Ступени развития общества время

Историческое развитие общества

Общество – это чрезвычайно сложный организм, который не стоит на месте. Он изменяется, одни институты рождаются, другие – перестают существовать. Таким образом, общественный организм живет. Именно поэтому социологи, историки и философы во все времена обращали внимание на характер исторического развития общества.

Понятие развития общества

Историческое развитие – это сложный, многосторонний и многозначительный процесс, который длится достаточно долго и включает в себя компоненты из экономики, политики, права, а также элементы нравственного и интеллектуального развития. Эти части в результате составляют единую целостность, пронизывая многие общественные институты: правовые нормы отражаются на нравственности, экономические на ценностях и т.д.

Сложность исторического развития общества в том, что для его анализа следует учесть развитие других, более мелких компонентов: групп, классов, институтов, организация и т.д. Вместе с тем, эти элементы создают единую целостность, которую социологи и культурологи стремятся исследовать. Эти элементы обычны выделяют в две большие группы – «тип общества» и «цивилизация». Данные термины используются для характеристики отдельных качественных состояний общества на определенных стадиях его прогресса и регресса.

Тип общества – это система определенных структурных единиц – социальных общностей, групп, институтов и т.д., взаимосвязанных и взаимодействующих между собой на основе некоторых общих для них социальных норм, ценностей, идеалов.

Термин «цивилизация» дал социологам, историкам и культурологам возможность выделить разные виды социального и культурного устройства социумов. Однако стоит заметить, что «тип общества» – это в первую очередь, социальные структуры, отношения и характер связей, а вот «тип цивилизаций» – это отличия в духовной, социальной или культурной сферах общества.

Читайте также:  Лестница деревянная универсальная лес

Человеческий фактор в развитии

Сложность определения содержания истории, путей и проблем исторического познания заключается в том, что во всех его сферах присутствует человек – главное действующее лицо исторического процесса. Она выступает исторической личностью и творцом истории, а также как исследователь всего исторического рассвета.

Человеческий фактор вносит в познавательный процесс много вопросов субъективного характера, основанные, в первую очередь, на духовности, соответствующем профессионализме каждого лица, на уровне и возможности интеллекта. Роль человека в истории определяющая уже только потому, что история, исторический процесс не могут быть без человека – его создателя. Человек и природа, человек и общество, человек и люди – такие связи, такое сочетание комплекса проблем трудно поддается осмыслению, изучению, исследованию.

Типы обществ и их развитие

Множество ученых вводили свою классификацию обществ, а с ней, определяли их движение на линии времени. Приведем несколько примеров.

Концепция Г. Спенсера: общества простые и сложные. Со временем в обществе растет вариативность социальных связей, появляются новые институты, одним словом, происходит дифференциация. Так по Спенсеру мировая история – это движение от простых обществ к сложным.

Концепция Ф. Тенниса: общины и общества. Ранняя стадия развития общества – это община. Количество участников небольшое, часто ими движет совместное проживание, отсутствует четкое право и закон. В обществе же главное – это рациональный обмен, взаимная выгода. Чтобы упростить социальную коммуникацию в обществе действует обязательный для всех закон.

Концепция К. Поппера: общества закрытые и открытые. Большинство древних обществ имели очень слабую социальную мобильность: если родился в определенной группе, то к ней будешь принадлежать и ты, и твои дети. Яркий пример – касты в древней Индии. Обычно такие общества статичны, закрыты от внешних контактов, слабо восприимчивы к достижениям науки. Со временем мобильность усиливается, появляются сословия, а затем классы. Образование, успешная карьера, знакомства дают возможность подниматься по социальной лестнице. Открытые общества более динамичны, в них развиваются институты демократии, гарантируется частная собственность и свобода самой личности.

Концепция И. Валлерстайна: исторические системы. Для этого ученого центральное место занимает то, какая система доминирует в мире. Каждая такая система имеет заданный набор экономических, политических, социальных институтов. Они, в свою очередь, через социализацию формируют соответствующих личностей. Когда система не справляется с новыми вызовами начинается ее трансформация и рождение новой системы. И. Валлерстайн приводит несколько таких систем: североамериканская (доевропейская), Римская империя, капиталистическая. По мнению ученого, сегодня наблюдается кризис капитализма, а значит, возможна новая серьезная трансформация.

Различные подходы к историческому развитию

Однако более сложные концепции были разработаны К. Марксом и А. Тойнби. Их концепции оказали намного большее влияние на научное и политическое развитие, чем вышеперечисленные. К. Маркс ввел формационную теорию развитие общества, а Тойнби – цивилизационную.

Этапы развития общества по К. Марксу

Для основателя марксизма ключевым было право собственности на средства производства и характер производственных отношений. Главная движущая сила изменений – классовые противоречия.

