Ступени развития противоречий философия

Содержание

Диалектическое противоречие — взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития объективного мира и познания. Выражая сущность закона единства и борьбы противоположностей, категория противоречия занимает центральное место в материалистической диалектике.

Противоречие, понятое как только внешнее, не может быть источником самодвижения и развития. Диалектика отличается от метафизики не вообще признанием противоречий, а признанием противоречий именно в сущности предметов, внутренних, необходимых противоречий.

Диалектические противоречия нужно отличать от так называемых «логических» противоречий, выражающих путаницу и непоследовательность мысли.

Диалектическое противоречие, будучи источником движения, само движется, развивается. К ступеням развития противоречия в самой сущности предметов относятся тождество, различие, противоположность, собственно противоречие. Следовательно, категория «противоречие» характеризует и все ступени развития противоречия в сущности предметов, и высшую его ступень.

Уже тождество есть зародыш противоречия, т. к. старое, будучи существенно тождественным самому себе, содержит в себе предпосылки нового, т. е. моменты отличия себя от самого себя, но в качестве подчинённых тождеству.

Различие также есть ещё не вполне развитое противоречие, ибо хотя на первый план и выходит сосуществование нового и старого, однако новое образовалось и продолжает развиваться из старого, в связи со старым.

В противоположности противоречие ещё более развивается, ибо, хотя и выдвигается на первый план отрицание, исключение новым старого, тут также новое образуется из старого и обнаруживается сама внутренняя связь со старым: новое осуществляется как отрицание старого.

На высшей ступени противоречия, или на ступени собственно противоречия, новое завершает отрицание, преобразование старого, включая старое в снятом, преобразованном виде как свой собственный момент. Теперь формируется связь, внутреннее единство различных сторон, вещей и т. п. На ступени собственно противоречия главным становится не отрицание сторонами противоречия друг друга, а то, что в этом процессе они порождают друг друга в качестве отличных друг от друга. Отрицая друг друга, противоположные стороны переходят друг в друга, являются тождественными. Это — кульминационная ступень противоречия.

Читайте также:  Деревянные поворотные ступени для лестницы

«Диалектика есть учение о том, как могут быть и как бывают (как становятся) тождественными противоположности, — при каких условиях они бывают тождественны, превращаясь друг в друга, — почему ум человека не должен брать эти противоположности за мёртвые, застывшие, а за живые, условные, подвижные, превращающиеся одна в другую» [1].

Достижение высшей ступени противоречия тем или иным предметом означает одновременно и созревание предпосылок его исчезновения, ибо такая ступень противоречия есть отрицание предметом самого себя внутри себя, своим внутренним движением. Диалектика по своей сути «в позитивное понимание существующего… включает в то же время понимание его отрицания, его необходимой гибели, каждую осуществлённую форму она рассматривает в движении, следовательно также и с её преходящей стороны, она ни перед чем не преклоняется и по самому существу своему критична и революционна» [2].

Характер противоречий зависит от специфики противоположных сторон, а также от тех условий, в которых развёртывается их взаимодействие. Различают внутренние и внешние, антагонистические и неантагонистические, основные и неосновные противоречия.

Внутренние противоречия — это взаимодействие противоположных сторон внутри данного объекта, например внутри данного вида животных, внутри данного организма, данного конкретного общества и т. д. Процесс развития объекта характеризуется не только развёртыванием внутренних противоречий, но и постоянным взаимодействием его с внешними условиями, со средой. Внешние противоречия — это взаимодействие противоположностей, относящихся к разным объектам, например между обществом и природой, организмом и средой и т. п. При этом решающими в развитии в конечном счёте являются внутренние противоречия.

