Цивилизация как ступень развития это

ЕГЭ. Общество. Тема № 11. Цивилизация и её типы

Цивилизация – это слово иностранного происхождения, пришло в русский язык из греческого языка и обозначает « гражданский».

Один из путей изучения истории – цивилизационный. Так что же такое цивилизация и каковы её типы?

Цивилизация

Цивилизация – это общество на определённом этапе исторического развития, характеризующееся свойственными ему особенностями развития культуры, причём культуры в широком смысле, то есть того, что создало человечество и что значимое для него, вся материальная и духовная культура.

Существует несколько классификаций цивилизаций.

Первая классификация цивилизаций

  • Локальные цивилизации —общности людей, которые занимают определённую территорию и отличаются уникальными, только им свойственными особенностями социально-экономического и культурного развития. Складывается такая цивилизация на основе одного или нескольких этносов, имеет одну религию. Так в период Древнего мира уникальной были цивилизации Рима. Египта, индии и других государств.
  • Линейно – стадиальные цивилизации,их ещё называют мировыми, — это этап в развитии общества, имеющий универсальные, то есть общие черты развития, свойственные всему человечеству в этот период, всем локальным цивилизациям:

это примерно одинаковый уровень экономического, военного развития, политического устройства,

примерно один и тот же уровень знаний об окружающем мире,

одинаковая роль религии, хотя их в мировой цивилизации много,

Так, в период Древнего мир как бы ни отличались Рим и Египет, но они стояли примерно на одном уровне развития(например, войны велись на колесницах и пешими лучниками, не было же тогда в какой-то стране танков).

Линейно-стадиальные цивилизации:

  • Античность
  • Средневековье
  • Возрождение
  • Просвещение
  • Новое время
  • Новейшее время

Вторая классификация цивилизаций

  • Западная цивилизация
  • Восточная цивилизация

Сравнение западной и восточной цивилизации

Линии сравнения Западная цивилизация Восточная цивилизация
Роль религии Рациональное сознание, Разделение светской и духовной сфер жизни, появление атеистов- людей, не верящих в Бога. Велика роль религии , религиозных ценностей, вся жизнь людей и государства в целом основана на религиозных ценностях.
Восприятие мира Рациональное и в то же время противоречивое. Эмоциональное, вера в судьбу, в постоянное чередование смертей и возрождений.
Отношение к природе Меньшая зависимость человечества от природы, использование интенсивных технологий, появление глобальной экологической проблемы.Стремление подчинить себе природу. Зависимость экономики от природных условий, экстенсивный характер технологий, гармония с природой.
Политическая сфера Правовое государство, верховенство закона, строительство гражданского общества, выборность органов власти, парламентаризм.Принцип разделения властей.Развитые горизонтальные связи в обществе, прогрессивный тип развития. Общество полностью подчинено государству, деспотический характер власти, власть выше закона.Вертикальный тип связей, отношения господства и подчинения. Полная зависимость от властей, отсутствие горизонтальных связей.Восточная деспотия, неограниченная власть, обожествление монарха.
Социальная сфера Развитая классовая структура, а со временем стирание классовых различий, наличие профсоюзов, партий, общественных организаций. Сословная социальная система, трудность или невозможность перейти из одного сословия в другое, общинность, замкнутость.
Человек в обществе Приоритет прав и свобод в человека, его интересов, индивидуализм сознания.Приоритет свободной личности, которая обладает гражданскими правами. Ценность индивидуальной свободы и самостоятельности. Принцип коллективизма, незащищённость большей части общества, беззаконие.Приоритет системы подчинения личности обществу.
Экономическая сфера Развитая частная собственность, рыночная экономика, престиж предпринимательской деятельности. Слабо развита частная собственность, в основном -общинная и государственная собственность. Защищена законом только собственность высшего слоя общества. Власть рождает собственность. Отсутствие власти — отсутствие собственности.
Отношение к прогрессу Прогрессивное развитие общества, модернизация, использование инноваций, развитие общества носит поступательный характер. Поддержание традиционного образа жизни, развитие общества носит циклический характер.

