Церковное освещение частного дома

Как правильно освятить дом или квартиру самостоятельно и с батюшкой

Для верующего православного человека совершенно естественной является потребность освящать предметы своего обихода и жилье. Главная задача таких обрядов — испрошение Божьей благодати.

Подготовка к проведению обряда

В основании каждого церковного священнодейства стоит желание одухотворить деятельность того или иного человека. Христианин просит Бога о том, чтобы Он направил жизнь по праведному пути, приносящему пользу. Православные верующие через обряд освящения получают Божественное благословение, помогающее создать вокруг преисполненный любовью мир.

Освящением называют ритуал, через который в личную или церковную жизнь христианина вступает Господь. Его принято проводить после переезда в новое жилище или когда был закончен ремонт. Обряд разрешается делать самостоятельно, если нет возможности пригласить священника. Традиция освящения существует с давних времен, когда христианство только начинало распространяться по всему миру. Приверженцы Иисуса знали, что святая вода и молитва способны защитить дом и личное пространство от вмешательства злых сил.

Совет! Для проведения освящения жилища нужно пригласить священника из храма.

Батюшки наделены особой благодатью, позволяющей совершать освящение. Мирянину нужно просто обратиться в ближайший храм и обсудить со служителями время проведения обряда.

Прежде чем пригласить в дом священнослужителя, необходимо совершить следующие действия:

  • В жилище должен быть идеальный порядок.
  • Нужно выбросить лишнее и бесполезное, занимающее место в доме.
  • В квартире обязательно должен находиться иконостас, а также лампада или несколько свечей.
  • Батюшке, пришедшему совершить освящение, нужно освободить место необходимых предметов.
  • Ритуал освящения занимает примерно один час, за движениями батюшки можно наблюдать и молиться вместе с ним.
Читайте также:  Софиты светильники потолочные светодиодные для квартиры

Чин освящения

Без божественного благословения и помощи Творца в жизни человека не будет происходить ничего истинно ценного и правдивого.

  • Перед началом строительства обыкновенного дома в его основание необходимо заложить крест, а внутри помещения установить святые изображения, которые оповещают о нахождении здесь Господа и Его святых. В жилище разрешено проводить все церковные ритуалы, кроме Литургии и обряда священства.
  • Для ритуала с давних времен существуют особенные молебны. В Требнике указаны чины: на «основание» и защиту от злых духов. Перед самим освящением используется малое водосвятие, дополненное применением елея, креста, свечей и Евангелия.
  • На каждой стене жилища изображают крест, призванный стать защитой от проникновения злых сил и врагов. Во время ритуала Церковь вдохновляет христиан, говоря, что житие в освященном доме отныне будет под защитой Всевышнего.

Самостоятельное освящение

Если нет возможности пригласить священника, можно совершить небольшое освещение самостоятельно. Конечно, это не будет полноценным церковным обрядом — рано или поздно нужно будет позаботиться о том, чтобы пригласить священника. Но если по каким-то причинам сделать это не удается, можно обойтись малым.

Перед, во время и после ритуала христианин обязан придерживаться следующих правил:

  1. Читая молитву, следует мысленно обращаться к Всевышнему, Богородице, Христу, Ангелам-Хранителям или другим святым. Думы о пустом и бессмысленном способны повредить проведению ритуала. Следует сконцентрировать сознание на Боге и четко произносить каждое слово молитвы, видя в этих действиях истинный смысл.
  2. Образ жизни верующего должен соответствовать высокому званию христианина. Посещение храма является необходимым условиям для христианина, стремящегося избавиться от нашествия страстей.
  3. Человек должен проявить искреннюю веру в Господа и забыть об эгоизме. Ему необходимо научиться дарить любовь каждому, даже врагу, и уметь радоваться достижениям других. Человеку нужно соблюдать священные заповеди и отстраняться от дурных помыслов.

. Сам же процесс освящения содержит некоторые особенности.

  • Чаша со святой водой, принесенной из церкви, находится в левой руке, правой же христианин разбрызгивает капли по стенам дома.
  • Обряд принято начинать с угла, находящегося на восточной стороне, движение происходит по часовой стрелке.
  • В качестве основной молитвы принято читать «Отче Наш». К тому же обряд можно дополнить другими: «Да воскреснет Бог» и 90 псалмом.
  • Чаще всего такое окропление проводят на праздник Крещения Господня.

