Тоника — первая и главная ступеньлада, к которой тяготеют все остальные ступени.
Тоника (или тоническое трезвучие) — трезвучие, построенное на первой ноте лада по его ступеням. Тоническое трезвучие — самый устойчивый аккорд лада.
Также в СССР существовала гитара «Тоника»[1], изначально производилась в городе Ленинград на фабрике Щипковых Народных Музыкальных Инструментов им. А. В. Луначарского.[2]. Потом электрогитары и бас-гитары «Тоника» стали производиться на 3-х других музыкальных заводах: Свердловск, Ростов и Орджоникидзе[3].
Ступени лада
В порядке восхождения:
I — тоника • II — верхний вводный тон • III — верхняя медианта • IV — субдоминанта • V — доминанта • VI — нижняя медианта • VII — нижний вводный тон
В порядке тяготения:
V — доминанта • VI — нижняя медианта (субмедианта) • VII — нижний (восходящий) вводный тон • I — тоника • II — верхний (нисходящий) вводный тон • III — верхняя медианта • IV — субдоминанта
ТОНИКА — (нем., от лат. tonus тон). 1) основной или главный тон лада. 2) учение об интервалах. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТОНИКА новолатинск., от лат. tonus, тон. Основный или главный звук. Объяснение… … Словарь иностранных слов русского языка
ТОНИКА — ТОНИКА, тонический и пр. см. тон. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
тоника — аккорд, устой, тон Словарь русских синонимов. тоника сущ., кол во синонимов: 4 • аккорд (13) • си бемоль … Словарь синонимов
ТОНИКА — (музыкальное), смотри в статье Тональность … Современная энциклопедия
ТОНИКА — в музыке центральный устой тональности. В мажоре и миноре представлена I ступенью лада, а также строящимися на ней мажорным или минорным трезвучиями. Все элементы лада получают определенное значение (функцию) в зависимости от звуковысотного… … Большой Энциклопедический словарь
ТОНИКА — ТОНИКА, тоники, жен. (муз.). 1. Первый тон гаммы, дающий ей название. 2. Трезвучие, построенное на первом тоне гаммы. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Тоника — первый звук каждой гаммы, с которого она начинается икоторым кончается; напр. в гамме до Т. до. Трезвучие, построенное наТ., называется тоническим. При обращении этого трезвучия Т., не находясьв основе обращенного трезвучия, сохраняет свое… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Тоника — (музыкальное), смотри в статье Тональность. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Тоника — (франц. tonique, note tonique; нtм. Tonika) центр. элемент тональности; главный тон, по к рому получает название вся система (в C dur и c moll звук д о), а также главный аккорд устой, на к ром строится данный лад (в C dur аккорд с е g, в… … Музыкальная энциклопедия
ТОНИКА — С понятием тоники вы могли уже познакомиться, если прочли строки, посвященные ладу. Греческое слово «tonos» и латинское tonus означают звук. От них и произошло итальянское tonica термин, которым обозначают основную, самую устойчивую ступень лада … Музыкальный словарь
Источник
Тоника
Литература : см. при статьях Тональность, Лад, Гармония.
Ю. Н. Холопов.
Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973—1982 .
