Цели создания школы ступени

«Школа ступеней» — школа равных возможностей развития личности: результаты и перспективы.
статья на тему

В материале представлено выступление на региональном августовском совещании педагогов ЯНАО (2015 год).

Скачать:

Вложение Размер
proek.seminar.sycheva.sosh_1.salehard.docx 29.01 КБ

Предварительный просмотр:

«Школа ступеней» — школа равных возможностей развития личности:

результаты и перспективы

В муниципальном образовании г. Салехард реализация проекта «Школа ступеней», предусмотренногоокружной целевой программой«Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы»осуществляется на основе принятия современных образовательных вызовов и понимания необходимости построения образовательной среды, учитывающей особенности детей, обеспечивающие их готовность к переходу на следующий уровень образования в условиях пространства, соответствующего их возрасту.

Нормативной основой деятельности образовательных организаций в данном направлении стали муниципальная программа развития образования («Развитие образования» на 2014-2016 годы, утверждена постановлением Администрации муниципального образования город Салехард от 20 декабря 2013 года № 613) и дорожная карта «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования на территории муниципального образования город Салехард на 2013-2018 годы» (утверждена распоряжением Администрации муниципального образования город Салехард от 03 марта 2014 года №294-р).

В образовательных организациях города предпринята попытка создания внутришкольных образовательных систем, ориентированных на реализацию исходных положений проекта «Школа ступеней», что является элементом формирования муниципальной образовательной системы.Существует ряд признаков, по которым можно судить об уровне сформированности внутришкольных образовательных систем. К ним относятся:

  • Учёт при построении образовательного процесса возраста, состава, запросов, возможностей, проблем учащихся.
  • Высокий уровень профессиональной компетенции педагогических работников, продемонстрированный в ходе эффективной педагогической практики, основанной на принципах преемственности и внутрикорпоративного сотрудничества.
  • Взаимодействие школы и семьи в интересах развития детей.
  • Создание внешней среды (бытовая, игровая, рекреационная, информационная), соответствующая возрастным особенностям учащихся.
  • Создание внеурочной деятельности, соответствующей особенностям возраста учащихся и их запросам.
  • Создание уклада школьной жизни, определяющим расширение прав учащихся, усложнение их обязанностей и повышение уровня ответственности учащихся за результаты своей образовательной деятельности с переходом на каждую новую ступень.

В ходе деятельности по формированию внутришкольных образовательных систем происходит создание условий, обеспечивающих равные возможности развития личности каждого участника образовательных отношений, основанных на идеологии права детей на получение качественного общего образования. Наша задача адаптировать условия среды к разным детям. Подобный подход требует расширить спектр вариативных характеристик образовательной системы, что происходит в образовательных организациях за счёт реализации совокупности инновационных программ и проектов разного уровня.

С 2011 года в муниципальной системе функционируют инновационные площадки, связанные с формированием компонентов внутришкольной образовательной системы «Школа ступеней».МБОУ СОШ №2 реализует следующие проекты«Программа лаборатории робототехнического конструирования «УМКИ» (Управляемый машинный конструктор инновационный), «Путь в журналистику», «Разработка модели образовательной среды для подросткового возраста, формирующей осознанный выбор образовательной перспективы в условиях реализации ООП ООО «Твой выбор»». В МАОУ СОШ № 1 имени Героя Советского Союза И.В. Королькова» внедряется проект «Модель школы допрофильной ориентации как инструмент саморазвития и раннего профессионального самоопределения личности».МБОУ СОШ №4 отрабатывает идею:«Виртуальная школа юных физиков» как система внедрения инновационных технологий развития одаренных детей. МБОУ СОШ с УИОПреализует проект ««Открытая школа» как центр организации дистанционного обучения школьников». В сотрудничестве с Государственным образовательным учреждением «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» на базе трёх образовательных организаций города функционируют экспериментальные площадки: МБОУ СОШ № 3 — по теме «Метод интеллект-карт как инструмент личностного развития учащихся»; МБОУ СОШ № 6, МБОУ СОШ с УИОП – по теме «Механизмы реализации ФГОС и ФГТ на основе деятельностного метода Л.Г. Петерсон с позиций непрерывности образовательного процесса на ступенях ДОУ – начальная школа – средняя школа».

