Цивилизация ступень общественного развития идущая вслед за варварством

Цивилизация – ступень общественного развития, следующая за дикостью и варварством

Этот взгляд на историю человечества установился в европейской науке в XVIII-XIX вв. и был серьезно обоснован американским этнографом Л. Морганом (1818-1881гг.), а затем принят Ф. Энгельсом (1820-1895гг.).

У Моргана термины «дикость» и «варварство» обозначали два этапа в развитии первобытной культуры, которые предшествовали цивилизации как более развитому обществу. «Дикость» продолжается до изобретения человеком гончарства. Это период присвоения готовых продуктов природы и полной зависимости человека от нее. Следующий этап — «варварство». Он начинается с изобретения гончарного дела и завершается появлением письменности. В это время человек переходит к земледелию и скотоводству, то есть производящим формам хозяйственной деятельности.

Данная периодизация первобытной истории ныне является устаревшей. Термины «дикари» и «варвары» по отношению к людям доцивилизованной эпохи или народам и теперь находящимся на уровне первобытности в науке не используются. К ним применяются более корректные обозначения «первобытные люди», «естественные» или «примитивные племена», «традиционные» или «доисторические общества». Слова же «дикость» и «варварство» не ушли из повседневной речи, но имеют в ней другой смысл. Дикость – крайняя степень некультурности, а варварство — это грубость, жестокость, разрушение того, что произвел человек – созидатель, или – антикультура. Сегодня дикарями и варварами называют людей, которые живут в цивилизованном мире, но не хотят следовать его нормам и принципам.

Читайте также:  Металлический каркас для двухмаршевой лестницы

Вместе с тем концепция Моргана оказала влияние на взгляды современных учёных. Большинство из них считают, что цивилизация сложилась лишь на определенном этапе развития общества. В первобытную эпоху зародилась и развивалась культура, но еще не было цивилизации. При этом последняя не возникла в одночасье, а постепенно вызревала в недрах предшествующего периода.

Наиболее важными признаками цивилизации считаются:

— отделение ремесла от земледелия;

— наличие государства, городов, частной собственности и денег;

-монументальное строительство, «достаточно» развитая религия и письменность.

Источник

Цивилизация ступень общественного развития идущая вслед за варварством

Тема 9. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

§ 2. Философские проблемы периодизации истории

Три трактовки цивилизации

В конце XIX — начале XX века возник новый культурологический подход к пониманию хода истории. Он был разработан в трудах М. Данилевского, О. Шпенглера, А позже. Тойнби. Они выдвинули идею цивилизационной структуры общественной жизни. По их представлениям, основу общественной жизни составляют более или менее изолированные друг от друга «культурно-исторические типы» (Данилевский) или «цивилизации» (Шпенглер, Тойнби), проходящие в своем развитии ряд последовательных стадий:

Зарождение — расцвет — старение — упадок

Для всех этих концепций характерны такие особенности:

— отказ от європоцентристської, однолинейной схемы прогресса общества;

— вывод о существовании множества культур и цивилизаций, для которых характерна локальность и разнокачественность;

— утверждение об одинаковом значении всех культур в историческом процессе.

Что же такое цивилизация? Сейчас это слово часто используют, причем, не только как существительное, но и как прилагательное, поэтому понятно, что значений этого термина множество. Наиболее распространенными в отечественных источниках есть три трактовки:

— цивилизация — это синоним культуры, в марксистской философии употребляется также для обозначения материальной культуры;

— уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры;

— степень общественного развития, что идет вслед за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс).

К указанным следует добавить понятия, разработанные философами ХХ века:

— цивилизация — определенный уровень развития культуры народов и регионов (А. Тойнби, П. Сорокин);

— ценность всех культур, которая имеет общий характер для всех народов (К. Ясперс);

— конечный момент в развитии культуры того или иного народа или региона — его «закат» (Е. Шпенглер);

— высокий уровень материальной деятельности человека, орудий труда, технологии, экономических и политических отношений и учреждений (М. Бердяев, С. Булгаков).

Однако в современной социальной философии под цивилизацией чаще понимают крупномасштабную социокультурную общность людей и народов.

Теория цивилизаций имеет множество положительных черт, которые помогают раскрыть механизмы исторического развития, выявить его пути и особенности. Ее сторонники особое внимание уделяется непрерывности, эволюционности общественного процесса. Отсюда, кстати, следует вывод о том, что революции — это вынужденный, нежелательный акт.

Цивилизационный подход помогает увидеть в истории поліваріативність, не отвергая некоторых вариантов, которые не соответствуют критериям определенной культуры. С его помощью можно выделить ряд социально-культурных различий современных восточной и западной цивилизаций.