Важно! Квартиры, в которых занимались развратом, пьянствовали, ругались и дрались, церковь называет нечистыми. Именно такие жилища следует освящать в первую очередь, потому что такие дома окутаны негативной энергией и являются вместилищем грязных демонов. Люди, находящиеся в подобных условиях, испытывают постоянные неприятности, сталкиваются с большими проблемами, а в их душе не бывает покоя.

Смысл обряда освящения

Этот ритуал есть полноценная защита от бедствий, провоцируемых вожделением и безверием. Освящение дома благословляет живущих в нем людей на праведные дела, а также охраняет от нападок всего дурного. Ритуал призывает людей не отлучаться от Небесного Отца и направлять жизнь в русло справедливости и закона Божьего.

О святынях в православии:

Жизнь и благополучие в большой степени зависит от окружающей природы и духовной среды. Нравственный порядок портится в результате того, что человек теряет веру в Господа и отдаляется от Него, меняя вечную жизнь на мимолетные удовольствия плоти.

После ослушания первых людей в изначально чистый мир проникли болезни, страдания и смерть. Ритуалы освящения вызваны нуждой самой природы и потребностью человечества. Церковь протягивает руку помощи в деле духовного оздоровления и очищения от скверны и растлевающих грехов.

В настоящее время чрезвычайно важно проводить подобные ритуалы, потому что дьявол господствует в воздухе, пронизывающем пространство. Квартиры переполнены негативной информацией от телевидения, радио и прессы. Нечистая сила притягивает заблудшие души, обещая наслаждение, но обманывает и дарует только разочарование. Через тонкие миры в дома проникают бесчисленные легионы демонов, приносящие агрессию, злобу, месть и другие страсти.

Важно! Церковь дарует истинно верующим людям благодать, избавляющую от разрушительной деятельности нечистой энергии.

Необходимо понимать, что божественная энергия, происходящая от икон, святой воды, мощей и других святынь, дарует силу только тем, кто это действительно заслужил праведной жизнью. В противном случае никакие ритуалы не помогут, они не действуют в качестве талисманов и бесполезны для нечестивцев.Развратный и богохульный человек лично отрекается от Бога и Его помощи, оставаясь во власти ложных предубеждений и больших неприятностей.

Здравствуйте, служители Господа!
Подскажите пожалуйста, как поступить мне в данной ситуации- год назад мы переехали в Иркутск, купили квартиру. Стали делать ремонт. Заранее перед ремонтом, сосед снизу пришёл попросил о том, чтоб были аккуратнее т.к предыдущие соседи часто топили их. Хорошо, ответили мы. Начали ремонт. За 4 месяца ремонта, строители топили соседей 4 раза. Ок,пережили. Дальше заехали мы… в кухне начали мокнуть полы, началось гниение фанеры чёрной плесенью большим количеством. Строители заменили ее нам. Прошло 2 месяца, тоже самое началось.( в промежутке у меня умирает отец, но не в моей квартире. Тромб отрвался)а многие знакомые, мне говорили, чёрная плесень к смерти) продолжаю рассказ:- Опять замена фанеры. Опять мокнет пол.по не понятной причине. Думали, что трубы радиаторов идут внизу, мокнут, но они сухие.. дальше началось тоже самое в коридоре. Вскрыли полы, плесень, сырость а трубы сухие. Строители не понимали почему так. Мы соседей топили раз 7за наше проживание в квартире. То душевая, то на кухне канализация, то эти полы… приняли решение полностью менять полы в доме. Сменили. Переезжать стали в квартиру на след. День- зашла в квартиру, а на полу вода, сорвало аквафильтр и вода на пол и под плитку в кухне, фанера намокла, опять пришлось вызвать работников и вскрыть полы. Аквафилттр был как будто вырван с силой и валялся под раковиной все три баллона с фильтрацией.Это ужас, что происходит в квартире.
Ну и самое интересное, что я узнала от соседей и консьержа, что в нашей квартире застрелился мужчина алкоголик, наркоман. Они с женой часто ссорились, он хотел ее запугать и кинул ей фото что хочет сделать суицид. И получилось так, что произошёл суицид именно на кухне, на том месте, где полы покрылись плесенью. Что мне делать? У меня семья, дети и муж. Только ремонт сделали…не планируем переезд. Но такие вот случайные протечки воды меня пугают. Все кто знает о беде с ремонтом, рекомендуют пригласить батюшку домой, чтобы освятить квартиру. Можно ли в нашем случае освятить дом? У нас все крещеные корме младшей дочери, ее крестим на сл. Год летом. В доме две собачки, читала в интернете, что с ними батюшка в дом не придёт. Правда ли это? Мне очень неприятно, что те, кто продавал нам жилье, утаили такую страшную тайну. Дети мои не знают об этом, не к чему им…
С уважением, Татьяна! Буду ждать ваш совет с нетерпением

