Светильники для помещений столовой

Нормы освещения предприятий общественного питания

Содержание

Для помещений на предприятиях общественного питания параметры освещения нормируются на плоскости Г-0,8 (поверхность рабочего или обеденного стола). Только естественное свет не используется — применяется полностью искусственное или совмещённое освещение. Искусственное освещение — преимущественно общее, но допускается и применение комбинированных схем. Освещённость от общего освещения при этом должна составлять не менее 70% от уровня освещённости, указанного в таблице. То есть нет ничего плохого в том, чтобы установить небольшой светильник для непосредственного освещения места приготовления пищи, но при этом его вклад в освещённость должен составлять не более 30%, а всё остальное предоставляет верхний свет. При этом желательно, чтобы цветовая температура и индекс цветопередачи общего и местного освещения совпадали. В противном случае смешение света от разнотипных приборов зачастую даёт негативные результаты.

В таблице также справочно приведены принятые для данных помещений разряды зрительной работы и рекомендации по цветовой температуре источников (на основании Приложения К к СП 52.13330.2016).

Таблица с действующими нормами

Таблица норм освещения помещений на предприятиях общественного питания
Разряд зрит. работы Искусственное освещение Совмещённое освещение Цветовая температура, К
Освещённость при общем освещении, лк Объед. показатель дискомфорта UGR, не более Коэффициент пульсации Индекс цветопередачи КЕО при верхнем или комб. освещении, % КЕО при боковом освещении, %
Обеденные залы ресторанов, столовых
Б-2 200 24 20 80 2700 — 4500
Раздаточные
Б-1 300 24 19 80 3500 — 5500
Горячие цехи, холодные и заготовительные цехи
Б-1 300 21 19 85 1,2 0,3 3000 — 6500
Доготовочные цехи
Б-2 200 24 20 80 2700 — 4500
Моечные кухонной и столовой посуды, помещения для резки хлеба
Б-2 200 24 20 80 2700 — 4500
Кондитерские цехи, помещения для мучных изделий
Б-1 300 21 20 85 1,8 0,6 3000 — 6500
Помещения для изготовления шоколада и конфет
А-2 400 21 20 85 1,8 0,6 3000 — 6500
Помещения для производства мороженого, напитков
Б-1 300 21 20 85 1,8 0,6 3000 — 6500
Помещения для подготовки продуктов, упаковки готовой продукции, комплектации заказов
Б-1 300 21 20 80 3500 — 5500
Загрузочные кладовые
В-2 100 3500 — 5000

Не стоит также забывать о том, что в ресторанах и столовых кроме основных помещений для работников и посетителей существует множество вспомогательных – это и туалеты, и коридоры с вестибюлями. Для них также установлены определённые нормативные значения параметров освещения. За подробностями обращайтесь на страницу с нормами освещения вспомогательных помещений.

В целях энергосбережения также установлены максимально допустимые удельные мощности искусственного освещения и рекомендуемые показатели световой отдачи приборов, с которыми можно ознакомиться здесь.

Кроме основного (рабочего) освещения также необходимо предусмотреть аварийную систему, которая обеспечит безопасность посетителей и работников предприятия при отключении электропитания или возникновении чрезвычайной ситуации. Действующим нормам аварийного освещения у нас также посвящена отдельная страница.

В нерабочее время также возможно использование дежурного освещения, однако никаких требований как по уровню освещённости, так и по качеству света, в настоящее время не предъявляется.

Используемые светильники

Поскольку единого стандарта оформления ресторанов и кафе — к счастью — пока не существует, конкретные модели светильников, используемые для создания в них комфортного освещения, также отсутствуют. Но при выборе следует руководствоваться не только эстетической стороной вопроса, но и функциональными характеристиками. Обратите внимание, что почти для всех помещений, приведённых в таблице выше, установлено рекомендуемое значение индекса цветопередачи не менее 80.

