- Программа по подготовке детей к школе » Ступеньки к знаниям» рабочая программа (старшая, подготовительная группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Веселые ступеньки.(Конспект познавательно-игрового занятия по развитию речи со школьниками 1-2 классов) план-конспект занятия по развитию речи на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Рабочая программа — Первая ступенька к знаниям рабочая программа на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Программа по подготовке детей к школе » Ступеньки к знаниям»
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_skoro_v_shkolu_moya_avtovosstanovlenie.docx | 62.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №57 «Белочка» г. Улан-Удэ комбинированного вида
Проспект Победы, д. 9 А, г. Улан – Удэ, Республика Бурятия
Старший воспитатель Заведующий МБДОУ № 57
____________Симухина Н.Н. ______________Р.Е. Осокина
«___» ________ 2021 г «___» _______ 2021г
Программа по подготовке детей к школе
«Ступеньки к знаниям»
1.1. Пояснительная записка………………………………………. 3 стр.
- Содержательный раздел ………………………………………… 5 стр.
- Содержание программы…………………………………………. 5 стр.
- Учебный план…………………………………………………….. 6 стр.
- Учебно-тематический план (первый год обучения)
Развитие речи и подготовка к обучению грамоте…………………… 7 стр.
2.4 Введение в математику (первый год обучения)………………. 7стр.
2.5 Учебно-тематический план (второй год обучения)
Развитие речи и подготовка к обучению грамоте…………………. 8 стр.
2.6 Введение в математику (второй год обучения)………………….. 9 стр.
2.7 Работа с родителями будущих первоклассников……………………….. 10 стр.
I. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Направление: познавательное развитие
Возраст детей: 5-7 лет.
Срок реализации: 2 года.
Актуальность и целесообразность создания данной образовательной программы.
Созданием данной образовательной программы послужил социальный запрос родителей. Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Готовить ребенка к школе – это значит не только обеспечить количество определенных представлений, но и формировать качественные мыслительные способности. И главное, сформировать в нем психологическую готовность к обучению – интерес и потребность в познании нового, трудолюбие, усидчивость, внимание, память, логическое мышление, способность к волевым усилиям. Это достигается не только путем специальных занятий, но и в результате знакомства с окружающей жизнью – в играх, труде, общении с взрослыми и сверстниками.
Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются основы будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие его познавательных возможностей. Переход от одного возрастного периода к другому характеризуется не только изменением социальной ситуации развития и ведущего вида деятельности, но и особенностями системы отношений ребенка с социальной действительностью. Важно объяснить ребенку не только способы приобретения знаний, но и их смысл на доступном языке – через игровую и экспериментальную деятельность, приобретающую учебный характер. Потребность ребенка в принятии статуса ученика, его активности в процессе познания окружающей действительности, способы взаимодействия как со взрослыми, так и со сверстниками, на наш взгляд, являются одной из основных задач на этапе подготовки к школьному обучению.
Данная программа направлена на развитие познавательных процессов, навыков коммуникативного общения, мотивационной сферы. Для дошкольника переход из детского сада в школу не только меняет картину окружающего мира, но и определяет его место в этой деятельности.
Отличие данной дополнительной образовательной программы от других программ.
Образовательная программа «Ступеньки к знаниям» отличается от других программ тем, что основной задачей ставит задачу формирования потребности ребенка в познании, что является необходимым условием полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в формировании детской личности.
Программа подготовки дошкольников к школе детей по следующим направлениям:
- Развитие внимания и памяти.
- Развитие связной, грамматической и фонематической правильной речи.
- Овладение элементарными знаниями, умениями и навыками по математике и обучению грамоте.
- Развитие умственных способностей.
- Развитие социально-психической готовности к школе (умение общаться, слушать учителя и товарища, действовать совместно с другими).
- Развитие волевой готовности ребенка.
создание педагогических и социально- психологических условий для достижения ребенком определенного уровня развития личности, психологической готовности к школе, направленное на становление его познавательной, мотивационной, коммуникативной и социальной компетентности.
Основные задачи программы:
• формирование учебной мотивации;
• развитие основных психических функций, необходимых для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т.д.);
• развитие фонематического слуха;
• развитие мелкой моторики;
• развитие творчески активной личности;
• развитие координации движений.
• формирование культуры общения и культуры поведения в общественных местах;
Содержание программы «Ступеньки к знаниям» ориентировано на:
1.Обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
2.Формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира;
3.Формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
Новизна данной программы заключается в том, что она представляет использование современных технологий, позволяющих активизировать мыслительные процессы ребенка, включить его в изменившуюся социальную среду и формировать интерес к школьной жизни.
Ожидаемые результаты после реализации программы (2-ух лет).
В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен уметь:
По первому разделу:
- ребенок должен хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение»; знать порядок букв (алфавит);
- уметь на слух выделять звуки в слове, давать им характеристику (гласный-согласный, твёрдый-мягкий, звонкий-глухой);
- правильно ставить ударение в знакомых словах;
- правильно составлять из букв слоги всех видов и слова простой структуры;
- свободно и осознанно читать простые слова;
- уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце;
- проявлять интерес к родному языку.
