И синергетическая среда в постижении природы
Синергетический подход к познанию, точнее к постижению Природы, расставляет точки над и в том смысле, что становится более понятным, что знания не приобретают как вещь, ими овладевают с тем, чтобы в дальнейшем обладать, не терять самообладания и действовать, и жить правильно. Поэтому, знания, полученные в синергетической образовательной среде способствуют постижению действительности на фундаментальном уровне без отторжения.
Проектирование – это деятельность в областях, где недостаточно только линейного мышления как указывал Б.Ф. Ломов. Поэтому интересен подход Дж. Джонса к видению структуры постижения природы, состоящего из трех ступеней: дивергенции, трансформации и конвергенции.
Дивергенция характеризуется крайней неустойчивостью и условностью целей, сознательной установкой на критическое восприятие действительности, разрушение стереотипов, использование предельно широких метафор и крайне далеких ассоциаций.
Трансформация направлена на упорядочение поля поиска, его концептуальную структуризацию, на поиск языка данной задачи, пригодного для ее целостного и точного выражения. Это ступень выделения альтернатив и параллелей в решении исходной задачи.
Наконец, конвергенция – это настойчивая и жесткая направленность на усечение проектного поля, сокращение числа альтернатив, детализацию отобранных моделей и так далее. Исследователи говорят о двух диаметрально противоположных стратегиях проектирования: от внешнего – к внутреннему (из соображений целостного облика к его конструктивным деталям) и от внутреннего к внешнему (стратегия увязки, сведения отдельных элементов в целостный облик). Эти подходы к проектированию созвучны принципам синергетики.
На создание технологий нацелено проектирование. В самом проектировании как деятельности можно обнаружить свою совокупность инструментальных средств, свой подход к информационным ресурсам и, особенно подчеркнем, свой нелинейный (синергетический) стиль мышления, свой ценностный мир. Выделение этих взаимосвязанных компонентов позволяет представить проектирование синергетической среды образовательного процесса современного естествознания как нелинейную динамическую систему, генерирующую в заданных пределах деятельную структуру общества и способ жизни, определяющую современное состояние образования и перспективы развития человечества.
Под синергетической средой в системе мы понимаем совокупность материальных, духовных факторов и средств в открытой системе, в которой при взаимодействии ее частей на основе динамической иерархичности и наблюдаемости возникает усиление управляющих воздействий, согласование темпов и уровней развития управляемых, становление творческой личности, сочетающей рациональные и иррациональные компоненты мышления, имеющей целостное мировоззрение и познающей природу без отторжения на фундаментальном уровне.
Успехи в области современных высоких технологий, внедрение курсов «Концепции современного естествознания» с использованием его гуманитарного потенциала, делают проблему проектирования синергетической среды в системе образования и формирования синергетического стиля мышления актуальной. Эффективность социальных технологий 21 века, видимо, будет зависеть от решения задач, связанных с этой проблемой. Проектирование синергетической среды в социальной сфере обеспечит сочетание рационального и иррационального в процессе социального взаимодействия, формирование метаязыка аналогий, понятного естественнику и гуманитарию. Гуманитарный потенциал современного естествознания связан, прежде всего, с развитием мышления, формированием целостного мировоззрения, воспитанием чувств.
Известны семь принципов синергетики, из них: два принципа Бытия:
и пять принципов Становления:
6) динамическая иерархичность, циклическая коммуникативность, принцип дополнительности (обобщение принципа подчинения – рождение параметров порядка);
Именно последние два включают принципы дополнительности и соответствия, кольцевой (циклической) коммуникативности и относительности к средствам наблюдения, позволяя начать диалог между внутренним наблюдателем (природа индивида) и внешним наблюдателем (жизнедеятельность в процессе познания природы) в синергетической среде.
Под проектированием синергетической среды в системе будем понимать процесс создания в системе такой совокупности информационно-методических, эргономических, экономических, правовых условий и средств управления на базе принципов синергетики, которая обеспечит становление в социуме творческой личности, имеющей опыт безопасной жизнедеятельности на стадии обучения, воспитания и развития.
Под формированием синергетического стиля мышления будем понимать деятельность в синергетической среде, направленную на практическое использование алгоритма реальности обучающими и обучаемыми, сочетающими рациональные и иррациональные компоненты мышления, основываясь на целостном мировоззрении и познании мира на фундаментальном уровне без отторжения.
Синергетический стиль мышления – это многостороннее, нелинейное, открытое мышление, совокупность и гармоничное сочетание понятийного и образного мышления, связующим (синхронизирующим) фактором которого является алгоритм реальности.
