- Иерархия ценностей видов и отраслей Знаний духовного совершенствования в эволюции человека
- Глава 1 СМЫСЛ И ЦЕЛЬ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА В ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ. СТУПЕНИ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
- Читайте также
- XI. АПОЛОГИЯ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ В ФИЛОСОФИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ГЕРОИЗМА (НИЦШЕ)
- XVI. К АПОЛОГИИ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ
- I. Так называемая «непротяженность» душевной жизни и ее подлинный смысл: неизмеримость душевной жизни
- ГЛАВА ПЯТАЯ. Цель жизни
- 6. Смысл и цель жизни
- 46. Аналитика внутреннего мира человека: проблема счастья, смысл жизни, проблема смерти и бессмертия. Творческая жизнедеятельность как выражение личностного начала
- Собрание 7. О смысле жизни через Любовь человека (Франция. Лазурный берег, Ницца) (еще одна попытка трактовки смысла жизни)
- 2. Смысл жизни человека
- 4. Смысл жизни и назначение человека
- ЦЕННОСТИ И СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
- Цель и смысл жизни
- ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ ПЛОТИНА
- 5. СМЫСЛ И ЦЕЛЬ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА В ГЛОБАЛЬНОМ МАСШТАБЕ
- 1. СМЫСЛ И ЦЕЛЬ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА В ФИЗИЧЕСКОМ ТЕЛЕ
Иерархия ценностей видов и отраслей Знаний духовного совершенствования в эволюции человека
Человек есть дух или чело, преходящее в Веке, Вечности.
Если бы только люди в большинстве своём осознали себя духом и, поняв, признали бы при этом, что дух бессмертен, а также, что именно дух звучит в нашем сердце осознанием «Я», то человечество в целом обрело бы цель и смысл жизни. А это означало бы, что оно уже знает главное в жизни, ради чего или кого живёт и что совершенствует в себе в первую очередь. Именно цель и смысл жизни определяют всю жизнь человека. Человечество непременно познало бы не только главную цель свою – совершенствование духа, но и решило бы задачу или задачи: какие пути наиболее прямые, правильные, приемлемые, наилучшие или, говоря современным языком, эффективные.
Если дух человеческий имеет в себе Божественное начало, то и проводник его в Проявленном мире также наделяется и утверждается печатью вечности или бессмертия. От этого зерна духа, от которого берёт своё начало человек, исходит и всё остальное – душа со всеми её телами и собственно то, что именуют телом, когда при этом подразумевается физическое тело. Задача для духа заключается в том, чтобы его Божественное проявление приобрело индивидуальное выражение. А этот процесс связан с накоплением огня вокруг зерна духа, формируемого в положительные качества и высокие мысли, собранные в Разуме, или мыслителе, в третьей составляющей духа и дающей ему самосознание. Так из знания о человеке, его сущности, хотя бы и в первом приближении, определяются цель и задачи, стоящие перед ним: совершенствование того, что главное, а главное – то, что вечно, и всё остальное должно улучшаться лишь по причине необходимости лучших условий для проявления духа. Совершенствуется дух – растёт требование к качеству его проводников – душе и телу. Так, устанавливая приоритет духа, человек не игнорирует и пренебрегает своими душой и телом, а, наоборот, всячески оберегает, оздоровляет и улучшает их, обеспечивая им наилучшие для их развития условия. Но при этом человек не живёт интересами тела или даже души. Все его мысли подчинены интересам духа. Современное человечество находится в том состоянии, когда сознание большинства имеет выражение лишь в малом «я», в личности или в интеллекте, а истинное «Я», которое выражает сознание бессмертного духа через сердце, уснуло, молчит, ибо затемнено.
