Процесс познания человеком мира
Содержание:
↑ Понятие «познание».
Изучением теории познания занимается гносеология — это раздел философии, в котором анализируется природа и возможности познания, его границы и условия достоверности.
По отношению к процессу познания выделяются следующие философские направления:
Гностицизм — философское учение, основная идея которого заключается в том, что познавательная деятельность для человека является жизненной необходимостью («Познание — это необходимость»).
Оптимизм — философское направление, которое считает мир целиком поддающимся познанию («Мир познать возможно»).
Агностицизм — философское учение, утверждающее то, что мир познать невозможно. Обоснование данного факта заключается в следующем: человек может познать объект только с помощью своих ощущений и внутренних переживаний, но стать самим объектом и «увидеть мир» с его стороны невозможно, что искажает факты о познаваемом. А такие понятия как «бог», «душа», «вселенная» в принципе непознаваемы, так как существуют вне возможных пределов человеческого разума. («Мир познать невозможно»).
Релятивизм — философское учение, смысл которого заключается в том, что все истины могут быть только относительными, те. способными измениться в зависимости от условий («Все в мире относительно»).
Скептицизм — направление в философии, подвергающее сомнению возможность познания реальности («Сомнения по отношению к возможности познания»).
↑ Процесс познания
Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда предполагает наличие двух сторон: субъекта и предмета познания.
Субъект познания – познающий человек, наделенный волей и сознанием или коллектив, все общество.
Объект познания – то, на что направлена познавательная активность субъекта. Может быть одушевлённым (сам человек, животное) и неодушевлённым (явления природы); материальным (реально существующий объект) или идеальным (гипотеза, теория)
Средства познания — приспособления, используемые для получения знания (измерительные приборы, микроскопы, реактивы)
Результат познания — знание — продукт отношения мысли к действительности, существующий в логически языковой форме в виде понятий, суждений, символов, знаков
Познание состоит из двух уровней: эмпирического и теоретического. Но противопоставлять чувственное и рациональное в познании нельзя, так как эти две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.
Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Знание — результат познания действительности, содержание сознания.
Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания. Например, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и всё же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обязаны в конечном счёте опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития человечества.
↑ Эмпирический уровень познания
Эмпирический уровень познания (чувственное познание) — начальная ступень познания, формирующаяся в процессе непосредственного взаимодействия субъекта с внешними предметами, происходит посредством органов чувств (зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания).
При чувственном познании человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств.
Органы чувств в процессе познания выполняют особую роль:
- они являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним миром;
- они отражают преимущественно внешние стороны и связи объекта;
- без них человек не способен ни познавать, ни мыслить;
- они дают минимум информации, необходимой для познания объектов.
Формы чувственного познания:
1) Ощущение — это отражение отдельных свойств познаваемого объекта, которые возникают при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Ощущения могут быть зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, которые человек испытывает, когда сталкивается с каким-либо предметом, объектом или явлением впервые.
2) Восприятие — это мысленное воссоздание целостного образа познаваемого объекта при его непосредственном воздействии на органы чувств.
Восприятие складывается из ощущений и позволяет человеку идентифицировать какой- либо предмет, объект или явление, с которым ранее уже сталкивался.
3) Представление — это мысленное воспроизведение образа исследуемого объекта, без его непосредственного воздействия на органы чувств.
Память человека делает возможным запоминать объекты и при необходимости воспроизводить в мыслях тогда, когда данного объекта нет поблизости.
↑ Рациональное познание (Теоретический уровень познания)
Рационализм: наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Теоретический уровень познания (рациональное познание) — это высшая ступень познания, которая осуществляется при помощи мышления и разума в форме понятий, суждений и умозаключений.
Формы рационального познания:
1) Понятие — это слово, которое включает в себя основные признаки и характеристики материального или нематериального объекта.
Например, к понятию «шар» мы можем отнести воздушный шар, стеклянный шар, земной шар, шар для игры в бильярд, шар для боулинга и т п. Другими словами, понятие — это перевод многообразия признаков, качеств и свойств какого-либо объекта в знаковую систему языка, т.е. слово, которое позволит выделить и отличить данный объект из ряда других.