Если последователи К. Маркса почти полностью отрицали роль личности в истории, мол, «незаменимых людей нет!», то в теории цивилизаций анализ роли личностного фактора приобретает особое значение. При этом делается вывод, с которым трудно не согласиться: в истории бывают такие периоды, когда роль одного человека в решении определенных исторических проблем может быть больше, чем роль других факторов, даже взятых вместе.

Но и цивилизационный подход к пониманию исторического процесса не лишен некоторых недостатков. В частности, в нем не учитывается связь между различными цивилизациями, не осмысливается феномен повторяемости.

Какие этапы в развитии общества и соответственно типы обществ выделяет современная социально-философская мысль?

Конечно, это: Древний мир, Средние века, Новое и Новейшее время, для каждого из которых характерен свой способ производства, тип культуры и др.

С этой периодизацией, исходя из современных данных, не согласны прежде всего много историков. В частности, отметим позицию французского историка Жака Ле Гоффа (род. 1924 г.), который в 1991 году в предисловии к русскому изданию книги, посвященной исследованию средневековой западной цивилизации, писал: «Сегодня я настаивал бы на расширении временных рамок, на «долгом» Средневековье, охватывающем эпоху, начинающуюся со II — III-го века, поздней Античности и не завершающуюся Ренессансом (XV-XVI ст.), связь которого с Новым временем, на мой взгляд, преувеличен. Средневековье длилось, по существу, до XVIII в., постепенно отмирая перед лицом Французской революции, промышленного переворота XIX в. и великих перемен века двадцатого. Мы живем среди последних материальных и интеллектуальных остатков Средневековья». При всей парадоксальности выводов Ле Гоффа, он имеет много сторонников, желающих уточнить принятую периодизацию истории общества. Современная философская мысль пошла в сторону укрупнения выделенных этапов. Так, наиболее используемым в западных учебниках является подход, когда выделяют;

— традиционное общество (до-капиталистическое)

— капиталистическое общество (охватывает раннюю, переходную форму индустриального общества, зародившуюся в XVII — XVIII вв. в Западной Европе, а также индустриальное, начиная с середины XIX ст.),

— постиндустриальное общество (с 60-х гг. XX ст.).

Так, человечество проходит как бы три «волны» цивилизации. В традиционном обществе преобладало сельское хозяйство, в индустрии-альному — промышленность, в постиндустриальном — сфера услуг, в которой определяющую роль играет информация.

Термин «индустриальное общество» появился в философской литературе благодаря основоположникам социологии — О. Конту и Г. Спенсеру. Понятие «постиндустриальное общество» ввел в научный оборот американский ученый Д. Бел. Отличие индустриального и постиндустриального обществ, как считает Д. Белл, заключается в том, что «осевым институтом» индустриального общества является частная собственность, а постиндустриального общества — творческое знание.

Более трети века была широко известна и нашла многих сторонников концепция британского ученого Болта Ростау (род. 1916 г.), названная им «теорией стадий экономического роста». Ростоу выделяет пять «стадий» в развитии общества:

— стадия создания предпосылок для подъема;

— период высокого уровня массового потребления.

В. Ростоу объясняет, что в конечном итоге различие между традиционным и современным обществом, по его мнению, заключается в том, является ли уровень капиталовложений низким относительно прироста населения. Исходя из предыдущей периодизации истории общества, можно понять, что такое традиционное общество, но другие стадии, выделенные В. Ростоу, требуют уточнения. «Общество в процессе перехода» — это период, когда создаются условия для «сдвига», то есть накапливаются условия, необходимые для перехода к индустриальной цивилизации. Период (стадия) сдвиги — это период промышленной революции, которая была связана с изменением методов производства. Стадия роста — «это стадия, когда экономика демонстрирует, что у нее есть технические и предпринимательские возможности делать, если не все, то почти все, что она предпочитает делать».

«Теория стадий экономического роста» очень близка к распределению всемирной истории на традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество. Одна из причин этого заключается в том, что в основу периодизации положено развитие орудий труда.

Близкой к концепции Ростоу является теория информационного общества американского социолога и философа Олвина Тоффлера (род. 1928). Тофлер считает, что историческая эволюция не может иметь линейного характера, она осуществляется через конфликты с определенной периодичностью. Социальное развитие происходит через взаимодействие четырех сфер: техно-, социо-, инфо — и психосфери, но определяющую роль играет первая. Сейчас мир находится под воздействием третьей волны технологических и социальных трансформаций. В отличие от индустриального общества, главной движущей силой исторического процесса становится информация, творчество и интеллектуальная технология.

