Ступеньки мудрости
план-конспект занятия (5 класс) на тему
Занятие посвящено устному народному творчеству, которое, как вы знаете, отражает душу народа. В качестве эпиграфа я выбрала слова М. Горького «Устная поэзия народа – это бессмертная поэзия»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
st_mudr.docx | 26.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство труда и социального развития
Казенное учреждение Омской области
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Гармония»
Составила воспитатель 5 группы:
Цель: Развитие духовно-нравственных качеств личности.
Дорогие ребята! Сейчас мы проведем игру «Ступеньки мудрости». Эта игра посвящена устному народному творчеству, которое, как вы знаете, отражает душу народа. В качестве эпиграфа я выбрала слова М. Горького «Устная поэзия народа – это бессмертная поэзия». Надеюсь, во время игры вы сами убедитесь в справедливости его слов. А теперь несколько веселых конкурсов.
Нет, без загадки не прожить.
Загадка – это не просто вопрос, это такой маленький ключик от тайны. Я считаю, что с её помощью легче всего узнать, что за человек твой знакомый: как у него с чувством юмора, догадлив ли он и сообразителен, как поведет себя в трудных ситуациях… Загадки пришли к нам из древности. Первобытный охотник, пахарь, скотовод и мореход – они тоже ведь интересовались этим. Все они сталкивались с дикими зверями и с «враждебной силой», посылающей неудачу, пожар, болезнь. Они понимали, чтобы подружиться с удачей, надо быть умным, хитрым и ловким. Поэтому они, кроме физических упражнений, любили испытания на сообразительность. И часто устраивали их друг другу.
Выходят два ребенка в русских народных костюмах и загадывают загадки.
Все одеть её хотят.
И на ней весь день висят
И пальто, и куртки,
Когда придём с прогулки.
Пыль увижу — заворчу,
Заверчу и проглочу.
Дом — стеклянный пузырёк,
А живёт в нём огонёк.
Днём он спит, а как проснётся,
Ярким пламенем зажжётся.
Шапочка для лампочки.
Я в дом любой тебя впущу,
Стучишь — я рада стуку.
Но одного я не прощу —
Коль не подашь мне руку.
Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий.
Засмейтесь — и в ответ
Он засмеётся тоже.
В этом доме все жильцы —
Умники и мудрецы.
Кто со всеми познакомится —
У него четыре ножки,
И тарелки, чашки, ложки,
И прекрасная еда
На его спине широкой
Разместились без труда.
Утром — как кресло,
Ночью — как кровать.
И гостей принимать.
И из неё выпивают
Неприступная на вид,
А внутри — загадка,
Белая и сладкая.
(Сахарница, сахарный песок)
На него ты можешь сесть,
Коль к столу позвали есть. (Стул)
Полюс Северный внутри!
Там сверкает снег и лёд,
Там сама зима живёт!
Что за братцы из стекла
Для чая, сока и молока?
Он пыхтит как паровоз,
Важно кверху держит нос.
Пригласит чайку напиться
Она бывает глубока,
Она бывает мелка.
Однако это не река —
На окошке — пруд.
В нём рыбёшки живут.
У стеклянных берегов
Не бывает рыбаков.
Чудо-ящик. В нём окно.
В том окошечке — кино.
Я под мышкой посижу
И что делать укажу:
Или уложу в кровать,
Или разрешу гулять.
Сами верхом, а ноги за ушами.
А ещё был такой обычай: загадывать загадки жениху во время свадебного обряда… Помните, в русских сказках красавица-царевна выходит замуж только за того, кто разгадает её загадки? То есть тот, кто выдержит экзамен на мудрость, на взрослую, самостоятельную жизнь, — тот и муж, и царь. То-то! Обычай устраивать жениху экзамен был известен не только у нас в России. В Греции и Германии он существовал тоже.
А теперь нашим командам предлагаю отгадать ещё несколько загадок.
Верные друзья: пословицы и поговорки.
Пословицы и поговорки — бесценное наследие нашего народа. Они накапливались тысячелетиями задолго до появления письменности и устно передавались от поколения к поколению. Это древнейший жанр фольклора.