Добрый день, Татьяна. Да, действительно, очень много неудач свалилось на вашу семью! Но не стоит во всем искать какую-то магическую или мистическую причину, даже если кажется, что других вариантов нет. Ту же плесень, особенно черную, вывести очень сложно, это общеизвестный факт. В древние времена дома, зараженные черной плесенью, просто сжигали дотла, поскольку средств для борьбы с ней тогда еще не было, а она расползалась с огромной скоростью вокруг.

Да, действительно бывает, что на человека как будто сваливаются все неприятности одновременно. В народе говорят про «черную полосу», причину ищут в порчах, сглазах и прочих потусторонних воздействиях. Во-первых, это интересно, а во-вторых переключает локус внимания с внутреннего на внешнее. Согласитесь, куда удобнее думать, что нас просто сглазили, а не мы сами живем неправильно и поэтому в нашей жизни происходят неурядицы. Мы, конечно же, не можем сказать, почему с вами происходят такие неприятности. Но православный христианин верит, что ничего не случается без Божьего попущения.

Тот факт, что в квартире произошел суицид, конечно, неприятен, но не так страшен, как вы себе рисуете. Да, человек взял на себя страшный грех, но это грех того человека. Конечно же, жилье нужно освятить, удивительно, что вы этого еще не сделали! Только нужно понимать, что освящение квартиры — это не обряд очистки энергетики, а испрошение Божьего благословения на жилье и домочадцев. А кому нужно Божье благословение? Людям верующим, воцерковленным. Ходите ли вы и члены вашей семьи в храм? Исповедуетесь ли, причащаетесь? Являетесь ли вы православными христианами? Факт крещения не делает человека христианина в полном смысле.

Что касается собак в доме — также не стоит демонизировать этих животных. Мы не живем по закону Торы, которая делила животных на чистых и нечистых. Да, некоторые священники более строги в этом вопросе, но это лишь их частное мнение. Какого-либо строгого канонического правила, запрещающего освящать квартиру с животными, не существует. Только нужно будет на время самого освящения куда-то пристроить животных, чтобы они не мешали. И в дальнейшем в доме должны быть места, куда доступ животным запрещен — полки с иконами, место со святой водой, другими святынями. Конечно, собака не должна спокойно прыгать на полке, где расположены освященные предметы. Во всем остальном ограничений нет, собаки давно перестали быть только сторожами, а вошли в нашу жизнь как братья наши меньшие. В этом нет ничего осуждаемого, если только мы не делаем из животных идолов, не начинаем любить их и заботиться о них больше, чем за близкими людьми. А когда животное живет в доме как питомец — что же тут плохого?

Постарайтесь на ваши невзгоды взглядуть с духовной стороны. Возможно, пройдя такие испытания, вы сможете прийти в храм Божий. Такое часто случается, ведь пока все в порядке, редко кто вспоминает о Господе. Путь многих воцерковленных людей начинался именно с поиска ответов на жизненные неурядицы, скорби.
Помогай вам, Господь!

Источник

Для чего мы освящаем свои дома и квартиры

В чем смысл освя­ще­ния

Освя­ще­нием пра­во­слав­ные хри­сти­ане назы­вают обряды, кото­рые вво­дятся Цер­ко­вью в хра­мо­вую и личную жизнь чело­века, чтобы через эти обряды на его жизнь, на всю его дея­тель­ность и все окру­же­ние его жизни нис­хо­дило бла­го­сло­ве­ние Божие.

