- ЕГЭ. Общество. Тема № 11. Цивилизация и её типы
- Цивилизация
- Первая классификация цивилизаций
- Вторая классификация цивилизаций
- Сравнение западной и восточной цивилизации
- Тема 1.3 Культура и цивилизация
- Цивилизация как исторический этап развития человечества. Локальные цивилизации земли
- Различие Восточной и Западной цивилизаций.
ЕГЭ. Общество. Тема № 11. Цивилизация и её типы
Цивилизация – это слово иностранного происхождения, пришло в русский язык из греческого языка и обозначает « гражданский».
Один из путей изучения истории – цивилизационный. Так что же такое цивилизация и каковы её типы?
Цивилизация
Цивилизация – это общество на определённом этапе исторического развития, характеризующееся свойственными ему особенностями развития культуры, причём культуры в широком смысле, то есть того, что создало человечество и что значимое для него, вся материальная и духовная культура.
Существует несколько классификаций цивилизаций.
Первая классификация цивилизаций
- Локальные цивилизации —общности людей, которые занимают определённую территорию и отличаются уникальными, только им свойственными особенностями социально-экономического и культурного развития. Складывается такая цивилизация на основе одного или нескольких этносов, имеет одну религию. Так в период Древнего мира уникальной были цивилизации Рима. Египта, индии и других государств.
- Линейно – стадиальные цивилизации,их ещё называют мировыми, — это этап в развитии общества, имеющий универсальные, то есть общие черты развития, свойственные всему человечеству в этот период, всем локальным цивилизациям:
— это примерно одинаковый уровень экономического, военного развития, политического устройства,
— примерно один и тот же уровень знаний об окружающем мире,
—одинаковая роль религии, хотя их в мировой цивилизации много,
Так, в период Древнего мир как бы ни отличались Рим и Египет, но они стояли примерно на одном уровне развития(например, войны велись на колесницах и пешими лучниками, не было же тогда в какой-то стране танков).
Линейно-стадиальные цивилизации:
- Античность
- Средневековье
- Возрождение
- Просвещение
- Новое время
- Новейшее время
Вторая классификация цивилизаций
- Западная цивилизация
- Восточная цивилизация
Сравнение западной и восточной цивилизации
Линии сравнения | Западная цивилизация | Восточная цивилизация |
Роль религии | Рациональное сознание, Разделение светской и духовной сфер жизни, появление атеистов- людей, не верящих в Бога. | Велика роль религии , религиозных ценностей, вся жизнь людей и государства в целом основана на религиозных ценностях. |
Восприятие мира | Рациональное и в то же время противоречивое. | Эмоциональное, вера в судьбу, в постоянное чередование смертей и возрождений. |
Отношение к природе | Меньшая зависимость человечества от природы, использование интенсивных технологий, появление глобальной экологической проблемы.Стремление подчинить себе природу. | Зависимость экономики от природных условий, экстенсивный характер технологий, гармония с природой. |
Политическая сфера | Правовое государство, верховенство закона, строительство гражданского общества, выборность органов власти, парламентаризм.Принцип разделения властей.Развитые горизонтальные связи в обществе, прогрессивный тип развития. | Общество полностью подчинено государству, деспотический характер власти, власть выше закона.Вертикальный тип связей, отношения господства и подчинения. Полная зависимость от властей, отсутствие горизонтальных связей.Восточная деспотия, неограниченная власть, обожествление монарха. |
Социальная сфера | Развитая классовая структура, а со временем стирание классовых различий, наличие профсоюзов, партий, общественных организаций. | Сословная социальная система, трудность или невозможность перейти из одного сословия в другое, общинность, замкнутость. |
Человек в обществе | Приоритет прав и свобод в человека, его интересов, индивидуализм сознания.Приоритет свободной личности, которая обладает гражданскими правами. Ценность индивидуальной свободы и самостоятельности. | Принцип коллективизма, незащищённость большей части общества, беззаконие.Приоритет системы подчинения личности обществу. |
Экономическая сфера | Развитая частная собственность, рыночная экономика, престиж предпринимательской деятельности. | Слабо развита частная собственность, в основном -общинная и государственная собственность. Защищена законом только собственность высшего слоя общества. Власть рождает собственность. Отсутствие власти — отсутствие собственности. |
Отношение к прогрессу | Прогрессивное развитие общества, модернизация, использование инноваций, развитие общества носит поступательный характер. | Поддержание традиционного образа жизни, развитие общества носит циклический характер. |
Цивилизационный подход к изучению истории разрабатывали:
- Н.Я. Данилевский – теория культурно-исторических типов;
- О.Шпенглер – теория культур;
- А.Тойнби – теория локальных цивилизаций;
- П.Сорокин – теория социокультурных систем.
Цивилизация –от латинского «гражданский». В широком смысле – уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующей за варварством и дикостью. Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для неё образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.
