Укажите верный порядок ступеней профессионального становления по психологической подготовке

Этапы профессионального становления

Профессиональное становление личности

1. Есть ли среди ваших товарищей такие, о которых вы могли бы с уверенностью сказать — из него может получиться хороший инженер, хороший учитель, дипломат, работник торговли?

2. Чем, по-вашему, характеризуется самопознание? Пониманием другого? Формированием образа «Я» ? Образованностью? Стремлением к объективности?

В процессе профессиональной деятельности происходит профессиональное становление личности.

Профессиональное становление — это, с одной стороны, процесс формирования отношения к профессии, степень эмоционально-личностной вовлеченности в нее, с другой — накопление опыта практической деятельности, профессиональное совершенствование и приобретение мастерства.

В процессе профессионального становления можно выделить такие этапы: формирование профессиональных намерений, профессиональное обучение, вхождение в профессию, частичную или полную реализацию в самостоятельной трудовой деятельности. Результатами каждого этапа профессионального становления являются соответственно выбор профессии, профессиональная компетентность (обученность, умелость), профессиональное мастерство и творчество. Эти этапы можно представить графически (см. график).

Кратко охарактеризуем этапы профессионального становления.

Выбор профессии в соответствии со своими способностями и возможностями (профессиональное самоопределение) должен быть сделан к моменту окончания общеобразовательной школы. Выпускник школы далее приобретает профессиональное образование — профессиональную обученность. И уже в процессе профессиональной деятельности формируется профессиональная компетентность. Термин «компетентный» в словаре С.И. Ожегова толкуется как «знающий, осведомленный, авторитетный в какой-либо области».

Под профессиональной компетентностью понимается глубокое знание дела и свободное владение содержанием профессионального труда, а также осознание соответствия этого труда своим возможностям. Таким образом, профессиональная компетентность включает профессиональную обученность, умелость и воспитанность, адекватную самооценку. Профессиональная компетентность зависит от многих факторов. Один из них — уровень теоретической и практической подготовки, а также технологической культуры, достигнутый в том числе и в годы школьного обучения.

Следующая ступень профессионального становления личности — профессиональное мастерство — это высший уровень овладения профессиональной деятельностью. Профессиональное мастерство не сводится только к профессиональным знаниям, умениям и навыкам. Процесс овладения мастерством есть одновременно и процесс формирования личности человека, его интересов, нравственных ценностей и идеалов.

Профессиональное мастерство обусловлено следующими личностными качествами:

□ профессиональные знания и умения, обеспечивающие успешное выполнение сложной трудовой деятельности;

□ высокий уровень общей и технологической культуры;

□ стремление к самосовершенствованию;

□ творческий подход к работе.

Восхождение к мастерству — процесс сложный и длительный. Немало времени и сил потребуется человеку, чтобы достичь вершин в профессиональной деятельности. Но, к сожалению, есть люди, которые «довольствуются малым», просто выполняют свои функциональные обязанности, не стремясь достичь высоких профессиональных результатов. Причины тому могут быть разные. Среди них — неудачное профессиональное самоопределение, недостаток профессиональных знаний и умений (низкий уровень компетентности) и др. Необходимо помнить, что потенциальные возможности человека велики и каждый может стать мастером своего дела.

Качество профессионального мастерства предполагает элемент профессионального творчества.

Профессиональное творчество — это создание человеком нового, оригинального продукта в ходе профессиональной деятельности.

Творчество в профессиональной деятельности может способствовать развитию как самого процесса деятельности, так и его содержания. Любая творческая деятельность, в том числе профессиональная, — создание объективно и субъективно нового [11] .

Профессиональное творчество, как правило, начинается с создания субъективно нового. Наиболее ярко профессиональное творчество проявляется в изобретательстве и рационализаторстве. Все блага нашей цивилизации, без которых человечество не мыслит свое существование, созданы на основе технологий и технических средств, которые изобретены творческими людьми.

Некогда считалось, что творчество, изобретательство — удел избранных, отмеченных от рождения талантами. Сейчас известны миллионы изобретателей и рационализаторов, которые в результате глубокого изучения своей специальности развили творческие способности и стали «двигателями прогресса» своего времени.