И, на мой взгляд, это более чем оправдано. Как уже было не раз доказано специалистами по питанию, восприятие нами пищи происходит не только на основании её вкусовых качеств. Большую роль здесь играют запах, цвет и даже звук при откусывании. На собственном опыте могу сказать, что кусок отличной колбасы в свете низкокачественных светодиодных ламп может приобретать зеленоватый оттенок, что начисто отбивает всякую охоту его пробовать.

В зависимости от дизайнерского решения для освещения общепита могут применяться светильники офисного типа — накладные, подвесные, встраиваемые, квадратные, прямоугольные, линейные — благо выбор сейчас огромен. Популярность в общественных зданиях также набирают растровые потолки типа «грильято», для них также существуют как универсальные, так и специализированные решения. Обратить внимание стоит на светильники для торгового освещения. Многие представленные среди них модели могут объединяться в бесшовные линии и сетки.

Филаментная лампа

Для кухонь, горячих цехов и других помещений с повышенными температурой и влажностью оправдано использование промышленных светодиодных светильников с более высокой степенью защиты от внешних воздействий — например, IP54 или IP65. Само собой, что прочные и дорогие алюминиевые корпуса в данном случае выглядят излишеством, но в соответствующем разделе присутствует достаточно моделей из прочного пластика. Которые, кстати, спокойно переживают влажную уборку.

Большую популярность — особенно в интерьерах в классическом стиле — приобрели филаментные лампы в открытых патронах (в нашем ассортименте таких приборов в настоящее время нет). Внешним видом напоминая лампы накаливания, они основаны на технологии светодиодных нитей. Отсюда и длительный срок службы, и возможность изготовления сложных источников света сложных форм и т.п. Из недостатков можно отметить хрупкость стеклянной колбы и частое использование в таких изделиях низкокачественных преобразователей питания, делающих их чувствительными к перепадам напряжения.

Список нормативных документов

  • СП 52.13330.2016 Естественное и искусственное освещение

В холдинг, к которому относится наша компания, также входят специалисты по холодильному оборудованию. Помимо промышленных решений, они предлагают поставку, монтаж и обслуживание коммерческих систем — камер, шкафов, ларей, витрин — широко используемых в общепите. За подробностями можно обратиться на сайт.

Источник

Освещение столовых

Прием пищи во время рабочего дня возобновляет энергию, сам перерыв — это время когда можно расслабиться, пообщаться, отключиться от забот, чтобы после перерыва начать работать с новой силой. И чем лучше будет среда для отдыха и питания, тем лучше.

  • Создание атмосферы комфорта в клиентской зоне;
  • Создание рабочей обстановки на кухне и в технических помещениях.
  • Недостаточный уровень освещенности;
  • Неравномерная освещенность;
  • Использование источников света с различной цветовой температурой и низким качеством цветопередачи;
  • Использование люминесцентных ламп с высоким коэффициентом пульсации.

Как правило, при освещении в столовых отдается предпочтение равномерному общему свету, как наиболее комфортному для глаз. При этом допускается комбинирование более и менее освещенных зон для оживления световой среды путем световых контрастов. В более ярком свете нуждаются кассовая зона, раздаточная, открытая кухня. Обеденный зал и проходы освещаются менее интенсивно. В рабочих помещениях требуется яркий, но комфортный общий свет с хорошей цветопередачей в сочетании с локальной подсветкой отдельных рабочих мест. Подчеркнуть интерьерные решения помогает акцентная подсветка элементов декора и фирменного стиля.

В обеденных залах рекомендуется использовать модели светильников, обеспечивающих равномерное светораспределение. На фото проект освещения столовой ОАО РЖД

В современных офисных центрах интерьеры столовых давно перестали напоминать советские точки общепита, теперь это уютные кафе или даже рестораны. И осветительные решения в них применяются соответствующие. Скажем, растровый светильник может свести на нет любую дизайнерскую концепцию, тогда как светильники оригинальной формы подчеркнет общий стиль, а заодно и статус объекта. Причем совсем не обязательно останавливаться на дорогих дизайнерских решениях. Своеобразным может быть даже просто нестандартное размещение или объединение простых по форме светильников в световые композиции.

