Трезвучия главных ступеней гармонический минор
На всех ступенях мажора можно построить трезвучия. Напомним, что интервалы между соседними нотами трезвучия должны составлять «>терцию . Строя трезвучия от ступеней лада, разрешено использовать только те звуки, которые входят в рассматриваемый лад. Например, рассматриваем C-dur . Строим трезвучие, от ноты E . Возможны варианты трезвучий:
- Мажорное: E-G ♯ -H
- Минорное: E-G-H
- Уменьшенное: E-G-B
- Увеличенное: E-G ♯ -H ♯
Видим, что только в минорном трезвучии нет знаков альтерации. В остальных трёх обязательно есть диез или бемоль. Поскольку рассматриваемый нами звукоряд не содержит нот с диезами или бемолями, мы можем выбрать только минорное трезвучие (без знаков альтерации).
По такому принципу построим трезвучия от каждой ступени мажорного лада (на примере C-dur ):
Рисунок 1. Главные трезвучия в мажоре
На рисунке от каждой ступени построено трезвучие. Рамками выделены ступени (I, IV и V, это главные ступени), от которых построены мажорные трезвучия. Это главные трезвучия, они имеют индивидуальные названия:
- Трезвучие, построенное от I ступени: тоническое. Обозначается: T.
- Трезвучие, построенное от IV ступени: субдоминантовое. Обозначается: S.
- Трезвучие, построенное от V ступени: доминантовое. Обозначается: D.
Обращаем ещё раз внимание: все три главных трезвучия — мажорные. Они наиболее соответствуют звучанию мажорного лада: и лад мажорный, и трезвучия мажорные.
Главные трезвучия построены от I, IV и V ступеней.
Главные трезвучия в миноре
Аналогично строим трезвучия в миноре. На главных ступенях будут располагаться минорные трезвучия. Названия трезвучий такое же, как и в мажоре, только они обозначаются маленькими буквами: t, s, d. На рисунке ниже изображён A-moll :
Рисунок 2. Главные трезвучия в миноре
В практике доминантовое трезвучие почти всегда используется с повышенной 7 ступенью минора, то есть терцией аккорда. Таким образом, вместо ми-соль-си мы скорее всего услышим в музыке ми-соль диез-си. Такое трезвучие помогает музыке двигаться вперед, развиваться:
Рисунок 3. Главные трезвучия в миноре
Главные трезвучия построены от I, IV и V ступеней.
Соединение аккордов
Соединением (двух) аккордов называют их последовательность в музыкальном произведении. Последовательность из нескольких аккордов называют гармоническим оборотом.
Главные трезвучия являются гармонической основой лада. Они очень широко распространены в музыке. Полезно знать их простейшие соединения, приводим список для мажора и минора:
Источник
ГЛАВНЫЕ ТРЕЗВУЧИЯ ЛАДА С РАЗРЕШЕНИЕМ.
Трезвучия построенные на главных ступенях лада – I, IV, V – называются трезвучиями главных ступеней лада. Своё название трезвучия берут от той ступени, на которой строятся.
Трезвучие построенное от I ст. называется – тоническим, т.к. I ст. – тоника; от IV ст. лада, называется – субдоминантовым, т.к. IV ст. – субдоминанта; от V ст. лада, называется – доминантовым, т.к. V ст. – доминанта.
В натуральном мажоре трезвучия главных ступеней лада – мажорные: Т53, S53, D53. В гармоническом мажоре субдоминантовое трезвучие минорное, т.к. в его состав входит 6 пониженная ступень: s53
В натуральном миноре трезвучия главных ступеней лада – минорные: t53, s53, d53. В гармоническом миноре доминантовое трезвучие мажорное, т.к. в его состав входит повышенная 7 ступень: D53
Тоническое трезвучие устойчиво, т.к. состоит из 3 устойчивых ступеней лада.
Субдоминантовое трезвучие – неустойчиво, т.к. в его составе 2 неустойчивые ступени – 4 и 6.
