Занавесы для сцены. Основные виды и их особенности.
Автор: Архитектор Палихов Евгений
Торжественность, нарядность, величие – подобная атмосфера в концертном зале достигается именно благодаря занавесу. Сценические варианты могут быть помпезными и пышными, интригующими или изящными – все зависит от того, для каких целей служит зал. Сегодня мы поговорим об основных видах занавесов для сцен, составляющих их элементах, характеристиках и особенностях.
По способу раскрытия тканевые занавесы для сцены условно можно разделить на следующие типы:
- Подъемно-опускной – представляет вертикально перемещающееся полотно из тяжелой ткани (как правило, из бархата) с изображением живописно рисунка. Раскрытие занавеса данным способом дает величественное, грандиозное зрелище и определяет такой же возвышенно-торжественный лад всего спектакля.
Раздвижной. Такой занавес при раскрытии собирается в складки и немного волочится по планшету, создавая, таким образом, индивидуальный рисунок раскрытия сцены. Даже незначительное изменение темпа или ритма движения этого занавеса приводит к новой эмоциональной окраске.
Сценический занавес состоит из множества элементов, каждый из которых имеет очень большое значение для формирования общего художественного стиля интерьера. Рассмотрим основные из них.
Главный занавес. Его функция заключается в создании определенного эмоционального настроя зрителей перед началом спектакля и в конце представления после завершения видеоряда. Главный занавес наиболее роскошно и богато задрапирован, он изготовляется из ткани, которая соответствует художественному стилю зала. Обычно, главный занавес открывается с помощью механического привода, обеспечивающего точное и плавное регулирование движущихся тяжелых полотнищ вдоль карниза для штор.
Антрактно-раздвижной занавес. Он состоит из двух частей, которые при синхронном закрытии образуют запах, составляющий, как правило, 70 см, обеспечивая тем самым максимально надежное закрытие сцены. Для пошива антрактно-раздвижного занавеса используется сценический бархат, спадающая роскошными, красивыми фалдами ткань. Управление им может осуществляться посредством ручного, электрического карниза, стационарного или дистанционного управления.
Арлекин. Этот элемент занавеса является настоящей «изюминкой» одежды сцены. Он представляет собой короткое горизонтальное полотно, располагаемое перед главным занавесом. Как правило, арлекин является наиболее декорируемым элементом, который выполняется в том же стиле и с применением такой же ткани, что и антрактно-раздвижной занавес. Арлекины выполняются в самых разнообразных художественных стилях и дизайнах: от скромных и незатейливых до самых феерических моделей штор-плиссе. Они могут быть собраны в складку и задекорированы внизу бахромой, а могут оформляться кистями, галстуками, свагами, всевозможными драпировками и аппликациями – одним словом, для полета фантазии нет никаких ограничений.
Падуги. Падуги представляют собой полоску материи, расположенную в верхней части сцены, функциональное значение которой, кроме как в украшении, заключается еще и в маскировке осветительных приборов. Декорирование сцены падугами, их украшение орнаментами и установка – это целое искусство. Среди работников сцены даже есть такое высказывание: «сцена без падуг – все равно, что суп без соли». Ткани, используемые для них, обладают высоким уровнем износостойкости, мягкости, гибкости и драпируемости, что позволяет играть изгибами, делая на подугах ниспадающие фалды или создавать подобие римских штор.
Задник. Этот элемент одежды сцены выполняется в виде живописного тканого полотна, которое подвешивается в растянутом виде и располагается сзади всех других декораций. Кроме декорирующих функций, предназначение задника заключается в создании эффекта открытого пространства, поэтому он используется в качестве фона, преимущественно, для проектирования и освещения. Если задник применяется для закрытия экрана, то в этом случае рекомендуется применять плотную матовую ткань со сборками, если же для фона на торжественных мероприятиях — то лучше выполнить его из мягкой пластичной ткани по принципу французской или рулонной шторы.
Кулисы. Они представлены в виде узких полотнищ, расположенных по двум сторонам сцены. Передвижение кулис служит средством для смены декораций. Ткань для них должна быть пластичной, мягкой и износостойкой, поскольку именно эти свойства позволяют создать в одежде сцены восхитительные вертикальные складки, подобные капителям древнегреческих колонн.
