Рабочая программа — Первая ступенька к знаниям
рабочая программа на тему
Рабочая программа для будущих первоклассников по обучению грамоте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_pervaya_stupenka._obuch.gramote.docx | 25.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 19»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Зам. директора по УР МБОУ «СОШ № 19»
___________ /Шандырова В.М. Директор МБОУ «СОШ №19»
от «____» __________2016 г. от « ___»___________2016 г.
«Первая ступенька к знаниям»
Развитие речи и подготовка к обучению грамоте
Комлевой Любови Владимировны,
учителя МБОУ «СОШ № 19 » НМР РТ
на 2016-2017 учебный год
Пояснительная записка рабочей программы внеурочной деятельности « Первая ступенька. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» составлена на основе следующих документов:
— Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012).
— Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373).
— Письма Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
— Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №19» на 2016-2017 учебный год.
Требования к личностным, метапредметным результатам
В результате изучения данного курса будущие первоклассники получат возможность формирования
— определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
— в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать свое предположение (версию);
- учиться работать по предложенному педагогом плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
- учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
- учиться овладевать измерительными инструментами.
- учиться выражать свои мысли;
- учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
- овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
Предметные результаты по развитию речи и подготовки к обучению грамоте.
В результате работы дети могут:
∙ конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;
∙ отвечать на вопросы педагога;
∙ задавать свои вопросы;
∙ подробно пересказывать текст по зрительной опоре;
∙ составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
∙ выделять звук в начале слова;
∙ различать звуки и буквы;
∙ узнавать и называть буквы русского алфавита;
∙ соединять звуки в слоги.
∙ выполнять штриховку в разных направлениях;
∙ обводить по контуру рисунки, узоры, печатные буквы.
Содержание курса с основными видами деятельности
— понятие « звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное обозначение;
— акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки; твёрдые и мягкие, звонкие глухие согласные;
— выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твёрдых, мягких, звонких, глухих согласных;
— выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
— звуковой анализ состава слогов и слов;
— « чтение » и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
— понятие « слог», слоговой анализ слов;
— подбор слов на заданное количество слогов;
— выделение в словах первого и последнего слогов;
— подбор слов на заданный слог;
— составление прямых и обратных слогов.
— выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;
— составление слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;
— изменение слов путём замены, перестановки, добавления, исключения звуков или слогов;
— выявление повторяющихся в словах слогов с последующим их добавлением к другим словам;
— восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова;
— последовательное преобразование слова в другие слова путём неоднократного изменения его звукового и слогового состава.
— знакомство с буквами;
— дифференциация понятий « звук » и « буква»;
— согласные и гласные буквы;
— соотнесение букв и звуков;
5) Связная устная речь :
— обучение подробному пересказу текста;
— обучение составлению предложений, распространению предложений, добавлению недостающих слов;
— обучение ответам на вопросы, диалогической речи;
— обучение составлению рассказа — описания по сюжетной картинке, по серии картинок.
В течение обучения проводится целенаправленная работа по развитию мышления, внимания, памяти. На занятиях используются специальные задания на:
— выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами;
— выделение одинаковых предметов из группы предметов;
— выделение лишнего предмета;
— объединение различных предметов в группы;
— выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе.
6 ) Развитие связной устной речи:
— составление рассказа по сюжетной картине;
— составление комбинированного рассказа;
Занятия строятся в игровой, занимательной форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подаётся в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности – творческое мышление ребёнка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи. Занятия по развитию речи и подготовки к обучению грамоте помогают дошкольникам расширить словарный запас, развить фонематические представления и произносительные навыки, совершенствовать мелкую моторику рук, помогают детям закрепить и расширить опыт чтения, избежать наиболее распространённых ошибок в чтении и письме, закрепить графические навыки, повысить возможности звуко — буквенного и слогового анализа слов, расширить словарь, улучшить состояние грамматического строя и связной речи. В совокупности это бесспорно повысит уровень их подготовки к школе и создаст качественную базу для успешного усвоения детьми школьного курса чтения и письма.
Источник
Концепция воспитательной системы класса: «Ступеньки знаний»
методическая разработка по теме
Концепция воспитательной системы класса:
«Ступеньки знаний»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_kontseptsiya_v.r._karp_t.v.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Концепция воспитательной системы класса:
МОУ «Волосовская начальная общеобразовательная школа»
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия — быть классным руководителем. Одни учителя считают ее дополнительной к своей преподавательской деятельности, другие называют ее самой главной. Как бы ни была трудна работа классного руководителя, она, несомненно, нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс.
