ТЕОРИЯ ТРЁХ СТУПЕНЕЙ РАЗВИТИЯ К. БЮЛЕРА
В рамках концептуальной схемы биогенетического подхода создавалась теория трех ступеней детского развития К.Бюлера. Исследователейв европейских странах интересовали стадии или этапы развития поведения в филогенезе и онтогенезе. В качестве трех ступеней развития австрийский психолог К.Бюлер предложил теорию трех ступеней развития: инстинкт, дрессуру, интеллект и связал переход от одной стадии к другой не только с созреванием мозга и усложнением отношений с окружающей средой, но и с развитием аффективных процессов, с развитием переживания удовольствия, связанного с действием. В ходе эволюции поведения отмечается переход удовольствия «с конца на начало» действия.
Первый этап – инстинкты — характеризуется тем, что в результате удовлетворения инстинктивной потребности, после выполнения действия, появляется удовольствие.
Уровень навыков — дрессура, удовольствие переносится на сам процесс совершения действия, возникает функциональное удовольствие по ходу действия.
На этапе интеллектуального решения задач существует предвосхищающее удовольствие. Таким образом, переход удовольствия «с конца на начало», по К.Бюлеру, — основная движущая сила развития поведения.
К.Бюлер под влиянием 3.Фрейда выдвинул в качестве основного принципа развития всего живого принцип удовольствия. В разных формах поведения меняется место удовольствия, такое перемещение и лежит в основе первостепенных стадий развития поведения. Д.Б.Эльконин писал, что эта теория уже принадлежит истории и интересна она лишь тем, что ставит проблему истории детства [19].
Взгляды К.Бюлера являются углублением концепции рекапитуляции, поскольку этапы развития ребенка отождествляются им со ступенями развития животных. К.Бюлер пытался привести к одному знаменателю факты биологического социокультурного развития и игнорировал принципиальное своеобразие развития ребенка. К.Бюлер разделял с почти всей современной ему детской психологией односторонний и ошибочный взгляд на психическое развитие как на единый и притом биологический по своей природе процесс [12].
ТЕОРИЯ КОНВЕРГЕНЦИИ ДВУХ ФАКТОРОВ В. ШТЕРНА
Конвергенция — свойство стремиться к определённой точке [А.Ребер,2001].
В ходе развития представления об источнике и причинах развития психики в онтогенезе актуальным становился вопрос о том, что предопределяет развитие: наследственная одаренность или окружающая среда? При попытке ответить на этот вопрос возникла теория конвергенции двух факторов, разработанная В.Штерном. Он считал, что психическое развитие, это не просто проявление врождённых эндогенных факторов и не простое восприятие внешних воздействий, а результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни. За проблемой соотношения двух факторов, которые влияют на процесс психического развития ребёнка, чаще всего скрывается предпочтение фактора наследственной предопределённости развития. Теория конвергенции рассматривает психическое развитие как процесс, который складывается под влиянием икс-элементов наследственности и игрек-элементов среды, Это самая распространенная концепция в современной психологии, она соответствует здравому смыслу: «яблоко от яблони недалеко падает» и «с кем поведёшься, от того и наберёшься».
По мнению ряда исследователей, изменение удельного веса наследственности и среды открывает метод изучения близнецов. Данные, полученные с помощью этого метода, не являются достаточно доказательными. В настоящее время с помощью близнецового метода изучаются не проблемы развития, а проблемы индивидуальных различий [15].
Именно В.Штерну принадлежит идея, о том, что главную роль в разворачивании наследственности играет собственная активность ребёнка. Чем он активнее, тем энергичнее преодолевает среду, тем больше возможности для разворачивания наследственных факторов. Пример тому — игра: окружающая действительность доставляет материал для игры, а то, как и когда ребенок будет играть, зависит от врожденных компонентов инстинкта игры. В этой конвергенции ведущее значение остается за врожденными компонентами. Так возникла проблема «взвешивания» относительной роли двух названных факторов [19].
ТЕОРИЯ А.ГЕЗЕЛЛА
А.Гезелл получил педагогическое и медицинское образование, более тридцати лет работал в Иельской психоклинике, на основе которой создан Гезелловский институт детского развития.