В основе мно­го­об­раз­ных цер­ков­ных молеб­нов лежит жела­ние оду­хо­тво­рить чело­ве­че­скую дея­тель­ность, совер­шать ее с Божией помо­щью и по Его бла­го­сло­ве­нию. Мы просим Гос­пода так напра­вить наши дела, чтобы они были угодны Ему и при­но­сили пользу ближ­ним, Церкви, Оте­че­ству и нам самим; бла­го­сло­вить наши вза­и­мо­от­но­ше­ния с людьми, чтобы в них гла­вен­ство­вали мир и любовь и т. д. И поэтому просим, чтобы наш дом, при­над­ле­жа­щие нам вещи, овощи, выра­щен­ные на нашем ого­роде, вода из колодца через нис­шед­шее на них бла­го­сло­ве­ние Божие помо­гали нам в этом, защи­щали, укреп­ляли наши силы.

Освя­ще­ние дома, квар­тиры, авто­мо­биля или какой-либо другой вещи есть сви­де­тель­ство, прежде всего, нашего упо­ва­ния на Бога, нашей веры в то, что ничего не про­ис­хо­дит с нами без Его святой воли.

Цер­ковь все необ­хо­ди­мое для чело­ве­че­ской жизни освя­щает молит­вой и бла­го­сло­ве­нием. Цер­ко­вью освя­ща­ется и вся при­рода, и все стихии: вода, воздух, огонь и земля.

Почему необ­хо­димы обряды освя­ще­ния

Жизнь, здо­ро­вье и бла­го­по­лу­чие людей в зна­чи­тель­ной мере зави­сят от состо­я­ния окру­жа­ю­щей их при­род­ной и духов­ной среды.

Губи­тель­ные для людей послед­ствия эко­ло­ги­че­ских ката­клиз­мов, свя­зан­ных с зара­же­нием и раз­ру­ше­нием окру­жа­ю­щей при­роды, имеют не только види­мые, внеш­ние, физи­че­ские при­чины, но и при­чины неви­ди­мые, духов­ные.

Среди духов­ных причин, лежа­щих в основе всех явле­ний при­роды, а также явле­ний соци­аль­ных и госу­дар­ствен­ных, таких как рево­лю­ции, войны и раз­лич­ного рода гло­баль­ные пере­стройки, святая Цер­ковь выде­ляет прежде всего рели­ги­оз­ность народ­ной жизни. Какова сте­пень рели­ги­оз­но­сти, каковы нрав­ствен­ность и пове­де­ние людей, таковы и состо­я­ние види­мой при­роды, и ход исто­рии. Люди грешат, уда­ля­ются от Бога, извра­щая свой нрав­ствен­ный поря­док, и, как след­ствие, он пор­тится и в мире.

Впер­вые это про­изо­шло после гре­хо­па­де­ния наших пра­ро­ди­те­лей Адама и Евы, нару­шив­ших един­ствен­ную данную им запо­ведь Божию. Чело­век согре­шил, и в резуль­тате изме­нился весь мир, создан­ный Богом для чело­века: в мир вошло раз­ру­ше­ние, болезни, скорби, тление, смерть. Гос­подь изрек Адаму и Еве после гре­хо­па­де­ния: «Жене сказал: умно­жая умножу скорбь твою… Адаму же сказал: …про­клята земля за тебя; со скор­бию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей» ( Быт. 3:16–17 ).

Пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский пишет, что обряды освя­ще­ния «вызы­ва­ются край­ней потреб­но­стью самой при­роды или есте­ства стихий и потреб­но­стью самих людей, живу­щих в воз­душ­ном про­стран­стве и име­ю­щих непре­стан­ную нужду в водной стихии», в огне и в земле. «Вся при­рода, все стихии непре­станно осквер­ня­ются и рас­тле­ва­ются чело­ве­че­скими гре­хами и тем­ными и лука­выми духами, живу­щими в воз­духе и порож­да­ю­щими в нем всякие тле­твор­ные веяния и болезни. Явля­ется неот­лож­ная потреб­ность цер­ков­ного освя­ще­ния и оздо­ров­ле­ния этих стихий».

Почему так важно освя­щать дома в наше время

По учению святых отцов Церкви, нечи­стый дух, диавол, князь тьмы и ада, дух злобы, враг рода чело­ве­че­ского, до самого вто­рого при­ше­ствия Хри­стова гос­под­ствует в воз­духе. Сла­вян­ское же слово воздух имеет несколько зна­че­ний. Это и атмо­сфера земли, в кото­рой мы физи­че­ски суще­ствуем; это и эфир, пере­пол­нен­ный сего­дня как нико­гда радио­вол­нами, сиг­на­лами теле­ви­де­ния, сото­вой и радио­связи; это, нако­нец, и то, что совре­мен­ные языч­ники и иудеи назы­вают аст­ра­лом – область духов­ных виде­ний и кон­так­тов, в кото­рой как нигде пре­бы­вает и гос­под­ствует диавол с леги­о­нами нечи­стых духов.