Доминантовое трезвучие ещё более неустойчиво, т.к. в его составе вводные ступени, самые неустойчивые в ладу – 2 и 7.
Субдоминантовое и доминантовое трезвучия и их обращения требуют разрешения в тонический аккорд. При разрешении устойчивый звук остаётся на месте, а два неустойчивых звука переходят по ладовому тяготению от субдоминанты на секунду вниз, а от доминанты – на секунду вверх.
Таким образом получается следующая схема:
S53 – T6 D53 – T64
S6 – T64 D6 – T53
S64 – T 53 D64 – T6
ТРИТОНЫ
Тритоны – это интервалы, в которых 3 тона. К ним относятся – ув.4 т ум.5. Ув.4 – содержит 4 ступени и 3 тона. Ум.5 – содержит 5 ступеней и 3 тона.
Тритоны строятся натуральном и гармоническом мажоре и натуральном и гармоническом миноре.
В натуральном мажоре: ув.4 — на 4 ст., а ум.5 – на 7 ст.
В гармоническом мажоре: ув.4 – на 6 ст., а ум.5 – на 2 ст.
В натуральном миноре: ув.4 – на 6 ст., а ум.5 – на 2 ст.
В гармоническом миноре: ув.4 – на 4 ст., а ум.5 – на 7 ст.
Тритоны – диссонирующие интервалы и требуют разрешения. Ув.4 разрешается в ближайшие устойчивые звуки, в сторону расширения. Ум.5 – в сторону сужения.
ХАРАКТЕРНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ
Характерными интервалы — это интервалы, которые встречаются только в гармонических видах мажора и минора. К ним относятся: ув2 и ум7.
Ув2 = 2 ступени + 1,5 тона.
Ум7 = 7 ступеней + 4,5 тона.
Характерные интервалы – диссонирующие и требуют разрешения. Увеличенные интервалы разрешаются – в сторону расширения. Уменьшённые – в сторону сужения.
Ув2 строится: в гармоническом мажоре – на VI пониженной ступени; в гармоническом миноре – на VII повышенной ступени. Разрешается – в сторону расширения (в ч4).
Ум7 строится: в гармоническом мажоре – на VII ступени; в гармоническом миноре – на VII повышенной ступени. Разрешается – в сторону сужения (ч5).
СЕПТАККОРД.
Аккорд, состоящий из 4 звуков, расположенных по терциям называется – септаккорд. Крайние звуки аккорда образуют интервал септима, отсюда его название. Каждый звук септаккорда имеет своё название: нижний звук – основание или прима, второй – терцовый звук или терция, далее — квинтовый звук или квинта, верхний – септима или вершина аккорда.
D7 И ЕГО РАЗРЕШЕНИЕ.
Септаккорд, построенный на V ступени натурального мажора и гармонического минора называется – доминантсептаккорд (D7), т.к. V ступень лада – доминанта, отсюда его название. D7 состоит из б3+м3+м3 (или мажорное трезвучие+м3). D7 неустойчивый аккорд, т.к. в его составе 2 диссонирующих интервала (м7 и ум5) и он требует разрешения. Разрешается D7 в неполное тоническое трезвучие (без квинтового тона) с утроенным основным звуком.
ГАММА – это звуки лада, расположенные поступенно вверх или вниз от тоники до её октавного повторения. Звуки называются ступенями. Полная гамма состоит из 8 ступеней, обозначающихся римскими цифрами: I. II. III. IV. V. VI. VII. I (VIII). Каждая ступень имеет своё название:
I ступень — тоника
II ступень – нисходящий вводный звук
III ступень – медианта
IV ступень – субдоминанта
V ступень – доминанта
VI ступень – субмедианта
VII ступень – восходящий вводный звук
ТОНАЛЬНОСТЬ – это высота лада, определяемая тоникой. Тональность получает название от своей тоники и от лада (например До мажор).
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ – это тональности с одинаковыми ключевыми знаками и звуковым составом, но разными ладами и тониками.
ОДНОИМЕННЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ – это тональности с одинаковыми тониками, но разными ладами, звуковым составом и ключевыми знаками.
