Ступени социализации 8 класс

Социализация
презентация к уроку по обществознанию (8 класс) по теме

Презентация к уроку обществознания в 8 классе: содержит определение, схемы о стадиях и уровнях социализации.

Скачать:

Вложение Размер
socializaciya.ppt 252 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

СОЦИАЛИЗАЦИЯ УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 8 КЛАССЕ Учитель: Борисова С.В.

Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя. Элберт Хаббард

План урока Повторение Изучение новой темы Стадии социализации Фазы социализации Уровни социальной зрелости Закрепление изученного материала Домашнее задание

Повторение Что такое человеческие потребности? Какие бывают потребности? Что вы знаете об иерархической теории потребностей А. Маслоу? Чем различаются низшие и высшие потребности? Какие потребности преобладают у вас? Почему духовные потребности удовлетворить труднее всего? НАЗАД Обсудим?

Стадии социализации НАЗАД Стадии социализации личности Первичная социализация (семья и друзья) 2. Вторичная социализация (учреждения и институты)

Социализация личности – это осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями, усваивают культурные нормы и социальные роли назад

Фазы социализации НАЗАД Адаптация Задача – приспособление к существующим социальным условиям 2. Усвоение социальных и моральных норм и ценностей общества Задача – превращение общественных норм и ценностей в личные убеждения Фазы

Уровни социальной зрелости НАЗАД Уровни социальной зрелости личности III . Личность, восприняв социальные нормы и ценности как естественные, оценивает несовершенство существующих в обществе отношений и реализует свой личный потенциал во имя их дальнейшего прогрессивного развития II . Личность реально восприняла социальные нормы и ценности как необходимые, согласна со своей ролью в отношениях с обществом, не противится требованиям общества к ней и готова отстаивать общественные ценности как свои I . Индивид осознает и воспринимает нормы и ценности человеческого общежития, в определенной мере руководствуется ими для удовлетворения своих потребностей

Закрепление изученного Что такое социализация? Какие стадии она проходит? Какие фазы существуют в процессе социализации? Какие уровни социальной зрелости постигает личность? Задание: Выполнить практикум – стр. 58 НАЗАД

Домашнее задание Прочитать параграф 7. Написать сочинение миниатюру на тему эпиграфа: Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя. Элберт Хаббард

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы выступления на методическом совете.Счастье-это когда тебя понимают! Можно переформулировать данную фразу: Счастье — когда ты умеешь быть понятным-и себе, и людям. Вся наша жизнь проходит в о.

Игра — это не только источник знаний, но и радость, удовольствие от победы, умение познавать мир и действовать в различныхситуациях. игра помогает скрасить досуг, развивать умственные способности, улу.

В статье раскрыты понятия «социализация», «адаптация», «социальная адаптация», обозначены причины социальной дезадаптации, поднимается вопрос о повышении эффективности социальной адаптации детей.

Проблема обучения детей-инвалидов в условиях массовой общеобразовательной школы — одна из актуальных проблем современного российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обес.

Социализацию не следует сводить к образованию и воспитанию, хотя она и включает эти процессы. Социализация личности осуществляется под влиянием совокупности многих условий, как социально-контролируемы.

Данный материал адресован психологам, социальным педагогам. Возможно, эта статья заинтересует классных руководителей. Разработала учитель музыки ( педагог-психолог ) Коптик Е.С.

С первых дней обучения в школе ребёнок встречается с проблемами становления из — за новой социальной роли. Процесс усвоения человеком социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения о.

Источник

Социализация

Процесс социализации

Человек в течение всей жизни изучает происходящее вокруг. Такой процесс называется социализацией. Другими словами – осваивает роли. Их множество, они зависят от окружения, возраста, возможностей, заложенных в индивиде от природы.

  • Роль– это модель поведения, способ самовыражения. Социальная роль зависит от положения, статуса человека в обществе.
  • Культурные нормы – это требования, правила, позиции. Нормы разработаны обществом, а выполнять их обязан конкретный человек.