Теле­ви­де­ние, пресса и радио­ве­ща­ние, анти­хри­сти­ан­ские по духу, раз­вра­ща­ю­щие сего­дня рус­ский народ хуже вся­кого вина и водки, стали глав­ными источ­ни­ками духов­ной пищи рус­ских людей. Сего­дня прак­ти­че­ски в каждом доме постав­лена в крас­ный угол «голу­бая икона» диа­вола – теле­ви­зор, перед кото­рым часы напро­лет про­во­дит насе­ле­ние России, словно пре­бы­ва­ю­щее в нар­ко­ти­че­ском сне, загип­но­ти­зи­ро­ван­ное и про­грам­ми­ру­е­мое на само­уни­что­же­ние и выми­ра­ние.

Через эфир и астрал наши дома, квар­тиры, авто­мо­били запол­нили бес­счет­ные леги­оны бесов: духи агрес­сии, злобы, мести, бес­стыд­ной стра­сти. Люди уже не в состо­я­нии понять, как их семей­ное и жиз­нен­ное бла­го­по­лу­чие раз­би­ва­ется при помощи дос­ко­нально раз­ра­бо­тан­ных тех­но­ло­гий раз­ру­ше­ния тра­ди­ци­он­ной системы цен­но­стей, этики, нрав­ствен­но­сти. Мало кто сего­дня спо­со­бен свя­зать непо­слу­ша­ние детей, их при­стра­стие к алко­голю и нар­ко­ти­кам, бес­ко­неч­ные раз­воды моло­дых и немо­ло­дых семей­ных пар с при­сут­ствием в их доме насто­я­щего врага – теле­ви­зора, радио­при­ем­ника, буль­вар­ной газеты, умело под­та­чи­ва­ю­щих ядом пош­ло­сти и раз­врата мораль обще­ства, семьи, через насаж­да­е­мый культ удо­воль­ствия, вле­ку­щие к поги­бели все новые и новые души.

Поэтому сего­дня бла­го­дать Божия, пода­ва­е­мая через обряды освя­ще­ния, в част­но­сти, через освя­ще­ние наших домов, осо­бенно нам необ­хо­дима, чтобы помочь нам защи­тить, созна­тельно огра­дить себя от виру­сов гре­хов­ного соблазна и духов­ного раз­ло­же­ния, про­ни­ка­ю­щих в наши жилища.

Спасет ли нас освя­ще­ние дома само по себе

Свя­ти­тель Феофан Затвор­ник пишет: «Вся бла­го­дать, идущая от Бога через святой крест, святые иконы, святую воду, мощи, освя­щен­ный хлеб (артос, анти­дор, просфоры) и другие, вклю­чая свя­тей­шее при­ча­стие Тела и Крови Хри­сто­вых, имеет силу лишь для тех, кто достоин этой бла­го­дати через пока­ян­ные молитвы, пока­я­ние, сми­ре­ние, слу­же­ние людям, дела мило­сер­дия и про­яв­ле­ние других доб­ро­де­те­лей хри­сти­ан­ских. Но если нет их, то эта бла­го­дать не спасет, она не дей­ствует авто­ма­ти­че­ски, как талис­ман, и бес­по­лезна для нече­сти­вых и мнимых хри­стиан (без доб­ро­де­те­лей)».

