Цивилизация как ступень исторического развития человечества

ЕГЭ. Общество. Тема № 11. Цивилизация и её типы

Цивилизация – это слово иностранного происхождения, пришло в русский язык из греческого языка и обозначает « гражданский».

Один из путей изучения истории – цивилизационный. Так что же такое цивилизация и каковы её типы?

Цивилизация

Цивилизация – это общество на определённом этапе исторического развития, характеризующееся свойственными ему особенностями развития культуры, причём культуры в широком смысле, то есть того, что создало человечество и что значимое для него, вся материальная и духовная культура.

Существует несколько классификаций цивилизаций.

Первая классификация цивилизаций

  • Локальные цивилизации —общности людей, которые занимают определённую территорию и отличаются уникальными, только им свойственными особенностями социально-экономического и культурного развития. Складывается такая цивилизация на основе одного или нескольких этносов, имеет одну религию. Так в период Древнего мира уникальной были цивилизации Рима. Египта, индии и других государств.
  • Линейно – стадиальные цивилизации,их ещё называют мировыми, — это этап в развитии общества, имеющий универсальные, то есть общие черты развития, свойственные всему человечеству в этот период, всем локальным цивилизациям:

это примерно одинаковый уровень экономического, военного развития, политического устройства,

примерно один и тот же уровень знаний об окружающем мире,

одинаковая роль религии, хотя их в мировой цивилизации много,

Так, в период Древнего мир как бы ни отличались Рим и Египет, но они стояли примерно на одном уровне развития(например, войны велись на колесницах и пешими лучниками, не было же тогда в какой-то стране танков).

Линейно-стадиальные цивилизации:

  • Античность
  • Средневековье
  • Возрождение
  • Просвещение
  • Новое время
  • Новейшее время

Вторая классификация цивилизаций

  • Западная цивилизация
  • Восточная цивилизация

Сравнение западной и восточной цивилизации

Линии сравнения Западная цивилизация Восточная цивилизация
Роль религии Рациональное сознание, Разделение светской и духовной сфер жизни, появление атеистов- людей, не верящих в Бога. Велика роль религии , религиозных ценностей, вся жизнь людей и государства в целом основана на религиозных ценностях.
Восприятие мира Рациональное и в то же время противоречивое. Эмоциональное, вера в судьбу, в постоянное чередование смертей и возрождений.
Отношение к природе Меньшая зависимость человечества от природы, использование интенсивных технологий, появление глобальной экологической проблемы.Стремление подчинить себе природу. Зависимость экономики от природных условий, экстенсивный характер технологий, гармония с природой.
Политическая сфера Правовое государство, верховенство закона, строительство гражданского общества, выборность органов власти, парламентаризм.Принцип разделения властей.Развитые горизонтальные связи в обществе, прогрессивный тип развития. Общество полностью подчинено государству, деспотический характер власти, власть выше закона.Вертикальный тип связей, отношения господства и подчинения. Полная зависимость от властей, отсутствие горизонтальных связей.Восточная деспотия, неограниченная власть, обожествление монарха.
Социальная сфера Развитая классовая структура, а со временем стирание классовых различий, наличие профсоюзов, партий, общественных организаций. Сословная социальная система, трудность или невозможность перейти из одного сословия в другое, общинность, замкнутость.
Человек в обществе Приоритет прав и свобод в человека, его интересов, индивидуализм сознания.Приоритет свободной личности, которая обладает гражданскими правами. Ценность индивидуальной свободы и самостоятельности. Принцип коллективизма, незащищённость большей части общества, беззаконие.Приоритет системы подчинения личности обществу.
Экономическая сфера Развитая частная собственность, рыночная экономика, престиж предпринимательской деятельности. Слабо развита частная собственность, в основном -общинная и государственная собственность. Защищена законом только собственность высшего слоя общества. Власть рождает собственность. Отсутствие власти — отсутствие собственности.
Отношение к прогрессу Прогрессивное развитие общества, модернизация, использование инноваций, развитие общества носит поступательный характер. Поддержание традиционного образа жизни, развитие общества носит циклический характер.

Цивилизационный подход к изучению истории разрабатывали:

  • Н.Я. Данилевский – теория культурно-исторических типов;
  • О.Шпенглер – теория культур;
  • А.Тойнби – теория локальных цивилизаций;
  • П.Сорокин – теория социокультурных систем.

Цивилизация –от латинского «гражданский». В широком смысле – уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующей за варварством и дикостью. Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для неё образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.

Употребление термина «цивилизация»:

  • Как синоним культуры (А.Тойнби)
  • Как определенная стадия в развитии локальных культур (О.Шпенглер)
  • Как ступень исторического развития (Л.Морган, Ф.Энгельс, О.Тоффлер)
  • Как уровень (степень развития того или иного региона, либо этноса
  • В современной теории цивилизаций распространены концепции локальных цивилизаций и линейно – стадиальные концепции.

Локальные цивилизации –большие исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития.