Ко всем причинам затемнения духа человеческого назовём и одно из важнейших следствий, ставшего уже причиной, – это ошибочное представление о том, что человек развивается по вертикали или по диагонали вверх, а потому всё прошлое однозначно ниже того уровня, которого он достиг. Большинству людей, забывших о своём духе, даже трудно представить себе, что когда-то во многих воплощениях, они знали и о своём духе, его бессмертии, ведали цель и смысл жизни, но и теряли эти знания и представления о самом себе многократно. Человек развивается в этом мире спирально, как и всё, что существует. В принципе нет и движения без спирали. При этом следует отметить и ещё одну особенность развития человека: в каждом новом воплощении всем людям приходится возвращаться к поиску понимания самого себя, своего предназначения и смыслу жизни. Каждое воплощение – всё сначала. Прежние накопления начинают действовать лишь по мере осознания себя духом, в той или иной мере. В то же время человек не может познавать и приобретать что-либо, если в духе его того не заложено. Все остальные накопления его – лишь индивидуальные преобразования и превращения тех знаний, которые подобны ранее накопленным. Иными словами, каждое новое знание принимается сознанием человека лишь при сочетании со старыми, входя с ними в соответствие. Накоплениями огня в духе определяется сознание человека. Пути накопления и совершенствования, как главной цели и смысла жизни человека, могут быть многоразличны.
Одно дело наивысшие пути и методы совершенствования духа, другое дело – ступень развития духа, не позволяющая во многих случаях использовать тот или другой высший метод, ибо он требует уже в действии наличие многих способностей и качеств.
Именно потому, если мы даже выстроим правильно по уровню, иерархично, пути наилучших достижений в развитии духа, то это не означает, что они доступны всем людям в одинаковой мере. Правильное иерархическое построение укажет лишь на то, что, овладев одним из путей в своём духовном восхождении, человек может приступить к овладению и следующим методом, соответствующим его возросшему уровню сознания.
Следует потому понять, почему многие люди, и часто это явное большинство, отвергают более высокий метод как явно непонятный по причине не вмещения, в то время как многие ещё другие множества пытаются выполнить этот метод лишь формально, по названию, пытаясь этот высокий метод подменить своим слабым представлением о нём.
Чтобы понять иерархию методов развития духа следует представить то, как человек развивался. Во-первых, человек в глубокой древности в каждом воплощении более легко входил в процесс восстановления связи с Богом, под которым следует понимать связь при воплощении со своим духом (осознание себя духом) и Учителями человечества. Эта связь, по-современному – лига (лат.), легко восстанавливалась – ре-лигаре (лат.). Именно потому религия в глубокой древности была естественной. С развитием интеллекта каждый человек проявлял всё больше и больше своеволия и тем самым отклонение от правильного миропонимания, хотя и вырабатывал яро свои индивидуальные проявления. По мере развития интеллекта на восстановление связи с Высшим требовалось всё больше и больше усилий. Так с каждым новым этапом требовались всё новые и новые усилия Учителей человечества, чтобы найти пути к пробуждению его сознания. В то же время затемнённое сознание затемняло и религиозные системы. Требовалось и очищение, и обновление их.
Другой путь совершенствования духа – опытное познавание. Каждая практическая деятельность – труд, был предтечей той деятельности, которую мы именуем наукою. В каждом виде деятельности, в своём труде, даже в том деле, что на первый взгляд выполняется механически, человеку приходится исполнять в новых состояниях и условиях, а потому в той или иной, иногда и незаметной для него самого долей творчества. Так труд служит путём к искусству и науке.
В духовном развитии человека и человечества отметим следующие пути:
– познание Высшего начала через веру и исполнение указанного в Священных Писаниях, устремление на соединение с Высшим началом – религиозный путь;
– опытное познавание Мира через практическую деятельность в труде и научное исследование – научный путь;
– творческое познание мира через развитие воображения и утончение проводников для лучшего выражения духа – путь через искусство;
– синтез двух проявлений в познавании из перечисленных трёх;
– синтез трёх – путь Культуры, синтеза религии, искусства и науки.
Чем выше объединительное начало, тем выше и сам путь познания.
Было Указано, что Знание приходит из Высшего Мира, через Иерархию. Но и Любовь высшая исходит из того же Источника.
Мудрость есть Знание, явленное в любви и с любовью. Мудрость – синтез любви и знания.
Учение – Мудрость, привносимая по цепи Иерархии для Земли от Учителя Учителей, Старшего из Старших – Того, Кто владеет Лучом Эволюции для Земли – Владыки.