- составлять рассказы, сказки по иллюстрацию из 5 – 6 предложений;
- ориентироваться на листе тетради, писать основные элементы букв, рисовать узоры и различные элементы;
По второму разделу:
- называть числа в прямом и обратном счете в пределах 10;
- соотносить цифру с числом предметов;
- знать «соседей» числа;
- пользоваться арифметическими знаками действий (сложения- вычитания, знаки больше-меньше, равно);
- составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
- уметь решать логические задачи, обосновывать доказательство;
- составлять из геометрических треугольников (четырех угольников) фигуры большого размера;
- делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;
- знать и называть последовательно дни недели и месяцы годы;
- определять, какой день недели был вчера, какой будет завтра;
- ориентироваться в тетради;
II. Содержательный раздел
Продолжительность реализации программы – два года (период с сентября по май месяц включительно, 72 часа в год). Занятия проводятся 8 раз в месяц, 2 занятия в неделю (с 1 сентября по 31 мая). Продолжительность занятия: первый год обучения — 25 минут, второй год обучения — 30 минут.
Программа состоит из двух разделов.
Первый раздел: развитие речи и обучение грамоте.
Второй раздел: развитие математических представлений и логики.
Основные задачи при реализации данной программы:
По первому разделу:
- Развитие речи и обучение грамоте:
- развитие видов речевой деятельности: умений слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения.
- обогащение речи детей, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире в ходе чтения, рассмотрения иллюстраций, бесед и др.
- развитие фонематического слуха (умение выделять звук из ряда других);
- развитие фонематического анализа (умение делать звукобуквенный анализ слов, правильно определять и давать характеристику звука);
- развитие умения правильно обозначать звук на письме, составлять слова из букв и слогов, читать;
- подготовка руки к письму («печатание» букв, слов, предложений)
По второму разделу:
- Развитие математических представлений и логики:
- развитие математических представлений о числах и цифрах;
- знакомство с математическими знаками;
- развитие умение решать и составлять арифметические задачи;
- развитие внимания, наблюдательности, логического мышление;
- подготовка руки к письму («печатание» цифр, рисование геометрических форм); делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;
- знать и называть последовательно дни недели и месяцы годы;
- определять, какой день недели был вчера, какой будет завтра;
Приёмы и методы: словесные, наглядные, творческие, репродуктивные, проблемные, уроки с использованием ИКТ.
Форма занятий: совместная игровая-познавательная деятельность взросло и детей, (игры и продуктивная деятельность), индивидуальные, групповые.
Основные принципы работы:
- учет индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста;
- уважение к работнику, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- комплексный подход;
- систематичность и последовательность;
- вариативность занятий;
- наглядность.
Источник
Веселые ступеньки.(Конспект познавательно-игрового занятия по развитию речи со школьниками 1-2 классов)
план-конспект занятия по развитию речи на тему
Конспект познавательно-игрового занятия по развитию речи со школьниками 1-2 классов «Веселые ступеньки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 16.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Михайлова Наталья Александровна
МБОУДОД «ДООспЦ» г.Владимира
Цель: развить органы артикуляции; пополнить словарный запас; развить память и логическое мышление; закрепить у детей умение работать в коллективе.
Оборудование: бумага, цветные карандаши, доска, цветные мелки, иллюстрация главного героя «Буратино».
-Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку:
На воде и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос сует свой длинный,
Кто же это? (Буратино)
-Буратино – герой какой сказки?
— Правильно, это «Золотой ключик или приключение Буратино». Буратино всегда попадает в запутанные истории, вот и сегодня он, как всегда, пошел в школу, зазевался, и заблудился в большом городе. Чтобы ему попасть в школу нужно построить лестницу с волшебными ступенями, она приведет Буратино прямо к дверям школы. Каждая ступенька – это задание, которое мы выполним и этим поможем Буратино.
1) « Улыбка – хоботок » – зубы сомкнуты, улыбнуться с напряжением, обнажив зубы, затем с напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать на счет 10.
2) « Хоботок » – вверх, вниз, в стороны, круговые, зубы всегда сомкнуты.
3) « Вертушка » – вращать языком по кругу между челюстями и губами с задержкой и уколом языка то в правую щеку, то в левую (челюсти неподвижны).
4) « Качели » – дотянуться кончиком языка до носа и до подбородка.
5) « Лошадка » – пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот приоткрыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, нижняя челюсть неподвижна.
6) « Болтушка » – бла-бла-бла- расслабленный язык колеблет верхнюю губу.
(Рисуют первую ступеньку на альбомном листе, а логопед на доске.)
— Какие скороговорки вы знаете? (Дети называют.)
Мама мыла Милу мылом,
Мила мыло не любила.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Жук жужжит в железной банке.
Жук не хочет жить в жестянке.
Елка с ежиком похожи — еж в иголка, елка – тоже.
(Рисуют вторую ступеньку на альбомном листе, а логопед на доске. Буратино поднимается на ступеньку.)
3. Пропуски букв и подбор прилагательных к существительным.
Нашалятся буквы вволю!
У_ ( ус китовый, кошачий);
У_ _ ( ухо большое);
У_ _ _ ( урок интересный, веселый);
У_ _ _ _ ( укроп вкусный, зеленый);
У_ _ _ _ _ ( ученик послушный, аккуратный).
(Рисуют третью ступеньку на альбомном листе, а логопед на доске. Буратино поднимается на ступеньку.)
4. Из набора слов составьте предложения.
(Сначала по карточкам, затем на слух).
НА, ЗЕЛЕНЫЕ, ВЕТКАХ, ЛИСТОЧКИ.
ОТ, БАБОЧКИ, ЦВЕТКА, ЦВЕТКУ, ПАРХАЮТ, К.
ЩЕБЕЧУТ, ПТИЧКИ, ЗВОНКО, УТРОМ.
ДОЖДЬ, БЬЕТ, ЛЕТНИЙ, ЛУЖАМ, ПО.
МЫ, ПЕСНИ, ЛЮБИМ, КОСТРА, У.
(Рисуют четвертую ступеньку на альбомном листе, а логопед на доске. Буратино поднимается на ступеньку.)
Источник
Рабочая программа — Первая ступенька к знаниям
рабочая программа на тему
Рабочая программа для будущих первоклассников по обучению грамоте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_pervaya_stupenka._obuch.gramote.docx | 25.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 19»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Зам. директора по УР МБОУ «СОШ № 19»
___________ /Шандырова В.М. Директор МБОУ «СОШ №19»
от «____» __________2016 г. от « ___»___________2016 г.
«Первая ступенька к знаниям»
Развитие речи и подготовка к обучению грамоте
Комлевой Любови Владимировны,
учителя МБОУ «СОШ № 19 » НМР РТ
на 2016-2017 учебный год
Пояснительная записка рабочей программы внеурочной деятельности « Первая ступенька. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» составлена на основе следующих документов:
— Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012).
— Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373).
— Письма Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
— Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №19» на 2016-2017 учебный год.
Требования к личностным, метапредметным результатам
В результате изучения данного курса будущие первоклассники получат возможность формирования
— определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
— в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать свое предположение (версию);
- учиться работать по предложенному педагогом плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
- учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
- учиться овладевать измерительными инструментами.
- учиться выражать свои мысли;
- учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
- овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
Предметные результаты по развитию речи и подготовки к обучению грамоте.
В результате работы дети могут:
∙ конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;
∙ отвечать на вопросы педагога;
∙ задавать свои вопросы;
∙ подробно пересказывать текст по зрительной опоре;
∙ составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
∙ выделять звук в начале слова;
∙ различать звуки и буквы;
∙ узнавать и называть буквы русского алфавита;
∙ соединять звуки в слоги.
∙ выполнять штриховку в разных направлениях;
∙ обводить по контуру рисунки, узоры, печатные буквы.
Содержание курса с основными видами деятельности
— понятие « звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное обозначение;
— акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки; твёрдые и мягкие, звонкие глухие согласные;
— выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твёрдых, мягких, звонких, глухих согласных;
— выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
— звуковой анализ состава слогов и слов;
— « чтение » и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
— понятие « слог», слоговой анализ слов;
— подбор слов на заданное количество слогов;
— выделение в словах первого и последнего слогов;
— подбор слов на заданный слог;
— составление прямых и обратных слогов.
— выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;
— составление слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;
— изменение слов путём замены, перестановки, добавления, исключения звуков или слогов;
— выявление повторяющихся в словах слогов с последующим их добавлением к другим словам;
— восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова;
— последовательное преобразование слова в другие слова путём неоднократного изменения его звукового и слогового состава.
— знакомство с буквами;
— дифференциация понятий « звук » и « буква»;
— согласные и гласные буквы;
— соотнесение букв и звуков;
5) Связная устная речь :
— обучение подробному пересказу текста;
— обучение составлению предложений, распространению предложений, добавлению недостающих слов;
— обучение ответам на вопросы, диалогической речи;
— обучение составлению рассказа — описания по сюжетной картинке, по серии картинок.
В течение обучения проводится целенаправленная работа по развитию мышления, внимания, памяти. На занятиях используются специальные задания на:
— выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами;
— выделение одинаковых предметов из группы предметов;
— выделение лишнего предмета;
— объединение различных предметов в группы;
— выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе.
6 ) Развитие связной устной речи:
— составление рассказа по сюжетной картине;
— составление комбинированного рассказа;
Занятия строятся в игровой, занимательной форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подаётся в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности – творческое мышление ребёнка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи. Занятия по развитию речи и подготовки к обучению грамоте помогают дошкольникам расширить словарный запас, развить фонематические представления и произносительные навыки, совершенствовать мелкую моторику рук, помогают детям закрепить и расширить опыт чтения, избежать наиболее распространённых ошибок в чтении и письме, закрепить графические навыки, повысить возможности звуко — буквенного и слогового анализа слов, расширить словарь, улучшить состояние грамматического строя и связной речи. В совокупности это бесспорно повысит уровень их подготовки к школе и создаст качественную базу для успешного усвоения детьми школьного курса чтения и письма.
Источник