Употребление термина «цивилизация»:
- Как синоним культуры (А.Тойнби)
- Как определенная стадия в развитии локальных культур (О.Шпенглер)
- Как ступень исторического развития (Л.Морган, Ф.Энгельс, О.Тоффлер)
- Как уровень (степень развития того или иного региона, либо этноса
- В современной теории цивилизаций распространены концепции локальных цивилизаций и линейно – стадиальные концепции.
Локальные цивилизации –большие исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития.
Они могут совпадать с границами государств (китайская), могут включать в себя несколько государств (западноевропейская цивилизация)
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Источник
Тема 1.3 Культура и цивилизация
Тема 1.3 Культура и цивилизация
Норматив по теме
- Культура и цивилизация.
- Типы цивилизаций.
- Современные цивилизации.
- Перспективы постиндустриального общества.
Термины: цивилизация, интровертность, техногенная, глобализация
Культура и цивилизация
Понятие «цивилизация» одно из самых сложных в современной науке: предложено множество его определений.
Сам термин происходит от латинского слова «гражданский» .
В широком смысле под цивилизацией понимают уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующий за варварством, дикостью.
Используют это понятие и для обозначения совокупности уникальных проявлений общественных порядков, присущих определенной исторической общности.
В этом смысле цивилизация характеризуется как качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития.
Известный российский историк М. А. Барг так определил цивилизацию: «…Это способ, которым данное общество разрешает свои материальные, социально-политические и духовно-этические проблемы».
Различные цивилизации коренным образом отличаются друг от друга, так как основываются не на схожей производственной технике и технологии (как общества одной формации), а на несовместимых системах социальных и духовных ценностей. Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.
Освальд Шпенглер (1880-1936), немецкий историк, философ
Культура — э то качественное своеобразие, особенность каждого народа, а цивилизация — это унифицирование, приведение к единым стандартам посредством распространения продуктов НТП.
Шпенглер О. считал, что если пришла цивилизация, то культура умирает.
Типы цивилизаций
В современной теории цивилизаций распространены как
линейно-стадиальные концепции (в них под цивилизацией понимается определенная ступень мирового развития, противопоставляемая «нецивилизованным» обществам), так и концепции локальных цивилизаций .
Восточный тип цивилизации (восточная цивилизация) — исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к 3-му тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Вавилоне, Древнем Египте. Характерными чертами восточной цивилизации являются:
1. Традиционализм — ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур.
2. Низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности.
3. В мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека ,предопределение всех действий и поступков, независящими от него силами природы, социума, богов и т. д.
4. Нравственно волевая установка не на познание и преобразование мира, а созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни — интровертность .
5. Личностное начало не развито. Общественная жизнь построена на принципах коллективизма .
6. Политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в форме деспотий, в которых осуществляется абсолютное преобладание государства над обществом .
7. Экономической основой жизни в восточных цивилизациях является корпоративная и государственная форма собственности, а основным методом управления выступает принуждение.
Макс Вебер (1864-1920),немецкий социолог
Западный тип цивилизации (западная цивилизация) — систематическая
характеристика особого типа цивилизационного развития, включающая в себя определенные этапы историко-культурного развития Европы и Северной Америки. Основными ценностями западного типа цивилизации, по М. Веберу, являются следующие:
1) динамизм , ориентация на новизну;
2) утверждение достоинства и уважения к человеческой личности;
3) индивидуализм , установка на автономию личности;
4) рациональность ;
5) идеалы свободы, равенства, терпимости;
6) уважение к частной собственности ;
7) предпочтение демократии всем другим формам государственного управления. Западная цивилизация на определенном этапе развития приобретает характер техногенной цивилизации.
Современные цивилизации
Техногенная цивилизация — исторический этап в развитии западной цивилизации, особый тип цивилизационного развития, сформировавшийся в Европе в XV—XVII вв. и распространившийся по всему земному шару, вплоть до конца XX столетия.
Главную роль в культуре данного типа цивилизации занимает научная рациональность, подчеркивается особая ценность разума и основанный на нем прогресс науки и техники.
Характерные черты:
1) быстрое изменение техники и технологии благодаря систематическому применению в производстве научных знаний;
2) как результатом слияния науки и производства произошла и научно-техническая революция, существенным образом изменившие взаимоотношения человека и природы, место человека в системе производства;
3) ускоряющееся обновление той искусственно созданной человеком предметной среды, в которой непосредственно протекает его жизнедеятельность. Это сопровождается возрастающей динамикой социальных связей, их относительно быстрой трансформацией. Иногда на протяжении одного-двух поколений происходит изменение образа жизни и формирование нового типа личности. На базе техногенной цивилизации сформировалось два типа общества— индустриальное общество и постиндустриальное общество.
Глобальная цивилизация — современный этап цивилизационного развития, характеризующийся возрастающей целостностью мирового сообщества, становлением единой общепланетарной цивилизации. Глобализация связана прежде всего с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле. Эта интернационализация означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-экономических, политических, культурных и иных связей и отношений.