Актуальность : развитие познавательных мотивов, навыков мыслительной деятельности, индивидуально-творческих способностей каждой личности, формирование постоянного стремления к обогащению современными научными знаниями
Гипотеза: У детей с ЗПР и умственной отсталостью будет проявляться специфика их эмоционального отношения к окружающей действительности, отличающаяся от эмоционального отношения к окружающей действительности нормальных детей.
Основной целью исследования является :
выявление и преодоление (исправление) недостатков в развитии личности ребенка, организации помощи в успешном освоении мира и адекватной интеграции его в социум.
Объектом исследования является:
личность ребенка, имеющего незначительные отклонения в психофизиологическом развитии и в поведении, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию.
Предметом исследования:
служит процесс дифференциации обучения, воспитания и развития детей с недостатками в развитии и отклонениями в поведении.
Обучение, воспитание и развитие детей с отклонениями в психофизиологическом развитии и поведении – сложная социально-педагогическая проблема. Ее решение лежит в основе подготовки данной категории детей к активной общественно полезной деятельности (в соответствии с их возможностями), к равноценному участию со своими сверстниками в различных видах деятельности, к наиболее полному освоению социальных ролей, к результативной интеграции в социальную среду. Исходя из актуальности, цели, объекта, предмета работы поставлены и решаются
— Создавать условия для развития и коррекции творческих и интеллектуальных способностей детей.
Создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся.
Формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.
Развивать эмоциональную и волевую сферы.
Изучать личностные качества обучающихся.
Содействовать формированию классного коллектива и созданию в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития.
Повышать уровень педагогической и психологической культуры родителей через совместную деятельность .
Учащиеся этой категории требуют особого индивидуального подхода к ним. Необходимо каждому из таких детей оказать индивидуальную помощь: выявить пробелы в знаниях и восполнить их теми или иными способами.
Участники программы Программа для учащихся 1—4-х классов общеобразовательной школы и реализуется в ходе УВП. В реализации программы участвуют: учащиеся, родители, педагоги, администрация школы, социальный педагог, психолог
Виды занятий, применяемых в ходе реализации программы
беседы, рассказы, убеждения учителя;
исследование (обучение установлению причинно-следственных связей ).
участие в проектной деятельности;
импровизированные сценки, спектакли;
посещение библиотек ,ГДЦ « Родник»;
посещение музеев и театров ,памятных мест Санкт-Петербурга;
посещение краеведческого музея г. Волосово, музея ВСШ № 1;
обзор экскурсии по городу Волосово и памятным местам и т.д.
К механизмам воспитания отношу следующие методы и воспитательные средства.
общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы
Предполагаемым результатом данной воспитательной системы
постоянное участие родителей в учебно-воспитательном процессе;
осознание учащимися норм социального поведения;
снижение уровня конфликтности, агрессивности и правонарушений школьников;
улучшение состояния здоровья детей;
повышение мотивации к обучению;
формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления.
Реализация данной воспитательной системы предполагает:
1. Практическую и исследовательскую деятельность.
2. Оптимальное сочетание индивидуального воспитания, самовоспитания и воспитания в коллективе.
3. Неразрывную связь с родителями, учителями, учащимися.
С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.
На первом этапе — «Познай самого себя», где дошкольник уже школьник,- ведущая деятельность — учёба. Происходит узнавание себя в ней, в собственном взгляде на окружающих.
На втором этапе — «Ступени познания»- умение находить информацию и работать с ней
На третьем этапе — «Азбука коллективной жизни» — умение жить и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива.
На завершающем этапе — «Вместе мы сила» приём самостоятельных решений, самостоятельный анализ своей деятельности, поступков.
Содержание программы я разделила на 6 основных направлений:
Направление 1. «Здоровье»
Цель : использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека.
Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи работы в направлении «Здоровье»:
— Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
— Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Здоровье»:
1. Сотрудничество с медицинским работником школы, с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса.
2. Сотрудничество с родителями учащихся , воспитателем гпд, учителем физической культуры в рамках обозначенной проблемы.
3. Сотрудничество с районной медико -психологической службой, с соц.педагогом школы с целью формирования у учащихся умений саморегуляции и самовоспитания.