Они могут совпадать с границами государств (китайская), могут включать в себя несколько государств (западноевропейская цивилизация)

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник

Тема 1.3 Культура и цивилизация

Тема 1.3 Культура и цивилизация

Норматив по теме

  1. Культура и цивилизация.
  2. Типы цивилизаций.
  3. Современные цивилизации.
  4. Перспективы постиндустриального общества.

Термины: цивилизация, интровертность, техногенная, глобализация

Культура и цивилизация

Понятие «цивилизация» одно из самых сложных в современной науке: предложено множество его определений.

Сам термин происходит от латинского слова «гражданский» .

В широком смысле под циви­лизацией понимают уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующий за варварством, дикостью.

Используют это понятие и для обозначения совокупности уникальных проявлений общественных порядков, присущих определенной исторической общности.

В этом смысле цивилизация характеризуется как качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития.

Известный рос­сийский историк М. А. Барг так определил цивили­зацию: «…Это способ, которым данное общество разрешает свои материальные, социально-политиче­ские и духовно-этические проблемы».

Различные ци­вилизации коренным образом отличаются друг от друга, так как основываются не на схожей производ­ственной технике и технологии (как общества одной формации), а на несовместимых системах социальных и духовных ценностей. Любая цивилизация ха­рактеризуется не столько производственным бази­сом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимо­связи с окружающим миром.

Освальд Шпенглер (1880-1936), немецкий историк, философ

Культура — э то качественное своеобразие, особенность каждого народа, а цивилизация — это унифицирование, приведение к единым стандартам посредством распространения продуктов НТП.

Шпенглер О. считал, что если пришла цивилизация, то культура умирает.

Типы цивилизаций

В современной теории цивилизаций распростране­ны как

линейно-стадиальные концепции (в них под цивилизацией понимается определенная ступень ми­рового развития, противопоставляемая «нецивилизо­ванным» обществам), так и концепции локальных цивилизаций .

Восточный тип цивилизации (восточная цивилизация) — исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к 3-му тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Вавилоне, Древнем Египте. Характерными чертами восточной цивилизации являются:

1. Традиционализм — ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур.

2. Низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности.

3. В мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека ,предопределение всех действий и поступков, независящими от него силами природы, социума, богов и т. д.

4. Нравственно волевая установка не на познание и преобразование мира, а созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни — интровертность .

5. Личностное начало не развито. Общественная жизнь построена на принципах коллективизма .

6. Политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в форме деспотий, в которых осуществляется абсолютное преобладание государства над обществом .

7. Экономической основой жизни в восточных цивилизациях является корпоративная и государственная форма собственности, а основным методом управления выступает принуждение.

Макс Вебер (1864-1920),немецкий социолог

Западный тип цивилизации (западная цивилизация) — систематическая

характеристика особого типа цивилизационного развития, включающая в себя определенные этапы историко-культурного развития Европы и Северной Америки. Основными ценностями западного типа цивилизации, по М. Веберу, являются следующие:
1) динамизм , ориентация на новизну;
2) утверждение достоинства и уважения к человеческой личности;
3) индивидуализм , установка на автономию личности;
4) рациональность ;
5) идеалы свободы, равенства, терпимости;
6) уважение к частной собственности ;
7) предпочтение демократии всем другим формам государственного управления. Западная цивилизация на определенном этапе развития приобретает характер техногенной цивилизации.

Современные цивилизации

Техногенная цивилизация — исторический этап в развитии западной цивилизации, особый тип цивилизационного развития, сформировавшийся в Европе в XV—XVII вв. и распространившийся по всему земному шару, вплоть до конца XX столетия.

Главную роль в культуре данного типа цивилизации занимает научная рациональность, подчеркивается особая ценность разума и основанный на нем прогресс науки и техники.

Характерные черты:

1) быстрое изменение техники и технологии благодаря систематическому применению в производстве научных знаний;

2) как результатом слияния науки и производства произошла и научно-техническая революция, существенным образом изменившие взаимоотношения человека и природы, место человека в системе производства;

3) ускоряющееся обновление той искусственно созданной человеком предметной среды, в которой непосредственно протекает его жизнедеятельность. Это сопровождается возрастающей динамикой социальных связей, их относительно быстрой трансформацией. Иногда на протяжении одного-двух поколений происходит изменение образа жизни и формирование нового типа личности. На базе техногенной цивилизации сформировалось два типа общества— индустриальное общество и постиндустриальное общество.

Глобальная цивилизация — современный этап цивилизационного развития, характеризующийся возрастающей целостностью мирового сообщества, становлением единой общепланетарной цивилизации. Глобализация связана прежде всего с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле. Эта интернационализация означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-экономических, политических, культурных и иных связей и отношений.

Источник

Цивилизация как исторический этап развития человечества. Локальные цивилизации земли

Понятие Ц. почти столь же многозначно, как и культура. Но оно имеет 4 основных значения:

Ц. = культура (журналистика; ученые Запада).