Владыка Даёт Мудрость. Если Мудрость – Знание, а Знание – Учение, то Учение, привносимое свыше, и есть то, что является самым высоким. Понятно и то, что тот, кто овладевает Учением, тот является носителем самых высоких знаний для развития духа.
В применении Учения важно знать Его в теории, но ещё важнее прикладывать Его во всей жизни.
Йога и есть практическое применение Учения. Йога – не только связь с Высшим, но и наполнение всей жизни применением Учения во всей жизни.
Учение до периода выдачи «Тайной Доктрины» Е. П. Блаватской не давалось широко и было уделом немногих. Именно потому Йога носила лишь преломлённый и отражённый характер через религиозную практику.
Другую сторону познания Учения мы можем найти в философии, в которой выражен поиск и приложение Высших Знаний в жизни, мудрость любви к ней. Философия есть самое утончённое проникновение и приложение в жизни Учения, если Оно рассеяно в веках и народах, и самое тонкое Его понимание, если следовать образцу философии Учения, которое Даётся Тем, Кто Дал и само Учение или Его учениками.
Среди путей совершенствования духа следует отметить обязательное присутствие этики. И она действительно присутствует и в религии, и в искусстве, и в науке, и в культуре, и в философии. Но она же присутствует и в Основе Знаний – в Учении, откуда она собственно и исходит. Именно потому не случайно новое выявление Единого Учения именуется Учением Живой Этики.
Необходимо также утвердить ту идею, что понятие этики, философии и знания присутствует и в религии, и в науке, и в искусстве, и в синтезе всех трёх – Культуре, но также и в практической деятельности человека. Именно Иерархическая ценность всех трёх проявлений путей духовного совершенствования – Знания, этики, философии устанавливаются в зависимости от того, к чему они принадлежат – Учению, Культуре, науке, религии или искусству.
Трудно, наверно, не согласиться, что из всех знаний и путей направляющих по духовному пути, по пути духовного совершенствования высшим будет Учение, или сама Мудрость, Данная свыше, напрямую от Иерархии. Учение Дано в жизни и для жизни, а потому, несмотря на огромный поток или Океан Знаний теоретических, Оно призывает все Знания применить в жизни. И тот, кто успешно овладевает практикой применения Учения в жизни и соединения неразрывной связью с теми, кто является Источником этих Знаний – Учителем человечества, уже вполне может называть себя йогом. И нет на Земле задания выше, чем задание йога, ибо йог – высшее равновесие на планете. Конечно, здесь имеется в виду истинная йога истинного Учения, а не её имитация, по невежеству называемая йогой, распространённая по всему миру и не имеющая к йоге никакого отношения. В этом случае Знание будет самим Учением, Этика – самой сущностью Учения. И неслучайно можем указать на то, что часть Единого Учения, Данного на Новую Эпоху, называется Учением Живой Этики.
Философия Учения, Данная в образце Философии Учения через Н. К. Рериха, становится соединительным звеном между Учением и Культурою. Культура является высшей ступенью в человеческих исканиях и достижениях в синтезе религии, искусства и науки. В Культуре же высшей ступенью будет Философия Культуры как её самое тончайшее выражение и выявление высоких Начал. В широких массах во всех предыдущих веках основные, доступные части Мудрости распространялись и рассеивались в религиозных Знаниях и Этике, имевших и имеющих свою философию. Так ступень религиозных достижений шла неизменно и в единстве за Культурою, хотя в человеческом сознании современной цивилизации именно Культура является отголоском, элементом или обстоятельством религии. Но так было до наступления Нового Времени, в которое мы начинаем входить с переходного периода. Новый человек, наделённый в большей степени свободной волей, должен стать сотворцом, а потому его самостоятельность и самодеятельность должны определяться в его опытном познавании мира. Именно потому наука устанавливает свой приоритет через достижение синтеза в Культуре. Но здесь речь не о науке вообще, а о науке, ведущую роль в которой играет дух человеческий и сама наука приобретает новую парадигму – новый образ. Это – наука будущего или одухотворённая наука. Но если в приобретении знания приоритет за наукою, то это не означает, что с «грязной водой следует выплеснуть и ребёнка», – религия должна остаться также неотъемлемой частью человеческой деятельности, ибо без неё нет и не может быть Культуры. Но такая религия, в очищении своём от человеческих нагромождений и заблуждений, должна быть устремлена к своему Единому Источнику. Именно потому будущее – за Единой Религией.