Реализация проекта «Школа ступеней» отражается на результатах промежуточной и итоговой аттестации учащихся, достижениях в олимпиадах, на формировании у школьников опыта успеха в различных сферах и видах деятельности, на уровне удовлетворенности качеством полученного образования, степенью реализации послешкольных образовательных планов.

В каждой ОО идут поиски методических приёмов, стимулирующих познавательную активность учащихся, осуществляются деятельность по формированию индивидуальных учебных планов учеников (МБОУ СОШ с УИОП, МБОУ СОШ №2), происходит реализация учебных курсов, ориентированных на освоение учащимися эффективных способов учебной деятельности; формирование у них опыта самоанализа и саморазвития, использование учебных проектов как формы промежуточной аттестации в основной школе.В структуру образовательного процесса включаются «события», способствующие интеграции результатов и сохранению уровня мотивации учебной деятельности школьников. Создана предметно-развивающая среда, соответствующая особенностям возраста учеников.

МАОУ СОШ №1 имени Героя Советского Союза И.В. Королькова» стала опорной площадкой для отработки механизмов организации образовательного процесса на уровне основного общего образования. Свою деятельность мы связываем не только с созданием внешней среды соответствующей возрастным особенностям учащихся, но и с учётом запросов, возможностей, проблем школьников, имеющих важное значение для построения модели внеурочной деятельности.

В период с 2011 по 2014 годы реализован проект «Подростковая школа», результаты которого мы связываем с построением возрастносообразной среды для учеников начальной школы, включением школьников в коллективную проектную деятельность, отработкой внутришкольной модели формирующего оценивания на основе применения образовательной системы Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова.

С 2014г образовательная организация реализует проект «Модель школы допрофильной ориентации как инструмент саморазвития и раннего профессионального самоопределения личности». Основная идея проекта: отработка механизмов, направленных на создание условий для реализации образовательных потребностей учеников 7-8 классов в различных предметных областях с элементами предпрофильного обучения.

Проект предусматривает разработку, апробацию и внедрение допрофильных модульных курсов, сгруппированных в предметные образовательные модули «Человек и право», «Человек и природа», «Лингвистика», «Технопарк». Результатом освоения образовательных модулей является образовательный продукт учащегося, который предъявляется для защиты на школьной неделе проектов. Управление структурой образовательного процесса произошло через оптимизацию учебного плана в 7-8 классах. Проект реализован за счет часов компонента образовательного учреждения. Предусмотрено деление класса на подгруппы, что обеспечило оптимальную наполняемость и сделало возможным использование инновационных образовательных технологий, в том числе ИКТ и Интернет-ресурсов.Обучающиеся включены в разновозрастные группы, сформированные на основе их самостоятельного выбора одного допрофильного модульного курса. В течение учебного года школьники смогли посетить два курса из предложенных предметных образовательных модулей.

В ходе реализации проекта сделана попытка разработать механизмы сопровождения раннего профессионального самоопределения подростков, которые закреплены в соответствующих локальных актах, регулирующих деятельность школы,апробированы образовательные технологии и методические приёмы, направленные на саморазвитие личности и формирование универсальных учебных действий обучающихся.В ходе реализации проекта создан банк диагностических материалов, позволяющих проследить динамику результативности и эффективности реализации программ допрофильных модульных курсов, оценить изменение уровня профессиональной компетентности педагогов.

Диагностика учеников включённых в проектную деятельность позволила оценить организационно-педагогические условия, созданные для реализации программ допрофильных модульных курсов. 69% учащихся отметили, высокую степень заинтересованности, происходящим на занятиях. 49% опрошенных выполнили коллективные проекты. Ценностное отношение подростков к своей деятельности на занятиях представлено в следующей палитре ответов: экскурсионная деятельность – 11,4%; коммуникативная деятельность – 8,2%; познавательная деятельность – 19,7%; работа с оборудованием – 11,4%. 50% респондентов показали устойчивый интерес к выбранному курсу.Диагностика участников проектной деятельности показала гармоничность профессиональной направленности с типами профессий, что может свидетельствовать о формировании первичного устойчивого профессионального самоопределения учащихся, включённых в проект.

Таким образом, мы пришли к выводу о том, что при создании особых организационно-педагогических условий, при использовании соответствующих образовательных технологий и методических приёмов у учеников 7-8 классов возможно ранее профессиональное самоопределение.