При выборе дизайна модели и вида ткани для пошива сценического занавеса учитывается назначение помещения, размеры сцены и общий стиль декора зала. После изготовления занавеса осуществляется монтаж отдельных его половинок, которые собираются и распускаются строго по своему участку сцены. Занавес подвешивают к кареткам, которые катаются по дороге как по рельсам. А к кареткам крепится трос, который и тянет занавес в одну или другую сторону, обеспечивая тем самым его открытие и закрытие. По окончанию монтажа, спустя время, возникает необходимость в профилактическом обслуживании одежды сцены. Поэтому для сценического занавеса применяется постгарантийное обслуживание, которое заключается в реставрации и ремонте данного изделия, а также в чистке и замене декоративных отделочных материалов.
Выполняя не только практические, но и эстетические функции, каждый занавес является великолепным интерьерным украшением и предметом шикарного текстильного оформления (дизайн штор).
Источник
Какая она-одежда сцены?
Немаловажную роль здесь играет одежда сцены. На нее возложены сразу две миссии – техническая и декоративная. Она должна создавать особый торжественный колорит, где царят вдохновение и праздник.
Одним из самых известных элементов одежды сцены является занавес . Он может быть однотонным или с характерным рисунком. Открываясь, он символизирует начало действа. Закрываясь – его окончание или антракт. На сегодняшний день существует больше десяти различных видов занавесов. Среди них наиболее известны:
- подъемно-опускной. Он используется в основном в музыкальных постановках;
- итальянский. Состоит из двух равнозначных полотен, которые открываются синхронно, благодаря тросам;
- занавес Брехта. Имеет две полупрозрачные половины, из-за которых можно разглядеть сцену;
- занавес Кабуки. Его изготавливают из тонкого шелка и прикрепляют на балке. Когда представление начинается, полотно резко отцепляют и оно падает вниз.
Вверху перед главным занавесом обычно располагается еще один – короткий. Он тянется по всему периметру основного и называется арлекин . Задача такой конструкции достаточно простая. Ей необходимо скрыть технический пожарный занавес. Как правило, арлекин встречается в старых театрах, где использована архитектура прошлых веков. А вот световую механику сцены (софиты) прячут под падугами – небольшими горизонтальными полосками ткани, которые закрепляются на потолке.
Если говорить о боковых частях сцены, то их умело закрывают кулисы – вертикальные перекрытия . Их выполняют как мягким, так и жестким – в зависимости от целей и предпочтений сценического помещения.
Безусловно, оформление сцены невозможно без театрального или концертного задника . Он представляет важную часть декораций и вешается в самом конце сцены. В большинстве случаев в ход идут полупрозрачные ткани, изображение на которые наносится с помощью современного метода цифровой печати. Впрочем, тканевая конструкция может быть и однотонной.
Своеобразным подвидом задника является панорама . Обыкновенно во время спектакля ее направляют влево или вправо. Так у зрителей, сидящих в зале, возникает ощущение, что в движение приводятся все декорации. Каждая панорама имеет свою специфику и создается отдельно для каждого действа. Случается, что при оформлении сцены специалисты прибегают к обивке оркестровой ямы и авансцены. Обычно она выполняется в той же цветовой гамме и идентичном материале, что и стулья, а также занавес.
Безусловно, в театре еще есть портьеры , которые с одной стороны служат для украшения. А с другой — выполняют функцию двери, хорошо скрывая посторонние звуки и наполняя зал тишиной.
Разумеется, ткани, применяемые в качестве одежды для сцены, обязаны отвечать определенным требованиям. Прежде всего – это пожарная безопасность. При возможном возгорании материалы должны образовывать мало дыма, быть нетоксичными, но главное – негорючими. Если ткань не распространяет пламя, это дает возможность публике, находящейся в данный момент в зале, беспрепятственно покинуть помещение.
На сегодняшний день производители предлагают три варианта негорючих тканей :
- материалы, созданные из негорючих нитей;
- материалы, пропитанные специальным составом непосредственно во время производства;
- материалы, обработанные особым раствором перед началом эксплуатации.
Специалисты отмечают, что самыми действенными тканями считаются те, что изготовлены при помощи негорючих волокон . Они имеют долгий срок службы и не теряют своих качеств по прошествии времени. Два других варианта не настолько эффективны. Состав может со временем устареть и прийти в негодность. Часто это происходит при многочисленных стирках. Поэтому раствор рекомендуют обновлять и наносить заново как минимум один раз в год.