Световые композиции из крупных светильников подчеркнут дизайнерскую концепцию и создадут приятную атмосферу, как на кухне в ОТП БАНКЕ. Ссылка на проект

При использовании точечных светильников в обеденной зоне желательно частое из расположение для обеспечения равномерного светораспределения. При размещении столов в несколько рядов оптимальным будет размещение светильников в ряд над столами или использование модульных осветительных систем. Если же столики стоят отдельно, светильники могут размещаться над каждым из них или над группой столов.

Если в освещении обеденных залов важно создать комфортную световую атмосферу для отдыха, то в помещении кухонь нужен рабочий свет, поэтому и требования к проектированию освещения здесь жестче. Оно должно быть равномерным, с хорошей цветопередачей: повар должен различать малейшие цветовые оттенки, ведь по цвету блюда определяется его готовность, а по цвету продуктов их качество. В то же время светильники не должны слепить и создавать дискомфорт. Помимо общего света рабочие места должны иметь локальную подсветку.

Хорошая освещенность требуется в зоне касс, только так можно создать условия для удобной работы сотрудников. На фото проект освещения столовой ОАО РЖД.

В зависимости от интерьерных решений в столовых могут применяться как встраиваемые, так подвесные, или накладные светильники. Источники света – более экономичные и эффективные светодиодные с качественным люминофором, отвечающим за правильную цветопередачу.

В обеденных залах рекомендуется использовать модели с рассеивателями или абажурами, обеспечивающими рассеивание света в пространстве.

В офисных столовых нередко устраиваются различные мероприятия, отмечаются корпоративные праздники, поэтому стоит предусматривать наличие нескольких сценариев освещения помимо основного рабочего. Для такой цели нужны диммируемые версии светильников.

Осветительное оборудование для кухонь, особенно в зонах плит и жаровен, должно иметь высокую степень защиты, чтобы исключить попадание жира и пара внутрь корпуса. Материалы корпуса должны выдерживать высокую температуру и легко мыться.

Источник

Как правильно осветить столовую зону

Если в доме есть отдельная столовaя, то к её освещению рекомендуется отнестись с особым вниманием. Формальный подход может привести, например, к тому, что прекрасная люстра окажется, по сути, лишним предметом.

Даже непритязательный на вид светильник для обеденной зоны может стать ярким декоративным элементом оформления комнаты.

При этом важно помнить, что свет в столовой предназначен для создания спокойной, непринуждённой атмосферы и наилучшей «подачи» сервировки стола. Поэтому расположение и вид светильников в этой комнате должны соответствовать их основной функции — формированию на поверхности столешницы комфортного светового пятна. Примечательно, что общим светом, как таковым, в столовой можно вовсе пренебречь. Если в других комнатах такое освещение является основным, то в столовой главный свет — локальный, сосредоточенный на столешнице. Пятно света над столом — необходимое и часто достаточное условие благоприятного освещения столовой. Конечно, при условии, что углы комнаты при этом не останутся чрез мерно тёмными.

Место

Выпуклый потолок скрывает строительные конструкции. Обычно же над столом его делают выше. Чтобы замаскировать тяжёлый «обратный» купол, были использованы мелкие галогенные лампы. Благодаря им он как бы развернулся в обратную сторону. Помимо этого, множество «галогенок» создают эффект сверкающей хрустальной люстры. Этим светом пользуются для торжественных приёмов. В обычное время включается мягкий свет, льющийся из-за карниза.

Юлий Борисов,
архитектор

Общеизвестно, что функциональный центр столовой — стол. Место основного светильника определяется его серединой. Поэтому при проектировании «трапезной» желательно заранее продумать, как будет расставлена в ней мебель. В зависимости от планировочного решения возможны три основных варианта расположения светильника в столовой. Первый из них, когда стол находится точно в середине помещения, не нуждается в подробном описании — светильник традиционно крепится в центре потолка.