Процесс формирования новой образовательной системы на внутришкольном и муниципальном уровнях находится в стадии становления. Несомненно, что существует ряд проблемных точек и зон, которые требуют рассмотрения и изучения. В большинстве случаев они типичны для образовательных организаций города, реализующих проект «Школа ступеней». Мы определили следующие проблемные вопросы:

  1. Как осуществить качественную диагностику изменения личностных и метапредметных результатов?
  2. Как оценивать образовательную деятельность школьников на разных уровнях образования? Чем отличается формирующее оценивание в начальной и основной школе?
  3. Как организовать эффективное взаимодействие между школой и дошкольными образовательными организациями?
  4. Как воспользоваться ресурсами организаций муниципалитета для достижения личностных и метапредметных результатов?
  5. Как организовать эффективное развитие профессиональных компетенций педагогических работников по достижению качества образования в реализации проекта «Школа ступеней»?

Педагогическая практика оо г. Салехарда позволила выявить проблемы, связанные с отсутствием опыта организации работы школы ступеней у руководящих работников системы образования, отсутствием специализации учителей по ступеням, их универсализм. Имеет место инерция и консерватизм педагогического сообщества, сопротивление структурным инновациям, закрытость образовательных систем МОУ.

Очевидно, что самым серьёзным вопросом остаётся вопрос о том, как управлять проектом в образовательной организации и в муниципалитете в целом? Возможно, следует применить информационно-технологическую модель управления в сочетании со сбалансировано-матричной системой, в которой ряд образовательных организаций муниципалитета, наряду с выполнением своих обычных функций, будут организовывать деятельность по реализации 1-2 направлений проекта. Такие ОО станут интегрированными проектными командами, ориентированными на реализацию исходных положений проекта «Школа ступеней».В свою очередь внутри ОО формируются локальные проектные команды, работающие в контексте избранного школой направления. Решение обозначенных выше вопросов позволит сделать существенный прорыв в формировании внутришкольных и муниципальных образовательных систем, ориентированных на реализацию обсуждаемого проекта.

Имеет смысл приложить усилия в работе над информационным обеспечением перехода к школе ступеней в г. Салехард; созданием дополнительных стимулов к специализации учителей по ступеням обучения; формированием банков учебно-методических материалов через организацию системы конкурсов, дифференцированных по школам ступеней.

Важно заняться выявлением педагогов-лидеров для организации инновационной работы нового качества в школах ступеней.

Источник

Школа ступеней: практическое решение отдельных стандартных проблем.

В данной статье представлен инновационный опыт образовательной практики муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Начальной общеобразовательной школы №6» г. Муравленко в условиях реализации федерального государственного стандарта начального общего образования. Статья содержит 3 части.

Введение информирует читателя об актуальности состояния, особенностях и некоторых достижениях образовательного учреждения. Основная часть знакомит с описанием опыта образовательной практики педагогического коллектива школы. Более конкретно представлены изменения организационно – содержательного механизма апробации инновационной модели Практического дня. Практический день — условие достижения личностных, метапредметных и предметных результатов путем развития личностных ресурсов младшего школьника, накопления им опыта учебно – познавательной активности на практико – ориентированном содержании. Результаты и выводы раскрывают эффективность инновационного опыта и перспективу его дальнейшего развития.

Школа ступеней: практическое решение отдельных Стандартных проблем.

Введение.

Не секрет, что введение нового стандарта обозначило немало проблем, суждений, противоречий. Не всё и не всем было понятно. Не все были готовы. Скажем честно и сейчас нелегко. На самом деле, «трудно решиться повернуть на современную дорожную магистраль с наезженной дороги, где каждый ухаб, каждая извилина знакома и, даже по – своему близка и родна… А ведь стремительность времени и жизни обязывает! И не только потому, что «водитель», он же педагог, обязан перестроиться, но и, в большей степени, потому, что «пассажир», он же современный ребенок, не хочет и не может безропотно ехать не так, да и не туда…» (авт). И что делать? На этот вопрос отвечает нам новый стандарт. Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры» [1].

