Трезвучие второй ступени гармония

Трезвучие и секстаккорд второй ступени в каденции и внутри построения.
презентация к уроку по теме

Лекционный мультимедийный материал по предмету «Гармония» на тему «Трезвучие и секстаккорд второй ступени в каденции и внутри построения». (Автор — М.С.Коняхина).

Скачать:

Вложение Размер
ii53_i_ii6_v_kadentsii_i_vnutri_postroeniya.pptx 555.33 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Трезвучие и секстаккорд второй ступени в каденции и внутри построения.

II 5 3 применяется только в мажоре. Оно слабее II 6 , так как не имеет функциональной опоры в басу: в нем удваивается бас – II ступень лада. II 5 3 также как и II 6 звучит мягко, минорно. Использование его после VI 5 3 создает некоторую переменность функций и особый натуральный колорит. Основные соединения II 6 , S, VI < II >D, K 6 4 , II 6

Голосоведение 1) S – II – соединение гармоническое. 2) В II6-II и II-II6 свободно применяется переход в другое расположение и скачки. Внимание к дублированию мелодии и баса – параллелизм октав.

3) II-D, II-K64 – соединения мелодические: бас движется вверх, остальные голоса вниз, навстречу басу. 4) Т- II – соединение только мелодическое: верхние голоса идут вниз, навстречу басу.

5) Возможно мелодическое соединение S 5 3 и II 5 3 , при этом верхние голоса движутся в восходящем направлении, а бас – на терцию вниз. Если при соединении S 5 3 — II 5 3 в верхних голосах возникает скачок на ч.4 – расположение менять нельзя. Расположение меняется только при плавном голосоведении.

6) При скачке на сексту от S 5 3 к II 5 3 расположение менять обязательно ! Не используются соединения II-S, II-I. II 5 3 используют в середине построения, реже в кадансах.

II 6 – усиленный заместитель S 5 3 . Субдоминантовость II 6 подчеркивается удвоением в нем функционального баса ( IV ступень лада), так как в II 6 удваивается ТЕРЦОВЫЙ ТОН. В мажоре II 6 звучит мягко, минорно. В миноре напряженно, резко (из-за входящего в него тритона) Основные соединения Т , VI , S < II 6 >D, K64 II 6 используется только в мелодическом положении терции или основного тона. В мелодическом положении квинты он никогда не используется, так как звучит плохо.

Голосоведение Соединять II 6 с D 5 3 или К 6 4 можно только мелодически: бас вверх на б.2, остальные голоса – вниз навстречу басу. Соединение в одном направлении приводит к образованию ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ОКТАВ.

S 5 3 и II 6 как аккорды одной функции нельзя брать через тактовую черту. А принадлежность этих аккордов к одной функции допускает их перемещение как при плавном движении, так и при скачках со сменой (при широких скачках) и без смены расположения (при узких скачках).

При соединениях S-II 6 , T-II 6 , II 6 -K 6 4 между тенором и альтом могут возникнуть параллельные квинты. Они допускаются. ! Не используются соединения: II6 – S , II6 – VI , мало используется соединение II6 – T, так как звучат вяло. II6 используется активно в кадансах, в середине музыкального построения.

Упражнения для самостоятельной работы На фортепиано в тональностях до 4-х знаков играть следующие цифровки: T 5 3 – II 6 – D 5 3 — T – T — II 6 – D 5 3 — T T 5 3 – D 5 3 — T – T — S 5 3 – II 6 – К 6 4 — D 5 3 — T – T – S — II 6 – К 6 4 — D 5 3 — T Гармонизовать следующие мелодии:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока и преезнтация по литературе.Может быть использован для проведения уроков по программе 8 класса средней школы.

Лекционный мультимедийный материал по предмету «Гармония» на тему «Функциональная система главных трезвучий и их соединение». (Автор — М.С.Коняхина).

Лекционный мультимедийный материал по предмету «Гармония» на тему «Период. Каденция» затрагивает типизацию формы периода и позволяет наглядно классифицировать различные виды каденций. (Автор — М.

Лекционный мультимедийный материал по предмету «Гармония» на тему «Септаккорд второй ступения». (Автор — М.С.Коняхина).

