§ 2. Цивилизация как этап развития человеческого общества
Этим же термином воспользовался в свое время известный американский исследователь Генри Льюис Морган1 для обозначения всего периода развития общества, следующего за варварством (которому, в свою очередь, предшествует дикость).
Генри Морган прожил немалую часть своей жизни среди ирокезов.
Дикость. Этот этап общественного развития — своеобразное «детство человеческого рода».
На низшей ступени дикости люди живут только в тех местах, где они когда-то произошли от обезьян, — в теплом климате, в лесах, главным образом на деревьях; питаются растительной пищей — плодами, орехами, съедобными кореньями. Главное достижение этого периода — появление «второй сигнальной системы», т. е. членораздельной речи.
О том, какова была тогда жизнь, можно лишь догадываться (с помощью метода обратной экстраполяции). Наблюдать ее сегодня невозможно нигде: ни один из даже самых отсталых народов и племен на этой ступени уже не остался.
Средняя ступень: введение в рацион рыбной пищи и освоение огня, что существенно подняло человека над другими животными.
Высшая ступень дикости еще более высоко поднимает человеческое общество над животным миром. С изобретением лука и стрел охота становится одной из постоянных отраслей труда, а дичь — относительно постоянной пищей. Комбинация лука, тетивы и стрел — это уже довольно сложное орудие, конструирование которого возможно благодаря длительно накапливаемому опыту и весьма развитым умственным способностям. А значит, можно предполагать появление на этом этапе и других, не менее сложных изобретений. Морган, изучая условия жизни племен, обитающих в различных уголках земного шара (и, естественно, ничего не знающих друг о друге), отмечает любопытное сходство: они уже применяют лук и стрелы, но еще не знакомы с гончарным искусством.
Варварство. Низшая ступень этого периода повсеместно начинается с возникновения и развития гончарного искусства. Характерной чертой этого периода является начало приручения и разведения животных, а также возделывания растений.
Средняя ступень варварства характеризуется использованием прирученных животных как повсеместно распространенным явлением.
Кроме того, в этот период начинают приручать животных для получения не только мясной пищи, но и молока. Начинается селекционная работа — вначале в животноводстве, а затем и в растениеводстве. В пище используются злаки. Появление такой пищи и возможности запасать ее впрок позволяют осваивать местности, считавшиеся ранее неблагоприятными для обитания. Более обильное питание в сравнении с теми племенами и народами, которые продолжают жить собирательством и охотой, дает новым «аграрным» расам серьезные преимущества в увеличении их численности, а также в физическом развитии, сокращая смертность, прежде всего среди детей. По тем же причинам на этой ступени постепенно исчезает каннибализм, сохраняясь лишь у некоторых народов и, главным образом, в качестве религиозного или колдовского обряда.
Высшая ступень варварства начинается с использования в земледелии домашнего скота в качестве тягловой силы для плуга (животноводство, помимо мясного и молочного, пополняется разведением еще и рабочего скота).
Таким образом, варварство предстает перед нами как эпоха возникновения скотоводства и земледелия, овладения целым рядом различных методов производства продуктов, которых не существует в природе.
Цивилизация. Цивилизация — это следующая крупная эпоха овладения способами дальнейшей, значительно более глубокой обработки природных продуктов для непосредственного удовлетворения потребностей человека (а эти потребности стремительно растут в количественном и расширяются в качественном отношении); этот этап раз вития общества Энгельс назвал «периодом промышленности в собственном смысле слова и искусства»1.
Варварство переходит в цивилизацию после изобретения и введения в постоянное пользование письменности. Цивилизация, по Моргану, — это период появления промышленности (в собственном смысле слова), а также сферы духовного производства, включая развитые формы религии, науку и искусство. Социальное развитие этого периода, прежде всего, закрепляет и существенно углубляет все возникшие прежде виды разделения труда, причем осуществляется это — особенно на начальных ступенях — довольно жестко, с противопоставлением, в частности, новых видов поселений — города и деревни, а также решительным разделением общества на классы. Кроме того, на самой заре цивилизации появляется класс, занятый уже не производством, а исключительно обменом продуктов, — купцы, которые, во-первых, принимают на себя роль своеобразной цепочки, связывающей группы, производящие различные виды продуктов, а во-вторых, постепенно экономически подчиняют себе агентов производства на обоих концах этой цепочки.