Да, помимо загадок, у всякого народа есть ещё и мудрые изречения. А как без них? В них ум и простодушие, природная сила и гибкость нашего народа, как в зеркале, в них виднеется самоё существо человеческой жизни. Мудрые изречения всем хотелось запомнить. А стихи запоминаются лучше. Поэтому пословицы становились похожими на стихотворные рифмы: «Дружба и братство дороже богатства».
Пословицы по сути близки к поговоркам. Однако в первых звучит назидание, а во вторых дается определение самого явления. Например: «Медведь на ухо наступил». И всё сразу ясно! Это и есть характерная поговорка. На Руси ещё триста лет назад составляли рукописные сборники пословиц и поговорок.
Не думайте, что в наше время они не создаются. Создаются, а бывает, и в нашем присутствии. Просто иногда мы не вслушиваемся в речь собеседника. Не пропускайте мимо ушей мудрые речи, записывайте поучительные высказывания и щедро делитесь ими с теми, кто их собирает. Пословица не даром молвится. Ее любят, ее ценят, ее помнят, охотно цитируют. По-иному и быть не может: она — украшение речи, учитель и утешитель.
Всем участникам раздаются карточки. На каждой из них написана часть пословицы. Нужно отыскать среди играющих того, в чьих руках оказалась недостающая часть, чтобы пословица стала полной.
Не копай другому яму — сам в нее попадешь.
С миру по нитке — голому рубаха
Как аукнешь, так и откликнется.
Один в поле не воин.
Минутка час бережёт.
Век долог, а час дорог.
Часом опоздал, годом не вернёшь.
День да ночь — сутки прочь.
Большой вырос, а ума не вынес.
В умной беседе быть — ума прикупить, а в глупой и свой растерять.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Человек без друга — что дерево без корней.
Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Друзья познаются в беде.
Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
С кем поведёшься, от того и наберёшься.
Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.
Сам погибай, а товарища выручай.
Верный друг — ценнейший клад.
Нет друга — ищи, а нашёл — береги.
Не место красит человека, а человек место.
Труд кормит, а лень портит.
Труд всегда дает, а лень только берет.
Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
Где работа, там и густо, а в ленивом доме пусто.
Безделье — мать всех пороков.
Не привыкай к безделью, учись рукоделью.
Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
Далее дается задание разделиться на команды и разыграть пословицы:
Что написано пером – не вырубишь топором.
Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
Вопросы Василисы Премудрой.
Перед вами разноцветные билетики с вопросами. Каждая команда берет по два билетика и держит совет в течении 1 минуты. А потом отвечает, откуда пошла та или иная пословица или поговорка, и что она обозначает.
Что означает выражение » Тришкин кафтан «?
От названия басни И. А. Крылова, где говорится о том, как ее герой Тришка (уменьш.-пренебр., разг. от Трифон) для починки продранных локтей кафтана обрезал его рукава, а для того, чтобы надставить рукава, ему пришлось обрезать полы. Кафтан – «старинная русская мужская длинная верхняя одежда».
Откуда пошло выражение «Победителей не судят»?
Слова, которые, по преданию, принадлежат российской императрице Екатерине II. Их она якобы сказала, защищая А. В. Суворова, которого хотели судить за то, что он, вопреки приказу главнокомандующего Румянцева, предпринял в 1773 г. штурм турецкой крепости Туртукай. На приговоре Екатерина написала: «Победителей не судят».
Как возникло выражение «Каждой твари по паре»?
Какая услуга называется «медвежьей»?
«Бить баклуши» – что это такое?
Откуда пошло выражение «Во всю Ивановскую»?
О ком говорят «Ума палата»?
«У семи нянек дитя без глазу» Что это такое?
«У страха глаза велики».
«Утро вечера мудренее»
«Ученье свет, а не ученье тьма»
Итак, наша игра подходит к концу. И в заключение предлагаю вам шараду. Разгадайте зашифрованную пословицу. Но для того, чтобы ее прочитать, надо разгадать слова, из которых она состоит.
- Пушистая хвостатая мышеловка. Слово нужно поставить в родительном падеже.