Ц. – этап исторического развития человечества, следующий за первобытностью (34-35 т. лет назад). Наступил 5-6 т. лет назад. При этом необходимо отметить, что развитие человечества шло неравномерно: наряду с переходом одних человеческих обществ к Ц. другие продолжали жить на уровне первобытности (последние называются симполитейные).

Подобное понимание термина Ц. в 18 в. предложил английский историк А. Фергюссон. В 19 в. Термин был развит и дополнен Л. Г. Морганом и Ф. Энгельсом. 20 в. – вклад Г. Уайльда: предлагает 10 признаков Ц. как определенного исторического этапа. 3 материальных признака: города, монументальные общественные сооружения, письменность.

В 20 в. Археологией сделаны громадные открытия: в разных местах планеты возникли оригинальные Ц., которые различаются по предпосылкам их возникновения как первичные и вторичные.

Первичные Ц.: возникли на основе первобытной культуры и являются самыми древними (5-6 т. лет назад) – египетская, шумерская, индийская, месопотамская, китайская.

Вторичные Ц.: возникли на основе использования достижений более древних Ц.

Нематериальные признаки Ц.: ●государство ●разделение общества на правящие классы ●налоги/дань ●престижное потребление ●углубленное разделение труда ●переход от коллективного к индивидуальному творчеству

3. Ц. = тип региональной/локальной культуры. Классификация Ц. по ООН: ●европейская ●китайская ●индо-буддийская ●арабо-исламская ●латиноамериканская ●африканская. Это т.н. «отдельные образы человечества на отдельно взятой большой территории». Различение и изучение локальных Ц. началось в 19 в. Пионер – русский ученый Н. Я. Данилевский.

Различие Восточной и Западной цивилизаций.

Истор корни — в античности, христ-ве и демократ традициях. Христ-во способств самосовершенств-ю личности. Сущ раздел-е м/у властью и церковью. Преоблад частной собств. Развитый аппарат власти.

Опир на религию, кот формировали этико-культурн традиции, система ценностей, образ жизни, мировоззрение. Основа общ-ва – традиции; духовные и коллективные начала – под контролем гос-ва. Полит и духовн жизнь слиты, дополняя друг друга. Много кланов религ хар-ра. Ориент на консервативную стабильность. Секты, кланы, общины.

С 4-го тысячел-я до н. э. в разл рег-х соверш-ся переход к цивилиз-му разв-ю. Осн призн Ц: 3 матер – города, сооруж-я, письм-ть; признаки, кот устанавл-ся косв путем:●дань/налог ●глубок раздел-е Т на умств (прав-ли ® идеологи-жрецы ® воины ® управляющие) и физ. ●появл-е гос-в ●престижное потребл-е ●индивид х-р идеолог и худож творч-ва ●трансформ-я религ-идеолог с-м. Ее общ черты: ▪уменьш-е кол-ва Богов. Боги объед-ся в семейн группу, в сост кот появл иерархия ▪измен-е облика Богов. Зоо- и натурморф х-р ® антропоморф х-р. ▪появл-е в религ теория этич начал (завис-ть отнош-я Богов не только от жертвопринош-й, но и от повед-я людей) ▪власт-ли 1х гос-в обожествл-ся, они не только сыны Богов, но и облад спос-тью непоср возд на прир и на Богов.

1-е вост Ц (шумер, егип, индо-ганг) возн в долинах крупн рек ® необх-ть сосредоточ-я огром людск ресурсов + необх-ть управл-я ими. По усл-ям первоб-ти такими центрами упр-я были религ центры. 1-е прав-ли – верхов жрецы, власть их – теократич. Экон и производ потреб-ти речных Ц обусл х-р полит организ-и 1х вост Ц – деспотия (абсолют сакрализ власть прав-ля-жреца, кот номинал явл собств-ком всех земель гос-ва). Власть прав-ля опир-ся на развит бюрократич аппарат.

Х-р соб-ти на глав предм Т – землю – обусл и адм-орг устр-во вост О. В руках гос-ва не только земля, но и ср-ва идеол возд-я, кот и опред доминир роль гос-ва в О. Доминир-е гос-ва+общин х-р землевлад Т+образ Ж=преобл-е общинно-коллективист психол-и насел-я+выс морал стандарт повед-я.

При анализе типов цивилиз разв-я необх учит влияние менталитета насел-я. Менталитет – историч сложивш тип мировоспр-я, мироощущ-я и реагир-я на окр мир, в осн кот лежат не только и не столько сознат эл-ты типа идеи и принципов, но в больш степ подсознат устан-ки, предпочт-я, стереотипы мышл-я, сформир не только повторяющ-ся обстоят-вами сущ-я, но и особ-тями лингвистич структур мышл-я.

Х-р эк и соц-полит систем вост О+обществ психол-я его насел-я => поразит проч-ть с-м и циклич х-р их разв-я.

Источник

Читайте также:  Деревянные лестницы для небольших домов
Оцените статью