Лекция по гармонии «Соединение главных трезвучий. Виды соотношений аккордов. Гармоническое и мелодическое соединение.» Используется в качестве лекционного материала в педагогическом колледже на первом.

Тип занятия: комбинированный.Формы занятия: индивидуальная, групповая, фронтальная.Оборудование: проектор, компьютер, доска, рабочие тетради.Продолжительность занятия: 90 мин.Цели занятия:Дидактическа.

Тип занятия: комбинированный.Формы занятия: индивидуальная, групповая, фронтальная.Оборудование: проектор, компьютер, доска, рабочие тетради.Продолжительность занятия: 90 мин.Цели занятия:Дидактическа.

Источник

II53 и II6 в проходящих оборотах

Трезвучие второй ступени.

Секстаккорд второй ступени.

XII. Секстаккорд и трезвучие II ступени (II6, II53).

XI. Скачки при разрешении D7 в тонику.

D7 и его обращения могут разрешаться в тонику не только плавно, но и с использованием скачков, что придаёт мелодии большее своеобразие и свободу.

Наибольшее количество разных видов скачков допускается при разрешении D2 в T6:

— скачки прим (1-1) восходящие;

— скачки квинт (5-5) восходящие и нисходящие;

— смешанные скачки (3-5 и т.д.);

Пример 1 (C-dur: D2 «f-h-d-g» — T6 «e-g-c-c»).

D43 и D65 со скачкообразным разрешением встречаются редко, например нисходящие скачки квинт при разрешении D65 в T53 и восходящие скачки прим при разрешении D43 в T53.

В заключительной каденции нередко неполный основной D7 разрешается разрешается в неполное T53 со скачками прим. В данном соединении допускаются скрытые и параллельные октавы и квинты.

Пример 2 (C-dur: D7 «g-f-h-g» — T53 «c-e-c-c»).

II53 входит в субдоминантовую группу аккордов. Из всех трезвучий этой группы (VI53, S53) оно наиболее диссонирующее, т. е. «сильное». В основном виде применяется редко, т.к. в миноре и гармоническом мажоре является уменьшённым. Наиболее распространён II6. В творчестве ряда композиторов встречается даже чаще, чем S53 (Л. Бетховен). Преимущества II6: большая неустойчивость, Наличие общего звука с доминантой (II ступень), ладовое разнообразие (минорное звучание в мажорных тональностях).

II6 воспринимается скорее как S53 с секстой, поэтому у него чаще удваивается басовый звук (терция аккорда), однако могут удваиваться и другие звуки.

1. аккордами тоники (T53, T6). Соединение мелодическое. В мажоре существует опасность возникновения параллельных квинт.

Пример 1 (C-dur: T53 «с-с-g-e» — II6 «f-a-f-d»).

2. S53 от сильной доли к более слабой.

Пример 2 (С-dur: S53 «f-c-a-f» — II6 «f-d-a-f»).

После II6 следуют аккорды доминантовой группы (D53, D6, D7 с обращениями), а также К64. При соединении с D53 и К64 есть опасность появления параллельных квинт. Соединение с D7 и его обращениями гармоническое.

Пример № 3 (С-dur: II6 «f-a-f-d» — D53 «g-g-d-h»; II6 «f-d-a-f» — D6 «h-d-g-d»; II6 «f-a-f-d» — D2 «f-g-d-h» — T6 «e-g-c-c»; II6 «f-a-f-d» — K64 «g-g-e-c» — D7 «g-f-d-h» — T53 «c-e-c-c»).

В миноре следует избегать хода на ув4 при соединении II6 с D6 и D65.

Применяется только в мажоре после S53, T6, изредка после T53. Переходит в D53, D7 с обращениями. При соединении S53 и II53 возможны скачки терцовых тонов в мелодии.

Пример № 4 (С-dur: S53 «f-c-f-a» — II53 «d-d-a-f»)

II53 и II6 применяются в однородных и неоднородных проходящих оборотах.

Однородный проходящий оборот: II53 – T6 – II6. Есть опасность возникновения параллельных квинт.

