Варианты освещения зала и гостиной с натяжным потолком
Правильный свет — украшение и завершение любого дизайна. При разработке схемы и выборе конкретных изделий учитывают назначение комнаты, её размеры и использованные в интерьере материалы. В этой статье разберём, как создать удачное освещение натяжного потолка в гостиной. Рассмотрим требования безопасности, а также варианты приборов и их взаимного расположения.
Люстра как основной источник света
Под гостиную, как правило, отводят самую большую комнату в доме. У зала множество функций: здесь собираются перед телевизором, встречают гостей, читают книги, работают и т. п. Нужно предусмотреть возможность разных вариантов, охватывающих всю комнату или только определённую зону.
В качестве основного освещения используют люстру, которую, как правило, вешают в центре. Её выбирают с учётом особенностей гостиной. При высоком потолке подойдёт модель вертикального формата, а в ином случае — более плоского. Количество плафонов зависит от общей площади. Рожки направляются вниз, в стороны или вверх. Последний вариант не слишком подходит для глянцевой плёнки, так как даёт много бликов. С матовой фактурой можно выбрать любой вариант.
Ещё одно разделение касается способа крепления. Люстра может вешаться на крюк (часто в потолке уже есть готовый, а если нет — установить самостоятельно несложно). Он способен выдержать большую массу, поэтому подобные модели часто тяжёлые, со множеством плафонов и дополнительными подвесками.
Более компактные изделия монтируют на планку. При натяжном полотне для неё заранее готовят закладную, которую крепят к перекрытию. Такие осветительные приборы подходят низким потолкам, так как расположены ближе к поверхности.
Удобны в использовании люстры с пультом. Чтобы включить её, не придётся вставать. А если есть встроенный диммер, можно также регулировать интенсивность потока.
При использовании люстры с натяжным потолком важно не забывать о правилах безопасности. Лампочки не должны слишком сильно перегревать полотно. Чаще всего выбирают светодиодные, также подходят энергосберегающие. А галогенные и лампы накаливания берут редко и только невысокой мощности — до 35 Вт.
Расстояние от люстры до натяжной поверхности должно составлять не меньше 20 см, а в некоторых случаях его увеличивают до 30 см (при плафонах, направленных вверх, или более нагревающихся вариантах лампочек).
При этом нужно учитывать, что крепление частично скрывается за полотном. Если люстра вешается на крюк, от длины подвеса нужно отнять высоту запотолочного пространства. А при креплении на планку расстояние остаётся таким же.
Не подходят модели с металлическим основанием — оно может нагреваться при работе. Нежелательны острые углы и выступы, так как они способны порвать непрочное полотно.
Точечные светильники и споты
Эти приборы используются как вместе с люстрой, так и отдельно. Но для гостиной почти всегда выбирают первый вариант.
У точечных изделий есть несколько особенностей:
- свет направлен узким потоком и даёт относительно небольшое пятно;
- по потреблению электроэнергии намного экономнее люстры;
- иногда работают от 12В, а не от 220, как в сети, в этом случае нужен адаптер.
По способу крепления точечные светильники делятся на два вида: встраиваемые и накладные. У встраиваемых корпус находится за потолком. Они сильнее нагреваются из-за сниженной вентиляции, поэтому лампочки ставят менее мощные. Свет в большей степени сконцентрирован в одной точке. В выключенном состоянии не слишком заметны, особенно если выбрать белую модель при таком же цвете потолка.
Накладные светильники расположены ниже поверхности. Корпус делают разной формы: круглым, квадратным, цилиндрическим, в виде кольца и т. п. Иногда дополняют подвесами, как на люстре. У таких светильников немного больше угол рассеивания, а лампочки помощнее.
Особый вид приборов — споты. Их основное отличие — возможность поворачиваться в разные стороны, направляя лучи туда, где это необходимо. Как и другие приборы, бывают встраиваемые и накладные. Также объединяются в группы или спот-системы. Изделия находятся на общем плоском основании или штанге (иногда свободно перемещаются по ней). Такое скопление даже может заменить люстру в маленькой комнате.
