и его обращения. Проходящие обороты».
Абызова 357 №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Бригадный 294 №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
Алексеев №№165,166,167,168,169,170, 171,172,173,174,175,176,177,178,179,180,181,182,183,184,185,186
1)Определение. II7 — септаккорд на II ступени натурального и гармонического мажора, гармонического минора.
В мажоре он малый минорный, в гармонических мажоре и миноре — малый с уменьшённой квинтой.
II7 — самый яркий представитель S группы, его значение равно значению D7 в D группе. Поэтому нередко его называют субдоминантсептаккордом.
II7 универсален. Его употребление возможно как в каденции, так и внутри построения.
2)Приготовление. Перед II7 может стоять любая S.
3) Разрешение. II7 может разрешаться 2-мя способами: а) в T (или K64) или б) в аккорды D группы.
а)Разрешение в тонику или K64 основано на том, что септима II7 (или его обращений) остаётся на месте (хотя бывают случаи разрешения в K64, когда
септима ведёт себя свободно). Такое разрешение называется ладофункциональным.
II7 разрешается в T6, II65 — в K64, II65 — в T (в плагальном обороте), II43 — в K64, II43 — в T(очень редко), II2 — в T (в плагальном дополнении).
Возможны проходящие обороты между обращениями II7. При этом голосоведение должно быть плавным.
II7-VI64-II65, II65-T64-II43, II43-III64-II2.
б) При разрешении в аккорды D группы действует правило креста. Если по кругу в движении по часовой стрелке разместить 7-65-43-2, то 43 будет напротив 7, а 65 — напротив 2. Это значит, что при разрешении II7(или его обращения) в D7 (или его обращения) 43 переходит в 7 или 7 в 43, 2 переходит в 65 или 65 переходит в 2.
То есть II7- D43, II65-D2, II43-D7, II2-D65.Такое разрешение называется акустическим
Кроме этого возможно II7- D7 неполный, II7 неполный-D7, II65-D, II43-D, II43-D6, II2-D6.
Источник
Уменьшенный септаккорд второй ступени
Уфа, Степана Кувыкина, 17
- Знать строение МVII7, УмVII7.
- Знать два вида разрешений.
Строение, обращение, разрешение вводного септаккорда (МVII7, УмVII7).
Вводные септаккорды — септаккорды, строящиеся на VII ступени мажора и минора. Септаккорд VII ступени обозначается как VII7 и относится к числу доминантовых аккордов, поэтому к его краткому обозначению иногда добавляют букву D — DVII7.
Довольно распространены септаккорды, построенные от VII ступени натурального мажора, гармонического мажора и гармонического минора. Мы помним, что VII ступень тяготеет к I ступени (тонике). Из-за этого тяготения септаккорды, построенные на VII ступени, называются вводными.
Рассмотрим вводные септаккорды для каждого из трёх ладов.
Уменьшённый вводный септаккорд
Рассмотрим гармонические мажор и минор. Вводный септаккорд в этих ладах представляет собой уменьшенное трезвучие, сверху к которому добавлена малая терция. В итоге получается: м.3, м.3, м.3.
Интервал между крайними звуками — уменьшенная септима, из-за чего аккорд называется уменьшённым вводным септаккордом.
Малый вводный септаккорд
Рассмотрим натуральный мажор. Здесь вводный септаккорд представляет собой уменьшенное трезвучие, сверху к которому добавлена большая терция: м.3, м.3, б.3. Крайние звуки этого аккорда образуют малую септиму, из-за чего аккорд называют малым вводным.
Обозначаются вводные септаккорды следующим образом: VII 7 (построен от VII ступени, далее цифра 7, обозначающая септиму).
На рисунке вводные септаккорды для D-dur и H-moll:
Взгляните на этот нотный пример:
Обращение вводных септаккордов
Вводные септаккорды, как и доминантсептаккорды, имеют три обращения. Тут всё по аналогии с доминантсептаккордом, поэтому задерживаться на этом не будем. Заметим только, что одинаково часто используются как сами вводные септаккорды, так и их обращения.