Диалектика различает противоречия также по их характеру (типу). В обществе, основанном на частной собственности и эксплуатации, противоречия носят антагонистический характер, что находит выражение в столкновении и борьбе классов, в конфликтах между противостоящими друг другу общественными группами, в невозможности разрешить эти противоречия в рамках данной общественной системы. В условиях социализма на базе общественной собственности антагонизмы исчезают, но противоречия остаются, т. е. формируется новый, неантагонистический тип противоречий, которые могут сознательно и своевременно разрешаться в интересах всего общества, дальнейшего укрепления и совершенствования социализма.

Основное противоречие — это противоречие, играющее решающую роль в развитии. Основное противоречие накладывает отпечаток на все остальные, неосновные противоречия.

Противоречие, рассматриваемое диалектикой, всеобще, оно действует и в природе, и в обществе, и в мышлении, сознании.

Противоречие — важнейший методологический принцип, логическая форма развития познания. Противоречия, возникающие и разрешающиеся в мышлении, отражают противоречия объективной реальности. «Так называемая объективная диалектика царит во всей природе, а так называемая субъективная диалектика, диалектическое мышление, есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей, которые и обусловливают жизнь природы своей постоянной борьбой и своим конечным переходом друг в друга, resp. [соответственно] в более высокие формы» [3].

Если метафизика, ограничиваясь лишь констатацией противоречий, рассматривает противоположные стороны и тенденции противоречивого процесса изолированно друг от друга, то материалистическая диалектика исследует их противоречивое единство. Адекватное познание диалектических противоречий предполагает синтетический подход, раскрывающий возникновение и взаимодействие противоположностей, их единство и взаимопереходы. «Условие познания всех процессов мира в их «самодвижении», в их спонтанном развитии, в их живой жизни, есть познание их как единства противоположностей» [4].

На первоначальном этапе процесса познания, когда объект воспринимается в его исходной целостности и чувственной конкретности, противоречивое единство противоположностей раскрыть невозможно. Поэтому познающий субъект начинает с мысленного расчленения изначального единства, подвергая анализу составляющие его моменты. Познание сторон противоречия в их обособленности друг от друга и даже противоположности предполагает достижение синтеза ранее разделённых противоположностей. В результате этого преодолевается односторонность первоначального подхода к объекту, связанная с анализом одних его моментов в отрыве от других. Единство противоположностей, постигаемое на этом этапе познания, характеризует объект как внутренне расчленённое, противоречивое и в силу этого — самодвижущееся органическое целое.

Методологической основой ревизионистского искажения диалектико-материалистического учения о противоречиях являются механистическое истолкование диалектики и подмена её релятивизмом. Праворевизионистские идеологи, пытаясь обосновать оппортунизм, подчёркивают момент социального единства при капитализме, пренебрегая при этом борьбой противоположностей. «Левые» ревизионисты, маоисты, непомерно расширяя сферу проявления антагонистических противоречий, рассматривают их как всеобщие, а неантагонистические противоречия — как частный случай антагонистических. Взаимодействие противоположностей сводится ими к превращению одной в другую как взаимной перемене мест, при этом момент борьбы противоположностей неправомерно абсолютизируется, а единство игнорируется, что служит основой для крайнего волюнтаризма и субъективизма в политике. Весь ход развития науки и общества полностью опровергает подобные концепции, не имеющие ничего общего с научным, марксистским подходом в исследовании диалектики общественной жизни.

Источник

Ступени развития противоречий философия

Гегель создает образцовую философскую систему, в том смысле, что она построена именно как система, каждый элемент которой связан с другими.

Система Гегеля – вершина системы творчества.

Гегель отталкивается от идеи трансцендентального субъекта. Однако изначально понимал этот субъект как абсолютный дух или абсолютную идею, как некий мировой разум.

Для него это субъект, который одновременно является субстанцией.

Абсолютный дух является исходной точкой развития в процессе самопознания опредмечивает себя, т.е. все идеальные структуры, понятия, идеи, мысли, содержащиеся внутри него он реализует во вне. Дает им не идеальное, а реальное содержание.

Три основных ступени развития .