4. Организация и проведение внеклассных мероприятий, формирующих правильное отношение учащихся к занятиям физкультурой и спортом.
5. Формирование собственной Я-позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Здоровье»:
— спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами;(Спортивнаяигра-сорернование «СИЛЬНЫЕ,СМЕЛЫЕ,ЛОВКИЕ»,городские спортивные соревнования по футболу «МАСТЕР-КЛАСС», «ВЕСЁЛЫЕ СТАРТЫ»,соревнование «ЛОВКИЕ,ВЕСЁЛЫЕ,СМЕЛЫЕ»,организованные специалистом ГДЦ «Родник» Виталием Богдановым;
— спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике,(«ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ», «БЕРЕГИ ЗДОРОВЬЕ СМОЛОДУ»,
конкурсы газет, посвященных спортивной тематике, устные журналы;(Агитбригада «НЕТ-ВРЕДНЫМ ПРИВЫЧКАМ»
— беседы и дискуссии на различные темы; «ПОЧЕМУ ВАЖНО СОБЛЮДАТЬ РЕЖИМ ДНЯ»
— тематические консультации для родителей; «Режим младшего школьника»
— обсуждение публикации в СМИ по этой проблеме.
Направление 2. «Интеллект»
Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе мыслительных способностей , умения мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные знания в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.
— Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития.
— Создать условия для коррекции умственной и психической деятельности учащихся, для продвижения их в интеллектуальном развитии.
— С помощью современных образовательных и воспитательных технологий формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Интеллект »:
1. Педагогический анализ результативности учебной деятельности учащихся класса и организации коррекционной работы.
2. Интеллектуальное развитие учащихся класса, коррекция мышления, памяти, внимания и других психических процессов, формирование культуры умственного труда.
3. Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся.
4. Сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместной деятельности по развитию интеллектуальных умений.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Интеллект»:
-коррекционные занятия по развитию внимания, памяти,мышления;
-проектно- исследовательские работы(проекты КАК ВСТРЕЧАЮТ НОВЫЙ ГОД В РАЗНЫХ СТРАНАХ(2-3 кл),(ТАЙНА МОЕГО ИМЕНИ», ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «МОЙ ЧЕТВЕРОНОГИЙ ДРУГ»;
-Интеллектуальная игра «ЗИМУШКА-ЗИМА», «РАЗ СЛОВЕЧКО,ДВА СЛОВЕЧКО»Развивающая игра по русскому языку;
библиотечные часы по развитию читательских умений младших школьников;(«ТВОЙ ДРУГ –КНИГА»-литературно- музыкальное занятие
-участие в предметных неделях,олимпиадах;
— интеллектуальные бои; «Откуда пришла книга»- викорина, «Рождение книги»- технология изготовления книги,» «Знаете ли вы?»-интересные факты о книгах мира – занятие;
— индивидуальные образовательные маршруты для интеллектуального развития;
-родительское собрание «Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника»
Направление 3. «Общество и общение»
Цель: формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него.
1. Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.
2. Формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении:
— Знакомство с законами и правовыми нормами государства и формирование ответственного отношения учащихся к законам и правовым нормам.
-Знакомство с законами и правилами жизни в классном коллективе.
— Сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся.
— Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения.
— Формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора.
Формы работы классного руководителя в направлении:
— Тематические классные часы. «СИМВОЛИКА ГОСУДАРСТВА» «СИМВОЛЫ РОДНОГО ГОРОДА ВОЛОСОВО», «ГРАД ПЕТРОВ»
— Встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка.
— Внеклассные занятия, викторины по правовой тематике. «О КОНСТИТУЦИИ РОССИИ», «МОИ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ», «ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ 2014»
Напрвление 4. « Нравственность»
Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей
1. Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания.
2. Формировать у учащихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.
Основные моменты деятельности классного руководителя в данном направлении :
— Развитие у учащихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
— Формирование у учащихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора, формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
— Развитие чувства ответственности, совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
— Способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата
Формы работы с классным коллективом в направлении:
— Тематические классные часы по нравственной тематике «ДРУГА Я ОБИДЕЛ»
— Организация циклов бесед «Уроки нравственности». «О МИЛОСЕРДИИ»
— Праздники, конкурсы. «Мама- первое слово на свете», «День именинника»
— Экскурсии, поездки, походы по боевым местам.(В рамках совместной работы с краеведческим музеем проведены экскурсии «К 70ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ» ,«Станция Волосово ВО ВРЕМЯ ВО войны»,экскурсия к памятной доске В.В.Хрустицкому.
