Устойчивые и неустойчивые ступени лада. Побочные трезвучия
На предыдущем уроке мы начали изучать аккорды. Итак, продолжим.
Каждый звук в мажорной или минорной тональности имеет свою ладовую функцию – подобно людям в государстве или какой-либо структуре, звуки подразделяются на главные и подчиненные. Самая главная и устойчивая ступень – первая, ее называют тоника. Именно на ней заканчиваются все мелодии (за редкими исключениями, которые скорее подтверждают правило). В самом деле, для того, чтобы музыка закончилась – нужно впечатление полной устойчивости. Есть даже легенда о том, как кто-то из сыновей Баха, занимаясь, на минуту отошел от инструмента, оборвав гармонию на неустойчивом аккорде. Бах не мог вытерпеть неустойчивости – он встал, разрешил гармонию в тонику и обратно лег спать.
К числу устойчивых ступеней, кроме первой, относятся третья и пятая. Объяснений такой функции, окраски каждого звука кроется в законах музыкальной акустики, натурального звукоряда. Если кто-то откроет страницу со схемой натурального звукоряда и увидит структуру музыкальных обертонов, то увидит, что первый и третий обертон будут октавными, второй – квинтовым, а четвертый – терцовым. Поэтому эти звуки хорошо сливаются с тоникой и звучат устойчиво. Если их нажать все вместе, образуется тоническое трезвучие.
Остальные звуки являются неустойчивыми и стремятся к разрешению в устойчивую ступень. Чаще всего неустойчивая ступень стремится к разрешению в устойчивую движением вниз на секунду, например:
Исключение – VII ступень. Это вводный тон, отстоящий от тоники на полтона, он обладает самым острым тяготением и разрешается в тонику движением вверх. В гармоническом и мелодическом миноре происходит обострение восходящих тяготений: восходящим движением будет разрешаться не только повышенная VII ступень, но – через VII – в тонику будет стремиться также повышенная VI ступень. Напомним — обычно VI ступень в натуральном и гармоническом миноре стремится к разрешению в V.
Послушайте разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые на музыкальном примере:
Перейдем к аккордовым функциям и их тяготениям. Итак, тоническое трезвучие строится на первой ступени и является самым устойчивым. О главных трезвучиях речь шла на предыдущем уроке – это трезвучия I, IV и V ступеней, совпадающие с тоникой по своей ладовой окраске: они мажорные в мажоре и минорные в миноре. Это тоника (I), субдоминанта (IV) и доминанта (V). Остальные трезвучия называются побочными – они имеют контрастную ладовую окраску. Минорная окраска в мажоре или мажорная в миноре может создать разнообразие и внести в музыкальное развитие новые оттенки, но она не может вызвать ощущения устойчивости, завершенности.
Прислушаться к выразительным краскам побочных трезвучий в до-мажоре можно на примере песни «Memory» из мюзикла «Кошки» Э. Уэббера. Здесь после трезвучия I cтупени звучит трезвучие VI, потом IV (субдоминантовое), затем III и II ступеней. После возвращения трезвучий VI и III ступеней композитор завершает музыкальное построение разрешением доминантового трезвучия (V) в тонику (I). Все трезвучия в приведенном ниже примере звучат в виде арпеджио, их звуки нажимаются поочередно:
Охарактеризуем каждое из побочных трезвучий. Трезвучие II ступени обладает субдоминантовой функцией, причем даже более сильной, чем основное субдоминантовое трезвучие. Многие композиторы применяют секстаккорд второй ступени («фа-ля-ре» в до-мажоре) как субдоминантовый аккорд вместо трезвучия («фа-ля-до»). Возможно, их привлекает контрастная минорная окраска этого аккорда. Особенно часто такой прием встречается в сонатах Моцарта.
Трезвучия третьей и шестой ступеней называют медиантами. Их функция колеблется между двумя, тонико-доминантовой и тонико-субдоминантовой. Трезвучие третьей ступени имеет мягкую доминантовую окраску, трезвучие шестой – мягкую субдоминантовую.
Трезвучие шестой ступени применяется также для эффектного музыкального приема, который называется прерванным кадансом: вместо разрешения доминантсептаккорда в тонику возникает разрешение в трезвучие шестой ступени, обладающее контрастным ладовым значением. Эффект подмены минора мажором или наоборот вызывает необходимость дальнейшего развития. В музыке может возникнуть дополнительные несколько тактов, которые называются расширением. Такой прием можно наблюдать в романсе А. Варламова «Белеет парус одинокий».
Доминантовая гармония здесь не разрешается в тонику – образуется прерванный каданс:
Трезвучие седьмой ступени в мажоре – уменьшенное. Его применяют редко, иногда возможно использовать его в виде секстаккорда в проходящих оборотах.