Пример № 5 (С-dur: II53 «d-a-d-f» — T6 «e-g-c-e» — II6 «f-a-d-d»).

Неоднородный проходящий оборот: S6 – T64 – II6.

Пример № 6. (С-dur: S6 «a-c-f-f» — T64 «g-c-e-g» — II6 «f-a-d-f»).

Источник

На каких ступенях строятся аккорды – таблицы по сольфеджио

Чтобы каждый раз мучительно не вспоминать, на каких ступенях строятся аккорды, заведите у себя в тетрадочке таблички-шпаргалки. Таблицы по сольфеджио, кстати, их можно с таким же успехом использовать и на гармонии, вы можете распечатать и приклеить или переписать в свою нотную тетрадочку по предмету.

Пользоваться такими табличками очень удобно при составлении или расшифровке всяких цифровок и последовательностей. Также клёва иметь такую подсказку на гармонии, когда наступает ступор, и никак не можешь найти подходящий аккорд для гармонизации, тут же всё перед глазами – обязательно что-то подойдёт.

Таблицы по сольфеджио я решил сделать в двух вариантах – один более полный (для студентов училищ, колледжей и вузов), другой – попроще (для школьников). Выбирайте тот, который подходит вам.

Итак, вариант первый…

Таблицы по сольфеджио для школы

Надеюсь, всё понятно. Не забываем, что в гармоническом миноре повышается VII ступень. Учитывайте это при составлении доминантовых аккордов. А вот и вариант второй…

Таблицы по сольфеджио для колледжа

Мы видим, что здесь всего три колоночки: в первой самое элементарное – главные трезвучия и их обращения на ступенях лада; во второй – основные септаккорды – хорошо видно, например, на каких ступенях строятся аккорды двойной доминанты; в третий раздел помещены всякие другие аккорды.

Несколько важных замечаний. Помните, да, что в мажоре и миноре аккорды немножко различаются? Поэтому не забываем, когда это нужно, повышать седьмую ступень в гармоническом миноре, или понижать шестую в гармоническом мажоре, чтоб получить, к примеру, уменьшённый вводный септаккорд.

Помните, что двойная доминанта всегда связана с повышением IVступени? Отлично! Думаю, что знаете и помните. Я не стал все эти мелочи выносить в колонку со ступенями.

Еще немного по поводу других аккордов

Пожалуй, я забыл внести сюда еще один вид – двойную доминанту в виде трезвучия и секстаккорда, которые также можно применять для гармонизации и составления последовательностей. Ну, добавите сами, если нужно – ничего страшного. Всё-таки аккорды двойной доминанты в середине построения мы не так часто употребляем, а перед кадансом лучше использовать септаккорды.

Секстаккорд II ступени – II6 применяется частенько, особенно в предкадансовых построениях, причём в этом секстаккорде можно удваивать терцовый тон (бас).

Секстаккорд VII ступени – VII6 применяется в двух случаях: 1) для гармонизации проходящего оборота T VII6 T6 вверх и вниз; 2) для гармонизации мелодии, когда она идёт вверх по ступеням VI, VII, I в виде оборота S VII6 T. В этом секстаккорде удваивается бас (терцовый тон). Помните, да, что обычно в секстаккордах бас не удваивается? А вот вам два аккорда (II6 и VII6), в которых удваивать бас можно и даже нужно. Ещё удвоения баса необходимы в тонических секстаккордах при разрешении в них вводных септаккордов.

Трезвучие третьей ступени – III53 применяется для гармонизации VII ступени в мелодии, но лишь в том случае, если она идёт не вверх в первую ступень, а вниз – в шестую. Такое бывает, например, во фригийских оборотах. Иногда, правда, используют и проходящий оборот с третью ступенью – III D43 T.

Доминантовый нонаккорд (D9) и доминанта с секстой (D 6 ) – удивительной красоты созвучия, вы про них, наверняка, всё знаете. В доминанте с секстой – берётся секста вместо квинты. В нонаккорде ради ноны в четырёхголосии пропускается квинтовый тон.

Трезвучие VI ступени – часто используют в прерванных оборотах после D7. При разрешении в него доминантсептаккорда обязательно удвоение терции.