Если середина стола не совпадает с геометрическим центром потолка, рекомендуется соответствующим образом сместить светильник или сделать его «плавающим». При этом могут быть опасения, что нарушится общий вид комнаты. Действительно, для потолка с симметричным узором такой приём не всегда уместен. Но если он однотонный, без декоративных деталей, то источник света можно расположить в любом месте. При значительном смещении светильника целесообразно установить на потолке ещё один.

«Плавающий» вариант освещения создаётся источниками света на подвижных рычагах и токопроводящих шинах. Для этого подойдут также высокие торшеры, которые позволяют освещать середину стола.

При открытой планировке жилища, когда кухня, гостиная и столовая — одно помещение, для организации освещения подходит любой из представленных вариантов.

Уровень

Высота расположения светильника непосредственно зависит от мощности его лампы (или ламп). Если источник света слабый, то он должен находиться ближе к столешнице. Светильник с абажуром помещают так, чтобы при самом низком его положении пятно света совпадало с краями столешницы и в любом случае не было меньше неё. Помимо прочего, необходимо выбрать такую высоту для светильника,чтобы он не закрывал сидящих за столом друг от друга. И уж конечно прямой свет не должен бить им в глаза.

Понятно, что все детали заранее предусмотреть невозможно, поэтому хорошо, если высота светильника легко регулируется. Кстати, чем ближе к поверхности стола он находится, тем уютнее выглядит помещение. А высоко расположенный источник света придаёт застолью атмосферу торжественности, иногда даже чопорности.

Направление света

К освещению столовой следует подходить очень продуманно, излишние фантазии здесь неуместны. Важно соблюсти основной принцип — максимальное выделение стола, лёгкое обозначение периметра комнаты и иногда затенение потолка.

Для освещения столешницы используется прямой направленный световой поток. Это означает, что в зоне стола должны быть расположены светильники с открытой нижней частью. Их верх также может быть открытым, при этом на потолке образуются световые пятна. Если светильник с абажуром единственный в столовой, его материал должен пропускать рассеянный свет, который распространяется по всему помещению.

Не рекомендуется устанавливать над столом мощный точечный источник света — он даёт резкие тени, искажающие предметы и лица. Кстати, есть один простой способ скрыть свой усталый вид. На помощь должен прийти отражённый свет, равномерно исходящий от поверхности стола. Светлая матерчатая скатерть создаст требуемые, мягко отражённые и рассеянные лучи, идущие снизу.

Цвет

Цвет излучения лампы зависит от температуры её нити — чем горячее (мощнее) источник, тем белее и «холоднее» его свет. И наоборот, лампы небольшой мощности дают освещение более «тёплого» спектра. Изменение напряжения влияет на цвет излучения, и при наличии соответствующего регулятора его можно варьировать в довольно широком диапазоне.

Форма

Конфигурация столового светильника может быть весьма замысловатой. Однако важно выполнить главное функциональное требование — поверхность стола должна охватываться пятном света. Необходимо также, чтобы светильник обеспечивал интенсивный, направленный к столешнице световой поток. Остальная часть помещения может оставаться, в зависимости от оформления верхней части абажура, в лёгком рассеянном свете или полутени.

Выбор

Ещё один вариант освещения «путешествующего» стола — это автономный торшер на длинном изогнутом основании. Таких светильников может быть несколько, перемещать же их вслед за столом не составит большого труда.

Основные виды светильников для столовой разделяются по местонахождению на несколько групп: стационарные — потолочные и переносные — настольные лампы и торшеры.

В обеденной зоне к потолку над столом чаще всего подвешивают одиночный светильник. Классический вариант — лампа с матерчатым абажуром. Ткань очень эффектно рассеивает и ограничивает световой поток, а её цвет позволяет создать вокруг такого светильника окрашенный, обволакивающий полумрак. При этом на столешницу из-под абажура падает яркий прямой свет.