Смотреть что такое «Тоника» в других словарях:
ТОНИКА — (нем., от лат. tonus тон). 1) основной или главный тон лада. 2) учение об интервалах. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТОНИКА новолатинск., от лат. tonus, тон. Основный или главный звук. Объяснение… … Словарь иностранных слов русского языка
ТОНИКА — ТОНИКА, тонический и пр. см. тон. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
тоника — аккорд, устой, тон Словарь русских синонимов. тоника сущ., кол во синонимов: 4 • аккорд (13) • си бемоль … Словарь синонимов
ТОНИКА — (музыкальное), смотри в статье Тональность … Современная энциклопедия
ТОНИКА — в музыке центральный устой тональности. В мажоре и миноре представлена I ступенью лада, а также строящимися на ней мажорным или минорным трезвучиями. Все элементы лада получают определенное значение (функцию) в зависимости от звуковысотного… … Большой Энциклопедический словарь
ТОНИКА — ТОНИКА, тоники, жен. (муз.). 1. Первый тон гаммы, дающий ей название. 2. Трезвучие, построенное на первом тоне гаммы. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Тоника — первый звук каждой гаммы, с которого она начинается икоторым кончается; напр. в гамме до Т. до. Трезвучие, построенное наТ., называется тоническим. При обращении этого трезвучия Т., не находясьв основе обращенного трезвучия, сохраняет свое… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Тоника — (музыкальное), смотри в статье Тональность. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Тоника — Тоника первая и главная ступень лада, к которой тяготеют все остальные ступени. Тоника (или тоническое трезвучие) трезвучие, построенное на первой ноте лада по его ступеням. Тоническое трезвучие самый устойчивый аккорд лада.… … Википедия
ТОНИКА — С понятием тоники вы могли уже познакомиться, если прочли строки, посвященные ладу. Греческое слово «tonos» и латинское tonus означают звук. От них и произошло итальянское tonica термин, которым обозначают основную, самую устойчивую ступень лада … Музыкальный словарь
Источник
Тоника это первая ступень гаммы
Понятие «Тоника» было затронуто в статье «Устойчивые звуки и неустойчивые звуки. Тоника.». В этой статье мы рассмотрим тонику более подробно.
Что о тонике нам говорит словарь? «Тоника — основная, наиболее устойчивая ступень лада, к которой в конечном счёте тяготеют все остальные. Тоника — 1-я, начальная ступень гаммы любого лада». Всё правильно. Однако это неполная информация. Поскольку тоника должна создать ощущение завершённости, покоя, то при определённых условиях роль тоники может выполнить любая ступень лада, если эта ступень окажется более «устойчивой» относительно других.
Главная тоника
Если посмотреть на всё музыкальное произведение или его законченную часть, то главной тоникой будет именно 1-я ступень лада.
Местная тоника
Если мы рассматриваем часть произведения и обнаруживаем устойчивый звук, к которому стремятся другие звуки, то он будет местной тоникой.
Не музыкальный пример: мы едем на автомобиле из Москвы в Брест. Брест у нас — главный пункт назначения. В пути мы делаем остановки для отдыха, немного стоим на границе, заезжаем в Белорусские зáмки — это местные пункты назначения. Зáмки оставляют у нас впечатления, обычные остановки для отдыха мы помним плохо, редко обращаем на них внимание, а пассажир Вася вообще спит и не замечает ничего. Зато Брест Вася, конечно, увидит. Ведь Брест — главная цель нашей поездки.
Аналогия должна прослеживаться. В музыке также есть главная тоника (в нашем примере это Брест) и местные тоники (остановки на отдых, граница, зáмки).
Устойчивость тоники
Если рассмотреть главную и местные тоники, то мы увидим, что степень устойчивости этих тоник разная (пример будет ниже). В одних случаях тоника — как жирная точка. Называют такую тонику «закрытой».
Есть тоники местные, которые довольно устойчивы, но подразумевают продолжение. Это «открытая» тоника.
Гармоническая тоника
Эта тоника выражается интервалом или аккордом, как правило, консонирующим. Чаще всего это мажорное или минорное трезвучие. Так что тоника может быть не только одним звуком, но и созвучием.
Мелодическая тоника
А эта тоника выражается именно звуком (устойчивым), а не интервалом или аккордом.
Пример
Теперь давайте рассмотрим всё вышесказанное на примере:
Этот фрагмент написан в тональности Ля-минор. Главная тоника — нота ля, поскольку она является I-й ступенью в звукоряде тональности Ля-минор. Мы нарочно во всех тактах (кроме 4-го) в качестве аккомпанемента берём аккорд Ля-минор, чтобы Вы слышали различную степень устойчивости местных тоник. Итак, разбираем:
Такт 1. Большим красным кругом обведена нота Ля. Это главная тоника. Хорошо слышно, что она устойчива. Маленьким красным кругом обведена также нота Ля, которая также хорошо устойчива
Такт 2. Большим красным кругом обведена нота До. Мы слышим, что она довольно устойчива, но уже не является той самой «жирной точкой». Она требует продолжения (открытая тоника). Дальше — интереснее. Маленьким красным кругом обведена нота До, которая является местной тоникой, а нота Ля (в синем квадрате) вообще никак не проявляет тонических функций!
