- Цивилизация – ступень общественного развития, следующая за дикостью и варварством
- Цивилизация – ступень общественного развития, следующая за дикостью и варварством
- 1 Цивилизация – ступень общественного развития, следующая за дикостью и варварством.
- 2 Цивилизация как город, как городское общество
- 1 Цивилизация – ступень общественного развития, следующая за дикостью и варварством.
- 2 Цивилизация как город, как городское общество
Цивилизация – ступень общественного развития, следующая за дикостью и варварством
Этот взгляд на историю человечества установился в европейской науке в XVIII-XIX вв. и был серьезно обоснован американским этнографом Л. Морганом (1818-1881гг.), а затем принят Ф. Энгельсом (1820-1895гг.).
У Моргана термины «дикость» и «варварство» обозначали два этапа в развитии первобытной культуры, которые предшествовали цивилизации как более развитому обществу. «Дикость» продолжается до изобретения человеком гончарства. Это период присвоения готовых продуктов природы и полной зависимости человека от нее. Следующий этап — «варварство». Он начинается с изобретения гончарного дела и завершается появлением письменности. В это время человек переходит к земледелию и скотоводству, то есть производящим формам хозяйственной деятельности.
Данная периодизация первобытной истории ныне является устаревшей. Термины «дикари» и «варвары» по отношению к людям доцивилизованной эпохи или народам и теперь находящимся на уровне первобытности в науке не используются. К ним применяются более корректные обозначения «первобытные люди», «естественные» или «примитивные племена», «традиционные» или «доисторические общества». Слова же «дикость» и «варварство» не ушли из повседневной речи, но имеют в ней другой смысл. Дикость – крайняя степень некультурности, а варварство — это грубость, жестокость, разрушение того, что произвел человек – созидатель, или – антикультура. Сегодня дикарями и варварами называют людей, которые живут в цивилизованном мире, но не хотят следовать его нормам и принципам.
Вместе с тем концепция Моргана оказала влияние на взгляды современных учёных. Большинство из них считают, что цивилизация сложилась лишь на определенном этапе развития общества. В первобытную эпоху зародилась и развивалась культура, но еще не было цивилизации. При этом последняя не возникла в одночасье, а постепенно вызревала в недрах предшествующего периода.
Наиболее важными признаками цивилизации считаются:
— отделение ремесла от земледелия;
— наличие государства, городов, частной собственности и денег;
-монументальное строительство, «достаточно» развитая религия и письменность.
Источник
Цивилизация – ступень общественного развития, следующая за дикостью и варварством
Слово «цивилизация» происходит от латинского civilis – гражданский, государственный. Латинские корни данного слова подсказывают нам обратиться за разъяснениями к представителям античной эпохи. Древние греки и римляне противопоставляли созданное ими общество, которое они считали цивилизованным, варварскому. К варварам они относили все народы, находящиеся за пределами античного мира. Эти народы не только говорили на непонятных древним грекам и римлянам языках, но и обладали чуждой им культурой. Данная культура опиралась на иные ценности и воспринималась жителями античных полисов как примитивная, отсталая. Причина отсталости заключалась в отсутствии у варваров гражданских прав и связанных с ними высоких человеческих качеств. А именно они создавали основу для благоустроенной цивилизованной жизни.
В культурологии существуют различные подходы к проблеме соотношения культуры и цивилизации. Прежде чем проанализировать эти подходы, необходимо выяснить, что же следует понимать под «цивилизацией». Ответить на этот вопрос весьма непросто, ведь среди культурологов на сей счет нет единого мнения. Так же как и «культура», понятие «цивилизация» многозначно и насчитывает большое количество определений.
Понятие «цивилизация». Проблема соотношения культуры и цивилизации
Москва, ул. Профсоюзная, д. 82
Усл. печ. л. 60,48. Уч-изд. л. 37,7. Тираж 1500 экз. Заказ № 1751
ЛР № 066009 от 22.07.1998. Подписано в печать 17.08.2005.
Учебное издание
Мария Пнибутас Цивилизация Великой Богини
Компьютерная верстка и иллюстрации: В.Д.Лавреников
Формат 84×108/16. Бумага офсетная № 1. Печать офсетная.
Издательство «Российская политическая энциклопедия»
(РОССПЭН)
Тел. 334-81-87 (дирекция) Тел./факс: 334-82-42 (отдел реализации)
Отпечатано в ОАО «ИПК «Ульяновский Дом печати» 432980, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14
Принято считать, что термин «цивилизация» был введен в научный обиход французскими просветителями[1] в XVIII веке. Уже тогда он имел различный смысл:
1. Цивилизация – это общество, базовыми ценностями которого являются разум, наука, свобода и социальная справедливость. Таким образом, цивилизация в понимании философов — просветителей должна была воплотить в жизнь те идеи, которые составляли краеугольный камень Просвещения.
2. Под цивилизацией или цивильностью понималась совокупность качеств личности, включающая знание правил приличий, вежливость и учтивость. Данное толкование цивилизации в немалой степени соответствует понятию «цивилизованность», столь распространенному сегодня. И хотя ныне это понятие имеет более широкий смысл, его прежнее базовое значение остается неизменным. Цивилизованность – умение усмирять свои страсти, желания и поступать в соответствии с установленными обществом нормами и правилами.
