- В чем отличия лицея и школы и что лучше, преимущества и недостатки заведений
- Чем отличается лицей от школы
- Поступление в учебное заведение
- Учебная деятельность
- Внеурочная работа
- Педагогический состав
- Преимущества и недостатки
- Лицей
- Школа
- Куда стоит отдавать ребенка
- Выводы
- Чем отличается школа от гимназии и лицея
- Отличие гимназии от школы
- Таблица: сравнение школ и гимназий
- Гимназия и школа: сходство
- Куда отдать своего ребенка
- Чем лицей отличается от школы
- Чем отличается обычная школа от гимназии и лицея?
- Школа
- Гимназия
- Лицей
- Минусы гимназии и лицея
- Преимущества гимназии и лицея
- В чем разница между школой и гимназией и лицеем?
- В чем разница между учреждениями?
- Что лучше?
- Вывод
В чем отличия лицея и школы и что лучше, преимущества и недостатки заведений
Среднее образование ребенок может получить в школе или лицее. В первом случае он учится 11 лет, во втором – 4 года. В чем отличия между средней школой и лицеем? Какие преимущества и недостатки имеет каждая форма образования? Родителям необходимо в этом разбираться, чтобы принять оптимальное решение. Правильность выбора заключается в учете способностей ребенка и конечной цели.
Чем отличается лицей от школы
Школа и лицей выполняют одну и ту же образовательную функцию. Учебные заведения отличаются конечной целью и способом ее достижения. Лицей выбирают, если уже определились с будущей профессией. Школу оканчивают, когда устремления в будущее точно не сформировались.
Поступление в учебное заведение
В школу ребенка обязаны взять по месту его регистрации в возрасте 6 и старше лет без каких-либо предварительных условий. Другое дело, если ребенка хотят записать в учебное заведение, к которому он территориально не предписан. В таких случаях школьная администрация имеет право принимать детей при наличии свободных вакансий и на конкурсной основе при большом наплыве желающих.
Для поступления в лицей существуют другие правила. В учебное заведение принимают с 14 лет на конкурсной основе. В зависимости от специализации это может быть собеседование или экзамены по профилю. Территориальной привязки к месту жительства детей не имеется.
Учебная деятельность
Учебные программы школ и лицеев утверждены министерством образования. Разница заключается в более углубленном изучении отдельных предметов, на которых специализируется заведение. Например, физика и математика, биология и химия, иностранный язык.
Особую специфику имеют лицеи, аналоги профессионально-технических училищ. В учебные программы включены предметы и практическая деятельность, позволяющие получить квалификационный разряд по какой-либо специальности.
Внеурочная работа
В обычной школе и в лицее внеурочные занятия занимают важное место в воспитании детей. В обязанности классного руководителя входит организация внеклассной работы, например, экскурсий в музеи, на художественные выставки. Общение после уроков сплачивает коллектив, улучшает психологическую обстановку в классе, повышает авторитет классного руководителя.
Педагогический состав
Учителя в лицее по предметам с углубленной программой обучения имеют более высокий уровень квалификации, чем в школе. Учебные заведения, организованные при вузах, также стараются сформировать более квалифицированный преподавательский состав. Они заинтересованы в подготовке будущих абитуриентов на высоком уровне.
Конкурсный набор в лицеи позволяет отобрать более подготовленных и мотивированных к учебе детей, что также влияет на уровень квалификации, предъявляемый к педагогам.
Преимущества и недостатки
Каждая форма обучения имеет свои нюансы, которые надо учитывать, чтобы взвешенно принять решение, где обучать ребенка.
Лицей
В лицее уровень подготовки не только по отдельным предметам, но и в целом выше, чем в школе. Причина заключается в возможности отобрать детей, способных к усвоению более сложного учебного материала, и высококвалифицированном преподавательском составе. Техническая оснащенность кабинетов, спортзала на высоком уровне.
Дети, успешно окончившие специализированный лицей, имеют больше шансов для поступления в высшее учебное заведение этого профиля. Они легче адаптируются к требованиям университетских программ.
Чаще всего увеличивается время на дорогу. С 14-15 лет детям приходится самостоятельно добираться до места обучения различными видами транспорта.
Школа
Режим учебы и отдыха в школе более щадящий, чем в лицее. Дети имеют больше времени для восстановления сил после уроков. Школьная программа ориентирована на ученика со среднестатистическими способностями. При обучении в школе с 1-го по 11-й класс у детей формируется стереотип поведения, так как они понимают требования педагогов, у них завязываются дружеские отношения с другими детьми. Немаловажно, что они хорошо ориентируются в здании школы. Психологическая нагрузка соответствует возрасту.
Уровень преподавания в школе зависит от 3-х факторов:
- способности и желания учиться у детей в классе;
- квалификации учителей;
- наличия оборудования для проведения лабораторных исследований, занятий спортом, изучения языка;
- компьютеризации классов.