Что касается самих тканей, то особым спросом у декораторов пользуется вуаль. Она изготавливается преимущественно из полиэфира и хорошо пропускает свет. Ткань не требует особого внимания в уходе, она не линяет и легко поддается сублимационному методу печати.
Обязательно необходимо упомянуть и про габардин . Данный материал произведен с использованием полотняного переплетения. В его основе полиэфирные волокна. Ткань характеризуется матовой поверхностью, хорошей прочностью и средним показателем плотности. Она отлично держит форму и не деформируется.
Компания Fabreex реализует достаточно большой ассортимент материалов, предназначенных для одежды сцены. В частности, это бархат . Он представлен в 12-ти цветах. Помимо традиционного черного и бордового, компания Fabreex предлагает синий, зеленый, коричневый и темно-серый. Ткань имеет разрезной ворс. Такой эффект получается, благодаря необычному переплетению волокон. Две нити используются в качестве основных, еще две – в качестве уточных. Пятая же как раз и создает ворс. Материал соответствует всем требованиям пожарной безопасности и является негорючим. Его можно применять для пошива театральных занавесов, для оформления общественных помещений и концертных пространств. Плотность ткани варьируется от 325г/м 2 до 450 г/м 2 . Чем она больше, тем лучше и красивее будет декор помещения.
Особой популярностью у клиентов компании Fabreex и ткань блэкаут . Он представлен в 16-ти цветовых оттенках и имеет два варианта плотности. Материал состоит из 100% негорючих нитей полиэфира, которые не поддерживают распространение пламени. Ткань хорошо поглощает любые шумы. Она на 99% блокирует дневной и искусственный свет, отличается превосходной износостойкостью и долгим сроком службы. Материал отлично держит форму, не выгорает под воздействием солнечных лучей и не линяет во время стирки. Поверхность белого блэкаута подходит для сублимационной печати, причем как лицевая, так и изнаночная стороны. С помощью этой ткани можно изготавливать портьеры, занавесы, оформлять общественные помещения – детские сады, школы, муниципальные организации.
Компания Fabreex выступает оптовым поставщиком. Впрочем, у нее есть одно конкурентное преимущество. На сегодняшний день на рынке негорючих тканей – это одно из немногих предприятий, кто поддерживает и осуществляет хорошо спланированную складскую программу. Ткани, предлагаемые компанией Fabreex , используются заказчиками не только на территории России, но также странами СНГ – в Белоруссии и Казахстане.
Среди наиболее крупных клиентов можно отметить Большой театр, Малый театр, Мариинский театр, Московский Государственный Университет, Третьяковскую галерею.
Источник
Ткани для занавесов и кулис
SUNSAT CS
Шторы для затемнения; занавесы для залов и «одежды» сцены.
Технические данные:
Арт.№
Ширина
Длина
Цвета
Качество
Огнестойкость
EN 13773 класс 1 (ранее DIN 4102 und ÖNORM B3820 B1)
Вес
Описание
Тяжелый сатин из Trevira CS Ž
Свойства
Темная цветовая гамма с высокой степенью светозащиты, с одной стороны матовый, с другой с сатиновым блеском; после чистки огнестойкая пропитка сохраняется.
Бархат VERDI 150
Среднетяжелый бархат для занавесей среднего и большого размера
Технические данные:
Арт.№
Ширина
Длина
Качество
Огнестойкость
EN 13772 — C1, DIN 4102 — B1, ÖNORM A3800 Q1, ÖNORM B3800 Tr1 // Огнестойкая пропитка при чистке удаляется
Вес
Свойства
Качество бархата определяется не только весом. Можно получать большой вес за счет применения тяжелой пряжи или дешевых химикатов при этом невысоком качестве и сильной сминаемости. Поэтому Tüchler всегда дает данные прочности бархата на разрыв в направлении утка и основы и коэффициент сминаемости.
Бархат HAYDN
Тяжелый бархат для главного занавеса и всей «одежды»
сцены для крупных театров. Оперы и т.п.
Технические данные:
Арт.№
Stage Velour HAYDN
Ширина
Длина
Цвета
черный, от 330п.м.- другие цвета
Качество
Огнестойкость
EN 13772 — C1, DIN 4102 — B1, ÖNORM A3800 Q1, ÖNORM B3800 Tr1 // после чистки огнестойкая пропитка вымывается
Вес
Бархат CHOPIN 150
Легкий, но очень прочный бархат для декораций и занавесей
небольшого и среднего размера.
