Цивилизация ступень развития общности

7. ЦИВИЛИЗАЦИЯ И ФОРМАЦИЯ

7. ЦИВИЛИЗАЦИЯ И ФОРМАЦИЯ

Формационный подход – оценка истории развития общества и культуры как единого процесса в рамках формации.

Формации – это этапы общественного развития, которые основаны на идее о производственных отношениях (отношениях, возникающих в процессе производства, например, между зависимым крестьянином и помещиком в период феодализма) и производительных силах (производители – трудящиеся, средства производства, орудия труда, заводы и фабрики).

Основоположник формационного подхода К. Маркс выделял в развитии общества несколько формаций (этапов): первобытность, рабовладение, феодализм, капитализм и коммунизм (первой фазой которого является социализм).

Цивилизационный подход был направлен против оценки истории общественного развития как единого мирового процесса и приписывания культуры всему человечеству в целом. Появилось понимание культуры как цивилизации. История развития человеческого общества рассматривалась в виде многообразия культур.

Цивилизация – понятие, имеющее несколько значений:

• цивилизация – этап развития человеческого общества, пришедший на смену «первобытному варварству». Соотношение «первобытное варварство – цивилизация» было разработано антропологом Д. Морганом, выделявшим три стадии развития общества: дикость, варварство и цивилизацию;

• цивилизация – состояние общества в исторический период. Общество рассматривалось не как целостность, а в виде суммы «исторических типов» (греко-римская, романо-германская, западная цивилизации и т. д.). У каждой цивилизации существовали свои специфические черты, свои особенности социальной, экономической, политической и культурной жизни. Цивилизация понималась как обособленная история отдельного народа или государства, например цивилизация ацтеков (так считали философы А. Тойнби, Н. Данилевский), или как завершающая фаза упадка культуры (О. Шпенглер);

Читайте также:  Информатика робот закрасить ступеньки

• цивилизация – синоним культуры. Французские философы-просветители рассматривали «цивилизованное общество» как общество, основанное на идеалах справедливости и разума.

Таким образом, при изучении развития общества и культуры важно понимать разницу формационного и цивилизационного подходов. Культура может изучаться как единая линия человеческого развития («человеческая культура в целом», формационный подход, выделяющий общее для всех народов), а также как самобытная особенность каждого народа («локальная культура», цивилизационный подход, изучающий своеобразие каждой культуры).

Читайте также

Цивилизация Ифе

Цивилизация Ифе В первой четверти XIX века англичанам Хью Клаппертону и братьям Лендерам удалось добраться во внутренние области Нигерии, страну многочисленного народа йоруба. Ценою собственных жизней они исследовали ранее недоступные районы Африканского континента и

Цивилизация

Цивилизация Цивилизация — ступень общественного развития и материальной культуры, характерная для той или иной эпохи или человеческой общности. Цивилизация — это бесконечное накопление ненужных вещей. Марк ТвенВещи, действительно, становятся совершенно ненужными,

Еще одна цивилизация?

Еще одна цивилизация? Принято было считать, что колыбель земной цивилизации находилась в горах Африканского континента. Но оказывается, еще в одном горном регионе обнаружены признаки более древней прародины человечества. И район совершенно неожиданный – легендарная

ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ

ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ — центральное понятие марксистсой теории общества или исторического материализма: «. общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество с своеобразным отличительным характером». Посредством понятия О.Э.Ф.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ

ЦИВИЛИЗАЦИЯ (лат. civilis — государственный, гражданский) — в высшей степени эклектичное и многозначное понятие, обозначающее: 1) одно из разнокачественных состояний общества в его изменении в реальном историческом времени; 2) этап в эволюции человеческого общества, пришедший

Цивилизация и прогресс

Цивилизация и прогресс См. также «Будущее», «Техника. Технология», «Человечество» Прогресс цивилизации состоит в расширении сферы действий, которые мы выполняем не думая. Алфред Уайтхед Цивилизация — не удовлетворение потребностей, а их умножение. Владислав Гжещик Мы

Источник

Цивилизация и ее типы

В изучении истории человечества исследователи придерживаются цивилизационного подхода, то есть принимают цивилизацию за основную структурную единицу процесса развития общества. При выделении типов цивилизации они придерживаются различных критериев – конфессионального, экономического, социально-политического, географического. Что такое цивилизация и какие типы цивилизации сформировались за всю историю человечества – об этом пойдет речь далее в статье.