Именно поэтому он выделяет следующие стадии развития:

  1. Первобытнообщинная. Эта стадия длилась до формирования первых государств, появления власти, а с ней – эксплуатации отдельных категорий населения.
  2. Рабовладельческая. Самые известный пример – Античные государства Греции и Рима. Вместе с тем, Маркс также выделяет особую модель на этой стадии – «восточная деспотия» (азиатский способ производства), свойственная для народов и стран Азии, например, империи Персов.
  3. Феодальная. Это средневековый уклад, когда положение в общества зависело от владения «феодом» – земельным наделом. Больший феод – выше положение в обществе, возможность иметь своих вассалов.
  4. Капиталистическая. Промышленный переворот породил два новых класса: буржуазию и пролетариат, которые находятся в постоянном конфликте. Вся собственность на средства производства, а значит и основная прибыль – в руках буржуазии. Маркс предсказывал социальный взрыв, после которого произойдет переход на новую стадию.
  5. Коммунизм. Общество, в котором «каждому по потребностям, от каждого – по труду». Но как показали политические эксперименты ХХ века – коммунизма достичь не удалось.

Культурологический подход

Авторы этой концепции не считаются сторонниками европоцентристские однолинейной схемы общественного прогресса, а признавали существование большого количества культур и цивилизаций.

Представитель культурологического подхода английский историк Тойнби в своем труде «Исследование истории» рассматривает историю человечества как круговорот локальных цивилизаций, которые сменяют друг друга. Осуществляя сравнительное исследование цивилизаций, он делает вывод, что все варианты общества можно рассматривать как близкие в историческом времени и равноценные по своему значению. Каждая цивилизация проходит схожие стадии возникновения, развития, упадка и гибели.

Тойнби считает, что причиной упадка цивилизаций является потеря гармонии между частями, которые образуют целостное единство общества. Смысл всемирной истории Тойнби видит в религиозной эволюции и духовном совершенствовании человечества. На этом этапе начинают доминировать представление об истории как совокупность локальных цивилизаций, основным понятием выступает понятие «цивилизации» – общности людей, объединенных на основе духовных ценностей.

Тойнби выделяет 21 цивилизацию, среди них египетская, эллинская, западная, православная христианская (в России) и другие.

Эволюционные типы обществ

Сегодня большинство социологов, футурологов и философов используют эволюционные типы обществ, которые, однако, возникли вследствие производственных революций.

Примерно до 10 тысячелетия до нашей эры существовали простейшие общества. Но из-за того, что часть народов перешла к земледелию, начинаются существенные сдвиги в развитии общества. Переход от собирательства к земледелию получил название «Неолитическая революция». Человечество переходит к оседлому способу жизни, строит города, благодаря чему возникает предпосылка создания государства, для фиксации урожая и его распределения возникает письменность, а с ней – письменные законы. Это общество просуществовало до 18-19 веков нашей эры и называлось аграрным (традиционным).

В 18 веке в Англии изобрели паровую машину, которую начали использовать на производстве и на транспорте. Начался промышленный переворот. Заводы и фабрики задавали тон жизни в стране и городе. Дневной уклад стал зависим от времени: появилось расписание, транспорт стал его соблюдать, на заводах начали работать женщины, а детей приходилось отдавать в государственные и частные школы и детские сады, начала сокращаться рождаемость.

Во второй половине 20 века началась еще одна революция – информационная. Изменился характер информации, все начало измеряться байтами. Появился интернет, возможность удаленной учебы и учебы, серверы стали хранить информацию, которой даже не накопилось за предыдущие эпохи. Это время стали называть «эпоха Big Data», а стадию – информационной или постиндустриальной.

Таким образом, сегодня выделяют 4 стадии развития общества:

  1. Простейшие общества.
  2. Аграрные общества.
  3. Индустриальные.
  4. Постиндустриальные.

Современные тенденции развития

Сегодня философы и социологи говорят о двух главных тенденциях: глобализации и сбору данных обо всем. Сегодня уже нет десятков цивилизаций, о которых писал Тойнби. Сегодня мир – это фактически одна цивилизация. Сегодня молодежь в Европе, России и США больше похоже между собой, чем на старшее поколение в своей стране. Создание огромных баз данных разгружает человеческую память, она становится кратковременной. Вместе с тем, чтобы находить нужную информацию, которой нет в памяти, нужны умения работы с базами данных.

Источник

Общество как форма жизнедеятельности людей (окончание)

Ступени развития общества

Общество прошло длительный путь, на котором наука выделяет несколько ступеней. Если рассматривать в первую очередь средства, с помощью которых люди производят необходимые им материальные блага, а также опыт, накопленный в таком производстве, то можно увидеть три ступени в развитии общества.