1. Логика – рассматривает абсолютный дух, его внутреннюю структуру (всю систему логических категорий: бытие и небытие, синтез этих двух понятий, становление, количество, качество и мера). Каждое понятие Гегель рассматривает как включенное в некую триаду.

Исходное понятие – тезис.

Противоположное ему – антитезис.

То что они порождают вместе – синтез.

Принцип троичности – диалектический принцип развития путем прохождения трех ступеней.

На этом уровне он также рассматривал три основных ступени:

Ø Механический уровень.

Ø Химический уровень.

Ø Организмический уровень (уровень организмов).

3. Философия духа – изображающая становление и развитие человека.

На третьем уровне, где вероятно возникновение человека, сознание человека и абсолютное сознание абсолютного духа встречаются в процессе познания. И на этом уровне процесс самопознания абсолютного духа завершается.

На этом уровне Гегель рассматривает три ступени:

· Субъективный дух (личность, индивидуальное сознание).

· Объективный дух (семья, гражданское общество, государство[вершина развития нравственного принципа], общественное сознание).

Государство – «шествие Бога в мире». На уровне объединения индивидов в государстве каждое индивидуальное сознание достигает своей вершины, т.к. избавляется от эгоизма и из отдельных индивидов получается единый человеческий организм – государство.

Искусство так тесно связано с чувственностью, что не может адекватно отразить духовную реальность.

Религия – более высокая ступень, но и в ней эмоционально-чувственный компонент еще силен.

Философия как чистая деятельность разума, отвлеченная от всех чувственных и эмоциональных компонентов (как считал Гегель), на котором мышление полностью освобождено. На этом уровне самопознание абсолютного духа завершается.

Триада: Логика – природа – история.

Вершина философии – философия Гегеля.

В системе Гегеля впервые диалектический метод получил статус теории. Т.е. появилась развернутая теория диалектики – как теория о всеобщей связи развитии. Главный механизм развития, согласно этой теории – это противоречие, т.е. внутреннее противоречие, которое содержится в каждом понятии и явлении. Т.е. и в области мысли и в области реальности борьба противоречий движет развитием. Противоречие реализуется поэтапно, путем отрицания предшествующих позиций новым. Любая определенная ситуация, будь то определение в мысли или какое-либо фактическое положение дел, содержит в себе уже свое иное будущее состояние. За всем этим будущим состоянием наличное положение дел отрицается или снимается. Т.о. в любом случае работает механизм так называемого двойного отрицания. Гегелевская триада (тезис, антитезис, синтез) являет собой пример этого двойного отрицания. Тезис отрицается антитезисом, а затем сам он отрицается синтезом. Причем синтез – это новый тезис, как бы начало новой серии отрицаний. Причем отрицание – по Гегелю – предполагает не просто уничтожение прошлого. Гегель использует термин «снятие», иногда его переводят как преодоление, имеется в виду, что каждое новое состояние содержит в себе все предыдущие, отрицаемые моменты. Т.е. все, что было отрицаемо, оно все сохранено. Поэтому термин «снятие», «отрицание», «преодоление», в немецком языке имеет смысл как «сохранение», т.е. снятие посредством сохранения. Гегель приводит множество различных примеров из жизни природы, из жизни человека, о том, что каждое наличное состояние уже содержит зародыш этой силы, а значит, в будущем отрицается, чтобы потом быть отрицаемым новым будущим. Речь идет о бесконечной цепочке развития путем восхождения на все более и более высокие и сложные уровни. По сути дела мы видим, что вся эта система начиная от чистого развития понятий в области логики до реализации уже в высоких уровнях культуры не просто человеческой жизни, но человеческой жизни порождающей идеи абсолютов, т.е. там, где человек рождает религию, искусство, философию — высшие сферы реальной жизни, жизни культуры. На всем этом протяжении речь идет именно о такой структуре – структуре двойного отрицания.