Понятие

Существует более 100 определений термина «цивилизация». Он произошел от латинского слова «civitas» — «город-государство» и с самого начала был противопоставлен понятию «silvaticus» — «лесной, дикий, варварский». Прилагательное «цивилизованный» означало образованность, воспитанность в противоположность дикости, необразованности. Исследователи по-разному характеризуют термин:

  • С. Хантингтон – как культурную общность высшего ранга. Автор выделяет 8 цивилизаций: западную, конфуцианскую, японскую, православно-славянскую, исламскую, индуистскую, латиноамериканскую и африканскую.
  • О. Шпенглер – как заключительный этап развития любой культуры, характеризующийся перевесом материальных интересов над духовными.
  • П. Сорокин – как социокультурную суперсистему с присущей ей политической, экономической, религиозной и ментальной организацией, системой ценностей и типом личности.
  • Ф. Энгельс и Л. Морган – как более высокую ступень развития общества, пришедшую на смену дикости и варварству.
  • А. Тойнби – как систему ценностей, традиций, символов, ментальности и образа жизни данного социума или целой эпохи.
  • Э. Литтре – как совокупность свойств, принадлежащих некоему обществу, расположенному на определенной территории в определенный момент истории.

В одних определениях понятия культуры и цивилизации тождественны, в других – противопоставлены, в третьих цивилизация представлена как специфическое культурное образование. Чаще всего цивилизацией называют целостное общественно-историческое образование, которое характеризует ступень развития материальных и духовных сил общества и отражает совокупность социально-культурного наследия в области экономики, политики, техники и искусства. Первые цивилизации возникли с появлением:

  • государства и права;
  • классового разделения общества;
  • торговли;
  • института частной собственности;
  • городов;
  • письменности;
  • монументальных сооружений;
  • зачатков науки и искусства.

Главная функция цивилизации заключается в обеспечении все более свободных форм совместного бытия людей. Степень цивилизованности или отсталости общества определяется степенью свободы личности во всех сферах жизни и деятельности.

Классификация

Тип цивилизации – понятие, используемое для крупного членения исторического процесса и позволяющее обозначить специфические особенности, присущие многим обществам. В основе типологии цивилизаций положены критерии:

  • географическая среда обитания;
  • уровень развития производительных сил;
  • социальная организация;
  • религия;
  • близость языка;
  • общность бытовой и духовной культуры;
  • политическая индивидуальность.

Принятие за основу природно-географического фактора порождает деление цивилизаций на:

  • речные – древнеегипетская, шумерская;
  • приморские – финикийская, греческая, римская;
  • нагорные – хеттская, андская, мексиканская;
  • архипелагического типа – минойская, эллинская, дальневосточная;
  • континентальные – китайская, индская, славянская;
  • лесная – майя.

Выделение религии в качестве первоосновы подразделяет цивилизации на:

  • христианский мир;
  • исламский мир;
  • индуистско-буддистский мир Южной Азии;
  • конфуцианско-буддистский мир Дальнего Востока.

С позиции исторического развития цивилизации делят на:

  • традиционное общество аграрного типа, в котором социокультурная регуляция основана на традициях;
  • индустриальное общество, основанное на развитии крупного промышленного производства, формировании целостных наций-государств, общности языка и культуры;
  • постиндустриальное общество – социальная формация, возникшая в процессе эволюции и преобразования индустриального общества, характеризующаяся активным использованием принципиально новых технологий, достижений научно-технической революции, гуманитарным подходом в решении конфликтов, социальных проблем;
  • информационное общество – стадия общественного развития, на которой информация и информационные технологии приобретают ведущее значение во всех сферах общественной жизни.

По масштабу, территориальному охвату различают цивилизации:

  • Локальные – самостоятельные, самодостаточные цивилизации отдельного региона, характеризующиеся уникальными особенностями социально-экономического и культурного развития (египетская, эллинская, китайская, западно- или восточнохристианская, исламская).
  • Линейно-стадиальные (мировые) – крупные этапы в развитии общества, имеющие общие для всего человечества черты развития в этот период. Таковыми являются эпохи античности, средневековья, Возрождения, Просвещения, Нового и Новейшего времени.

На основе общности экономико-политического развития, ментальности, культурных взаимосвязей выделяют 3 типа цивилизационного развития:

  1. Непрогрессивный – природные сообщества, цель и смысл существования которых заключены в сохранении равновесия между человеком и природой. Жизнь в них движется по кругу, восходящее развитие отсутствует.
  2. Циклический– восточная цивилизация, для которой характерен традиционализм, отсутствие ценности личности, медленный темп изменений, общественная собственность, регулирующая роль религии.
  3. Прогрессивный– западная цивилизация, основными ценностями которой является рационализм, практицизм, расчетливость. Характерные черты: быстрое развитие научно-технического и экономического прогресса, признание личности высшей ценностью общества, приоритет закона и права, демократическая форма государственного управления.

Любой тип цивилизации проходит эволюционные фазы развития. У каждой из них есть определенный срок жизни, в течение которого они формируются, развиваются, достигают расцвета, дряхлеют и угасают.

Заключение

Современное общество идет по пути создания универсальной мировой цивилизации. Процесс глобализации объединяет народы земли в единую общность, идет процесс взаимовлияния и взаимообогащения различных типов развития при сохранении цивилизационных особенностей каждого сообщества. Страны Востока, выбирая своей целью индустриальное развитие, стремятся сохранить свои фундаментальные ценности, а страны Запада обращаются к этим ценностям в поисках духовного смысла существования.