Современному человеку трудно представить, что почти весь окружающий его сегодня искусственный предметный мир, ставший простым и привычным, всего 150—200 лет назад считался фантастическим. Это касается электричества и фотографии, передачи звука и изображения, автомобилей и летательных аппаратов и многого другого.

«Невозможно» — этот психологический барьер возникает в сознании изобретателя, когда он отступает от задачи, которую до него пытались, но не смогли решить признанные авторитеты. Восхождение к творчеству в любой профессии начинается прежде всего с преодоления этого барьера «невозможности и непосильности».

Не нужно забывать, что каждому человеку свойственны фантазия, воображение, способность к созданию представлений и мысленных ситуаций, не существующих в реальности. И часто из слов «как в сказке» рождались самые смелые проекты.

«Гиперболоид инженера Гарина» совсем недолго был фантазией А.Н. Толстого. Авторы лазера — А.Г. Басов и А.М. Прохоров сделали фантазию реальностью. Важно понимать, что развитие способности к творчеству — посильная и осуществимая задача. Каждый может стать творческим человеком, если будет стремиться создавать новое, еще небывалое на благо других людей и самого себя.

Источник

Этапы профессионального развития

Человек проявляет и формирует себя через деятельность, в том числе через профессиональную деятельность. Возможность кризисов, сбоев в развитии профессиональной деятельности, занимающей важное или ведущее место в жизни человека, является психологической закономерностью. Кризисы, переломы – обязательные спутники всякого живого развития. В зависимости от обстоятельств эти периоды могут проходить по-разному – сглажено или резко, легко или обостренно, краткосрочно или долговременно, наконец, они могут вести к профессиональному развитию или к профессиональной деструкции.

Профессиональное становление – это динамичный многоуровневый процесс, состоящий из четырех основных этапов:

1) Формирование профессиональных намерений.Развитие в период «выбора профессии», проектирования про­фессионального «старта» и жизненного пути определяется как стадия оптанта. Это этап осознанной под­готовки к «жизни», к труду, этап планирования, проектирования профессионального жизненного пути.

Этап оптанта завершается оформлением специфического для нее психического новообразования в самосознании субъекта дея­тельности. Формируется реалистическое представле­ние о некоторой «референтной» профессиональной общности, в которую оптант включает себя в будущем. Формируются профес­сиональные планы, принимаются соответствующие сознательные, самостоятельные, конкретные и достаточно твердые решения.

2) Профессиональное обучение. Этап развития в период профессионального обучения и дальнейшего становления профессионала — в разных случаях приходится на возраст 15 — 18 или 16 — 23 лет. Молодой человек психологически стал более или менее выраженным приверженцем определенной профессиональной общности. Этот период можно назвать стадией или фазой адепта.К адептам можно отнести обучающихся (учащихся) разных уровней и типов профессионального образования.

Конечно, если рассматривать многолетнюю подготовку профессионала, то необходимо различать тех, кто находится на пер­вом, на втором и т.д. годах обучения. В течение периода профессионального образования проис­ходят очень существенные изменения самосознания, направлен­ности личности, информированности, умелости и других сторон индивидуальности; есть свои специфические «кризисы развития», и потребность в психологической поддержке станов­ления профессионала.

В целом, в это время происходит освоение системы основных ценностных представлений, характеризующих данную профес­сиональную общность и культивируемых в ней, овладение специ­альными знаниями, умениями, навыками, необходимыми и важными как для успешного профессионального старта, для будущей профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни. Развива­ются профессионально важные личные качества, структурируются системы этих качеств. Формируется профессиональная пригодность, понимаемая как системная организация субъекта и объекта (субъекта в профессиональной специфической среде) и выражающаяся в сочетании успешности учебно-професси­ональной, трудовой деятельности с удовлетворенностью избран­ным путем.