То же самое можно ска­зать и об освя­ще­нии жилища. Дом, в кото­ром гла­вен­ствует пустое, празд­ное пре­про­вож­де­ние вре­мени, подо­бен дому со све­тя­щи­мися окнами во время ноч­ного налета вра­же­ской авиа­ции. Совре­мен­ное теле­ви­де­ние, пресса и радио­ве­ща­ние совер­шенно диа­воль­ским обра­зом, под видом раз­вле­че­ния и удо­воль­ствия, отда­ляют нас от нашего Отца небес­ного, от Того, в Чьей руке вся наша земная жизнь и жизнь буду­щего века. Поэтому ника­кое освя­ще­ние не будет иметь смысла и не будет бла­го­творно влиять на нашу жизнь, если в воз­духе наших квар­тир и домов будут, в част­но­сти, без­раз­дельно гос­под­ство­вать бесы теле- и радио­ве­ща­ния. В минуты постиг­шего нас несча­стья, чтобы уми­ло­сти­вить рай­он­ного судью и про­ку­рора, от кото­рых зави­сит наша участь или участь наших близ­ких, пре­сту­пив­ших уго­лов­ный закон, мы готовы пожерт­во­вать и послед­ними день­гами, и многим другим, а пре­сту­пая закон Божий, неужели мы думаем, что, если мы будем и дальше раз­дра­жать Гос­пода своим без­ве­рием и уве­се­ле­ни­ями с бесами, то Он будет мило­стив к нам? Нет. Раз­врат­ник и бого­хуль­ник своим отступ­ле­нием от Бога и от Его запо­ве­дей совер­шает над собой самый страш­ный суд – оста­ется без Бога наедине с диа­во­лом и его слу­гами, кото­рым только и нужна его душа, а точнее, ее паде­ние и поги­бель.

Будем пом­нить, что освя­ще­ние дома – это и защита его от всяких бед­ствий, и бла­го­сло­ве­ние на добрые дела и на охра­не­ние нашего жилища от всего злого, про­тив­ного Богу; бла­го­сло­ве­ние на то, чтобы мы не ухо­дили от Бога и ста­ра­лись направ­лять нашу жизнь не по тем зако­нам, кото­рые внед­ряет в чело­ве­че­скую жизнь враг рода чело­ве­че­ского, но по Закону Божьему.

Чин освя­ще­ния нового дома

По Закону Божи­ему живет и дви­жется весь создан­ный Богом мир. Поэтому без бла­го­сло­ве­ния и помощи Божией ничего по-насто­я­щему цен­ного, важ­ного, бла­гого, полез­ного сде­лать невоз­можно. Сам Спа­си­тель в Еван­ге­лии сказал: «Без Меня не можете делать ничего» ( Ин.15:5 ).

И пророк Давид гово­рит: «Если Гос­подь не сози­ждет дома, напрасно тру­дятся стро­я­щие его; если Гос­подь не охра­нит города, напрасно бодр­ствует страж» ( Пс.126:1 ).

Наши предки знали об этом. «Без Бога – ни до порога», – гово­рит рус­ская посло­вица. Они часто молит­венно обра­ща­лись к Богу, при­зы­вая бла­го­сло­ве­ние на всякое свое начи­на­ние. Поэтому и жилища хри­стиан издревле освя­ща­лись молеб­ными пени­ями и свя­щен­но­дей­стви­ями.

Пра­во­слав­ная Цер­ковь освя­щает новые дома по при­меру освя­ще­ния храмов Божиих. Еще при начале постройки дома в его осно­ва­ние закла­ды­ва­ется крест, в самом доме уста­нав­ли­ва­ются святые иконы как зна­ме­ния (знаки) бла­го­дат­ного пре­бы­ва­ния Гос­пода и святых в хри­сти­ан­ском жилище. В доме хри­сти­а­нина Цер­ковь раз­ре­шает совер­шать все виды своего бого­слу­же­ния за исклю­че­нием Боже­ствен­ной литур­гии и таин­ства свя­щен­ства. Она не воз­бра­няет вно­сить в каждый хри­сти­ан­ский дом, в извест­ных слу­чаях, свя­тей­шее и все­о­свя­ща­ю­щее Тело и живо­тво­ря­щую Кровь Хри­стову.

Для бла­го­сло­ве­ния и освя­ще­ния хри­сти­ан­ского дома и очага с древ­них времен суще­ствуют особые молеб­ные чины. При начале соору­же­ния дома совер­ша­ется малое освя­ще­ние воды и чита­ются молитвы «на осно­ва­ние дому», содер­жа­щи­еся в Треб­нике. В Треб­нике изло­жен и чин освя­ще­ния нового дома. К этому чину могут быть добав­лены при освя­ще­нии дома молитвы «О хра­мине, сту­жа­е­мой от злых духов» и молитва «Над пещию». Первая молитва, как это сле­дует из назва­ния, носит закли­на­тель­ный харак­тер, она упо­треб­ля­ется при освя­ще­нии тех домов, «кото­рые терпят козни и напа­сти злых духов» (Новая Скри­жаль). Вторая молитва чита­ется для освя­ще­ния очага – важ­ней­шей части хри­сти­ан­ского жилища, свя­зан­ной с при­го­тов­ле­нием тра­пезы.