А.Гезелл разработал практическую систему диагностики психического развития ребёнка от рождения до юношеского возраста. Для объективности наблюдений впервые было использовано полупроницаемое стекло, «зеркало Гезелла» Психология обязана А.Гезеллу введением лонгитюдного метода, продольного изучения психического развития одних и тех же детей от рождения до подросткового возраста. Он одним из первых ввёл в психологию близнецовый метод, исследуя монозиготных близнецов для анализа отношений между созреванием и научением.
Вклад А.Гезелла в детскую психологию, прежде всего, состоит в том, что он положил начало становлению детской психологии как нормативнойдисциплины, которая описывает достижения ребенка в процессе роста и развития и на их основе строит разнообразные психологические шкалы.
В последние годы жизни А.Гезелл изучал психическое развитие слепого ребёнка, чтобы более глубоко понять особенности нормального развития. В клинической практике применяется Атлас поведения младенца, составленный А.Гезеллом. Атлас содержит 3200 фотографий, фиксирующих двигательную активность и социальное поведение ребёнка от рождения до двух лет.
Отмечая важность результатов этих исследований, необходимо подчеркнуть, что основной упор они делали на роль наследственного фактора для объяснения возрастных изменений. В своих исследованиях А.Гезелл oгpаничивался чисто количественным изучением сравнительных срезов детского развития, сводя развитие к простому увеличению, «приросту поведения», не анализируя качественных преобразований при переходе от одной ступени развития к другой, подчеркивал зависимость развития лишь от созревания организма. Пытаясь сформулировать общий закон детского развития, А.Гезелл обратил внимание на снижение темпа развития с возрастом: чем моложе ребенок, тем быстрее происходят изменения в его поведении. Но что скрывается за изменением темпа развития? В работах А.Гезелла, трудно найти ответ на этот вопрос. Это и понятно, ибо следствием применяемых им срезовых (поперечных и продольных) методов исследования было отождествление развития и роста [12].
Проанализировав работы А.Гезелла, Л.С.Выготский назвал его концепцию «теорией эмпирического эволюционизма», раскрывающей социальное развитие ребенка как простую разновидность биологического, как приспособление ребенка к своей среде. Однако, призыв А.Гезелла к необходимости контроля за нормальным ходом психического развития ребенка и созданная им феноменология развития (роста) от рождения до 16 лет, не потеряли своего значения до сих пор [13].
Источник
теория трех ступеней детского развития
Исследователи в европейских странах провели анализ качественных особенностей процесса развития: выделили стадии (этапы) развития поведения в фило- и онтогенезе.
Основатель теории созревания — К. Бюлер рассматривает развитие как «ряд внутренне не связанных друг с другом ступеней, которые не могут быть охвачены единым принципом.
Методы исследования — эксперимент (взят из зоопсихологии, когда В. Келлер проводил на шимпанзе опыты и результаты автоматически переводил на человека). В ходе проведения эксперимента Бюлер заметил сходство примитивно го употребления орудий у человекоподобных обезьян и ребенка, и поэтому сам период проявления первичных форм мышления у ребенка он назвал шимпанзе подобным возрастом.
Название теории К. Бюлсра «Теория трех ступеней развития» основанона выделении трех четко определенных этапов развития: инстинкт, дрессура, интеллект. Основное достоинство теории Бюлера: показана взаимосвязь ступеней, обусловленность их возникновения с созреванием мозга и усложнением отношений с окружающей средой, с развитием аффективных процессов, с развитием переживания удовольствия, связанного с действием.
- 0-1 год — стадия инстинкта — «человек — это подкорковое существо»,
- 1-3 г. — стадия навыка, условного рефлекса, дрессуры — происходит созревание зон восприятия,
- 4-5 лет — стадия интеллекта — происходит созревание интегративных зон коры головного мозга.
Созревание мозга происходит в период 6-21 года. А развитие — результат созревания мозга как субстрата. Ребенок вначале повторяет в своем развитии развитие животных, а потом поднимается над ними.
В ходе эволюции поведения отмечается переход удовольствия «с конца на начало». Первый этап — инстинкты — характеризуются тем, что наслаждение наступает в результате удовлетворения инстинктивной потребности, то есть после выполнения действия. На уровне навыков удовольствие переносится на самый процесс совершения действия. Появилось понятие: «функциональное удовольствие».