3) Этап профессиональной адаптациипредставлен следующими стадиями:

— стадия адаптации, «привыкания» молодого специалиста к работе. Профессионала на этой стадии можно назвать адаптантом. На этой стадии происходит привыкание, адап­тация молодого специалиста в профессиональной среде. Профессионал непосредственно сталкивается с необходимостью вхождения во многие тонкости профессиональной деятельности, о которых молодой специалист, возможно, знал только со слов своих преподавателей. Происходит формирование копинг-стратегий, позволяющих профессионалу справляться с неизбежными сложностями и психотравмирующими обстоятельствами профессиональной деятельности. Как правило, стадия адаптации длится от года до трех лет. Этап вхождения в профессию является чрезвычайно опасным для профессионала с точки зрения формирования профессиональных деструкций. На этом этапе для молодого специалиста важным является наличие наставника. Это может быть научный руководитель или опытный коллега в коллективе.

— стадия интернала. Профессионала на этой стадии можно назвать уже опытным специалистом, который уверен в правильности выбранного им профессионального пути, любит свою работу. Он обладает достаточным опытом для того, чтобы самостоятельно и с достаточной эффективностью решать основные профессиональные задачи. Коллеги специалиста оценивают его как профессионала, имеющего собственные наработки и нашедшего свое место в профессии.

4) Частичная или полная реализация личности в профессиональном труде представлена следующими стадиями:

— стадия мастера, мастерства, которая будет продолжаться и далее, а характеристики остальных стадий как бы суммируются с ее характеристикам. Профессионал уже может решать как простые, так и самые трудные профессиональные задачи. Он обрел свой определенный индивидуальный, неповторимый стиль профессиональной деятельности, его результаты стабильны. У него уже есть опыт уникального решения ряда задач. На этом этапе профессионал, как правило, имеет формальные показатели высокой квалификации и значительный авторитет у коллег.

— стадия авторитета, как и стадия мастерства,
суммируется с последующей. Профессионала на этой стадии смело можно назвать мастером своего дела. Это хорошо известный в профессиональном кругу специалист, возможно, его известность выходит за рамки профессиональной деятельности. Он имеет высокие формальные показатели, возможно, является руководителем, имеет награды, знаки от­личия, существует круг коллег, которые обращаются к нему за консультацией, поддержкой или советом. Как правило, эта стадия наступает в возрасте, когда уже проявляется снижение работоспособности, связанное с возрастными изменениями, различными соматическими заболеваниями, однако, профессиональный опыт, выработанные эффективные стратегии решения профессиональных задач, наличие помощников позволяют успешно компенсировать эти неблагоприятные изменения.

— стадия наставника, наставничества в широком смысле наступает, когда вокруг авторитетного мастера собирается круг единомышленников, осознанно разделяющих подход к решению профессиональных задач мастером, возможно, что это специалисты других специализаций, представляют другие ведомства, или других, смежных специальностей. Авторитетному мастеру начинают, порой неосознанно, подражать, возникают «легенды», анекдоты о мастере, свидетельствующие о том, что этот профессионал в сознании большинства коллег неотделим от представлений о профессиональной общности, и порой определяет эти представления. Коллеги стремятся ознакомиться с опытом мастера, перенять этот опыт, у него есть ученики. Может быть, мастер возглавляет научное направление и организацию. Это период, когда профессионал, выходя за рамки своей профессии, приходит к философским обобщениям, что позволяет ему расширять контекст профессиональной деятельности, находить инновационные решения для труднейших профессиональных задач.

Профессиональное развитие – это не только совершенствование, но и разрушение, деструкции, деформации. Это означает, что профессиональное развитие — и приобретения и потери. Развитие специалиста проходит через ряд кризисов развития, возникающих при переходе с одного этапа на другой. Успешное разрешение кризисов сопровождается нахождением новых смыслов профессиональной деятельности. Даже при осознании профессионалом необходимости кризисов в развитии, такие периоды сопровождаются переживанием напряженности, тревожности, неудовлетворенности и другими негативными состояниями. Безусловно, эти периоды описываются профессионалами как тяжелые, трудные, подчас снижается эффективность профессиональной деятельности.

Рекомендации по ведению:На данном этапе рекомендуется задать несколько вопросов участникам:

— Соотнесите эти этапы с Вашим профессиональным путем.