ЛАД – это система устойчивых и неустойчивых музыкальных звуков, объединённых тоникой. В ладу 7 ступеней, которые обозначаются римскими цифрами: I, III, V ступени – устойчивые, II, IV, VI ступени – неустойчивые.
ВИДА МАЖОРА И МИНОРА.
Натуральный мажор – имеет строение: т – т – ½ — т – т – т – ½
Гармонической мажор – мажорный лад с пониженной 6 ступенью: т – т – ½- т – ½- 1½– ½
Мелодический мажор – при движении вверх идёт как натуральный, а вниз – понижается 6 и 7 ступени.
Натуральный минор – имеет строение: т – ½ — 1 – 1 – ½ — т – т
Гармонический минор – минорный лад с повышенной 7 ступенью: 1 – ½ — т – т – ½ — 1 ½ — ½
Мелодический минор – минорный лад, в котором при движении вверх повышаются 6 и 7 ступени, а вниз – как в натуральном миноре: т – ½ — т – т – т – т – ½
СИНКОПА — это перенос акцента с сильной доли на слабую. Встречаются следующие формы синкоп: междутактовые синкопы (двухдольные и трехдольные); внутритактовые синкопы (двухдольные и трехдольные). Кроме того, синкопа может образоваться после паузы, приходящейся на акцентируемую долю. Внутритактовую синкопу обычно пишут, сливая слабую и сильную доли в одну ноту, но иногда пишут и при помощи лиги, двумя нотами. Междутактовые синкопы записывают двумя нотами, связывая их лигой через тактовую черту.
Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 4812 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник
ТРЕЗВУЧИЯ ГЛАВНЫХ СТУПЕНЕЙ ЛАДА С ОБРАЩЕНИЯМИ И РАЗРЕШЕНИЕМ
Трезвучия построенные на главных ступенях лада – I, IV, V – называются
трезвучиями главных ступеней лада.
На I ст. – тоническое Т53,
На IV ст.– субдоминанта, S53
На V ст. лада,- доминанта ,D53.
В натуральном мажоре трезвучия главных ступеней лада – мажорные: Т53, S53, D53. В гармоническом мажоре субдоминантовое трезвучие минорное -з s53
В натуральном миноре трезвучия главных ступеней лада – минорные: t53, s53,
d53. В гармоническом миноре доминантовое трезвучие мажорное — D53
Субдоминантовое и доминантовое трезвучия и их обращения требуют разрешения в тонический аккорд. При разрешении устойчивый звук остаѐтся на месте, а два неустойчивых звука переходят по ладовому тяготению от субдоминанты на секунду вниз, а от доминанты – на секунду вверх. Таким образом получается следующая схема: S53 – T6 D53 – T64 S6 – T64 D6 – T53 S64 – T 53 D64 – T6
ПОБОЧНЫЕ ТРЕЗВУЧИЯ ЛАДА УМ53 И УВ53 В ЛАДУ С РАЗРЕШЕНИЕМ
Побочные трезвучия – это трезвучия построенные на II, III, VI, VII ступенях,
Ум53 встречается в натуральном и гармоническом мажоре и миноре.
В натуральном мажоре – на VII ст.
В натуральном миноре – на II ст.
В гармоническом мажоре – на II ст.
В гармоническом миноре – на VII # ст.
Разрешение Ум53: крайние звуки в сторону сужения, а средний – на секунду вниз. До мажор
ля минор
Ув53 встречается только в гармоническом мажоре и миноре.
В гармоническом мажоре – на VI b ст.
В гармоническом миноре – на III ст. 7
Разрешение Ув53: устойчивые звуки – остаются на месте, а неустойчивый
звук в мажоре – на секунду вниз, а в миноре – на секунду вверх. Таким образом,
Ув53 в мажоре разрешается в Т64, а в миноре – в t6.