2) Суждение — это высказывание, смысл которого заключается в утверждении или отрицании какого-либо факта о познаваемом объекте.
Например, «Луна оказывает большое влияние на многие процессы, происходящие на Земле» или «Луна не является планетой».
3) Умозаключение — это мыслительный процесс, в результате которого из двух или нескольких суждений выводится новое суждение.
Умозаключение состоит из суждений (посылок) и вывода. Вывод — это результат умозаключения. Например:
- Все адвокаты — юристы (посылка).
- Петров — адвокат (посылка).
- Следовательно, Петров — юрист (вывод).
Умозаключение может быть:
- индуктивным (от частного к общему)
- дедуктивным (от общего к частному)
- получаемым по аналогии
↑ Интуиция
Интуиция — непосредственное постижение истины в результате «озарения», внезапного понимания без прямой опоры на логическое доказательство, рациональное мышление.
Интуиции в познании большое значение придавали как и ученые-мыслители древнего мира (Платон, Аристотель), так и настоящего времени. Интуиция использует данные чувственного познания, но им не является. Интуиция — это и не рациональное познание, поскольку непосредственно логику, разум не задействует.
Источник
Понятия рациональной ступени познания
Семантический треугольник
-) Имя (выражение языка).
-) Предмет, обозначаемый именем (денотат, десигнат).
-) Смысл имени (денотат оказывается содержанием гносеологического образа, соотносимого с предметом).
-) Рациональное познание
—) Память – свойство нервной системы, связанное со способностью хранения и воспроизведения информации о прошлом.
—) Воображение – способность к созданию образов, ранее не воспринимавшихся.
—) Мышление – способность к абстрактному, обобщенному и опосредствованному мышлению в форме понятий, суждений, умозаключений и теорий.
Формы абстрактного, логического мышления :
—) понятие – форма мышления, в которой отображаются наиболее общие, необходимые признаки, свойства, качества различных предметов и явлений ;
—) суждение – форма мышления, в которой благодаря связи понятий что-то утверждается или отрицается ;
—) умозаключение – мыслительный акт, в котором из двух или нескольких истинных, правильных суждений выводится новое суждение о предметах и явлениях.
—) Интеллект – высшая познавательная способность, направленная на постижение сущности предметов познания, первичных принципов.
—) Интуиция – непосредственное постижение истины при помощи прямого усмотрения.
—) Воля – способность к выбору цели и ее достижению.
—) Талант – данная от природы способность к творческой деятельности в той или иной области.
—) Анализ – способ мысленного расчленения объекта познания на части с целью выявления его структурных элементов и отношений между ними.
—) Синтез (противоположен анализу) – соединение различных элементов в единое целое.
—) Аналогия – способ рассуждения, при котором конкретному предмету присваиваются признаки, ранее у него не существовавшие, на основании его сходства с другим предметом.
—) Дедукция – логический способ рассуждения, при котором из истинных посылок с необходимостью выводится истинное заключение.
—) Индукция – логический способ рассуждения, при котором из частного знания получают общее.
Логика и её аспекты
Логика – наука о приемлемых способах рассуждения.
-) онтологичекий – «логика вещей» – необходимая связь явлений объективного мира (линия Демокрита) ;
-) гносеологичекий – «логика знания» – необходимая связь понятий, посредством которой познаётся «сущность и истина» (линия Платона) ;
-) демонстративный (доказательный) – «логика доказательств и опровержений» – необходимая связь суждений (высказываний) в рассуждениях (умозаключениях), принудительная убедительность (общезначимость) которых вытекает только из формы этой связи безотносительно к тому, выражают эти суждения сущность и истину или нет (линия Аристотеля).
Источник
Чувственная и рациональная ступени познания
Основным познавательным отношением является отношение «образ – предмет». В широком смысле слова, образом можно назвать то состояние сознания, которое в процессе познания тем или иным способом связано с объектом. Как именно связан образ с объектом? В истории философии известны три основных варианта решения: 1) мы познаем (описываем, упорядочиваем) наши ощущения (субъективный идеализм); 2) образы есть результат постижения с помощью разума объективно существующих идей, идеальных сущностей, структур, которые стоят за материальными чувственными явлениями (объективный идеализм); 3) образы отражают объективную реальность, природу, вещи, процессы и т.д.