Местонахождение учебного учреждения определяется планом застройки жилых кварталов, чтобы дети тратили минимум времени на безопасную дорогу в школу.
Куда стоит отдавать ребенка
Вопрос о выборе учебного заведения встает по окончании 7-го класса. До этого времени альтернативы школьному образованию нет. Решение должно основываться не только на родительских амбициях, но и с учетом интеллектуальных и физиологических возможностей подростка, а также его желания поменять коллектив детей и учителей.
Социализация детей имеет не меньшее значение, чем получение крепких базовых знаний. Для будущей успешной жизни необходимо уметь устанавливать контакты с людьми, не бояться принимать решения. Эти качества закладываются в детском возрасте.
Не все рождаются с характером лидера. Если ребенок трудно привыкает к новой обстановке, то стоит подумать, имеет ли смысл переводить его в лицей, если в школе у него друзья, квалифицированный, укомплектованный штат преподавателей? Поступление в лицей, безусловно, оправдано в том случае, если подросток уже определился с выбором будущей профессии.
Выводы
Для принятия решения, где учиться последние 4 года подростку, следует сопоставить объективные данные образовательных учреждений:
- Программа лицея отличается от школьной. Для углубленного изучения специализированных предметов в учебном распорядке предусмотрено больше часов. Объем домашнего задания по этим дисциплинам превышает школьный.
- По окончании лицея предполагается, что его выпускники будут поступать в высшее учебное заведение, на базе которого организован лицей. Выпускники школ могут продолжить образование в любом вузе или ограничиться средним уровнем.
- Администрация лицея стремится иметь в штате педагогов высшей квалификации. Это необходимо для обеспечения уровня подготовки будущих абитуриентов и повышения рейтинга учебного заведения.
- При обучении в лицее возрастает нагрузка: интеллектуальная, физиологическая, физическая. Возможно, подростку придется раньше вставать, позже ложиться спать. У него будет меньше времени на общение, прогулки на свежем воздухе. У ослабленных детей из-за перенапряжения могут возникнуть проблемы со зрением, желудком. Эмоциональный стресс при смене обстановки накладывается на «трудный» возраст.
Получение образования не должно вредить здоровью подростка.
Источник
Чем отличается школа от гимназии и лицея
Школа — это учебное заведение для получения общего образования. Гимназия и лицей — это школа с углубленным изучением отдельных предметов. Но только ли этим отличаются три типа образовательных организаций; школа, лицей и гимназия: в чем их разница.
Отличие гимназии от школы
С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов различия постепенно стираются, но пока еще присутствуют. Чем отличается гимназия от обычной школы:
- Разные правила приема в учебное заведение. Хотя вступительные собеседования и запрещены законодательством, на деле почти во всех гимназиях детям на стадии подачи заявления предлагают пройти мини-экзамен.
- Разная форма собственности. Гимназии в большинстве своем — негосударственные образовательные учреждения. В них может взиматься плата за обучение. Школы — строго муниципальные и бесплатные (оплачиваются только дополнительные образовательные услуги и родительские «пожертвования»).
- Разные материально-технические возможности. Гимназии в этом смысле в явном выигрыше. У многих есть спонсоры или попечительские советы, в которые входят состоятельные люди (как родители обучающихся, так и просто меценаты или местные чиновники).
- Разный преподавательский состав. Это не обязательное различие. Во многих «обычных» школах тоже работают высококвалифицированные учителя. Но в гимназию часто идут энтузиасты своего дела, которым предоставляют большие возможности для педагогического творчества. Помимо этого, учителя в гимназию приглашаются, как правило, на конкурсной основе. У них должна быть высокая квалификационная категория, большой опыт участия и побед в конкурсах педагогического мастерства. В процессе обучения они используют авторские программы и инновационные методики. В обычных школах зачастую наблюдается нехватка кадров.
- Разные образовательные программы. Отличие гимназии от школы в том, что в первой в программу вводится изучение дополнительных иностранных языков, углубленное изучение тех или иных предметов, проводятся внутренние олимпиады и конкурсы, позволяющие ученикам раскрыть свой потенциал. Экспериментальные и инновационные методики обучения дают возможность достичь высоких результатов в короткие сроки. При этом нагрузка на ученика в гимназии выше, чем в школе.
- Разное отношение к одаренным детям. Обычная школа ориентирована на «среднего» ученика, ее задача — дать базовые знания и подтянуть отстающих. Одаренные ученики в таких условиях не всегда получают должное внимание, поскольку учителю приходится больше заниматься с плохо успевающими. В гимназии средний уровень обучающихся выше, у педагогов есть время и способности заниматься с одаренными ребятами.