- Чтобы отгадать второе слово, вы должны назвать предметы детских развлечений. Во множественном числе.
- Серая, маленькая плутовка – это третье слово.
- Четвертое слово означает следы боли или печали.
Итак, читаем пословицу: » Кошке – игрушки, мышке – слезы » .
Наша игра подошла к концу, надеюсь, вы отдохнули, а главное — узнали много нового, всего вам доброго!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дети – наше будущее и оно будет таким, каким мы его сделаем. Эта программа поможет сделать будущее хоть чуточку светлее и добрее. Она предназначена для учителей, заинтересованных в нравственном воспит.
внеклассное мероприятие «пословица к народной мудрости ступенька».
презентация к внеклассному мероприятию «Пословица — к народной мудрости ступенька».
Сценарий мероприятия «День Букваря» или «Азбука — ступенька к мудрости».
Цель урока — представить историю русского языка как неотъемлемую часть культурного и духовного наследия общества.Задачи — продемонстрировать учащимся историко-культурную взаимосвязь народов, проживающ.
Программа Ступеньки мудрости в 4 классе имеет пояснительную записку, цели и задачи.
Проект позволяет соприкоснуться с фольклорными источниками, и через их понимание, знание русских народных традиций создать условия для патриотического воспитания и развития творечских способност.
Источник
Лингвистический конкурс «Грамота — к мудрости ступенька»
Цель: на основе соревновательной игры активизировать познавательную деятельность обучающихся, развивать интерес к изучению русского языка.
Задачи:
- воспитывать у обучающихся культуру языкового общения, умения работать в команде;
- развивать творческие способности детей;
- способствовать развитию у обучающихся такие качества, как находчивость, быстрота реакции, интуиция.
Ведущий. Я приветствую вас, мои юные друзья!
«Грамота – к мудрости ступенька», – гласит старинная русская пословица.
Русский народ во все времена с большим уважением относился к грамоте и грамотным людям, справедливо считая, что владение грамотой является важнейшим и непременным условием для приобщения человека к сокровищнице знаний.
Сегодня в нашем клубе весёлых лингвистов мы попробуем одолеть ещё одну ступеньку к мудрости. И поможет нам в этом знание родного языка.
Я с удовольствием представляю наши великолепные команды: «Языковеды» и «Грамотеи»!
(Под музыку выходят команды.)
А теперь прошу всех присутствующих поприветствовать наше почтенное жюри, в составе которого – наши уважаемые учителя! (Называет ФИО учителей.)
Итак, друзья, начнем игру. И пусть победит сильнейший!
Ведущий. Внимание! Первый конкурс – приветствие команды соперника.
У русских писателей и поэтов можно найти немало замечательных высказываний о величии, богатстве и красоте русского языка, о его силе и выразительности.
Я предлагаю командам поприветствовать друг друга, вспомнив эти прекрасные мысли великих людей.
(Команды приветствуют друг друга.)
Ведущий. Молодцы! Отличное начало положено нашей игре. Чувствуется, что вы любите и цените родное слово.
А теперь конкурс второй. Называется он «Красна речь пословицей».
Богатство языка определяется не только количеством слов, но и разнообразием сочетаний и оборотов, которые издавна сложились в нашей речи и делают наш язык метким, гибким, красочным. К таким сочетаниям относятся пословицы и поговорки, в которых отразилась мудрость народа. А.М.Горький справедливо говорил: «Пословицы краткие, а ума и чувства в них – на целые книги».
Задание командам: за одну минуту составьте по данным парам слов пословицы и поговорки.
Пары слов для 1-й команды
Пары слов для 2-й команды
Ведущий. Следующий конкурс – «Фразеологизмы».
В русском языке есть много устойчивых словосочетаний, которые нельзя разделить, невозможно дословно перевести на другой язык. В каждом языке имеются свои фразеологизмы. Например, мы употребляем выражение «с глазу на глаз», т.е. наедине, секретно. А вот французы употребляют выражение «tete-a-tete», что буквально переводится «голова к голове». В английском же языке подобный по смыслу фразеологизм звучит «face to face», что означает «лицом к лицу».