Процесс социализации – это усвоение ролей, которые предлагаются человеку или выбираются им самостоятельно.

Периоды процесса

Освоение ролей и изучение норм длится всю жизнь. Начальная стадия занимает периоды взросления, продолженная – зрелую жизнь. На какие этапы делят социализацию:

С момента рождения и появления на свет до глубокой старости человек осваивает новые социальные роли.

Структура процесса

Понятие ученые описывают по-разному, но общее в определении – это обучение жизни. Социализация заставляет человека приспособиться к условиям, в которых он должен существовать всю свою сознательную жизнь, происходит воспитание индивида.

Социализация и воспитание – два взаимосвязанных процесса человеческого формирования. Воспитание предполагает изучение и выполнение культурных навыков. Воспитание создает характер, вносит индивидуальность, отличие одного от другого.

Формы проведения воспитательного процесса

Воспитание проходит по определенным правилам. Ученые выделили сензитивные периоды становления человека. Медики, педагоги и другие научные деятели рассмотрели, в какие периоды, что развивается в человеке:

  • речь – до 3 лет;
  • пластичность движений – до 8 лет;
  • физическое становление – до 18 лет.

Формы воспитания в течение жизни:

  • культурные правила и нормы;
  • требования бытовых умений и навыков самообслуживания;
  • ценности и идеалы.

От форм зависит воспитание и культурный уровень человека. Целенаправленный процесс формирования характера постоянно подвергается стихийным воздействиям.

Усвоение некоторых норм происходит вне желания и создания специальных условий, то есть стихийно.

Методы воспитания

Ребенок начинает формировать свой характер и манеру поведения, подражая своим родителям. Постепенно он начинает проявлять заинтересованность к действиям и происходит распределение действий на две большие группы:

  • положительные поступки (правильные);
  • отрицательное поведение (плохие дела).

Чтобы помочь детям разобраться, что хорошо, что плохо, педагоги разработали методы воспитания. Какие считаются наиболее популярными:

  • авторитет старших;
  • умение слышать и воспринимать;
  • стремление анализировать и разбираться в содеянном.

Правила воспитания для человека должны быть четкими и понятными. Двусмысленность приводит к ошибкам, характер становится сложным. От невыполнения методов, их несоответствия формируются невоспитанные личности с плохими желаниями и стремлениями. Два типа воспитанности различны по соблюдению правил:

  • хорошее воспитание – соблюдение всех норм.
  • плохое – демонстрация нежелания подчиняется нормам.

Соблюдение норм под страхом наказания формирует плохое поведение: страх и обман.

Что мы узнали?

В обществознании за 8 класс выстраивается система понятий: социальная роль, воспитание, социализация. Процесс изучается по этапам, характерным для взросления человека. Что является методом воспитания, как быстро проходит социализация, влияние общества на личность – неполный перечень изучаемых проблем.

Источник

Разработка урока по обществознанию в 8 классе по теме: Социализация и воспитание»

Тема: Социализация и воспитание.

Обучающая: познакомить учащихся с процессом социализации, влиянием основных социальных институтов на становление личности. Выявить роль воспитания на адаптацию человека в обществе.

Воспитательная: способствовать формированию чувства уважения к семье, школе, классу.

Развивающая: продолжить формирование умений анализировать и применять на практике полученную информацию, высказывать свою точку зрения.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебники, тетради, проектор, компьютер, экран

II . Опрос домашнего задания

Перед вами пирамида потребностей, ответьте на вопросы

— Что такое потребности?

— Кто впервые расположил их в восходящем порядке?

— На какие группы разделил потребности А. Маслоу?

— К чему приводят неудовлетворенные потребности?

— Какие потребности в большей степени оказывают влияние на формирование личностных качеств?