В миноре побочные трезвучия — медианты (трезвучия III и VI ступеней) обладают теми же функциями и свойствами. Так же применяется трезвучие VI ступени для выразительного прерванного каданса. Трезвучие седьмой ступени может иметь в натуральном миноре мягкую доминантовую окраску, но гармоническом и мелодическом – оно также будет уменьшенным, как в мажоре. Оно будет использоваться не самостоятельно, а скорее в составе более сложных аккордов. Трезвучие второй ступени в миноре также является уменьшенным. Оно сохраняет свою сильную субдоминантовую функцию и может применяться в виде секстаккорда, а также входить в состав более сложных аккордов.
Наш следующий урок — Обращения аккордов. Виды сопровождения (музыкальная фактура).
Приглашаем в нашу школу на уроки фортепиано
Обучение для взрослых и детей от 12 лет. Подготовка к экзаменам в вузы. Преподаватель — лучший джазовый пианист Москвы Александр Лавров.
Подробнее об уроках фортепианоИсточник
Добро пожаловать в Самоучитель Игры на Синтезаторе!
Основная цель Самоучителя — помочь начинающим музыкантам овладеть игрой на синтезаторе настолько, чтобы уметь исполнять произведения средней сложности, приобрести навыки чтения нот с листа, познакомиться с музыкальной грамотой.
Самоучитель создан на основе моего многолетнего педагогического опыта. Основы обучения на инструменте излагаются в соответствии с современными достижениями методики и педагогической практики.
Обучающий материал дается в форме самодостаточных уроков и расположен в порядке возрастающей трудности. Уже с первых уроков вы сможете исполнять небольшие пьески, несложные популярные произведения с автоаккомпанементом.
Все вопросы и предложения, появившиеся у Вас в ходе обучения, вы можете задать в комментариях или на форуме.
Я обязательно отвечу на них.
Желаю Вам успехов!
Урок 8. Лад и тональность. Устойчивые и главные ступени лада.
Очередной урок самоучителя посвящен не только теоретическим сведениям о ладе и тональности. Кроме этого вы узнаете об устойчивости и неустойчивости звуков, о главных и побочных ступенях лада, а также научитесь использовать эти знания на практике.
Подробное содержание урока
- Лад и тональность.
- Устойчивые и неустойчивые ступени лада.
- Главные и побочные ступени.
- Использование главных ступеней для создания аккомпанемента произведения.
Хотите предложить свою тему для видеоуроков?
Вы можете оставить свои заявки здесь:  Стол заказов
Источник
Классификации ступеней лада
1. В ладу выделяют устойчивые (на которых можно завершить движение) и неустойчивые (требуется дальнейшее продолжение) ступени. Как правило, все неустойчивые ступени разрешаются (переходят) в ближайшие устойчивые в нисходящем направлении (за исключением VII).
Устойчивые ступени – I, III, V, неустойчивые VII – II – IV – VI. Одновременное сочетание 3-х устойчивых ступеней образует тоническую функцию.
2. В ладах выделяют также главные и побочные ступени:
На этих ступенях строятся 3 главных трезвучия, необходимых для элементарного сопровождения к мелодии.
Все остальные ступени называются побочными. На них строятся побочные трезвучия:
Без этих трезвучий можно обойтись в сопровождении, но они разукрашивают произведение, делают его более выразительным.
Название ступеней лада:
I — тоника (основная, главная) Т, t
II — нисходящий вводный тон II
III — медианта (средняя – между Т и D) III или М или TD (выполняет роль T или D)
IV — субдоминанта (нижняя доминирующая) S, s
V — доминанта (доминирующая) D, d
VI — субмедианта (нижняя средняя – между Т и S) VI или SM или TS (выполняет роль T или S)
VII — восходящий вводный тон VII
Мажорный лад
Мажор ( от итал. больший, старший) – семиступенный лад, между I и III ступенями которого б.3.
Все обозначения, связанные с мажором, в классическом обозначении пишутся с большой буквы: в эстрадно-джазовом – заглавной латинской:
Наиболее часто в музыкальной практике применяются 3 вида мажора:
1) натуральный – в нем встречаются только ключевые знаки;
2) гармонический – возникает путем понижения VI ступени на ½ тона. Звукоряд получает «восточный оттенок». Понижение этой ступени влияет на звучание S, превращая ее из мажорного трезвучия в минорное.
3) мелодический(встречается реже) – возникает путем понижения VI и VII ступеней.
Минорный лад
Минор ( от итал. меньший) – семиступенный лад, между I и III ступенями которого м.3.
Все обозначения, связанные с минором, в классическом обозначении пишутся с маленькой буквы: в эстрадно-джазовом – заглавная латинская + лат. m:
Наиболее часто в музыкальной практике применяются 3 вида минора:
1) натуральный (встречается в русской народной, православной духовной музыке, в старинной европейской музыке) – соответствует структуре;
2) гармонический – возникает путем повышения VII ступени на ½ тона. Звукоряд получает «восточный оттенок». Повышение этой ступени влияет на звучание D, превращая ее из минорного трезвучия в мажорное.