В нашей речи часто встречаются выражения, где употребляются слова глаз, рука, голова, нога. Например, со словом голова употребляются следующие фразеологизмы:
-человек с головой,
-выбросить из головы,
-валить с больной головы на здоровую,
-быть на голову выше,
-с ног до головы,
-в первую голову,
-выдать с головой,
-голова кругом идёт,
-как снег на голову и др.
Внимание! Объявляется «дуэль». Команды по очереди должны назвать как можно больше оборотов со словом рука. Победит та команда, которая скажет последнее слово.
Возможные фразеологизмы: рука об руку, набить руку, золотые руки, не с руки, правая рука, рукой подать, сбыть с рук, рукам волю давать, на руках носить, дать руку на отсечение, взять себя в руки, рука руку моет, руки марать, не покладая рук, сидеть сложа руки, на все руки мастер, как рукой сняло, дело из рук валится и др.
Ведущий. Следующий конкурс предполагает обращение к истории языка.
Очень многие выражения дошли до наших времён из глубокой древности. Например, поговорка «Гол как сокóл». Сокóл здесь – это не птица, а гладкое бревно, стенобитное орудие, которым в древности ломали стены вражеских крепостей. Сокол этот был действительно голым, т.е. гладким.
Или выражение «Спрятать концы в воду», по мнению ученых, возникло во времена Ивана Грозного, который жестоко расправлялся с заговорщиками. Многих из них после страшных пыток бросали в реку, чтобы скрыть следы преступления.
Итак, задание командам: за 2 минуты попытаться определить происхождение выражения. В случае затруднения вы можете обратиться к помощи зала.
1-я команда. «Заткнуть за пояс».
(Примерный ответ. По старорусскому обычаю пояс был обязательной частью одежды. За пояс затыкали полы рубахи, чтобы не мешала в работе. Ямщики затыкали за пояс рукавицы, плотники – топор и т.п. Таким образом, за пояс затыкали что-либо рабочие, мастеровые люди. Отсюда и пошло выражение «заткнуть за пояс», т.е. превзойти кого-нибудь в работе, мастерстве.)
2-я команда. «Кровь с молоком».
(Примерный ответ. Из сказки «Сивка-Бурка»; об Иванушке, который после всех подвигов купался в кипящем молоке. «Три раза в котле окунулся. Был хорош, а ещё красивее стал». «Кровь с молоком» – это значит свежий, румяный.)
Ведущий. В русском языке есть слова – палиндромоны, т.е. перевёртыши, которые читаются одинаково слева направо и наоборот: потоп, наган, учу и др. Есть целые фразы – палиндромоны. Например, выражение «А роза упала на лапу Азора» у Г.Р.Державина.
Задание командам: за одну минуту вам предстоит в данный текст вставить пропущенные существительные – палиндромоны.
Сторожем на колхозном огороде был старый ______, донской ________.
От дождя он сделал соломенный ____________, возле которого на грядках рос ________.
Старик часто приглашал нас к себе и угощал арбузами.
– Раньше на этом бугре, – рассказывал он, зерновые сеяли, а новый председатель по-другому дело повел, решил арбузы и дыни тут посадить, и теперь от них колхоз немалый __________ имеет.
Послышался ________ копыт. Это подъезжал председатель верхом на лошади.
Ведущий. Ни для кого из присутствующих, я думаю, не секрет, что очень важную роль в общении играет грамотность человека. Ведь знание правил правописания позволяет человеку выразить мысль точно, без искажения. Очень ответственно нужно относиться к решению пунктуационных задач: где и какой знак надо ставить.
Попробуйте и вы решить подобные задачи.
Задание командам: за одну минуту найдите пунктуационные ошибки, изменившие смысл предложений.
1. Пальцев у него двадцать пять на одной руке, столько же на другой да на обеих ногах десять.
2. Рябчики говорят: охотники любят обычно дремать на деревьях.
Ведущий. А теперь я предоставляю слово нашему многоуважаемому жюри для подведения итогов и награждения команды – победительницы (Выступление жюри. Вручение наград.)
Источник