Выделяется и особый класс людей, занятых исключительно управленческими функциями, которые в прежних эпохах выполнялись вождями и старейшинами во многом, так сказать, «на общественных» началах. Управление становится профессией, т. е. особым видом деятельности, требующим, с одной стороны, специальной подготовки, а с другой — являющимся источником постоянного дохода. То же самое происходит и с отправлением религиозного культа, вокруг которого формируется класс профессиональных священнослужителей.
Цивилизация становится возможной потому, что производительные силы общества выходят на своеобразный критический рубеж и преодолевают его. Таким критическим рубежом является возникновение возможности производства — в соответствии с трудовой теорией стоимости — прибавочного продукта.
Сколько же времени охватывает весь данный процесс социальных трансформаций? На этот счет в науке нет единого мнения: одни счи тают, что производственная деятельность людей насчитывает около 2 млн лет, другие утверждают, что человек в его современном психофизическом облике сложился лишь около 100 тыс. лет назад. Можно произвести некоторые оценки, приняв во внимание, что возраст древнейших памятников письменности оценивают в 6-7 тыс. лет. Бесспорно одно: каждый последующий период протекал быстрее, и главное — приводил к более значительным достижениям. Такую тенденцию Б. Ф. Поршнев назвал законом ускорения истории на каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущую. Тенденцию эту можно графически изобразить в виде экспоненциальной кривой (рис. 19). Она проявляется и в неравной длительности различных ступеней одного и того же этапа (самыми длительными являются низшие ступени, наименее продолжительными — высшие).
Следует помнить и о неравномерности развития обществ, возникавших и развивавшихся в различных ареалах обитания: в одних из них были более благоприятные условия для тех или иных этапов, в других — менее (на что указывает, к примеру, Ф. Энгельс)1. В связи с этим для нас будет представлять особый интерес еще один смысл понятия «цивилизация», который мы рассмотрим в следующем параграфе.
Рис. 19. Эволюционная кривая в различных системах координат исторического времени (П — первобытно-общинная формация;
Р — рабство; Ф — феодализм; К — капитализм)
Источник
Цивилизация как стадия развития человечества.
Концепция индустриального общества впервые появляется в трудах французского ученого Ж. Фурастье (1907-1990). В истории человечества он выделил две основные стадии: период традиционного общества (от неолита до 1750-1800 гг.) и период индустриального общества (от 1750-1800 гг. до конца ХХ в.). Термин «традиционное общество» был заимствован им у немецкого социолога М. Вебера, термин «индустриальное общество» — у А. Сен- Симона. Индустриальное общество, по мнению Ж. Фурастье, кардинально отличается от традиционного, для которого характерны доминирование земледелия и животноводства, натурального хозяйства, существование сословий, авторитарный способ правления. Для индустриального общества характерны господство промышленного производства, рынок, равенство граждан перед законом и демократия. Переход от традиционного общества к индустриальному был огромным прогрессом во всех отношениях. Индустриальное общество, в отличие от традиционного, — динамично развивающееся, прогрессирующее общество. Источник его развития — технический прогресс. И этот прогресс изменяет не только производство, но и все общество в целом.
В 1973 г. увидела свет работа Д. Белла «Грядущее постиндустриальное общество»[541]. Этому автору в отечественной научной литературе чаще всего и отдается приоритет в создании концепции постиндустриализма. К главным чертам постиндустриального технологического общества, по мнению ученых-специалистов, «следует отнести: гуманизацию техники, заключающуюся в придании человеческому труду творческого характера; повышение наукоемкости производства, приоритет высокотехнологичных, реализующих новейшие достижения научной мысли технологий; миниатюризацию техники, позволяющую индивидуализировать и диверсифицировать труд вовлеченных в производство людей, переносить работу на дом и т.
Ядром постиндустриального технологического способа производства являются три взаимосвязанных направления развития и смены поколений техники и технологий: микроэлектроника, биотехнология и информатика.
Среди сторонников теории постиндустриализма отсутствует единство в вопросе о переходе от индустриального общества к постиндустриальному. Одни считают, что этот переход еще впереди, другие говорят о начале такого перехода, по мнению третьих, превращение многих индустриальных обществ в постиндустриальное уже произошло, четвертые отстаивают идею о завершении постиндустриальной стадии развития человечества и начале перехода к информационному обществу[543]. Мы будем исходить из того, что переход к постиндустриальному обществу начался в ХХ1 в., т. к. именно в это время начинают проявляться признаки данного этапа развития человечества, приведенные выше. Под воздействием научно-технического прогресса стремительно растут производительные силы общества, изменяется экологическая обстановка, происходит интеграция экономики, набирают силу глобализационные процессы. Технические достижения влияют на перестройку всей геополитической и социальной природы планетарного общества.