Всем точечным светильникам нужно пространство, поэтому натяжные потолки с подсветкой такого рода опускаются сильнее. Насколько именно — зависит от размеров и типа осветительного прибора. Чтобы не уменьшать высоту всей комнаты, иногда делают двухуровневую конструкцию и врезают споты в нижний ярус.
Необычные варианты освещения
Теперь рассмотрим более редкие варианты, установка которых возможна только с натяжным потолком. Некоторые идеи комбинируются с более традиционными, другие — нет. Но все придают гостиной оригинальный и современный вид.
Светящийся потолок
Такой вариант подходит в качестве основного освещения, вместо люстры. Понадобится полупрозрачная плёнка, которую натягивают по всей поверхности. Предварительно на перекрытии закрепляют диоды — в виде панелей или LED-ленты, уложенной рядами. В выключенном состоянии потолок выглядит как обычная ровная поверхность (белая или слегка сероватая). А при работе от него исходит достаточно яркий, но мягкий и рассеянный свет.
Совет! Дополнительно можно установить точечные светильники, повесить настенные бра, поставить напольные и настольные лампы.
Иногда подобным образом оформляют не всю плоскость, а только часть, получается окно в потолке. Такой приём может сочетаться с двухуровневой конструкцией.
Хорошо смотрится фотопечать. Обычно выбирают сюжеты, визуально увеличивающие высоту — облака, ветки деревьев, устремлённые ввысь здания и т. д.
Звездное небо
Подобное освещение в гостиной создаёт расслабляющую атмосферу. Но в качестве главного источника не подходит, играет скорее декоративную роль.
Для создания понадобится:
- ПВХ-плёнка;
- пучок оптоволоконных нитей;
- проектор;
- иногда дополнительно берут кристаллы Сваровски.
Чаще всего используют чёрное полотно, также подходят другие тёмные цвета (синий, фиолетовый). Уместна фотопечать с изображением звёзд, галактик или зодиакальных знаков.
Проектор закрепляют на площадке, смонтированной около перекрытия, к нему подключают оптоволокно. Плёнку натягивают, а затем прокалывают отверстия, через которые пропускают концы нитей. Их обрезают в миллиметре от натяжного полотна. К некоторым точкам приклеивают прозрачные кристаллы. При включении свет создаст впечатление горящих звёзд. Кристаллы Сваровски, преломляющие его, напоминают крупные небесные тела.
Существует ещё одна технология, не такая зрелищная, но более простая и бюджетная. Запотолочную подсветку делают с помощью диодов. Полотно прокалывают специальными булавками «Старпинс», пропускающими и красиво преломляющими лучи.
Световые линии и узоры
Это ещё один вариант использования LED-ленты. Полосы укладывают в багеты, закреплённые на потолке. Ниже натягивают плёнку, пропускающую свет. После включения на поверхности проявляются узоры.
Потолочные линии могут быть прямыми и изогнутыми, пересекающимися под любыми углами. Из них составляют рисунки и даже слова. Этот вид подсветки дополняет люстру и точечные приборы, привлекает внимания к определённой зоне, но также используется и самостоятельно в качестве основного освещения. Рисунок можно сделать цветным, уложив RGB-ленту.
Парящий потолок
В этом случае диодную полосу укладывают по периметру комнаты. Используют специальные профили, которые создают небольшую щель между потолком и стеной, а также скрывают от глаз LED-ленту. В итоге создаётся впечатление, что поверхность не лежит на перекрытии, а зависла над ним в воздухе.
Парящим может быть не только одноуровневый потолок. Если таким образом выделить нишу, верхний уровень многоярусной конструкции будет казаться более высоким.
Как и с предыдущим вариантом, устанавливают также люстру и споты в отдельных зонах. Подсветки по периметру достаточно для создания уютного полумрака, например, для просмотра фильмов.
Способы зонирования пространства светом
В гостиной соседствуют функциональные области с разным предназначением. Люстра объединяет комнату, а за разграничение отвечает локальная подсветка. Строгих правил расположения нет, но полезно прислушаться к основным рекомендациям.
Люстра находится в центре, а места для остальных приборов определяются относительно неё. Схема может быть симметричной, когда одинаково подсвечивается пространство по разные стороны. В больших залах споты расставляют по периметру (прямоугольником или квадратом) или в форме овала (круга). При таком варианте не будет теней у стен.
Источник