Такт 3. В красных кружках находятся ноты Ми, которые довольно устойчивы, но требуют продолжения.
Такт 4. В красных кружках ноты Ми и Си. Это местные тоники, которым подчиняются остальные звуки. Устойчивость звуков Ми и Си значительно слабее тех, что мы рассмотрели в предыдущих тактах.
Такт 5. В красном кружке — главная тоника. Добавим, что это мелодическая тоника. Закрытая тоника. А аккорд является гармонической тоникой.
Вы познакомились с понятиями главная и местная, «открытая» и «закрытая», гармоническая и мелодическая тоники. Потренировались определять на слух разные виды тоник.
Источник
Гаммы для фортепиано и клавишных: 16 основных видов
Хроматические и диатонические гаммы для фортепиано и клавишных, и лады народной музыки на понятных примерах.
12 комментариев 119.6k просмотры 4 рейтинг
После знакомства с музыкальными интервалами и принципами построения аккордов (см. Интервалы в музыке, Аккорды для пианино и клавишных), настало время изучить гаммы для фортепиано.
Гаммы — основополагающий элемент музыкальной теории. Изучение игры на любом музыкальном инструменте, будь то арфа, скрипка, гитара или фортепиано, обязательно сопровождается изучением гамм.
Гаммы, наравне с музыкальными диатоническими ладами, не только помогают понять, как устроена музыка, но и повышают мастерство музыканта. Знание структуры и состава гамм открывает доступ к свободной импровизации в любой тональности (знаешь звуки в гамме — не сыграешь мимо нот), служит инструментом развития ловкости рук и пальцев музыканта.
Все гаммы сопровождаются пояснениями, схемами, составом входящих нот и интервалов, что поможет транспонировать гамму в любую тональность. К каждой гамме прилагается аудиопример, помогающий понять отличия звучания разных звукорядов.
Гаммы для фортепиано и клавишных:
Лады народной музыки для фортепиано и клавишных:
С точки зрения теории музыки, гамма – это звукоряд любой длины, движущийся вверх или вниз. Ступени гаммы всегда располагаются на определенном расстоянии друг от друга, составляющем целый или половину тона. Теоретически, длина звукоряда бесконечна, но отечественная музыкальная школа несколько сужает понятие гаммы, используя более короткие звукоряды – в одну или несколько октав.
На основе принципов построения, гаммы делятся на два вида: мажорные и минорные. Вне зависимости от тональности и подвида гаммы (натуральная, гармоническая), расстояние между звуками в диатонических гаммах практически всегда укладывается в следующие схемы:
Также выделяют и третий, особый вид гамм – хроматические гаммы, в которых расстояние между звуками всегда составляет половину тона.
Структура хроматической гаммы. Расстояние между всеми звуками хроматического звукоряда равняется половине тона.
Хроматические гаммы
Хроматические гаммы просты в освоении – расстояние между звуками равно половине тона, а сама гамма строится на основе мажорного или минорного звукоряда. При этом гамма может двигаться как вверх (восходящая гамма), так и вниз (нисходящая гамма).
Восходящая хроматическая гамма До
В восходящей хроматической гамме движение звукоряда происходит вверх, а в состав гаммы входят все звуки (тона и полутона) в пределах октавы (см. Интервалы в музыке).
Восходящая хроматическая гамма
Структура хроматической восходящей гаммы До
Нисходящая хроматическая гамма До
В нисходящей гамме также задействованы все звуки в пределах октавы (двух, трех или сколько угодно более октав), но движение идет вниз.