По отношению к ступени познания образы делятся на чувственные: ощущения,восприятия, представления; рациональные (ratio – разум): понятия, теории и др. По отношению к объекту можно выделить три типа образов: 1) образы-знания, отражающие объективную реальность; 2) образы-проекты, представляющие собой мысленные конструкции, которые должны быть или могут быть воплощены на практике; 3) образы-ценности, выражающие потребности и идеалы субъекта. Что же такое созерцание (чувственное познание) и абстрактное (рациональное) мышление?
Чувственное познание содержит в себе образы, которые нам дают наши органы чувств. Основные формы чувственной ступени познания — ощущения, восприятия и представления. В ощущениях каждый из органов чувств (зрения, осязания, слуха, обоняния, вкуса) специфическим для него способом отражает отдельные свойства, стороны вещей (цвет, звук, запах, твердость и т.д.). Восприятия — отражение свойств предмета, взятых как целое. Представления — наглядный целостный образ вещи, возникавшей на основе воображения и прошлого чувственного опыта, сохраняющийся и воспроизводимый в памяти обобщенно.
Чувственные органы человека, в отличие от образов, которые дают органы чувств животных, опосредствованы социальным опытом и обладают внутренней активностью (представляют собой именно живое созерцание). Базовой формой чувственного познания служат ощущения. С гносеологической точки зрения они представляют особый интерес. Ощущения обеспечивают непосредственную связь сознания с объективной реальностью, являются единственным внешним каналом, по которому мы можем получать информацию о мире. Исходная посылка материализма включает в себя утверждение: в ощущениях нам дана объективная реальность. Именно вопрос о природе ощущений стал ареной непримиримой конфронтации между материализмом, с одной стороны, субъективным идеализмом и агностицизмом — с другой.
Роль форм чувственной ступени в познании определяется следующим: во-первых, они более богаты по своим познавательным возможностям (по сравнению с ощущениями); во-вторых, они включают в себя не только отображение, но и воображение (на основе воспринятого в нашем сознании способны рождаться новые образы — элементы фантазии, мечты художественного творчества); в-третьих, развитые формы чувственного познания служат предпосылкой для перехода к рациональной ступени познания.
Современные исследования по психологии показали, что отражение человеком окружающего мира предполагает не только восприятие поступающей извне информации, но и активное преобразование ее в осмысленные впечатления и концептуальные структуры.
Человек получает информацию посредством естественных сигналов, идущих от объектов, и искусственных сигналов, передаваемых от субъекта к субъекту и функционирующих в системе человеческого языка (И.П. Павлов назвал это первой и второй сигнальными системами). Развитие и совершенствование языка тесно связано с развитием рациональной ступени познания. Язык — важнейший информационный посредник между субъектом и обществом. Во многих случаях человек может передать другому свои знания, мысли, образы только посредством языка. Без него невозможно и само оперирование готовыми знаниями.
Абстрактное (рациональное) мышление — это функционирование существующих в языке знаний, связанных с реальностью через посредство чувственных образов, способных отражать то, что недоступно органам чувств. Элементарные формы рационального мышления – понятие, суждение и умозаключение. Понятие отражает существенные признаки вещей, т.е. такие, которые необходимы и достаточны для их отличения в определенном отношении. В понятии как бы концентрируются, подытоживаются наши, знания (вспомните понятия материи, сознания и др.). В них выделяются и фиксируются в знаках языка предметные признаки вещей. Суждение фиксирует любые признаки предмета: «роза красная», «метафизика отрицает противоречие как источник развития» и т.д. Умозаключение представляет собой связывание суждений, дающее новое знание без обращения к показаниям органов чувств. Например, уже в древности был сделан вывод о том, что Земля имеет форму шара, с помощью следующего умозаключения: только шарообразные тела отбрасывают тень в форме диска. Земля же во время лунных затмений отбрасывает тень в форме диска, следовательно, она круглая.
Человеческое познание в целом есть единство чувственного и рационального. Чувственное познание, независимое от логического, существует только на ранних ступенях становления человечества и у ребенка, еще не овладевшего языком. Люди ставят задачи познания и толкуют его результаты на уровне рационального мышления, а необходимую информацию получают с помощью органов чувств и приборов. Ученый не просто смотрит в микроскоп, он проверяет какое-то предположение (гипотезу), выполняет логически обоснованную программу исследования, истолковывает увиденное в свете определенных понятий и теорий.
