Тоническое трезвучие второй ступени

Устойчивые и неустойчивые ступени лада. Побочные трезвучия

На предыдущем уроке мы начали изучать аккорды. Итак, продолжим.

Каждый звук в мажорной или минорной тональности имеет свою ладовую функцию – подобно людям в государстве или какой-либо структуре, звуки подразделяются на главные и подчиненные. Самая главная и устойчивая ступень – первая, ее называют тоника. Именно на ней заканчиваются все мелодии (за редкими исключениями, которые скорее подтверждают правило). В самом деле, для того, чтобы музыка закончилась – нужно впечатление полной устойчивости. Есть даже легенда о том, как кто-то из сыновей Баха, занимаясь, на минуту отошел от инструмента, оборвав гармонию на неустойчивом аккорде. Бах не мог вытерпеть неустойчивости – он встал, разрешил гармонию в тонику и обратно лег спать.

К числу устойчивых ступеней, кроме первой, относятся третья и пятая. Объяснений такой функции, окраски каждого звука кроется в законах музыкальной акустики, натурального звукоряда. Если кто-то откроет страницу со схемой натурального звукоряда и увидит структуру музыкальных обертонов, то увидит, что первый и третий обертон будут октавными, второй – квинтовым, а четвертый – терцовым. Поэтому эти звуки хорошо сливаются с тоникой и звучат устойчиво. Если их нажать все вместе, образуется тоническое трезвучие.

Остальные звуки являются неустойчивыми и стремятся к разрешению в устойчивую ступень. Чаще всего неустойчивая ступень стремится к разрешению в устойчивую движением вниз на секунду, например:

Исключение – VII ступень. Это вводный тон, отстоящий от тоники на полтона, он обладает самым острым тяготением и разрешается в тонику движением вверх. В гармоническом и мелодическом миноре происходит обострение восходящих тяготений: восходящим движением будет разрешаться не только повышенная VII ступень, но – через VII – в тонику будет стремиться также повышенная VI ступень. Напомним — обычно VI ступень в натуральном и гармоническом миноре стремится к разрешению в V.

Читайте также:  Мы не стали подниматься по ступенькам

Послушайте разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые на музыкальном примере:

Перейдем к аккордовым функциям и их тяготениям. Итак, тоническое трезвучие строится на первой ступени и является самым устойчивым. О главных трезвучиях речь шла на предыдущем уроке – это трезвучия I, IV и V ступеней, совпадающие с тоникой по своей ладовой окраске: они мажорные в мажоре и минорные в миноре. Это тоника (I), субдоминанта (IV) и доминанта (V). Остальные трезвучия называются побочными – они имеют контрастную ладовую окраску. Минорная окраска в мажоре или мажорная в миноре может создать разнообразие и внести в музыкальное развитие новые оттенки, но она не может вызвать ощущения устойчивости, завершенности.

Прислушаться к выразительным краскам побочных трезвучий в до-мажоре можно на примере песни «Memory» из мюзикла «Кошки» Э. Уэббера. Здесь после трезвучия I cтупени звучит трезвучие VI, потом IV (субдоминантовое), затем III и II ступеней. После возвращения трезвучий VI и III ступеней композитор завершает музыкальное построение разрешением доминантового трезвучия (V) в тонику (I). Все трезвучия в приведенном ниже примере звучат в виде арпеджио, их звуки нажимаются поочередно:

Охарактеризуем каждое из побочных трезвучий. Трезвучие II ступени обладает субдоминантовой функцией, причем даже более сильной, чем основное субдоминантовое трезвучие. Многие композиторы применяют секстаккорд второй ступени («фа-ля-ре» в до-мажоре) как субдоминантовый аккорд вместо трезвучия («фа-ля-до»). Возможно, их привлекает контрастная минорная окраска этого аккорда. Особенно часто такой прием встречается в сонатах Моцарта.

Трезвучия третьей и шестой ступеней называют медиантами. Их функция колеблется между двумя, тонико-доминантовой и тонико-субдоминантовой. Трезвучие третьей ступени имеет мягкую доминантовую окраску, трезвучие шестой – мягкую субдоминантовую.

Трезвучие шестой ступени применяется также для эффектного музыкального приема, который называется прерванным кадансом: вместо разрешения доминантсептаккорда в тонику возникает разрешение в трезвучие шестой ступени, обладающее контрастным ладовым значением. Эффект подмены минора мажором или наоборот вызывает необходимость дальнейшего развития. В музыке может возникнуть дополнительные несколько тактов, которые называются расширением. Такой прием можно наблюдать в романсе А. Варламова «Белеет парус одинокий».

Доминантовая гармония здесь не разрешается в тонику – образуется прерванный каданс:

Трезвучие седьмой ступени в мажоре – уменьшенное. Его применяют редко, иногда возможно использовать его в виде секстаккорда в проходящих оборотах.

В миноре побочные трезвучия — медианты (трезвучия III и VI ступеней) обладают теми же функциями и свойствами. Так же применяется трезвучие VI ступени для выразительного прерванного каданса. Трезвучие седьмой ступени может иметь в натуральном миноре мягкую доминантовую окраску, но гармоническом и мелодическом – оно также будет уменьшенным, как в мажоре. Оно будет использоваться не самостоятельно, а скорее в составе более сложных аккордов. Трезвучие второй ступени в миноре также является уменьшенным. Оно сохраняет свою сильную субдоминантовую функцию и может применяться в виде секстаккорда, а также входить в состав более сложных аккордов.

Наш следующий урок — Обращения аккордов. Виды сопровождения (музыкальная фактура).

Приглашаем в нашу школу на уроки фортепиано

Обучение для взрослых и детей от 12 лет. Подготовка к экзаменам в вузы. Преподаватель — лучший джазовый пианист Москвы Александр Лавров.

Подробнее об уроках фортепиано

Источник

ГАРМОНИЯ ЛЕКЦИЯ 2. ТРЕЗВУЧИЕ И СКСТАККОРД II CТУПЕНИ

СекстаккордII ступени (II 6), как и трезвучие (II 53) , относится к группе аккордов субдоминанты. В качестве субдоминантовой гармонии его часто можно встретить в произведениях Л.Бетховена.

Для II 6 наиболее типично удвоение баса, т. е. терцового тона и лишь иногда в нем удваивается прима или квинта.

Употреблять II6, как и другие аккорды субдоминантовой группы можно:

1) после T53, T6, VI53, S53

2) перед D53, D7, K64 в мелодическом положении примы и лишь изредка — в положении терции. В мелодическом положении квинты он никогда не используется, так как звучит плохо.

Наиболее целесообразно использовать II6 в каденциях перед K64 или D:

II6 – усиленный заместитель S53.

Субдоминантовость II6 подчеркивается удвоением в нем функционального баса (IV ступень лада),

так как в II6 удваивается ТЕРЦОВЫЙ ТОН.

В мажоре II6 звучит мягко, минорно.

В миноре напряженно, резко (из-за входящего в него тритона)

1.Соединять II6 с D53 или К64 можно только мелодически: бас вверх на б.2, остальные голоса – вниз навстречу басу. Соединение в одном направлении приводит к образованию ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ОКТАВ.

2.S53 и II6 как аккорды одной функции нельзя брать через тактовую черту.

А принадлежность этих аккордов к одной функции допускает их перемещение как при плавном движении, так и при скачках со сменой (при широких скачках) и без смены расположения (при узких скачках).

3.При соединениях S-II6, T-II6, II6-K64 между тенором

и альтом могут возникнуть параллельные квинты. Они

Не используются соединения:II6 – S, II6 – VI, мало используется соединение II6 – T,

так как звучат вяло.

II6 используется активно в кадансах, в середине музыкального построения.

II53 применяется только в мажоре. Оно слабее II6, так как не имеет

функциональной опоры в басу: в нем удваивается бас – II ступень лада.

II53 также как и II 6 звучит мягко, минорно. Использование его после VI53 создает некоторую переменность функций и особый натуральный колорит.

1) S – II – соединение гармоническое 2) В II6-II и II-II6 свободно применяется переход в другое расположение и скачки. Внимание к дублированию мелодии и баса – параллелизм октав.

3) II-D, II-K64 – соединения мелодические: бас движется вверх, остальные голоса вниз,

4) Т-II – соединение только мелодическое: верхние голоса идут вниз, навстречу басу.

5) Возможно мелодическое соединение S53 и II53, при этом верхние голоса движутся в восходящем направлении, а бас – на терцию вниз.

Если при соединении S53 — II53 в верхних голосах возникает скачок на ч.4 – расположение менять нельзя.

Расположение меняется только при плавном голосоведении.

6) При скачке на сексту от S53 к II 53 расположение менять обязательно

7)Не используются соединения II-S, II-I

8)II 53 используют в середине построения, реже в кадансах.