Нисходящая хроматическая гамма
Структура хроматической нисходящей гаммы До
Натуральные диатонические гаммы для фортепиано и клавишных
В отличие от хроматических, построенных на полутонах, диатонические гаммы чередуют 2-3 целых тона с полутонами и всегда состоят из семи ступеней (семи звуков + завершающий звук).
Натуральный мажор / Натуральная гамма До мажор (Ионийский лад)
Фундаментальная гамма из семи нот, знакомая каждому с детства. Вокруг натуральной мажорной гаммы строится вся музыкальная теория.
Звучит легко и весело благодаря входящим в нее мажорным трезвучиям.
Натуральный мажор, ионийский лад
Принцип построения
Тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон
Структура мажорной гаммы
До (С) – тоника (I ступень, основной тон гаммы)
Ре (D) – нисходящий вводный звук (II ступень);
Ми (E) – медианта (III ступень);
Фа (F) – субдоминанта (IV ступень);
Соль (G) – доминанта (V ступень);
Ля (A) – субмедианта (VI ступень);
Си (B) – восходящий вводный звук (VII ступень).
Натуральный минор / Натуральная гамма До минор (Эолийский лад)
Среди трех видов минорных гамм, эолийский лад (натуральный минор) – самый общий. В состав натурального минора входят минорные трезвучия, что делает звучание минорной гаммы грустным и мрачным.
Натуральный минор, эолийский лад
Принцип построения
Тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон
Структура натуральной минорной гаммы
До (С) – тоника (I ступень, основной тон гаммы)
Ре (D) – нисходящий вводный звук (II ступень);
Ми-бемоль (Eb) – медианта (пониженная III ступень);
Фа (F) – субдоминанта (IV ступень);
Соль (G) – доминанта (V ступень);
Ля-бемоль (Ab) – субмедианта (пониженная VI ступень);
Си-бемоль (Bb) – восходящий вводный звук (пониженная VII ступень).
Гармонические гаммы
Гармонический мажор / Гармоническая гамма До мажор
Гармонический мажор – это натуральный мажор с пониженной шестой ступенью (нота Ля-бемоль). Пониженная шестая ступень позволяет строить в мажоре интервалы, идентичные минорным (увеличенная секунда от VI ступени, см. Интервалы в музыке).
Ля-бемоль (Ab) – субмедианта (пониженная VI ступень);
Си (B) – восходящий вводный звук (VII ступень).
Гармонический минор / Гармоническая гамма До минор
Гармонический минор – разновидность натурального минора с повышенной VII ступенью (нота Си). Повышенная VII ступень имитирует вводный тон и позволяет строить мажорные интервалы в минорных тональностях.
Ми-бемоль (Eb) – медианта (пониженная III ступень);
Фа (F) – субдоминанта (IV ступень);
Соль (G) – доминанта (V ступень);
Ля-бемоль (Ab) – субмедианта (пониженная VI ступень);
Си (B) – восходящий вводный звук (VII ступень).
Мелодические гаммы
Свое название мелодические гаммы получили из-за особенностей звучания – верхняя половина гаммы звучит мелодично, легко и певуче, словно образуя единую мелодию.
Мелодический мажор / Мелодическая гамма До мажор
Мелодический мажор – редкая разновидность натурального мажора, главная особенность которого в том, что при звучание гаммы меняется в зависимости от направления движения. Если послушать мелодический мажор отдельно, то его звучание напоминает натуральный минор.
Мелодический мажор (короткий пример)
Полная версия мелодического мажора подразумевает исполнение восходящего и нисходящего звукоряда друг за другом. При движении вверх музыкант исполняет натуральный мажор, а при движении вниз понижает VI и VII ступени натурального мажора. Таким образом сыграть мелодический мажор можно только при движении звукоряда вниз.
Движение вверх – натуральный мажор, движение вниз – мелодический мажор.