«Вы вернулись из школы домой. Основываясь на теорию А. Маслоу, опишите в какой последовательности будут удовлетворены ваши потребности (с примерами)»

На прошлых уроках мы говорили о личности, какую роль играет общество в ее становлении, о потребностях, удовлетворение которых приводит к формированию качеств присущих личности. Цель нашего занятия выяснить, как человек накапливая опыт и преодолевая трудности, адаптируется в обществе, влияние воспитания на становление личности.

Прочитав эпиграф и текст ниже, попытайтесь сформулировать тему сегодняшнего урока!

«Любить детей — это и курица умеет. А вот уметь воспитать их — это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни».

Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в школе, но и. у самого себя. Надо только знать, что такое настоящая воспитанность.

Я убежден, например, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными.

Если мужчина на улице пропускает вперед себя незнакомую женщину (даже в автобусе!) и даже открывает ей дверь, а дома не поможет усталой жене вымыть посуду, — он невоспитанный человек.

Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается по каждому поводу, — он невоспитанный человек.

Если он не считается с характером, психологией, привычками и желаниями своих близких, — он невоспитанный человек.

Если уже во взрослом состоянии он как должное принимает помощь родителей и не замечает, что они сами уже нуждаются в помощи, — он невоспитанный человек.

Если он громко заводит радио и телевизор или просто громко разговаривает, когда кто-то дома готовит уроки или читает (пусть это будут даже его маленькие дети), — он невоспитанный человек и никогда не сделает воспитанными своих детей.

Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном.

IV . Объяснение новой темы

1. Откройте тетради, запишите число и тему урока: «Социализация и воспитание»

Что такое воспитание? Как вы понимаете это слово?

Воспитание — это целенаправленное формирование личности в целях подготовки ее к активному участию в общественной и культурной жизни. (записать в тетради).

Воспитание — самая трудная работа изо всех, выпавших на долю человека.

Воспитание определяется обществом и выражается в форме:

бытовых правил и поведения

ценностей и идеалов(записать в тетради)

Воспитание протекает в виде целенаправленного прививания норм, ценностей, качеств и стихийного усвоения правил, идеалов. Между этими видами воспитания может образоваться разрыв — конфликт.

Как вы думаете, в чем это проявляется и из-за чего это происходит?

Если родители говорят своему ребенку что курение это плохо, но при этом сами курят, ребенок будет в замешательстве и в итоге усвоят пример родителей, а не слово.

Вот что говорил Н.И. Новиков о значении примера: «Ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между тем всеми другими примерами ничей другой в них не впечетлевается глубже и тверже примера родителей».

В процессе воспитания ребенок учится жить в обществе, усваивает те модели поведения, которые демонстрируют взрослые.

Давайте разберем несколько ситуаций, которые встречаются в каждой семье. Что бы вы сделали на месте ваших родителей?

Ситуация №1. Ребенок не желает ходить в школу. Ни уговоры, ни угрозы не помогают. Ваши действия.

Ситуация №2. Подросток не хочет помогать родителям по дому, делать уроки, а целый день сидит перед компьютером.

После ответов и обсуждения. Открываем рабочие тетради С.25 № 3, прочитайте текст и ответьте на вопросы:

Какую роль играет воспитатель в жизни человека?

Как вы считаете, важны ли хорошие отношения между учителем и учеником? Свое мнение аргументируйте.

Для чего нас воспитывают родители, учителя?

Для того чтобы мы с вами могли жить в обществе по общепринятым законам.

2. В социологии существует специальный термин, который обозначает адаптацию человека в обществе — это социализация.

Социализация – это процесс усвоения культурных норм и социальных ролей.(записать в тетради)

Процесс социализации протекает в течение всей жизни человека и проходит все стадии жизни человека: детство, юность, зрелость, старость. Выделяется начальная социализация, охватывающая детство и юность и продолженную включающую в себя зрелость и старость.

Как вы думаете почему?

Какие социальные институты оказывают на нас влияние? (записать в тетради)

д) учебные заведения

Что такое социальная роль?