Взгляды ученых имеют существенные различия не только в сущностных характеристиках, но и в наименовании постиндустриального общества: одни называют его не только постиндустриальным, но и супериндустриальным (сверхиндустриальным), технотронным, сервисным, другие — информационным, программируемым и иными терминами.
Российский философ А. С. Киселев утверждает, что человечество в начале ХХ1 в. вступило в стадию своего развития, которую можно назвать информационным обществом. Рассматривая информационное общество как проявление постиндустриального,
А. С. Киселев связывает его с технологическим прорывом, обеспечивающим выход на новый массовый источник энергии[545].
Отдавая должное уважение мнениям вышеназванных ученых, представляется необходимым пояснить применение данной терминологии в учебном пособии. В настоящее время происходит масштабная информатизация общества, работа над искусственным интеллектом, как совокупности программных средств. Возникла целая отрасль производственной деятельности, связанная с информатизацией. Информационные технологии становятся неотъемлемой составляющей всей производственной жизни, подобно тому, как ею стала паровая машина в ХУШ в., качественно преобразившая течение истории. Сегодня происходит нечто подобное, только совершенно иными стали темпы изменения условий нашей жизни. Возникновение информатизации привело к появлению ряда новых направлений научных изысканий и новой культуры, меняющей постепенно весь облик не только производственной, но и духовной жизни человека. Таким образом, происходят как количественные изменения современного общества, так и качественные. Соответственно, можно говорить о вступлении человечества в информационное общество, а информационную теорию рассматривать как разновидность теории постиндустриального общества.
Ментальность в современной науке рассматривается как важная характеристика внутреннего единства цивилизаций. На внутрицивилизационное единство ментальности населения впервые обратили внимание представители школы «Анналов»[546], которые искали фундаментальные структуры сознания, т. е. стержень исторического развития. Существует большое количество определений понятия «ментальность». Известный российский философ А. Я. Гуревич определил ментальность через «наличие у людей того или иного общества определенного общего умственного инструментария, психологической оснастки, которая дает им возможность по- своему воспринимать и осознавать мир и самих себя. Хаотичный и разносторонний поток в восприятии перерабатывается сознанием в более или менее упорядоченную картину мира, и это мировиде- ние накладывает неизгладимый отпечаток на все поведение человека. Субъективная сторона исторического процесса, способ мышления и чувствования, присущий людям данной социальной или культурной общности, включается в объективный процесс их истории»[547]. А. Я. Гуревич признает существование религиозной, национальной, номенклатурно-бюрократической, тоталитарной и другого рода ментальностей, которые определяются не только социальным строем и производственными отношениями[548]. Профессор Сира- кюзского университета (США) Д. Филд считает что «менталитет — это устойчивый склад ума, имеющий если не логическую форму, то системный характер, который коренится в материальной жизни и широко распространен в значительной части населения и который оказывает непосредственное влияние на экономические, социальные и политические отношения»[549]. По мнению профессора Ю. Л. Бессмертнова, менталитет — «совокупность образов и представлений, которой руководствуются в своем поведении члены той или иной социальной группы и в которой выражено их понимание мира в целом и их собственного места в нем»[550].
Таким образом, менталитет — это уровень индивидуального и общественного сознания, обусловленный глубинными структурами культуры, исторически и социально укорененными в сознании и поведении людей.
Соотношение понятий «государство» и «государственность». Все современные общественные науки в той или иной степени занимаются изучением проблем, связанных с государством. Каждая из них изучает лишь отдельные стороны государственных объектов, явлений и процессов. Например, историческая наука рассматривает государство в его эволюционном развитии, выделяя этапы, специфику государственных институтов в рассматриваемые периоды. Экономика исследует назначение и роль государства в хозяйственной жизни общества. Политология основное внимание уделяет месту государства в политической системе общества, его назначению и роли в этой системе. Юридическая наука изучает государство в аспекте его правовой природы, в связи с законодательством и практикой его реализации. Перечисления можно продолжить. При этом создается иллюзия, что феномен государства исследован общественным науками всесторонне и исчерпывающе. Поскольку в современном научном знании отсутствует всеобщая теория государствоведения, здесь имеются существенные пробелы в методологии исследования государства, включая и несовершенство понятийно-категориального аппарата. Известный российский государствовед Д.