Источник

1 Цивилизация – ступень общественного развития, следующая за дикостью и варварством.

Этот взгляд на историю человечества установился в европейской науке в XVIII-XIX вв. и был серьезно обоснован американским этнографом Л. Морганом (1818-1881гг.), а затем принят Ф. Энгельсом (1820-1895гг.).

У Моргана термины «дикость» и «варварство» обозначали два этапа в развитии первобытной культуры, которые предшествовали цивилизации как более развитому обществу. «Дикость» продолжается до изобретения человеком гончарства. Это период присвоения готовых продуктов природы и полной зависимости человека от нее. Следующий этап — «варварство». Он начинается с изобретения гончарного дела и завершается появлением письменности. В это время человек переходит к земледелию и скотоводству, то есть производящим формам хозяйственной деятельности.

Данная периодизация первобытной истории ныне является устаревшей. Термины «дикари» и «варвары» по отношению к людям доцивилизованной эпохи или народам и теперь находящимся на уровне первобытности в науке не используются. К ним применяются более корректные обозначения «первобытные люди», «естественные» или «примитивные племена», «традиционные» или «доисторические общества». Слова же «дикость» и «варварство» не ушли из повседневной речи, но имеют в ней другой смысл. Дикость – крайняя степень некультурности, а варварство — это грубость, жестокость, разрушение того, что произвел человек – созидатель, или – антикультура. Сегодня дикарями и варварами называют людей, которые живут в цивилизованном мире, но не хотят следовать его нормам и принципам.

Вместе с тем концепция Моргана оказала влияние на взгляды современных учёных. Большинство из них считают, что цивилизация сложилась лишь на определенном этапе развития общества. В первобытную эпоху зародилась и развивалась культура, но еще не было цивилизации. При этом последняя не возникла в одночасье, а постепенно вызревала в недрах предшествующего периода.

Наиболее важными признаками цивилизации считаются:

— отделение ремесла от земледелия;

— наличие государства, городов, частной собственности и денег;

-монументальное строительство, «достаточно» развитая религия и письменность.

2 Цивилизация как город, как городское общество

Еще в античную эпоху цивилизация ассоциировалась не только с качествами гражданина как полноправного члена своего государства, но и городского жителя. Рассмотрение городской оседлой жизни как цивилизованной по сравнению с более простой кочевой было свойственно арабам уже в средневековый период. Об этом свидетельствует происхождение арабского термина «мадайният» — культура, цивилизация от «мадина» — город.

Научное обоснование цивилизации как городского общества заключается в том, что город как сложная форма организации жизни людей является главным фактором и признаком цивилизации и отделяется от окружающей среды и нецивилизованных обществ. Большой вклад в развитие этой концепции внесли американские ученые Ф.Бегби и Д.Уилкинсон.

Безусловно, город является центром цивилизации и ее важнейшим атрибутом. В городах сосредоточена промышленность. Здесь создаются научные теории и технические проекты. Городская жизнь более благоустроена, сложна и динамична по сравнению с сельской. Однако ограничивать цивилизацию одним городом, игнорируя село, нельзя. В цивилизации тесно взаимосвязаны различные формы хозяйственной деятельности и разные типы поселений.

Крестьянская культура существенно отличается от городской, но при этом является составной частью цивилизации. Этого мнения, например, придерживался американский культуролог Р.Редфильд (1897-1958), который считал, что крестьянство является полуавтономным сообществом в цивилизации, где гегемония принадлежит городу. Не надо забывать и о том, что город своим возникновением во многом обязан земледелию. Данную мысль убедительно обосновал английский ученый Дж. Бернал, утверждавший, что «прежде чем мог быть создан город, необходим был такой высокий уровень развития земледелия, чтобы жители города, не производящие продукты питания, смогли бы жить за счет прибавочного продукта, создаваемого деревенскими жителями» 1 .

Источник

Цивилизация – ступень общественного развития, следующая за дикостью и варварством

Слово «цивилизация» происходит от латинского civilis – гражданский, государственный. Латинские корни данного слова подсказывают нам обратиться за разъяснениями к представителям античной эпохи. Древние греки и римляне противопоставляли созданное ими общество, которое они считали цивилизованным, варварскому. К варварам они относили все народы, находящиеся за пределами античного мира. Эти народы не только говорили на непонятных древним грекам и римлянам языках, но и обладали чуждой им культурой. Данная культура опиралась на иные ценности и воспринималась жителями античных полисов как примитивная, отсталая. Причина отсталости заключалась в отсутствии у варваров гражданских прав и связанных с ними высоких человеческих качеств. А именно они создавали основу для благоустроенной цивилизованной жизни.