Роль — это способ и модель поведения человека в соответствии с занимаемым социальным положением (ребенок, взрослый, жена, дочь, подруга ) (записать в тетради)

Значение социализации — это готовность человека приспосабливаться к изменяющемуся обществу, быть готовым к любым неожиданностям.

Предлагаю провести тест и выяснить готовы ли вы к неожиданностям.

Ответьте на вопросы:

Всегда ли у вас есть запасная ручка?

Отправитесь ли вы в путешествие, если у вас не хватает денег на все путешествие?

У вас есть кошка?

Часто ли вы попадаете под дождь, не имея с собой зонта?

Следует ли быть осторожным, потому что «береженого Бог бережет»?

Есть ли у вас дома аптечка?

Лучше ли иметь две специальности, чем одну?

Можно ли вас назвать запасливым человеком?

Считаете ли вы, что нужно каждый раз рисковать всем, чтобы чего-то добиться?

У вас большой запас письменных принадлежностей?

Считаете ли вы, что нужно иметь несколько друзей, чтобы не оставаться одному?

Поставьте себе 1 балл за каждый ответ «да» на вопросы : 1,2,3,5,6,7,8,10 и за «нет» на вопросы: 4,9,11

Больше 9 баллов: вы перестраховщик и никогда не сделаете шага, не подумав о последствиях. Но зачастую необдуманные поступки могут сделать жизнь более приятной.

От 3 до 9 баллов: вы в меру предусмотрительны и осторожны. Можно считать, что вы хорошо подготовлены к неожиданностям.

Менее 3 баллов: вы абсолютно не умеете предугадывать события и их последствия. Будьте более внимательны и осторожны.

Каждый сделает для себя выводы по полученным результатам и будет работать над собой.

Как вы понимаете мысль о том, что воспитанию ребенка предшествует воспитание родителей?

Прокомментируйте высказывание Ж.-Ж. Руссо «Воспитание человека начинается с его рождения; он еще не говорит, еще не слушает, но уже учится. Опыт предшествует обучению».

Верны ли следующие суждения о социализации в современном обществе?

А. Начальная стадия социализации по сравнению с традиционным обществом стала более короткой. Б. Современные люди получают образование в основном на продолженной стадии социализации.

1)верно только А; 2) верно только Б;

3)верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

К продолженным стадиям социализации относится:

1) юность; 2) старость; 3) детство; 4) верно 1 и 2.

После выхода на пенсию Л. увлекся рыбалкой и вступил в общество рыболовов-любителей. Это пример:

1)воспитания; 2) социализации; 3) самовоспитания; 4)самоконтроля

Верны ли следующие суждения о воспитании в семье?

А. В процессе воспитания не только родители воспитывают детей, но и дети влияют на воспитание родителей. Б. Негативное поведение родителей может содействовать плохому воспитанию детей.

1) верно только А; 3) верны оба суждения;

2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.

Социализация проходит в:

1)семье; 2) школе; 3) группе друзей; 4) верно все перечисленное.

Девятилетний Саша, копируя поведение отца, всегда берет у мамы тяжелые сумки

с продуктами, помогает ей во время уборки квартиры. Это пример:

1) целенаправленного воспитания в семье; 2) стихийного воспитания в семье;

3) продолженной социализации; 4) влияния дальней социальной среды.

Установите соответствие между формами воспитания и их проявлениями: к каждой позиции, данной в первом

ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ

А) Культурные нормы. 1) Любить родителей и заботиться о них

Б) Бытовые правила поведения. 2) Уступать место в транспорте пожилым

В) Ценности и идеалы. 3) Чистить зубы утром и вечером

VI . Подведение итогов урока.

Что вам понравилось на уроке? Что запомнилось?

VII . Домашнее задание:

§7, вопросы после параграфа. Задания в рабочих тетрадях № 1, 2, 4, 5.

Источник

Читайте также:  Опалубка для входных ступеней
Оцените статью