То же касается и искусства, которое есть высшее выражение творчества. Искусство как высшее восприятие Красоты и утверждение её во всей жизни должно войти не только отдельно во всех своих разновидностях, но и соединиться, сочетаться и с наукою, и с религией.
Итак, чтобы войти на ступень Культуры, важно пройти путь религиозного искания, опытного познавания и творческого дерзновения и соединить все эти усилия в едином почитании Света, в синтезе – в Культуре. Так пройдя ступени приуготовления, человек в полной мере будет готов к постижению Учения и его практическому приложению в жизни – Йоге.
Видео: Иерархия ценностей видов и отраслей знаний для духовного совершенствования человека (выступление Чеглакова О.Н. в Институте Культуры ДонНТУ, Украина, 27.09.2014 г.)
Источник
Глава 1 СМЫСЛ И ЦЕЛЬ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА В ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ. СТУПЕНИ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Глава 1 СМЫСЛ И ЦЕЛЬ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА В ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ. СТУПЕНИ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
1. СМЫСЛ И ЦЕЛЬ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА В ФИЗИЧЕСКОМ ТЕЛЕ
Как было сказано выше, жизнь в физическом теле есть определенный /рок, как бы определенное задание, которое нужно выполнить. Если человек успешно выполнял поставленные передним задачи, он двигался в своей эволюции быстрее; если он был менее успешен, он много раз возвращался в те же условия, в ту же обстановку (в которых он не имел успеха).
Да, конечно, духовное развитие для каждого человека в течение Великого цикла предопределено Творческой Волей Абсолюта. Но скорость процесса его духовной эволюции в течение Великого цикла зависит от степени усилий воли человека, направленных на ускорение своей эволюции. При отсутствии этих усилий или слабых усилиях человек большую часть земных жизней Великого цикла проводит в первых двух классах земного обучения и испытывает бесконечные физические и моральные неудобства и страдания. Усилия воли человека, направленные на ускорение своей духовной эволюции, позволяют ему быстро достичь последних классов земного обучения и больших интервалов времени пребывания в астральной плоскости, что даст ему возможность большую часть времени Великого цикла жить истинной жизнью человека: в гармонии со Вселенной, почти не испытывая физических, моральных и духовных неудобств и страданий. Эти усилия воли человека, направленные на ускорение своей духовной эволюции, называются самосовершенствованием.
Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод, что смысл жизни человека на Земле – самосовершенствование, а цель его земного воплощения – достижение как можно более высокого уровня духовного развития посредством самосовершенствования.