Цивилизационный подход к изучению истории разрабатывали:

  • Н.Я. Данилевский – теория культурно-исторических типов;
  • О.Шпенглер – теория культур;
  • А.Тойнби – теория локальных цивилизаций;
  • П.Сорокин – теория социокультурных систем.

Цивилизация –от латинского «гражданский». В широком смысле – уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующей за варварством и дикостью. Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для неё образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.

Употребление термина «цивилизация»:

  • Как синоним культуры (А.Тойнби)
  • Как определенная стадия в развитии локальных культур (О.Шпенглер)
  • Как ступень исторического развития (Л.Морган, Ф.Энгельс, О.Тоффлер)
  • Как уровень (степень развития того или иного региона, либо этноса
  • В современной теории цивилизаций распространены концепции локальных цивилизаций и линейно – стадиальные концепции.

Локальные цивилизации –большие исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития.

Они могут совпадать с границами государств (китайская), могут включать в себя несколько государств (западноевропейская цивилизация)

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник

Цивилизация как этап развития человеческого общества

Цивилизация – многозначное понятие, приобретающее многообразные оттенки в различных контекстах. Здесь мы рассмотрим собственно социологические подходы.

1) Американский антрополог Л.Г. Морган подразделял всю историю человечества (любого общества) на три этапа:

Дикость– своеобразное “детство человеческого рода”. Этот этап делится на три ступени – низшая, средняя и высшая. Каждая из последующих ступеней короче по продолжительности в сравнении с предыдущей.

Варварство, которое также делится на три ступени по тому же принципу. При этом низшая ступень повсеместно начинается с возникновения и развития гончарного искусства, а высшая – освоением технологии производства металлов и изделий из них, а также строительства и архитектуры.

Цивилизация приходит на смену варварству после изобретения и введения в постоянное пользование письменности.

Можно попытаться сопоставить формационный подход с концепцией Моргана и убедиться, что они нисколько не противоречат друг другу. Давайте примем общую продолжительность развития человеческого общества как такового за 100 тысяч лет. Тогда, двигаясь от настоящего времени в прошлое, мы получим следующее соотношение периодов времени, приходящихся на различные общественно-экономические формации. Капитализм окончательно оформился как господствующий способ производства примерно четверть тысячелетия назад (1764 год). Феодализм имеет своим стартовым пунктом год Рождества Христова (в форме широкого распространения идеологии, признающей людьми всех человеческих существ, включая рабов), стало быть, длительность господства этой формации – менее двух тысяч лет. Если мы будем брать за точку отсчета рабства начало цивилизации в моргановском смысле, то придется вспомнить, что возраст древнейших памятников письменности оценивают в 6-7 тысяч лет до н.э. Таким образом, около 90 тысяч лет приходится на первобытнообщинную формацию. Сопоставление аргументов Моргана и доводов марксистского подхода позволяет сопоставить их в том виде, как это представлено на рис.5.1.

Главная тенденция, которую можно увидеть из рис.5.1, каждый последующий период протекал быстрее, и главное – приводил к более значительным социальным изменениям в сравнении с предыдущими периодами. Здесь проявляется закон ускорения истории:

На каждую последующую историческую стадию уходит меньше времени, нежели на предыдущую, однако на каждой последующей стадии объем социальных изменений (не только в количественном, но и главное – в качественном смысле) оказывается больше и сильнее, нежели на предыдущей ступени общественного развития.

Временнáя шкала развития человеческого общества.

Р – рабовладельческая, Ф – феодальная, К – капиталистическая формации

Используемые на этом рисунке понятия примитивного, традиционного, индустриального и постиндустриального обществ будут подробно рассмотрены ниже.

2) Концепции локальных цивилизаций.

Н.Я. Данилевский в книге “Россия и Европа” (1869 г.) предложил рассматривать и анализировать процесс истории человеческого общества по аналогии с “естественной историей”. При этом “естественная система истории должна заключаться в различении культурно-исторических типов развития”.

Эту идею плодотворно развивал немецкий философ Освальд Шпенглер. Он утверждал, что любая “локальная культура” может развиться со всеми ее характерными чертами лишь на почве строго ограниченной географической местности, к которой она остается привязанной наподобие растения; ее нельзя пересадить в другую почву – в результате такой трансплантации она неминуемо погибнет или утратит свои характерные особенности. Время жизни любой цивилизации, утверждал Шпенглер, подчинено жесткому ритму: рождение, детство, молодость, зрелость, старость, закат. Первые две фазы составляют восходящий этап, вторая – вершину, две последних образуют нисходящий этап.