- Разный уровень подготовки выпускников. Обычная школа формирует универсального ученика, который теоретически смог бы учиться в любом среднем или высшем учебном заведении либо поступить работать в организацию, где не требуется квалифицированный труд, и постепенно освоить профессию. Здесь все зависит от желания школьника. Если он сам приложит усилия, будет посещать репетиторов, заниматься дополнительно, то станет конкурентоспособным и в процессе поступления и обучения в вузе. Если ученик не проявит желания, он наберет определенный балл на ЕГЭ или ОГЭ и станет обычным членом общества. В гимназии подготовка выпускников более направленная: в последних классах вводится специализация, позволяющая без дополнительных усилий поступить в престижный вуз.
Таблица: сравнение школ и гимназий
Что сравниваем | Школа | Гимназия |
Нагрузка в школе | В соответствии с возрастом учеников | Повышенная |
Длительность уроков | 40-45 минут | Пары из сдвоенных уроков по 45 минут |
Наличие углубленного изучения предметов | Только в старших классах в некоторых школах | Есть |
Вступительные экзамены | Собеседование для определения уровня знаний. Отказать в приеме на основании плохо пройденного испытания нельзя | Есть, для зачисления нужно успешно пройти испытание |
Переводные экзамены | Нет | Есть. В случае неудачно сданного экзамена из гимназии могут отчислить |
Выпускные экзамены | ЕГЭ | ЕГЭ, иногда внутренние экзамены по профильному предмету |
Программа обучения | Единая, разработана Минобразования | Собственная на основе программы Минобразования |
Гимназия и школа: сходство
И в гимназии, и в школе ребенок может получить хорошие знания. В обоих случаях результат зависит от желания ученика, от его мотивации (в этом значительную роль играют родители). Новые ФГОС уменьшили разницу в образовательных программах между двумя видами учреждений: каркас знаний, которые даются ученикам, теперь одинаковый.
Куда отдать своего ребенка
Специалисты советуют не спешить. К моменту поступления в первый класс не всегда можно определить, к чему склонен малыш. Кто он? Будущий технарь, а может, гуманитарий? Захочется ли ему углубленно изучать в гимназии те или иные предметы? Выход простой: начальную школу лучше освоить в обычном общеобразовательном учреждении. Наблюдайте за успеваемостью вашего ребенка; за тем, что его больше интересует; находите для него тесты, с помощью которых можно определить наклонности. А уже потом решайте: оставить его в школе или отдать в гимназию.
Чем лицей отличается от школы
Есть и еще один тип ОУ: лицей. Обычно считают, что это то же самое, что и гимназия. Но это не так. Отличие гимназии от лицея и школы в том, что в гимназии углубленное изучение гуманитарных предметов. Лицей же имеет больше техническую направленность: математическую, например. Иногда лицеи открываются при вузах, некоторые уроки там ведут преподаватели из университета.
Источник
Чем отличается обычная школа от гимназии и лицея?
Автор статьи: Василий Вачикович Шахгулари — эксперт ЮНЕСКО, бизнес-тренер, практикующий психолог, кандидат педагогических наук.
Большое количество учебных заведений буквально загоняет родителей в тупик. Найти ответ на вопрос, куда отдать ребенка, сложно. Поэтому стоит разобраться, что такое каждое из заведений и чем обычная школа отличается от гимназии и лицея.
Очень часто ко мне обращаются мои знакомые, родители и читатели с вопросом «В какую школу, лицей или гимназию лучше отдать своего ребенка?». В связи с этим, я решил опубликовать данную статью, чтобы многие родители смогли сделать правильный шаг при выборе того или иного среднего образовательного учреждения.
Школа
Это учебное заведение. В нем каждая дисциплина преподается одинаково, за некоторыми исключениями. Например, если в школе есть классы с углубленным изучением любого предмета.
Программа соответствует государственным требованиям, нагрузка — нормам, установленным для определенного возраста. Свободное и учебное время распределяется таким образом, чтобы ребенку хватало его как на учебу, так и на секции / кружки и внеклассную работу.
Гимназия
Считается элитным учебным заведением. Хотя в Казахстане многие обычные школы работают как школы-гимназии. В средней или старшей школе вводится так называемая предпрофильная подготовка, которая, конечно, занимает больше времени. Программа и нагрузки индивидуальны для каждой школы. Также в гимназии часто бывает разделение по интересам ребенка. Это позволяет быстро определиться с будущей профессией. Такое учебное заведение старается обеспечить универсальное и многостороннее образование.
Лицей
Часто относится к конкретному вузу. Обычно готовит ребенка к поступлению в это учреждение. Кроме того, обучение проводят преподаватели конкретного вуза. Уровень образования намного выше. В этом случае основное внимание уделяется профильным дисциплинам. Иногда это заведение разрешает зачисление сразу на второй курс в некоторых странах мира. У школы есть возможность повысить свой статус до гимназии или лицея, но это сложно.