СЕПТАККОРД. D7 И ЕГО РАЗРЕШЕНИЕ ОБРАЩЕНИЯ D7 И ИХ РАЗРЕШЕНИЕ
Аккорд, состоящий из 4 звуков, расположенных по терциям называется – септаккорд. Крайние звуки аккорда образуют интервал септима, отсюда его название. Каждый звук септаккорда имеет своѐ название: нижний звук – основание или прима, второй – терцовый звук или терция, далее — квинтовый звук или квинта, верхний – септима или вершина аккорда.
Септаккорд, построенный на V ступени натурального мажора и гармонического минора называется – доминантсептаккорд (D7),
D7 состоит из б3+м3+м3 (или мажорное трезвучие+м3). D7 неустойчивый аккорд и требует разрешения. Разрешается D7 в неполное тоническое трезвучие (без квинтового тона) с утроенным основным звуком.
D7 имеет 3 обращения:
D65 (доминантовый квинтсекстаккорд), — Строится на VII ступени натурального мажора и гармонического минора, состоит из м3+м3+б2 (или уменьшѐнное трезвучие+б2). Разрешается в полное тоническое трезвучие (Т53, t53)с удвоенным основным тоном.
D43 (доминантовый терцквартаккорд), Строится на II ступени натурального мажора и гармонического минора, состоит из м3+б2+б3. Разрешается в полное развѐрнутое тоническое трезвучие (Т53, t53) с удвоенным основным тоном в октаву.
D2 (доминантовый секундаккорд). Строится на IV ступени натурального мажора и гармонического минора, состоит из б2+б3+м3 (или б2+мажорное трезвучие). Разрешается в тонический секстаккорд (Т6, t6)с удвоенным основным тоном.
8.ВВОДНЫЕ СЕПТАККОРДЫ
Септаккорд, построенный на VII ступени (вводный звук) лада называется – водным септаккордом (DVII7).
Малый вводный -MVII7 — строится на VII ступени натурального мажора и состоит из м3+м3+б3 (или уменьшѐнное трезвучие+б3). Крайние звуки MVII7 образуют интервал м7,
Уменьшённый УмVII7 – строится на VII ступени гармонического мажора и гармонического минора, состоит из м3+м3+м3+ (или уменьшѐнное трезвучие+м3). Крайние звуки умVII7 образуют интервал ум7,
Разрешаются вводные септаккорды в тоническое трезвучие с удвоенной терцией.
Вводные септаккорды могут плавно разрешаться через D65 в тоническое трезвучие.
Вводные септаккорды также имеют 3 обращения.
СЕПТАККОРД II СТУПЕНИ (II7).
Септаккорд, построенный на II ст. лада, называется септаккорд II ступени.
Поскольку в его состав входит субдоминантовое трезвучие, он называется субдоминантовый септаккорд.
В натуральном мажоре на II ст. строится малый минорный септаккорд, (М53+м3).
SII7 разрешается через D43 в тоническое трезвучие;
SII7 также имеет 3 обращения, наиболее часто из которых употребляется SII65,
т.к. его нижним звуком является субдоминанта.
АЛЬТЕРАЦИЯ И ХРОМАТИЗМ
Альтерация– это изменение основной ступени лада. Знаки альтерации: #, b, X, bb, бекар
Альтерируются лишь те неустойчивые ступени, которые отстоят на б2 (тон) от звуков тонического трезвучия.
в мажоре: II ступень повышается и понижается, IV ступень повышается, VI
ступень понижается (гармонический мажор);
в миноре: II ступень понижается, IV ступень понижается и повышается, VII
ступень повышается (гармонический минор).
В результате альтерации образуется явление, называемое хроматизмом.
Хроматизм (с греч. «краска»)– это повышение или понижение на полутон (м2)
диатонической ступени лада, обостряющее ее тяготение к соседней ступени.
Хроматизм в мелодии связан с хроматическими вспомогательными и проходящими звуками. Вспомогательный звук (ре-до#-ре или соль-ляb-соль ).
Проходящий звук, образует скольжение по полутонам между двумя разными звуками ( ре-ре#-ми или ля-ляb-соль).
Дата добавления: 2019-03-09 ; просмотров: 2780 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник