Венский стул или история легендарной мебели Тонет
Венский стул, который изготавливается в стиле Тонет, давно стал чем-то привычным и обыденным. Такая мебель не привлекает к себе особого внимания, однако ее с полной уверенностью можно назвать шедевром индустриального дизайна. Венский стул всегда органично вписывается в любой интерьер. Примечательно, что в настоящее время нет ни одного такого массового производства мебели, которое бы продолжало выпускать свою продукцию на протяжении сотни лет, не меняя технологии производства. Тонетовский стул смог совершить революцию в оформлении интерьеров.
В тот исторический период, когда отмечался расцвет эпохи мебельных изделий Бидермейера, особенность которого заключалась в том, что мебель имела плавные изгибы и контуры, мастер по изготовлению мебели из Германии Михаэль Тонет начал использовать новую технологию гнутья древесины с помощью пара. Такую технологию использовали еще в древнем Египте. Тонер создал особую технологию изготовления серийной мебели с помощью склейки полос шпона в созданных деревянных формах. Получалась, по сути, фанера. Но эта технология сначала не получила признания ни в его родной Германии, ни в других странах: Франции и России. Тогда мастер решил перебраться в австрийскую Вену.
Первая партия стульев, состоявшая из 400 абсолютно одинаковых изделий, отправилась в Будапешт. А самая известная модель стульев Тонета появилась в 1959 году. Мебель Тонета отличалась легкостью и высокой стоимостью, а также невероятной прочностью. К началу 20 века каталог продукции Тонет существенно расширился, в него вошло порядка 2000 экземпляров мебели. Также было разработано 12 видов отделки.
Компания стала развиваться. На смену старым мастерам стали приходить молодые художники, которые смогли внести некоторые модные тенденции в выпускаемую продукцию. Однако все же максимальным спросом у коллекционеров пользуются стулья из модельного ряда под номером 14. И даже несмотря на то, что эта мебель выпускалась большими тиражами, она представляет большой коллекционный интерес и стоит достаточно дорого. Заслуга Михаэля Тонета в том, что ему удалось превратить гнутую мебель в модную дизайнерскую мебель.
Благодарим за интерес к нашей публикации!
Будем вам признательны за поддержку лайком, подпиской на наш канал и репостом на вашей странице в соцсетях!
Пишите комментарии и отзывы, мы будем стараться, чтобы наши статьи были вам интересны!
Источник
Не торопитесь выбрасывать старый стул, возможно он венский
Лет 15 назад я не обращал внимания на венские стулья. Ну стул и стул. И вот однажды мне вместе с должностью достался кабинет, в котором стоял старый поцарапанный венский стул со сколом на ободе сиденья.
В кабинет вошла коллега и увидев стул попросила отдать его ей. Сказала, что отвезёт его на дачу и покрасит зелёной краской. Но я посчитал, что у этого стула должно быть более счастливое будущее и забрал его домой.
К сожалению нет фото, каким он был раньше, но последние 15 лет он выглядит так. А сделал я с ним следующее:
- очистил от старой краски и лака куском стекла;
- зачистил поверхность наждачной бумагой;
- скол залепил смесью клея и опилок и зашкурил;
- покрыл стул морилкой;
- покрыл лаком в несколько слоёв и отшлифовал.
С тех пор в моей коллекции появилось несколько отреставрированных мной венских стульев. Находил я их на улице в плачевном состоянии. Сейчас они выглядят так:
Позже при реставрации стульев я начал использовать декупаж — наклеивание различных аппликаций с последующим закреплением их лаком.
Хорошо или плохо получилось судить вам, а мне нравится. Тем более, что этим я занимался впервые.
И напоследок немного интересных фактов из истории венского стула.
Джинсы и венский стул – две вещи, которые появились практически одновременно, в середине XIX века, но не ушли в историю, а остаются актуальными и в наше время.
16 июля 1842 года Михаэль Тонет в Вене получил от Имперско-королевской общей палаты привилегию: «Разрешается гнутье любого — даже самого хрупкого — сорта древесины химико-механическими способами, придавая им любые формы и закругления».
Так как патент был выдан в Вене, стулья, созданные Тонетом с помощью «выгибания дерева», стали называть венскими.
Наибольшее распространение получили стулья с сиденьями из тиснёной гнутой фанеры, как наиболее экономичные и удобные в эксплуатации. Сиденье изготавливалось путём склеивания нескольких слоёв шпона и в специальном прессе приводилось в необходимую форму. Часто на сиденья наносился тиснёный рисунок.
Ходит легенда, что для демонстрации прочности стульев в конце XIX века тонетовский стул сбросили с Эйфелевой башни в Париже, он отскочил от брусчатки и даже не треснул.
Венская мебель навсегда вошла в историю на страницах книг и полотнах известных картин, а также на фотографиях и в кинематографе. Венский стул легко найти на картинах Пикассо, Дали, Тулуз-Лотрека, Кустодиева, Репина; а в фильмах с Чарли Чаплиным он даже участвует в драках.
Технология изготовления мебели из гнутой древесины давно перешагнула австрийские границы. Сейчас производством венских стульев занимаются многие европейские страны.
Изделия польских мебельщиков востребованы ещё с советских времён — изрядная доля венских стульев на кухнях наших дедушек и бабушек привезена именно из этой страны. Поляки делают стулья по проверенным технологическим схемам, используя, как и 150 лет назад, массив натурального бука.
Развито изготовление подобной мебели и на отечественных просторах.
Спасибо, что дочитали до конца, ставьте лайк (👍 — палец вверх) и подписывайтесь на мой канал.
Источник
«Тонет» не тонет: история легендарной мебели Thonet
2 июля родился выдающийся -мебельщик Михаэль Тонет (1796 — 1871). Историк дизайна Павел Ульянов рассказал ЕLLЕ DЕСОRАТIОN о знаменитых тонетовских стульях, совершивших революцию в истории мебельного искусства
Гнутые линии венских стульев, пылящихся на дачах и чердаках, редко привлекают наше внимание. Они настолько распространены, что стали обыденностью, и настолько лаконичны, что органично смотрятся в любом пространстве. Удивительным оказывается факт, что венский стул — выдающийся шедевр индустриального дизайна.
Нет ни одного другого изделия массового производства, которое выпускалось бы без изменений на протяжении более 150 лет. Попробуем разобраться в успехе тонетовского стула, совершившего революцию в дизайне интерьера.
В период расцвета эпохи Бидермейера, тяготеющего к плавным изгибам мебельного контура, немецкий мебельщик Михаэль Тонет (Michael Thonet) начинает применять в своих изделиях технологии гнутья древесины паром, известные еще мебельным мастерам древнего Египта.
Изобретенная Тонетом технология создания серийной мебели путем склейки полос шпона в деревянных формах, по сути представляющих собой фанеру, не находит интереса в Германии, Франции, Англии и России, и он перебирается в Вену, где получает расположение канцлера и императора Австрии.
В 1850 году первая партия из 400 абсолютно идентичных стульев, получивших наименование Model №1, отправляется к заказчику в Будапешт. А в 1859 году появляется самый известный из стульев Тонета — Model №14, состоящий из шести стандартных элементов, скручиваемых металлическими винтами. Стулья поставлялись дилерам в разобранном виде по 36 штук в ящике и собирались на месте. Это значительно сократило издержки на хранение и транспортировку. Мебель Тонета была не только самой легкой и дешевой на мировом рынке, но еще и самой прочной: тонетовский стул оставался невредимым и после падения с Эйфелевой башни.
После окончания привилегии Тонета на изготовление мебели из гнутой паром древесины многочисленные венские конкуренты запустили свои производства, бесцеремонно копирующие модели Тонета. Так сформировалось общее понятие венская мебель. К началу XX века каталог мебели Thonet содержал около 2000 изделий, предлагаемых в 12 видах отделки.
Но приход нового стиля, который создавали молодые и харизматичные художники, компания Thonet все же упустила. Ее основной конкурент Jacob & Josef Kohn перехватил лидерство, начав сотрудничество с именитыми архитекторами венского Сецессиона, и превратил гнутую мебель из анонимного массового продукта в модный дизайнерский тренд.
Однако, как известно, мода — вещь проходящая, и сезонные новинки теряли актуальность. В то время как изящество тонетовского изгиба постепенно становилось классикой и распространилось от уличных кафе до интерьеров императорских дворцов.
Несмотря на миллионные тиражи, отдельные модели венской мебели могут представлять огромный коллекционный интерес и стоить на европейских аукционах десятки тысяч евро. Обратите внимание на семейную реликвию: быть может, она хранит достойный провенанс.
Источник
В чем секрет венского стула?
Как Михаэль Тонет добился первого в мировой истории массового производства мебели.
В 19 веке австрийский мебельщик Михаэль Тонет создал знаменитый венский стул. Знаменитый потому, что изготовленный из гнутой древесины он отличался минимальным количеством деталей, минимальным количеством шурупов, изящностью, легкостью и потрясающей прочностью (на презентации новой модели стула его сбросили с Эйфелевой башни и ничего, изделие осталось целехоньким).
Изобретенный Михаэлем Тонетом венский стул оказался конструкцией поистине гениальной, что по простоте, что по изяществу. Самым знаменитым из огромного семейства мебели Тонета стал стул модели № 14. Посмотрите, вы его точно видели. И не удивительно. Ведь было выпущено 50 (!) миллионов таких стульев. Это первый в истории человечества случай столь массового производства мебели. Более того, до сих пор в мире нет ни одного другого изделия массового производства, которое выпускалось бы без изменений на протяжении более 150 лет!
В мировой истории мебели венский стул признан выдающимся шедевром индустриального дизайна и до наших дней остается признанным лидером по количеству переизданий. Поставленный Михаэлем Тонетом рекорд популярности уже вряд ли кому-то удастся побить.
Так вот. Поговорим о том, что обеспечило стулу такую популярность. Как мы уже упомянули выше, стул Михаэля Тонета отличался невероятной легкостью, минимумом деталей, изяществом линий, надежностью в эксплуатации, простотой сборки и удобством транспортировки. В кубовый ящик умещалось 36 изделий! Это позволяло экономить серьезные деньги на хранении и транспортировке. Дело в том, что из Вены в другие страны мира эти стулья доставляли разобранными. Собирали изделия прямо на месте продажи, причем для выполнения этой работы не требовалось какой-то особенной квалификации – стул был настолько элементарным и надежным, что его невозможно было испортить. В общем, мебель венского мастера оказалась самой красивой, легкой и дешевой на мировом рынке.
Все эти качеству стулу обеспечила не только технология изготовления, но и дерево, из которого он был сделан. А деревом этим оказался недорогой, но крепкий и надежный бук.
Впоследствии именно стул прославил это дерево в среде производителей мебели. Однако уникальное свойство бука – изгибаться не трескаясь и не ломаясь, первым заметил и использовал в производстве именно Михаэль Тонет. Его технология по изгибанию паром буковой древесины вошла в историю. Да, гнутую мебель делали еще в Древнем Египте, но именно венский мастер, взяв идею за основу, довел ее до совершенства путем использования самой подходящей для этих целей древесины.
Итак, что нам известно о буке?
По своим свойствам он очень схож с дубом, так как относится с ним к одному семейству. Стройное колонновидное дерево вырастает до 50 метров, достигая в диаметре 2 метров. Живет бук до 500 лет, растёт медленно, а его древесина имеет высокую плотность: 0.36 т/м3. Для сравнения, плотность дуба составляет 0.4 т/м3, а плотность сосны 0.18 т/м3.
Кроме того, как и дуб, бук имеет ровную структуру без сучков. Подобно дубу, древесина бука хорошо поддается обработке, обрезке и обточке. А из-за высокой гибкости и прочности ее издавна используют в производстве бочек. Также бук подходит для изготовления мебели, подверженной серьезным нагрузкам, например, детской или предназначенной для общественных мест. Именно бук чаще всего из всех пород деревьев используют для изготовления кроватей, столов, стульев и… детских кроваток. У этого дерева есть еще одно важное замечательное свойство – его микрочастицы полностью усваиваются человеческим организмом, а значит совершенно безопасны. Поэтому даже если малыш погрызет кроватку, родителям не придется волноваться за его здоровье.
В Западной и Центральной Европе бук до сих пор является самой распространенной породой лиственных деревьев, поэтому, в общем-то, выбор Михаэля Тонета был вполне прагматичен.
Наконец, древесина бука по некоторым параметрам превосходит даже древесину дуба. После сушки бук становится прочнее дуба, особенно при изгибе (по этому качеству бук превосходит, пожалуй, все известные деревья), превосходит его в жесткости и на 20 % в сопротивлении сдвигу.
Все эти качества как нельзя больше подошли для изготовления самого популярного стула в истории.
Кстати, вот вам еще один интересный факт про это дерево. Щепа бука используются при варении пива «Будвайзер». Живите теперь с этим)))))
Ну и в завершение добавим, что из древесины бука также получают уксусную кислоту, деготь, метиловый спирт, а из буковых орехов давят масло, которое по свойствам не уступает оливковому и миндальному.
Но все же в историю это дерево вошло именно как материал для производства самых популярных в мире стульев.
Ну как, был в вашей семье стул производства компании «Тонет»? Или вы по незнанию уже отнесли его на помойку? (Если что, соболезнуем, такие стулья сейчас очень прилично стоят).
Источник
Венские стулья братьев Тонет — революция в мире мебели
Рассказывая о мастерах прошлого, создавших наше настоящее, нельзя не вспомнить фирму «Братьев Тонет» и их венские стулья. Тем более, что братьев у создателя не было, а стулья были лишь частью огромного ассортимента. Итак, по порядку.
В Германии начала XIX века был в моде стиль бидермейер: массивная, практичная и удобная мебель простых форм. Михаэль Тонет, вполне успешный мебельный мастер, пытается изобрести совершенно иную мебель. Технология гнутья древесины ( подробнее о процессе мы рассказывали тут и тут ) на тот момент уже давно известна и используется английскими мастерами, но Тонет хочет большего, чем изогнутые спинки. Метод, который он использует еще далек от совершенства — шпон варится в клее, собирается в пакет (пачку) и склеивается под прессом нужной формы. Такие детали, их еще называют гнутоклееными, надо было фанеровать снаружи шпоном, да и времени их изготовление занимало немало. Тем не менее, мебель замечают, и Тонет получает приглашение переехать в Вену от самого австрийского канцлера.
Не будем утомлять вас подробным рассказом о всех его перипетиях — в безуспешной попытке получить патент он грязнет в долгах, теряет свою мастерскую и всю произведенную к тому моменту мебель, вместе с подросшими сыновьями идет работать на мебельную фабрику. И все же добивается патента! Важно, что все это время он продолжает разрабатывать технологию гнутья. Теперь он склеивает уже не шпон, а тонкие бруски, что позволяет не фанеровать готовые детали.
Участие в реконструкции Лихтенштейнского дворца, пусть и без права указывать свое имя, приносит Тонету достаточно денег, чтобы открыть собственное производство. Тем более, что мастер получает патент на последнее свое изобретение — гнутье цельной древесины. Так появляется фирма «Тонет и братья» — Михаэль оформляет производство и патент на пятерых своих сыновей, с условием их совместной работы — технология должна была сохраниться внутри семьи. Сам же продолжает развивать производство и технологию.
Источник