План ответа по теме «Цивилизация и ее типы»

1. Цивилизационный подход в изучении истории человечества.

2. Множественность трактовок термина «цивилизация».

3. Признаки цивилизации:

  • появление государства и права;
  • классовое разделение общества;
  • возникновение городов;
  • развитие торговли;
  • появление письменности;
  • постройка монументальных сооружений;
  • зарождение науки и искусства.

4. Критерии классификации цивилизаций. Типология на основе различных признаков:

  • природно-географического;
  • религиозного;
  • стадиального (этап исторического развития);
  • территориального.

5. 3 типа исторического развития:

  • непрогрессивный;
  • циклический;
  • прогрессивный.

6. Цивилизационный процесс в современном обществе.

Источник

Цивилизация – высший этап исторической общности

Историческая общность (этнос, нация, цивилизация) – это общность людей, институтов, сфер, основу которой образует духовно-психическая общность: социального идеала, ценностей, традиций и обрядов, самосознания. Эти ценности объединяют людей на уровне: 1) идеологической теории в духовной сфере общественного организма, субъектом (хранителем, интерпретатором, творцом, пропагандистом, воспитателем) которой является гуманитарная интеллигенция, в том числе, и религиозная; 2) принципов деятельности духовных, политических, экономических, технических сообществ, институтов, организаций; 3) общественной психологии, ментальности и образа жизни людей.

Исторические общности проходят три этапа и уровня развития в составе разных общественных организмов: этноса, нации, цивилизации. Эти уровни и формы исторической общности общества различаются степенью развития народного субъекта, его основных сфер (распространения духовных ценностей) в функционировании социальных общностей, институтов, организаций и т.п. При этом конкретное общество может одновременно характеризоваться этническими, национальными и цивилизационными признаками.

С развитием исторической общности от этноса к цивилизации усиливается рациональность элементов духовно-психической основы, уменьшается степень их влияния на поведение людей, уменьшается число институтов, входящих в состав цивилизации. Цивилизация отличается от этноса развитой идеологией, в которой сформулированы, обоснованы и исторически оправданы базовые идеологические ценности данной группы народов. Цивилизации можно подразделить:

1) по характеру общественного субъекта – локальные (национальные), региональные (присущие нескольким народам) и мировые (многим народам);

2) по характеру мировоззренческой системы, лежащей в ее духовной основе, – религиозные, светские и т.п.;

3) по характеру идеологии, лежащей в их основе, – религиозно-культовые, религиозно-теологические, религиозно-политические; религиозно-этические;

4) по технологической организации общественного производства и типа благ, которые производятся, – доиндустриальные, индустриальные, постиндустриальные (этапы в развитии человечества).

Цивилизация общества (народа) развивается, проходя стадии зарождения (становления), расцвета, разложения и гибели или трансформации в иную цивилизацию.

Развитие цивилизаций данных обществ происходит в силу как внутренних противоречий и социальных конфликтов, так и внешних, межобщественных противоречий и социальных конфликтов. Последнее означает, что цивилизации взаимодействуют и конфликтуют и это взаимодействие и конфликт со всеми означенными выше этапами развития оказываются существенной причиной их развития или упадка. Для российских цивилизаций их взаимодействия с европейскими цивилизациями оказываются существенными.

Россия прошла несколько цивилизационных уровней и этапов развития в соответствии с основными уровнями политической формации: 1) кие веко-русская, аграрная (доиндустриальная), общинно-княжеская, языческая цивилизация, длившаяся до принятия христианства Киевской Русью (988 г.); 2) московско-русская, аграрная, общинно-боярская, православная цивилизация, длившаяся до образования империи при Петре I; 3) русская, аграрно-индустриальная, крепостнически-дворянская, православная цивилизация; 4) российская, индустриальная, пролетарско-социалистическая, коммунистически-атеистическая цивилизация, длившаяся с 1917 по 1991 гг.; 5) сейчас происходит становление новой российской цивилизации, основные контуры которой уже видны: российская, постиндустриальная, гражданская, плюралистическая цивилизация.

В каком отношении находятся понятия «общество» (локальное), «формация» и «цивилизация»? Понятие «общество» характеризует общественный организм в целом, «формация» характеризует его со стороны структуры основных систем-органов, «цивилизация» характеризует общество со стороны внутренней определенности, т.е. качества как совокупности существенных в Данном (сравнительном) отношении свойств.

Отношения между формациями общества и его цивилизацией носят взаимно-противоречивый и конфликтный характер.

Формация влияет на цивилизационные характеристики общества по отношению как к своей истории, так и к другим обществам и их истории, а также к истории человеческой цивилизации. Важные характеристики формации общества входят в его цивилизационную Характеристику. Это влияние является важнейшим источником формационно-цивилизационных социальных конфликтов, которые сложны для нашего анализа и мы можем только о них сказать. Важно, что именно изменения в формации выступают источником социальных конфликтов, между новыми формационными характеристиками и старой цивилизационной формой, играющей консервативный, охранительный характер.

Источник

Оцените статью