Минусы гимназии и лицея
Чтобы ответить на вопрос, чем школа отличается от гимназии и лицея, необходимо прежде всего выделить положительные и отрицательные стороны этих учреждений. Начнем с минусов. В некоторых учреждениях (именно в гимназиях, в лицеях — выборочно) после определенных занятий проводятся экзамены. При плохих результатах ребенка могут исключить из школы, а это определенный стресс.
Кроме того, из-за стремления к хорошей успеваемости учителя и руководство пытаются отсеять учеников, которые не могут справиться с возросшими рабочими нагрузками. Способы для этого применяются самые разные и иногда негативно сказываются на самооценке подростка.
Спорный момент — материальная поддержка учебного заведения, которая намного выше, чем у обычной школы. Этот аспект в основном ложится на плечи родителей.
Преимущества гимназии и лицея
Учителя этих заведений должны иметь высшую категорию. В этом случае преподавательский состав должен быть полностью укомплектован. В отличие от школы, здесь обычно каждый учитель ведет только один предмет.
Поскольку на разных этапах отсеиваются разные ученики, уровень остальных достаточно высок. И это заставляет детей стремиться к большим успехам. В таких заведениях стараются исключить различные конфликтные ситуации и возможные драки. Поэтому за детьми наблюдают больше, чем в школах, и родителям немедленно сообщают о прогулах и ухудшении успеваемости.
Разнообразие факультативов в этих школах является важным фактором. Также здесь преподается как минимум два иностранных языка, причем в более углубленной форме. В обычной школе чаще всего изучают одну, реже две, но не так основательно.
В чем разница между школой и гимназией и лицеем?
Поскольку образование в школах является государственным и регулируется набором правил и законов, принятых соответствующими органами, его уровень в этих учреждениях эквивалентен. Учебники и дополнительная литература для всех одинаковы. При этом существуют стандартные нагрузки (занятие 45 минут), а также регламент, определяющий количество часов нагрузки для определенного возраста. Возраст детей в школу стандартизирован – 6, 7 лет.
Все это несколько снижает образовательный уровень этих заведений. Основной задачей родителей становится заинтересовать ребенка обучением. Ведь общепринятые нормы детям скучны.
Конечно, очень многое зависит от учителей. Если они способны чем-то заинтересовать ребенка, то процесс усвоения материала намного проще. При этом не прогадать очень сложно.
Но гимназии и лицеи подбирают нагрузку и вид обучения под себя. Педагогический коллектив заинтересован в хорошей успеваемости каждого ребенка, поэтому придуманы и подобраны самые разные программы и методы. Это помогает лучше усваивать материал. Однако уровень нагрузки намного выше школьного. Это очень утомляет детей, особенно учеников младших классов. Свободного времени меньше. Поэтому, если у ребенка есть увлечения, то ему может не хватить времени на них, а ведь его домашнее задание никто не отменял.
В чем разница между учреждениями?
Теперь разберемся. Педагогический состав сильнее и укомплектован лучше в лицее и гимназии. Обучение в них ведется по расширенной программе и в отличие от школы носит разносторонний и углубленный характер.
В школе преподается только один иностранный язык. В то время как в гимназии и лицее отдают предпочтение английскому языку как основному, а еще одному-двум дополнительным.
Что лучше?
Разобрались, чем школа отличается от гимназии и лицея. Что лучше? Каждый родитель, конечно же, хочет дать своему ребенку качественное образование. Однако следует учитывать его возможности, способности и желания. Даже если ребенок еще маленький, можно определить, где ему будет комфортнее и увереннее. Не нужно повышать самооценку и амбиции с помощью малыша, который может быть просто не готов к большим нагрузкам. Поэтому при выборе школы нужно смотреть на своего ребенка. Если умение хорошо усваивать материал и любовь к разным видам обучения проявилась в раннем возрасте (ребенок рано начал читать, считать, писать), то, скорее всего, в обычной школе, где дети учат алфавит и счет в первом классе, ему будет скучно.
Хотя бывает и так, что до школы ребенок мало самовыражался. Но, поступив в первый класс, неожиданно оказалось, что он безумно увлекается одним или сразу несколькими предметами. Тогда стоит попробовать поступить, например, в гимназию после 4-го класса. Иногда уместно выбрать заведение с углубленным изучением любимого предмета.
Также при выборе заведения необходимо учитывать мнение родителей тех детей, которые в нем учатся. Тогда легче понять, где учитель лучше, отношение к детям и многое другое.
Вывод
Теперь вы знаете, чем отличается обычная средняя школа от гимназии и лицея. Мы проанализировали особенности каждого заведения. Надеемся, что эта информация была вам полезна.
Источник