В первом такте изображён большой мажорный септаккорд, во втором — его первое обращение, в третьем такте — его второе обращение, в четвёртом — третье обращение. Последовательно перенося нижние звуки на октаву вверх, мы получили все обращения септаккорда.
Разрешение вводных септаккордов
Септаккорды разрешаются так же в тонические трезвучия.
Существует два варианта разрешения вводных септаккордов. Первый — сразу в тонику. Второй — через доминантовый септаккорд в тонику.
Первый способ заключается в том, чтобы сразу переводить эти неустойчивые созвучия в тонические устойчивые. То есть, другими словами, здесь имеет место выполнение прямого разрешения в тонику.
Поскольку в септаккорде четыре звука, а в тоническом трезвучии три, то при разрешении какой-то из звуков трезвучия просто будет удвоен. Тут-то и начинается самое интересное. Удвоения в тоническом трезвучии будут ненормативные. Что это значит? Дело в том, что обычно в тоническом трезвучии удваивается прима – основной, самый устойчивый тон, тоника. А тут удваиваться будет терция – третья ступень. И это не прихоть. На всё есть свои причины. В частности, огромное значение правильное разрешение будет иметь при непосредственном переходе в тонику уменьшённого вводного аккорда, в составе которого целых два тритона, их обязательно нужно разрешить правильно.
Ещё один интересный момент. Не всякое обращение вводных септов будет разрешаться именно в трезвучие. Квинсекстаккорд и терцквартаккорд, например, будут переходить в секстаккорд с удвоенной терцией (с удвоенным басом), а секундаккорд – в тонический квартсекстаккорд, и только сам вводный в основном виде соизволит перейти в трезвучие.
Этот вариант показывает разрешение сразу в тонику.
Второй способ основывается на том, что вводные септаккорды или их обращения не сразу переходят в тонику, а через некоего проводника – какой-нибудь «вспомогательный» аккорд. И в роли такого проводника выступают обращения доминантсептаккорда. А уже потом этот доминантсептаккорд (или какое-то из его обращений) разрешается в тонику по всем правилам.
Аккорд-проводник выбирается по принципу: тот, который строится на той же ступени, что и разрешаемый аккорд, или тот, который находится очень близко.
Построение вводных аккордов возможно на всех неустойчивых ступенях (на VII строится VII7, на II – VII65, на IV – VII43, а на VI – VII2). На этих же ступенях, кроме одной из четырёх – шестой ступени, строятся и обращения доминантового септа: на VII ступени можно написать D65, на II – D43 и на IV – D2. А вот для VI ступени придётся использовать в качестве проводника сам доминантовый септаккорд в своём основном виде – D7, который строится на пятой ступени, то есть располагается на одну ступеньку ниже разрешаемого вводного секундаккорда.
Вариант разрешение через доминантсептаккорд.
Чтобы быстро сообразить, какой доминантовый аккорд поставить после вводного, придумали пользоваться так называемым «правилом колеса». По правилу колеса для разрешения вводного септа берется первое обращение доминантового септа, для разрешения первого обращения вводного – второе обращение доминантового, для второго вводного – третье доминантовое и т.д. Можно изобразить это наглядно – будет понятнее. Нарисуем колесо, расположим по его четырём сторонам обозначения обращений септаккордов в виде цифр и находим последующие аккорды, двигаясь по часовой стрелке.
Остальные вводные септаккорды (МVII7) записываются аналогично примерам, изображенным выше.
Проверка:
Сколько обращений у VII7?
Ответ:
Сколько разрешений у VII7?
Ответ:
2: через D7 и сразу в тонику.
В каком виде будут звучать УмVII7?
Ответ:
В гармоническом мажоре и миноре.
Найдите ошибку в каждом примере?
Для качественного и простого усвоения материала воспользуйтесь программами для мобильных телефонов на базе ОС Android:
Урок №13 (ТЕМА №1.13 Строение, обращение, разрешение DII7 в мажоре и миноре.) >>
Тестовое занятие
Ваша заявка принята!
Спасибо за обращение, мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Заходите в наши аккаунты в социальных сетях
Источник