Абажур может быть сделан также из матированного белого или цветного стекла, а также другого полупрозрачного материала. Неплохо, если его цвет жёлтый, оранжевый или красный, то есть лежит в границах «тёплой» зоны спектра, например, общеизвестно, что «тёплый» свет благоприятен для внешнего вида кожи. Но если специфика интерьера диктует иное решение, можно использовать и «холодную» окраску. В этом случае лампа с абажуром не должна быть единственным источником света в столовой, и здесь следует установить другие светильники, желательно без характерной окраски. Делается это для смягчения холодного оттенка отфильтрованного света, который придаёт лицам не совсем здоровый вид. Продолговатый обеденный стол можно освещать при помощи нескольких мелких светильников. Высота их расположения необязательно должна быть одинаковой. Сгруппированные источники света располагают в геометрическом порядке либо произвольно, с их помощью создают различные композиции, варьируя при этом длину штанг.

Нередко в процессе эксплуатации или в зависимости от статуса трапезы площадь стола или его место относительно центра помещения изменяется. В этом случае больше подойдут мобильные светильники на токопроводящих шинах, которые можно протянуть по потолку и даже по стенам.

Основное освещение столовой может быть устроено также при помощи высокой настольной лампы. Прямой свет от неё должен падать строго вниз, к столешнице. При этом допустим и незначительный направленный вверх световой поток. По сторонам от такого светильника должен распространяться максимально мягкий, рассеянный свет.

Дополнительное освещение

Итак, основные источники света в столовой должны находиться над столом. Но иногда этого бывает мало. Приходится дополнять главные светильники вспомогательными. Для этого подходит несколько разновидностей светильников. Например, в просторной столовой необходима равномерная подсветка по её периметру. Эту функцию прекрасно выполняют бра, развешанные по стенам. В небольшой столовой со стенами, не закрытыми мебелью, по контуру потолка можно расположить точечные светильники. При достаточной мощности их ламп такой приём визуально расширяет помещение. Если же у стен стоит мебель, то лучше сделать широкий карниз со встроенными за ним светильниками. В столовой подобное освещение как нельзя более уместно. В столовой, тесно уставленной мебелью, необычный эффект даёт подсветка застеклённых шкафов и картин. Шкафы с посудой, снабжённые небольшим встроенным светильником, служат дополнительным источником света. Крупные предметы декора, размещённые на стенах, требуют отдельных маломощных светильников, которые тем не менее создают достаточное, ориентирующее освещение.

Особое внимание стоит уделить потолочным «фонарям». Такое освещение применяется нечасто, но оно весьма благоприятно для дневной трапезы. Используйте любую возможность, чтобы сделать кровельное окно, выходящее в потолок столовой. Если ваша душа тоскует по романтике, не откажите ей в удовольствии насладиться игрой луча солнца, ожившего в бокале.

А ещё на обеденном столе отлично выглядят низкие настольные лампы не слишком вычурной формы; хорошо, если они скромно дополняют сервировку. Свет от них должен быть только рассеянным.

Свет и настроение

Приобретая светильник для столовой, следует помнить, что он может служить не только красоте и удобству интерьера. Удачно организованное освещение позволяет преображать комнату, создавая по желанию тёплую домашнюю или сдержанную официальную атмосферу. В этом помогает как большое количество источников света, так и возможность регулировки их параметров. Изменяя освещённость, можно разнообразить обстановку застолья.

Торжества рекомендуется проводить при полном электрическом блеске. Для дружеского праздника подойдёт мягкий рассеянный свет, «поддерживаемый» локальными световыми зонами на столе и в других точках помещения. Тихий семейный ужин с успехом пройдёт под цветастым, открытым снизу абажуром. А интимные застольные беседы лучше вести в окружении полумрака, для создания которого на стол устанавливают мелкие светильники.

Освещение столовой очень выигрывает от использования «живого» огня. Но, как правило, свет лампад и свечей довольно слаб. Оптимальный эффект достигается только при наличии многочисленных огоньков, горящих на разных уровнях. Иногда даже лучше комбинировать с ними небольшие электрические светильники или лампочки. Возможны также варианты, когда низкие источники искусственного света подсвечивают дальние углы помещения.

Источник

Читайте также:  Освещение дома внутри светодиоды
Оцените статью