Читайте также
XI. АПОЛОГИЯ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ В ФИЛОСОФИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ГЕРОИЗМА (НИЦШЕ)
XI. АПОЛОГИЯ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ В ФИЛОСОФИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ГЕРОИЗМА (НИЦШЕ) Среди крупных философских учений своеобразное место заняла философия Ницше. В то время как все рассмотренные нами учения искали и по своему открывали смысл жизни в направлении на трансцендентное бытие
XVI. К АПОЛОГИИ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ
XVI. К АПОЛОГИИ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ В беглом обзоре путей творчества и его диапазона, намеченных в предыдущем изложении только в общих примерных чертах, мы стремились показать возможность на указанном нами пути выйти на простор абсолютного – достижения во временных конкретных
I. Так называемая «непротяженность» душевной жизни и ее подлинный смысл: неизмеримость душевной жизни
I. Так называемая «непротяженность» душевной жизни и ее подлинный смысл: неизмеримость душевной жизни Наметив область душевной жизни и уяснив ее отношение к области сознания, попытаемся теперь вглядеться в душевную жизнь и определить основные черты, присущие этой
ГЛАВА ПЯТАЯ. Цель жизни
ГЛАВА ПЯТАЯ. Цель жизни I«Цель жизни человеческой, — пишет архиеп. Павел, — не может заключаться в самом человеке, ни в его нравственном совершенстве, ни в его счастьи. Только слава Божия может быть истинною целью жизни человека». Что цель человеческой жизни в славе
6. Смысл и цель жизни
6. Смысл и цель жизни Философская антропология не может обойти вопрос о смысле и цели жизни. Разные философские учения отвечают на него по-разному. Представители материализма обращаются к рассмотрению объективной действительности и реальной жизнедеятельности людей,
46. Аналитика внутреннего мира человека: проблема счастья, смысл жизни, проблема смерти и бессмертия. Творческая жизнедеятельность как выражение личностного начала
46. Аналитика внутреннего мира человека: проблема счастья, смысл жизни, проблема смерти и бессмертия. Творческая жизнедеятельность как выражение личностного начала Внутренний мир человека — это единый духовный опыт взаимодействия его личности как с внешними фактами
Собрание 7. О смысле жизни через Любовь человека (Франция. Лазурный берег, Ницца) (еще одна попытка трактовки смысла жизни)
Собрание 7. О смысле жизни через Любовь человека (Франция. Лазурный берег, Ницца) (еще одна попытка трактовки смысла жизни) Сияющее солнечное утро. Авенида дез Англез. Серебряное море. Пустынный майский пляж. Одинокий йог, сплетенный в некий экзотический цветок. Вдали из-за
2. Смысл жизни человека
2. Смысл жизни человека Слова – как знаки идей – приобрели власть над людьми. Словами совершались великие перестройки в их обществе. В былые времена за Словами люди шли на войну [998] . В.В. Налимов 2.1. Единство вопросов о смысле жизни человека и смысле человека Основная
4. Смысл жизни и назначение человека
4. Смысл жизни и назначение человека Вопрос о смысле жизни человека принадлежит к числу вечных вопросов, на который люди издревле пытались дать ответ. В сущности, каждый человек рано или поздно ставит этот вопрос, прежде всего по отношению к самому себе, стараясь
ЦЕННОСТИ И СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
ЦЕННОСТИ И СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Впервые выявление своеобразии феномена ценности было осуществлено в 50 — 60-е годы XIX столетия немецким философом лейбницевской школы Р. Г. Лотце (1817–1881 гг.) в книге «Микрокосм» и в трактате «Основания практической философии». Именно Р.
Цель и смысл жизни
Цель и смысл жизни Известный историк древней философии Бернет считал подлинным только произведение Демокрита «Об евтимии», что дословно означает «О хорошем состоянии духа». Таким «хорошим» состоянием Демокрит считал спокойное, ровное настроение, которое
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ ПЛОТИНА
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ ПЛОТИНА 204 г. — Рождение Плотина.232 г. — Плотин уезжает из Ликополя в Александрию.232–242 гг. — Плотин в школе Аммония Саккаса.243 г. — Плотин присоединяется к армии императора Гордиана.244 г. — Плотин прибывает в Рим.244–253 гг. — Плотин преподает
5. СМЫСЛ И ЦЕЛЬ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА В ГЛОБАЛЬНОМ МАСШТАБЕ
5. СМЫСЛ И ЦЕЛЬ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА В ГЛОБАЛЬНОМ МАСШТАБЕ Цель жизни человека – раскрытие, развитие, духовный рост души. Мы находимся в вечности сейчас и будем находиться в ней всегда. Наши души могут существовать и вне физического тела, и в физическом теле, хотя телесное
1. СМЫСЛ И ЦЕЛЬ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА В ФИЗИЧЕСКОМ ТЕЛЕ
1. СМЫСЛ И ЦЕЛЬ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА В ФИЗИЧЕСКОМ ТЕЛЕ Как было сказано выше, жизнь в физическом теле есть определенный /рок, как бы определенное задание, которое нужно выполнить. Если человек успешно выполнял поставленные передним задачи, он двигался в своей эволюции быстрее;
Источник