Вместе с тем, в системе образования наряду с нормативными требованиями в области образования активно реализуются инновационные направления. Приоритеты отвечают на вызовы времени, ориентированы на обеспечение запросов общества и быстро изменяющихся социально-экономических условий. Несмотря на столь стремительные изменения, мы – педагогическая команда начальной школы №6 г. Муравленко – оперативно реагируем: анализируем, ищем решения, апробируем, разрабатываем. От чего-то отказываемся, что-то приобретаем. В поиске способов решения актуальных задач нам помогает опыт инновационных образовательных учреждений, авангардных педагогов, исследования ученых. Мы уважительно относимся к передовому опыту. Наши педагоги стремятся к освоению нового, современного. Приобретенный опыт апробируем, адаптируем к своим условиям, преобразовываем в соответствии с возможностями. При этом изменяется не только статус учреждения, но и условия, содержание образовательной деятельности, разрабатываются новые средства достижения поставленных целей, меняется позиция участников – детей, педагогов, родителей.

Начальную школу №6 знают не понаслышке. Учителя представляют опыт своей деятельности на конференциях, семинарах, на сайтах Интернета.

Что представляет из себя наша школа? В первую очередь, это — отдельное здание, что обеспечивает безопасность и комфорт детей младшего школьного возраста. Конечно, современное оборудование, что позволяет соответствовать требованиям стандарта. Наши школьные игровые центры активности организованы в соответствии с возрастом детей. Наконец, это — современные технологии развития: исследовательские и проектные в соответствии с особенностями развития младших школьников.

На наш взгляд, эти условия достаточны для того, чтобы способствовать успешности всего учреждения, каждого педагога и каждого ребенка в отдельности.

Сегодня мы по праву можем сказать, что наша школа не просто начальная школа, это школа I ступени. В чем разница? Что сделали? Какие изменения очевидны?

Среди имеющихся отмечаем следующие:

  1. новое соотношение теории и практики, введение нетрадиционных видов учебных занятий и воспитательных мероприятий, актуальных для развития младших школьников;
  2. разнообразный опыт социально-значимой деятельности через особое обустройство образовательного пространства, понятного и комфортного для младшего школьника;
  3. использование принципа интеграции как условия предотвращения перегрузки обучающихся младшего школьного возраста;
  4. договорной характер отношений с сетевыми партнерами – преемственными учреждениями, учреждениями дополнительного образования, культурными центрами города и т.п.;
  5. привлечение специалистов в школу – занятия по внеурочной деятельности силами специалистов из учреждений допобразования, мастер — классы матерей и отцов;
  6. вовлечение в деятельность школы родителей через введение «Семейного предмета» как способа интеграции образовательных задач в семейное воспитание.

Какие временные «точки» за период, предшествующий введению нового стандарта, повлекли за собой статусные изменения:

2008-09 уч.г., школа — площадка для федерального эксперимента по апробации общеобразовательной программы воспитания, развития и образования детей старшего дошкольного возраста (под ред. Т.Н. Дороновой) и федерального эксперимента по апробации «Школы полного дня»;

2009 г., школа — апробационная площадка экспертизы федеральных государственных стандартов нового поколения;

2010 г., школа — федеральная экспериментальная площадка по теме «Разработка модели формирования социально–личностных компетенций младших школьников средствами внеурочной деятельности в школе I ступени в условиях апробации стандарта нового поколения»;

2011 г., школа — региональная стажировочная площадка по теме «Развитие универсальных логических действий в процессе интеграции урочной и внеурочной деятельности младших школьников».

На самом деле, не всё было гладко и не всё было просто. Обозначились ряд проблем:

  1. в рамках экспериментального проекта «Модель формирования социально–личностных компетенций младших школьников средствами внеурочной деятельности в школе I ступени в условиях апробации стандарта нового поколения» (2010г) потребовалось моделирование организационно-содержательного механизма интеграции урочной и внеурочной деятельности;
  2. в рамках новой основной образовательной программы МБОУ НОШ №6 – школы I ступени на период 2011 – 2015 гг выявились трудности в систематизации содержательной и организационной составляющих образовательной практики;
  3. в рамках разработки образовательного модуля стажировочной площадки по теме «Развитие универсальных логических действий в процессе интеграции урочной и внеурочной деятельности младших школьников» (2011 г) выявлена востребованность нормирования апробированного педагогического опыта.

За последние 3 года для решения проблем обновления содержания и модернизации подходов наша школа сделала важные шаги на пути готовности работать по новому стандарту.