— Изучение нравственного наследия своей страны. .(В рамках совместной работы с краеведческим музеем проведены экскурсии «С чего началось ВОЛОСОВО» ,«История железных дорог. Станция Волосово»
Направление 5. « Экология»
Цель : воспитывать в детях любовь к природе;
бережному отношению к окружающей среде.
Цель: воспитание экологической культуры учащихся, получение знаний, умений и навыков в результате самостоятельных практических и теоретических (индивидуальных и групповых) исследований окружающей среды
Задачи: расширение знаний учащихся об окружающей среде и овладевание основами экологической культуры;
формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению, к самим себе;
проявление интереса к миру человеческих отношений и находить свое место в системе этих отношений;
повышение общекультурных компетенций мы выбираем проектную деятельность; обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.
Формы работы с классным коллективом в этом направлении:
— Подготовка и участие в проектно-исследовательской работае по проекту «Моё дерево» (2КЛ) «Моё дерево осенью», «Моё дерево зимой»(3КЛ.),
-Подготовка и участие в творческом проекте «Люблю берёзку русскую»
-Праздники «Вот и осень пришла», «Золотая осень»(фотовыставка «Осень подарила»,конкурс кулинарных рецептов «Лучшее грибное блюдо.
Направление 6 «Семья»
Цель : максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
В содержании сотрудничества классного руководителя с родителями выделено три направления:
1.психолого — педагогическое просвещение родителей;
2. вовлечение родителей в учебно — воспитательный процесс в классе;
3. участие семей учащихся в управлении учебно — воспитательным процессом в школе
Работа с родителями является ведущим направлением в воспитательной системе «Ступени познания».
Поэтому я выделяю следующие задачи :
привлекать родителей к сотрудничеству по организации воспитательной работы в классе;
помогать родителям в решении наиболее актуальных проблем воспитания;
способствовать повышению роли и значения семьи в гуманистически ориентированном воспитании детей.
-Регулярное проведение родительских собраний с обсуждением перспектив жизни класса.
-Проведение тематических родительских собраний.
-Проведение индивидуальных консультаций с родителями каждого ребенка
-Посещение семей, требующих особого внимания.
-Информирование родителей об успешности обучения учащихся.
-Проведение с родителями совместных мероприятий
-Установление контактов родителей с педагогами, работающими в классе.
В нашем классе «Акварельки» учащиеся, родители и классный руководитель, воспитатель – одна большая семья. Тесный контакт способствует успешному проведению всех запланированных мероприятий.
Привлечение родителей к общественной работе в классе и школе расширяет их опыт в воспитательной деятельности, меняет их отношение к школе. Вовлеченность в воспитательный процесс способствует пониманию того, что воспитание детей – это своеобразное искусство, которое требует терпения, а также большое желание его познать. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребенка.
Оценивая эффективность воспитательной системы «Ступени познания», можно отметить следующее:
– у детей преобладает положительная самооценка, они уверены в своих силах и возможностях, чувствуют себя в классном коллективе защищено и комфортно;
– большинство родителей удовлетворены результатами обучения и воспитания своих детей, их положением в классном и школьном коллективах.
Данная система помогает более целенаправленно и обоснованно строить коррекционно- воспитательную работу, сосредоточивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления и действия классного руководителя, учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. Всё это способствует повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов духовном и физическом развитии учащихся, формированию индивидуальности классного сообщества и его членов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автор: Красникова Марина Борисовна Сайт: http//:guru1.ucoz.ru Воспитательная система класса «Колосок» ориентирована на учащихся начальной школы. Содержательная часть воспитательной системы основана .
Концепция по воспитательной работе с учащимися начальной школы. Расчитана на полный курс обучения в начальной школе с 1 по 4 класс.
Материал к конкурсу классных руководителей «Классный, самый классный -2010».
Уже много лет не удаётся повысить успеваемость и качество обучения, т.к. нет чёткого взаимоотношения школы и семьи в учебно-воспитательном процессе. Силами одного педколлектива с задачами обучения и в.
Концепция воспитательной системы «Вместе весело шагать».
Воспитательная система «Ступеньки к успеху» (1-4).
Реализация концепции в 1-4 классах (подведение итогов).
Источник