Связь чувственного и рационального проявляется также в том, что, проникнув на недоступные органам чувств уровни реальности, абстрактное мышление снова обеспечивает переход к практике, т.е. создает образы-проекты, которые могут быть реализованы в практической деятельности.
По вопросу соотношения чувственного и рационального в теории познания существуют течения придерживающиеся иного взгляда на источник знания. К таким течениям относятся эмпиризм, рационализм, априоризм и интивитуизм.
Эмпиризм — направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания — может быть либо представлено как описание этого опыта, либо сведено к нему. Рациональное познание сводится в эмпиризме к разного рода комбинациям того материала, который даётся в опыте, и толкуется как ничего не прибавляющее к содержанию знания. Современной формой эмпиризма выступает логический эмпиризм (логический позитивизм), разделяющий все осмысленные предложения на синтетические (эмпирические) и аналитические, утверждающий, что первые могут быть сведены посредством ряда логических процедур и регистрации показаний чувствительного опыта, и считающий вторые бессодержательными.
Рационалистическая философская традиция признаёт разум основой познания и поведения людей и утверждает, что научное знание, обладающее логическими свойствами объективности, всеобщности и необходимости, достижимо посредствам разума, который выступает его источником и в месте с тем критерием истинности.
Обращение к разуму как к единственному научному источнику знания привело рационализм к заключению о существовании врожденных идей (Р. Декарт) или предрасположений и задатков мышления, не зависимых от чувственности (Г.В. Лейбниц). Принижение рационализмом роли чувственного восприятия, в форме которого реализуется связь человека с внешним миром, влекло за собой отрыв мышления от реального объекта познания.
В современной западной философии вера в неограниченные возможности разума была утрачена, преобладающей становится критика рационализма как с позиций иррационализма (фрейдизм, позитивизм, прагматизм, экзистенциализм), так и в духе умеренного, ограниченного рационализма, связанного с поиском социально – культурных оснований и границ рационализма (М. Вебер, К. Манхейм). Так Манхейм (1893-1947) полагал, что взгляды различных социальных слоёв и групп продиктованы лишь их непосредственными интересами. Исходя из этого он отвергал какой – либо объективный критерий истинности в познании общественных явлений.
Априоризм (от лат. a priori – из предшествующего), получивший развитие в классическом рационализме (Р. Декарт, Г.В. Лейбниц, Б. Спиноза), исходил из признания всеобщих и необходимых истин, принципиально отличающихся от случайных истин, полученных апостериорным (от лат. a posteriori – из последующего) (опытным) путём.
Основу безусловной всеобщности и необходимости теоретических истин (т.е. положений математики и математического естествознания) рационалистический априоризм усматривал в их несомненности и самоочевидности.
В западной философии на основе неокантианства, прагматизма и конвенционализма сложилась функциональная (или прагматическая) концепция априорности, согласно которой априорные положения – это основоположения, исходные постулаты науки, причём их выбор включает момент условности, конвенциональности. При этом априорность утрачивает своё первоначальное гносеологическое значение независимости от опыта, становясь выражением особой роли исходных теоретических принципов в системе научного знания.
Своеобразный подход в понимании соотношения рационального и чувственного в познании наблюдается в интуитивизме (от лат. intuitio – пристально смотрю), течении в философии, возникшем на рубеже XIX-XX в. Для него характерно противопоставление интуиции и интеллекта. Так, А. Бергсон противопоставляет интуицию дискурсивному, логическому мышлению, рациональному знанию, истолковывая её как непосредственное слияние субъекта с объектом, преодоление противоположности между ними. В биологических вариантах философии жизни интуиция сближается с инстинктом, дающим непосредственное знание предмета. Мотивы интуитивизма свойственны также представителям экзистенциализма (Марсель Г.В. 1889-1973), которые стремятся выйти за пределы непосредственного чувственного опыта и предлагает опираться на опыт особого рода – духовный (религиозный, мистический) «опыт».
Источник