В культурологии существуют различные подходы к проблеме соотношения культуры и цивилизации. Прежде чем проанализировать эти подходы, необходимо выяснить, что же следует понимать под «цивилизацией». Ответить на этот вопрос весьма непросто, ведь среди культурологов на сей счет нет единого мнения. Так же как и «культура», понятие «цивилизация» многозначно и насчитывает большое количество определений.

Понятие «цивилизация». Проблема соотношения культуры и цивилизации

Москва, ул. Профсоюзная, д. 82

Усл. печ. л. 60,48. Уч-изд. л. 37,7. Тираж 1500 экз. Заказ № 1751

ЛР № 066009 от 22.07.1998. Подписано в печать 17.08.2005.

Учебное издание

Мария Пнибутас Цивилизация Великой Богини

Компьютерная верстка и иллюстрации: В.Д.Лавреников

Формат 84×108/16. Бумага офсетная № 1. Печать офсетная.

Издательство «Российская политическая энциклопедия»

(РОССПЭН)

Тел. 334-81-87 (дирекция) Тел./факс: 334-82-42 (отдел реализации)

Отпечатано в ОАО «ИПК «Ульяновский Дом печати» 432980, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14

Принято считать, что термин «цивилизация» был введен в научный обиход французскими просветителями[1] в XVIII веке. Уже тогда он имел различный смысл:

1. Цивилизация – это общество, базовыми ценностями которого являются разум, наука, свобода и социальная справедливость. Таким образом, цивилизация в понимании философов — просветителей должна была воплотить в жизнь те идеи, которые составляли краеугольный камень Просвещения.

2. Под цивилизацией или цивильностью понималась совокупность качеств личности, включающая знание правил приличий, вежливость и учтивость. Данное толкование цивилизации в немалой степени соответствует понятию «цивилизованность», столь распространенному сегодня. И хотя ныне это понятие имеет более широкий смысл, его прежнее базовое значение остается неизменным. Цивилизованность – умение усмирять свои страсти, желания и поступать в соответствии с установленными обществом нормами и правилами.

Интересно то, что в России слово «цивильный» использовалось ранее в значении гражданский, штатский (например, цивильная одежда) и теперь является устаревшим. А вот молодежь включила это слово в свой жаргон, где оно означает общепринятый, то есть соответствующий нормам доминирующей культуры (цивильная квартира, цивильный костюм).

Сегодня в культурологии имеется множество определений понятия «цивилизация». Вот основные из них:

Этот взгляд на историю человечества установился в европейской науке в XVIII-XIX вв. и был серьезно обоснован американским этнографом Л. Морганом (1818-1881гг.), а затем принят Ф. Энгельсом (1820-1895гг.).

У Моргана термины «дикость» и «варварство» обозначали два этапа в развитии первобытной культуры, которые предшествовали цивилизации как более развитому обществу. «Дикость» продолжается до изобретения человеком гончарства. Это период присвоения готовых продуктов природы и полной зависимости человека от нее. Следующий этап — «варварство». Он начинается с изобретения гончарного дела и завершается появлением письменности. В это время человек переходит к земледелию и скотоводству, то есть производящим формам хозяйственной деятельности.

Данная периодизация первобытной истории ныне является устаревшей. Термины «дикари» и «варвары» по отношению к людям доцивилизованной эпохи или народам и теперь находящимся на уровне первобытности в науке не используются. К ним применяются более корректные обозначения «первобытные люди», «естественные» или «примитивные племена», «традиционные» или «доисторические общества». Слова же «дикость» и «варварство» не ушли из повседневной речи, но имеют в ней другой смысл. Дикость – крайняя степень некультурности, а варварство — это грубость, жестокость, разрушение того, что произвел человек – созидатель, или – антикультура. Сегодня дикарями и варварами называют людей, которые живут в цивилизованном мире, но не хотят следовать его нормам и принципам.

Вместе с тем концепция Моргана оказала влияние на взгляды современных учёных. Большинство из них считают, что цивилизация сложилась лишь на определенном этапе развития общества. В первобытную эпоху зародилась и развивалась культура, но еще не было цивилизации. При этом последняя не возникла в одночасье, а постепенно вызревала в недрах предшествующего периода.

Наиболее важными признаками цивилизации считаются:

— отделение ремесла от земледелия;

— наличие государства, городов, частной собственности и денег;

-монументальное строительство, «достаточно» развитая религия и письменность.

Источник

Оцените статью