Всё! Как же жестока ваша судьба, ведь теперь больше не мучиться вам, вспоминая, на каких ступенях строятся аккорды. Есть теперь у вас таблицы по сольфеджио. Вот так!))))

Источник

solfamusictheory

This WordPress.com. site is about music theory and methodology

Секстаккорд II ступени (II6)

Базовый курс гармонии. Содержание
Секстаккорд II ступени (II6), как и трезвучие (II53) , относится к группе аккордов субдоминанты. В качестве субдоминантовой гармонии его часто можно встретить в произведениях В. Моцарта и Л.Бетховена.

Для II6 наиболее типично удвоение баса, т. е. терцового тона (см. нотные примеры 2 и 3), и лишь изредка используется удвоение примы или квинты.

При соединении II6 с II65 лучше удвоить приму:

Употреблять II6, как и другие аккорды субдоминантовой группы можно после T53, T6, VI53, S53 и перед D53, D7, K64 в мелодическом положении примы и лишь изредка — в положении терции.

Наиболее целесообразно использовать II6 в каденциях перед K64 или D при нисходящем мелодическом движении в сопрано с одновременным противоположным движением баса вверх от 4-й к 5-й ступени. Соединение мелодическое:

Традиционно II6 относится к кадансовым гармоническим средствам и трактуется как субдоминантовое трезвучие с секстой вместо квинты (А. Мутли):

Источник

Проходящие и вспомогательные обороты для решения задач по гармонии

Многие испытывают сложности в решении задач по гармонии, и причиной тому не отсутствие теоретических знаний по предмету, а некая растерянность: аккордов пройдено довольно много, а вот что из них выбрать для гармонизации – проблема… Частично эту проблему поможет разрешить моя статья, для которой я постарался собрать все наиболее известные, часто употребляемые проходящие и вспомогательные обороты.

Сразу скажу, что все примеры относятся к диатонике. Это значит, что оборотов с «неаполитанской гармонией» и двойной доминантой здесь нет, с ними будем разбираться отдельно.

Круг охватываемых аккордов – главные трезвучия с их обращениями, секстаккорды второй и седьмой ступеней, септаккорды с обращениями – доминантовый, второй ступени и вводный. Если вы не помните, на каких ступенях строятся аккорды, то пользуйтесь шпаргалкой – перепишите для себя табличку вот отсюда.

Что такое проходящий оборот?

Проходящий оборот – это гармоническая последовательность, в которой между аккордом и каким-либо из его обращений (например, между трезвучием и его секстаккордом) помещается проходящий аккорд другой функции. Но это всего лишь рекомендация, и, ни в коем случае, не правило. Дело в том, что и крайние аккорды в этой последовательности могут принадлежать и совершенно разным функциям (мы с вами такие примеры увидим).

Гораздо важнее, чтобы выполнялось другое условие, а именно поступенное восходящее или нисходящее движение баса, которому в мелодии может соответствовать противодвижение (чаще всего) или параллельное движение.

В общем, вы поняли: самое важное в проходящем обороте поступенное движение баса + по возможности верхний голос должен зеркально отражать ход баса (т.е. если движение баса восходящее, то в мелодии должно быть движение по тем же звукам, но нисходящее) + по возможности проходящий аккорд должен соединять аккорды одной и той же функции (т.е. обращения одного и того же аккорда).

Ещё одно очень важное условие – проходящий аккорд всегда берётся на слабом времени такта (на слабую долю).

При гармонизации мелодии проходящий оборот мы узнаём как раз по поступенному терцовому ходу мелодии вверх или вниз с соблюдением ритмических условий этого проведения. Обнаружив возможность включения проходящего оборота в задаче, можно возрадоваться, только ненадолго, чтобы на радостях не забыть написать бас и отметить соответствующие функции.

Самые распространённые проходящие обороты

Проходящий оборот между тоническим трезвучием и его секстаккордом

Здесь в роли проходящего аккорда выступает доминантовый квартсекстаккорд (D64). Показан этот оборот и в широком, и в тесном расположении. Нормы голосоведения следующие: верхний голос и бас движутся противоположно друг другу; в D64 удваивается бас; тип соединения – гармонический (в альте выдержан общий звук соль).

