28. Основные ступени в развитии творческой деятель
28. Основные ступени в развитии творческой деятельности журналиста
В развитии профессионализма можно выделить три ступени. Первая — обученность — сводится к механическому воспроизводству уже известных приемов и операций в уже известных условиях. Вторая — умелость — учитывает возможность использовать известные приемы и операции в неизвестных, новых условиях. Третья — мастерство — такая, при которой новизна складывается из новизны предмета творчества, новизны условий творчества и новизны средств, используемых для осуществления цели.
Классификации фаз творческого процесса, в свою очередь, можно обозначить так: первая фаза (сознательная работа) — подготовка — особое деятельное состояние, являющееся предпосылкой для интуитивного проблеска новой идеи; вторая фаза (бессознательная работа) — созревание — осмысление проблемы и инкубация направляющей идеи; третья фаза (переход бессознательного в сознательное) — вдохновение — в сферу сознания поступает идея решения вначале в виде гипотезы, принципа, замысла; четвертая фаза (сознательная работа) — развитие идеи, ее окончательное оформление и реализация.
Профессиональное мастерство — это высший уровень овладения профессиональной деятельностью. Профессиональное мастерство не сводится только к профессиональным знаниям, умениям и навыкам. Процесс овладения мастерством есть одновременно и процесс формирования личности человека, его интересов, нравственных ценностей и идеалов. Высокий уровень общей и технологической культуры, профессиональная мобильност , самостоятельность и высокая профессиональная устойчивость, стремление к самосовершенствованию, творческий подход к работе укрепляют и развивают профессиональное мастерство.
Профессиональное мастерство связано с профессиональным творчеством.
Профессиональное творчество — это создание человеком чего-то нового, неповторимого, оригинального в ходе профессиональной деятельности.
Творчество в профессиональной деятельности может способствовать развитию как самого процесса деятельности, так и его содержания. Любая тцорческая деятельность, в том числе профессиональная, может носить характер новизны.
Следует так же различать такие понятия как любительство и профессионализм в журналистике.
Организация творческой деятельности журналиста
Журналист чаще всего работает в редакционном коллективе, да и деятельность средства массовой информации невозможно осуществить в одиночку. Номер газеты или журнала, теле– или радиопрограмма – это всегда результат коллективного труда. В редакционном коллективе различается три вида журналистской деятельности: редакторская, организаторская и авторская. Редакторская деятельность предполагает как работу над формой журналистского материала, так и определение информационной политики средства массовой информации, его структуры и композиции. Организаторская деятельность выражается в управлении выпуском конкретного средства массовой информации. Авторская деятельность непосредственно связана с журналистским творчеством: это подготовка собственных материалов, режиссура теле– и радиоматериалов и т.д. Зачастую эти три вида журналистской деятельности, особенно в небольших редакционных коллективах, пересекаются между собой, журналист выступает и как автор, и как редактор, и как менеджер. В больших по численности редакционных коллективах происходит более точное разделение журналистского труда.
Журналистский труд отличается рядом специфических особенностей.
1. Производственно-творческий характер журналистского труда означает, что журналист не свободен во временных и жанровых границах своего творчества: выпуск каждого средства массовой информации требует к определенному времени журналистских материалов определенного размера и определенных жанров. Да, профессия журналиста творческая, но читатель должен каждое утро получать выписанную им ежедневную газету, телезритель – в указанное в программе время смотреть заинтересовавшую его телевизионную передачу. Это значит, что редакционные коллективы должны в срок, с учетом времени, необходимого на выпуск газеты, подготовку теле– или радиопередачи, заканчивать работу над журналистскими произведениями. И если для очередного номера газеты журналисту заказано, к примеру, интервью в 250 строк, то не позже назначенного срока написанное им интервью должно быть сдано в службу выпуска газеты. И никого не интересует, какие творческие проблемы были у автора этого интервью.
Еще жестче производственный характер журналистского труда проявляет себя на телевидении, ведь программы телепередач публикуются в печати за несколько дней до выхода той или иной программы в эфир. И ее авторы должны закончить работу над программой вовремя.
2. Индивидуально-коллективный характер журналистского труда выражается в том, что выход в свет журналистского материала невозможен без совместной работы автора материала и целого ряда сотрудников редакции. Конечно, у газетного материала чаще всего один автор – журналист, но для того, чтобы этот материал дошел до читателей и был ими прочитан, необходим труд многих сотрудников редакции – от корректора до главного редактора. К примеру, в службе выпуска могут так смакетировать материал, что читатель начнет знакомство с номером газеты именно с этого материала, или наоборот, и тогда многие читатели даже не заметят его.
Еще ярче коллективный характер журналистского труда проявляется на радио и, особенно, на телевидении, где в создании передачи обязательно участвуют телеоператор, режиссер, звукорежиссер, монтажер, а также представители других профессий: от водителя автомобиля до инженера центральной аппаратной.