— На Вашем пути есть такие этапы?

— Отражены ли они на Вашем рисунке?

— Если нет, соотносятся ли события, отмеченные Вами, с этими этапами прямо или косвенно?

Это делается для того, чтобы спасатели задумались над смыслами тех событий, которые с ними происходили, может быть, события которые они считали негативными или др. на самом деле оказались одним из этапов становления.

— С какими изменениями связан каждый этап Вашего профессионального становления?

— Что Вы приобрели, и что Вы потеряли на каждом из них?

На Вашем «Профессиональном жизненном пути» найдите глазами тот этап профессионального становления, на котором Вы находитесь сейчас. Подпишите этот этап соответствующим названием (мастер, авторитет, наставник).

— Какие события соответствуют этому этапу?

— Что Вы потеряли с переходом на этот новый профессиональный этап (меньше стало свободного времени)?

— Что Вы приобрели (авторитет, опыт)?

— В результате Вы приобрели больше, чем получили, или меньше?

Рекомендации по ведению:Если спасатели видят, что у них приобретений больше, чем потерь на этом этапе, значит все хорошо, можно переходить к следующему профессиональному этапу. Если вышло так, что потери преобладают над приобретениями, надо обратить внимание спасателя на то, почему так произошло, обратиться к личному опыту, выяснить, что происходило там в это время. Прояснить насколько личная ситуация влияла на профессиональную жизнь. Если в этот период в личной жизни происходили серьезные значимые события (неважно плохие или хорошие), тогда обратить внимание спасателей на то, что они могли «оттянуть на себя большую часть внимания», и тогда профессиональное становление отошло на второй план. Здесь важно расставить приоритеты, что тогда было для человека наиболее важным: личное или профессиональное, и в итоге прийти к тому, что приобретений у лично него больше, чем потерь.

Хорошо, движемся назад по профессиональному пути к следующему этапу. Подпишите его, что это был за этап (профессиональная адаптация).

— С чем он был связан лично для Вас (может быть с каким-то событием)?

— С какими потерями связан этот этап?

— Что Вы приобрели на этом этапе?

Запишите их под этим этапом.

Рекомендации по ведению:Также прорабатываются последующие этапы профессионального становления, вплоть до этапа профессиональной подготовки. Итак, пройдя столь долгий профессиональный путь, полный потерь и приобретений, кризисов и различных метаморфоз, несомненно, сейчас Ваши представления о профессии и о ценностях в профессии (важных для профессии) отличаются от тех представлений и ценностей, которые были у Вас, когда вы пришли в профессию. Давайте вспомним, какими они были?

Спасатели на листе бумаги в столбик пишут 5-10 ценностей, которые были важны для них в начале профессиональной деятельности. Теперь проранжируйте их. Первый ранг получает самая важная ценность, соответственно, последняя – наименее важная для Вас. Давайте попробуем проследить, как менялись ценности от начала Вашего пути до настоящего момента.

— Как менялись Ваши ценности от этапа к этапу?

— Что изменилось на этапе профессионального обучения, на этапе адаптации?

— Что изменилось в Ваших профессиональных ценностях в настоящем: может, изменились сами ценности, может, ценности остались те же, но изменились приоритеты – другие ценности сейчас на первых местах?

— Запишите Ваши ценности на настоящий момент и проранжируйте их.

Спасатели записывают их ценности в соседнем столбике и ранжируют их так же, как в предыдущий раз. Теперь давайте сравним эти две колонки.

— Поменялись ли сами ценности?

— Что повлияло на эти изменения?

Рекомендации по ведению:Основным лейтмотивом обсуждения является идея о том, что каким бы ни было наше прошлое, без него мы бы не стали такими, какие мы есть сейчас.