Идеи Данилевского и Шпенглера развил и эмпирически обосновал английский историк Арнольд Тойнби. Опираясь на самые последние и полные достижения исторической и археологической науки, он выделяет более двух десятков цивилизаций, сложившихся на протяжении человеческой истории. Причем, сохранилось из них до настоящего времени лишь 8: западная, византийско-ортодоксальная, русско-ортодоксальная, арабская, индийская, дальневосточная, китайская, японо-корейская. В качестве основного стимула развития любой цивилизации А.Тойнби рассматривает действие введенного им самим закона Вызова-и-Ответа. Рост и прогресс цивилизации оценивается, во-первых, по возрастанию власти над окружающей природной средой, повышению степени независимости от ее изменчивости и капризов, во-вторых, по усилению власти над человеческим окружением.

3) Циклическая теория П. Сорокина.

Цивилизация (суперсистема), по Питириму Сорокину, представляет собою этап в развитии человеческого общества, в основе которого лежит определенный тип мировоззрения, присущий не какому-то отдельному человеку, классу или социальной группе, а господствующий в данный период в сознании огромных масс людей, общества в целом. Мировоззрение же есть не что иное, как сложившаяся система ценностей. Таких суперсистем, пронизанных тем или иным типом мировоззрения, Сорокин выделяет три:

(1) Религиозное мировоззрение, связанное с идеациональной суперсистемой.

(2) Сенситивная суперкультура, связанная, напротив, с доминантой материалистического мироощущения.

(3) Идеалистическая суперкультура, являющая собою состояние перехода от идеациональной суперкультуры к сенситивной, либо наоборот – от сенситивной к идеациональной.

Источник

§ 2. Цивилизация как этап развития человеческого общества

Этим же термином воспользовался в свое время известный американский исследователь Генри Льюис Морган1 для обозначения всего периода развития общества, следующего за варварством (которому, в свою очередь, предшествует дикость).

Генри Морган прожил немалую часть своей жизни среди ирокезов.

Дикость. Этот этап общественного развития — своеобразное «детство человеческого рода».

На низшей ступени дикости люди живут только в тех местах, где они когда-то произошли от обезьян, — в теплом климате, в лесах, главным образом на деревьях; питаются растительной пищей — плодами, орехами, съедобными кореньями. Главное достижение этого периода — появление «второй сигнальной системы», т. е. членораздельной речи.

О том, какова была тогда жизнь, можно лишь догадываться (с помощью метода обратной экстраполяции). Наблюдать ее сегодня невозможно нигде: ни один из даже самых отсталых народов и племен на этой ступени уже не остался.

Средняя ступень: введение в рацион рыбной пищи и освоение огня, что существенно подняло человека над другими животными.

Высшая ступень дикости еще более высоко поднимает человеческое общество над животным миром. С изобретением лука и стрел охота становится одной из постоянных отраслей труда, а дичь — относительно постоянной пищей. Комбинация лука, тетивы и стрел — это уже довольно сложное орудие, конструирование которого возможно благодаря длительно накапливаемому опыту и весьма развитым умственным способностям. А значит, можно предполагать появление на этом этапе и других, не менее сложных изобретений. Морган, изучая условия жизни племен, обитающих в различных уголках земного шара (и, естественно, ничего не знающих друг о друге), отмечает любопытное сходство: они уже применяют лук и стрелы, но еще не знакомы с гончарным искусством.

Варварство. Низшая ступень этого периода повсеместно начинается с возникновения и развития гончарного искусства. Характерной чертой этого периода является начало приручения и разведения животных, а также возделывания растений.

Средняя ступень варварства характеризуется использованием прирученных животных как повсеместно распространенным явлением.