Несовершенство методологии изучения государства объясняется также и сложностью самого феномена государства. В современном обществознании используется множество определений данного понятия. Так, термин «государство» иногда применяется для «обозначения общества как такового или же какой-либо особой формы общества» (широкая трактовка понятия). Нередко он применяется и в очень узком смысле, для обозначения «какого-либо особого органа или органов общества, например, органов управления или же субъектов управления, а также — нации или территории, на которой проживает население той или иной страны»[552].
Известный ученый-теоретик М. Н. Марченко на основе изучения наследия австрийского юриста Г. Кельзена выделяет несколько определений понятия «государство»: в юридическом смысле государство представляется как юридическое лицо, правовой феномен, своеобразная корпорация. От других корпораций государство отличается лишь установленным в масштабе нации или страны правовым порядком. Поэтому проблемы государства в значительной степени проявляются как проблемы национального правового порядка; в социологическом смысле государство рассматривается как некая социологическая общность, социальная реальность, существующая независимо от ее правового порядка и правовой реальности. Для государства в этом понимании характерной чертой является исходное (с момента его возникновения) рассредоточение власти по различным органам; понятие «государство» может определяться как живой «естественный организм». В соответствии с таким подходом оно рассматривается не иначе, как «форма социальной биологии»; государство «как система норм, нормативный порядок» или же как «политически организованное общество», «государствовласть», которая обладает монополией на применение силы[553].
Это далеко не полный перечень определений понятия «государство», который используется в современном обществознании. Использование каждого из них зависит от целевых установок, которые преследует исследователь.
В данном учебном пособии термин «государство» будет применяться в значении политико-правой организации общества, распространяющей свою суверенную власть на занимаемую территорию, действующей в интересах всего общества или его отдельной части и обладающей монополией на законотворчество, правосудие, легальное принуждение.
Категория «государственность» для отечественной юридической науки является новой и пока еще недостаточно разработанной. Ее характеристика отсутствует в юридических справочниках, энциклопедиях. В изучении и использовании данного научнотеоретического понятия значительные достижения имеются у политологов. Политологический энциклопедический словарь определяет государственность как особый признак, которым отмечено историческое развитие стран, сумевших создать собственное государство или восстановить утраченное в силу различных причин (потеря независимости, объединение с другими странами и др.) свое государство. Государственность является не только достоянием общества и показателем его развития, но она также связана с идеологией, общественной, политической и культурной ориентацией, направляющей страну на развитие государства, его защиту, совершенствование политической организации общества. Существует ряд символических признаков автономной государственности: использование официального государственного языка, эмблематики (герба, гимна, флага) и специфических форм государственной политической организации общества (государственного строя, формы правления, политических отношений и т. п.)[554] [555]. Аналогичное понимание государственности имеется в других политологиче-
В современной научной юридической литературе зачастую происходит отождествление понятий «государственность» и «государство» либо использование термина «государственность» без достаточного теоретического обоснования[556]. В частности, Л. А. Морозова понимает государственность как свойство, качество, состояние общества на конкретном историческом этапе, качественную характеристику его элементов и институтов, составляющую основное содержание и определенную черту общества. В качестве компонентов государственности автор отмечает: государство, экономический строй, социальную организацию, духовно-культурную организацию и правовую систему. Следовательно, государственность она отождествляет с обществом. Более того, по мнению С. А. Морозовой, самостоятельным компонентом государственности выступает человек[557].
Среди представителей российской юридической науки следует отметить точку зрения профессора А. С. Шабурова, который категорически отстаивает право термина «государственность» на самостоятельное существование и дает ему авторское определение. Под государственностью А. С. Шабуров понимает «качественное состояние государственно-организованного общества, определяемое устойчивостью и преемственностью конкретных исторических, национальных, культурологических и др. факторов»[558]. По его мнению, государственность не является абстрактным понятием. Она выражается в конкретных государственно-правовых формах, в которых находят проявление определенные традиции и особенности, оказывающие влияние на различные стороны государственности, позволяющую ее характеризовать как конкретную государственность. Российская же государственность обладает отличительными качествами, определяемыми спецификой русской культуры, российского менталитета, особенностями исторического и политического развития России.
Таким образом, государственность — это обобщающий признак исторического развития государств, который связан с идеологией, общественной, политической и культурной ориентацией, направляющей страну на развитие государства, его защиту, совершенствование политической организации общества, и обладает устойчивостью, преемственностью конкретных исторических, национальных, культурологических факторов. Она выражается в конкретных государственно-правовых формах, в которых находят проявление определенные традиции и особенности, оказывающие влияние на различные стороны государственности и позволяющие ее характеризовать как конкретную государственность.
Источник