Для первой ступени — традиционного (аграрного) общества — характерно господство сельского натурального хозяйства, сословной иерархии, решающая роль в жизни общества принадлежит хранителям культа — жрецам либо церкви и армии.

Вспомните общества Древнего мира, а затем средневековые. В этих обществах появляются города, ремёсла, торговля, деньги, письменность. Но семья остаётся основной производственной ячейкой, господствуют общинные принципы, традиции и обычаи. Основная масса населения проживает в деревнях.

На следующей ступени — в индустриальном обществе — происходят значительные перемены.

Учёные указывают такие отличия индустриального общества от аграрного:

— преобладает не сельскохозяйственное, а промышленное производство;

— решающая роль в социальной жизни принадлежит не мелким и крупным землевладельцам, а промышленникам, бизнесменам;

— в центре социальной организации находятся не церковь и армия, а корпорации (объединения лиц, имеющих общие коммерческие интересы).

Это общество основано на развитии крупного машинного производства (вспомните из курса истории, как и когда оно возникло), для него характерно использование научных достижений в качестве основного фактора производства.

Меняется весь образ жизни общества: сельское хозяйство, транспорт, связь, профессиональные навыки, образование, культура человека. Сокращается доля населения, занятого в сельском хозяйстве, растёт численность городского населения.

Считается, что современная Россия — это тоже индустриальное общество. Наиболее экономически развитые страны мира (США, Япония и др.), по мнению многих учёных, переходят на третью ступень развития — вступают в постиндустриальное (информационное) общество. Такое общество, в отличие от индустриального, не рассматривает природу как «склад сырья», из которого можно бесконечно брать, поддерживая расширяющуюся экономику; производство постиндустриального общества ориентировано не на увеличение объёмов выпускаемой продукции, а на улучшение её качества (потребительских свойств). Особое значение здесь имеет не количество затраченного труда, а его качество и, следовательно, квалификация, творческий потенциал, личные качества людей, занятых в производстве. Главным фактором производства в таком обществе специалисты считают научно-технический прогресс, информационные технологии. Широкое распространение получает компьютерная обработка информации, её передача на любые расстояния в кратчайшие сроки. В постиндустриальном обществе ведущими становятся производство научных знаний, научные исследования и разработки, опирающиеся на университетское (всестороннее) образование. Знания (информация) превращаются в важнейший фактор жизнедеятельности людей. В экономике сфера услуг начинает преобладать над производством товаров.

Из курса истории вы знаете, что с изменениями общества менялась жизнь людей. И на каждом этапе истории существовали общества, которые различались своим устройством и условиями жизни людей. Так, положение гражданина в республике отличается от положения подданного в абсолютной монархии. А в одном и том же обществе положение человека зависит от его принадлежности к той или иной социальной группе, классу, сословию.

Приведи примеры из истории.

Из наследия французского писателя А. Мюссе: «Общество, причиняющее столько зла, похоже на ту индийскую змею, которая живёт под листьями растения, излечивающего от её укуса; общество почти всегда даёт лекарство против страдания, которое оно причиняет».

Задумайся: должен ли человек приспосабливаться к общественным условиям, которые его окружают? Или люди должны преобразовывать эти условия, делая их более удобными для своей жизни?

1. Каково значение научного понятия «общество»? 2. Что представляют собой общественные отношения? 3. Какие сферы жизнедеятельности людей включает в себя общество? 4. Чем отличаются друг от друга социальные нормы в форме дозволения, предписания и запрета? 5. Какую роль в жизни человека и общества играют социальные нормы? 6. Как изменялась жизнь людей при переходе от одной ступени развития общества к другой?

В КЛАССЕ И ДОМА

1. Как ты относишься к утверждению: «Возникновение человека и возникновение общества — процессы, неразрывно связанные друг с другом»? Приведи аргументы, подтверждающие либо опровергающие эту мысль.

2*. В курсе истории ты изучал рабовладельческое и феодальное общества. В чём состоят главные различия между ними в каждой из четырёх рассмотренных в этом параграфе сфер общества?

3. Выскажи своё мнение о следующем утверждении: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Подумай, может ли человек стать свободным, если он будет жить вне общества.

4. Аргументируй свою позицию по отношению к следующему утверждению русского публициста и литературного критика В. Г. Белинского: «Живой человек носит в своём духе, в своём сердце, в своей крови жизнь общества: он болеет его недугами, мучится его страданиями, цветёт его здоровьем, блаженствует его счастьем, вне своих собственных, своих личных обстоятельств».

«Человек не должен жаловаться на времена — из этого ничего не выходит. Время дурное: ну что ж, на то и человек, чтобы улучшить его».

Т. Карлейлъ (1795—1881), английский историк,
философ, писатель

Источник

Оцените статью