Кроме того, в этот период начинают приручать животных для получения не только мясной пищи, но и молока. Начинается селекционная работа — вначале в животноводстве, а затем и в растениеводстве. В пище используются злаки. Появление такой пищи и возможности запасать ее впрок позволяют осваивать местности, считавшиеся ранее неблагоприятными для обитания. Более обильное питание в сравнении с теми племенами и народами, которые продолжают жить собирательством и охотой, дает новым «аграрным» расам серьезные преимущества в увеличении их численности, а также в физическом развитии, сокращая смертность, прежде всего среди детей. По тем же причинам на этой ступени постепенно исчезает каннибализм, сохраняясь лишь у некоторых народов и, главным образом, в качестве религиозного или колдовского обряда.

Высшая ступень варварства начинается с использования в земледелии домашнего скота в качестве тягловой силы для плуга (животноводство, помимо мясного и молочного, пополняется разведением еще и рабочего скота).

Таким образом, варварство предстает перед нами как эпоха возникновения скотоводства и земледелия, овладения целым рядом различных методов производства продуктов, которых не существует в природе.

Цивилизация. Цивилизация — это следующая крупная эпоха овладения способами дальнейшей, значительно более глубокой обработки природных продуктов для непосредственного удовлетворения потребностей человека (а эти потребности стремительно растут в количественном и расширяются в качественном отношении); этот этап раз вития общества Энгельс назвал «периодом промышленности в собственном смысле слова и искусства»1.

Варварство переходит в цивилизацию после изобретения и введения в постоянное пользование письменности. Цивилизация, по Моргану, — это период появления промышленности (в собственном смысле слова), а также сферы духовного производства, включая развитые формы религии, науку и искусство. Социальное развитие этого периода, прежде всего, закрепляет и существенно углубляет все возникшие прежде виды разделения труда, причем осуществляется это — особенно на начальных ступенях — довольно жестко, с противопоставлением, в частности, новых видов поселений — города и деревни, а также решительным разделением общества на классы. Кроме того, на самой заре цивилизации появляется класс, занятый уже не производством, а исключительно обменом продуктов, — купцы, которые, во-первых, принимают на себя роль своеобразной цепочки, связывающей группы, производящие различные виды продуктов, а во-вторых, постепенно экономически подчиняют себе агентов производства на обоих концах этой цепочки.

Выделяется и особый класс людей, занятых исключительно управленческими функциями, которые в прежних эпохах выполнялись вождями и старейшинами во многом, так сказать, «на общественных» началах. Управление становится профессией, т. е. особым видом деятельности, требующим, с одной стороны, специальной подготовки, а с другой — являющимся источником постоянного дохода. То же самое происходит и с отправлением религиозного культа, вокруг которого формируется класс профессиональных священнослужителей.

Цивилизация становится возможной потому, что производительные силы общества выходят на своеобразный критический рубеж и преодолевают его. Таким критическим рубежом является возникновение возможности производства — в соответствии с трудовой теорией стоимости — прибавочного продукта.

Сколько же времени охватывает весь данный процесс социальных трансформаций? На этот счет в науке нет единого мнения: одни счи тают, что производственная деятельность людей насчитывает около 2 млн лет, другие утверждают, что человек в его современном психофизическом облике сложился лишь около 100 тыс. лет назад. Можно произвести некоторые оценки, приняв во внимание, что возраст древнейших памятников письменности оценивают в 6-7 тыс. лет. Бесспорно одно: каждый последующий период протекал быстрее, и главное — приводил к более значительным достижениям. Такую тенденцию Б. Ф. Поршнев назвал законом ускорения истории на каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущую. Тенденцию эту можно графически изобразить в виде экспоненциальной кривой (рис. 19). Она проявляется и в неравной длительности различных ступеней одного и того же этапа (самыми длительными являются низшие ступени, наименее продолжительными — высшие).

Следует помнить и о неравномерности развития обществ, возникавших и развивавшихся в различных ареалах обитания: в одних из них были более благоприятные условия для тех или иных этапов, в других — менее (на что указывает, к примеру, Ф. Энгельс)1. В связи с этим для нас будет представлять особый интерес еще один смысл понятия «цивилизация», который мы рассмотрим в следующем параграфе.

Рис. 19. Эволюционная кривая в различных системах координат исторического времени (П — первобытно-общинная формация;

Р — рабство; Ф — феодализм; К — капитализм)

Источник

Читайте также:  Лестница с тремя тетивами
Оцените статью