Д/з на 17.02.2017

На фортепиано в тональностях до 2-х знаков играть следующие цифровки:

1.T53 – II6 – D53 — T – T — II6 – D53 — T

2.T53 – D53 — T – T — S53 – II6 – К64 — D53 — T – T – S — II6 – К64 — D53 — T

Источник

Главные трезвучия лада

Главные трезвучия лада – это те трезвучия, которые идентифицируют данный лад, его вид и его звучание. Как это понимать? У нас два основных лада – мажор и минор.

Так вот, именно по мажорному звучанию трезвучий мы понимаем, что имеем дело с мажором и по минорному звучанию трезвучий определяем на слух минор. Таким образом, главными трезвучиями в мажоре являются мажорные трезвучия, а в миноре – очевидно, минорные.

Трезвучия в ладу строятся на любой ступени – всего их семь штук (семь ступеней), но главными трезвучиями лада из них являются только три – те, которые построены на 1-й, 4-й и 5-й ступенях. Остальные четыре трезвучия называются побочными, они не идентифицируют данный лад.

Давайте проверим данные утверждения на практике. В тональностях до-мажор и до минор построим трезвучия на всех ступенях (читайте статью – «Как построить трезвучие?») и посмотрим, что получится.

Сначала в до мажоре:

Как видим, действительно – мажорные трезвучия образуются только на I, IV и V ступенях. На II, III и VI ступенях образуются трезвучия минорные. И единственное трезвучие на VII ступени – уменьшённое.

Теперь в до миноре:

Тут на I, IV и V ступенях – наоборот, минорные трезвучия. На III, VI и VII ступеньках – мажорные (они уже не являются показателем минорного лада), и на II ступени есть одно уменьшённое стрезвучие.

Как называются главные трезвучия лада?

Кстати, первая, четвёртая и пятая ступени имеют название «главные ступени лада» именно по той причине, что на них строятся главные трезвучия лада.

Как известно, все ступени лада имеют свои функциональные названия и 1-я, 4-я и 5-я здесь не исключение. Первая ступень лада называется «тоника», пятая и четвёртая – соответственно, «доминанта» и «субдоминанта». Трезвучия, которые строятся на этих ступенях, перенимают себе их имена: тоническое трезвучие (от 1-й ступеньки), субдоминантовое трезвучие (от 4-й ступеньки), доминантовое трезвучие (от 5-й ступеньки).

Как и любые другие трезвучия, трезвучия, которые строятся на главных ступенях, имеют по два обращения (секстаккорд и квартсекстаккорд). Для полного названия используются два элемента: первый – это определяющий функциональную принадлежность (тоническое или тонический, субдоминантовое или субдоминантовый, доминантовое или доминантовый), и второй – тот, которым обозначается вид структуры аккорда (трезвучие это или одно из его обращений – секстаккорд, квартсекстаккорд).

На каких ступенях строятся обращения главных трезвучий?

Тут всё довольно просто – даже нет нужды что-то дополнительно объяснять. Вы ведь помните, что любое обращение аккорда образуется тогда, когда мы перемещаем вверх на октаву его нижний звук, да? Так вот, это правило здесь тоже действует.

Чтобы каждый раз не вычислять, на какой ступени строится то или иное обращение, просто перерисуйте себе в рабочую тетрадочку представленную табличку, в которой всё это есть. Кстати, на сайте есть и другие таблицы по сольфеджио – смотрите, может кое-что пригодится.

Главные трезвучия в гармонических ладах

В гармонических ладах с некоторыми ступеньками кое-что происходит. Что? Если не помните, напомню: в гармонических минорах происходит повышение последней, седьмой ступени, а в гармонических мажорах – понижение шестой ступени. Эти изменения отражаются и на главных трезвучиях.

Так, в гармоническом мажоре из-за изменения VI ступени субдоминантовые аккорды приобретают минорную окраску, становятся прямо-таки минорными. В гармоническом миноре из-за изменения VII ступени, напротив, одно из трезвучий – доминантовое – становится мажорным по своему составу и звучанию. Пример в ре мажоре и ре миноре:

На этом всё, спасибо за внимание! Если у вас ещё остались вопросы, задавайте их в комментариях. Если вы хотите сохранить материал на своей страничке в контакте или в одноклассниках, воспользуйтесь блоком кнопок, который есть и под статьёй и в самом верху!

Источник

Оцените статью