Интересно то, что в России слово «цивильный» использовалось ранее в значении гражданский, штатский (например, цивильная одежда) и теперь является устаревшим. А вот молодежь включила это слово в свой жаргон, где оно означает общепринятый, то есть соответствующий нормам доминирующей культуры (цивильная квартира, цивильный костюм).
Сегодня в культурологии имеется множество определений понятия «цивилизация». Вот основные из них:
Этот взгляд на историю человечества установился в европейской науке в XVIII-XIX вв. и был серьезно обоснован американским этнографом Л. Морганом (1818-1881гг.), а затем принят Ф. Энгельсом (1820-1895гг.).
У Моргана термины «дикость» и «варварство» обозначали два этапа в развитии первобытной культуры, которые предшествовали цивилизации как более развитому обществу. «Дикость» продолжается до изобретения человеком гончарства. Это период присвоения готовых продуктов природы и полной зависимости человека от нее. Следующий этап — «варварство». Он начинается с изобретения гончарного дела и завершается появлением письменности. В это время человек переходит к земледелию и скотоводству, то есть производящим формам хозяйственной деятельности.
Данная периодизация первобытной истории ныне является устаревшей. Термины «дикари» и «варвары» по отношению к людям доцивилизованной эпохи или народам и теперь находящимся на уровне первобытности в науке не используются. К ним применяются более корректные обозначения «первобытные люди», «естественные» или «примитивные племена», «традиционные» или «доисторические общества». Слова же «дикость» и «варварство» не ушли из повседневной речи, но имеют в ней другой смысл. Дикость – крайняя степень некультурности, а варварство — это грубость, жестокость, разрушение того, что произвел человек – созидатель, или – антикультура. Сегодня дикарями и варварами называют людей, которые живут в цивилизованном мире, но не хотят следовать его нормам и принципам.
Вместе с тем концепция Моргана оказала влияние на взгляды современных учёных. Большинство из них считают, что цивилизация сложилась лишь на определенном этапе развития общества. В первобытную эпоху зародилась и развивалась культура, но еще не было цивилизации. При этом последняя не возникла в одночасье, а постепенно вызревала в недрах предшествующего периода.
Наиболее важными признаками цивилизации считаются:
— отделение ремесла от земледелия;
— наличие государства, городов, частной собственности и денег;
-монументальное строительство, «достаточно» развитая религия и письменность.
Источник
1 Цивилизация – ступень общественного развития, следующая за дикостью и варварством.
Этот взгляд на историю человечества установился в европейской науке в XVIII-XIX вв. и был серьезно обоснован американским этнографом Л. Морганом (1818-1881гг.), а затем принят Ф. Энгельсом (1820-1895гг.).
У Моргана термины «дикость» и «варварство» обозначали два этапа в развитии первобытной культуры, которые предшествовали цивилизации как более развитому обществу. «Дикость» продолжается до изобретения человеком гончарства. Это период присвоения готовых продуктов природы и полной зависимости человека от нее. Следующий этап — «варварство». Он начинается с изобретения гончарного дела и завершается появлением письменности. В это время человек переходит к земледелию и скотоводству, то есть производящим формам хозяйственной деятельности.
Данная периодизация первобытной истории ныне является устаревшей. Термины «дикари» и «варвары» по отношению к людям доцивилизованной эпохи или народам и теперь находящимся на уровне первобытности в науке не используются. К ним применяются более корректные обозначения «первобытные люди», «естественные» или «примитивные племена», «традиционные» или «доисторические общества». Слова же «дикость» и «варварство» не ушли из повседневной речи, но имеют в ней другой смысл. Дикость – крайняя степень некультурности, а варварство — это грубость, жестокость, разрушение того, что произвел человек – созидатель, или – антикультура. Сегодня дикарями и варварами называют людей, которые живут в цивилизованном мире, но не хотят следовать его нормам и принципам.
Вместе с тем концепция Моргана оказала влияние на взгляды современных учёных. Большинство из них считают, что цивилизация сложилась лишь на определенном этапе развития общества. В первобытную эпоху зародилась и развивалась культура, но еще не было цивилизации. При этом последняя не возникла в одночасье, а постепенно вызревала в недрах предшествующего периода.
Наиболее важными признаками цивилизации считаются:
— отделение ремесла от земледелия;
— наличие государства, городов, частной собственности и денег;
-монументальное строительство, «достаточно» развитая религия и письменность.
2 Цивилизация как город, как городское общество
Еще в античную эпоху цивилизация ассоциировалась не только с качествами гражданина как полноправного члена своего государства, но и городского жителя. Рассмотрение городской оседлой жизни как цивилизованной по сравнению с более простой кочевой было свойственно арабам уже в средневековый период. Об этом свидетельствует происхождение арабского термина «мадайният» — культура, цивилизация от «мадина» — город.