Но существует еще предвосхищающее удовольствие, которое появляется на этапе интеллектуального решения задачи.
Переход удовольствия «с конца на начало», по К. Бюлеру, как основная движущая сила развития поведения, перенесена на онтогенез.
Фактический материал Бюлср собирал на основе физиологии развития. Например, он считал, что не все дети 3-4 лет могут решить задачи, решаемые обезьяной.
· ставит проблему истории детства, истории постнатального развития,
· утверждая, что личность развиваться может и психически (формы деятельности зависят от уровня развития организма),
· ребенок учитывает гораздо больше условий (включен в социальные отношения),
· ввел метод эксперимента,
· более глубокое проявление концепции рекапитуляции — этапы развития ребенка отождествляются со ступенями развития животных,
· попытка приведения к общему факты биологического и социокультурного развития,
· редукционизм — психология через физиологию,
· не учитывал влияния психики на организм.
· преформизм — созревание мозга задано генетически
· игнорировал принципиальную специфику детского развития ребенка до 5 лет.
Дата добавления: 2018-06-28 ; просмотров: 2510 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
Теория трех ступеней детского развития
Бюлер Карл (1879–1963) — немецко-австрийский психолог. В первый период творчества примкнул к Вюрцбургской школе, где разрабатывал методики экспериментального изучения мышления, в частности метод свободного отчета испытуемого о своих психических процессах при решении сложных задач. После первой мировой войны сосредоточился на изучении проблем развития детской психики.
Он намеревался представить весь путь развития от обезьяны до взрослого культурного человека как восхождение по единой биологической лестнице, проанализировать процесс превращения ребенка (существа, по его мнению, пассивного, беспомощного, лишенного всяких душевных движений) — в человека. Задача исследования, по Бюлеру, заключалась в том, чтобы найти вечные, основные, независимые от внешних влияний законы развития в чистом виде. По замыслу Бюлера, подходящая форма эксперимента для исследования детского развития в первые годы жизни может быть заимствована из области зоопсихологии.
К. Бюлер известен как автор преформистской теории трех ступеней в развитии ребенка. Каждый ребенок в своем развитии закономерно проходит стадии, которые соответствуют стадиям эволюции форм поведения животных: инстинкт, дрессура, интеллект. Биологический фактор (саморазвитие психики, саморазвертывание) рассматривался им как основной. Бюлер настаивал на биологической обусловленности развития в детстве, на наследственной природе способностей, однако подчеркивал, что без упражнения природные задатки не раскроются в полной мере.
Инстинкт— низшая ступень развития; наследственный фонд способов поведения, готовый к употреблению и нуждающийся лишь в определенных стимулах. Все инстинктивные формы поведения врождены, не требуют научения, одинаковы у всех представителей вида и обеспечивают узкую степень адаптации. Инстинкты у человека — расплывчатые, ослабленные, расщепленные, с большими индивидуальными различиями. Набор готовых инстинктов у ребенка (новорожденного) узок — крик, сосание, глотание, защитный рефлекс.
Дрессура(навык) — (образование условных рефлексов, прижизненно складывающиеся навыки) дает возможность приспособиться к различным жизненным обстоятельствам, опирается на награды и наказания, или на успехи и неудачи. Навыки требуют упражнения; адаптация в пределах опыта, узкая область переноса. Детская игра, по Бюлеру, — естественное продолжение игры у животных, возникает на данной стадии.
Интеллект— высшая стадия развития; приспособление к ситуации путем изобретения, открытия, обдумывания и осознания проблемной ситуации. Интеллект доступен только на определенной стадии развития ЦНС, осуществляется по принципу инсайта, обеспечивает неограниченные возможности адаптации.
К. Бюлер связывал эти ступени, их возникновение не только с созреванием мозга и усложнением отношений с окружающей средой, но и с развитием аффективных процессов, с развитием переживания удовольствия, ) связанного с действием. К. Бюлер сформулировал закон функционального удовольствия: любой живой организм испытывает удовольствие от более совершенного функционирования. В ходе эволюции поведения отмечается переход удовольствия «с конца на начало». По его мнению, первый этап — инстинкты — характеризуются тем, что наслаждение наступает в результате удовлетворения инстинктивной потребности, то есть после выполнения действия.