Технические данные:
Арт.№
Ширина
Длина
Качество
Огнестойкость
EN 13772 — C1, DIN 4102 — B1, ÖNORM A3800 Q1, ÖNORM B3800 Tr1 // после чистки огнестойкая пропитка вымывается
Вес
Описание
Бархат MIDNIGHT
Тяжелый бархат глубокого черного цвета.
Высочайшие параметры прочности на разрыв
и стойкости к сминанию делают этот бархат
незаменимым для всех больших сцен мира.
Технические данные:
Арт.№
Ширина
Длина
Качество
Огнестойкость
EN 13772 — C1, DIN 4102 — B1, ÖNORM A3800 Q1, ÖNORM B3800 Tr1 // после чистки огнестойкая пропитка вымывается
Вес
Описание
Глубокого черного цвета; другие цвета при заказе от 350 п.м.
Бархат RAVEL
Тяжелый рубчатый бархат для главного
занавеса и «одежды» сцены для крупных театров и Оперы.
Технические данные:
Арт.№
Ширина
Длина
Цвета
Большая цветовая гамма
Качество
Огнестойкость
EN 13772 — C1, DIN 4102 — B1, ÖNORM A3800 Q1, ÖNORM B3800 Tr1 // после чистки огнестойкая пропитка вымывается
Вес
Описание
Только под заказ от 330 п.м.
Свойства
Прочный тяжелый бархат, очень красив в подвешенном состоянии
Бархат BACH
Легкий элегантный бархат для кулис,
а также занавесей малого и среднего размера
Технические данные:
Арт.№
Ширина
Длина
Качество
Огнестойкость
EN 13772 — C1, DIN 4102 — B1, ÖNORM A3800 Q1, ÖNORM B3800 Tr1 // после чистки огнестойкая пропитка вымывается
Вес
Описание
Цвета на складе при 140cм ширины: черный; другие цвета при заказе от 400п.м.
Бархат MAHLER CS
Среднетяжелый бархат для кулис
и обивки мебели из трудновоспламеняемого полиэфира.
Благодаря очень высокой устойчивости
к сминанию незаменим для гастролей.
Технические данные:
Арт.№
Ширина
Длина
Цвета
Качество
Огнестойкость
EN 13772 — C1, DIN 4102 — B1 // после чистки огнестойкая пропитка сохраняется
Вес
Бархат LEHAR CS
Тяжелый бархат для кулис и обивки мебели из
трудновоспламеняемого полиэфира.
Благодаря очень высокой устойчивости к сминанию незаменим
для гастролей.
Технические данные:
Арт.№
Ширина
Длина
Цвета
Качество
Огнестойкость
EN 13772 — C1, DIN 4102 — B1 // после чистки огнестойкая пропитка сохраняется
Вес
Описание
Образует очень красивые складки и благодаря прочности является отличной обивочной тканью.
Блестящий бархат SPARKLING
Бархат с люрексом.
Технические данные:
Арт.№
Ширина
Длина
Цвета
Качество
Огнестойкость
scEN 13772 — C1, DIN 4102 — B1, ÖNORM A3800 Q1, ÖNORM B3800 Tr1 // после чистки огнестойкая пропитка вымывается
Вес
Свойства
Блестит при направленном свете
Применение
Занавесы, обивка стен
Бархат ECHOSAMT
Хлопчатобумажный бархат с акустическим эффектом
за счет покрытия с обратной стороны
специальным слоем.
Технические данные:
Арт.№
Ширина
Длина
Цвета
Качество
хб — ворс, с обратной стороны — акрил
Огнестойкость
EN 13772 — C1, DIN 4102 — B1, ÖNORM A3800 Q1, ÖNORM B3800 Tr1 // после чистки огнестойкая пропитка вымывается
Вес
Бархат AMADEE WP
Хлопчатобумажный бархат высокой плотности, с постоянной огнезащитной пропиткой, для одежды сцены среднего и большого размера. Высокая несминаемость, не накапливает статическое электричество.
Технические данные:
Материал
Размеры рулона
ширина: 150 см
длина: 60 м
Вес
Огнестойкость:
постоянная огнезащитная пропитка
ÖNORM B1,Q1,TR1,DIN 4102,B2
Телефон: +7 (499) 130-0784
(499) 130-0753
(499) 130-0782
Источник