Но на этом этапе Ваша профессиональная жизнь не заканчивается, впереди еще много времени и многое может произойти, несмотря на то, что Вы находитесь сейчас в том месте Вашего профессионального пути, где, казалось бы, учиться Вам уже не чему. Ваше нынешнее обучение – это последняя ступень обучения профессии «спасатель». Вы и Ваши коллеги являетесь лучшими в своем деле, и у каждого из Вас есть свой индивидуальный стиль. Этот индивидуальный стиль проявляется в том, что Вы эффективно справляетесь со сложными, иногда новыми задачами, связанными с жизнью человека. Сталкиваясь с новой задачей в работе, что Вы делаете для того, чтобы быстро и эффективно ее решить?

Рекомендации по ведению:При возникновении затруднений приводим пример: Вы какое-то долгое время работаете на ЧС одного вида, например на обрушениях зданий и конструкций. В одну из смен происходит вызов и, как часто бывает из-за нехватки информации, то, что придется Вам вести водолазные работы, становится понятным только на месте. Водолазов нет, и Вы понимаете, что эту работу придется делать Вам. Это новый для Вас вид деятельности. Понятно, что когда-то Вас этому учили, но в последнее время Вы этим не занимались. Что Вы будете делать в этой ситуации? Звонить знакомому водолазу? Посоветуетесь с коллегами, которые находятся рядом с Вами? Или нырнете в воду?

— Находились ли Вы когда-нибудь в похожей ситуации?

— Как Вы обычно справляетесь с новыми задачами?

Сейчас посмотрите на Ваш «профессиональный путь» и отметьте на нем следующий этап Вашего развития.

— Каким Вы его видите?

— Что Вы, возможно, потеряете и приобретете на новом этапе?

— Изменятся ли как-то Ваши ценности?

Рекомендации по ведению:на данном этапе занятия рекомендуется выполнить упражнение.

Упражнение «Через много-много лет».Данное упражнение помогает сформировать положительный образ старости.

Давайте пофантазируем и представим себя через много-много лет в старости. Представьте, что Вы довольны своей жизнью. Возьмите чистый лист бумаги и опишите свою жизнь:

— Чем Вы занимаетесь? Работаете ли? За что отвечаете? Может быть, у Вас появились новые увлечения, хобби?

— Как Вы выглядите в старости? Какую носите одежду? Может, Вы измените прическу, отпустите бороду или отрастите усы?

— Где Вы живете? Какой у Вас дом? Кто живет вместе с Вами? Может у Вас есть домашнее животное?

— Подумайте, какая музыка Вам будет приятна? Как будут проходить праздники?

— Представьте, как изменится Ваш день? Поздно или рано Вы будете ложиться спать или просыпаться? Как часто будете ходить на прогулки?

Рекомендации по ведению:На данном этапе рекомендуется задать несколько вопросов участникам:

— Довольны ли Вы описанным образом?

— Что нравится Вам в этом образе больше всего?

А теперь представьте, что «Вы в будущем» можете передать маленькую записку «себе в настоящий момент». Возьмите маленький листочек (7 ´ 7 см.) бумаги и запишите это пожелание. Главное условие — это должно быть всего лишь одно предложение. Сохраните его, возможно, оно Вам пригодится!

Теория Решения Изобретательских Задач как средство расширения репертуара решений в деятельности спасателей

На этом занятии мы рассмотрим не только Теорию Решения Изобретательских Задач, но и другие, наиболее популярные и продуктивные на наш взгляд, методы активизации творческого процесса, позволяющие увеличить вариабельность поиска решений различных задач. Эти методы могут использоваться как самостоятельно, так и комбинироваться, дополняя друг друга, в зависимости от задач, стоящих перед Вами и времени, которым Вы располагаете для решения той или иной проблемы.

Правила, принятые на занятии:

1. Все участники нашего занятия равны (выравнивание по статусу, если это требуется).

2. Главное — это количество идей. Не делайте никаких ограничений.

3. Запрет на критику, оценки чужих идей и высказываний.

Перед тем как перейти к рассмотрению основных приемов ТРИЗ, давайте проведем небольшую «умственную зарядку». Эти упражнения помогут нам снизить критичность к выдвигаемым идеям и таким образом настроиться на творческую волну, что необходимо для решения нестандартных задач.

Источник

Читайте также:  Офицер кто по карьерной лестнице
Оцените статью