Разработана новая основная образовательная программа школы I ступени (2010 год), рабочие программы учителя с компетентностным компонентом (2011 год), концепция дидактической системы школы I ступени. Организована опытно – экспериментальная работа по наполнению дидактической системы необходимыми образовательными средствами и «инструментами». Ценность проделанных шагов состоит в том, что все методические «продукты» создаются при целенаправленной поддержке науки. Рекомендации президента Общественного института развития школы, доктора педагогических наук, профессора, член-корреспондента Российской Академии образования Олега Ермолаевича Лебедева, его участие в самом процессе развития инноваций в системе образования нашего города, позволяет нам с достаточной долей уверенности рассчитывать на успешность достижения новых образовательных результатов.

Основная часть.

Что мы понимаем под новыми образовательными результатами? Существует достаточно широкий спектр разных позиций по этому вопросу. Вот некоторые из них:

  1. «к личностным (ценностным) результатам обучающихся относятся ценностные ориентации выпускников школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества;

к межпредметным (компетентностным) результатам относятся освоенные учащимися универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и реальных жизненных ситуациях;

к предметным результатам относятся усвоенные учащимися при изучении учебного предмета знания, умения, навыки и специальные компетенции, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфичные для изучаемой области знаний» [1].

  1. «под образовательными результатами понимаются изменения в личностных ресурсах, которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем. При этом личностные ресурсы определяются как:

мотивационные (ценностные ориентации, потребности, запросы и т.д., которые конкретизируются в мотивах деятельности),

операциональные (освоенные универсальные и специальные способы деятельности),

когнитивные (знания, обеспечивающие возможность ориентации в явлениях действительности, предметные умения и навыки)» [1].

  1. «образовательные компетенции, которые представляют собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся, связанные с их способностью целевого осмысленного применения комплекса знаний, умений и способов деятельности в отношении определенного междисциплинарного круга вопросов, обеспечивающей направленность деятельности человека» [2].

На наш взгляд, по смыслу все позиции близки. Образовательный стандарт второго поколения и новый Федеральный образовательный план нацеливают общеобразовательную школу и педагогов на компетентностный подход в образовании, на формирование в процессе обучения различных способов деятельности и ключевых образовательных компетенций обучающихся, навыков эффективного использования полученных знаний в социальной практике.

Мы используем интегративный подход к определению новых образовательных результатов, который учитывает возрастные особенности развития младших школьников, цель и проектную идею создания новой модели образовательной практики. Считаем новыми образовательными результатами интегральные характеристики качества подготовки обучающихся школы I ступени, выраженные в предметных, метапредметных и личностных результатах, обеспечивающие возможность реализации потенциальных личностных ресурсов младшего школьника.

Достижение новых образовательных результатов с 2011 года обеспечивается реализацией новой основной образовательной программы МБОУ НОШ №6 – школы I ступени. Программа направлена на решение задач, связанных с определением содержания и организационного механизма реализации требований нового стандарта к обучению, воспитанию и развитию современных детей. Инновационной идей программы является изменение самого подхода к преподаванию как перехода на компетентностные (деятельностные) формы образовательной практики в школе I ступени. Особенностями содержания программы считаем выделение «ступенек» внутри «ступени» (1 класс — 2 и 3 классы — 4 класс) и это понятно почему. Дети на входе в «началку» – наши семилетки кардинально отличаются по развитию от выпускников младшей школы. Для каждой ступеньки разработана проектная идея развития, которая отражена в матрицах содержания инновационной модели школы I ступени[1]. Развернут совершенно иной подход к обустройству школы. Конкретно с этими изменениями можно познакомиться в нашем инновационном проекте «Модель образовательного пространства школы I ступени как условие реализации ФГОС НОО»[2].

В основной образовательной программе школы запланированы организационные изменения урочной и внеурочной деятельности. Реализуется принцип интеграции[3]. «Вводится 1 учебный день для практических занятий по применению предметных знаний в нестандартных условиях. Обучающиеся выполняют практико-ориентированные задания, имеющие для них личностно – значимый или «житейский» смысл.

Целостность и системность образовательной деятельности планируется обеспечить за счет использования принципа интеграции содержания урочной и внеурочной деятельности. По нашему мнению, интегрированный подход к организации деятельности будет способствовать решению проблемы учебной перегрузки детей и педагогов, а также установлению межпредметных связей. Основой интеграции содержания является универсальное учебное действие. Средством интеграции — способ его формирования. Инструментом способ предъявления, оценки и фиксации результатов. В урочной деятельности универсальное действие осваивается при открытии нового знания, во внеурочной – присваивается как умение практически применять полученные знания для вывода обобщенного способа добывать востребованное знание в нестандартных ситуациях» [3].

Управленческий замысел — создать организационно – методические условия, в которых участники образовательного процесса имели бы возможность реализовать потенциальные личностные ресурсы и потребности[4] .

Идея реализации замысла — обеспечить содержательно – организационные условия для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов путем накопления им опыта учебно – познавательной активности в практико – ориентированном содержании.

Цель — достижение младшими школьниками новых образовательных результатов в условиях реализации модели Практического дня.

Целенаправленность содержания обеспечивается соотнесением организационно – содержательных составляющих Практического дня с нашим интегративным определением новых образовательных результатов[5] .

Промежуточные результаты реализации основной образовательной программы подтверждают известные выводы о том, что универсальные учебные действия являются фундаментом, который необходимо закладывать в начальной школе. Их сформированность — есть ведущее условие достижения новых образовательных результатов на всем ступенчатом пути образования, а также в профессиональной перспективе. Именно формирование универсальных учебных действий − умений фиксировать затруднения в собственной учебной деятельности и выявлять их причины, целеполагать и планировать, выбирать способы и средства проектирования, самоконтроля и самооценки и др. − является сегодня приоритетом начального общего образования.

Из всей совокупности универсальных учебных действий мы особо выделяем и делаем акцент на формировании логических универсальных действий, которые не только входят в состав всех планируемых образовательных результатов нового стандарта, но и являются основой для развития собственной мыслительной деятельности. Мыслительная деятельность, в свою очередь, является ядром учебно-познавательной активности обучающихся, которую мы, вслед за исследователями, рассматриваем как «целостную систему развития личности и связующее звено между процессом познания объективной реальности и развивающейся личности школьника».

На практике реализация Практического дня происходит следующим образом:

  1. Содержание Практического дня разрабатывается педагогом в соответствии с ключевой идеей основной образовательной программы МБОУ НОШ №6 — школы I ступени, а именно с учетом соблюдения преемственности развития ключевых компетенций младших школьников и общей возрастной темы на «ступеньках»: 1 класс — «Я ученик», 2 – 3 класс – «Мы вместе», 4 класс – «Я выпускник»;
  2. Ориентиром при определении цели, задач, отборе содержания являются приоритетные универсальные действия на «ступеньках» развития младшего школьника с учетом особенностей классного коллектива (состава, уровня обучаемости, темпов обучения, индивидуальных способностей, ограничений возможностей);
  3. Тематика Практического дня определяется в соответствии с календарно — тематическим планированием рабочих программ с учетом личностно – значимого интереса младших школьников;
  4. Педагогическая цель носит надпредметный характер, формулируется с учетом актуальности происходящих событий (в школе, в городе, стране), направлена на формирование приоритетных универсальных учебных действий для данного класса (например, в 1 кл – научить составлять правило…, во 2 кл — создать условия для освоения способа выбора источника информации, в 3 кл — сформировать умение сочинять текст по плану, в 4 кл — обеспечить освоение способа чтения таблицы и т.п.). Цель отражает запланированные образовательные результаты;
  5. Педагог прогнозирует «детскую» цель – замысел, который школьники сами смогут сформулировать исходя из темы и мотивационной ситуации (например, в 1 кл — составим правила класса, во 2 кл – учимся организовывать праздник, в 3 кл — готовимся к конкурсу сочинений, в 4 кл — подготовим буклет для туристов «Ямал – наш край» и т.п.);
  6. Педагог планирует вопросы, которые помогут детям при постановке «детских» задач Практического дня, продвижении их к «воплощению «детского» замысла.

Результаты и выводы.

В ходе апробации Практического дня в 2011 – 12 учебном году

  1. апробировали ведущий тип занятий – ученический минипроект;
  2. освоили технологию «Метод проектов», построения Интеллект – карт, методику учебных ситуаций; СИРС – систему интенсивного развития способностей; технологию решения неограниченных проблем;
  3. разработали схему – конструктор Практического дня; экспертный лист для взаимопосещений Практического дня;
  4. перевели предметные недели в формат событийных.

Проведены и разработаны: сценарные планы 7 Практических дней (62 занятия), 2 событийных недель «Технология для жизни» по применению навыков, полученных на уроках технологии через изготовление и оформление творческого продукта с защитой внутри своей параллели, «Литература и риторика для жизни» по применению знаний и умений, полученных на уроках литературы и риторики через подготовку конкурсной работы с презентацией внутри своей параллели.

Созданы учебные «продукты», которые использовались школьниками в учебной деятельности как наглядные, информационные, учебные пособия на уроках и вне их, как пособие для «домашнего предмета» (при выполнении домашних поручений): минисловари, миниэнциклопедии, памятки – помощники, книжки – малышки в подарок, интеллект карты для обобщения программных тем, буклеты о родном городе, карты – путеводители, карта добрых дел, сценарии праздников, минисследования по темам здоровьесбережения, защиты природы, основам религиозной культуры, и т.д.

Откуда черпаем ресурсы? Есть интернет, курсы повышения квалификации, дистанционные курсы, открытые муниципальные площадки, городские проектные семинары, стажировочные площадки округа и России, консультации с представителями науки, организованные управлением образования. Активно используем в методической практике взаимообучение педагогов. Мы задаем себе вопросы: Что и как меняем? Зачем? Какими средствами? Ресурсами? Затратами? Вместе с родителями и детьми согласованно определяем смысл преобразований. И здесь в большей степени успешен тот, кто готов осваивать, постигать, изменяться вместе со временем.

Свой инновационный опыт мы систематически представляем для внешней экспертизы:

Сентябрь 2011г – департамент образования в ходе аккредитации школы;

Ноябрь 2011 г – II межрегиональная конференция «Школа ступеней. Шаг следующий»;

Декабрь 2011г – отчетный материал ФИРО;

Февраль 2012 г – открытая площадка ля городских детских садов;

Апрель 2012 г – День открытых дверей для родителей будущих первоклассников;

Апрель 2012 г – городской семинар «Образовательная программа подростковых школ»;

Май 2012 г – День открытых дверей ко Дню семьи;

Май 2012 г – Публичный отчет учителей 1 – х классов;

Сентябрь 2012 г – августовская педагогическая конференция 2012г;

Декабрь 2012 г – региональная стажировочная площадка по теме «Развитие универсальных логических действий в процессе интеграции урочной и внеурочной деятельности младших школьников»

Экспертные мнения являются основой для принятия управленческого решения по развитию модели Практического дня как технологичной содержательно – организационной модели достижения новых образовательных результатов.

Сейчас модель Практического дня — это организационная форма для апробирования современных образовательных технологий; мотивационное условие для активного учебного действия по применению полученных знаний;

Потенциальный ресурс модель Практического дня может стать средством управления новыми образовательными результатами.

На сегодняшний день разрабатывается методический проект «Модель Практического дня как инновационный педагогический опыт повышения эффективности достижении новых образовательных результатов в школе I ступени», который станет одной из структурных единиц дидактической системы школы I ступени.

Педагоги школы активно участвуют в разработке, апробируют методический и дидактический материал для реализации новых требований и создания эффективных условий. Инновационный ресурс и потенциальный опыт школы расширяется и накапливается. И тут возможен определенный риск для тех педагогов, кто своим опытом делиться не решается или просто не желает. «Не бойся, что воспользуются твоими идеями. Бойся, что они никому не нужны!» Не устареют ли они завтра? При такой – то скорости жизни!

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального и общего образования, 2009 г
  2. А.В. Хуторской, доктор педагогических наук, академик Международной педагогической академии, «Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения», 2003 г
  3. Авторский коллектив МБОУ НОШ №6, Основная образовательная программа МБОУ НОШ №6 – школы I ступени на период 2011 – 2015 гг, 2010 г

Лебедев О.Е., Компетентностный подход в образовании, 2004г., Школьные технологии. №5.

[1] приложение 1А и 1Б

[2] победитель гранта 500 тыс. рублей от II Ямальского форума в номинации «Учитель — инновации — успех».

[3] основанием являются универсальные учебные действия, общие для любого вида деятельности обучающегося

Источник

Читайте также:  Перила для лестниц старинные
Оцените статью