На уровне навыков удовольствие переносится на самый процесс совершения действия. Появилось понятие: «функциональное удовольствие». Но существует еще предвосхищающее удовольствие, которое появляется на этапе интеллектуального решения задачи. Таким образом, переход удовольствия «с конца на начало», по К. Бюлеру, – основная движущая сила развития поведения.
Главный интерес Бюлера сосредоточен вокруг первых лет жизни ребенка. Детская психология для него — это, прежде всего, психология раннего возраста, и развитие человека в целом отождествляется с развитием ребенка. Бюлер считал, что фазы детства нужно определять по интересам и успехам в развитии. Некоторые выделяемые Бюлером эпохи: шимпанзеподобный возраст; стадия вопросов о названиях предметов; стадия вопросов «почему»; возраст сказок; возраст Робинзона и др. Фазы детства Бюлер рассматривал как биологические фазы развития; относительное, свойственное ребенку определенной эпохи и определенной социальной среды приравнивалось к абсолютному, всеобщему, необходимому закону развития. Л.С. Выготский подчеркивал, что в теоретических построениях Бюлера есть ценная, пронизывающая все идея развития и тенденция рассмотреть психическое развитие, в общем аспекте биологического развития. Однако стремление непосредственно вывести всю полноту душевной жизни, психических функций и форм из биологических корней, найти причины типичных успехов нормального ребенка в структурном развитии коры большого мозга принципиально ограничивает позицию Бюлера, делает ее антидиалектичной. Филогенез и онтогенез психики оказываются в одинаковой мере подчинены законам биологической эволюции. Проводя на детях , эксперименты, подобные тем, которые В. Келер проводил на шимпанзе, К. Бюлер заметил сходство примитивного употребления орудий у человекоподобных обезьян и ребенка, и поэтому сам период проявления первичных форм мышления у ребенка он назвал «шимпанзе-подобным возрастом». Изучение ребенка с помощью зоопсихологического эксперимента было важным шагом к созданию детской психологии как науки. Заметим, что незадолго до этого В. Вундт писал, что детская психология вообще невозможна, так как ребенку недоступно самонаблюдение.
К. Бюлер никогда не причислял себя к биогенетистам. В его работах можно найти даже критику биогенетической концепции. Однако его взгляды – еще более глубокое проявление концепции рекапитуляции, так как этапы развития ребенка отождествляются со ступенями развития животных. Как подчеркивал Л. С. Выготский, К. Бюлер пытался привести к одному знаменателю факты биологического и социально-культурного развития и игнорировал принципиальное своеобразие развития ребенка. К.Бюлер разделял с почти всей современной ему детской психологией односторонний и ошибочный взгляд на психическое развитие как на единый и притом биологический по своей природе процесс.
Много позднее критический анализ концепции К. Бюлера был дан К. Лоренцем. Он указал, что представление К. Бюлера о надстройке в процессе филогенеза высших ступеней поведения над низшими противоречит истине. По мнению К. Лоренца, это три независимые друг от друга, возникающие на определенном этапе животного царства линии развития. Инстинкт не подготавливает дрессуры, дрессура не предшествует интеллекту. Развивая мысли К. Лоренца, Д. Б. Эльконин подчеркивал, что между стадией интеллекта и стадией дрессуры нет непроходимой грани. Навык — это форма существования интеллектуальным образом приобретенного поведения, поэтому может быть иная последовательность развития поведения: сначала интеллект, а затем навык.
Если это верно для животных, то тем более это верно для ребенка. В развитии ребенка условные рефлексы возникают на второй-третьей неделе жизни. Нельзя назвать ребенка инстинктивным животным — ребенка надо учить даже сосать К. Бюлер глубже, чем Ст. Холл, стоит на позициях биогенетического подхода, так как распространяет его на весь животный мир. И хотя теория К. Бюлера сегодня уже не имеет сторонников, ее значение в том, что она, как справедливо подчеркивал Д. Б. Эльконин, ставит проблему истории детства, истории постнатального развития.
Источник