Принцип построения
Тон, тон, полутон, тон, полутон, тон, тон
Структура натуральной минорной гаммы
До (С) – тоника (I ступень, основной тон гаммы)
Ре (D) – нисходящий вводный звук (II ступень);
Ми (E) – медианта (III ступень);
Фа (F) – субдоминанта (IV ступень);
Соль (G) – доминанта (V ступень);
Ля-бемоль (Ab) – субмедианта (пониженная VI ступень);
Си-бемоль (Bb) – восходящий вводный звук (пониженная VII ступень).
Мелодический минор / Мелодическая гамма До минор
Как и мажорная версия, мелодический минор меняет свое звучание в зависимости от того, в какую сторону движется звукоряд.
Мелодический минор (короткий пример)
Мелодический минор также называют джазовым минором. В полной версии мелодического минора при движении вверх исполняется мелодический минор, а при движении вниз – натуральный минор.
Движение вверх – мелодический минор, движение вниз – натуральный минор.
Принцип построения
Тон, полутон, тон, тон, тон, тон, полутон
Структура мелодической минорной гаммы
До (С) – тоника (I ступень, основной тон гаммы)
Ре (D) – нисходящий вводный звук (II ступень);
Ми-бемоль (Eb) – медианта (пониженная III ступень);
Фа (F) – субдоминанта (IV ступень);
Соль (G) – доминанта (V ступень);
Ля (A) – субмедианта (VI ступень);
Си (B) – восходящий вводный звук (VII ступень).
Голос ученых А.Н Мясоедова и Б.К. Алексеева
При нисходящем движении гамму мелодического минора нередко заменяют более естественно звучащей в данном случае гаммой натурального минора, отчего постепенно чуть ли не повсеместно укоренилось ошибочное представление о том, что структура мелодического минора именно такова (то есть различается в зависимости от направления движения). Подобная трактовка мелодического минора встречается даже в некоторых учебниках по теории музыки (например: Павлюченко С. Элементарная теория музыки. М. — Л., 1946; Вахромеев В. Элементарная теория музыки. М., 1966).
Однако это неверно, ибо в данном случае — при нисходящем движении — происходит просто подмена (но не более того!) одного вида минора другим, а именно: мелодического — натуральным, что делается с целью ослабления восходящей направленности тяготений VII и VI повышенных ступеней.
С точки зрения серьезной науки, профессиональные педагоги правы, а мы – нет. Но так как мы говорим просто и без премудростей, учтем мнение авторов учебника “Элементарная теория музыки” (1986, §43), и запомним:
Ми-бемоль (Eb) – медианта (пониженная III ступень);
Ми (E) – медианта (III ступень);
Соль (G) – доминанта (V ступень);
Ля (A) – субмедианта (VI ступень).
Блюзовая гамма До минор
Блюзовая минорная гамма представляет собой минорную пентатонику с добавлением дополнительных нот. Это одна из самых популярных гамм при написании партий соло-гитары и мелодических линий.
Блюзовая минорная гамма широко используется в блюзе, роке, метале и других стилях музыки.
Ми-бемоль (Eb) – медианта (пониженная III ступень);
Фа (F) – субдоминанта (IV ступень);
Соль-бемоль (Gb) – доминанта (пониженная V ступень);
Соль (G) – доминанта (V ступень);
Си-бемоль (Bb) – восходящий вводный звук (пониженная VII ступень).
Диатонические лады народной музыки
Диатонические лады народной музыки (или натуральные лады) – понятие, введенное в 1937 году советским музыковедом Ю.Н. Тюлиным для описания звукорядов, присущих традиционной и народной музыке. Тем не менее, в международной практике не существует понятия ладов народной музыки и натуральных ладов – вместо этого используется термин “диатонические лады”.
Дорийский лад
Название лада происходит от названия одного из племен, населявших территорию Древней Греции – дорийцев.
Лад широко использовался в античной и средневековой музыке, а древние греки считали дорийский лад олицетворением мужества и суровости.
Второй лад мажорной гаммы. Дорийский лад схож с натуральным минором, но содержит в себе дополнительную мажорную VI ступень (нота Ля).