Основываясь на теории Гегеля впоследствии, его диалектические принципы в марксизме приобрели статус законов объективной реальности.

1. Закон единства и борьбы противоположностей .

В этом законе фиксируется противоречие, заключающееся в каждом движении бытия. Противоречия эти находятся по началу на стадии единства, затем входят в стадию борьбы, чтобы образовать новое единство.

2. Закон перехода количественных изменений в качественные .

Согласно которому постепенное накопление количественных изменений в определенный момент доходит до такой точки, когда происходит качественный скачек. Т.о. в этом законе фиксируется положение о революционном принципе развития реальности. Эта идея была наиболее ярко воспринята Марксом.

3. Закон двойного отрицания или Закон отрицания отрицания .

Эти законы в марксизме получили статус универсальных объяснительных принципов не только для природы, но и для истории, для жизни общества и отдельного человека. Т.е. в марксизме диалектика стала основой философии как таковой.

По Гегелю диалектические принципы также применялись к истории, человеческому обществу и человеческой культуре. Описывая процесс постепенного роста сознательности человечества, т.е. приближения человечества к осознанию законов развития духа, Гегель также использует этот принцип триад. История согласно Гегелю, есть постепенное осуществление принципа свободы.

Три ступени человечества :

На первой ступени: Самые развитые цивилизации восточной, где свободен только один человек.

На второй ступени: Речь идет об античном мире, где свободны уже многие (все кроме рабов).

На третьей ступени: В так называемом германском мире приходит осознание того, что свободны все.

Описывая постепенный рост сознания человечества, Гегель рассматривает по началу факт индивидуального сознания, затем стадию самосознания, когда индивидуальное сознание начинает отличать себя от других, и вот здесь он описывает первичную встречу двух исходных, изначальных сознаний, когда некое человеческое «Я» осознает, что есть другие «Я». Гегель описывает эту встречу в притче «о хозяине и рабе», где в роли хозяина выступает сознание, которое господствует, владычествует, а в роли раба – сознание, которое подчиняется, признает хозяина своим повелителем.

Показывая диалектику этих двух сознаний, Гегель показывает, как рабское и хозяйское сознания постепенно переходят в свою противоположность. Хозяин впадает в зависимость от раба, т.е. теряет свободу, а раб, напротив, постепенно начинает понимать, что в его руках находится обеспечение жизни как своей собственной, так и хозяина.

Эта диалектика сознаний и ведет к тому, что в истории главным принципом становится борьба за свободу. Т.е. стремление достичь такой ситуации, когда хозяин и раб не просто меняются местами, а когда их противоречия вовсе снимаются.

Этот момент в философии Гегеля в последующий период развития философии, вплоть до сегодняшнего дня, вдохновляет на борьбу за свободу самые разные течения. Освободительная борьба колониальных народов, борьба женщин за равноправие, экономическая борьба, вылившаяся в социалистические революции – все это есть попытка разрешить противоречия между «хозяином» и «рабом».

Анализируя высшие сферы человеческой культуры, там, где абсолютный дух начинает проявлять себя, т.е. это искусство, религия и философия, Гегель всюду видит три этапа развития.

В религии , например, первая стадияязыческая, когда человек еще не выделил себя из природы. Вторая стадиямонотеизма, т.е. возникновение библейского повествования о едином Боге, когда происходит раскол между человеком и природой с одной стороны, и человеком и Богом с другой, человек начинает осознавать себя как существо греховное и отпавшее от целостности мира. Третья стадияхристианство, в котором Бог сам восстанавливает утраченное единство Бога и человека, посредством Христа (богочеловека). Задача человека в сфере религии – вернуться к единству с Богом сознательно, свободно.

В области искусства , Гегель также выделяет три стадии развития:

1. Искусство символическое , т.е. искусство первобытных народов, где речь идет об отражении природы.

2. Искусство классическое , в античности, где искусство начинает обращаться к человеку, к человеческому телу, а не только к природе.