Перед освя­ще­нием нового дома совер­ша­ется малое водо­свя­тие, либо свя­щен­ник при­хо­дит в дом, при­неся с собой святую воду. В доме зара­нее постав­ля­ется стол, покры­тый чистой ска­тер­тью, на него ста­вится сосуд со святой водой, неболь­шой сосуд с обыч­ным, неосвя­щен­ным елеем (рас­ти­тель­ным маслом), пола­га­ются Еван­ге­лие, крест и воз­жи­га­ются свечи в под­свеч­ни­ках.

На каждой из четы­рех стен зара­нее изоб­ра­жа­ется крест – в озна­ме­но­ва­ние покрова и твер­дого ограж­де­ния, избав­ле­ния и сохра­не­ния крест­ной силой от вся­кого зла и беды, от врагов види­мых и неви­ди­мых.

После воз­гласа «Бла­го­сло­вен Бог наш…» и обыч­ных началь­ных молитв чита­ется 90‑й псалом «Живый в помощи Выш­няго…», в кото­ром Цер­ковь обод­ряет буду­щих жиль­цов, говоря, что они будут жить в новом доме своем под кровом Бога небес­ного и что под сенью Все­мо­гу­щего им не страшны будут ни ужасы в ночи, ни стрелы, летя­щие днем. «Не при­клю­чится тебе зло, и язва не при­бли­зится к жилищу твоему», – вос­кли­цает пророк ( Пс. 90:10 ).

Затем поется тро­парь (крат­кое цер­ков­ное пес­но­пе­ние), в кото­ром гово­рится о том, что неко­гда Спа­си­тель, войдя в дом Закхея, даро­вал спа­се­ние ему и всем домаш­ним его. Так и ныне вместе со слу­жи­те­лями Хри­сто­выми в новый дом входят Ангелы Божии. Цер­ковь просит Гос­пода подать мир дому сему и мило­стиво бла­го­сло­вить его, спасая и про­све­щая всех, кто соби­ра­ется жить в нем.

Обра­тив­шись к востоку, свя­щен­ник про­из­но­сит: «Гос­поду помо­лимся», «Гос­поди, поми­луй», – отве­чают ему, и он читает молитву, близ­кую по содер­жа­нию про­пе­тому перед этим тро­парю. Он молится Спа­си­телю, изво­лив­шему войти в дом Закхея и даро­вав­шему спа­се­ние всему дому его, бла­го­сло­вить ново­устро­ен­ное жилище и сохра­нить тех, кто будет жить в нем, от вся­кого зла, изобильно пода­вая им на пользу все блага Гос­подни.

В сле­ду­ю­щей затем тайной молитве (то есть, молитве, чита­е­мой не вслух, а про себя) свя­щен­ник просит Гос­пода, чтобы Он даро­вал дому спа­се­ние, как принес его в дом Закхея, чтобы бла­го­сло­вил этот дом, как бла­го­сло­вил неко­гда дом Лавана при­хо­дом в него Иакова, дом Пен­те­ф­рия – при­хо­дом в него Иосифа, Авед­дара – вне­се­нием в его дом ков­чега. (Об этих собы­тиях повест­ву­ется в Библии, в книге Бытия, гл. 30, стихи 2–30; гл. 39, стихи 1–5 и во 2‑й книге Царств, гл.6, стихи 10–12.) Он молит Спа­си­теля нис­по­слать буду­щим оби­та­те­лям нового дома бла­го­сло­ве­ние с высоты жилища Своего, огра­дить их стра­хом Божиим, защи­тить «от сопро­тив­ных» и умно­жить «вся благая в доме сем». В конце молитвы иерей воз­гла­шает: «Твое бо есть, еже мило­вати и спа­сати ны, Боже наш, и Тебе славу воз­сы­лаем, Отцу и Сыну и Свя­тому Духу, ныне и присно, и во веки веков». При­сут­ству­ю­щие отве­чают: «Аминь».