Принцип построения
Тон, полутон, тон, тон, тон, полутон, тон
Структура дорийского лада
До (С) – тоника (I ступень, основной тон)
Ре (D) – нисходящий вводный звук (II ступень);
Ми-бемоль (Eb) – медианта (пониженная III ступень);
Фа (F) – субдоминанта (IV ступень);
Соль (G) – доминанта (V ступень);
Ля (A) – субмедианта (VI ступень);
Си-бемоль (Bb) – восходящий вводный звук (пониженная VII ступень).
Фригийский лад
Фригийский лад также пользовался большой популярностью в античности и средневековье. В отличие от дорийского лада, древние греки считали фригийский лад легкомысленным, связывая его с богом виноделия Дионисом.
Это третий лад мажорной гаммы. Мрачный окрас звучания фригийского лада достигается за счет полутона между первой и второй ступенью.
Принцип построения
Полутон, тон, тон, тон, полутон, тон, тон
Структура фригийского лада
До (С) – тоника (I ступень, основной тон)
Ре-бемоль (Db) – нисходящий вводный звук (пониженная II ступень);
Ми-бемоль (Eb) – медианта (пониженная III ступень);
Фа (F) – субдоминанта (IV ступень);
Соль (G) – доминанта (V ступень);
Ля-бемоль (Ab) – субмедианта (пониженная VI ступень);
Си-бемоль (Bb) – восходящий вводный звук (пониженная VII ступень).
Фригийский доминантный лад
Фригийский доминантный лад схож с обыкновенным фригийским, но акцент здесь делается на III ступени. Звучание мрачное, даже экзотическое.
Ре-бемоль (Db) – нисходящий вводный звук (пониженная II ступень);
Ми (E) – медианта (III ступень);
Фа (F) – субдоминанта (IV ступень);
Соль (G) – доминанта (V ступень);
Ля-бемоль (Ab) – субмедианта (пониженная VI ступень);
Си-бемоль (Bb) – восходящий вводный звук (пониженная VII ступень).
Лидийский лад
Четвертый лад мажорной гаммы. Звучание легкое и мечтательное.
Принцип построения
Тон, тон, тон, полутон, тон, тон, полутон
Структура лидийского лада
До (С) – тоника (I ступень, основной тон)
Ре (D) – нисходящий вводный звук (II ступень);
Ми (E) – медианта (III ступень);
Фа-диез (F#) – субдоминанта (пониженная IV ступень);
Соль (G) – доминанта (V ступень);
Ля (A) – субмедианта (VI ступень);
Си (B) – восходящий вводный звук (VII ступень).
Миксолидийский лад
Пятый лад мажорной гаммы, схожий с натуральной мажорной гаммой. Отличие заключается в использовании VII ступени, пришедшей из натурального минора (нота Си-бемоль).
Принцип построения
Тон, тон, полутон, тон, тон, полутон, тон
Структура миксолидийского лада
До (С) – тоника (I ступень, основной тон)
Ре (D) – нисходящий вводный звук (II ступень);
Ми (E) – медианта (III ступень);
Фа (F) – субдоминанта (IV ступень);
Соль (G) – доминанта (V ступень);
Ля (A) – субмедианта (VI ступень);
Си-бемоль (Bb) – восходящий вводный звук (пониженная VII ступень).
Локрийский лад
Седьмой лад мажорной гаммы. Самый редкий лад, чье звучание нельзя назвать ни мажорным, ни минорным. Неопределенность звучания возникает из-за V ступени – ноты Соль-бемоль.
Принцип построения
Полутон, тон, тон, полутон, тон, тон
Структура локрийского лада
До (С) – тоника (I ступень, основной тон)
Ре-бемоль (Db) – нисходящий вводный звук (пониженная II ступень);
Ми-бемоль (Eb) – медианта (пониженная III ступень);
Фа (F) – субдоминанта (IV ступень);
Соль-бемоль (Gb) – доминанта (пониженная V ступень);
Ля-бемоль (Ab) – субмедианта (пониженная VI ступень);
Си-бемоль (Bb) – восходящий вводный звук (пониженная VII ступень).