3. Искусство романтическое , т.е. Новой Европы, которое стремиться изобразить не просто человека, не просто природу, а внутренний мир человека, его психологию.

По этой причине, причине чрезмерной психологизации искусства, Гегель отказывает искусству в перспективах развития. Для Гегеля, искусствотупиковая ветвь в развитии абсолютного духа в человеке.

Философия , по Гегелю, также проходит три ступени:

1. Философия античная , классическая.

2. Философия средневековая , религиозная.

3. Философия нового времени и философия Гегеля .

Эта третья ступень вбирает все достоинства предыдущих. В философии Гегеля сохранен и религиозный компонент (абсолютный дух) и сохранен рациональный античный компонент, и они вместе синтезированы в логику развития рационального абсолютного мышления.

Во-первых, в системе Гегеля классический философский рационализм достигает своей вершины, своей крайней точки. По Гегелю, исторические формы разума оказываются исчерпанными, достигшими своей вершины. Во-вторых в системе Гегеля все проявления жизни подчинены единой рациональной логике, и этим обнаруживает недостатки рационализма, неспособность силами одного только разума адекватно отразить все проявления бытия.

После смерти Гегеля начинается «бум» против рационализма в философии. Этот «бум» выразился в трех основных формах:

1. Марксизм , когда отрицается абстрактность и отвлеченность гегелевского рационализма. Маркс выдвигает идею о практической значимости философии. «Философы лишь различным образом объяснили мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».

2. Позитивизм , это философское направление, связавшее свою судьбу с развитием естествознания, и единственной опорой познания позитивисты считали научный элемент, научный опыт и основывались на идеях эмпиризма.

3. Иррационализм , т.е. создание теорий, в которых основанием бытии были иррациональные идеи.

Главное противоречие в системе Гегеля, которое заставило многих мыслителей отказаться от его идей это противоречие между методом и системой. Метод Гегелядиалектический, т.е. предполагает бесконечную цепь развития, а система Гегеля — это абсолютная система, которая на определенной ступени завершается. Гегель отказывается вообще от обсуждения будущего.

1. Немецкая классическая философия на место традиционной онтологии ставит гносеологизм, т.е. стремление исходить из идеи первичности субъекта в познании. Т.о. через формы сознания субъекта может быть описано бытие.

2. На место субъекта выступает не индивидуальное сознание (для 18 в. было характерна т.н. гносеологическая робинзонада, когда рассматривался единичный, природный субъект, познание которого нужно было объяснить), а трансцендентальный субъект, т.е. всеобщее родовое сознание, обладающее всеобщими и необходимыми формами мышления.

3. Этот субъект выступает в качестве активного творца объективного мира. Т.о. познание выступает как деятельность, а не просто пассивное отражение, как это было раньше.

4. Метафизический метод, ориентированный на познание тождественного себе бытия, т.е. устойчивого, постоянного, неизменного, сменяется диалектическим методом. Т.о. бытие предстает в качестве изменчивого, динамичного, в каждой своей точке не зафиксированного, а стремящегося к будущему.

5. Благодаря немецкой классической философии, принцип историзма стал одним из основных научных принципов. Т.е. любое явление, гуманитарное или естественнонаучное, стало рассматриваться как обладающее своей историей, исторически ограниченное, т.е. характерное только для этого этапа развития, относительное. 19 век стал «веком истории». История стала популярной наукой.

6. Философия в немецкой классике предстает как деятельность по систематизации всех возможных способов познания и всех сфер реальности. В немецкой классике каждый создает всеобъемлющую систему, которая вся пронизана единым исходным принципом.

7. В немецкой классической философии наиболее глубокое осмысление получила идея свободы, принцип свободы, практическое действие субъекта, основанное на свободе. В последующие годы развития философии эти идеи, сформулированные Кантом и Гегелем, лишь по-разному актуализируются, применяются в различных сферах человеческой деятельности.

Источник

Оцените статью