Источник
Цивилизация как исторический этап развития человечества. Локальные цивилизации земли
Понятие Ц. почти столь же многозначно, как и культура. Но оно имеет 4 основных значения:
Ц. = культура (журналистика; ученые Запада).
Ц. – этап исторического развития человечества, следующий за первобытностью (34-35 т. лет назад). Наступил 5-6 т. лет назад. При этом необходимо отметить, что развитие человечества шло неравномерно: наряду с переходом одних человеческих обществ к Ц. другие продолжали жить на уровне первобытности (последние называются симполитейные).
Подобное понимание термина Ц. в 18 в. предложил английский историк А. Фергюссон. В 19 в. Термин был развит и дополнен Л. Г. Морганом и Ф. Энгельсом. 20 в. – вклад Г. Уайльда: предлагает 10 признаков Ц. как определенного исторического этапа. 3 материальных признака: города, монументальные общественные сооружения, письменность.
В 20 в. Археологией сделаны громадные открытия: в разных местах планеты возникли оригинальные Ц., которые различаются по предпосылкам их возникновения как первичные и вторичные.
Первичные Ц.: возникли на основе первобытной культуры и являются самыми древними (5-6 т. лет назад) – египетская, шумерская, индийская, месопотамская, китайская.
Вторичные Ц.: возникли на основе использования достижений более древних Ц.
Нематериальные признаки Ц.: ●государство ●разделение общества на правящие классы ●налоги/дань ●престижное потребление ●углубленное разделение труда ●переход от коллективного к индивидуальному творчеству
3. Ц. = тип региональной/локальной культуры. Классификация Ц. по ООН: ●европейская ●китайская ●индо-буддийская ●арабо-исламская ●латиноамериканская ●африканская. Это т.н. «отдельные образы человечества на отдельно взятой большой территории». Различение и изучение локальных Ц. началось в 19 в. Пионер – русский ученый Н. Я. Данилевский.
Различие Восточной и Западной цивилизаций.
Истор корни — в античности, христ-ве и демократ традициях. Христ-во способств самосовершенств-ю личности. Сущ раздел-е м/у властью и церковью. Преоблад частной собств. Развитый аппарат власти.
Опир на религию, кот формировали этико-культурн традиции, система ценностей, образ жизни, мировоззрение. Основа общ-ва – традиции; духовные и коллективные начала – под контролем гос-ва. Полит и духовн жизнь слиты, дополняя друг друга. Много кланов религ хар-ра. Ориент на консервативную стабильность. Секты, кланы, общины.
С 4-го тысячел-я до н. э. в разл рег-х соверш-ся переход к цивилиз-му разв-ю. Осн призн Ц: 3 матер – города, сооруж-я, письм-ть; признаки, кот устанавл-ся косв путем:●дань/налог ●глубок раздел-е Т на умств (прав-ли ® идеологи-жрецы ® воины ® управляющие) и физ. ●появл-е гос-в ●престижное потребл-е ●индивид х-р идеолог и худож творч-ва ●трансформ-я религ-идеолог с-м. Ее общ черты: ▪уменьш-е кол-ва Богов. Боги объед-ся в семейн группу, в сост кот появл иерархия ▪измен-е облика Богов. Зоо- и натурморф х-р ® антропоморф х-р. ▪появл-е в религ теория этич начал (завис-ть отнош-я Богов не только от жертвопринош-й, но и от повед-я людей) ▪власт-ли 1х гос-в обожествл-ся, они не только сыны Богов, но и облад спос-тью непоср возд на прир и на Богов.
1-е вост Ц (шумер, егип, индо-ганг) возн в долинах крупн рек ® необх-ть сосредоточ-я огром людск ресурсов + необх-ть управл-я ими. По усл-ям первоб-ти такими центрами упр-я были религ центры. 1-е прав-ли – верхов жрецы, власть их – теократич. Экон и производ потреб-ти речных Ц обусл х-р полит организ-и 1х вост Ц – деспотия (абсолют сакрализ власть прав-ля-жреца, кот номинал явл собств-ком всех земель гос-ва). Власть прав-ля опир-ся на развит бюрократич аппарат.
Х-р соб-ти на глав предм Т – землю – обусл и адм-орг устр-во вост О. В руках гос-ва не только земля, но и ср-ва идеол возд-я, кот и опред доминир роль гос-ва в О. Доминир-е гос-ва+общин х-р землевлад Т+образ Ж=преобл-е общинно-коллективист психол-и насел-я+выс морал стандарт повед-я.
При анализе типов цивилиз разв-я необх учит влияние менталитета насел-я. Менталитет – историч сложивш тип мировоспр-я, мироощущ-я и реагир-я на окр мир, в осн кот лежат не только и не столько сознат эл-ты типа идеи и принципов, но в больш степ подсознат устан-ки, предпочт-я, стереотипы мышл-я, сформир не только повторяющ-ся обстоят-вами сущ-я, но и особ-тями лингвистич структур мышл-я.
Х-р эк и соц-полит систем вост О+обществ психол-я его насел-я => поразит проч-ть с-м и циклич х-р их разв-я.
Источник