3. Оперативно-непрерывный характер журналистского труда связан прежде всего со спецификой воздействия средств массовой информации на аудиторию. Если книга живет долго, и к чтению понравившегося романа можно возвращаться не раз, – от этого содержание романа не станет менее интересным, – то, к примеру, ежедневная газета живет один день. Вчерашняя газета обычно никого не интересует: в ней уже вчерашние новости. Но если вчерашнюю газету можно хотя бы перелистать, то пропущенную теле– или радиопередачу скорее всего уже не посмотришь и не послушаешь. Да и вчерашние новости сегодня уже никого не интересуют: обязанность журналиста – максимально быстро довести важную информацию до своей аудитории.
Нужно также учитывать, что читатель обычно уделяет чтению газеты немного времени: по данным социологов, в среднем на чтение газет россияне в 2005 г. тратили не более 12 минут в день (проводили у телевизора – 3 часа 36 минут, слушали радио – 3 часа 48 минут, читали журналы – 6 минут, пользовались Интернетом – также 6 минут[65]. Кстати, россияне уже давно не самая читающая нация мира. К примеру, американцы тратят на чтение газет в среднем 29 минут в день, смотрят телевизор 4 часа 18 минут, слушают радио 2 часа 42 минуты, читают журналы 20 минут, пользуются Интернетом 32 минуты)[66]. Но газета, журнал, телевидение и радио воздействуют на человека не отдельным материалом, номером или передачей, а изо дня в день, из номера в номер.
5. Универсально-специализированный характер журналистского труда связан со спецификой профессии: журналист должен освещать все многообразие действительности. Еще в вузе будущего журналиста готовят как универсала, готового к любой тематике. И в небольших редакционных коллективах чаще всего так и бывает: сегодня журналист пишет о политике, завтра – об экономике, послезавтра – о коммунальном хозяйстве. Лишь в относительно крупных редакционных коллективах возможна специализация журналиста по какой-либо тематике. Но и у журналиста-универсала часто бывают темы, которые он разрабатывает более подробно, которые у него лучше получаются.
Источник
Принципы, ступени и критерии развития творческой личности
Личность можно определить как целостную систему интеллектуальных, социально-культурных и моральных качеств человека, которые проявляются в особенностях сознания и деятельности.
Творческая личность представляет собой комплекс качеств и свойств, обеспечивающий индивиду способность к продуктивной, созидательной деятельности и возможность самосовершенствования. Структура творческой личности состоит из следующих компонентов:
а) творческий потенциал, как совокупность психических новообразований и креативных способностей, проявляющихся и развивающихся в творческой деятельности;
б) Индивидуально-психологические параметры, как своеобразие черт характера, воли, темперамента, возрастных особенностей;
в) творческая направленность, как сочетание мотивов, потребностей и целевых установок на личностно и общественно значимые результаты.
Следует отметить, что понятие «творческая личность» в философской, педагогической и психологической литературе используется давно. Так, еще в работах русского изобретателя и ученого П. К. Энгельмейера, в частности его книге «Творческая личность и среда в области технических изобретений», находим следующее определение: «Творческая личность представляет собой прогрессивный элемент, дающий все новое».
Советский философ А. Н. Лук, хотя и не дал определения понятия «творческая личность», однако широко использовал это понятие и выделил следующие черты:
— готовность к риску;
— импульсивность, порывистость и независимость суждений (на школьной скамье эта независимость проявляется порою в том, что подростки проявляют критическое отношение к преподавателям, сами решают каким предметом заняться, а каким—пренебречь);
— неравномерность успехов в учебных предметах (И. П. Павлов рассказывал, что если семинарист блестяще успевал по одному — двум предметам и плохо успевал по другим, то это заставляло обратить внимание: не талант ли?);
— чувство юмора и склонность к шутке;
— самобытность, но без «оригинальничания»;
— нежелание принять на веру критический взгляд, на такие вещи, которые якобы должны стать «священными»;
— смелость воображения и мысли («. одна из главенствующих черт творческой личности — смелость,— подчеркивает А. Н. Лук.— Талантливому человеку свойственна смелость ума и духа»
Х Швет и другие исследователи выделили следующие черты творческих людей:
1. Независимость – личностные стандарты важнее стандартов группы, неконформность оценок и суждений;
2. Открытость ума – готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному;
3. Высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;
4. Развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.
Хотелось бы подчеркнуть, что творческая личность — это творчески активная личность, которая действительно не боится конфликтов с собой и окружающей действительностью. Одна из характерных черт творческой личности — смелость. Смелость в постановке проблемы, смелость и неожиданность в обострении противоречий, отказ от общепринятых путей и способов решения проблемы, богатое воображение, без которого невозможно генерирование оригинальной идеи, упорство в доведении намеченного до конца, несмотря на возможные конфликты с коллегами и даже с общественным мнением. «Есть высшая смелость: смелость изобретения, создания, где план обширный объемлется творческой мыслью. »,— писал А. С. Пушкин.