Это самый распространенный вид минора.
3) мелодический– возникает путем повышения VI и VII ступеней при движении #, а при движении $ повышение отменяется при помощи соответствующих знаков альтерации и звучит натуральный вид минора:
Правило построения: а) определить по таблице тональностей ключевые знаки и записать их после ключа; б) записать ноты подряд по звукоряду от тоники до следующей тоники; в) если гамма не натуральная, определить по таблице ладов ее структуру и внести необходимые изменения.
ЛАДЫ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ
Наряду с мажором и минором, существуют другие диатонические (т. е. натуральные) семиступенные лады, получившие название лады народной музыки (в части применения).
Их названия пришли из Древней Греции, так назывались области в этой стране.
Различают лады мажорного и минорного наклонения в зависимости от того, какое трезвучие образуют I – III – V ступени этих ладов.
Мажорное наклонение: 1) ионийский (белые клавиши от до) 2) лидийский (- « — фа) 3) миксолидийский (- « — соль) | Минорное наклонение: 4) эолийский (- « — ля) 5) дорийский (- « — ре) 6) фригийский (- « — ми) |
7) Особняком стоит локрийский лад (— « — си), не имеющий наклонения, т.к. I – III – V ступени образуют уменьшенное трезвучие (диссонанс).
Лады строятся от всех звуков в соответствии со структурой, для чего применяют необходимые знаки альтерации.
Определение лада в данной мелодии:
— найти тонический звук (либо последний, либо наиболее часто встречающийся в конце построений);
— от него выстроить звукоряд вверх из использованных в мелодии звуков с учетом всех знаков альтерации (и ключевых, и случайных);
— по структуре определить вид лада.
Пентатоника — звукоряд без полутонов, состоящий из 5 звуков. Встречается в музыке народов Дальнего Востока (Китай, Япония, Монголия, Корея), Татарстана, Башкирии, Чувашии, а также в Шотландии, Скандинавии, иногда в музыке кантри (Америка).
В пентатонике основным звуком (тоникой) может быть любой звук. В результате возникают следующие ее варианты (по принципу обращения):
Параллельно-переменный лад – совокупность параллельного мажора и минора, объединенных в одну систему, тоники которых равноправны в данном произведении.
Признаки:1) начало в 1-ой из 2-х параллельных тональностей, окончание в другой;
2) переходы (отклонения) внутри построения из 1-ой тональности в другую с возвращением в первоначальную.
Мажор с 2 увеличенными секундами – возникает при использовании 2 пониженных ступеней – II и VI (дважды гармонический мажор).
Минор с 2 увеличенными секундами – возникает при повышении IV и VII ступеней (дважды гармонический мажор).
Целотонный звукоряд состоит только из тонов.
Существуют некоторые авторские лады, встречающиеся в произведениях композиторов, придуманные ими для создания определенного образа. Например, у Н. А. Римского-Корсакова есть звукоряды: а) тон – полутон; б) полутон — тон
мажорные лады | минорные лады |
натуральный 1 + 1 + ½ + 1 + 1 + 1 + ½ | натуральный 1 + ½ + 1 + 1 + ½ + 1 + 1 |
гармонический VI – | гармонический VII + |
мелодический ↑VI – , VII – ; ↓ нат. мажор | мелодический ↑VI + , VII + ; ↓ нат. минор |
пентатоника без IV и VII | пентатоника без II и VI |
дважды гармонический II – , VI – | дважды гармонический IV + , VII + |
лидийский IV + | фригийский II – |
миксолидийский VII – | дорийский VI + |
ТОНАЛЬНОСТЬ
Тональность – это высота, на которой расположен лад. Название складывается из ноты, от которой строится звукоряд данной тональности и вида лада.
В буквенной системе слово мажор меняют на dur, минор — на moll. Слоговое обозначение ноты заменяется соответствующей буквой латыни. Все мажорные обозначения пишутся с большой буквы, минорные – с маленькой.
Знаки альтерации, требующиеся для образования той или иной тональности, называются ключевыми (пишутся после ключа, действуют на протяжении всего произведения).
Знаки альтерации, появляющиеся внутри произведения дополнительно к ключевым, называются случайными (действуют только в одном такте!).
Параллельные тональности – мажор и минор, в которых одинаковые ключевые знаки. Тоника параллельного мажора находится на м.3 выше тоники параллельного минора и наоборот.
Одноименные тональности – мажор и минор, в которых одинаковая тоника.
Энгармонически равные тональности – тональности, расположенные на одной высоте (одинаково звучащие), но различные по названию.
Определение тональности произведения:
1) в одноголосном произведении посмотреть на самую последнюю ноту, в многоголосном – посмотреть на самый нижний звук в последнем такте. Чаще всего это I ступень тональности. Например:
2) определяя I степень, смотреть на ключ и ключевые знаки.
3) по таблице проверить знаки в 2х возможных тональностях (мажоре и миноре), найдя нужную.
Источник