Научное обоснование цивилизации как городского общества заключается в том, что город как сложная форма организации жизни людей является главным фактором и признаком цивилизации и отделяется от окружающей среды и нецивилизованных обществ. Большой вклад в развитие этой концепции внесли американские ученые Ф.Бегби и Д.Уилкинсон.
Безусловно, город является центром цивилизации и ее важнейшим атрибутом. В городах сосредоточена промышленность. Здесь создаются научные теории и технические проекты. Городская жизнь более благоустроена, сложна и динамична по сравнению с сельской. Однако ограничивать цивилизацию одним городом, игнорируя село, нельзя. В цивилизации тесно взаимосвязаны различные формы хозяйственной деятельности и разные типы поселений.
Крестьянская культура существенно отличается от городской, но при этом является составной частью цивилизации. Этого мнения, например, придерживался американский культуролог Р.Редфильд (1897-1958), который считал, что крестьянство является полуавтономным сообществом в цивилизации, где гегемония принадлежит городу. Не надо забывать и о том, что город своим возникновением во многом обязан земледелию. Данную мысль убедительно обосновал английский ученый Дж. Бернал, утверждавший, что «прежде чем мог быть создан город, необходим был такой высокий уровень развития земледелия, чтобы жители города, не производящие продукты питания, смогли бы жить за счет прибавочного продукта, создаваемого деревенскими жителями» 1 .
Источник
1 Цивилизация – ступень общественного развития, следующая за дикостью и варварством.
Этот взгляд на историю человечества установился в европейской науке в XVIII-XIX вв. и был серьезно обоснован американским этнографом Л. Морганом (1818-1881гг.), а затем принят Ф. Энгельсом (1820-1895гг.).
У Моргана термины «дикость» и «варварство» обозначали два этапа в развитии первобытной культуры, которые предшествовали цивилизации как более развитому обществу. «Дикость» продолжается до изобретения человеком гончарства. Это период присвоения готовых продуктов природы и полной зависимости человека от нее. Следующий этап — «варварство». Он начинается с изобретения гончарного дела и завершается появлением письменности. В это время человек переходит к земледелию и скотоводству, то есть производящим формам хозяйственной деятельности.
Данная периодизация первобытной истории ныне является устаревшей. Термины «дикари» и «варвары» по отношению к людям доцивилизованной эпохи или народам и теперь находящимся на уровне первобытности в науке не используются. К ним применяются более корректные обозначения «первобытные люди», «естественные» или «примитивные племена», «традиционные» или «доисторические общества». Слова же «дикость» и «варварство» не ушли из повседневной речи, но имеют в ней другой смысл. Дикость – крайняя степень некультурности, а варварство — это грубость, жестокость, разрушение того, что произвел человек – созидатель, или – антикультура. Сегодня дикарями и варварами называют людей, которые живут в цивилизованном мире, но не хотят следовать его нормам и принципам.
Вместе с тем концепция Моргана оказала влияние на взгляды современных учёных. Большинство из них считают, что цивилизация сложилась лишь на определенном этапе развития общества. В первобытную эпоху зародилась и развивалась культура, но еще не было цивилизации. При этом последняя не возникла в одночасье, а постепенно вызревала в недрах предшествующего периода.
Наиболее важными признаками цивилизации считаются:
— отделение ремесла от земледелия;
— наличие государства, городов, частной собственности и денег;
-монументальное строительство, «достаточно» развитая религия и письменность.
2 Цивилизация как город, как городское общество
Еще в античную эпоху цивилизация ассоциировалась не только с качествами гражданина как полноправного члена своего государства, но и городского жителя. Рассмотрение городской оседлой жизни как цивилизованной по сравнению с более простой кочевой было свойственно арабам уже в средневековый период. Об этом свидетельствует происхождение арабского термина «мадайният» — культура, цивилизация от «мадина» — город.
Научное обоснование цивилизации как городского общества заключается в том, что город как сложная форма организации жизни людей является главным фактором и признаком цивилизации и отделяется от окружающей среды и нецивилизованных обществ. Большой вклад в развитие этой концепции внесли американские ученые Ф.Бегби и Д.Уилкинсон.
Безусловно, город является центром цивилизации и ее важнейшим атрибутом. В городах сосредоточена промышленность. Здесь создаются научные теории и технические проекты. Городская жизнь более благоустроена, сложна и динамична по сравнению с сельской. Однако ограничивать цивилизацию одним городом, игнорируя село, нельзя. В цивилизации тесно взаимосвязаны различные формы хозяйственной деятельности и разные типы поселений.
Крестьянская культура существенно отличается от городской, но при этом является составной частью цивилизации. Этого мнения, например, придерживался американский культуролог Р.Редфильд (1897-1958), который считал, что крестьянство является полуавтономным сообществом в цивилизации, где гегемония принадлежит городу. Не надо забывать и о том, что город своим возникновением во многом обязан земледелию. Данную мысль убедительно обосновал английский ученый Дж. Бернал, утверждавший, что «прежде чем мог быть создан город, необходим был такой высокий уровень развития земледелия, чтобы жители города, не производящие продукты питания, смогли бы жить за счет прибавочного продукта, создаваемого деревенскими жителями» 1 .
Источник