Можно дать также и более развернутую характеристику творческой личности.Творческая личность — это такой тип личности, для которой характерна устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, мотивационно-творческая активность, которая проявляется в органическом единстве с высоким уровнем творческих способностей и которые позволяют ей достигнуть прогрессивных, социально и лично значимых творческих результатов в одном или нескольких видах деятельности. Чаще всего творческая личность достигает успеха в одном каком-либо виде деятельности, например, музыке, спорте, математике и т. д. Но история знает немало примеров высоких творческих достижений в нескольких и даже многих областях человеческой деятельности (М. В. Ломоносов, Микеланджело). В связи с этим правомерно говорить о всесторонне развитой творческой личности.
Всесторонне развитая творческая личность — это такой тип творческой личности, для которой характерен творческий стиль жизнедеятельности, т. е. для такого типа личности характерны устойчивые проявления высокого уровняпотребностей, установок, ценностных ориентации, склонностей, творческих способностей, свойств характера, обеспечивающих личности высокие уровни творческих результатов во всех основных видах ее жизнедеятельности.
Далее стоит кратко охарактеризовать некоторые типы и виды творческих личностей. Кант различал в человеческих дарованиях три класса: гений, талант, прилежание. П. К. Энгельмейер, создатель теории творчества — эврилогии, также выделял среди дарований три класса: гений, талант, рутина .
В целом деление творческих личностей на типы, например, мыслителей (теоретиков) и художников весьма условное деление. Антуан де Сент-Экзюпери, со свойственной ему поэтической изящностью, заметил: «Теоретик верит в логику. Ему кажется, будто он презирает мечту, интуицию и поэзию. Он не замечает, что они, эти три феи, просто переоделись, чтобы обольстить его, как влюбчивого мальчишку. Он не знает, что как раз этим феям обязан своими самыми замечательными находками. Они являются ему под именем «рабочих гипотез», «произвольных допущений», «аналогий», и может ли теоретик подозревать, что, слушая их, он изменяет суровой логике и внемлет напевам муз. »
Формирование личности человека — это последовательное изменение и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. Оно происходит на протяжении всей его жизни. Особенно важен при этом детский и юношеский возраст.
Развитие человека как личности осуществляется всесторонне и целостно в единстве его физических и духовных сил. Психология и педагогика утверждают, что человеческая личность формируется и развивается в деятельности и общении. Ведущие черты личности развиваются в результате внешнего влияния на личность, ее внутренний мир.
Развитие человека — это процесс количественного и качественного изменения, исчезновения старого и возникновения нового, источник и движущие силы которого скрыты в противоречивом взаимодействии как природных, так и социальных сторон личности.
Природная сторона человека развивается и изменяется на протяжении всей его жизни. Эти развития и изменения носят возрастной характер. Источник социального развития личности находится во взаимодействии личности и общества.
На формирование личности влияют три фактора: воспитание, социальная среда и наследственные задатки.
Воспитание рассматривается педагогикой как ведущий фактор, так как это специально организованная система воздействия на подрастающего человека для передачи накопленного общественного опыта.
Социальная среда имеет преимущественное значение в развитии личности: уровень развития производства и характер общественных отношений определяют характер деятельности и мировоззрение людей.
Задатки — особые анатомо-физиологические предпосылки способностей к разным видам деятельности. Наука о законах наследственности — генетика — полагает наличие у людей сотни различных задатков — от абсолютного слуха, исключительной зрительной памяти, молниеносной реакции до редкой математической и художественной одаренности.
Но сами по себе задатки еще не обеспечивают способностей и высоких результатов деятельности. Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной жизни и деятельности, усвоения знаний и умений у человека на основе задатков формируются способности. Задатки могут реализоваться лишь при взаимодействии организма с окружающей социальной и природной средой.
«Удастся ли индивиду вроде Рафаэля развить свой талант — это целиком зависит от спроса, который, в свою очередь, зависит от разделения труда и от порожденных им условий просвещения людей». (Маркс К., Энгельс Ф. «Немецкая идеология», соч. 2-е)
Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Творчество как процесс рассматривалось первоначально, исходя из самоотчетов деятелей искусства и науки, где особая роль отводилась «озарению», вдохновению и им, подобным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли.
Творчеству следует учить, надо делать то, что В.А. Сухомлинский называл «эмоциональным пробуждением разума». Осуществить задачи воспитания становится проще, если ребенок заинтересован в самовоспитании. Процесс эстетического самовоспитания основывается на сформированном ранее интересе к искусству и опыте художественной деятельности детей. Для воспитания чрезвычайно важно не только то, что собой представляет человек, который включен в педагогическое взаимодействие с воспитателем, но и то, что он думает о себе, как себя понимает, как себя оценивает.
Самовоспитание поможет ребенку создать целостный, хотя и не лишенный определенных противоречий, образ собственного «Я».
Один из авторитетных исследователей «Я-концепции» английский ученый Р. Бернс описывает ее как динамическую совокупность представлений личности о себе, которая включает:
• «Реальное Я» — установки, связанные с представлением о том, «каков я на самом деле»;
• «Зеркальное (социальное) Я» — установки, связанные с представлением о том, «каким меня видят другие»;
• «Идеальное Я» — установки, связанные с представлением о том, «каким я хотел бы стать».
Педагогическое руководство самовоспитанием осуществляется поэтапно, хотя и протекает не столько линейно, сколько концентрически
Источник