В этом месте чино­по­сле­до­ва­ния к нему может быть при­со­еди­нена молитва «Над пещию». В ней свя­щен­ник при­зы­вает на помощь для защиты домаш­него очага от врагов види­мых и неви­ди­мых – Анге­лов, хра­ни­те­лей хри­стиан, и всех святых Божиих, в том числе свя­щен­но­му­че­ника Кипри­ана, кото­рому неко­гда бесы слу­жили в искус­стве вол­шеб­ных козней и кото­рый, уве­ро­вав во Христа, начал вос­ста­вать против них и побеж­дать их (Новая Скри­жаль).

Затем свя­щен­ник трижды осе­няет кре­стом елей во имя Пре­свя­той Троицы и читает молитву над елеем, в кото­рой просит Бога нис­по­слать Пре­свя­того Духа на елей и освя­тить его, чтобы он был во освя­ще­ние месту сему и постро­ен­ному на этом месте дому для про­гна­ния «всяких сопро­тив­ных сил и сата­нин­ских наве­тов».

После про­чте­ния молитвы свя­щен­ник окроп­ляет святой водой весь дом (каждую ком­нату кропит со всех четы­рех сторон), молясь: «Окроп­ле­нием воды сей свя­щен­ныя в бег­ство да пре­тво­рится все лука­вое бесов­ское дей­ство». Затем кре­сто­об­разно пома­зы­вает 4 глав­ные стены дома (в тех местах, где был начер­тан ранее крест) святым елеем, про­из­нося слова: «Бла­го­слов­ля­ется дом сей пома­за­нием свя­таго елея сего, во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа, аминь».

Перед каждым начер­тан­ным на стенах кре­стом воз­жи­гают свечи, воз­да­вая этим честь Чест­ному Живо­тво­ря­щему Кресту Гос­подню, «кото­рый есть щит, оружие против диа­вола и зна­ме­ние победы над ним,… печать, чтобы не кос­нулся нас «ангел погуб­ля­ю­щий» ( Исх.12:23 ) и… древо жизни вечной.

В сти­хире, кото­рую поет хор, содер­жится моле­ние ко Гос­поду бла­го­сло­вить сей дом, испол­нить его земных благ и сохра­нить его буду­щих оби­та­те­лей «от вся­кого злаго обсто­я­ния» и даро­вать им изоби­лие небес­ного и зем­ного бла­го­сло­ве­ния.

Затем свя­щен­ник читает Еван­ге­лие ( Лк.19:1–10 ), где повест­ву­ется о посе­ще­нии Спа­си­те­лем дома мытаря (сбор­щика нало­гов) Закхея, кото­рый, хотя и был чело­ве­ком греш­ным, но так сильно захо­тел уви­деть Гос­пода, что влез на дерево. В ответ на ропот тех, кто гово­рил, что Иисус зашел в дом греш­ного чело­века, Хри­стос сказал о Закхее и о его доме: «Ныне пришло спа­се­ние дому сему, потому что и он сын Авра­ама; ибо Сын Чело­ве­че­ский пришел взыс­кать и спасти погиб­шее». Этот отры­вок из Еван­ге­лия Цер­ковь пред­ла­гает жите­лям нового хри­сти­ан­ского дома, радостно воз­ве­щая, что ныне спа­се­ние пришло и их дому и что Гос­подь всегда при­хо­дит в дом к тому, кто жаждет Его видеть.

Затем чита­ется псалом 100, в кото­ром содер­жится настав­ле­ние о том, как нужно вести себя в новом доме. Раз­мыш­ляя о пути непо­роч­ном, царь Давид гово­рит: «Буду ходить в непо­роч­но­сти моего сердца посреди дома моего» ( Пс. 100:2 ).

После чтения псалма про­из­но­сится екте­ния. В ней, помимо обыч­ных про­ше­ний, есть и про­ше­ния о бла­го­сло­ве­нии дома. Все при­сут­ству­ю­щие молят Вла­дыку жизни нашей, чтобы Он послал Ангела хра­ни­теля, стража новому дому, сохра­ня­ю­щего всех, «в нем бла­го­честно жити хотя­щих», от вся­кого зла и настав­лю­щего их к дела­нию доб­ро­де­те­лей, к испол­не­нию запо­ве­дей Хри­сто­вых. Просят и о том, чтобы Гос­подь сохра­нил всех их от голода, всяких смер­то­нос­ных ран и даро­вал им здо­ро­вье и дол­го­ден­ствие.

Источник

Оцените статью