Между тоникой и её секстаккордом можно поместить также и другие проходящие аккорды, например, доминантовый терцквартаккорд (D43), или секстаккорд седьмой ступени (VII6).

Обратите внимание на особенности голосоведения: в обороте с D43, чтобы избежать удвоения терции в T6, потребовалось повести септиму D43 в 5-ю ступень, а не в 3-ю, как положено, в результате чего в верхних голосах у нас пара параллельных квинт (ум5 – си-фа и ч5 – до-соль), по правилам гармонии в этом обороте их применение допустимо; во втором примере в проходящем секстаккорде седьмой ступени (VII6) удвоена терция, этот случай также следует запомнить.

Проходящий квартсекстаккорд между субдоминантой и её секстаккордом

Можно сказать, что это аналогичный пример по сравнению с первым проходящим, который мы рассмотрели. Те же нормы голосоведения.

Проходящий оборот между трезвучием второй ступени и его секстаккордом

Этот оборот употребляется только в мажоре, так как в миноре трезвучие второй ступени минорное. Трезвучие второй ступени вообще относится к категории редко вводимых гармоний, гораздо чаще применяется секстаккорд второй ступени (II6), но в проходящем обороте его появление очень даже приятно.

Здесь следует обратить снимание на то, что в самом секстаккорде второй ступени (в II6), а также в проходящем тоническом секстаккорде (T6) нужно удвоить терцию! Также, особенно при широком расположении, внимательнее нужно проверять гармонизацию на предмет появления параллельных квинт (они здесь совершенно ни к чему).

В 3-4 тактах показаны возможности соединять проходящим T64 секстаккорды субдоминанты (S6) и второй ступени (II6). Обратите внимание на голосоведение в средних голосах: в первом случае скачок в теноре вызван необходимостью избегнуть появления параллельных квинт; во втором случае в II6 вместо терции удвоена квинта (по той же причине).

Проходящие обороты с септаккордом второй ступени

Кроме собственно проходящих между обращениями этого септаккорда, возможны разнообразные варианты «смешанных» оборотов – с применением субдоминантовых и доминантовых гармоний. Советую обратить внимание на последний пример с проходящим квартсекстаккордом шестой ступени (VI64) между основным септаккордом и его квинтсекстстаккордом (II7 и II65).

Проходящие обороты между аккордами вводного септаккорда

Возможно множество вариантов проходящих оборотов с участием разных аккордов. Если проходящим аккордом становится тоническая гармония, то следует обращать внимание на правильное разрешение вводных септаккордов (удвоение терции обязательно): неправильное разрешение тритонов, которые входят в состав уменьшенного вводного аккорда может стать причиной появления параллельных квинт.

Любопытно, что между аккордами вводного септа могут помещаться проходящие гармонии субдоминантовой функции (s64, VI6). Суперский вариант получается, если взять в качестве проходящего аккорда обычную доминанту.

Что такое вспомогательный оборот?

Вспомогательные обороты отличаются от проходящих тем, что вспомогательный аккорд соединяет два одинаковых аккорда (фактически аккорд и его повторение). Вспомогательный аккорд также как и проходящий вводится на слабом времени такта.

Вспомогательный гармонический оборот часто происходит на выдержанном басу (но опять-таки не обязательно). Отсюда очевидное удобство его применения при гармонизации баса (ещё один способ ритмического дробления, наряду с простым перемещением аккорда).

Вспомогательных оборотов покажу совсем немного и очень простые. Это конечно S64 между тоникой (аналогично и тонический квартсекстаккорд между доминантой). И ещё один очень распространённый – II2, его удобно применять после разрешения D7 в неполное трезвучие, для того чтобы восстановить полную структуру.

На сём, пожалуй, и закончим. Эти обороты можете для себя выписать на листочек, ну или просто можно сохранить страничку в закладках – иной раз вот такие вот оборотики очень даже выручают. Успехов в решении задачек!

Источник

Читайте также:  Что лучше для лестницы сталь или алюминий
Оцените статью