Под алгоритмом реальности будем понимать конечную последовательность предписаний, достаточную для оценивания состояния системы в развитии через связь прошлого и будущего в настоящем.
Именно проектирование синергетической среды, прежде всего в социальной сфере способствует формированию синергетического стиля мышления и отображению реальности в её процессуальном единстве.
Культура личности в сочетании с её нелинейным синергетическим стилем мышления, «…владеющей методологией циклично-волнового освоения будущего, становится главными целями современного неклассического опережающего образования. Это образование формирует нового человека, опираясь на новую синергетическую парадигму фундаментальности образования, в которой каждый образовательный цикл завершается синтетически-целостной картиной мира, причем роль синтезаторов выполняют проблемно-организованные, концептуальные дисциплины, выполняющие функцию содержательного метапроектирования образовательного процесса» (А.И. Суббето). К таким синтезаторам как раз и относится изучаемая дисциплина «Концепции современного естествознания».
Познание (постижение) природы на фундаментальном уровне без отторжения следуя синергетической парадигме фундаментальности, может быть пояснен в следующих рассуждениях.
Два принципа бытия: иерархичность и гомеостатичность описывают изолированную систему, где вся активность заключена во власти, в «праве первой ночи для господина» в «праве силы» и др. в целом иллюстрирует «наследственность» дарвинской триады, (так было так есть и так будет всегда. ) Если система изолирована, в ней, как известно все сохраняется: энергия, вещество, импульс, информация и.т.д. Это стадия бытия, которое определяет со-знание (совместное знание).
Ситуация меняется, если система приоткрывается, проходя три запрета:
– незамкнутость («нет замка и нет кнута», «бери больше – кидай дальше», «куй железо, пока горячо»);
– нелинейность (многовариантность, несколько путей развития, необратимость вследствие диссипации эмерджентности случайных событий) в сочетании с принципом;
– дополнительности составляет «изменчивость» дарвинской триады.
И, наконец, циклическая коммуникативность и наблюдаемость составляют «отбор» дарвинской триады. Такие рассуждения сближают современные принципы синергетики в соответствии с принципом соответствия с дарвинской эволюционной триадой: «наследственность», «изменчивость», «отбор».
Если посмотреть на график рис. 9, то принципы бытия находятся в стадии пороговой нечувствительности системы, третий, четвертый принципы синергетики находятся в первом предельном цикле (мягкого возбуждения) или «детской системы»; пятый принцип вершит «золотую середину» (равенства активности и пассивности) и переход системы во второй предельный цикл (жесткого возбуждения) «взрослости системы», когда ее притягивает ко второму аттрактору, в котором активность ослабевает, система достигает «насыщения» (второе равенство активности и пассивности: резонанс). Если взять производную от кривой активности, то получиться колоколообразный график с вершиной в точке равенства активности и пассивности (принцип нелинейности). Это граница перехода из прошлого в будущее, своего рода «потенциальный барьер необратимости, или как в народе говорят «куда ни кинь – везде клин», т.е. равенства активности и пассивности, после чего следуют качественные изменения. В физике это называется резонансом, в биологии – генетический механизм самоорганизации, в экономике равенство дебета и кредита (баланс) и др. В конечном состоянии рассмотренного цикла пассивность в системе превышает активность, и система на более высоком уровне становится похожей на «детскую» систему, и все повторяется вновь.
Источник
Концепции современного естествознания. Тест 1
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.
1. Онтология – это учение о
познании
природе
ценностях
бытии
2. Гносеология – это учение о
познании
пространствах
описании природы
материи
3. В чём заключается принцип фрактальности
возможность обобщения, усложнения структуры системы в процессе эволюции
минимальное количество ключевых параметров
главное в становлении не элементы, а целостная структура
возможность моделирования эволюции системы с помощью нескольких параллельных теоретических подходов
4. Когда возникла синергетика
в 60-е гг. ХХ в.
в 70-е гг. ХХ в.
в 70-е гг. ХIX в.
в 80-е гг. ХХ в.
5. Модели синергетики – это модели
нелинейных, неравновесных систем, подвергающихся действию факторов
линейных и неравновесных систем
нелинейных и равновесных систем
линейных и равновесных систем, не подвергающихся действию факторов
6. Материалистическая трактовка физической картины мира характерна для
А. Эйнштейна и В. Гейзенберга
М. Планка и А. Эйнштейна;
В. Гейзенберга и Э. Шредингера
Э. Шредингера и А. Эддингтона
7. Кого можно считать родоначальником физической науки
Анаксагора
Аристотеля
Пифагора
Демокрита
8. Что обнаруживается в процессе самоорганизации открытых нелинейных систем
однозначная природа хаоса
двойственная природа хаоса
устойчивость всех процессов
нет верного ответа
9. Кто выдвинул принцип «порядок из шума»
Д.И. Менделеев
И.Р. Пригожин
Г.фон Ферстер
Г. Хакен
10. Согласно какому принципу, реальные природные, общественные и психические явления и процессы детерминированы, то есть возникают, развиваются и уничтожаются закономерно, в результате действия определенных причин, обусловлены ими
принцип вероятности
принцип дополнительности
принцип причинности
принцип детерминизма
11. Три ступени постижения природы по Джонсу
дивергенция, трансформация, конвергенция
конвергенция, эволюция, синергетика
трансформация, конвергенция, синергетика
дивергенция, трансформация, генетика
12. Какие три уровня организации материального мира существуют
живая природа, визуальный мир и общество
неживая природа, живое вещество и общество
неживая природа, искусственный интеллект и живое вещество
существует только один уровень- общество
13. Конвергенция – это
схождение
основной закон системы
сближение и приобретение в ходе эволюции сходных признаков
нет верного ответа
14. Синергетический стиль мышления – это
последовательность предписаний
нелинейное открытое мышление
совокупность принципов синергетики
нет верного ответа
15. В чём заключается принцип дополнительности
возможность приобретения знаний на основе прошлого опыта
возможность моделирования эволюции системы с помощью нескольких параллельных теоретических подходов
возможность обобщения, усложнения структуры системы в процессе эволюции
главное в становлении не элементы, а целостная структура
Источник
Три ступени постижения природы по Джонсу
В 5:007 поступил вопрос в раздел Концепции современного естествознания, который вызвал затруднения у обучающегося.
Вопрос вызвавший трудности
Ответ подготовленный экспертами Учись.Ru
Для того чтобы дать полноценный ответ, был привлечен специалист, который хорошо разбирается требуемой тематике «Концепции современного естествознания». Ваш вопрос звучал следующим образом: Три ступени постижения природы по Джонсу
После проведенного совещания с другими специалистами нашего сервиса, мы склонны полагать, что правильный ответ на заданный вами вопрос будет звучать следующим образом:
- Ответ: дивергенция, трансформация, конвергенция
НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ АВТОРЕ ЭТОГО ОТВЕТА:
Работы, которые я готовлю для студентов, преподаватели всегда оценивают на отлично. Я занимаюсь написанием студенческих работ уже более 4-х лет. За это время, мне еще ни разу не возвращали выполненную работу на доработку! Если вы желаете заказать у меня помощь оставьте заявку на этом сайте. Ознакомиться с отзывами моих клиентов можно на этой странице.
Брагина Гера Куприяновна — автор студенческих работ, заработанная сумма за прошлый месяц 58 559 рублей. Её работа началась с того, что она просто откликнулась на эту вакансию
ПОМОГАЕМ УЧИТЬСЯ НА ОТЛИЧНО!
Выполняем ученические работы любой сложности на заказ. Гарантируем низкие цены и высокое качество.
Деятельность компании в цифрах:
Зачтено оказывает услуги помощи студентам с 1999 года. За все время деятельности мы выполнили более 400 тысяч работ. Написанные нами работы все были успешно защищены и сданы. К настоящему моменту наши офисы работают в 40 городах.
Ответы на вопросы — в этот раздел попадают вопросы, которые задают нам посетители нашего сайта. Рубрику ведут эксперты различных научных отраслей.
Полезные статьи — раздел наполняется студенческой информацией, которая может помочь в сдаче экзаменов и сессий, а так же при написании различных учебных работ.
Красивые высказывания — цитаты, афоризмы, статусы для социальных сетей. Мы собрали полный сборник высказываний всех народов мира и отсортировали его по соответствующим рубрикам. Вы можете свободно поделиться любой цитатой с нашего сайта в социальных сетях без предварительного уведомления администрации.
Площадка Учись.Ru разработана специально для студентов и школьников. Здесь можно найти ответы на вопросы по гуманитарным, техническим, естественным, общественным, прикладным и прочим наукам. Если же ответ не удается найти, то можно задать свой вопрос экспертам. С нами сотрудничают преподаватели школ, колледжей, университетов, которые с радостью помогут вам. Помощь студентам и школьникам оказывается круглосуточно. С Учись.Ru обучение станет в несколько раз проще, так как здесь можно не только получить ответ на свой вопрос, но расширить свои знания изучая ответы экспертов по различным направлениям науки.
Источник